Дагестанские национальные платья. Национальные наряды дагестана. Из каких материалов шьют, особенности

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Национальные костюмы Дагестана

Народности

Особенности традиционной одежды народов Дагестана Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов. Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих - нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор (чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнявшихся декором (аппликации, вышивка, декоративные обстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.

Аварцы Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники. список

Аварцы Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью вовнутрь. список Шамильский район

Головной убор и украшения Гунибский район, с Ругуджа Чохто, Советский район аварцев Головной убор имел многочисленные варианты, создаваемые чохтой (чепец или капюшон с мешком для волос) и способом ношения покрывала. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохты, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Традиция украшения чохты уходит в глубокую древность. Особое внимание уделяли височным украшениям. В обществе Карах к комбинированной из кожи и ткани чохте на висках прикреплялись серебряные кольца или крупные монеты. Нарядную чохту украшали еще толстой цепью, идущей вдоль лба от виска до виска. В Гидатлинском обществе на уровне висков пришивали филигранные круглые бляхи диаметром 8-10 см, в Келебском - бляхи из концентрических кругов, в Андалалском (Ругуджа, Чох) - вся налобная и височная часть были покрыты вышивкой, аппликацией, с концов свисали подвески в виде колокольчиков. По представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески. Украшения эти стоили дорого, камни привозились издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы изготавливались местными ювелирами на заказ. список

Аварские национальные женские костюмы Гунибский район, Ругуджа Аварка, Цунтиский район список Чародинский район, с. Тлярош

Агулы Традиционная одежда у мужчин она состояла из нательной рубахи бергьам туникообразного покроя и штанов шалвар, поверх которых надевались бешмет валжаг и черкеска чохъай. Черкески и нарядные бешметы носили с дорогими покупными кожаными поясами с серебряным набором. Теплой одеждой были нагольные меховые шубы двух видов: кул - с обычными рукавами, слегка приталенная, с небольшим шалевым воротником, хIякул - шуба-накидка большого размера трапециевидной формы с длинными ложными рукавами и большим шалевым воротником- Принадлежностью одежды путника, чабана явилась бурка лит местной выделки или привозная. Головным убором служила папаха бармак двух видов: с высокой тульей и круглым верхом и с более высоким центром и покатыми краями - "чабанская папаха". список

Агулы Рабочей обувью были поршни из одного куска сыромятной кожи шумар, имевшие форму ботинок, ишаламар в форме низких чувяк со шнуровкой на носочной части. В быту носили мягкие сафьяновые чувякимяхсар с обувью без задника башмакъар, яхул калушар (лакские калоши) - кожаные чувяки с грубой подошвой. Элементом парадной одежды были хромовые сапоги чакмавур. Теплой обувью являлись вязаные сапоги гивянар с отогнутым назад носком, которые по характеру орнамента и его композиционному решению отличались от подобных же изделий у других народов Южного Дагестана. список Традиционный костюм агулки

Агулка Традиционной одеждой агульских женщин являлись платье-рубаха туникообразного покроя, штаны с неширокими штанинами, распашной валжаг с узким, облегающим фигуру лифом и широкой юбкой. С нарядным валжагом надевали серебряный пояс камар. Теплой плечевой одеждой была овчинная шуба кулв форме трапеции с узким шалевым воротником или без него, но с отделкой горловины кусочками сафьяна. Носили еще всевозможные безрукавки из овчины, а также матерчатые, подбитые ватой или шерстью. Обувь была вязаной, с отогнутым назад носком, а также кожаной типа чарыков - чурукъяр, яхул калушар. И женщины, и мужчины с кожаной обувью носили вязаные носки. список

Агулы Головной убор состоял из наволосника къуч и покрывала- полотнища к1ев (ашмагъ, майзар). Агулки, особенно молодые, носили серебряные украшения, которые, отличаясь разнообразием, имели вместе с тем особый агульский колорит. Обилием украшений отличалась свадебная одежда. Головной убор агулки список

Азербаджайджанцы Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табаса ранами и лезгинами. Мужскую нательную одежду составляли рубаха туникообразного покроя (кеннег) и штаны; поверх рубахи одевали бешмет, черкеску, бурку (в непогоду) и меховую нагольную шубу (зимой). Головным убором были овчинная папаха и суконный башлык, обувью служили чарыки, сафьяновые сапоги, башмаки, галоши, которые носили с шерстяными или хлопчатобумажными обмотками. Украшением костюма мужчин были пояса и оружие, изготовленные, как правило, в Кубачах: кинжал, реже - список

Азербаджанцы Женская одежда также состояла из нательной (широкая длинная рубаха и штаны) и верхней (длинное распашное платье с откидными рукавами - дон, украшенное галуном, ажурной тесьмой, подвесками). Распространенными головными уборами женщин были повязка - чутгу, поверх которой надевали будничные или праздничные платки (фте, шал, гюльменди); обувью служили однотонные и орнаментированные шерстяные носки, чувяки из черного или красного сафьяна, на которые надевали кожаные галоши или башмаки, расшитые дербентскими золотошвейками. Специфической чертой одежды азербайджанок являлось женское покрывало, которое закрывало фигуру. список

Украшения и обувь азербаджанок Большим разнообразием отличались женские украшения: серебряные серьги различных форм, кольца, браслеты, шейные и нагрудные ожерелья из ажурных пластинок (бугаз арты), кораллов, мелких монет, янтаря, сердолика, реже - жемчуга, золота, а также серебряные пояса к выходному костюму Женские сапоги,19 в Женская обувь, 19в Серьги(золото, эмаль) Женский пояс (серебро) список

Андийцы Андии́йцы (андии, самоназвание андал, Гъагъодрал) - народ на западе Дагестана. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Кванхидатли (Ботлихский район Дагестана). Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома домашней выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: овчинные шубы, платки и шали, чепец- накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразные серебряные украшения. Горец,с Анди список

Андийцы Украшения женские, с Анди Женский наиональный костюм список

Арчинцы Арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско- дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также аварский, лакский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане- сунниты. Одежа имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки. список

Ахвахцы Ахвахцы (самоназвание ашвадо) один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала ХХ в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до ХХ в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.). Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа "полуша" и "къабалай", безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке. список

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Одежда аварцев

Шарфы, башлыки и перчатки,

Из козьего пуха платки,

Жакеты на теплой подкладке

И вязки цунтинской носки.

Расул Гамзатов

Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат ). Что-то вроде современного пиджака или легкой куртки. Зимой к бешмету пристегивалась ватная подкладка. В общем, как вы сейчас носите курточки на синтипоне. Только бешметы были приталенные.

Ну и конечно, черкеска с газырями. Черкеску обязательно перетягивал ремень, на котором висел кинжал. От холодов спасали шубы из овчины: с рукавами, шубы-накидки без рукавов и с длинными ложными рукавами, которые использовали как карманы, меховые безрукавки. Пользовались особым спросом шубы мастеров-скорняков селений Шагода, Ругуджа.

На голову надевали лохматую папаху из овчины. А по торжественным случаям – из каракуля.

«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя. Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова. Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь».

(Расул Гамзатов)

Женщины носили две рубашки – нижнюю короткую и верхнюю длинную. Под рубаху надевали штаны. Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, поэтому ее украшали отделкой.

Пожилые женщины носили платья («гужгат » или «кунта ») темных цветов, а вот молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Нарядные платья хъабал о богато отделывали вышивкой золотой и серебряной нитями по краю юбки, подолу, всему нагруднику и низу рукавов.

Волосы прятали под «чухтIо » (плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос). Поверх чухтIо надевали покрывало «мучIу ».

А сверху мучIу – платки: шерстяные, шелковые, парчовые.

Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Распространены были так называемые «шумящие» кольца: ободок кольца обрамляли короткими подвесками, монетами, полыми (пустыми внутри) шариками, которые при движении издавали звук. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. К некоторым браслетам ювелиры приделывали подвески-обереги в виде руки или птички.

Одежда аварок отличалась разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. По тому, как женщина надевает платок или платье, по форме и расцветке, по виду шубы, украшениям и даже обуви можно было определить, из какого она селения или общества.

Дидойцы. Самоназвание – «цезы » («орлы»). Веками сохраняют любовь к своей земле, культуре, традициям, могилам предков, передают обычаи из поколения в поколение. Дидойки носили тунико образные платья-рубахи, отрезные по талии платья, расклешенные платья хъабал о и длинные штаны, зауженные к низу. Различного фасона овчинные шубы, узорчатые носки, чухтIо , платки с бахромой, украшения.

Тиндинцы . Самоназвание – «идери ». Женщины носили узкие черные штаны, широкие черные туникообразные платья, шали, шелковые платки, черное чухтIо , украшенное монетами и цепочками. Сверху набрасывали головное покрывало. Платье тиндийки подпоясывали широкой и длинной (иногда до трех метров) кумачовой (красной) повязкой, а в траурные дни – черной.

Генухцы – «гъинузи », «гъинуз », от села Генух (Гъино ) Цунтинского района. Переводится как «место у дороги». Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии платьев, распахнутых у подола, и узких, доходящих до щиколоток, штанов. В холодную погоду женщины носили безрукавки и толстые шали. Шуб и войлочных сапог не носили. Платья подпоясывали широким и длинным матерчатым поясом-повязкой или украшенным серебром широким или узким поясом. Голову покрывали чухтIо , шерстяными и шелковыми платками, привезенными из далеких стран Востока. Украшали себя кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, налобными, височными, нагрудными серебряными изделиями кубачинских, лакских и местных мастеров.

Бежтинцы – название происходит от селения Бежта. Раскопки Бежтинского могильника раннего средневековья свидетельствуют о том, что украшения бежтинок своими корнями уходят в глубь веков. Под платье бежтинки надевали брюки-шаровары. Поверх платья повязывали передник, украшенный цепочками из разноцветных бусинок, амулетами, золотыми, серебряными монетами, а также пояса из серебряных монет. Платье хъабало из дорогих тканей застегивалось у пояса несколькими крючками. На голову надевали косынку, а поверх нее – платок.

Арчибцы . Самоназвание – «аршашдиб ». Женщины предпочитали цветные платья, которые подпоясывали дважды пестрым кушаком (поясом) и завязывали спереди узлом, широкие и длинные штаны, войлочную обувь. Праздничные платья бузма были отрезными в талии. На голову надевали мешочек для кос – чухтIо и покрывало.

Платье дополняли серебряные, медные нагрудные украшения, пряжки к поясам. ЧухтIо украшали монетами.

Ахвахцы . Самоназвание – «ашвадо ». Женщины носили рубахи, нарядные платья типа «полуша » и хъабал о, безрукавки, чухтIо , платки и теплые шали, узкие и длинные штаны. Ткани для нарядных платьев выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные. Носили бусы, серебряные изделия, височные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями. Волосы заплетали в две косы – символ мужчины и женщины.

Каратинцы . Самоназвание – «кIкIарди ». Каратинки носили туникообразные платья-рубахи, отрезные по талии, а также распашные платья, которые подпоясывали длинной матерчатой повязкой-поясом. Голову покрывали чухтIо , головными покрывалами, шерстяными и шелковыми платками. Носили узкие и длинные штаны.

Костюм дополняли бусами, серебряными кольцами, перстнями, браслетами, налобными, височными, нагрудными украшениями. Камни в украшениях были разнообразны: сердолик, аметист, агат, бирюза, коралл, яшма.

Андийцы . Самоназвание – «гъваннал », «анди », «андал ». Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано , шаровар – ошхъоги , различной обуви, включая кожаные сапожки. Завершался головным убором – андийским чухтIо в форме полумесяца, надеваемого «рогами» вниз. Лобную часть чухтIо украшали ярким золотым шитьем или парчовой тканью. Верхнеандийки заворачивались в большое, как плед, белое покрывало – кIази ; нижнеандийки носили черный платок без чухтIо .

Хваршины . Самоназвание – «атлилько, акьилко », от названия села Хварши. Женщины поверх белья надевали свободное по крою платье, а молодые – отрезное, присборенное или в складку. Подпоясывались в два оборота трехметровым матерчатым поясом с опущенными концами. Волосы прятали под чухтIо с кожаной планочкой на темени для крученых височных колец. Удлиненная часть чухтIо сзади не зашивалась, а просто свисала, как фата. Молодые носили чухтIо темных цветов, по низу отделанную широкой красной полоской. И платки-покрывала разных цветов. Обувь – прошитые цветной шелковой строчкой сафьяновые сапожки, носок и задник которых украшали серебряными монетами. Из монет шили нагрудник титино .

Багулалы . Самоназвание – «багу-лал » («богатыри, питающиеся сырым мясом»). Костюм багулалки состоял из черного платья, темных штанов, черного чухтIо с парой височных колец, красного пояса, вязаных носков с кожаной подошвой. Часто багулалки набрасывали на спину теплую шаль вместо безрукавки или шубы. Как украшение носили изделия из драгоценных металлов. Свадебная одежда отличалась дорогими тканями и обилием серебряных и медных украшений.

Ботлихцы . Самоназвание – «буйхади ». Женщины носили нательную рубаху, платья в талию, штаны, головной убор кIаштIа , платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздник поверх рубахи надевали хъабало – отрезное шелковое платье с рукавами с разрезом у локтя. Многочисленные украшения оберегали женщину и привлекали изобилие.

Чамалалы – «чама-ига» («сухая курага»). В женских нарядах преобладали темные платья, матерчатые пояса, штаны, шубы овчинные, чухтIо .

Женщины украшали себя налобной цепочкой из серебра или меди, носили кольца, серьги, подвески, бусы, монеты, шейные цепочки. Вышивки из цветных тканей (аппликации), широкие пояса ярких цветов выполняли эстетические и магические функции.

Гунзибцы – «гьунзаль, энзеби, унзо, хунзалис ». Женщины носили платье-рубаху, подпоясанную матерчатым поясом, штаны, чухтIо , платок, теплую шаль, длинные, толстые шерстяные свитера. Шуб и телогреек не носили. В любое время года они носили вязаные узорами пестрые шерстяные сапоги. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески, нагрудные украшения. С детства отпускали волосы, собирая в две косы, под платком носили чухтIо .

Годоберинцы . Название села Годобери переводится как «вороний глаз», потому что жители были меткими стрелками. Самоназвание – «гъибдильи ». Женщины надевали платья-рубахи хелу , платья в талию – тегела , штаны барта , головной убор букIру кIаштIа. КIаштIа украшалась монетами, а по бокам – крупными и тяжелыми нашивными кольцами. Носили серебряные пояса, бусы, браслеты, кольца. Сверху накидывали платок кIази. Тахабалъи – кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. Как свадебный наряд невесте надевали безрукавку-жилет – кереса . Передние полы безрукавки богато обшивали серебрянными монетами (от 50 до 100). Такое дорогое приданое передавалось по наследству от матери к старшей дочери. Пожилые женщины в знак траура носили пояс ракъичил .

Красота – берцинлъи

Волос – рас

Брюки – тIажу

Папаха – тахтадул тIагъур, бухаритIагъур

Платок – квархьи, кIаз, шал

Косынка – лъабокIонаб тIадагьаб кверлъин, кIатIи

Рубашка – гурде

Воротник – габур

Носки – бихьиназул щватаби

Платье – ретIел, ретIел-кун

Ткань – ххам

Шуба , дубленка – тIимугъ, хъабарча

Варежки – квердаххелал, гвадачал

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

История аварцев Они в горах живут высоко… И выше всех вершин Востока Считают собственную честь. Расул Гамзатов Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения аварцев Дом родной мой выше гор, Он дороже мне всего. Неба синего простор - Крыша дома моего. Расул Гамзатов Поселения предгорной части Аварии располагались на северных склонах Гимринского и Салатавского хребтов. Здесь были прекрасные пастбища и

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

1. Одежда Вопрос о том, появилась ли одежда людей вследствие пробудившегося чувства стыдливости или чувство стыдливости появилось в результате ношения одежды, на недавних диспутах был решен в пользу последнего утверждения. Это не просто теория, это подтверждено фактами;

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Одежда В советские времена, даже если и не хотелось одеваться, как все, это мало у кого получалось. Члены Политбюро носили вещи одинакового цвета и одного покроя. На мавзолее они все стояли в серых плащах и серых шляпах. Зимой появлялись одинаковые воротники и ондатровые

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Одежда На многолюдных улицах, где в элементах зданий переплетаются различные архитектурные стили Египта и Месопотамии, люди одеты в пестрые одежды. Библия о них упоминает лишь случайно. Изначально люди не скрывали свою наготу. После изгнания из рая они прикрылись лишь

Из книги Военный Петербург эпохи Николая I автора Малышев Станислав Анатольевич

Одежда Основным цветом русских мундиров с петровских времен был темно-зеленый, но после наполеоновских войн он постепенно становился все более темным, почти черным. Горнист и обер-офицер Л.-гв. Финляндского полка в 1833–1843 гг. В.Г. Строганов, поручик Кавалергардского

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ОДЕЖДА Как и во многих других отношениях, литература и археология говорят нам об одежде состоятельных членов общества, а не о том, что носили обычные люди. Универсальной повседневной одеждой германцев в железном веке был «сагум» или короткий плащ: он служил будничной

автора

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Одежда В XVIII веке купцы носили традиционную русскую одежду, зато жены их и дочери красовались в самых модных европейских нарядах. Это была продуманная стратегия: мужчина выглядел респектабельно и внушал уважение, женщина была его витриной, где он демонстрировал свое

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Одежда Древние могилы и бабушкины сундуки Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для

На Кавказе насчитывается более 70 народностей. Каждая из них имеет свою национальную одежду, но есть и между ними общие детали. В нашем интернет-магазине вы найдете как уникальную, свойственную одной народности дагестанскую национальную одежду и аксессуары, так и их общие элементы.

Что можно купить на нашем сайте?

  • Бурку.
  • Платья.
  • Традиционный мужской костюм.
  • Традиционный женский костюм.
  • Ноки.
  • Газыри.
  • Сумку.
  • Пояс.
  • Портупею.
  • И многое другое

Это могут быть как простые наряды и украшения на каждый день, так и богато изукрашенные выходные наряды, переливающиеся на солнце.

Особенности национальной одежды и аксессуаров

Дагестанские изделия всегда обильно украшены и расписаны. Выглядит это великолепно: яркие ткани, вышивка, декорирование драгоценными камнями. Но помимо этого узоры на одежде и украшениях несут в себе определенное послание. Традиционным считается воплощение на ткани природных узоров и мотивов фауны. Обязательно выдерживается строгая геометрическая форма.

Но при всей каноничности узоров мастерам остается много пространства для маневров, в ходе которых может выписываться история народа, а также пожелания владельцу - долголетие, здоровье, большая и дружная семья, и обереги.

Но главные особенности не в этом.

  • Вся работа выполняется исключительно вручную

Мастера Кавказа - не просто портные и ювелиры. Своему искусству они обучались с детства, перенимая опыт отцов и дедов. Многовековые традиции они воплощают в изящные формы и силуэты.

В работе практически не используется современная техника. Это позволяет бережнее и аккуратнее обрабатывать ткань и металл. К тому же ручная работа ценится гораздо больше серийного производства.

  • Используются природные натуральные материалы

В каталоге одежды вы не найдете ни одной синтетической ткани. Если шерсть - только натуральная. Телу в подобной одежде должно быть легко и приятно - главный принцип мастеров.

Если говорить об аксессуарах, наиболее распространенными являются изделия из серебра. Они могут быть позолоченными, дополненными драгоценными камнями.

Какую дагестанскую одежду и украшения выбрать?

Если для вас в первую очередь важна красота, можно купить абсолютно любую понравившуюся дагестанскую национальную одежду и аксессуары. Выглядят эти наряды и правда роскошно: даже самое скромное одарит вас изяществом, энергией и шиком.

Но настоящие ценители никогда не ограничиваются только красотой: для них важную роль играет смысл, заложенный в том или ином наряде и аксессуаре. Например, традиционные цвета означают следующее:

  • черный - связь с предками;
  • красный и золотой - достаток и благополучие;
  • белый - чистота физическая и духовная.

Если решили заказать дагестанскую национальную одежду и аксессуары, помните об их главном свойстве - многослойности. Для многих это звучит пугающе, но в реальности завораживает. И если коснуться практичности, в такой одежде будет совершенно не жарко летом.

Подобные костюмы всегда выглядят экзотично и приковывают внимание. Но сегодня это становится достоянием не только народов Кавказа, но и жителей остальной России, и даже больше - мира. Красота нарядов и украшений неоспорима, да и телу они приятны. Несмотря на плотное облегание силуэта, в одежде можно свободно двигаться, а сами движения становятся плавными и возвышенными.

Наш интернет-магазин не просто осуществляет поставки напрямую от дагестанских мастеров, мы работаем по всей России и за рубежом. Сегодня каждый может стать обладателем уникальной национальной одежды и аксессуаров народов Кавказа.

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха - это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка - чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма - многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние - узкие длинной до кисти руки и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику. Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм - и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним. Чтобы , обязательно зайдите на вебсайт магазина!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»