Русские национальные блюда на осеннее равноденствие. Осенние обряды в народной традиции руси. Осенние праздники у славян

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир.

На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. Отмечали этот праздник на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки к старшему в роду, чтобы встретить новое лето, а потом к заутрене отправлялись в церковь. Накануне в домах гасили огонь, а утром трением двух дощечек добывали «новый» и с этим огнем начинали засидки, или посиделки.

Утром, после церковной службы, женщины шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые вокруг неё пели песни. Затем хлеб разламывали по числу присутствующих и кормили им скотину.

На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Свадебные недели, которых с большим нетерпением ждали все незамужние женщины и холостые мужчины, продолжались до ).

К этому праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон тараканов и мух, которые изрядно надоели людям за лето. Хоронили надоедливых насекомых девушки, которые рядились в лучшие одежды, делали из скорлупы орехов или овощей гробики и с причитанием выносили из избы насекомых, чтобы похоронить. Считалось, что если до 14 сентября убьешь муху, то родится ещё семь мух, а если после, то ещё семь мух умрет. Участие в похоронах мух и тараканов давало возможность девушкам показаться во всей красе перед собравшимися парнями и, таким образом, найти себе будущего супруга.

Ещё в этот день переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие. Обязательно соблюдали обряд переноса на новое место жительства домового. Из печи старого дома доставали горшок с углями, в котором, по преданию, и находился домашний дух, и переносили в новый дом. Только после этого разрешалось садиться за праздничный стол и справлять новоселье, не боясь, что домовой разозлится, и будет мстить забывчивым хозяевам.

По традиции, в первый день осени к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы «посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». Молодая хозяйка кормили гостей сытным обедом, и показывала им всё своё хозяйство в доме. По обыкновению, пришедшие её хвалили и давали дельные советы. Хозяин отводил гостей на двор, показывал им жито в амбарах, а в сараях зимнюю и летнюю упряжь, потом все шли в сад, где пили вино из бочонка.

По окончанию сбора урожая в деревнях часто устраивали сельскую братчину. Чем урожайнее было лето, тем хлебосольней и дольше отмечали праздник. На Осенины мальчиков 4-5 лет впервые сажали на коней, а ещё осуществляли обряд «пострига» в отроки мальчишек, достигших семилетнего возраста, отмечая их новую роль в общине.

14 сентября начинается Бабье лето, которое в некоторых местах длится до трех недель. Подмечали, если день ясный, то все Бабье лето будет теплым, да и зима тоже. Обращали внимание на погоду Бабьего лета:

  1. Если в этот период времени часто идут дожди, то осень будет сухая.
  2. Много паутины на Бабье лето – к ясной осени и морозной зиме.

До этой даты нужно убрать колосовые культуры (иначе весь урожай пропадет – зерно выпадет на землю) и посеять озимую рожь.

По стародавней традиции, 14 сентября следует быть милосердным и совершать благотворительные дела. Наши предки в этот день раздавали милостыню нищим, угощали вдов и сирот, посещали заключенных в темницах и одаривали их подарками.

Примет, приуроченных к этому дню, великое множество. По ним судили о ближайшем и далеком будущем, плодовитости скота, количестве и качестве урожая:

  1. Ветер дует из южного края – к теплой и сырой зиме.
  2. Если же ветер из-под солнца, то зимой будет часто дуть северный ветер.
  3. Дождливый день – к дождливой осени.
  4. Много паутины сулит долгую и ясную осень.
  5. Если улетели дикие гуси, то зима будет ранняя.

Видео: Осенины на Руси

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп130
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания67

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50 г. Новосибирска

Осенины на Руси

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Новосибирск 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.

Учителя:

Учитель музыки Гладких А. С.- первая квалификационная категория;

Учитель музыки Киселева Е. Г. - высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Хасанова О.Д. - первая квалификационная категория;

Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория;

Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Сельнихин А. В.

Дата проведения: 29.11.16

Место проведения: актовый зал

Тема мероприятия: «Осенины на Руси»

Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.

Цель мероприятия : формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи мероприятия

1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси».

2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.

3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.

3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.

Структура мероприятия

1.Встреча гостей;

2.Вступительное слово: «Формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности на примере проведения русского народного праздника «Осенины на Руси»;

3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов, театрализованного представления «Осенины на Руси»;

4.Представление выставки декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;

5.Чаепитие у самовара;

Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.

Образовательные технологии - информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

  • готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  • повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Предметные результаты :

Знать и понимать роль народной музыки и искусства в жизни человека, формы построения русских народных песен и наигрышей, виды декоративно – прикладного искусства и практическое применение их в повседневной жизни;

Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого характера; освоение способов практической деятельности – рукотворчества.

Познавательные:

Формирование знаний о русском народном творчестве;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально - творческой деятельности.

Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, музыкальная аппартура.

Тематический праздник «Осенины на Руси».

Музыкальный репертуар, используемый на празднике:

  1. Русская народная-хороводная песня «Осень-рукодельница»;
  2. Русская народная хороводная песня «В хороводе были мы»;
  3. Русская народная песня «Цветочек аленький»;
  4. Русская народная песня «На горе-то калина»;
  5. Русская народная песня «Пряха»:
  6. Рксская народная песня «Позолоченная прялица»;
  7. Русская народная песня «Субботея»;
  8. Песня «Осенины на Руси»;
  9. Частушки;
  10. Русские народные плясовые песни.

Подготовка к празднику:

  1. Оформление актового зала в стиле русской избы; выставка декоративно - прикладного творчества на тему «Осення фонтазия», рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;
  2. Осенние листья, искусственные деревья;
  3. Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.

Сценарий праздника «Осенины на Руси»

Вступительное слово : Главной целью работы методического объединения является: «Формирование духовного мира школьников, высокого художественно - эстетического вкуса, навыков творческой деятельности, нравственности, воспитание трудолюбия и патриотизма». Духовно – нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через разные виды педагогической деятельности. Поэтому каждый год нашим методическим объединиением проводятся различные тематические праздники, в которых формируется интерес обучающихся к русской культуре. Такие мероприятия проходят очень интересно и ярко, в традициях русских народных праздников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мероприятие «Осенины на Руси», подготовленное учителями совместно с учащимися. Перед нами стояла задача ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника. Для достижения этого важен не только сам праздник, но и подготовка к нему. В зале оформлена выставка работ, которые учащиеся выполнили к этому мероприятию на уроках и во внеурочное время с учителями технологии, а также представлена выставка рисунков выполненных ребятами с учителем изобразительного искусства. Кроме того заранее был организован конкурс на лучшие работы из природного материала по теме «Осенняя фантазия», эти работы также находятся на представленной выставке. Перед тем как приступить к практической деятельности, каждый учитель на своих уроках знакомит учащихся с историей народных праздников, тем самым возрождая культуру и старинные обычаи русского народа и знакомит обучающихся с его фольклорным творчеством».

Сценарий праздника «Осенины на Руси».

Хозяйка подметает на сцене, поправляет убранство избы на фоне русской музыки.

Хозяйка: В избе прибралась, пирогов напекла, можно и гостей дорогих встречать! (подходит ближе к краю сцены ).

Жду сегодня гостей, чтобы Осенины справить. Пришел этот праздник к нам из далекой старины. К этому времени весь урожай бывал уже собран и народ устраивал праздник. Ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы (стук в дверь ).

Вот и ко мне гости пожаловали! Слышу, слышу, заходите гости дорогие!

Под веселую р.н. мелодию приплясывая, заходят младшие девочки. Поднимаются на сцену и, проходя мимо хозяйки, кланяются в пояс. Садятся на скамейки.

Хозяйка: (с поклоном) - Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей горнице. Небогат на теплые дни русский календарь. За работой и хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, можно и повеселиться.

1девочка: А кто знает, как раньше назывался праздник урожая?

2-я: Оспожники;

3 –я: Осенины;

4 –я: Именины;

5 –я: Праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем веселее праздник.

6 –я: Песни пели, хороводы водили, рукодельничали (начинают вышивать).

Хоровод «Осень – рукодельница»

Хозяйка: Порадовали вы меня! А кто знает пословицы и поговорки про осень, про осенние месяцы?

7 –я: Холоден сентябрь, да сыт.

8 –я: Октябрь – капустник, пропах капустой.

9 –я: В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

10 –я: Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме –родной батюшка.

11 –я: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

12 –я: Красна весна цветами, а осень – снопами.

13 –я: Осень идет, урожай с собой ведет.

14 –я: Осень в гости пришла,

Добра нам принесла.

В коробы – холста,

На гумно – зерна.

15 –я: Также лен - конопель,

Рожь, пшеницу, ячмень.

Хозяйка: Умницы –разумницы! Осенью дни становятся короче, раньше наступают сумерки. И в эти долгие осенние вечера приходит пора девичьих посиделок: кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет, кто вышивает.

Одним из древнейших видов рукоделия является искусство вышивания, оно насчитывает многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка начинали в 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию пятнадцати-шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. Рукотворные вещи – их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена.

1 -я девочка: На Руси уж так ведется,

Что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец,

И на дудочке игрец.

Хозяйка: А кто знает поговорки о труде?

2 –я: Без дела жить – только небо коптить.

3 –я: Маленькое дело лучше большого безделья.

4 –я: Сделал дело – гуляй смело.

5 –я: Работа и мучит, и кормит, и учит.

6 –я: Работу выполняем – песню запеваем.

Песня «Цветочек аленький».

Хозяйка: Здравствуйте гости званые, желанные! Прошу в избу. Красному гостю – красное место (кланяется гостям).

Девушки рассаживаются на скамейки, начинают вышивать.

1 –я девушка: Ой, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.

2 –я девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!

3 –я девушка : Теперь все вечера наши будут. Давайте споем нашу любимую «Пряху».

Исполнение песни «Пряха».

Хозяйка: Что же загрустили девицы – красавицы? А ну –ка, давайте веселую да с переплясом.

Песня «Позолоченная прялица», (перепляс – солистка).

Хозяйка: А какие вы знаете поговорки о прялке?

4 –я девушка: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

5- я девушка: Какова пряха, такова на ней и рубаха

6-я девушка: Прялка не Бог, а рубаху даёт

7- я девушка: Пряха не волк - в лес не убежит

8-я девушка: Не напрядешь зимою, некогда будет ткать летом

9-я девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься

10-я девушка: Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Хозяйка: А знаете ли вы, что прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Руси парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники .

4 –я девушка: Как во тереме красна девица,

Мастерица –искусница,

В терему она рассиживала,

Шелком шила, ткала золотом.

5 –я девушка: Под малиновым кусточком

Шелкова трава растет.

Под рябиновым кусточком

Наша Катя платье шьет.

6 –я девочка–младшая (отвечает).

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Беседа о вышивании.

Хозяйка: Ну, мои мастерицы – искусницы, покажите –ка ваше мастерство!

(смотрит, хвалит).

Хозяйка: А где же наши жнеюшки, молодые девушки?

4 –я девушка: Идут жнеюшки, идут,

Колоски в руках несут.

Под русскую народную песню все девочки заводят хоровод, закручиваясь улиткой.

5 –я девушка: (в конце хоровода) говорит : Сжали ниву до конца, до победного венца (все кланяются).

1 –я девочка: Осень, ты осень, гости недель восемь,

С громами сильными, с дождями, с ливнями.

2 –я: Лей дождик с неба,

Больше будет хлеба!

(Одна девочка выносит на рушнике хлеб)

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой (несет гостям).

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Хозяйка: Умелые руки не знают скуки.

Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!

Песня «Субботея» (старшие девочки).

Под веселый наигрыш входят добры молодцы (мальчики).

Хозяйка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется).

Мальчики хором: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник не начинаем!

1 –ый мальчик: Ехали мы мимо, да повернули до дыма.

2 –ой: Дома сидеть, ничего не высидеть.

3 –ий: Решили на людей посмотреть, да себя показать.

4 –ый : Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

4 –ый: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не сидим, и в гостях не стоим.

Хозяйка: Ну, добры молодцы, чем гостей порадуете?

Мальчики исполняют частушки, подыгрывая на музыкальных инструментах.

1 –я девушка:

Осень на Руси встречали песнями и играми.

Утром люди выходили к берегам озер, прудов.

Хлеб овсяный выносили, скот домашний им кормили,

Чтоб хороший был удой.

2 –я девушка:

А затем - пошло гулянье, веселись, честной народ!

В селах мед и пиво варят, дружно водят хоровод.

Так почтим обычай древний: круг широкий заведем –

И с душою, вдохновенно песню звонкую споем.

Исполняется песня «Осенины на Руси».

3 –я девушка: Осенины, Осенины,

Звезды в праздничной выси,

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

4 –я девушка: Жизнь такая, не иная,

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Все хором: очень русская, земная, в мире лучшая страна!

Песня «Живи наша Русь и душа»

1мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Русская пляска, включая гостей.

Хозяйка:

Вот так веселился народ в старину.

На осенинах-супрятках посидели,

На веселых мастериц поглядели,

Где весело поется-

там и весело живется!

Коли сладко вам было у нас,

просим в гости другой раз.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!


Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября. К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы. Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Кузьминки (Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Корейские осенние традиции

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей.

Православный мир празднует Святки - две недели зимних каникул

Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Рождество Богородицы (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб.

Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.

Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Коляда имеет исконно языческое происхождение и связана с зимним солнцестоянием. С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели.

При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели.

21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу. Название праздника «Просинец» происходит от «про-сиять», что означает возрождение солнца. 16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. 22 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиным плешами». Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. 16 — 22 апреля Русалии — с наступление тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня. 26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц. 1 ноября. День Сварога. 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты). 23 декабря — Святой Вечер. Сочельник. Праздники лета — это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание. Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

1. Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа. Вечером на Рождество все отправлялись в церковь, народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был рождественский фонарь. Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье. На Руси их всегда любили, они способствовали сближению людей, укреплению родственных связей.

Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом. По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек. На Руси в Семенов день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.

Сбор винного урожая

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. Дзяды означает «деды», «предки».

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая.

Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег. В этот день проводили магические обряды для хорошего приплода и от падежа скота. Лошадей купали, расчесывали им гриву, угощали отборным сеном и овсом, освобождали от любой работы.

Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот - это должно было привлечь в дом материальный достаток. На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока.

Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана». Успенский пост, он же — споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками — осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы). 21 сентября — осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь — грязник. В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя».

Велесень — седьмой месяц ведославного года, первый месяц осени, посвящённый богу Велесу. Девять домов Майи. Прежде чем родить Коляду, Майя прошла девять знаков Зодиака, побывала в девяти небесных домах: дом Майи (Девы), дом Велеса (Весы), в день Велеса — рябинкина собирали рябину. Память о Златогоре и Бусе. В этот же день поминают бога ветров Стрибога и его птицу Стратим (страуса). Старинный рецепт был такой: «Для излечения порчи у детей надо сходить на заре на три озера или на три ключа, молча, не оглядываясь. Праздник подведения итогов сельскохозяйственного года. С Покрова начинают играть свадьбы.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним – пора змеиных свадеб. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай.

Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя. 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный. Вот тебе, бабушка и Юрьев день!» — стали говорить в народе после его отмены царём Борисом Годуновым.

Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным.

Дмитровскую субботу всегда проводили торже­ственно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения. На 27 ноября — день Николая Угодника, Николы зимнего, холодного. Раньше во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину.

Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее

Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России.

Сегодня народные праздники России в их естественном виде — экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу.

Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. В третий день ноября праздновали «Казанскую».

Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Еще Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды?» И сегодня в гулянья очень популярна разудалая езда на санях, запряженных русской тройкой!

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее… Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос.

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.

Традиционные осенние праздники русского народа

24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна».

Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица».

В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Обряды и обычаи - часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них уходят в века, и мы их забываем либо совсем о них не знаем. Другие продолжают существовать. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Осень - время праздников

С древности временем для различных празднований была осень. Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия. Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме. Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Праздник урожая в Израиле

В основном люди отмечали праздник Урожая. Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава. Лулава состоит из четырех растений - мирта, ивы, листа финиковой пальмы, этрога. Каждое из этих растений символизирует человека. Так, этрог символизирует людей, совершающих добрые дела, а ива - людей, не умеющих творить добро. Соединение этих растений говорит о том, что каждый должен помогать другому, учить его правильной жизни. Праздник длится семь дней. На восьмой читают молитву о даровании урожая на следующий год.

Корейские осенние традиции

Урожая называется Чхусок. Длится он три дня. Интересный момент: все люди на эти три дня стараются отправиться в родные места. В Чхусок в каждой семье поклоняются предкам, после этого ритуала угощаются праздничными блюдами с жертвенного стола. Потом все отправляются на могилы родственников, чтобы почтить их память.

Сбор винного урожая

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая. Так, в Швейцарии в середине сентября проходит фестиваль молодого вина. Около ста пятидесяти сортов вин отправляют сюда со всей страны. Различные шоу, танцы, концерты проходят в эти дни.

Осенние праздники у славян

Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири - с праздником Воздвижения Креста Господня.

В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».

Традиции и обряды осени на Руси

Первое сентября на Руси называли бабьим летом, в некоторых областях отсчет вели от 8 сентября. Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод - самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

Один из русских осенних обрядов - это хоровод с названием «варить пиво». Молодые женщины выходили на улицу и всех угощали брагой, затем вставали в хоровод и изображали пьяных. По окончании всех девушек угощали брагой.

В Семенов день - первого сентября - совершали сажание на коня. В каждой семье первенца усаживали на коня. Кроме того, в этот же день в течение 400 лет праздновали Новый год. Отменили его только в 1700 году по указу Петра 1.

А 14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана. Из новой муки пекли пирог.

21 сентября - Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы. 23 сентября - Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Третьи Осенины - 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Осенние традиции у белорусов

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. Издавна в Беларуси справляли окончание жатвы. Назывался этот праздник дожинками. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Последний сноп перевивали цветами и наряжали в женское платье, после чего относили в деревню и оставляли до следующей жатвы. Сейчас дожинки - праздник государственного значения.

Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая - богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. "Богач" находился в одном из домов деревни, куда приглашали священника для проведения молебна. После лубок с зажженной свечой проносили через всю деревню.

Не менее известный ритуальный праздник поздней осени в Беларуси - Дзяды. Этот праздник поминовения предков приходится на 1-2 ноября. Дзяды означает "деды", "предки". Перед Дзядами мылись в бане, прибирали дома. В бане оставляли ведро с чистой водой и веник для душ предков. Вся семья в этот день собиралась за ужином. Готовили различные блюда, перед ужином в доме открывали двери, чтобы души умерших могли войти.

За ужином не говорили лишних слов, вели себя смиренно, вспоминали только хорошее о предках, поминали умерших. На Дзядов подавали нищим, которые ходили по деревням.

Осеннее равноденствие. Обряды и ритуалы в разных странах мира

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. этому дню придавали мистическое значение многие народы. Традиции, празднования и обряды в День осеннего равноденствия - обычное дело.

В некоторых странах это государственный праздник, например, в Японии. Здесь по традиции вспоминают в этот день предков. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей. Совершают паломничество к могилам своих предков и поклоняются им.

В Мексике в день осеннего равноденствия люди отправляются к Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях.

Овсень - название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой - вот основное лакомство на столе.

Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу - небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали.

Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам - привлекательность.

Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.

Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили "бабки". После накрывали богатый стол.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

Самый большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами.

27 сентября - Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест.

14 октября - Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.

В третий день ноября праздновали "Казанскую". Это Божьей Матери.

Осенние приметы на Руси

11 сентября - Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку.

24 сентября - Федора-Обдирала. Две Федоры в гору - одна осенняя, одна - зимняя, одна с грязью, другая - со стужей.

1 октября - журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября.

14 ноября - Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней.

В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»