Что значит быть отцом для сына. Как воспитывать сына: пособие для отцов без прикрас. Может ли отсутствие отца повлиять на дальнейшее мировоззрение

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни» — показал бы, что значит быть мужчиной. Это самая большая привилегия, данная отцу, и самый большой подарок, который отец может сделать своему сыну. Между отцом и сыном есть особая связь, и для мальчика большая радость, когда отец одобряет его поступки. Испытать свою силу на папе и научиться жизни на его примере — вот самая лучшая защита для мальчика в самых суровых жизненных испытаниях, включая физическое насилие и всякого рода неудачи.

Руководство со стороны отца, указания, поддержка, одобрение и любовь обеспечивают связь ребенка с миром мужчин. Многочисленные исследования, проведенные за несколько последних десятилетий, убедительно подтверждают, что роль отца в жизни мальчика имеет решающее значение. Эти же исследования указывают на тот печальный факт, что если папы нет или он есть, но к нему не подступишься, то это наносит огромный вред формированию характера мальчика.

Исследования также показывают, что, как бы отцы ни были вовлечены в жизнь своих сыновей, их участия никогда не бывает много и что эта вовлеченность оказывает огромное влияние на будущее ребенка. Если отец принимал активное участие в воспитании мальчика, то положительный эффект от этого будет сказываться на протяжении многих лет — на его способности проявлять сочувствие, вступать в здоровые социальные отношения, включая интимные.

Если исключить случаи насилия, оскорблений или безразличия со стороны отца, то он всегда является для своего мальчика главным героем.

У отцов есть особый способ взаимодействия со своими сыновьями , относящийся к категории «мужское товарищество». Отец играет роль человека, через которого мальчик устанавливает взаимосвязь с внешним миром, со всеми его ужасами и опасностями.

Отец — это не мама в мужском обличье. У него свой, отцовский стиль воспитания, он все делает по-другому.

Время, отведенное для игр с сыном, является именно общением, особенно необходимым каждому мальчику. Физические игры, часто буйные, в которых принимает участие папа, и стремление раздвинуть узкие границы своего детского мира являются здоровыми и необходимыми составляющими процесса развития мальчика. В то время как мамы стараются успокоить своих малышей, чтобы они не озорничали, папы, наоборот, часто тормошат их, затевая с ними игры своим, особым способом, преподавая им свою, «мужскую», науку.

Буйная, ориентированная на физическую активность деятельность совместно с папой, которая порой доводит маму до безумия, является жизненно необходимой для развития мальчиков. Такое взаимодействие научит их держать под контролем зарождающуюся агрессивность, не доводя дело до настоящей драки и сохраняя дружескую связь с другим человеком. Это совсем не то, что многие думают об этих играх.

Буйные физические игры не просто прихоть, свойственная мужчинам, а прекрасная школа, которая может научить мальчика многому, включая умение контроли-ровать свои эмоции, понимание того, как далеко можно заходить в игре, и способность оценить, по силам ли ему тот или иной вид активности. Мальчик просто учится понимать своего папу и собственные чувства. Если малыш начинает кричать, когда взрослый «переборщил» в игре, или просто теряет к ней интерес, когда она оказывается ему не по силам, то отец сразу же должен сообразить, что сыну нужно помочь, чтобы он смог справиться с ситуацией.

Мальчик учится читать выражения лица папы, а также «язык его тела» и понимать, какое поведение в данном случае является для него правильным. Это помогает малышу освоить важный социальный навык — быстро разбираться в намерениях других людей. Он познает целый диапазон эмоций, которые иногда будут его поражать. Мальчик учится понимать, когда папа шутит, а когда дает ему понять, что он перешел невидимую границу, за которую выходить нельзя. Папа может организовать игру таким образом, чтобы мальчик не испытывал замешательства, или, наоборот, доводить ее до такого уровня, когда она ему будет уже не по силам.

Играя с сыном, отец должен разговаривать с ним, тем самым помогая ему взрослеть и укреплять контроль над своими эмоциями.

ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ПРИСУТСТВИЯ ОТЦА (автор Дэвид Попноу)

✏ Присутствие отца помогает детям в том смысле, что у них быстрее развиваются связи между левым и правым полушарием мозга. Особенно это необходимо для мальчиков, так как помогает развитию у них речевых навыков.

✏ Мальчики, с пользой для себя проводящие время рядом с отцом, проявляют больше способностей к математике.

✏ Мальчики, которые не видят своих отцов, в четыре раза чаще бросают школу и у них гораздо чаще развивается пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также они более склонны к совершению правонарушений.

✏ Случаи психических заболеваний происходят с мальчиками гораздо реже в тех семьях, где они постоянно видят отца.

ЧТО НУЖНО МАЛЬЧИКАМ ОТ ОТЦА

Мальчикам нужен отец, который:

✏ Берет на себя обязательства, и Будет выполнять роль тренера.

✏ Тверд, справедлив и дружески расположен.

✏ Способен рассмешить.

✏ Постоянен в своих чувствах.

✏ Может ввести их в мир мужчин.

✏ Способен усмирить гнев и справиться с алкогольной зависимостью.

✏ Верит в своих сыновей.

✏ Способен показать, что и как делать.

✏ Будет с ними играть.

✏ Обучит семейным традициям и познакомит с понятием духовности.

Воспитание сына отцом считается основоположным в дальнейшем становлении мальчика как мужчины. Папа должен постоянно присутствовать в жизни малыша. Проанализируем мнения психологов, как и какая при этом роль отводится мужчине.

Прежде чем начинать по полочкам раскладывать особенности отцовского воспитания, уясним, нужен ли папа вообще? Со временем в мире выработалась система ценностей, согласно которой все функции мужчины как отца сводятся к двум главным обязанностям:

  • Отец должен объяснить сыну суть социальных отношений и научить адекватно оценивать свое поведение и поведение других членов общества.
  • Папа обязан помочь сыну осознать себя как мужчину, чтобы избежать проблем в сфере взаимоотношения полов.

Благодаря этим двум пунктам малыш сможет личностно и социально развиваться. Если же по каким-то причинам отец и сын не сблизились, папа пренебрег своими обязанностями, то не стоит удивляться, что позже . Вполне возможно, что его будут называть «маминым сынком», и все только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, он не знает, чем отличается мужской и женский способы решения проблем. Незнание каких-либо особенностей мужской субкультуры тоже может послужить предметом насмешек. Общение с противоположным полом может затрудняться из-за того, что мальчик просто не знает, как себя нужно вести с девочками, как выстраивать отношения.

Часто корни всех этих проблем лежат именно в нехватке отцовского внимания. Скорее всего, в детстве были ситуации, когда мальчику нужна была помощь папы в виде обычного разговора или беседы. Как правило, на задушевные разговоры нет времени, потому что папа зарабатывает деньги и устает на работе. Сегодня пропагандируется такая модель поведения папы. Естественно, материальное благополучие семьи — это тяжелая ноша, которая далеко не каждому мужчине под силу. Однако нехватка отцовского воспитания может в сотни раз хуже сказаться на развитии малыша, нежели отсутствие денег. Если папа сможет распределить свое время так, чтобы в нем всегда было место для сына, малыш будет видеть с малых лет идеальную модель семейных отношений, которую в дальнейшем будет строить в своей семье.

Задача папы — социализировать сына

Мама и папа любят своих детей по-разному. Это заложено природой. Мать любит своего малыша безотчетно, иногда даже может показаться, что ее любовь генетически запрограммирована, в отличие от любви отца. Она, как правило, предметная. Это связано с тем, что папа часто объединяет свою любовь с достижениями и успехами сына. Такое поведение мужчины с первых лет жизни прививает сыну ценностное отношение к себе и миру. Отец даже не всегда осознанно учит ребенка видеть свои поступки и поступки окружающих со стороны, оценивать их, используя своеобразные критерии приемлемости. Мы ведь часто слышим от пап фразы «Ну что ты ведешь себя, как девчонка!», «Ты — мужчина, а мужчины должны терпеть!» или «Посмотри на папу, он же не плачет!». Слыша это с регулярной периодичностью, малыш усваивает определенные социальные стандарты: как себя должен вести мальчик в обществе, что считается некрасивым или неприемлемым и т.д.

В любом случае сын будет равняться на отца. Поведение мамы, естественно, тоже играет не последнюю роль, но то, как себя ведет папа, малыш подстраивает под себя. Во время любых контактов с малышом мужчина демонстрирует, как нужно действовать в разных ситуациях именно сильному полу, какие нормы поведения существуют для мужчин. Отличным инструментом является рыбалка, охота, спортивные игры и другие традиционно мужские увлечения.

Почему мама иногда может навредить?

Практически всегда хобби отца может перекладываться и на сына. Если у папы не было машины и они с сыном никогда ее не ремонтировали, как это делали другие мальчишки, то скорее всего, у ребенка и не будет тяги к машинам. Да, ему будут нравиться красивые авто, но ничего увлеченного в том, чтобы часами ковыряться под капотом, он видеть не будет. Иногда случается наоборот, что сын не перенимает папины увлечения и начинает интересоваться традиционно женскими занятиями: игрой в куклы, модой, красивой одеждой, прическами и т.д. Как правило, отцы в таких случаях выражают негодование, так как осознают, что не справляются со своими мужскими функциями.

В нашем обществе принято считать, что первые годы жизни с ребенком занимается исключительно мама. С самого рождения возле сына женщина, и уже только когда сын подрастает, и отцу с ним интересно, в его жизни появляется мужчина. Это неправильная модель, из-за которой манеры малыша будут подвержены материнскому влиянию.

Маленькому мальчику, когда он попадает в социум (детский сад, песочницу, двор), сложно принять решение, как он должен себя повести в той или иной ситуации. И как он поступит, если в его жизни есть только мама? Естественно, так, как поступает она, или так, как она говорит, что нужно поступать. Мама не пожелает ребенку плохого, но бывает, что именно некоторые благие намерения могут помешать ребенку определять свое поведение.

Исходя из этого, отец должен положить на свои плечи крайне важные функции — ввести сына в окружающий мир, научить его нормам поведения в социуме, объяснить, как реагировать на вызовы, которые ему может бросать общество. Папа должен помочь сыну реализовать себя как мужчину. Это, пожалуй, главная, но не единственная функция папы по отношению к воспитанию ребенка.

Сексуальное воспитание сына

Не менее важна обязанность, которая возлагается на отца, — . Именно папа является для сына первым источником информации о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Наблюдая за тем, как папа ведет себя с мамой, малыш получает первый опыт того, как необходимо относится к женщине. Сначала отец выступает образцом для подражания, иногда сын может даже копировать его поведение. И если ребенку взрослые будут говорить, что девочек нельзя обижать, то он просто не поймет почему, ведь папа так делает.

С 3 до 5 лет малыш может рассматривать отца как своего соперника. На этом этапе своей жизни ему как никогда важна мамина любовь, на которую папа тоже претендует. Такое поведение называется Эдиповым комплексом, которое психологи считают важным этапом психосексуального развития ребенка. Это естественно, ничего страшного в таком поведении сына нет. Но часто папы не вникают в тонкости психологического развития деток, и подобное поведение своего чада вводит их в тупик.

Сражаясь с папой за мамину любовь, сын может использовать любые методы, начиная от проявления желания постоянно быть с мамой вплоть до . В последнем случае папы попросту не понимают, что же произошло с их ранее послушным ребенком? Не нужно драматизировать и форсировать события, ведь уже к 5-6 годам жизни у мальчика пропадает этот комплекс и на его месте формируется устойчивая модель поведения с противоположным полом, а папа становится объектом для подражания.

Но важно понимать, что благополучное разрушение Эдипова комплекса может произойти только в том случае, если папа будет принимать активное участие в воспитании сына. Если на этом жизненном этапе папы не будет в жизни ребенка или он просто будет игнорировать малыша, то это может дезориентировать ребенка в сексуальном плане и создать массу проблем в дальнейшей сексуальной жизни.

Как завоевать доверие сына?

Чтобы завоевать доверие сына, отцу нужно потрудиться. Доверие к папе формируется с раннего возраста. Именно оно считается стержнем, на который будут нанизываться ценности системы мужского воспитания. Если между папой и ребенком не будет доверия, то все разговоры отца сын будет воспринимать как нравоучения, толку от которых будет мало.

Как правило, если папа с самого детства принимает активное участие в воспитании малыша, то никаких проблем с доверием возникнуть не должно. Оно формируется автоматически, благодаря тесной эмоциональной связи. Папа может и не замечать, что со временем он намного лучше начинает понимать, что хочет его малыш и в чем он нуждается. Это прочная база для дальнейших взаимоотношений. Главную роль в этом процессе занимает папа, потому что его поведение может спровоцировать возникновение барьера непонимания между ним и ребенком.

Малыш должен быть уверен в том, что папа его всегда поддержит и поймет. Естественно, мама тоже должна это делать, однако поддержка мамы и папы существенно отличается. Мамина забота призвана жалеть, а отцовская — оценить проблему и предложить ее решение. Так устроено физиологически. Добиться такого к себе отношения папа может только благодаря постоянному проявлению интереса к делам сына, его настроению, самочувствию и т.д.

Отцу важно общаться с сыном, хотя детские проблемы могут быть ему не интересны.

Явным признаком того, что сын доверяет папе, считается его стремление рассказать отцу о том, как прошел его день в детском саду. Для взрослого человека это не несет никакой особой ценности, но для малыша это грандиозное событие. Если папа от него отмахнется раз-второй, то третьего раза может и не быть. А зачем? Он поймет, что отцу неинтересно, и вероятнее всего малыш найдет себе другого собеседника, или, что еще хуже, замкнется в себе.

Иногда может сложиться и другая модель поведения, когда ребенок сам не проявляет желания делиться своими впечатлениями. Во-первых, такое поведение может говорить об особенностях характера. Флегматик никогда не будет стремиться к тому, чтобы на него обратили внимание и выслушали. Во-вторых, у ребенка из-за каких-либо причин сложилось неправильное впечатление о том, что события в детском саду неинтересны, о них рассказывать нет смысла. Тогда ребенка не нужно предоставлять самому себе, папа должен создать такую атмосферу, чтобы у сына появилось желание рассказывать обо всем происходящем. Такой подход поможет наладить доверительные отношения между папой и сыном.

Как играть с сыном?

Начинаются с обычных «Ладушки» и «Идет коза рогатая». Как правило, папа не принимает участия в пальчиковых играх, считая их не интересными. Это неправильно, так как благодаря простым играм у мальчика формируются контакты с внешним миром. Если папы в них нет, это означает, что он далекий, чужой. Когда папа играет с малышом с самого рождения, то сын привыкает к его голосу, мимике, жестам. Он становится для ребенка родным.

Разделение игрушек на игрушки для девочек и мальчиков начинается со второго года жизни. Есть группа универсальных, однако для мальчика важным приобретением считается покупка машинки. В совместных с папой играх присутствует активная составляющая. Редко папа читает с сыном книгу. Как правило, они бегают, возятся, шумят и кричат. Это стимулирует развитие малыша в физическом плане, что крайне важно для мужчины. Иногда папа может даже прибегать к использованию силовых элементов (борьба и различные приемы самозащиты и нападения).

Еще одним важным отличием мужских игр считается наличие соревновательного духа. С ранних лет малыш соревнуется с папой (кто быстрее добежит, кто из них сильнее), стремясь получить победу. Именно это очень важно с психологической точки зрения. Во время соревнований ребенок проверяет себя и свои качества с таким же представителем своего пола. Стремление к победе тоже немаловажное, ведь все в комплексе позволяет ребенку подготовиться к жизни в мужской субкультуре.

Естественно, победить папу почти невозможно, поэтому мужчина должен это помнить. Не стоит поддаваться в открытую, так как это может только обидеть ребенка. Важно, чтобы отец сумел уступить после тяжелой и упорной борьбы, тогда радости ребенка не будет предела, что он получил победу над таким сильным соперником.

Роль отца в воспитании мальчика такая же важная, как и . Малыш должен получать как женское, так и мужское внимание. Если родители сомневаются в своей компетентности, то есть смысл проконсультироваться с психологом на тему, как воспитывать сына.

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: «Будь мужчиной!», «Ну что ты расплакался, как девчонка !», «Терпи, ты же мужчина!», «Вот посмотри на папу!» и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических «мужских» увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.


Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, «философских» , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности

Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

  • Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.
  • Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

  • он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык «маменькиного сынка», только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;
  • мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;
  • его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.

О доверии и взаимопонимании между отцом и сыном

Доверие закладывается с малых лет. Для отношений отца и сына доверие - краеугольный камень, на котором строится вся система воспитания мужчины и от которого зависит успешный результат этого процесса.

Доверие и взаимопонимание в отношениях отца и сына закладываются с раннего возраста. Если отец с первых дней жизни ребенка принимает активное участие в уходе за ним, играет с ним и разговаривает, это создает важную психологическую связь между ними. Отец, сам того, быть может, и не замечая, начинает все лучше понимать своего ребенка, его желания и потребности. Все это создает прочную базу для развития взаимопонимания между отцом и сыном в будущем. Взаимопонимание же, в свою очередь, является обязательным условием формирования доверительных отношений. Инициатором, источником доверия здесь служит отец. Именно его действия предупреждают возникновение барьера непонимания и холодности.

С самого раннего возраста мальчику необходимо быть уверенным в том, что отец - это человек, который сможет его понять и помочь ему, причем эта способность к пониманию не аналогична той, которую проявляет мать, она основана не на стремлении пожалеть, а на мужской оценке проблемы и способов ее решения. И отец может добиться такой уверенности сына в нем только через демонстрацию своего отношения. Искренний интерес к делам и переживаниям сына, к его мнениям и увлечениям, беседы на самые разнообразные темы - вот те нехитрые приемы, которые создают особую теплоту и взаимопонимание в отношениях отца и сына. И плодом этих усилий будет доверие сына к отцу - как распускание бутона цветка в ответ на уход за ним.

Иногда может наблюдаться и другая ситуация - малыш не демонстрирует явной потребности делиться с кем-либо своими переживаниями, рассказами о событиях в своей жизни и т. д. Возможно, это объясняется психологическими особенностями ребенка - если у мальчика выражен темперамент флегматика, то он не будет сильно стремиться к тому, чтобы его заметили, выслушали и т. д. Но возможен и другой вариант объяснения: у ребенка в силу каких-то причин сложилось неверное впечатление о малозначимости тех событий, которые с ним происходят, об отсутствии необходимости рассказывать о них другим людям, и тогда мальчик тоже не будет расположен к разговору. В этих случаях стоит не предоставлять ребенка самому себе, а осторожно, ненавязчиво создать такую атмосферу, которая способствовала бы его самораскрытию. Можно начать разговор с ребенком не с прямого вопроса, а с рассказа о каком-либо случае или событии, возможно, даже не имеющем отношения к тому, о чем хотелось бы поговорить. Такой прием подготовит почву для продолжения общения, в ходе которого и можно будет обсудить интересующий родителя вопрос.

Сын повзрослел. Как сохранить доверие?

Независимо от того, кто является инициатором общения - сын или отец, оно необходимо для того, чтобы не прервать ту связующую нить, которая возникает между отцом и сыном с раннего детства. И если доверие в этом возрасте пока не окрашено спецификой мужского или женского общения, а просто служит знаком искренних и позитивных взаимоотношений между сыном и отцом, то в дальнейшем доверие будет играть решающую роль в передаче и восприятии информации об особенностях мужской субкультуры.

Важное значение такое доверие и взаимопонимание приобретают в подростковом возрасте. Общение подростков носит специфический характер, что проявляется в обсуждаемых темах, степени открытости общения и т. д. Обычно мальчики-подростки весьма скрытны и не склонны делиться своими переживаниями с кем-либо вообще, и уж тем более они не готовы беседовать с родителями о тех вопросах, которые их на самом деле интересуют, - о дружбе, любви, половых отношениях. Нечасто встречаются семьи, в которых сохраняется полное доверие между родителями и сыном-подростком. Еще реже в качестве объекта доверия, человека, которому можно поведать самое сокровенное, выбирается отец.

Как показали наши исследования формирования доверительных отношений в подростковом возрасте, такие темы, как личные секреты, дружба и любовь, совершенные проступки, в возрасте 11 -12 лет обсуждаются преимущественно с мамой, или вообще ни с кем, а уже начиная с 13 лет основными объектами доверия становятся друзья и подруги, в то время как родители отходят на второй план. Таким образом, в процессе взросления ребенка доверие и взаимопонимание с родителями если и не утрачиваются совсем, то существенно снижаются. Происходит это частью по причинам, связанным с психологическими особенностями подростка, - желание быть или казаться независимым в подростковом возрасте часто принимает гипертрофированные формы, и поэтому подросток склонен отвергать любые, даже разумные, советы родителей и не воспринимать их не только в качестве авторитетов, но и вообще как людей, которым можно доверять. Но в какой-то степени в утрате доверия виноваты сами родители, безразлично относящиеся к проблемам подростка, игнорирующие его мнение и т. д.

Однако сохранение добрых, понимающих, доверительных отношений между родителями и ребенком-подростком отнюдь не является недостижимым идеалом. Возможно, некоторое охлаждение все же произойдет в силу уже упомянутых изменений самовосприятия подростка. Но во-первых, это не общеобязательное правило, а во-вторых, в силах родителей не допустить углубления непонимания и недоверия. Рецепт здесь прост - нужно не на словах, а на деле уважительно относиться к подростку, выслушивать и учитывать его мнение, не пытаться решать его проблемы за него и вопреки его желанию. Взаимное доверие отца и сына важно по нескольким причинам. Во-первых, только при этом условии они могут обсуждать очень личные, сугубо мужские темы, например изменения, происходящие в организме подростка в ходе полового созревания. Не доверяя отцу, мальчик вряд ли обратится к нему с подобными вопросами. Недоверие отца к сыну может проявиться в том, что он не будет готов откровенно поговорить с сыном на эти темы, даже если тот обратится к нему за разъяснениями. Во-вторых, доверие необходимо, чтобы сын не воспринимал скептически то, что говорит ему отец. Относясь с доверием к советам отца, основанным на жизненном опыте, сын сможет избежать многих ошибок и разочарований в своей собственной жизни. Однако и здесь существенно ответное доверие со стороны отца - только поистине доверяя сыну, отец может позволить ему самостоятельно определять свою судьбу. Такой шаг требует от отца и решимости предоставить сыну это право, в том числе право на ошибку. Сделать этот шаг нелегко, ведь это не формальное отстранение от проблем сына, а искреннее признание того, что сын уже стал взрослым (для родителей это непросто) и больше не нуждается в опеке и контроле со стороны отца.

Так, именно через проявление родительского доверия, мальчик входит в мир взрослых, вступает в свою самостоятельную жизнь. Начинается это с мелочей - отец разрешает сыну сделать что-либо самостоятельно, не контролируя его, «не стоя над душой». Этот маленький шаг открывает дорогу в будущее, завершением которой для сына будет его умение самостоятельно принимать решения, ставить цели и планировать пути их достижения, т.е. приобретение всего комплекса качеств, необходимых мужчине. И без доверия со стороны отца развитие самостоятельности у мальчика невозможно. Мужской инфантилизм - это не что иное, как привычка к несамостоятельности, к перекладыванию ответственности на других, порожденная отсутствием доверия со стороны родителей. Вот почему выражение доверия важно не только для сына - этим он проявляет сыновнее уважение к отцу, но и для отца - ведь его доверие к сыну является одним из ключевых средств формирования истинно мужских качеств.

Мужские радости: совместные игры и увлечения

Игры с ребенком начинаются уже с самых первых месяцев его жизни. Сначала это различные пальчиковые игры - «Сорока-белобока», «Ладушки»; игры с погремушками и т.д. В таких играх обычно отец участия не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме. Но такая позиция абсолютно неверна. В этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром. И отсутствие отца в этих играх приводит к тому, что ребенок начинает его воспринимать как нечто отдаленное, непонятное, чужое. Играя же и общаясь, отец и сын начинают строить свои взаимоотношения. Ребенок привыкает к тембру отцовского голоса, к его облику, действиям. Отец же со своей стороны научается понимать своего ребенка и его потребности, выражаемые при помощи мимики, лепета и т. д. Так в игре создается основа будущего взаимопонимания между отцом и ребенком. Мы пока не говорим о сыне или дочери, потому что в первые месяцы жизни ребенка игры и общение с ним нет необходимости дифференцировать по полу. Даже игрушки, покупаемые родителями для ребенка первого года жизни, не имеют какого-либо жесткого разделения по полу - они универсальны: погремушки, мячики, мягкие игрушки и др. в равной степени используются в играх как мальчиками, так и девочками.

Как играть с мальчиком?

А вот на втором году жизни ребенка ситуация резко меняется. Выбор игрушек уже четко определяется полом ребенка. И хотя определенный универсализм игрушек еще присутствует - мягкие игрушки, пирамидки, кубики по-прежнему приобретаются как для мальчиков, так и для девочек, но в остальном игрушки, покупаемые сыну или дочери, начинают все в большей и большей степени различаться. Для мальчика таким рубежным приобретением является чаще всего игрушечный автомобиль, а для девочки - кукла. Вот так примерно с годовалого возраста появляются уже отдельные игры для девочек и мальчиков. И естественно, что здесь, в мальчишеских играх, отец принимает более активное участие.

Что же представляют собой эти игры?

В них обязательно присутствует направленность на развитие определенных свойств и качеств, присущих мужчинам и наиболее востребованных в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются мужчины. Поэтому совместные игры отца и сына имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей. Прежде всего, в них обязательно присутствует активная двигательная составляющая. Совместные игры отца и сына - это чаще всего шумная возня и беготня. Прятки, жмурки, догонялки - вот типичные образцы таких игр. В них стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины. Часто в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в будущем.

Однако инициатива в организации игр такого рода исходит не только от отца. Сын тоже может затевать подобные развлечения. Нужно сказать, что популярность таких игр постепенно возрастает, начиная примерно с 4 - 5-летнего возраста, и достигает апогея к 7 - 8 годам. Это не случайно - именно на этот возрастной промежуток приходится процесс половой самоидентификации мальчика, активного самоутверждения в качестве представителя мужской половины человечества. Этим и объясняется потребность в силовых противоборствах с отцом, которые вносят существенный вклад в такое самоутверждение. Умения и навыки, приобретенные в играх с отцом, в дальнейшем переносятся в новое окружение, и процесс самоутверждения начинается заново в среде сверстников.

Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа. Достижение победы - наиболее простой и эффективный способ выяснить, кто же из участников игры оказался наиболее сильным, ловким, умелым и т. д. Соревновательность игр отца и сына имеет немалое психологическое значение. Во-первых, ее можно расценить как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве которого выступает отец. Во-вторых, это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные усилия для достижения цели. В-третьих, это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика, катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими. Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик мужского общения.

Естественно, в соперничестве с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот, легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не должна быть явная, наигранная уступка - для полного ощущения победы уступка должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником! С психологической точки зрения это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования его самооценки.

Взрослые игры

По мере взросления сына его игры с отцом постепенно утрачивают свою детскость и приближаются к тем играм, в которые играют взрослые. В общении отца и сына все большее место занимают спортивные (футбол, волейбол) и интеллектуально-логические (карточные игры, домино и т.д.) игры. Эти принятые в мужской среде игры замещают те, в которые играли отец и его маленький сын. Борьба (вернее, именно силовое противоборство с отцом), игры в машинки и солдатики утрачивают свою привлекательность для взрослеющего сына, становятся для него символами детства, неприемлемыми для уже «взрослого» мальчика, каким он себя считает. Однако желание играть не исчезает. И те задачи, которые решались в детских играх, на следующем возрастном этапе, начиная с 9- 10 лет, реализуются уже при помощи других игр, традиционно принятых в мужском сообществе. Помимо уже упомянутых функций игры, связанных с развитием мужских качеств, в этих играх присутствует еще один важный элемент - они служат инструментом введения мальчика в мир мужских отношений, в мир мужской субкультуры.

Таким образом, в предподростковом и подростковом возрасте игры отца и сына будут иметь уже четко ориентированную социальную направленность, приобщая мальчика к мужским видам развлечений. И вероятно, начало и середина подросткового возраста, т. е. 10- 12 лет, будут являться последним возрастным периодом, когда в общении отца и сына еще присутствуют совместные игры. После этого и сами игры постепенно становятся нечастым видом времяпровождения (за исключением, быть может, компьютерных игр), и в качестве партнеров для игр выбираются преимущественно сверстники. Можно сказать, что к этому возрасту совместные игры отца и сына выполнили свою задачу. Мальчик уже имеет опыт соперничества и взаимодействия в игре, он знает правила поведения в таких «мужских» играх и т. д. Поэтому «мавр сделал свое дело, мавр может уйти» - в подростковом возрасте игры отца и сына действительно утрачивают свой смысл и значение в качестве подготовки к самостоятельной жизни мальчика, потому что эта самостоятельная жизнь и общение в мужской среде уже начались.

Мужские увлечения

Игры отца и сына в подростковом возрасте исчезают, однако это не значит, что совместное времяпровождение и развлечения отца и сына на этом прекращаются. Остается еще обширная сфера общения отца и сына, связанная с общими делами и увлечениями. Развитие этой сферы идет параллельно с развитием совместных игр. Их задачи полностью совпадают - это подготовка к самостоятельной жизни и приобщение к мужской субкультуре. Вряд ли отец будет учить своего сына вышиванию или станет инициатором совместного похода по магазинам одежды - эти варианты развлечений не относятся к традиционной сфере мужских интересов. А вот обучение ремонту техники, вождению авто- и мототранспорта или, например, посещение футбольного соревнования - эти увлечения считаются мужскими.

Мир мужских увлечений и развлечений весьма разнообразен, даже простое их перечисление занимает достаточно много места - это и ремонт и конструирование каких-либо технических устройств, и активные занятия спортом, и мужские хобби: охота, рыбалка, «боление» за спортивные команды, различные виды моделирования и т. д. Вводя сына в мир этих увлечений, отец тем самым способствует его самоопределению в качестве мужчины, определяет формирование его кругозора по мужскому типу. Так решается задача адаптации сына к мужской среде. Ведь именно эти увлечения, скорее всего, станут предметом обсуждения среди сверстников-мальчишек. Обладание знаниями и навыками в традиционно мужских сферах деятельности в значительной степени повышает авторитет мальчика, его социальный статус в среде сверстников. Вот так, через приобщение сына к ценностям мужской субкультуры, отец влияет на его восприятие сверстниками и взрослыми мужчинами.

Отношение мальчика к мужским увлечениям для его окружения играет роль индикатора «свой/чужой». Если мальчик увлекается мужскими видами деятельности и преуспел в этом, то, с точки зрения мужского сообщества, он вполне может быть признан «своим»; если же его интересы и увлечения отличаются от традиционно принятых в мужской среде, то представители мужского сообщества отнесутся к нему с подозрением. Отцу же обществом вменяется в обязанность познакомить сына с миром мужских увлечений для облегчения его последующей адаптации в мужском сообществе. Однако есть и еще одна, может быть, не столь заметная, но от этого не менее важная функция совместных увлечений отца и сына. В совместных увлечениях укрепляются межличностные связи между сыном и отцом. Известно, что общая деятельность сближает. И увлечения, в которых принимают участие и отец, и сын, играют ту же роль. Время, проведенное за любимыми занятиями, создает благоприятную атмосферу для налаживания контактов, располагает к общению. Тем самым совместные увлечения укрепляют доверие и взаимопонимание между отцом и сыном и создают у них чувство общности и сопричастности к успехам друг друга.

Жалеть нельзя наказывать: строгость и жестокость в отцовском воспитании

Обычно отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. В этом, кстати говоря, проявляются и меньшая психологическая гибкость, и больший консерватизм, присущие отцам. Однако, как это ни парадоксально, подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более лояльно, чем если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний. Отцовская строгость нужна мальчику - так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят законы, не отягощенные излишней гуманностью. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость.

Наверное, главным отличием жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Ведь такое наказание - это просто издевательство. В этом смысле даже физическое наказание, проведенное без унижения, будет иметь больший положительный эффект по сравнению с какой-либо желчной насмешкой над сыном.

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Приветствую всех родителей, которые задаются вопросом какова же роль отца в воспитании сына. Материнское и отцовское влияние на детей в семье разное – это несомненный факт. Особенно ярко выраженный если есть разнополые дети. Стать отцом – не сводится к физиологической функции. Его роль несет в себе значительную воспитательную нагрузку, в корне отличающуюся от воспитательных способов матери.

  1. Папа в жизни мальчика
  2. Социальные мужские нормы
  3. Как пример отношений с противоположным полом
  4. Другие сферы влияния отца
  5. Если мать воспитывает мальчика сама

Ваше уютное гнездышко пополнилось новым человечком. Вы его кормите, укладываете спать, гуляете, купаете – эти действия делаются осмысленно и логично. Их, мы родители, обязаны соблюдать независимо от наших желаний. Ребенок подрастает, и мы играем с ним когда это нужно для его развития, независимо от нашего желания. Мы находимся с ним постоянно, особенно в первые годы жизни.

Дети – это трудная повседневная деятельность по развитию и уходу за ними. Они меняются каждый день, особенно пока маленькие. Изменения видны как в физическом, также и в психологическом направлении. Даже когда они становятся взрослыми остаются предметом наших размышлений и переживаний. Сегодня мы с вами поговорим о незаменимой роли отца в жизни мальчика.

Когда мужчина получает известие, что станет отцом, его эмоции имеют разнообразную гамму. Здесь и радостное ожидание появления ребенка, мысли по поводу его будущего. В тоже время мужчина испытывает тревогу о том, как он справится с функциями заботливого отца. Помимо этого может присутствовать боязнь ответственности, сопротивление изменениям своей налаженной жизни. После появления малыша жизнь конечно же меняется. Так в чем же заключается роль папы в воспитании мальчика?

Личность родителя имеет здесь значимую роль. Часто мужчина видит возможность в лице сына воплотить нереализованные планы, идеи, возможности. Многие, состоявшиеся в личностном и профессиональном плане папы, надеются на передачу опыта по наследству. Видят мальчиков носителями семейных традиций, продолжателями рода.

Социальная роль отца в воспитании сына

Социальные отношения между мужчинами и женщинами имеют отличия. Поэтому важно, чтобы роль отца в воспитании сына была значимой по данному направлению. Мальчики больше чем девочки стараются походить на отцов, поэтому важно какое поведение с людьми имеет папа – именно он дает ребенку первые примеры мужского социального общения.

В играх и беседах родитель косвенно учит мальчика как выходить из определенных жизненных ситуаций. А главное действовать при этом как мужчине. Учит контролировать свои эмоции, использовать строительные инструменты, водить автомобиль. Помимо этого он показывает ребенку мужские увлечения: спортивные соревнований, рыбалка, видео игры, комиксы.

Желая взрастить в сыне мужское начало, большинству отцов не нравится поведение мальчиков, которое присуще девочкам, увлеченность балетом например. Также папу может раздражать если мальчик не интересуется техникой, не имеет интереса к мужским видам спорта. Эти эмоции объяснимы. Не осознавая родитель переживает, если правильно ведет его подготовку к жизни в социуме. Ведь там уже существует устоявшееся мнение каким должен быть мужчина. Поэтому функции отца в социальном воспитании сына важно включать с его рождения, чтобы не было чрезмерного женского влияния.

В беседах и обсуждениях родитель рассказывает ребенку:

  • Как принимать решения;
  • как действовать в сложных ситуациях;
  • об отношении к противоположному полу;
  • о сексуальной жизни.

И здесь важно понимать, что папа подготавливая мальчика к самостоятельному будущему, передает ему свой индивидуальный жизненный опыт. Он формирует не просто мужское поведение сына, а определенный его вид, который считает идеалом. Именно этим объясняется, что общество с принятыми стандартами мужского поведения, насчитывает множество его вариаций.

Помимо этого, отец отвечает за психологическую подготовку сына к жизни по правилам и принципам мужского сообщества. Материнская любовь к ребенку как записанная в каждой из нас программа, включается если не с началом беременности, то сразу после родов. А вот любовь папы всегда сведена к оценке его успехов и достижений. Осознанно или нет, родитель дает мальчишке увидеть себя и свои действия со стороны, оценить поступки по социальной шкале. Мальчик взращивает в себе отношение как к мужчине, оценивает соответствие своих способностей и возможностей в обществе сверстников. Для мужчин важны мотивы достижения успеха, самореализация и вера в себя.

Таким образом, основная роль отца в воспитании мальчика – адаптировать его к социальным отношениям. Научить по-мужски реагировать на любые, даже самые сложные жизненные ситуации.

Отец – модель сексуально ролевой ориентации

Еще одна важная роль отца в воспитании ребенка – стать его проводником в мир меж половых отношений. Именно дома, наблюдая за родителями, мальчик получает образец отношений между мужчиной и женщиной. Эта модель поведения будет воплощена сыном во время общения с девочками – это происходит бессознательно.

Важно знать! Психоаналитики заявляют что возраст мальчиков от 3 до 5 лет, сопровождается так называемым Эдиповым комплексом. Он выражается желанием получить всю любовь и внимание мамы. В этот период отец может видеться ребенку как соперник. Что может вызвать негативные эмоции по отношению к нему и даже агрессию.

Это первый этап, когда малыш как может, показывает свою принадлежность к мужскому полу. Но если психологи относятся к этому абсолютно естественно, то большинству пап подобное поведение видится ужасающим. Ну сами подумайте, любимый сыночек становится тираном, все время хочет находиться с мамой, а в некоторых случаях отгоняет отца.

  1. Мама всегда рядом и проявляет максимум любви. То есть нет необходимости добиваться ее внимания из ряда вон выходящими методами.
  2. Папа допоздна на работе и сын очень за ним скучает. А когда возвращается, оба идут играть в детскую комнату без меня. То есть отец проводит время с сыном в играх.
  3. У нас с мужем не принято выражать перед кем либо нежные чувства друг к другу. В то время как к ребенку мы их оба проявляем. То есть мало поводов для ревности у малыша.

Также здесь нужно уточнить, что пережить этот самый Эдипов комплекс, маленький мужчина сможет только при совместном проживании с отцом. Если всё-таки вы столкнулись с данным проявлением, то отнеситесь с пониманием. Ни в коем случае не следует подшучивать, бросать вызов или игнорировать малыша. К 6 годам всё нормализуется и у мальчика сформируется четкая принадлежность к мужской субкультуре. А отец так и останется главной ролевой фигурой.

По мере взросления, роль отца в воспитании сына начинает иметь предметный характер. В беседах о женском поле, папа делится своими мыслями, опытом, советами. На момент полового созревания подросток находит поддержку и ответы на свои вопросы именно у родителя. Во-первых, мамы не всегда хорошо разбираются в физиологических особенностях подрастающего мужского организма. Во-вторых, с представителем того же пола многие моменты обсуждаются с наибольшим доверием.

Заботящийся отец морально готовит подростка к сексуальной жизни, а в дальнейшем и к созданию собственной семьи. Обсуждаются не только физиологические перемены молодого организма, а также как предохраняться от венерических заболеваний и гигиена – что не маловажно для тинэйджеров. Воспитательный эффект будет достигнут, если папа не будет торопиться давать информацию ребенку не интересующемуся данными вопросами. Другая крайность – главное не пропустить момент.

В современном мире мужчинам приходится прикладывать максимум усилий, чтобы обеспечить семью. Конечно нелегко находиться в затруднительном материальном положении. Но папы должны понимать, что это не единственная их функция. Помимо обеспечения от них требуется искренняя заинтересованность сыновьями на протяжении всей их жизни. Только через постоянную заинтересованность ребенком, отцу удастся вырастить из него настоящего мужчину.

Отцовское влияние в других сферах

Физическое развитие . Так заложено природой и восприятием общества, что мужчины должны отличаться силой, ловкостью, силой воли, возможностью защитить физически себя и слабый пол. Поэтому именно отец берет на себя инициативу физического развития сына. Конечно каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и физически развитым. Но именно папы с раннего детства организуют игры в догонялки, бой подушками, борьбу. В то время как мамы больше переживают, чтобы дитя не упало и не ударилось, отец дает возможность двигаться вдоволь. При этом находится рядом и поддерживает в нужный момент.

По мере взросления мальчика, папа планирует для него занятия в секции, исходя из собственных убеждений об идеале. То есть тех физических качеств, которыми должен обладать настоящий мужчина по его представлению. Обычно отцы становятся заядлыми болельщиками своих сыновей. Они серьезно переживают их проигрыши, можно даже сказать больше чем сам ребенок. И это объяснимо, так как родитель чувствует свою беспомощность помочь в ситуации и опасения собственного провала как педагога, в данном случае по физической подготовке. Если же одержана победа, то папа воспримет ее и как свою собственную.

Уважаемые читатели, мы с вами говорим об образце отца, который общепринят во всем мире психологами и обществом. Но не все папы спортивны. В нашей семье например, зная, что муж кроме принятия решения по секции не будет развивать физические качества сына, я взяла данную роль на себя. Имеются ввиду первые годы жизни ребенка, до возможности поступления в секцию с тренером мужчиной. О наших занятиях и развитием , можно прочитать в отдельных статьях. В других сферах отцовского влияния, я стараюсь придерживаться следующей позиции: если в чем-то я сильнее мужа, то для соблюдения баланса именно мне нужно стать в этом женственней и оставить первую линию мужчине.

Развитие интеллекта . Роль отца в воспитании сына по данному направлению, ничуть не меньше чем матери. Мамы обычно учат детей читать, писать, делать математические вычисления, помогают в выполнении домашних заданий. В то время как папы развивают мировоззрение и учат решать вопросы типичными для мужчин способами. Они рассказывают о специфике своей работы, как пользоваться и чинить бытовую технику, как сделать ремонт в доме или смастерить нечто полезное своими руками.

Отцы имеют особенность завышать планку понимания мальчиками, поэтому в большинстве случаев говорят с ними на взрослом языке, не опираясь на возраст. В случае с девочками наоборот – стараются объяснить все детально. Если же папа видит, что сын не усваивает данную им информацию, то может раздражаться или терять интерес к обучению ребенка. Но если родитель постарается вернуться к теме в подходящем возрасте или объяснить более доходчиво, то сможет вскоре оценить развитие мышления своего отпрыска.

Мужчины расширяют кругозор мальчиков беседами о мире. Но этим они совсем не ограничиваются. Еще большее обучение ведется в практических действиях, когда отец показывает как делается и дает возможность попробовать сделать самому. Так папа может попросить поставить палатку, отремонтировать или смастерить что-то. Подобным способом он развивает в сыне знания и практические навыки.

Контроль эмоций . Это еще один аспект развития мальчика, в котором папа играет непосредственную роль. В течении веков выработалось определенное отношение в обществе к поведению мужчин. В идеале мужчина должен быть сдержан в эмоциях, смел, немногословен, настойчив в достижении цели. Поэтому с раннего детства малыш может слышать “Не плачь, ты же мужчина”, “Не бойся”, “Приложи усилия”. В то время как бурные эмоции девочек считаются нормальным проявлением, мальчиков стараются научить их сдерживать.

Именно отец показывая на своем опыте и требуя подобного поведения от ребенка, учит сына внешнему самоконтролю. Мамы конечно же более эмоциональны. Помимо этого, считается что между матерью и ребенком в первые три года, существует неразрывная эмоциональная связь. Если малыш плачет, то мама не находит себе места и наоборот если мама смеется, то малыш тоже весел. Но если мать генетически запрограммирована на любовь к дитю, то отец должен осознать свою роль, взрастить в себе чувство отцовства. И от того в какой степени у него это получится, будет зависеть его отношение к ребенку, и как следствие, его влияние на эмоциональное развитие мальчика.

Папа конечно может в какой-то степени игнорировать общественное мнение. Но здесь нужно учитывать, что мальчик все еще должен найти свое место в обществе, и большое отклонение от норм, может вызвать большие затруднения в его жизни. Также нужно понимать, что задача не сделать ребенка бесстрашным, не понимающим уровень опасности. А именно помочь ему научиться оценивать последствия и необходимость риска, преодолевать собственный страх в нужных случаях.

Итак, мы с вами видим, что роль отца в воспитании сына незаменима. И если читая, вы подумали о слабых качествах в характере мужа, то давайте будем откровенными – женщина тоже несет ответственность за выбор папы для своего ребенка. Так что просто нечестно бросаться обвинениями в его адрес. А самое главное не нужно брать на себя роль мужчины в семье. Только соблюдение баланса между мужским и женским началом, позволит как девочкам, так и мальчикам органично влиться в наш сложный двуполый мир. В подобных случаях именно женщине придется работать над собой, чтобы отец ребенка остался для него символом силы.

Если мальчик воспитывается без отца

Но есть ситуации, которые нельзя изменить и будет неправильно дать только идеальную картинку. Каждому мальчику нужен мужской идеал, следуя которому он будет формировать собственное поведение. Ребенок все равно выберет его и ваша задача окружить мальчика порядочными представителями мужского пола. Так что же делать маме, если она растит сына сама?

  1. Не берите на себя мужскую и женскую роль одновременно. Останьтесь женщиной, только мамой: слабой, любящей, ласковой, женственной. Этим вы научите ребенка проявлять сочувствие к вам, поддерживать, помогать. Другими словами поможете приобрести качества сильного, уверенного мужчины, умеющего отвечать за себя и за других, который может стать опорой для женщины.
  2. Дайте возможность сыну достаточно общаться с мужчинами. Это может быть дедушка, дядя, друг семьи, тренер, муж вашей подруги. Любой другой представитель мужского пола, которому вы доверяете.
  3. Внимательно подбирайте детские книги и фильмы для просмотра. В них должны быть герои мужского пола достойные подражания: рыцари, мушкетеры. Ни в коем случае не воспитывайте сына на мелодрамах.
  4. В подростковом возрасте нужно суметь “отпустить” мальчика от себя. Выражать уважение его интересам, дать возможность принимать собственные решения. Он не должен метаться между любимой девушкой и мамой.

Уважаемые читатели, затронутая мною тема непроста, но очень важна. Чтобы мы меньше сетовали, что в жизни нам попадается всё меньше настоящих мужчин, нужно дать им возможность проявлять свои лучшие качества. А самим мужчинам полноценно вести свою роль отца в воспитании сына.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Ольга Бардина

    Июнь 8, 2016 в 05:07

    Анна

    Июнь 9, 2016 в 00:52

    Марина

    Июнь 9, 2016 в 07:08

    Наталья

    Июнь 18, 2016 в 16:12

    Наталия

    Сентябрь 3, 2016 в 13:48

    Алексей

    Сентябрь 12, 2016 в 11:16

    Ксюшенька

    Сентябрь 15, 2016 в 10:30

    Светлана

    Сентябрь 23, 2016 в 04:29

    Виктория



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»