Психология 10 летнего ребенка. Психологические особенности воспитания мальчишек. Приведу короткую цитату из курса

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Физиология ребенка десяти-одиннадцати лет

Десять-одиннадцать лет – время, предшествующее . Протекает этот период у всех по-разному, у кого-то более или менее безболезненно, а кому-то этот процесс психологически дается непросто. Сопровождается он как изменениями во внешности, так и в характере. И сделать здесь ничего невозможно, ибо с природой не поспоришь. Многие дети стесняются происходящих с ними физиологических изменений, и задача родителей – подготовить ребенка к тем метаморфозам, которые вот-вот полностью изменят его тело.

Просто Марина

Сразу скажу-ребенок не мой, моей близкой подруги
девочке 8 лет 2 класс.
была неоднократно!!! замечена за изъятием денег у отца/матери
1)нашла заначку в книге-забрала себе, обнаружили 5000 купюры у ребенка
2)отец оставил для жены деньги, пусть на столе, ребенок забрал, вернула на 300 руб. меньше, подкинув остаток в сумку мамы
3) мама вернула папе 1000 руб.-ребенок в какой-то момент забрал у отца из кармана одежды
4)позавчера папа остался с ребенком, мама в командировке (это важно)
ребенок вытащил из кармана штанов 1000 руб, отец заметил быстро, т.к. пошел в магазин через полчаса после этого момента, причем это все было сделанона глазах отца, ребенок суетился рядом с одеждой (днем)(((
разговор был серьезный (вечером), без мамы!!! (она в отъезде была)
ребенок деньги НЕ вернул, сказала что потратила!!!
в моей голове не укладывается, как за пару -тройку часов 8-ми летний ребенок может потратить 1000 руб.
я сказала подруге, что надо разбираться до конца, что это может что-то и серьезное быть...
от форума жду версий советов, что делать?
я воспитана так, что ничего чужого, в том числе из сумок/карманов брать нельзя, мой ребенок- так же((((
если отвечу не сразу, извините
прочитаю все!!!

102

Психология ребенка в десять-одиннадцать лет

Психологически к десяти годам ребенок заметно взрослеет. Вот-вот он начнет бунтовать в любых его проявлениях. Утратить авторитет очень легко. Стоит где-то дать слабину или, наоборот, перегнуть палку – и та тонкая психологическая ниточка, которая связывает вас с ребенком, порвется. Парадокс этого возраста заключается в том, что подросток лучше поддается влиянию чужих людей, чем собственных родителей. А влияют на него очень многие и очень многое.

Как правило, в десять-одиннадцать лет ребенку становится интереснее в компании сверстников, чем в вашей. Не стоит запрещать ребенку общаться с тем, кто вам не нравится, критиковать друзей и вообще чрезмерно выражать негативные эмоции в отношении тех, кто окружает вашего отпрыска. Можете быть уверены, все будет сделано с точностью наоборот – просто из чувства противоречия. Если даже вам не нравится кто-то из компании вашего ребенка, постарайтесь спокойно ему об этом сказать. Формулировка «Я тебе запрещаю с ним общаться» категорически не подходит. Наоборот, подчеркните, что вы уважаете его выбор, но просите обратить внимание на какие-то качества характера, которые, на ваш взгляд, не очень соответствуют статусу друга или подруги.

10 лет – самое время или на спортивные сборы. Этот вариант (при условии, что место, куда вы собираетесь отправить сына или дочь, проверенное и достойное) близок к идеальному. В лагере ваш ребенок одновременно и самостоятелен, и находится под присмотром. Можно совместить приятное с полезным, и отправить ребенка в специализированный лагерь – спортивный или такой, который специализируется на изучении иностранных языков.

Советы родителям десяти-одиннадцатилетнего ребенка

Постарайтесь смириться с тем, что ваш ребенок постепенно отдаляется от вас, не пытайтесь привязывать его к себе силой. Определенная степень контроля, безусловно, нужна. Но отвечать агрессией на агрессию не стоит. В чем-либо убедить ребенка, который активно утверждает собственное «Я», можно только путем переговоров. Советуйте, но не будьте навязчивыми. Проявляйте настойчивость, но не давите слишком сильно – эффект будет прямо противоположным. Придумывайте какие-то совместные занятия, которые будут интересны и для вас, и для вашего ребенка. Бывает, что родители друга или подруги пользуются у ребенка большим уважением, чем его собственные. Причины могут быть самые разные: от личных качеств чужих родителей до страха, который ребенок испытывает перед своими. В десять-одиннадцать лет человек уже достаточно взрослый, и отношения с ним во многом зависят от способности тех, кто старше, сотрудничать.

Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период - переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.

Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении. Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители. Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона - настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.

Как воспитывать ребенка в 10 лет

Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.

Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.

Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства - ребенок каждый по-своему уникален.

Психология детей 10 лет - в чем особенности

Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола (для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков - отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить. Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей, родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.

Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках - не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.

Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.

Симптомы кризиса у детей 10 лет - как выявить и преодолеть

Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны - не имеют жизненного опыта. В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы. Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону - зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 - 10 лет - начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 - 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.


Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст - основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период - решающее.

Развитие детей 9 - 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.


Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.


Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит - его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители - это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 - 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.


Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.


Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект - это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации - это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 - 10 лет - это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).


Сексуальное воспитание — задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.


Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнему

Культура поведения

9 - 10 лет - это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе - это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше - показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 - 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо - значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.


Хорошие манеры родители должны прививать с детства

Подготовка к быту

В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.

Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.


В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.

Проблемные моменты

В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

  • низкую самооценку;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.


Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.

Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.

Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

    дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

    совершенствование головного мозга и нервной системы;

    рефлексия, анализ, внутренний план действий;

    качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

    развитие нового познавательного отношения к действительности;

    ориентация на группу сверстников своего возраста;

    неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

    нервно-психическая ранимость ребенка;

    неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

    развитие познавательных потребностей;

    развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

    изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

    раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

    развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

    формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

    развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

    становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

    развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

    усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.

Этот прекрасный и трудный возраст - 10-11 лет.

Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники - выпускники начальной школы. Это очень непростой возраст. Психологи выделяют возраст 7-10 лет как младший школьный, а 11-15 лет - как подростковый. Таким образом, возраст 10-11лет находится как бы в подвешенном состоянии, то есть ребёнок ещё не подросток, но уже и не младший школьник. Всё перемешано здесь, и поэтому девочки, а потом и мальчики становятся частично неуправляемыми, что характерно для подростков, а с другой стороны - 10-11- летние дети чрезвычайно пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

Ключевым событием психофизического развития 10-11-летнего возраста является половое созревание. С этой точки зрения наши четвероклассники - несомненно, подростки. Это очень влияет на их поведение - проявляется бунтарство, конфликтность. Локально-капризной называют учёные эту первую стадию подросткового периода. Резко усиливаются негативные проявления в домашнем поведении, например, грубость по отношению к маме, и в то же время вне семьи - благовоспитанность и доброжелательность. В школе это неровность в усердии, низкий уровень внимательности, большая отвлекаемость, забывчивость. Детям этого возраста свойственна крайняя эмоциональная нестабильность в связи с физиологией - рассогласованы темпы роста и развития различных функциональных систем организма. Происходит замена учебной деятельности как ведущей (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность - общение.

К сожалению, мы, взрослые, часто упускаем этот возраст, не становимся другом своему ребёнку. Впоследствии многие родители расплачиваются за это острейшими социальными проблемами зрелого подросткового возраста: высокий процент беременности 14-15летних девочек, расцвет подростковой преступности, наркомания, подростковый суицид. Учёные прослеживают ростки этих негативных проявлений и находят их именно в 10- летнем возрасте. Вот поэтому сейчас нам с вами надо быть особенно внимательными к нашим детям.

Резко возрастает зависимость от компании сверстников. Особенно это касается тех детей, чьи родители слишком авторитарны, или, наоборот, излишне снисходительны к негативным проявлениям в поведении своего ребёнка.

Легче протекает этот период в семьях, где царят тёплые отношения, где ребёнок чувствует любовь всех близких в сочетании с доброжелательной требовательностью. В таких семьях существуют традиции, все знают свои простые обязанности и всегда придут на помощь.

Дети легко поддаются чужому влиянию, особенно старших подростков, чтобы и самому казаться взрослым. Поэтому родителям надо стремиться стать ребёнку другом, чтобы ваше место не занял подросток из подворотни. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Научите его, что в случае любых неприятностей, что бы с ним не произошло - надо бежать домой. Здесь и только здесь тебе помогут, спасут, поймут и пожалеют. Пишите друг другу записки со смешными словечками, а не просто «вымой посуду, подмети, вынеси мусор и т.п.» Активно выслушивайте ребёнка, переспрашивайте, то есть всеми силами выражайте заинтересованность его проблемами. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает вам. Используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подробные беседы о школе. Сидит целыми днями за компьютером - попросите научить играть и вас. Попробуйте поболтать с ним на его языке, а потом незаметно от игр перейдёте на действительно важное и нужное.

Все конфликты старайтесь решать мирным путём. Не надо ссориться. Чаще всего родителей раздражает, что ребёнок не может сдержать себя. А он и вправду не может! Нет у него для этого физиологической основы, особенно у мальчишек. У мальчиков формируется активная воля, которая базируется на процессах возбуждения и движет их на поиски новых ощущений, впечатлений, приобретения опыта. Девочки более сдержанны, так как у них лучше развиты процессы торможения. Поэтому будем учитывать физиологию своего чада, и сначала посчитаем до десяти, а потом начнём «разбор полётов». Конечно, наказание - неотъемлемая часть воспитания. Но это не месть за то, что ребёнок посмел меня ослушаться. Наказание - это наказ, и значит, необходимо объяснить, а может быть, даже и показать, как надо было поступить. Нужно продемонстрировать, что наказание - это родительский долг: «Мне тяжело тебя наказывать, но я должна.» Наказание - это лишение удовольствия. Но самое тяжёлое - это лишение общения. Игнорирование ребёнка применяйте очень осторожно, некоторых детей это может серьёзно травмировать. Но в любом случае оставайтесь ребёнку другом. Рассказывайте ему о своих переживаниях в этом возрасте. Старайтесь говорить откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребёнком. Даже если чего-то не знаете или не понимаете, не стесняйтесь говорить ему об этом.

Не следует употреблять выражения:

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз тебе нужно повторять!

О чём ты только думаешь!

Ты такой же, как твой… - Отстань, некогда мне!

Почему Лена такая, а ты…

Желательно говорить:

Ты у меня самый умный (красивая).

Как хорошо, что ты у меня есть!

Ты у меня молодец!

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал! Научи меня.

Спасибо тебе. Я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась.

Праздность - враг детства. Плохо, если ребёнок целыми днями предоставлен сам себе. Постарайтесь, чтобы ваши дети посещали музыкальную школу или спортивные секции, или ещё какие-то дополнительные кружки. Во-первых, это развитие интеллекта, во-вторых, это развитие волевой сферы - организованность, воля, соблюдение режима дня. Ребёнок может быть погружён в такие занятия, которые позволят ему проявить свою смелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Ещё в старину говаривали, что «деловая пора ума даёт, а на безделье дурь в голову лезет». Тот, кто пассивно проводит отдых, откровенно бездельничая, впоследствии расплачивается снижением показателей своего интеллекта.

Трудность 10-11-летнего возраста усугубляется и тем, что у детей начнётся новый этап жизни-переход в среднее звено. Несколько учителей вместо одного, и у каждого свой характер, свои требования, свой подход к делу. Возрастает темп работы, изменяются требования к оформлению работ, появляются новые дети, другой учебный кабинет - всё по-новому. Помощь и внимание родителей в это время особенно важна. Познакомьтесь с новыми учителями. Вы должны знать учителей вашего ребёнка не только в лицо, но и по имени-отчеству, так же как и они вас. При этом постарайтесь, чтобы, завидя вас, они улыбались, а не белели лицом от гнева. Просите совета учителей при возникновении проблемы. Для подростков учитель - уже не непререкаемый авторитет. В адрес учителя могут звучать критические замечания ("вредный историк"). Важно обсудить причины недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.

У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам - одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше. Предпочтене тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными особенностями ребёнка. А если у ребёнка никаких особенных предпочтений не обнаруживается? Психологические исследования показыают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразличен ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребёнка, и необходимо поддерживать. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить знания, полученные в школе, к домашней деятельности. Например, рассчитать необходимое количество ингридиентов для приготовления блюда, метраж обоев, перевести со словарём с английского языка рецепт и т.д. Любит фильмы - подарите книгу, по которой был поставлен фильм. Глядишь - и приобщится к чтению.

Несмотря на кажущуюся взрослость, дети нуждаются в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как они ещё далеко не всегда могут сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.Будьте ребёнку другом - и всё у вас получится.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»