Свадьба татарина и русской девушки традиции. Татарская свадьба: обычаи и традиции. Свадебные костюмы молодых

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
1

1. Уразманова Р.К. Этнография татарского народа, Казань: Магариф, 2006 – С. 38-42.

2. http://mama73.ru/u-tatar/372-tatar-traditions.html.

3. http://weddingweb.ru/традиции-татарской-свадьбы.html.

4. http://www.etotupo.ru/strannye-fakty/1967-tatarskie-svadby.html.

Во время свадебной церемонии происходит юридическое оформление отношений парня и девушки. В результате этого формируется новая ячейка общества, осуществляется воспроизводство человека, его воспитание.

В силу своей большой значимости, свадебный обряд является одним из самых устойчивых элементов традиционной культуры.

Татарская свадьба - это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем - мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной .

У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Именно они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба изменялась и развивалась, но при этом прослеживается некое наличие единства свадебных обрядов у разных групп татар, хотя свадебные обряды, угощения и чины у них называются различными терминами. Например, у православных татар - кряшен и татар-мусульман религиозный обряд- бракосочетание: у мусульман - это никах, а у христиан - это венчание в церкви.

Торжественные обряды у татар издавна были своеобразны и самобытны. Они сохранили свой тайный смысл для обеспечения спокойствия, достатка и многодетности семьи.

Г. Агмеров в начале XX века выделял три формы заключения брака у татар: похищение невесты, по сватовству и добровольный уход девушки к жениху. До начала XX века для свадебного обряда татар было характерно заключать брак по сватовству . Именно эта форма бракосочетания в отличие от добровольного ухода девушки к жениху и похищения невесты, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (богатство подарков, количество гостей, длительность свадебных гуляний).

Порядок проведения свадьбы был следующим: от родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров - калым (по-татарски - калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили головные уборы, обувь, предметы обихода, одежда, постельные принадлежности. Так же, полагалось отдать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданого невесты особо не обговаривался. После этого, следовал сговор. Сторона невесты передавала в подарок полотенце или скатерть, а сторона жениха чаще всего, передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.

Официальная часть, называемая никах, проводилась в доме невесты. Родители жениха были главными гостями. Они приезжали не с пустыми руками, привозили угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех присутствующих на этом событии, (родственников), были заранее оговорены: часть родни невесты приглашала к себе родственников жениха, и приглашала их на ночлег, так как свадьба продолжалась не один день, другая часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу.

Сам обряд никах проводил мулла . Он записывал в особой книге условия, на которых заключался брак. При этом оговаривалась сумма, которая достанется жене при расторжении брака по желанию мужа, так же перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха. При этом действе жениха и невесты не было, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха - его отец, а за невесту - свидетели. Свидетели интересовались у невесты, о ее согласии или несогласии на брак, когда она находилась в другой комнате. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.

Два или три дня гости праздновали свадьбу в доме невесты. А после их отъезда, готовились к приезду жениха. Помещение, в котором молодые проведут несколько дней, на период первого приезда жениха, тщательно украшали предметами из приданого невесты. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп, как за въезд во двор, за возможность войти к невесте, а так же тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Самый ценный подарок преподносился супруге. Первый приезд жениха длился от двух до шести дней, потом он уезжал к своим родителям и затем навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма, молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции. Встречая молодую невестку, мать мужа стелила ей под ноги шубу или мягкую подушку, встречая с добрыми словами. В доме, невестка должна была повесить полотенце, а только потом уже сесть за стол и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. Этот обычай соблюдался, чтобы невестка в будущем была покладистой, мягкой и уживчивой. Так же, руки молодой жены, погружали в муку, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Она должна была украсить дом, предметами из приданного и ей показывали дорогу к роднику, после чего молодая жена одаривала всех родственниц, которые помогали ей в этом действе.

После переезда молодой в дом мужа, продолжались угощения, как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников. Молодые навещали родителей жены, а они в свою очередь навещали их, приходя в дом жениха .

На обычаи татарских свадеб повлияли изменения в жизни всего общества. Было не простым начало XX века. Годы восстановления после тяжелой гражданской войны, материальные лишения привели к менее строгому соблюдению cвадебных традиций. Период 30-х-60-х годов характеризовался сокращением традиционных и появлением новых свадебных обрядов.

Исследование проводилось с 6-8 января 2013 г. среди жителей республики Татарстан г. Набережные Челны, с помощью интернет - опроса, всего было опрошено 77 человека, в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 27 лет, как мужчины, так и женщины, представители мусульманской религии.

Данные опроса показали, что респонденты 22-27 лет положительно относятся к никаху, как мужчины, так и женщины (92 %-95 %). Это говорит о том, что в наше время, молодежь является духовно развитой, что не может не радовать.

Практически все опрошенные сходятся в одном, что в наше время старые традиции и обряды утеряны или не соблюдаются (98 %), и лишь 2 % считают иначе и готовы вступить в брак по старым традициям.

Опрос показал, что молодежь не против религиозных браков (возврат к старым традициям), но на вопрос, о совместном проживании с родителями мужа, женщины 100 % ответили, что не согласны, а вот мужчины (25 %) согласны жить под одной крышей со своими родными.

Из проведенного социологического исследования можно сделать вывод: традиции, передаваемые от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом, так как общество неуклонно развивается, а вместе с ним изменяются и обычаи. Возврат к духовным ценностям, вернет и передаст новым поколениям большую часть народных традиций.

Библиографическая ссылка

Юсупова К.Н. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 88-90;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32712 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

И обряды которого уходят своими корнями в глубину столетий. Среди традиций можно выделить три варианта создания новой семьи: уход невесты из дома без получения родительского благословления, свадьба по сватовству, а также похищение девушки, не давшей согласие на проведение обряда бракосочетания.

Сватовство : Как правило, татарская свадьба, традиции которой за десятилетия практически не изменились, проводилась после сватовства. Причем невесту обычно выбирал не сам жених, а его родители, которые затем посылали сватов в семью девушки, чтобы испросить у ее отца согласие на брак. Если родители невесты соглашались на бракосочетание, дальше они обговаривали основные «детали» будущего брака, размер выкупа, а затем уже начинали необходимые приготовления к торжественной церемонии.

Современная татарская свадьба, при которой до сих пор является неотъемлемой частью процедуры, от старинных церемоний отличается только особенностями подарков. В былые времена родители невесты получали деньги, всевозможную живность, роскошные ковры, а сейчас в качестве калыма нередко используется квартира или автомобиль. На обеде, посвященном сватовству, молодые обычно не присутствуют, а вместо жениха и невесты на банкете главными виновниками торжества становятся их отцы. В конце церемонии семье жениха подносят щербет, который свидетельствует о том, что родители невесты приняли калым и вполне согласны с его размерами.

Религиозный обряд : Каждая татарская свадьба начинается с проведения обряда «никах» - религиозной церемонии, во время которой в книгу регистрации муллой записываются особые условия брака. К таким условиям относятся все дары, переданные невесте и ее родителям, а также размер калыма и продукты, необходимые для проведения свадебного обеда. Особенное значение в таких случаях всегда имела сумма денежных средств, которые будущий муж при желании развестись обязан выплатить своей жене.

После того, как финансовые условия брака были полностью описаны в книге регистрации, мулла испрашивал согласие молодых на и поскольку жених и невеста на церемонии не присутствовали, за них отвечали отцы. В это время невеста обычно находилась либо в другом помещении здания, либо за непрозрачной занавеской, и к ней отправлялись два свидетеля, чтобы удостовериться в ее согласии выйти замуж. Когда мулла слышал от свидетелей утвердительный ответ, он принимался за чтение различных выдержек из Корана, которые посвящены бракосочетанию.

Празднование свадьбы : Классическая татарская свадьба начиналась с празднований в доме невесты в течение двух-трех дней, причем родители девушки приглашали к себе и угощали приезжих сватов. Когда гости разъезжались, семья невесты начинала тщательно готовиться к встрече жениха, подготавливала красивое помещение для молодой пары, которое украшалась самыми красивыми вещами из В такой комнате жених и невеста жили несколько дней после а после совместного посещения бани жених должен был переодеться в новую одежду, сшитую его молодой женой, а потом дарил ей различные ценные подарки.

Во время первого приезда жениха в дом невесты юноша должен был принести разнообразные дары, а также уплатить выкуп за возможность въезда на территорию двора, заплатить за право войти в комнату к своей невесте. Он также преподносил дары людям, топившим баню и стелившим мягкую брачную постель, дарил небольшие подарки каждому из деревенских ребятишек, специально зашедших в дом родителей невесты. Поэтому, собираясь на собственную свадьбу, юноша обычно брал с собой большой чемодан, наполненный до краев подарками и всевозможными угощениями.

Самобытность татарского народа сохранилась до сих пор, несмотря на ассимиляцию различных наций. Современная татарская свадьба проходит с учетом основных традиций.

Бережное отношение к собственному народу передается через возрождение канувших в лету обрядов.

Традиционные этапы свадьбы

Свадьба у татар начинается задолго до самого дня бракосочетания.

Традиции мусульманской свадьбы прочно закрепляют союз двух сердец. Ведь в подготовке основной церемонии участвуют обе стороны родственников. Они-то и берут на себя решение первых бытовых вопросов, которые могут стать причиной раздора в новой семье. Итак, обычаи подготовки к свадьбе.

  • Сватовство проходит без участия будущих молодоженов. Будущие родственники договариваются о сумме выкупа – калыма. Так же выясняется, нет ли у будущих супругов родственников до седьмого колена.
  • Калым в обычаях татарской свадьбы – серьезный обряд. Жених должен одарить не только невесту, но и всех родственников. Невеста же, в свою очередь, готовит свое приданое. В него обычно входит одежда для супруга, полотенца и коврики.
  • Смотрины невесты – это когда родня жениха во время переговоров о свадьбе смотрит и оценивает, как невеста разливает чай и ухаживает за ними.
  • Так же невеста должна выразить свое согласие с кандидатурой будущего супруга. Современные молодые, конечно, уже давно все обсудили и согласны играть свадьбу. Тем не менее, невеста должна кивнуть головой на вопросы муллы о кандидатуре жениха. В старину невеста должна была громко заплакать – и так выразить свое согласие.
  • Помолвка – это объявление о том, что невеста теперь – девушка на выданье, которая скоро выходит замуж.
  • После помолвки начинается подготовка к официальной регистрации и длительному застолью.

Официальная регистрация предшествует обряду заключения союза перед Аллахом. Все пары сначала регистрируются в ЗАГСе,а потом обращаются к священнику. Никах или никях – это встреча молодых с муфтием. Обряд проводят либо в мечети, либо дома у невесты. Молодые или читают клятвы, или повторяют слова клятв за священнослужителем. Интересный факт – муфтий спрашивает у невесты, какой подарок она хочет от жениха. Это может быть золотое украшение, постройка дома, что угодно. И во время обряда назначается срок исполнения желания.

После регистраций на земле и на небесах начинается застолье, которое длится минимум два дня. По традициям, первый день празднуется в доме невесты, без родственников жениха. Во второй день жених забирает невесту к себе. Праздник продолжается без родных невесты.

Современная татарская свадьба

Свадьба современных татар – это упрощенный вариант старинного обряда. Зачастую свадьба обходится без сватовства и уплаты калыма.


Но сохранение религиозных традиций обязательно. Без обряда Никах союз не считается зарегистрированным.

Современная невеста может позволить себе платье европейского фасона. Хотя многие невесты одеваются в традиционный наряд. Открыть можно только лицо и ладони. На голову надевают платок. Наряд традиционно белого цвета. Если выбор пал на платье в европейском стиле, то обычно поверх него невеста одевает кафтан, расшитый татарскими узорами. А на голову – феску (женский головной убор).

Жених должен быть одет нарядно. На голове – тюбетейка. На талии – традиционный красный кушак.

Интересные традиции во время застолья. Тамада, который проводит современную татарскую свадьбу, должен обязательно включить в сценарий следующее:

  • Молодые заходят в зал только после того, как все гости расселись по местам.
  • Традиционно татарские свадьбы проходят без спиртного. Поэтому тосты говорят за стаканом морса или сока
  • Традиция лепки денег длится обычно около 2х часов. Каждый гость должен заплатить деньги за то, чтобы для него поставили песню, и сплясать под нее.
  • Танец жениха с невестой обязательно должен быть включен в сценарий.

  • Присутствие ансамбля с традиционным баяном – кульминация банкета.
  • Хорошо, если есть возможность нанять ансамбль национального танца. Отдавая дань традициям, многие молодожены не проводят шумную и насыщенную конкурсами свадьбу. Татарская свадьба – это застолье с песнями, танцами и живой музыкой.
  • Чак-чак – традиционное сладкое блюдо, которое должна приготовить невеста. В конце вечера каждый гость должен заплатить за кусочек чак-чака.

Крымско-татарская свадьба

Свадьба крымских татар – это большое событие для всего полуострова. Прибывающие гости могут не знать в лицо жениха и невесту.

Тем не менее, каждый гость на крымско-татарской свадьбе дорог. Потому что свадьба – это не только соединение двух сердец, но и повод для встречи, знакомства, обсуждения.


Татары разбивают большой шатер, если нет возможности арендовать кафе или ресторан, который сможет вместить всех гостей. Заранее никто не знает, сколько прибудет поздравляющих, поэтому пир готовится минимум на 200 человек.

Современные молодые обязательно включают обряд подвязывания платка невесте. После первого дня празднования отец невесты завязывает на талии дочери платок в знак того, что она – отличная хозяйка. По приходу в дом жениха отец жениха снимает этот платок в знак того, что принимает в дом свою невестку.

Мать жениха разламывает каравай над головой невесты и окунает кусок в мед. Это символизирует начало хороших отношений между двумя женщинами. Невестка же приносит свое приданое и начинает раскладывать коврики, развешивать вышитые вручную полотенца.

В остальном, традиции и обряды крымских татар, несмотря на тяжелые для нации времена, остались сохраненными. Многие пары останавливают свой выбор на свадьбе в русле всех старинных обычаев.


Русско-татарская свадьба

Свадьба межнациональная – это всегда смешение традиций. Влюбленные молодые готовы на все, лишь бы остаться вместе на всю жизнь. Глаза любви слепы к трудностям.

Но родные молодых всегда горят желанием выполнить традиции исконно русской или татарской свадьбы. Как выходят из таких ситуаций влюбленные?

  • Пары договариваются заранее с тамадой обо всех возможных подводных камнях. Профессиональный тамада поможет избежать сложных ситуаций.
  • В традициях русской свадьбы молодых встречает мать невесты с иконой Божьей Матери. Татарский обычай – выкуп матерью жениха Корана, который привезет маленький ребенок вместе в молодыми. Эти два обряда можно провести. Один – в доме невесты, другой – в доме жениха.
  • Свадьба татар – это зачастую безалкогольное застолье. В то время как русская свадьба – это пир горой, с распитием спиртного. В этом случае молодые должны найти компромисс и решить, какой будет их свадьба. Ведь это праздник двух влюбленных.

Видео свадеб

Свадебные обряды татар

(татарская свадьба - туй йолалары)

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары өндәүле - особо приглашенные. Это близкие родственники жениха. Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения. Их по своему усмотрению приглашали төп кодалар. Поэтому их и называли иярчен - присоединившиеся, канат - крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы. Часть из них приносила с собой угощение - аш белән килү, саум, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах, кәбен) по сложившемуся у татар ритуалу. Мулла в книгу регистрации брака записывал мәһәр - условия заключения брака. Туда входили калын, тарту, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты. Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене. Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак. Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец. За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома). Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию. После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники. Это называлось туй күтәрү, туй алу - "поддержка свадьбы".

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха: тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого. В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню. Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой. Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком - кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор, войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам, которые специально за подарком приходили в дом. Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно. В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно. Этот период - кияүләп йөрү - по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

У кряшен же венчание проводилось в церкви. Под венец молодых вели посаженные родители - кыяматлык, выбираемые из близких родственников жениха. Они становились как бы опекунами молодой семьи и оставались таковыми на всю жизнь. После венчания молодая поселялась в их доме. Здесь ей заменяли девичий головной убор на женский - баш бәйләү. Из этого дома ее перевозили в дом мужа, где и проходила основная свадьба. Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен төшерү, арчи и проводился, как правило, летом.

Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане. У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" (доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа).

Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керү-"повесив, входить". Затем молодых сажали за стол. Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло, сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой. И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Повсеместными были обряды өй киендерү - "обряжение дома": снимали висевшие в доме занавески, настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты, а также су юлы күрсәтү - "показ дороги по воду". Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду. Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.

У кряшен все обряды, будь то приезд сватов, переезд невесты в дом мужа, обряжение дома и т.д. сопровождались исполнением особых свадебных, гостевых песен.

Переезд молодой сопровождался рядом застолий как в доме родителей мужа (у кряшен - основной свадьбы с особым ритуалом "показа невесты" - бөркәнчек ачу и т.д.), так и его родственников. Гостевой этикет у всех татар был одинаков. После отъезда сватов на угощение, называемое килен токмачы, килен салмасы (лапша снохи), собирали пожилых родственниц, соседок. Завершали же цикл свадебных трапез в целом скромные, но важные в смысловом значении застолья, проводимые в том и в другом доме. В доме невесты проводили казан кайтару (возвращение котла) с приглашением молодоженов, а в дом жениха приглашали родителей невестки. Только после проведения этих застолий стороны свободно, по своему усмотрению могли навещать друг друга.

Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.

В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые. Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом - ябышып чыгу. При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак. Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом. Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители. Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели). Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания - никах. Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир. В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином кызыл туй (красная свадьба).

К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности, в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые. И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов. Характерной их чертой является свободный выбор обрядов. И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения. Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников. Это достигается с помощью "торжественного ритуала регистрации брака", проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров. Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.

В сельской местности наблюдается большее разнообразие вариантов, в городской же, в условиях многоэтажных домов, свадьбы проводятся по более упрощенной и одинаковой схеме. Вместе с тем существует ряд черт, присущих для всех свадеб. Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться. При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.

Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье. Ответный подарок для жениха - рубашку и другие предметы одежды - готовила и невеста. Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.

Появление свадебной одежды разового пользования - белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли - для девушки, темный костюм, белая рубашка - для юноши, обручальные кольца - новое явление для татар. Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.

Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака. Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей, музыканта. Нередко сюда прибывают и их родители. Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.

После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники. Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.

Свадебные пиры, застолья. При их проведении стойко держится традиция возрастного деления участников.

Свадебное застолье для пожилых - картлар туе, олылар туе проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья - без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты после легализации религии в последние десятилетия почти повсеместно снова стало называться никах туй, так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания - никах, причем в нем активно участвуют сами молодожены. Это является существенной модификацией традиционной обрядовой формы.

Свадебное застолье для гостей среднего возраста - туй - является главным. На него приглашают самое большое число гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте - в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или специального "зала торжеств".

Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д. Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями. Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов. Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие - из практики массовиков-затейников. Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д. Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют. Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации. Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.

Свадебные блюда татар

Здесь мы познакомимся с ритуальными свадебными блюдами татар, способами их приготовления и подачи к столу.

На свадебном столе татар обязательно должны быть такие продукты, как масло с медом, чак-чак, губадия, коштеле (птичьи языки). Готовят и варят особые пельмени (кияу пельмэне), подают гуся, казылык (вяленую колбасу), пекут оладьи, блины, баурсак, большой гусиный бэлиш, также готовят сладкий напиток из фруктов или растворенный в воде мед.

Одним из главных блюд на свадебном столе с давних времен является сладкий слоёный пирог из пресного теста - губадия. Для его приготовления выпекаются коржи из теста, которые потом чередуются с начинкой. Начинка может быть самой разной: сушеная малина, земляника, смородина, яблоки или изюм. Сверху губадию закрывают сочнем из теста и украшают. Обычно выпекают нечетное количество слоев: от трех до девяти. Количество слоев символично - оно определяло, сколько ночей мог оставаться жених в доме невесты. Этот пирог готовили специальные мастерицы. Обычно в каждой деревне было два-три таких человека. В некоторых населенных пунктах эту выпечку на свадьбу привозил жених, в других же селениях губадию должна была печь сторона невесты.

Еще одно сладкое блюдо из теста - чак-чак. Готовят его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывают в жгутики, затем режут на мелкие кусочки. После этого их обжаривают в большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывают на тарелку, заливают медом и украшают. Иногда чакчак заливают пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкут в ступе, затем протирают сквозь сито и полученной массой заливают чакчак. Как правило, данное блюдо готовит сторона невесты. Говорят: чакчак - кыз кумэче (чакчак - угощение невесты).

Непременное, обязательное блюдо на свадебном застолье - гусь. Раньше считалось, что птицу должна привезти сторона жениха. Иногда же блюдо из гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Считается, что птица, особенно водоплавающая, несёт в себе определенный смысл, является символом семейного благополучия и плодовитости. Ритуальный гусь на свадебном обеде - традиция очень древняя: в памяти народа сохранилось представление о птице как о предке рода.

Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Губадию резали осторожно, не отрываясь, так, чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новый пирог. Свадьба при этом продолжалась. Новую губадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию губадии, отец жениха накрывал её платком или тастымалом (домотканым полотенцем) и поверх них клал деньги, - тем самым, выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги, которые предназначались молодым, на специальном подносе. Губадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые не присутствовали на свадьбе.

Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги (жена старшего брата или дяди невесты). Перед разделыванием чакчак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки и деньги. Как и губадию, чакчак разрезали на четыре части и одну четвёртую часть увозили в дом жениха.

Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа, который был длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было очень много. Обычно сначала обрезали голову, приговаривая, чтобы жена "не перешагнула через голову мужа", затем обрезали крылышки и лапки - чтобы "муж не бил жену". Иногда жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а жениху - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами. Например, если голову и лапки отдавали мужу, это делалось для того, чтобы он "на сторону не ушёл".

При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вру чали ему подарки.

Татары – народ с интереснейшей культурой, которая несет в себе обычаи и символы, сохранившиеся с древних времен. Татарская свадьба отличается самобытностью и присутствием особенных обрядов, которые на протяжении многих веков соблюдаются мусульманами при создании новой семьи. Именно такое бережное отношение к собственным традициям позволяет сохранить национальный колорит. Итак, как же проходит татарская свадьба.

Татарская свадьба: сватовство

Подготовка к свадебному торжеству начинается заблаговременно. Как ни странно, но молодожены не принимают участия в подготовке. Этим занимаются их родители и родственники. При этом процесс сватовства традиционно разделен на несколько этапов:
1. Смотрины невесты
2. Обсуждение жениха
3. Переговоры между сторонами.
Представителями жениха выступают сват (яучы – уважаемый и важный человек)и один из ближайших родственников (отец, мать или старший брат). На смотринах оценивают, насколько обходительна и ловка будущая невеста, как она разливает чай и подает угощения гостям. На втором этапе оговаривают размер калыма за невесту. Жених должен подарить что-то не только самой избраннице, но и всем ее родственникам. На последнем этапе сватовства к процессу подключаются родители жениха, переговоры касаются таких тем, как материальная и бытовая стороны жизни будущей семьи, место жительства молодоженов, состоятельность жениха, обязательства сторон по поводу приобретения мебели и предметов домашней утвари в дом будущего семейства и прочее.
По крымско-татарским традициям калым необходимо выплатить либо до свадьбы, либо в день бракосочетания. Он может состоять из золотых украшений, посуды и постельных принадлежностей, одежды или же просто из определенной денежной суммы. Надо сказать, что приданое невесты абсолютно не обсуждается при сватовстве. Если стороны согласны с условиями друг друга, то выбирают дату помолвки и сообщают обо всем жениху и невесте.
Суть помолвки состоит в том, что невеста объявляется будущей женой. Если семьи жениха и невесты знакомы давно и не имеют разногласий, то сватовство и помолвка могут проводиться в один день. В этот же день подается заявление в ЗАГС.

Обычаи татарской свадьбы

Следующий шаг – это регистрация брака в ЗАГСе, которая юридически закрепляет союз и объявляет невесту и жениха официально мужем и женой. Далее следует ритуал, который проводится муллой в доме невесты, это традиционно мусульманский брак. При этом мулла трижды задает вопрос невесте о ее согласии вступить в этот брак, невеста должна промолчать первые два раза, а в третий раз ответить согласием. В итоге молодожены выходят к своим гостям, уже по всем канонам объявленные мужем и женой.
Невероятное количеств гостей присутствует на татарской свадьбе, как в древние времена, так и сейчас. Свадьба является поводом для встречи, знакомства и общения между дальними родственниками, давними друзьями и новыми знакомыми.
По древним традициям торжество проводилось во дворе или шатрах. Современные молодожены, конечно, зачастую выбирают банкетные залы.
На видео можно посмотреть, насколько колоритны и интересны традиционные татарские свадьбы, на которых соблюдаются самые древние обычаи.

На свадьбе присутствует тамада, который приветствует молодых торжественной речью. Гости танцуют, провожая молодоженов к столу. Игры и конкурсы на татарской свадьбе не имею места. Исключением может стать русско-татарская свадьбы, где проводят шуточные соревнования между гостями, соблюдая традиции русской свадьбы. Но такие конкурсы должны быть максимально корректными и без каверзных шуток, так как мусульмане довольно сдержанны и скромны, особенно в присутствии прекрасной половины.
В процессе свадебной церемонии гости танцуют и вручают деньги родственникам жениха и невесты, впоследствии вся сумма передается новому семейству. Гости произносят тосты в честь жениха и невесты. Сами молодожены не участвуют в танцах, а присоединяются к ним ближе к полуночи. По завершении первого дня свадьбы, муж и жена уходят в дом мужчины. По традиции, невесте, впервые ступающей на порог новоиспеченного супруга, стелят под ноги шубу, угощают медом и преподносят в дар какого-либо зверька.
Утром второго дня молодая жена должна угостить родственников кофе, при этом все собираются, чтобы на нее посмотреть. Девушка традиционно целует руки родственникам жениха, чтобы показать свое уважение к ним. Интересный факт – в течение сорока дней молодая жена не должна покидать дома своего мужа. Но в настоящее время многие из этих традиций не выполняются.

Антураж татарской свадьбы

Татарская свадьба празднуется несколько дней, и украшают место проведения торжества очень нарядно и пышно. У современных пар популярны воздушные шары и гирлянды, огромные композиции из цветов. Также широко используются национальные атрибуты: расшитые скатерти, маленькие подушечки с традиционным татарским орнаментом, посуда с характерными узорами. Особо религиозные пары украшают помещение табличками с напутствиями из Корана, дающими наставления, как следует вести себя в счастливой семейной жизни.

Музыкальное оформление зависит от предпочтений конкретной пары молодоженов и их гостей. Популярны как зажигательные народные композиции, так и современные песни на татарском и русском языках. Ну и, конечно, какая же свадьба без марша Мендельсона, на татарских свадьбах он тоже присутствует.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»