Логоритмика на тему одежда обувь головные уборы. Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи с элементами логоритмики для детей в подготовительной группе с ОНР III тур "Одежда". Координация речи и движения «Помощники» В.В

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Аннотация: Логоритмические занятия — это прежде всего, комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Чтобы коррекционная работа с детьми с ОНР была эффективной,мы включаем в работу логоритмические занятия. Предлагаю разработку коррекционно-развивающего занятия по логоритмике на лексическую тему: «Осенние одежда, обувь».

Лексическая тема: «Осенняя одежда, обувь»

Основные задачи:

  • Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
  • Расширять лексический запас детей-логопатов по лексической теме «Осенняя одежда, обувь»
  • Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
  • Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
  • Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
  • Обучать детей артикуляционным движениям.
  • Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

Ход занятия:

1. Вводная ходьба. Приветствие.

Пропевание названий осенней обуви, одежды.

2. Упражнение на развитие слухового внимания «Что мы надеваем?» (Логопед за ширмой расстегивает молнию, липучку или кнопки, а дети на слух определяют.)

3. Упражнение на координацию речи с движением «Башмачок»

Раз! Два! Три! Четыре! (Дети скачут по кругу)
По дорожке я скачу!
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре! (стучат каблучком по полу)
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре! (Поднимают ногу и вертят носком из стороны в сторону)
Заблудился башмачок.
Повторяют движения другой ногой.

4. Упражнения для языка и губ.

Логопед: Одежду шьёт портной и ему для этого необходима иголка, давайте языком покажем иголочку.

«Иголочка»: Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Шитье на разных швейных машинках»: Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить «Д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке)

«Расстегиваем и застегиваем молнию»: Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до 5 (застегнули молнию), разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы и маленькие пуговки»: Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговица).

5. Чистоговорки:

Ма-ма-ма – платье шью сама.
Ом-ом-ом – бантик есть на нем.
Ми-ми-ми – поясок возьми.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
То-то-то – я иду в пальто.
Ут-ут-ут – сапоги не жмут.

6. Логопедические распевки «Платье», «Брюки».(Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки с. 17)

7. Пальчиковая гимнастика «Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают»)
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, (дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)

8. Ритмодекламация (под музыку):

Куртка - теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре,
Когда сыро на дворе.

9. Игра «Разложи» (дифференциация одежды и обуви).

Логопед раздает детям картинки с изображением предметов одежды и обуви, которые необходимо разложить, одежду — в шкаф (подарки для Тани), а обувь — на обувную полку (для Олежки) .

10. Упражнение на развитие внимания «Туфелька, сапожок и калоша».

Дети двигаются по залу под музыку. Когда логопед называет предмет обуви «туфелька», останавливаются, отставив правую ногу в сторону, услышав название «сапожок», останавливаются и становятся прямо, опустив руки вниз, услышав «калоша» — приседают.

11. Итог занятия. Релаксация.

Звучит медленная композиция «Колыбельная».

Наши ножки устали (садятся на ковер и поглаживают ноги)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают руки)
Они хлопали, играли.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются. (ложатся на спину и закрывают глаза)
Глазки засыпают,
Дети отдыхают.
Глаза голубые у киски моей (открывают глаза и смотрят вверх)
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
Глазки открываются,
Дети просыпаются. (спокойно встают и тянутся вверх)

Левченко Виктория Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДС КВ №12, ст. Выселки

Татьяна Бартош
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по логоритмике на тему «Одежда. Обувь»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по логоритмике на тему «Одежда . Обувь » к практикуму по выбору вариативной части ООП ДО логопеда Бартош Т . Б.

Цель : Взаимосвязь специалистов ГБДОУ в работе по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Задачи специалистов :

Логопед :

1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки.

2. Уточнение активного и обогащения пассивного словаря по теме : «Одежда . Обувь » .

3. Образование прилагательных от существительных.

4. Образование формы существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

5. Деление слов на слоги.

6. Развитие умения согласовывать существительное с местоимением.

7. Работа над улучшением координации речи с движением.

8. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

9. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Музыкальный руководитель :

1. Учить различным видам ходьбы, бега, поскокам в соответствии с темпом и ритмом музыки.

2. Развитие вокально-певческих навыков.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

4. Учить соотносить речь с движением в соответствии с музыкой.

Воспитатель проводит подготовительную работу по лексической теме по заданию логопеда , заучивает речевой материал стихов для речи с движением. На физкультурных занятиях разучивает подвижные игры, отрабатывает точность выполнения движений, которые на логопедической ритмике выполняются под музыку.

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята, вспомните, какой праздник мы недавно отмечали? (Праздник осени) . А какие герои к нам приходили? (Лиса, заяц) .

Сегодня в почтовом ящике я нашла письмо от лисички. Посмотрим, что же она нам написала… (Логопед открывает письмо )

«Милые ребятишки, девчонки и мальчишки, хорошо Вам в детском саду, тепло, а у нас в лесу холодно. Зайцу-то вы новую шубку подарили, а я замерзаю, шубу мою моль поела. Спасите, помогите!»

Логопед : Чем же нам лисе помочь? (шубку новую подарить) Ой, да тут еще что-то мелким подчерком написано, зайка, кажется приписал.

«Дорогие ребятки, спасибо Вам за новую, теплую, белую шубку. И красивая она, и на снегу меня никто не замечает, лиса мимо бегает. А вот лапкам холодно.»

Логопед : А что же мы можем зайчику подарить, чтобы лапы не мерзли? (Обувь ) .

Значит, придется нам в лес отправляться, но в лесу холодно одеться надо ! Что мы одеваем? (Одежду )

Логопед :

Чтоб в морозы не замерзнуть, чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру завернуться был готов.

Шкуру чистил он сначала, закреплял, чтоб не упала.

И ходил и в дождь и в снег в этой шкуре человек.

2. Развитие умения согласовывать существительное с местоимением.

Логопед приглашает детей на прогулку, называет одежду , бросает мяч. Ребенок повторяет название одежды с соответствующим местоимением (майка – моя майка, колготки – мои колготки., возвращает мяч.

3. Развитие моторики. Координация речи с движением.

Рукавички мы надели, «фонарики»

Поглядите вы на нас : «фонарики»

В наших новых рукавичках

Мы начнем веселый пляс руки на пояс,

покружиться

Мы похлопаем в ладоши, хлопки

Мы потопаем немножко, притопы

Рукавички отряхнем встряхнуть кисти рук

И опять плясать начнем. «пружинки»

4. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Логопед : Ох, и холодный же ветер дует. (Дыхательное упражнение «Ветерок» )

5. Развитие внимания и памяти. Закрепление названий предметов одежды .

Игра «Вешалка для одежды »

Дети двигаются по залу под музыку. Когда логопед называет предмет одежды , останавливаются, разводят руки в стороны, услышав название другого предмета, скрещивают руки на груди.

6. Образование формы существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Логопед : Давайте поиграем в игру, подберём одежду для лисы и для зайчика.

Логопед бросает мяч , называет слово в начальной форме : «Лисе большую куртку, а зайчику маленькую …»

7. Закрепление и активизация словаря по лексической теме.

Логопед : А что же мы зайчику хотели подарить?

Дети : Обувь

Логопед : А какую обувь вы знаете ?

Дети по очереди называют предметы обуви , делая шаг вперед.

8. Танец «Сапожок»

Мой веселый сапожок, расшалился ты дружок Выставлять ногу вперед на пятку, кружение топотушкой

Посмотри, как он хорош, лучше верно не найдешь Выставлять ногу вперед на пятку, кружение топотушкой

А пойду-ка я гулять и в сапожках щеголять «Пружинка» , выставлять ногу вперед

Не могу я устоять, так и хочется плясать «ОЙ» , руки на пояс, топнуть ножкой

9. Дифференциация одежды и обуви . Игра «Разложи»

Логопед раздает детям картинки с изображением предметов одежды и обуви , которые необходимо разложить в шкаф (подарки лисе) и на обувную полку (для зайчика) .

10. Деление слов на слоги.

Игра «Прохлопай слова»

Логопед : Вспомните, пожалуйста, что слова делятся на части. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей?

Сколько раз хлопнем в ладоши - столько в слове и слогов .

рубашка ботинки пальто

носки платье сапоги

шапка юбка туфли

11. Развитие слухового внимания и памяти.

Упражнение «Запомни и повтори»

Логопед : Я буду называть слова, а вы должны их запомнить и повторить.

Кофта, пальто, сапоги, платье.

Сапоги, валенки, тапки, колготки…

12. Образование прилагательных от существительных.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

13. Организация окончания занятия.

Логопед : Погуляли, поиграли, поплясали, пора домой возвращаться.

Ходьба (бег, прыжки) по залу со сменой направления по залу.

Светлана Георгиевна Максимова
Занятие по развитию речи с использованием логоритмики в старшей группе детей с нарушением речи по теме «Одежда. Обувь»

Цель : расширить и закрепить знания детей об одежде , обуви , упражнять детей в подборе прилагательных, в употреблении антонимов, развивать связную речь , активизировать словарь на тему «Одежда , обувь » , закрепить умение выполнять логоритмические упражнения , согласовывать движения с речью, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты.

Оборудование : зеркала, рюкзак, замок-молния, 2 пуговицы, воротник, иллюстрации с изображением одежды , обуви , мяч, д\и «Дошей платье»

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришла Даша - путешественница. Посмотрим, что она принесла в рюкзаке.

/Дети достают из рюкзака замок-молнию, 2 пуговицы - большую и маленькую, воротничок/

Эти предметы помогут нам выполнить упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

1. Представьте, что ваши губы - это молния на сумочке, и мы её будем расстёгивать и застёгивать.

Упражнение "Застегивание и расстегивание молнии"- улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их в таком положении под счёт до трех (застегнули молнию) . Разомкнуть губы (расстегнули молнию) .

2. Перед нами большие и маленькие пуговицы. Сначала мы выбираем большие, затем маленькие.

"Упражнение "Большие и маленькие пуговицы"- максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы "трубочкой" (маленькая пуговка) .

3. Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и острой иголочкой.

"Упражнение "Иголочка" вытянуть "острый" язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до "пяти-шести")

4. У нас есть воротники с широкими и острыми краями.

"Упражнение "Воротник с широкими и узкими краями" чередовать положения "широкого" и "узкого" языка. Положить "широкий" язык на нижнюю губу ("круглый воротничок") . Вытянуть "острый" язык ("воротничок с острыми краями") .

5. Пришивать воротники мы будем на швейных машинках.

Упражнение "Шитьё на разных швейных машинках" Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам. и произносить "Д-д-д".

6. Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная.

Упражнение "Строчка" кончик языка "иголочка"ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

К дню рожденья Кате

Мама сшила. / платье/

Купила мама своей дочке

полосатые. /носочки/

Подарили Любочке

Синенькую. / юбочку/

Ты надел совсем не то,

Нужна не шуба, а. /пальто/

Я рубашке шила мишке,

Я сошью ему. /штанишки/

Д/игра «Четвертый лишний»

/ платье, брюки, сапоги, юбка/

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз

Сколько обуви у нас :

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташи и Сережки

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки.

- Одежду шьют из разной ткани.

Д/и «Подбери определение»

Куртка из кожи - кожаная куртка

Платье из шелка - шелковое платье

Костюм из шерсти - шерстяной костюм

Сарафан из ситца - ситцевый сарафан

Шуба из меха-меховая шуба

Какую обувь носят зимой ?

Физминутка под муз. сопровождение «Валенки»

Д\и «Наоборот»

Платье длинное - короткое,

юбка широкая - узкая,

носки белые - черные,

майка чистая - грязная,

рубашка выглаженная - мятая.

Вы сегодня такие нарядные, аккуратные.

Даша захотела сшить себе нарядное платье, да вот беда, уж лишком она поторопилась.

Проговаривание скороговорки :

«Даша спешила, платье шила,

Да поспешила, рукав не дошила»

Поможем Даше дошить платье.

Д\и «Дошей платье»

/Дети добавляют детали к платью - рукава, волан, поясок, воротник/

Логоритмика

Сшила мама дочке /повороты туловища вправо, влево/

Платье голубое

Платье голубое /кружатся/

С белою каймою

До чего нарядно /прыжки на месте/

Весело глядеть,

Надо это платье

К празднику надеть. / кружатся/

Дети встают в круг.

Узнаем, зависит ли ваше настроение от того, что на вас надето.

Д\и «Мое настроение»

Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты. красивый сарафан или летний костюм, тесная, маленькая одежда , мягкая, пушистая шубка, мятая блузка и юбка или брюки, бальное платье, вечерний костюм.

Игра с мячом «Расскажи о своей любимой одежде »

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик

Все про свою любимую одежду

Быстро расскажет нам.

Раз, два, три - говори!

Рассказы-миниатюры детей о любимой одежде .

Итог занятия .

Логоритмическое занятие

для детей второй младшей группы

Тема: Одежда.

Занятие проводят : учителя-логопеды, воспитатель.

Задачи:

Развивать оптико-пространственные представления;

Развивать зрительное внимание;

Совершенствовать технику ходьбы, бега;

Развивать понимание речи;

Расширять словарный запас по теме: «Одежда»;

Продолжать развивать умение правильно согласовывать движения с текстом:

Выучить песенку «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?».

Оснащение: предметные картинки «Одежда», предметы детской одежды (штаны, куртка, шапка, шарф).

Аудиозаписи: детская песенка «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?», музыка «Тропинка», Е.Железнова «Урок прошел», песенка Марии Шаро «Колыбельная».

Ход занятия

    Дети заходят в группу под музыку (марш «Тропинка»)

Быстро в детский сад бежим,

В группу мы свою пойдём.

Также будем крепко спать!

Идём, поднимая высоко ноги;

Бежим на цыпочках;

Идём приставным шагом.

Дети становятся в круг.

    Вот пришли мы в детский сад,

Там полно-полно ребят:

Кати, Светы,

Вани, Пети.

На мальчишках всех штанишки:

Вот штанишки для Илюшки, показываем штанишки

Сшила бабушка из плюша . Ручки «мотаем»

Ходит в них гулять Илья, гуляем

Он большой, как ты и я. Руки вверх, руками показываем на ребят и на себя.

А все девочки одеты в платьях:

Это платья для Наташки - Руками показывает платье

Красные горошки . Ручки кружочками

А на платьях два кармашка , Кармашки

Спрячем в них ладошки . Руки назад

    Артикуляционные упражнения:

Ой, какое красивое платье: О-О-О-О .(Вытянуть губы трубочкой вперед, втягивать воздух)

Ах-Ах-Ах! - какое красивое платье

Эх-Эх-Эх! - радостное платье

    Пальчиковая гимнастика:

В платье у Наташки,

Было два кармашка.

А в кармашках есть платочек.

Только грязный он что-то очень

Будут гномы помогать,

Будем с ними мы стирать:

« ГНОМИКИ-ПРАЧКИ »

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи. Пики, Мики, Лики, Чики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали гномики стирать:

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Мики - штанишки,

Лики - носочки,

Чики умница был,

Всем водичку носил.

    Вот рубашки и платочки,

И штанишки, и носочки.

Вся одежда нам нужна,

А зачем же нам она?

Учим детскую песенку: «Для чего нам шапки, варежки, шнурки?»

Песня «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?»

    Для чего, скажите, варежки нужны?

Может быть, морозы вовсе не страшны?

Не хочу в карманах варежки держать.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Для чего ботинки, для чего шнурки?

Чтобы мне обуться нужно три руки!

Не хочу шнурочек в дырочку вдевать.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Для чего нам шапка? Если там и тут

На моей макушке волосы растут.

Не хочу под шапку чубчик заправлять.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Это чей весёлый за окошком смех,

Во дворе ребята лепят снеговик,

Я сижу, скучаю, как угрюмый рак,

Может, сделал что-то я не так?

    Хороводная игра: « Как у наших у ворот »:

Звучит минусовка русской народной песни: «Как у наших у ворот»:

(Ю.О.Филатова, Н.Н.Гончарова, В.В.Прокопенко «Логоритмика» - М., НКЦ, стр.154-155) Поём воспитатель (логопед), дети выполняют движения под музыку.

Куплет 1 .

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ай, люли, у ворот.

Ай, люли, у ворот.

Игла ниточку ведёт,

Игла ниточку ведёт.

Ай, люли, вот ведёт,

Ай, люли, вот ведёт.

Куплет 2 .

Вдруг игла плясать пошла,

Вдруг игла плясать пошла,

Ай, люли вот пошла.

Ай, люли вот пошла.

Ткань шелковую взяла,

Ткань шелковую взяла,

Ай, люли, вот взяла.

Ай, люли, вот взяла.

Куплет 3 .

Вышло платьице плясать.

Вышло платьице плясать,

Ай, люли, вот плясать.

Ай, люли, вот плясать

Да себя нам показать,

Да себя нам показать.

Ай, люли, показать,

Ай, люли, показать.

Куплет 4 .

Вот кармашки, а вот рюшки.

Посмотри-ка ты, подружка,

Да со мною попляши!

Ах, как платья хороши!

Все тут в платьях и в рубашках,

В сарафанах, в брюках с пряжкой,

В юбках в складку и плиссе…

Эх, нарядные мы все!

7.Вот закончился урок

Нам пора идти гулять:

Что мы будем надевать?

Открываем шкафчики: А-А-А

Надеваем штанишки: Ш-ш-ш - одна штанина, Ш-ш-ш - вторая штанина,

Резинки - ЧПОК.

Теперь курточка: рукав - А, второй рукав - А-А-А

Молния - У-у-у-у

Кнопочки - Ы-Ы-Ы.

Шапочка - потянулись: на головку, верёвочки - ЧИК-ЧИК

Шарфик - длинный есть, короткий есть.

Валеночки - раз, два.

    Е.Железнова « Кончился урок »:

Целый час мы занимались

И немножко баловались.

Песенку теперь споём

И на улицу пойдём.

Для Катюше на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

И для Тани на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

Нашей Юли на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

Коле тоже на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

А Андрею на прощанье

Топнем ножкой «До свиданья!»

Нашей Ире на прощанье

Топнем ножкой: «До свиданья!»

9. Релаксация:

Быстро-быстро мы оделись,

Мы трудились, не ленились

На ковре мы посидим,

А, быть может, полежим.

Дети ложатся на ковёр, звучит мелодия для детской релаксации.

(Звучит «Колыбельная» музыка Марии Шаро.)

В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную активность детей с нарушениями ОДА, но и корригировать психические процессы, развивать все стороны речи у данной категории детей. Игры, упражнения и наглядность соответствуют изучаемой лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Число_______ / Месяц__ январь _____

Лексическая тема недели: «Обувь».

1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие подвижности и силы пальцев рук, точности их движений.

Упражнение «Как у нас на ножках…»:

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

(загибать пальцы по очереди на обеих руках)

2. Речь с движением.

Цель: учить координировать речь с движением, варьировать силу голоса, темп речи, в зависимости от контекста, передавать повествовательную и восклицательную интонации, автоматизировать звук Ч.

Упражнение «Чок – чок, каблучок!»:

Чок – чок, каблучок,

(топать ногами)

Наскочил на сучок,

(прыжки на месте)

Оторвался, поломался –

(поднимать ноги по очереди)

Чок – чок, каблучок.

(поднимаемся на носки, опускаемся на пятки)

У забора старичок –

(наклониться, сгорбиться)

Дал ему я каблучок:

(развести руки в стороны)

Старичок, старичок,

(наклоны головы)

Почини мне каблучок!

(протянуть руки вперед)

Цель: работать над интонационной выразительностью речи детей, учить варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста, автоматизация звука Ш, учить детей передавать повествовательную интонацию.

Потешка:

А у нашей Натки

На ножках тапки.

А у нашего Леши

На ногах калоши.

4. Коррекция речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, закрепление предметного словаря по лексическим темам.

Упражнение «Пять названий»:

По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку или по представлению пять названий каких- либо предметов.

Например, ребенок делает первый короткий вдох и говорит: « Я знаю пять названий обуви», и продолжает после паузы и второго вдоха: « Кроссовки, сапоги, туфли, ботинки, тапки.»

Если ребёнок называет обувь по картинке, он должен показывать на них указательным пальцем, если же перечисление идет по памяти, то правой рукой следует загибать пальцы на левой.

5. Работа над темпом речи.

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения, развитие слухового внимания.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»:

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «Топ – топ». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте маленькими шажками и быстро говорят: «Топ –топ – топ - топ».

В дальнейшем упражнение можно выполнять под музыку.

Число________ / Месяц_ январь _______

Лексическая тема недели: «Одежда. Головные уборы».

1. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие подвижности, координации движений пальцев рук, развитие ритмического восприятия.

Упражнение «Стирка»:

Не могу сейчас играть –

(«фонарики» вверху)

Одежду надо постирать:

(трут ладошки)

Свои платья и носки,

Юбки, брюки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапку и цветной берет.

(загибают пальцы по очереди на обеих руках одновременно)

В таз налью воды чуток

(постукивание указательными пальцами по коленям)

И насыплю порошок,

(«сыплем» пальчиками)

Пену снежную взобью,

(«фонарики» внизу)

И стирать начну.

2. Речь с движением.

Цель: учить соотносить речь с движением, точно и правильно выполнять движения по показу.

Упражнение «Мамины помощники»:

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(«стирка»)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(потянуться, руки в стороны)

Светит солнышко – ромашка,

(скрестить руки над головой)

Скоро высохнет рубашка.

(руки через стороны опустить вниз)

3. Работа над интонационной выразительностью речи.

Цель: работать над интонационной выразительностью речи детей, учить варьировать темп, силу голоса в зависимости от контекста, автоматизировать звуки С, Ш, дифференцировать их между собой.

Чистоговорка (из двух выбрать одну):

Шила шубку – сшила юбку,

Шила шапку – сшила тапку.

Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

(Медленно – быстрее – быстро; тихо – громче – громко; повествовательная – восклицательная – вопросительная интонации; нараспев – по слогам – целыми словами).

4. Речевая игра с мячом «Одежда или головной убор».

Цель: активизировать словарь по лексической теме, учить классифицировать, развивать произвольное внимание, память, развитие фонематического и слогового анализа слов.

Игра (стоя в кругу):

Педагог, стоя в центре круга, называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, в свою очередь, называет соответствующее ему конкретное понятие и бросает мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не назовут по два конкретных понятия. При этом можно игру усложнить, давая детям дополнительные задания(подготовительная группа – выделяет первый или последний звук в слове, а старшая – делит слово на слоги любым способом, называя их количество).




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»