Развивающее занятие моя семья. Конспект занятия «Моя семья. Конспект занятия разработан

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тема-"Моя дружная семья"

Цель: Знакомство детей с понятием «семья». Оказание помощи в определении родственных отношений в семье.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о семье, об их отношений в ней, кто в ней проживает, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу.Учить правильно, называть членов своей семьи.

Развивающие: развивать внимание, память, интерес к играм.

Воспитательные: воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, добрые чувства по отношению к своим близким, вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Предварительная работа: оформление стенда «Моя семья», рассматривание фотографий, рассказы детей о своих близких.

Словарная работа:

а) ввести в словарь: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы;

б) активизировать слова: любит, хвалит, помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка, мамочка, мамулечка.; уменьшительно – ласкательную форму своего имени.

Материал: гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.

Материал демонстрационный: силуэт ладошки, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети посмотрите.

Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть. Послушайте загадку.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапываешь грядку - Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют.

Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте, как их звать?

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Присаживайтесь на стульчики.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама, Этот пальчик - Я – Вот и вся моя семья.

(Дети подражают воспитателю).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем же эта игра?

Дети: О семье.

Воспитатель: Правильно, о семье. У меня, что- то есть в сундучке. А что там отгадайте. (Дети отгадывают).

Воспитатель: Посмотрите, а эта ладошка. Найдем на ней самый маленький пальчик – мизинчик. А где у вас мизинчик, покажите. Как ласково называют вас дома? (Ответы детей).

Воспитатель. В сундучке есть еще шапочки, посмотрите. Как вы думаете, какую шапочку можно одеть на мизинчик? Дети: Мизинчик маленький и шапочка маленькая.

Воспитатель: А на какой пальчик мы оденем шапочку маму? Покажите где у вас пальчик мама.

Дети. На безымянный пальчик. (Показывают)

Воспитатель: Ребята вы помогаете своим мамам? (Дети высказываются).

Покажем, как вы помогаете своим мамам.

Физкультминутка.

(Дети встают)

Помогаем маме

Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Воспитатель: Ребята я вам прочитаю стихотворение. Не терпит мой папа безделья и скуки У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь. (Е. Серова) Воспитатель: Про кого я прочитала стихотворение?

Дети: Про папу.

Воспитатель: Какой у вас папа? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать о своих папах? (Дети произносят ласковые слова)

Воспитатель. Покажите пальчик – папу. Это средний пальчик. Какая шапочка папе подойдет. Наденем на средний пальчик шапочку.

Воспитатель. Поиграем с нашими ладошками. Ладушки, ладушки, Где были?

У бабушки! (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны

(показывают руки ладонями вверх),

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые

(поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони

Долгими годами

(постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами

(подносят ладони к лицу)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони

(имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони

(складывают ладони, подносят к лицу, дуют) Ладушки, ладушки, Где были?

У бабушки

(хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой (ответы детей). Похвалите свою бабушку. «Моя бабушка самая...!

Дети: Произносят ласковые слова о своих бабушках.

Воспитатель. А какой пальчик у нас будет бабушка.

Дети: На указательный.

Воспитатель. Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это?

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Правильно дедушка.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ. И не стар мой дедушка, Хоть ему сто лет!

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?

Дети: Рассказы о дедушке.

Воспитатель: Наденем шапочку дедушке.

Воспитатель. Ребята! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

В семье называют друг друга ласково и нежно, потому что друг друга любят.

В каждой семье есть свой дом, в котором тепло и уютно.

Воспитатель: Давайте поиграем в интересную игру которая называется «Кто живет у нас в квартире».

Физкультминутка

Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Итог занятия:

Воспитатель. Посмотрите, какая у нас с вами получилась дружная семья. Где все друг друга любят, взрослые заботятся о маленьких, помогают друг другу. А как вы думаете, какой же домик у нашей семьи на ладошке? (ответы детей). Да, правильно, пальчики живут в перчатке. У меня есть перчатки для «семейки» на вашей ладошке. Давайте украсим их, чтобы «домик» был красивым, нарядным. Пусть каждый пальчик выберет свою краску и оставит след на перчатке. (дети выполняют работу).

Конспект занятия на тему: «Моя семья»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Проблемная ситуация. Просмотр видеофильма «Семья»

Ребята, сегодня утром в группе я нашла письмо, не простое, а видеописьмо. Я предлагаю посмотреть его, может быть, оно подскажет, о чём мы будем говорить сегодня на занятии.

Дети садятся на стульчики. Смотрят видеофильм по теме «Семья».

Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.

Работа по сюжетной картине .

Что вы видите на картине? (Это дом.)

Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)

Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)

Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)

Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)

Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)

Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)

Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)

А кем приходятся мальчик (девочка)бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)

А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)

Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)

А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)

Физминутка «Семейная зарядка»

А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает, (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой (бег на месте)

И качаю головой (наклоны головы вправо-влево)

Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)

Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;

Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;

Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;

Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;

Дидактическая игра «Распределим обязанности»

Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.

Воспитатель (сидя на ковре) выставляет перед детьми стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробку с шариками. Дети называют по одному виду работ и кладут один шарик в стаканчик. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.

Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит;

Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт;

Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки;

Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин.

Как много дел у взрослых, а особенно у мамы. Давайте послушаем стихотворение о маме.

Мама долго хлопотала:

Все дела, дела, дела…

Мама за день так устала,

На диване прилегла.

Я ее не буду трогать,

Только возле постою.

Пусть поспит она немного -

Я ей песенку спою.

К маме стану я поближе -

Очень я ее люблю!

Жалко только, что не слышит

Мама песенку мою.

Нету песенки чудесней.

Может, спеть погромче мне,

Чтобы маме эту песню

Слышно было и во сне?..

За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт.

Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»

Дети поют и выполняют движения под музыку.

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях )

Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел » (во время игры звучит спокойная музыка)

Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Ой, посмотрите, я что- то нашла в корзине – это ваши семейные фотографии .

Какие вы здесь красивые и счастливые.

Недавно мы с вами делали рамки для фотографий, я предлагаю вставить в них ваши семейные фотографии.

(Дети вставляют фотографии в рамки. В это время звучит песня «Неразлучные друзья»)

Воспитатель размещает рамки с фотографиями на магнитной доске.

Ребята, я заметила, что вы все очень обрадовались, когда увидели свои семейные фотографии. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.

Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)

Саша, расскажи, пожалуйста стихотворение о своей семье .

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко поем.

Никому не разрешу

Обижать свою семью.

Пусть всегда живет семья -

Мама, папа, брат и я.

Упражнение «Пожелание своей семье»

А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).

Подведение итогов.

Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.

Конспект занятия на тему: «Моя семья- 1»

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою

семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Материал: сюжетные и предметные картинки, стихи, загадки, мяч.

Воспитатель:

- “Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.”

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Светлана Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

(воспитатель обращается с вопросами к детям)

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.

Психогимнастика. «Наше настроение»

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у

них хорошее настроение.

А если они сердятся, вас ругают, хмурятся? (дети с помощью мимики и жестов показывают настроение)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорим о семье.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Воспитатель: - Расскажите о своей семье , ребята. (дети по желанию рассказывают о своей семье; воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут и т.д.)

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочка)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата, сестры?

Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)

Кто чем занимается в семье?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Воспитатель: - А сейчас я вам загадаю вам загадки , а вы их отгадайте.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит,

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (мама) Песня о маме

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (папа)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки) Танец «Бабушкина горница»

Воспитатель: - А теперь немного отдохнем

Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»

(дети с помощью мимики и жестов изображают людей)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это

“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

Воспитатель: - Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

Скажите самые хорошие слова о маме , какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

Этюд «Ласковый ребёнок»

А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля)?

А как ты называешь своего папу (папочка, папуля)?

Как называют твою маму, бабушка с дедушкой (Леночка, доченька)?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Как называют их твои родители (мама, папа)?

А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?

Воспитатель: - Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц .

“При солнышке тепло, при матери – добро.”

“Нет милее дружка, чем родная матушка.”

“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”

А какие вы знаете пословицы о семье?

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: - Вот какая дружная семья! Давайте вспомним, кто старше, а кто младше в семье

Игра «Собери цепочку»

Дети должны разложить картинки согласно возраста и пола.

(мальчик – папа - дедушка; девочка – мама – бабушка)

Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье: воспитатель бросает мяч ребенку, тот говорит свое пожелание)

Воспитатель: - В заключение нашего занятия мне хочется вам пожелать, ребята:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Общий танец «Неразлучные друзья»

Международный день семьи. Сценарий для детского сада

Игра-развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Как Лунтик семью нашёл"

Описание работы:

Материал будет полезен, как для итогового занятия, так и для праздника "Международный день семьи", который отмечается во всём мире 15 мая.

Семья в жизни каждого человека занимает огромное место. Для малышей семьёй являются мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Прививать любовь и уважение к семейным ценностям нужно с самого детства, чтобы вырастить в своей семье достойного человека. Одним из хороших способов показать значимость семьи ребёнку является праздник семьи, который можно подготовить. На таком мероприятии очень желательно присутствие родителей, которые также могут участвовать вместе с детьми в выступлениях или просто быть благодатными зрителями.

Задачи и цели:

1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

2. Развивать связную речь детей, развивать умения рассказывать и отвечать на вопросы, развивать мышление и память.

3. Способствовать развитию доброжелательности, понимания.

4. Развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать желание заботиться о близких.

Словарная работа:

Семья, бабушка, дедушка, брат, сестра, родственники.

Материал:

"Лунтик" - кукла или костюм;

ноутбук и проектор с экраном;

рисунки детей на тему "Моя семья";

семейные фотографии с сюжетами из жизни семьи детей;

атрибуты для игры "Кому, что надо для работы":

1). Сюжетные картинки: мама варит обед, бабушка вяжет, дедушка ловит рыбу, папа мастерит скворечник.

2). набор предметов: для мамы (сковорода, ложка, кастрюля), для папы (пила, молоток, гвоздь), для бабушки (спицы, очки, моток ниток для вязания), для дедушки (леска, поплавок, рыболовный крючок).

(Все предметы быта для игры должны быть игрушечными во избежания несчастного случая)

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок "Репка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", Л.Толстой "Старый дед и внучек", стихотворение Я.Акима "Моя родня"; рисование с детьми на тему "Моя семья"; разучивание стихов о маме, папе, дедушке, бабушке; разучивание песни с группой девочек "Про мою семью".

Музыкальный ряд:

1. Песня "Про мою семью" (свободно и бесплатно скачивается с интернета + текст песни)

2. Фоновые музыкальные заставки для игр и физминуток (по вашему усмотрению).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Здравствуйте, мои друзья!

Встрече нашей рада я.

Собрались мы в этот раз,

Чтоб послушать ваш рассказ,

Много ли родных у вас?

Дети, точно знаю я,

есть у каждого семья!

У мышонка и котёнка,

У слона и поросёнка... .

Что мне всех перечислять?

Вы должны об этом знать.

На планете всей "Земля"

Есть у каждого семья!

(слышны всхлипы и плачь за дверью)

Что случилось? Не пойму!

Дети, мне не показалось?

Кто-то плачет, там за дверью.

Нужно нам помочь ему!

(входит Лунтик, он плачет)

Лунтик! Здравствуй, что с тобой?

Очень грустный ты такой?

Говори нам поскорей,

Ты среди своих друзей!

К вам с Луны ведь я попал

И семьи я не видал.

Никого нет у меня.

Дети, где моя семья?

Что за слово дорогое

Произносите, «семья»?

Может быть, она найдётся,

Та семья и для меня?

Не плачь, дорогой Лунтик! Конечно же, мы тебе расскажем, что обозначает это дорогое слово – «семья». Скажите, дети, что такое – семья? Как вы думаете?

(Дети отвечают примерно так: Семья – это когда все живут в одном доме. Семья – это когда есть мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Живут дружно, в семье все заботятся друг о друге.)

Семейные фотографии.

Ведущая: Сегодня на праздник дети принесли семейные фотографии и сейчас они расскажут, что изображено на этих фотографиях.

(Фотографии воспроизводятся проектором на экране. Достаточно троих детей, которые рассказывают о своих семейных фотографиях)

Например:

1. На моей фотографии моя семья вечером. Мама накрывает на стол ужин, папа читает газету, а я с сестрой играю. Бабушка с дедушкой смотрят телевизор.

2. На моей фотографии наша семья трудится. Мама моет окно, я вытираю пыль, а папа с братом занимаются ремонтом игрушек.

3. На моей фотографии наша семья на отдыхе. В воскресный день мы отдыхали на озере. Папа и брат ставят палатку. Дедушка собирается на рыбалку, а мама и бабушка разводят костёр и собираются варить кашу.

Молодцы, дети, очень интересно вы рассказали о семье. А теперь, давайте поиграем. Лунтик, ты тоже иди с нами играть.

Физминутка.

(Выполняют движения по тексту. Воспитателю даётся возможность самому придумать движения сопровождающие текст)

Я в семье своей живу.

Помогаю, как могу.

Мама утром щи варила,

А отец рубил дрова,

Бабушка носки вязала.

Рыбу дед ловил с утра.

Я хотя и очень мал,

Но, как мог, так помогал.

Маме утром щи варить,

А отцу дрова рубить.

Бабушке носки вязать.

Дедушке червей копать.

Очень рада вся семья,

Что помощник славный я!

Браво! Подвигались немного. Занимайте свои места. Дети приготовили стихи о своих родственниках, давайте послушаем.

1 ребёнок:

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня и братишка.

И щенок лопоухий «Тишка».

Я родных своих очень люблю!..

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

2 ребёнок:

Много мам на белом свете.

Всех душёй их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

3 ребёнок:

Очень бабушку свою

Маму мамину, люблю,

У неё морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

(Е.Благинина)

4 ребёнок:

Мы с тобою, дед, друзья,

Куда ты, туда и я.

Вместе ходим на рыбалку,

Я бегом, а ты в развалку.

Собираем мы малину:

Ты – с куста, я – из корзины.

Только ты сомнений нет,

Самый лучший в мире дед!

(А.Громова)

5 ребёнок:

У меня родился брат.

Я, конечно очень рад.

Только этот братик

Не встаёт с кровати.

Время медленно идёт.

Долго братик мой растёт,

Но уже я знаю –

В нём души не чаю!

Я его не тороплю!

Я его и так люблю!

Он такой хороший.

Он немножко на меня…

На меня похожий.

(Г.Соломатин)

Ведущая: Спасибо, ребята! Очень хорошие стихи вы нам прочитали. А сейчас давайте проведём пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, Вместе дружная семья!

Игра «Кому, что нужно для работы»

Давайте с вами поиграем в игру «Кому, что нужно для работы».

(В игре принимают участие 4 ребёнка. Они подходят к воспитателю и выбирают одну картинку с сюжетным изображением.

1. Мама варит обед. 2. Папа мастерит скворечник.

3. Бабушка вяжет. 4. Дедушка ловит рыбу.

На столике находятся предметы быта: сковорода, ложка, кастрюля, пила, молоток, гвоздь, спицы, очки, моток ниток для вязания, леска, поплавок, рыболовный крючок).

Цель игры: каждый из играющих должен собрать набор предметов для своей картинки:

Для приготовления еды – для мамы, для изготовления скворечника – для папы, для рыбалки – для дедушки, для вязания – для бабушки.

Ведущая: Молодцы дети, постарались, собрали правильно все предметы.

Рисунки детей на тему «Моя семья»

Ведущая: А сейчас мы с вами посмотрим, как вы выполнили домашнее задание. Вам предлагалось нарисовать рисунок о своей семье и придумать короткий рассказ по рисунку.

Смотрим на экран, узнаём свой рисунок и рассказываем, что нарисовано.

(примерно 3 – 4 рисунка будет достаточно)

Спасибо дети, очень хорошие у вас рисунки и вы замечательно рассказали о своей семье.

Песня "Про мою семью".

Ведущая: А, сейчас группа девочек приготовила сюрприз. Они споют для нашего гостя Лунтика песенку «Про мою семью»

(исполняется песня, ранее разученная с детьми под фонограмму+ «Про мою семью»).

Ведущая: Спасибо ребята! Теперь ты, Лунтик, знаешь, что такое семья? Мы тебя принимаем в свою семью. И дети, я уверена, будут по очереди приглашать тебя к себе в гости и знакомить со своими родными. А сейчас, сладкий сюрприз! Наши бабушки на славу потрудились и испекли чудесный пирог к чаю. Всех дорогих гостей приглашаем к нам в группу на чай с пирогом!

АЛЕНА ТЕПЛАЯ
Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья»

Возраст : 2-3 года

Тема занятия : «Моя семья »

1. Приветствие. Фонарик

Цель : установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу, включение в работу.

Материалы : фонарь и свеча.

Педагог читает стихотворение и приходит с фонариком (со свечой) в круг. Ставит фонарик на полочку (не гасит) . Выполнение действий по тексту :

"Фонарик свой огонь зажег,

и собрались мы все в кружок,

друг другу ручки дать спешим,

и поздороваться хотим".

2. Окружающий мир. Моя семья

Цель : узнавание родственников, запоминание родственных отношений, расширяем представление о семье , её членах. Развитие речи.

Материал : приложение 1 – плакат с изображением семьи

Педагог с детьми рассматривают плакат с изображением семьи .

Педагог рассказывает, что есть на картинке, просит детей назвать всех членов семьи . Педагог рассказывает о каждом члене семьи . их. (Дед и бабушка-самые старшие, они уже старенькие. Папа и мама младше. Детки у папы и мамы самые маленькие.). Педагог спрашивает у деток : «Что делает папа? А что мама?» . В случае, если дети еще не очень хорошо разговаривают, педагог сам отвечает на вопрос

Просим мам посадить детишек на руки, крепко обнять и покачивать, педагог декламирует стихотворение :

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук / внучка

За то, что ты – сын / дочка

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и на маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

3. Постановка руки

Цель : закрепление представлений об окружающем мире, запоминание названий животных и их детёнышей, подготовка руки к письму.

Материал : приложение 3 (картинка с изображением детёнышей и мам, треугольные карандаши

Педагог просит найти и соединить детёныша с мамой, при этом просим мам называть животных.

4. Логоритмика по картинке

Цель

Материал : картинка из приложения 1 к предыдущему конспекту на каждого ребёнка .

Педагог раздаёт картинки детям, а те пальчиком показывают на называемого члена семьи .

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили :

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он Антон, она - Алёнка.

Вот и вся моя семья ,

Рассказал считалку я!

5. Пальчиковая гимнастика

Цель : развитие моторики

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья .

6. Подвижная игра «Где же наши детки?»

Цель : отдых, развитие чувства ритма, развитие эмоциональных отношений матери-ребенка, идентификация себя, знакомство с ролями в семье – дочка/сыночек .

Педагог обращается к деткам (и спрашивает «А где же наши малыши?Где же Маша, Миша (называет имя каждого ребенка, присутствующего на занятии , при назывании имени ребенка педагог, показывает на него ладошкой). Потом закрывает свои глаза ладонями (как в игре «ку-ку» ) и говорит» «Где детки? Где наши детки? Где дочки и сыночки?» Открывает глаза и радостно находит каждого ребенка, говоря и показывая ладошкой «Вот Маша, (и так имя каждого ребенка) ».

Педагог сам находит называемого ребенка или родители говорят : «Вот же Маша (и др. имена) . Вот же дочка/сыночек/внук (если ребенок приходит на занятие с бабушкой ) »

7. Логоритмика

Цель : развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал : песня Е. Железновой диск 22, трек 4 «Где же ручки?»

8. Двигательная гимнастика

Цель

Инвентарь : туннель, массажная дорожка, кочки, палки, устанавливаемые горизонтально на стойках-конусах, подушки, диск с энергичной музыкой.

Материал : кукла БИ-БА-БО Бабушка

К ребятам пришла бабушка (кукла управляется педагогом, поздоровалась с каждым из ребяток и пригласила деток в гости. Детки отправляются к бабушке.

Упражнение выполняется без обуви. Дети проходят по 4-6 массажным кочкам (родитель придерживает за руку, проходят по массажной дорожке, перешагивают через палку, проползают под палкой, идут по подушкам, проползают в туннеле.

9. Мелкая моторика руки

Цель : развитие мелкой моторики

Материал : перепутанные горох с фасолью, бутылочки с узким горлышком (по 2 разных на каждого ребёнка)

Бабушка говорит, что она уже плохо видит, и не может перебрать крупу и просит помочь ей.

Раскладываем фасоль с крупой по бутылочкам.

10. Чтение

Цель : обучение чтению.

Материал : кубики Зайцева

1. Педагог пропевает таблицу Зайцева

2. Мамы пропевают по одному столбцу и пишут имена детей на таблице .

3. Педагог пишет слова «МАМА» ,«ПАПА» ,«БАБУШКА» «ДЕДУШКА» , «БРАТ, «СЕСТРА» и просит детей с мамами разложить рядом с надписями изображения членов семьи (приложение 3 к предыдущему конспекту ) .

11. Логоритмика

Цель : развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал : «Мишка с куклой бойко топают»

12. Математика. Размеры и счет

Цель : закрепляем понятия «большая-средняя-маленькая»

Материал : по 3 матрёшки на ребёнка, по 7 галечных плоских камешков на ребёнка

Всего 3 матрёшки. Дети задание выполняют вместе с родителями

Ты на куклу посмотри, Что-то прячется внутри

Покажите матрёшку

Там ещё одна матрёшка, Меньше первой на немножко

Разберите матрёшку, выньте вторую

Во второй - ещё одна, Кукол целая семья

Разберите вторую, выньте третью

Три матрёшки, три сестрички, От большой до невелички

Постройте игрушки по росту

Вместе с бабушкой печём оладушки для матрёшек.

Печём один оладушек для самой маленькой матрёшки, два оладушка для средней, три оладушка для старшей. Всего испекли 6 оладушков. Еще один, седьмой оладушек, испечем для мамы, и последний, восьмой для себя.

13. Массаж

Цель : развитие общей моторики, координации движений

Материал : подушки, массажные мячики- «ежики» , диск «Малыш и природа» .

Садимся на подушки, включаем релаксирующую музыку, катаем «ежиков» по рукам, ногам, животу, спине (мама – ребенку, ребенок - маме, сами себе) .

14. Творчество

Цель : развитие эстетического восприятия, творческих способностей

Материал : рабочие листы с изображением ветки цветка (приложение 2, жёлтый пластилин.

Делаем подарок для бабушки : мимозу. Отщипываем пластилин и лепим на веточку.

15. Прощание. Фонарик

Цель : установление эмоциональной связи, обозначение окончания урока.

Становимся в круг. Педагог зажигает свечу. Каждый ребенок ее тушит.

Педагог читает стихотворение :

"Фонарика огонь погас,

И собрались мы здесь сейчас,

друг другу ручки дать спешим

И до свиданья говорим».

Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

    Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

    Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

    Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

    Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

    Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

    Рассматривание семейных фотографий.

    Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

    Закрепление знаний пословиц о семье.

    Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал:

Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

2. Основная часть

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети : Имя.

Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю вас.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

(Ответы детей.)

Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

Дети : Он приходится другом.

Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

ласковая, внимательная…)

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый... (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Д/и «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку;

Разбили чашку;

Уступили место в автобусе бабушке;

Помогли маме с уборкой;

Отыскали потерянные бабушкой очки;

Разбили чашку;

Помогли маме с уборкой…

Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

«Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Время : 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы, планшет для Sand Art и цветотерапии, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Предложи приветствие».

Цель:

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому придумать способ приветствия.

Инструкция: давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Ты сам(а) придумаешь способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучишь его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.

Инструкция: посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Возьми ножницы и вырежи его, а затем вклей в фоторамку с левой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?

3. Упражнение «Незаконченные предложения».

Цель : активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование : бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закончить предложения.

Инструкция: подумай и закончи предложения.

  1. «В моей семье принято...»
  2. «Мои родители часто... »
  3. «Моя мама обычно...»
  4. «Мой папа обычно...»
  5. «Я с родителями часто...»

Анализ:

  • Что давалось тяжело, а что легко?

4. Мини-лекция «Моя семья и мое место в ней».

Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.

Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?

Правильно, это слово «СЕМЬЯ».

Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушай стихотворение.

Что такое семья?

Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.

Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.

Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).

Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.

В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.

Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

Анализ:

  • Как, по-твоему, что такое семья?
  • Как тебя ласково называют дома?
  • Как ты думаешь, тебя любят родители?

5. Упражнение «Семья».

Цель: выявление представлений о семейных взаимоотношениях и их коррекция.

Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать всех членов семьи сказочными героями и впоследствии составить сказку про них.
Инструкция: я предлагаю взять лист бумаги, цветные карандаши и представить, что в ваш дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Нарисуй. А теперь сочини сказку про сказочных героев.

Анализ:

  • Легко ли ты справился(ась) с заданием?
  • Какие чувства ты испытывал(а)?

6. Упражнение «Рисование на песке».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: планшет для Sand Art и цветотерапии.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на песке дом. Затем обучающийся завершает картину с помощью наводящих вопросов педагога-психолога.

Инструкция: посмотри, перед нами песок. Я предлагаю нарисовать на нем дом – свой дом.

Анализ:

  • Твое впечатление от рисования на песке?
  • Какие сложности возникли и с чем это связано?
  • Что полезного извлек (ла) для себя?

7. Обратная связь.

Цель:

Материалы и оборудование: анкета обратной связи.

Техника проведения:

Инструкция:

Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?

Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?

Что понравилось больше всего остального? ______________________

Что не понравилось?__________________________________________

8. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением (см. упр.2), клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с правой стороны.

Инструкция: занятие подходит к концу,какое у тебя настроение? Выбери тот смайлик, который похож на твое настроение и наклей его в фоторамку с правой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?

9. Упражнение «Ромашка с пожеланиями».

Цель:

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.

Инструкция: я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напиши пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.

Занятие «Правила поведения в семье».

Цель:

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, ручка, лист бумаги с изображением двух кружков, бланк, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Эмоциональный привет».

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся поприветствовать друг друга фразой: «Привет!», произнося ее в разной эмоциональной окраске.

Инструкция: давай поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Привет!» с разной эмоциональной окраской, например, радостно, удивленно, зло и т.д.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?
  • Готов ли ты продолжать работу?

2. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два кружка, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух кружков. Дорисуй первый кружок так, чтобы он отражал твое настроение. Какое у тебя сейчас настроение? На что оно похоже?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • Как ты себя чувствуешь?

3. Упражнение «Семья дома и на работе».

Цель: изучение семейных взаимоотношений.

Материалы и оборудование: бланк, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать маму, папу и себя дома и на работе (в школе).

Инструкция: я предлагаю порисовать. Возьми любые карандаши и нарисуй, как ты себе представляешь маму, папу и себя дома и на работе. Для тебя работа – это что? Школа. Приступай.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что еще делает дома папа (мама)?
  2. Что еще делает на работе папа (мама)?
  3. Хотел бы ты, когда вырастешь, быть похожим на них? На кого именно?
  4. Как ты считаешь, чем похожи и чем отличаются папины и мамины обязанности?
  5. Часто ли ты помогаешь родителям?
  6. Что тебе нравится делать больше, а что меньше?
  7. Как ты думаешь, что чувствуют твои родные, когда ты стараешься им помогать?
  8. Что ты чувствуешь, когда родители не могут уделить тебе времени?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся?
  • Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?

4. Мини-лекция «Способы выживания в семье».

Цель: формирование представления о нормальных взаимоотношениях членов семьи, выработка правил поведения в семье.

  1. Что является регулятором отношений в семье?
  2. Что такое правила?
  3. Какие правила у Вас в семье?
  4. Какие правила у родителей в семье?
  5. Какие примерные правила должны быть?

Звучит тема лекции грозно, но речь пойдет о том, как научиться договариваться родителям и детям.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).
Правила - это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье - это следствие плохих правил в этой семье. Если не родители устанавливают правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для них, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду говорить!» - плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» - ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны два перекоса - или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и - твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать».

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор - обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или - справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно - договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка - всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие. При этом, за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог - правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется...

Типовые Правила для ребенка

  • Я должен иногда развлекать себя сам.
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды.
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь.
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Также интересные формулировки для детей от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

Анализ:

  • Какие интересные моменты тебе запомнились?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Что нового ты узнал(а)?
  • Какие сделал (а) выводы?

5. Упражнение «Сказка с продолжением».

Цель: проработка проблемных моментов, развитие аналитических способностей.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, ручка, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся послушать начало сказки, затем придумать и рассказать свою сказку. И нарисовать наиболее понравившийся эпизод в ней. Вариант сказки зависит от проблематики ребенка.

Инструкция: сейчас я тебе зачитаю начало сказки, твоя задача ее продолжить. Придумай и расскажи свою сказку про этого героя. Нарисуй наиболее понравившийся эпизод из сказки.

Варианты начала сказок:

  • Сказка «Не думай, что мы тебя не любим».
  • В одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его никто дома не любит.
  • Сказка «Про родителей, которые всегда заняты».
  • Жил-был в одном лесу зайчик, у которого родители всегда были заняты.
  • Сказка «Про обиду».
  • В одном лесу жил зайчик, который всегда обижался на маму (папу).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему зайчику казалось, что его никто дома не любит?
  2. Что чувствовал зайчик, когда родители не могли уделить ему время?
  3. Почему зайчик всегда обижался на маму (папу)?

Анализ:

  • Понравилась роль писателя? Художника?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Какие чувства испытывал(а) в ходе упражнения?

6. Упражнение «Огонь и лед».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает попеременно напрягать и расслаблять все свое тело.

Инструкция: сейчас ты попеременно будешь напрягать и расслаблять все свое тело. По моей команде: «Огонь» - начинай интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирай произвольно. По команде «Лед» - застывай в позе, в которой застигла тебя команда, напрягая до предела все тело. Выполним несколько раз, чередуя обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Анализ:

  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Смог (ла) ли ты расслабиться?
  • Какое самочувствие сейчас?

7. Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

Материалы и оборудование: анкета обратной связи (см. упр.7 занятие 1).

Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.

Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.

8. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков (см. упр. 2), цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся взять лист бумаги с нарисованными двумя кружками, один из которых уже отражает его настроение в начале занятия. Задача обучающегося, дорисовать второй кружок - отобразить свое настроение, присущее на данный момент.

Инструкция: возьми лист с изображением двух кружков, один из которых уже отражает твое настроение в начале занятия. Возьми цветные карандаши и дорисуй второй кружок так, чтобы и он отражал твое настроение в данный момент.

Анализ:

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Понравилось упражнение?

9. Упражнение «Троекратное прощание».

Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.

Техника проведения: обучающемуся предлагается попрощаться фразой «Пока!», произнося ее три раза и три раза хлопнуть в ладоши одновременно.

Инструкция: вот и подошло к концу наше занятие, давай прощаться. Прощаться будем необычно. Каждый из нас будет произносить фразу «Пока!» три раза по очереди и одновременно хлопать в ладоши. Начнем!

Домашнее задание.

Составь свои семейные правила для родителей и детей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»