Зачем елка на новый год. Новогодняя елка: от запрета до расцвета. Приметы и поверья о новогодней ёлке

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» - то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую система исчисления - от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы . Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции - масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних .

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

Во времена в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника - , . В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала - увеселительного павильона - установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней - так появился неофициальный праздник . Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» - день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули - по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали и его внучка Снегурочка, мандарины и , новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Новый год – это мистический праздник, когда все люди находятся в ожидании чуда и положительных изменений. С ним связаны разные традиции – например, устанавливать в жилище новогоднюю ель, украшать свой дом игрушками, писать желание на листочке и сжигать его, когда часы бьют двенадцать… У всех традиций свои истоки, а если вы желаете узнать, почему на Новый год ставят ёлку – тогда предлагаю вам прочесть эту статью.

Почему на Новый год устанавливают ёлочку?

На сегодняшний день мы с большим трудом можем вообразить себе Новый год, лишённый традиционной лесной красавицы — ели. Не всем известно, что в истории традиция наряжать ёлку на данное торжество возникла ещё во времена языческой веры, то есть очень и очень давно.

У наших предков было принято приписывать различным деревьям и растениям определённую магическую силу. При этом в отдельную категорию выделялись деревья хвойной породы, так как славяне верили, что они больше всего нравятся Ярилу (или Солнцу), выступавшему главным языческим божеством. Обусловлена повышенная любовь бога к ели была тем, что данное дерево сохраняет свой вид вне зависимости от времени года, а значит, в его веточках живут духи, ответственные за силу и долголетие.

Почтение ели продолжалось и намного позже, когда язычество, как религия, ушло с мировой арены. Ёлка символизировала собой плодородие и вечную жизнь, вследствие чего возник обычай украшать её веточки всевозможными подарками . Первыми, кто выступил родоначальниками этого обычая, стали германские народы, а по истечение некоторого времени он был заимствован англичанами и голландцами.

Что касается России, то здесь новогодняя традиция официально утвердилась благодаря стараниям Петра I. Удивительно, но до этого празднование Нового года приходилось не на зиму, а на весну: люди верили, что когда природа обновляется, то наступает новый жизненный этап. Тогда праздничные действия также задействовали дерево, но не ель, а берёзу. Но в 1700-м году всё изменилось после выхода в свет знаменитого указа Петра Великого, который носил название «Про празднование Нового года».

Согласно последнему знатные люди, а также духовный и мирской чин был обязан устанавливать у своих ворот разные украшения, которые изготавливались из веточек сосны, ели, можжевельника. Также в обязательном порядке устраивалась стрельба из пушек и ружей. Тем же, кому его финансовое положение не позволяло приобретать целое дерево, следовало покупать хотя бы по веточке или маленькому деревцу и ставить рядом со своим жилищем.

Первоначально обозначенные нововведения Петра не пришлись по душе населению (что, впрочем, происходило со всеми его реформами), однако, по прошествии всего нескольких лет ритуал украшать новогоднюю ель стал обязательным атрибутом праздника.

К началу двадцатого века старинный обычай впал в немилость по вине большевиков. Поэтому аж до 1935-го года для советских людей Новый год перестал быть праздником. Но всё равно в народе не смогли позабыть магию и волшебную атмосферу этого удивительного зимнего торжества и вечнозелёную красавицу снова вернули «в строй». А в 1949-м году первое января на официальном уровне получило статус нерабочего дня, что продолжается и до сегодняшнего дня.

Как украшают ели в разные времена

Теперь, разобравшись с историей появления традиции ставить новогоднюю ель, предлагаю вам поговорить об особенностях украшения этого вечнозелёного деревца.

  • Изначально, когда ёлка только начала появляться в качестве обязательного элемента на Новый год, её декорировали при помощи разнообразных лакомств: орешков, на которые надевали яркую обёртку, засушенных фруктов.
  • С течением времени можно проследить больше фантазии и разнообразия в тематике ёлочных игрушек. Тогда хвойное деревце стало украшаться конфетками, которые вырезались из картона, фигурками людей и живых существ, ангелочками и колокольчиками. А на самую верхушку начали помещать Вифлеемскую звезду.
  • Чуть позднее европейскими стеклодувами начинают изготавливаться специальные ёлочные шары. А на смену восковых свечек, раньше используемых больше чтобы освещать комнату, стали приходить современные версии электрических гирлянд.
  • Что касается Советского союза, то здесь ёлочные украшения традиционно выступали символом духа того времени. Поэтому милые ангелочки и колокольчики были заменены стеклянными солдатиками, космонавтами и парашютистами. А вместо библейской Вифлеемской звезды стали использовать советскую альтернативу — красную пятиконечную.
  • На сегодняшний день благодаря разнообразию ёлочных аксессуаров реально удовлетворение даже самого требовательного и капризного вкуса. Популярна, как ручная работа, разнообразная фактура, а также очень интересные варианты, отличающиеся по своей форме и стилю. Украшение новогодней ёлочки сейчас становится самым настоящим искусством, в котором каждый получает возможность для реализации своих творческих способностей.
  • Достаточно большой популярностью на данный момент времени пользуются искусственные версии новогодних ёлочек. Последние различаются по своей высоте, объёму, материалу, из которого изготавливаются. Очевидное достоинство ненатуральных ёлок и сосен перед своими природными собратьями заключается в максимальном проявлении в них всей силы дизайнерской мысли. А кроме этого, таким образом решается проблема незаконного уничтожения леса — то есть происходит сохранение природных ресурсов. А ещё это существенная экономия — ведь купив один раз искусственную красавицу, вам не придётся приобретать её как минимум несколько лет. Значит, вы тем самым избавите себя и от дополнительных хлопот в канун новогодних праздников!

В завершение темы

В конце можно подытожить, что:

  1. Первоначально обычай украшения елей на Новый год возник в язычестве. Тогда праздник Нового года отмечался не зимой, а весной. Потом данная традиция постепенно распространилась по всему миру.
  2. В России украшать своё жилище ёлками и соснами людей мотивировал Пётр Великий своим соответствующим указом. Впоследствии обычай ненадолго исчез в советской России, но уже с 1949-го года вернулся вновь и был закреплён на официальном уровне.
  3. В качестве декоративных элементов для елей можно применять конфеты, ёлочные игрушки, орешки, засушенные фрукты, колокольчики, звёзды и тому подобное.

И на закуску обязательно просмотрите интересный тематический видео-материал:

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Во многих странах мира на Рождество и на Новый год ставят елку. Порой люди стараются украсить жилище хотя бы одной веточкой, лишь бы дом наполнился приятным, немного терпким и свежим запахом. Узнаем, по какой причине появилась эта «зеленая» традиция.

Как этот обычай появился в Европе

По преданию, обычай ставить ель в доме на праздник Христова Рождества связан со святым Бонифацием. Однажды он проповедовал в Германии, рассказывая об этом значимом празднике. Чтобы продемонстрировать язычникам свою мощь и веру, он срубил дуб – символ бога Тора. Огромный ствол упал, повалив за собой другие деревья, но при этом не задев ель. Язычники поняли, насколько слабы их боги и как крут Иисус. В честь этого события Бонифаций назвал ель «деревом младенца Христа», после чего зеленая красавица стала полноценным участником зимнего праздника.
Кроме того, с древних времен люди почитали ель как символ бессмертия и вечной жизни, здоровья и возрождения, а также общения с загробным миром. Они считали, что в стволах обитают духи, которых надо задабривать подарками. В конце декабря, когда начинался солнечный год, люди развешивали на ветках различные подношения – ленты, амулеты, яйца, яблоки, а у подножья зажигали свечи.
Подобное сочетание языческих и раннехристианских традиций привело к тому, что ель стала набирать популярность как символ Рождества и наступления нового года. Более широкое распространение обычай получил в эпоху Реформации в протестантских странах. Говорят, что одним из первых ее стал наряжать знаменитый Мартин Лютер: однажды в сочельник он украсил верхушку елки звездой в память о Вифлеемской звезде. А одно из первых письменных свидетельств об украшенных деревьях датировано 1605 годом. В нем описываются жители Страсбурга, которые ставят ели в домах и кладут на них розы, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.
Кстати, в XVI веке Центральной Европе существовал обычай наряжать небольшие лиственные деревья. Иногда их подвешивали к потолку.
В течение двух столетий обычай, связанный с елкой, распространился почти по всей Европе – он затронул Англию, Данию, Чехию, Австрию и другие страны. Благодаря эмигрантам, он появился и в Америке. В США ель наряжали фруктами и свечами, а после стали использовать различные игрушки. А жители восточных стран оценили ель уже в XX веке. Правда, эта традиция коснулась всего нескольких государств – Турции, Ирана, Марокко.

Появление праздничного атрибута в России

Жители нашей страны обязаны появлением праздничной ели Петру I. В начале XVIII века он издал указ, согласно которому в России вводилось новое летоисчисление, и новый год начинался с 1 января. Также в документе содержались предписания, как правильно устраивать праздник. В нем ель фигурировала как городское украшение – в помещениях ее не ставили.
Первые рождественские елки появились в жилищах в начале XIX столетия – ими украшали дома петербургские немцы, которые свято соблюдали традиции. Считается, что повсеместную моду на эти деревья ввел Николай I. Позже по примеру царской семьи хвойные стали появляться в богатых столичных домах, постепенно завоевывая жилища россиян. Этому могли поспособствовать газеты, которые вдруг заговорили о елке как об оригинальном украшении. Деревья стоили недешево, а лучшие экземпляры привозили из Финляндии.
После революции мода на елки в домах не исчезла. Правда, она претерпела изменения после введения в стране григорианского календаря, когда Рождество и Новый год поменялись местами. К тому же власти стали бороться с религиозными праздниками, что отрицательно сказалось на статусе Рождества, чьи елки постепенно становились «комсомольскими».
Своеобразное возрождение у них наступило в 1935 году с подачи второго секретаря Центрального Комитета компартии Павла Постышева – он стал инициатором создания светского новогоднего праздника. По его инициативе в декабре этого года была установлена наряженная елка для детей.
Позже мероприятия для самых маленьких стали традиционными, а статус главной елки получила хвойная представительница Дома союзов. В 1976 году это звание перешло зеленой красавице в Кремле.
Так постепенно ель становилась символом Нового года. На протяжении многих лет менялись ее украшения: к конфетам и фруктам добавлялись игрушки с изображением пионеров, космонавтов, солдат, врачей, автомобилей и т.д. Во времена правления Никиты Хрущева на стеклянных шарах рисовали кукурузные початки и хоккеистов.
С упразднением религиозного Рождества елка в СССР стала символом Нового года, хотя и привнесла с собой прежние атрибуты. Сегодня многие жители нашей страны наряжают ее ближе к НГ, при этом в некоторых домах деревце стоит аж до весны.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»