Какие чувства может вызвать новорожденный у родителей. Чувствует ли ребенок боль матери в утробе. Что чувствует ребенок, когда находится в утробе матери? Эмоции, опасные для жизни. Как общаться с ребенком в утробе матери

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать...

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения , особенностям протекания родов , а также закономерностям развития ребенка в можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы "запускают" процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека. Но это - тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

С первых часов способен распознавать отчетливые звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других значимых взрослых. Развивалась эта способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух, так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода. До слух новорожденного недифференцированно воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы смысл они в себе ни заключали, для нормального психического развития младенца самое важное - это интонация любви и эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает себя через общение с ними.


С ребенок способен различать цвета: синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок, чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего - это сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду, которая соответствует потребностям его организма. Другая точка зрения - вкус к еде формируется в результате воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии младенца - способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни может узнавать мать по запаху ее шеи и груди. На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью положительную эмоциональную связь в течение беременности (положительное эмоциональное принятие беременности, желанность ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности), проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери. На радостное выражение лица матери младенец отзывается физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком, как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не по мере возникновения у малыша потребности в еде. Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу, когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает, что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или, наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое собственное понимание пути его развития, то формируется защитная или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери , помните, что вашему младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Обсуждение

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи - зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери... в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования - но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать "прокричаться", учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных "научных трудах".

"Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас." - в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

14.07.2008 20:49:31, Мария

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))

05.11.2007 08:36:40, masha2

Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить... это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! :-) Рожайте и любите своих малюток!

24.08.2007 18:17:14, Евгения

Удивлена читать такое от Эллы Прокофьевой. Когда речь идет о детях дошкольного и шокльного возраста, я неоднократно видела в ее словах и логику, и ценный опыт, и огромное исследовательское горение. Здесь же - предположение на предположении, без доказательств, науки и обратной связи. Можно принять только как гипотезу, и это необходимо было оговорить в начале статьи. Статья вредная именно своей категоричностью, недоказанностью.

Поперли по пунктам, благословясь!
Тревоги мамы по поводу пола ребенка расшатывают последнему нервную систему, но уж никак не могут стать причиной комплекса. Потому что гормональная связь - не телепатическая, и плод не может знать, чем именно вызван приток адреналина.
Нежные разговоры? Слышать-то он слышит, но как? После родов только голос матери (переданный полостями "через внутрь" тела более-менее качественно) детка и узнает! А уловить интонации через кожу-жир-мыщцы-матку-плаценту-воды... Большое ХМ!
Если психологи не знают, какой механизм запускает роды - это говорит лишьо влезании в чужой огород. Гормональный, душенька!
дальше лень читать

Вообще-то кроме одого из прочитавщих эту статью никто не обратил внимание на то, что "Первоначально младенец бесполый!" интересно, что автор хотел этим сказать?? Пол есть всегда, даже когда ничего не видно плод имеет набор генов и хромосом которые определяют его пол!!

Не знаю, мне статья показалась чересчур уж сухой и категоричной. Думаюдело в том, что представленные факты носят в основном описательный характер, а феноменология - вещь довольно непрочная. Хотя, может, это все просто проверенные медицинские факты и потому все так категорично... А еще мне показалось, что данные, на которых основывался при написании статьи автор, все-таки несколько устарели - вроде бы везде теперь пишут как точно установленный факт о том, что маму новорожденный способен узнавать сразу же после своего появления на свет, что вкусовые пристастия малыша довольно четко очерчены уже в утробе, а потом дифференцируются и расширяются. Наверняка что-то еще тоже легко можно найти, но я, признаться, не очень вчитывалась сейчас.
Но статью все равно скачаю, хоть и не уверена, что она останется в моем "архиве" после прочтения.

11.08.2004 17:29:30, perseveration

после таких статей я очень расстраиваюсь, все проблемы и сложности, которые возникают при общении с ребенком (ему почти 3),отношу на свое неправильное поведение во время беременности,корю себя, но ведь ничего не вернешь.Я приняла свою беременность только к 4 месяцу, да и то больше думала о себе (неправильно питалась, мало отдыхала, старалась успеть закончить ВУЗ, написать диплом). я очень люблю своего сыночка, но такие категоричные сатьи выбивают из колеи.

21.04.2004 14:09:38, надя

Очень добрая статья. Прямо читала ее и вспоминала, как я кормила грудью своего малыша. Эх, если бы снова начать кормить бы грудью, то наверное было бы все иначе.

07.03.2003 15:07:38, Evgenia

Помню что читала эту статью еще когда была беременная, но не высказывалась. А теперь нам уже полтора годика и так интересно было натолкнуться опять на эту публикацию. Она очень добрая успокаивающая именно то, чего так не хватает беременным будущим мамам. Боже из за чего только мы не переживали... И зачем спрашивается:) Ведь наше солнышко которое появилось на свет так нуждается в нашей защите нашем спокойствии и уверенности. Так что спасибо вам Элла за хорошие слова вовремя сказанные. И успехов.

Полезная статья! Все правильно, когда я общаюсь со своим очень ожидаемым малышом (нам уже 24 недели), то замечаю как он затихает и как бы прислушивается. И радуется вместе со мной, и грустит. Так что общаться надо и почаще, это уж точно никак не повредит!!!

15.05.2001 10:42:19, Елена

Полина Рычалова психолог

Это мое тело

Наша психика формируется на основе изначального телесного опыта, так что первые впечатления о себе и мире ребенок получает уже с рождения. Условно хорошим стартом будут условия, в которых мама (или тот взрослый, который ее заменяет) способна быть достаточно внимательной к ребенку и его сигналам, хорошо распознавать его потребности и отвечать на них. А они в первые месяцы жизни довольно простые — малыш голодный, хочет спать, хочет на ручки, чувствует дискомфорт от грязного подгузника.

Эти телесные состояния возникают постоянно, беспокоят его — а мама откликается, отвечает, реагирует.

Реагирует именно на потребности ребенка, а не на свои собственные представления о том, как быть «правильной» мамой, на свои тревогу, стыд или вину. Конечно, такие переживания возникают, но важна способность мамы с ними справиться, психологически перерабатывать возникающие сильные чувства.

Как себя вести

Не волноваться, что не все получается сразу, понять, что вы не сразу сможете научиться понимать ребенка — но этим вы не наносите ему травму. Система «мама-ребенок» формируется в процессе, мгновенно такому научиться невозможно. Постепенно все получится! И не забывайте о своих потребностях тоже.

Что я чувствую

Ребенок растет, учится понимать свою отдельность от мамы, его мир становится все больше, а знания о себе — все шире. Наступает «кризисный» возраст, когда у малыша уже есть свои, отдельные, потребности, но в силу возраста он еще никак не может их донести до родителей в понятной форме. И помните: ребенок у вас скорее всего не «сложный», не капризный, и вы не плохо его воспитываете. Задача мамы в этот период — пробовать понять, что происходит, и говорить об этом с ребенком. Называйте вещи, которые с ним происходят, обозначайте чувства ребенка («Ты хочешь машинку, злишься, что у тебя ее нет».). Это не только констатация поведения и гипотеза об эмоциях, которые испытывает ребенок, но еще и попытка понять его потребность — что именно стоит за визгом и капризами?

Далеко не всегда, если малыш кричит, он чего-то требует или делает это из вредности.

Может, он устал, не выспался, проголодался, вокруг слишком много впечатлений, что-то болит. Помощь мамы — не только в том, чтобы назвать происходящее, но и отнестись к этому спокойно и с принятием. Своим поведением и словами мама подает сигнал: то, что с тобой происходит, — нормально, всем иногда бывает тяжело. Такое принятие помогает ребенку постепенно разобраться в своих телесных реакциях и проявлениях, эмоциональных переживаниях. Он еще не способен различить оттенки голода, усталости или телесных проявлений тревоги, поэтому мамина помощь важна.

Как себя вести

Много разговаривать с малышом, комментируя свои и его действия. Не бояться капризов и истерик, помогать ребенку понять, что с ним в это время происходит, помогать успокоиться.

«Совсем не больно»

Ребенок разбил коленку — и нужно преодолеть сопротивление, чтобы обработать рану, или вы пришли на плановую прививку и с ужасом ожидаете истерики. Стоит избегать слов «не страшно» и «не больно», или что врач «ничего не будет делать, только посмотрит». Вы же не знаете, насколько больно ребенку на самом деле. Часто такое утешение связано с желанием родителей помочь себе и ребенку побыстрее пройти через неприятный процесс, не разводить длинных разговоров, не мешать другим людям, не вступать в конфронтацию с врачами. Но вот что происходит в этот момент: ребенку страшно, и он, конечно, доверяет маме, которая говорит, что это не больно. Он искренне настраивается на то, что это действительно не больно, а получается больно. Или мама не верит, говорит: «Да это пустяки, сейчас пройдет». Фактически в голове в этот момент происходит путаница: получается, малыш не может доверять своим переживаниям и ощущениям, все это происходит именно с ним, но другие люди уверяет его, что все совсем не так.

Результат — доверие исчезает, и вернуть его может быть очень непросто.

Понятно, что уговорить маленького ребенка на прививку или анализ крови из пальца может быть и долго, и довольно мучительно. «Договориться» в полном смысле слова с маленьким ребенком нельзя — хотя у многих родителей есть фантазия о том, что это возможно. Нет, однократно сказанным «больно не будет» вы не подорвете его доверие, но все-таки превращать ситуацию «я лучше, чем ты, разбираюсь в том, что с тобой происходит» в систему не нужно.

Как себя вести

Доверять ощущениям ребенка. Вы можете попросить рассказать, чего именно он боится, предложить способы унять боль. И обещать, что будете рядом и пожалеете.

«Ты же можешь»

Иногда родителям кажется, что возможности ребенка больше, чем на самом деле. Из лучших побуждений мы призываем его залезть повыше, заплыть поглубже, справиться со страхом — и прыгнуть. Даже если мы уверены, что потом ребенок будет доволен результатом и своей смелостью, не стоит заставлять делать то, что пока не по силам. Искусство воспитания — это баланс между созданием безопасного принимающего пространства и опыта фрустрации, невозможности получить что-то.

Любой новый опыт может переживаться по‑разному — важно, какие выводы родитель помогает ребенку сделать.

Если вы не обращаете внимания на его состояние, требуете быть «быстрее-выше-сильнее», а неудачи сопровождаете разочарованными комментариями — это точно неполезно. По сути, в этот момент закладываются неприятные для будущей жизни вещи — неуверенность в себе, непонимание собственных возможностей, недоверие своим реальным силам, трудности в предъявлении себя и много ненависти к своим слабостям. Выросший ребенок рискует отрицать себя — настоящего, продолжать настаивать на иной картине реальности — той, которая нравится маме или папе.

Как себя вести

Разумеется, можно и нужно побуждать ребенка пробовать новое, пытаться справиться со страхом. Но важно обсуждать это: «Ты попробовал — и как это было? Что теперь думаешь? Ты рад или тебе все-таки не очень понравилось?» И если не получилось — подтвердить, что это совершенно нормально, помочь конструктивно переработать опыт — чтобы не возникало ужаса перед новыми, возможно, неудачными попытками.

Что делать с агрессией

Пока ребенок маленький и не умеет справляться с сильными чувствами, он может, например, обижаться на маму, обзываться, даже пытаться ударить. Некоторые мамы от такого поведения буквально впадают в шок, забывая, что малыш пока по‑другому не может. Но, по мере того как ребенок растет, он находит с помощью родителей новые способы снять напряжение, справиться с сильными переживаниями. Наша задача — учить распознавать эти чувства и выражать, подсказывать способы — потопать ногами, смять журнал, побить подушку.

По сути, мы учим постепенно двигаться к самому цивилизованному способу — говорить словами.

Хуже, если мама всерьез ужасается, плачет — ребенка это просто пугает, он видит, как от его слов или действий мама «разрушается», это может перерасти в аутоагрессию. Важно, что мама не только учит, но и делает это сама: наблюдая, как принято справляться с эмоциями в семье, ребенку гораздо проще это перенять и усвоить.

Как себя вести

Позволить ребенку иногда злиться, быть недовольным, обидевшимся или расстроенным — это его право. Побуждайте его обсуждать свое состояние, развивать запас слов для обозначения чувств и эмоций, вместе искать варианты действий и компромиссы. И сами ведите себя так же, а не уходите в молчание или обиды.

Опека или свобода

Донести свое мнение до подростка уже гораздо сложнее. А поводов для волнения много: неужели он не чувствует, что на улице холод, и зачем идет без куртки? Почему ест фастфуд или целый день ходит голодным, хотя можно уже догадаться, что от этого портятся желудок и кожа? Зачем хамит — ясно же, что мы сейчас поссоримся? Но все же дайте ему возможность самому разобраться, получить опыт и сделать выводы. Самое главное — пройти этот период с минимальными потерями для отношений. Не утверждайте, а предполагайте, на этом проще строить взаимодействие: «Может, ты голоден?»

Высказывайте свою позицию («Я считаю, что лучше сделать так…»), но одновременно помните о том, что перед вами почти взрослый человек.

Действовать без оговорок важно, если есть реальные опасения за его здоровье: например, депрессия, пищевые расстройства, наркотики — сферы, где нужна немедленная родительская реакция. Будьте внимательны к тому, что происходит с ребенком, фиксируйте резкие изменения, прислушивайтесь, вызывает ли у вас это тревогу.

Как себя вести

Постепенно давать все больше самостоятельности. Ограждая ребенка от любых последствий его поступков, мы ограждаем его от жизни, от возможности получать собственный опыт, делать выводы, адаптироваться к реальности. Но наша цель — научить ребенка обходиться без нас, так что придется дать ему возможность набивать собственные шишки.

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа — так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория «ребенок — пищеварительный тракт», которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Он — как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: «Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении». Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.

Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.

В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.

Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.

В последние 20 или даже 30 лет во всем мире отмечается исследовательский бум; исследования направлены на выяснение возможностей новорожденного. Чтобы вы могли представить себе объем работ, скажу: на последнем всемирном конгрессе, посвященном грудным детям, который был созван с целью подведения итогов современных знаний о ребенке (до рождения, во время него и после рождения), присутствовали 1500 специалистов 20 национальностей из разных стран; было сделано 500 сообщений.

Итак, новорожденный более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25—30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Если обобщить данные исследований (когда и каким образом ребенок начинает различать мать или человека, ухаживающего за ним, а также других людей), то можно сделать вывод, что ребенок узнает мать по запаху в возрасте 10 дней, по голосу — через 5 нед, глазами — в возрасте 3—5 мес (данные варьируют в зависимости от методов исследования). Безусловно, трудно дифференцировать различные ощущения и восприятия (зрительные, слуховые или обонятельные); дошло до того, что один из исследователей, чтобы выявить визуальное восприятие, поместил мать за зеркалом без амальгамы.

Но вернемся к нашему новорожденному. Было замечено, что его больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги — один серый, а другой - в черно-белую клетку, он будет смотреть на второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране - видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.

Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет; см. главу 5). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие — на сон.

Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, посколькуноворожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни (во всяком случае, в последние 2 мес). Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т. е. голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если — лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Другие же продукты характерны тем, что придают молоку неприятный вкус: это—чеснок, спаржа, лук, капуста. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких «сюрпризов».

Обоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая — нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие - возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях - с помощью сложных приборов.

К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.

Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях - на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка, Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором — оставалось без изменений.

Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.

Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень малень-кого микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь, удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным ка-кого-либо восприятия, «закрытым» по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для мно-жества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожден-ному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.

Возраст человека в Китае исчисляют совершенно иначе, чем на Западе: в самый первый день рождения возраст малыша не 12, а 21 месяц. 9 месяцев в материнском теле тоже считаются. Так как для китайцев предродовое развитие - тоже жизнь. Для нас жизнь начинается с рождения. Хотя для эмбриологов, гинекологов, психологов и будущих родителей те 9 месяцев, которые проводит малыш в материнском животе, – часть его и их жизни.
Большинство даже не сомневаются, что крошечное создание, чье маленькое сердечко начинает биться собственными силами уже через 4 недели после зачатия, представляет собой нечто гораздо большее, чем скопление клеток.

Беременность - это удивительный опыт. Внутри вас крошечный человек! По мере того, как месяцы продолжаются, ваш нерожденный ребенок будет развиваться и расти невероятно. То, что ваш ребенок способен делать в утробе, наверняка взорвет ваш ум! Когда ребенок готовит, они узнают о себе и своей окружающей среде - матке. Они передвигаются, берут в себя свою уютную комнату и экспериментируют со своими новыми способностями, такими как двигать руками и ногами, открывать глаза и слушать голоса их мамы и папы.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

По мере того, как конец этих длинных девяти месяцев начинает казаться ближе, чем когда-либо, ребенок сможет делать довольно классные вещи. Он способен выполнять многие функции, которые он будет делать после рождения, что в настоящее время происходит в вашем животе. Ребенок готовится к жизни снаружи.

Уже через 12 недель у малыша в материнском теле уже есть крошечные ручки, а на каждом кончике пальцев – слой осязательных клеток. И черты лица приобретают индивидуальный характер.

Насколько развито тело малыша в животе у матери, становится очевидно, если обследовать рожденных раньше срока малышей. Младенцам, рожденным на 25-ой неделе, недостает только жировой ткани под кожей и стабильных легочных пузырьков. И тот, кто рассматривает их трогательно смышленые личики, признает, не медля ни секунды, что они могут выражать всю палитру человеческих чувств. Малыши морщат лобик и жалобно стонут, когда у них берут кровь, они расслабляются и даже пытаются улыбнуться, когда лежат на груди у матери и чувствуют биение ее сердца.

Она практикует те навыки, которые она возьмет с собой, когда она совершит свое путешествие по родовому каналу. Мы знаем, что дети любят пинать, ударять и делать то, что чувствует себя как колесики, но они делают гораздо больше, что многие ожидающие мамы даже не осознают, что это происходит. Это замечательная и чрезвычайно . И они делают гораздо больше. Продолжайте читать, чтобы увидеть все, что ребенок до тех пор, пока он висит в утробе матери!

Хотя это может стать шокером для ожидающих родителей, некоторые считают, что нерожденные младенцы могут чувствовать боль и удовольствие во время долгого пребывания в утробе матери. Так как некоторые эксперты говорят, что дети могут чувствовать удовольствие, особенно после пятнадцати недельной отметки, они будут выполнять действия в утробе матери, чтобы по существу исследовать и чувствовать себя хорошо.

У младенцев, рожденных в срок, органы чувств настолько же развиты как и у рожденных раньше положенного срока . «С одной стороны, матка - словно защитное убежище», - говорит Людвиг Янус, психотерапевт и президент международного научного общества пренатальной и перинатальной медицины и психологии в Хайдельберге, Германия. - «Но в материнском теле ребенок не оторван от окружающего мира». Это значит: он участвует в жизни матери, ощущает то, что происходит вокруг - там, куда он скоро родится. Для женщины сознание этого может быть захватывающим и увлекательным, а иногда и немного обременительным. Многие время от времени задают себе такие вопросы, как «переживает ли малыш в моем животе все то же самое, что и я сама?» «Чувствует ли он мои сомнения тревоги и беспокойства, мою усталость?» «Что делать, чтобы ему было хорошо?» Современная наука пытается дать ответы на подобные вопросы.

Многие считают, что действия нерожденных детей несколько целенаправленны и что, возможно, существует форма мастурбации. Ребенок-мальчики часто видят в УЗИ руками между ног. Конечно, мы, возможно, никогда не узнаем, действительно ли это или нет, что нерожденные младенцы мастурбируют в утробе матери, но это было частью продолжающихся дебатов относительно того, следует ли запретить аборт после пятнадцати недельной отметки, поскольку при этом точная мастурбация указывает на то, что дети чувствуют удовольствие, а потому и чувствуют боль.

Формирование физического здоровья ребенка

Когда мы устаем, мы часто отпускаем милый зевок. Ну, наши дети в матке делают то же самое! Когда начнет развиваться центральная нервная система вашего ребенка, они смогут сделать больше, что будет напоминать, как они будут себя вести, как только они родится. Это включает в себя возможность зевать.

Здесь – три самых важных открытия, сделанные немецкими учеными:
1. Бесспорно, существует материальная связь между матерью и младенцем.
Малыш в животе не только получает питание от материнского организма, но и огромное количество информации. Плацента передает ребенку эмоции матери через гормоны. Например, если будущая мама нервничает, растет уровень кортизола (гормон отвечающий за поддержание энергетических ресурсов организма) в крови. При анализе крови из пуповины врачи могут установить: с отставанием в несколько ударов пульса, стресс передается от матери малышу.

Ваши нерожденные дети практикуют эти навыки. Фактически, многие врачи и эксперты считают, что зевота помогает ребенку продвигать свою деятельность и развитие мозга. Поэтому в этом случае зевота происходит не только потому, что ребенок устал, но и выполняет гораздо более важную функцию.

Если вы один из счастливчиков, вы действительно можете увидеть, как ваш ребенок зевает во время ультразвука. Очень эффектно видеть такую ​​нормальную, повседневную работу, которую делает ребенок в утробе матери! Многие ожидают, что матери сообщают о внезапном толчке от своего ребенка. Это может быть быстрый удар или ощущение почти так, как если бы ребенок был просто испуган из своей сонной мечты. Подобно тому, как определенные звуки или шум могут заставить нас прыгнуть, если они поймают нас врасплох, то же самое касается младенцев в утробе матери!

На стресс младенцы в животе реагируют по-разному: некоторые становятся беспокойными, а их движения – более нервными. Другие собираются в комочек, подбирают ручки и ножки ближе к тельцу. В позитивных переживаниях матери малыш также непосредственно принимает участие: эндорфин и другие гормоны счастья проникают к ребенку в матку, как только его мама может расслабиться, радуется и счастлива. Эмбриологи выяснили: рецепторы для распознавания гормонов счастья созревают в мозгу малыша довольно рано и быстро. Исследования головного мозга показали, что амплитуда кривых уменьшается, если будущая мама (начиная с 20-ой недели) по просьбе исследователей воображает себе особенно приятную ситуацию или думает о чем-то особенно приятном. Ребенок, таким образом, тоже может наслаждаться вместе с ней этими ощущениями.
2. Развиваются органы чувств. Ребенок все лучше понимает и чувствует свою маму .

Каждая новая жизнь уникальна

Если все тихо, и вдруг вы включаете громкое телевидение, звонит телефон, начинает звучать музыка, гудки автомобильного гудка или больше шумов, вы можете заметить, что ваш ребенок «прыгнет» в матку. Они вздрагивают, просто ли они расслабляются или спят. В любом случае, внешние стимулы удивили их, и вы почувствовали реакцию!

Это поразительное явление у нерожденных детей, по-видимому, происходит ближе к концу беременности. Когда-то родившийся, у вас будет потрясающий рефлекс, возможно, они привезли с собой из утробы. Разве мысль о ребенке, плачущем в утробе матери, делает вас немного слезливыми глазами? Нерожденные дети плачут, проводя время в утробе матери. Может быть странно думать, что ребенок еще не родился, фактически плачет в животе своей матери, но это так.

Сначала пробуждается осязание: уже на седьмой неделе кожа способна воспринимать ощущения и реагировать на них. Ребенок может чувствовать, что он окружен околоплодными водами , его тело «прислушивается» к ритму внутренних органов материнского организма, резонирует с ударами ее сердца.

На 25-ой неделе уже полностью развиты органы слуха. Каждая мама это пережила: если включить миксер или сильно хлопнуть дверцей машины, ребенок в животе вздрагивает.

Это их способ сообщить свои потребности, будь они голодными, уставшими, нуждаются в изменении или просто хотят быть удержаны. Младенцы начинают возглавлять плач, практикуя это все важные навыки, находясь еще в утробе матери! Как мы можем сказать, когда наш ребенок плачет в утробе? Ну, скорее всего, мама не почувствует, что ее ребенок плачет. Исследователи обнаружили через УЗИ, что дети плачут. Это тихий крик, который характеризуется удручающими языками в открытом рте , задыхающимися здесь и там и даже с дрожащей нижней губой.

Ваш ребенок проводит долгие девять месяцев с вами двадцать четыре часа в день, семь дней в неделю. Нет перерывов или одного времени. Неудивительно, что дети узнают и запоминают голос своей мамы. Врачи часто предлагают мамам говорить с их нерожденным ребенком, поют им песни и даже читать им историю. Хотя это может показаться глупым, это может быть весело и способ заставить вашего ребенка запомнить ваш голос, как только он прибыл в этот мир.

Довольно рано дети могут различать «отрицательные» и «положительные» звуки. Ласковые слова мамы всегда до него доходят: если она разговаривает с малышом в животе, он успокаивается или радостно трепещет. Профессор Манфред Хансманн, руководитель университетской гинекологической клиники в Бонне и «первоиспытатель» в области ультразвукового обследования младенцев, уже много лет исследует тесную связь матери с ребенком в ее животе. «После ультразвукового обследования я прошу женщин еще несколько минут полежать и громко поговорить с ребенком. Если я при этом смотрю на экран, большинство малышей спокойны, частота пульса уменьшается, а черты лица становятся менее напряженными.
3. Между мамой и будущим ребенком существует интуитивная связь.
Все исследователи, которые занимаются психическим развитием малыша, исходят из того, что мама и ребенок неразрывно связаны изнутри. Даже когда эту связь невозможно доказать научным путем – биохимическим анализом или ультразвуком. «Ребенок в матке воспринимает душевное состояние матери и чувствует ее мысли», - говорит доктор Томас Райнерт, специалист по психотерапевтической медицине в клинике Вельберт (Вупперталь), который много лет исследует жизнь до рождения.

При ультразвуковом сканировании , когда ребенок слышит голос матери, сердечный ритм может замедляться. Это может указывать на то, что ребенок расслабится, когда узнает, что их мама есть, услышав ее голос. Это довольно феноменально, так что продолжайте говорить!

Иногда, ожидая, что родители получат захватывающую картину ультразвука, а это их маленькая сосать большой палец, находясь в утробе матери! Младенцы постоянно экспериментируют во время своего прекрасного пребывания в мягком мире матки. Они двигают руками, касаются их лица. Вскоре они узнают, как положить руку в рот.

В положительные, гармоничные периоды беременности, будущая мама радуется этому внутреннему контакту с малышом. В менее благополучные периоды такая близость беспокоит беременных, так как они догадываются, что их заботы, которых всегда достаточно, невозможно скрыть от малыша. « Чувства будущей мамы отражаются на ребенке» - объясняет доктор Томас Райнерт. Если малыш в материнском теле чувствует только неприятие, позже, скорее всего, ему с трудом удастся полюбить самого себя.
Какие впечатления принесет малыш с собой в этот мир?

И если вам повезет, вы сможете увидеть некоторые из них в действии во время увлекательного ультразвука. Это еще один способ для младенцев подготовиться к внешнему миру . На самом деле, нерожденные дети могут научиться сосать большой палец довольно рано, возможно, прежде чем они достигнут отметки в 20 недель. Это довольно удивительно, особенно когда вы видите это в действии!

Всасывание большого пальца в утробе матери может стать большим сосудом, когда-то родившимся. Как и во многих других вещах, которые ваш нерожденный ребенок делает в утробе матери, они практикуют в тот момент, когда они совершают это путешествие по родовому каналу и присоединяются к нам в жизни «снаружи»! В течение большей части своего времени в вашем животе ваш ребенок останется с закрытыми глазами . В любом случае не так много!

Любовь и надежность – вот составляющие успеха - и тогда ваш малыш расцветет!

Каждая мама хочет, чтобы в ее теле малыш развивался нормально и родился счастливым существом . Только часто обстоятельства этому не способствуют. Даже желанный ребенок может при случае доставить хлопоты своей маме. И все это должен выносить малыш в животе? Не лучше ли подавлять негативные эмоции всеми силами и способами?

Примерно через семь месяцев у вашего ребенка будет возможность открыть глаза. Опять же, мало что можно увидеть в его маленьком пространстве, но он должен уметь видеть и даже реагировать на свет. Если вы сияете ярким светом, таким как фонарик, на животе, вы можете просто почувствовать, как ваш ребенок движется. Скорее всего, ему не нравится свет и отходит от него.

Удивительно знать, что ваш ребенок начнет открывать и закрывать глаза, готовясь к морганию и увидев, как только она приедет. Старая поговорка гласит, что вы едите, ваш нерожденный ребенок ест. Это верно, так как вы питаете ребенка через пуповину. Но в некоторых случаях некоторые ароматы остаются очень распространенными и могут быть продегустированы вашим ребенком, находясь в утробе матери. Эти ароматы фактически обнаруживаются в амниотической жидкости.

«Нет, к этому не должна принуждать себя ни одна мама», - говорит доктор Райнерт. После своих исследований он никогда не сделает упрека будущей маме . Но и ощущениями ребенка не стоит пренебрегать, чтобы полностью снять вину с матери.

Ребенок в матке разделяет переживания мамы, если ей нехорошо. От одной этой мысли становится больно. Но открытия доктора Райнерта и его коллег утешительны. Ребенок в материнском теле живет мгновениями. Так же быстро, как он впадает в уныние, чувствуя беспокойство матери, так же мгновенно настроение его меняется вместе с материнским, если она снова счастлива. И даже короткие периоды умиротворения и спокойствия действуют на него целительно. Если трудные времена подошли к концу, ребенок в животе чувствует себя «на седьмом небе от счастья», как говорит доктор Райнерт. «Он чувствует, что счастье существует, и что вместе со своей мамой он на пути к этому прекрасному состоянию».

Так много вкусов, от пряного до сладкого, соленого и кислого, могут пробиться к развивающимся вкусовым рецепторам вашего ребенка. Измученная пицца с чесноком? У вашего ребенка будет чеснок дышать наверняка! Не можете получить достаточно кусочков шоколадного пирога?

Приготовьтесь к будущему ценителю шоколада! Фактически, исследователи обнаружили, что ожидая, что матери, которые съели морковь, оказались младенцами, которым действительно нравилось есть морковь больше, чем младенцам, чьи матери редко или никогда не месили морковь. Так что обязательно наблюдайте, что вы едите, и наслаждайтесь им!

Уже в материнском теле проявляется сила духа: не отчаиваться, если что-то не ладиться, а уверенно надеяться на будущие мгновения счастья.

Следующие оптимистичные открытия - результат исследования по теме «Переживание мира в материнском теле», проведенного в 2005 году в университете Трира психиатром и биологом доктором Маргаритой Ригер.
Взаимосвязи между весом ребенка при рождении, окружностью головы, общей жизнеспособностью малыша и стрессом его матери во время беременности не существует. Тезис, что здоровье ребенка зависит от психического состояния будущей матери, оказывается не состоятельным.
Противоречивые чувства и трудные периоды в жизни матери не наносят вреда душевному состоянию малыша. Только долгий и продолжительный стресс способен поколебать доверие ребенка к окружающему миру. Такие дети кричат чаще и дольше первое время после рождения. Или они сонливы, и их интерес к окружающему миру быстро угасает.
Материнский организм располагает особыми механизмами, чтобы защитить ребенка от стресса. Во вторые три месяца беременности в плаценте развивается определенный фермент. Он способен притуплять до определенной степени действие кортизола в крови, гормона стресса, и таким образом, защищает малыша. Только если стресс продолжается очень длительное время , эти механизмы выходят из строя.

Беременные мамы знают, что по мере того, как месяцы продолжаются, и ваш живот растет, это означает, что меньше места для вашего ребенка, чтобы передвигаться. Это, несомненно, удобные и уютные сидения, окруженные всей этой амниотической жидкостью . Не нужно волноваться, но младенцев заставляют скручиваться и быть милыми и сгорбленными.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус, но слышала и такое»

В то время как ваш ребенок делает себя красивым и приятным, он делает замечательные вещи, когда он растет и развивается. Кики и удары - это название игры, а иногда и множество из них! Иногда это может быть неудобно для ожидающей мамы. Это может быть весело играть с ребенком. Иногда, если ребенок пинает, а ты отталкиваешься, она снова ударит!

Почти все новорожденные придерживаются поведения, которое дает им чувство безопасности, знакомое по ощущениям в теле матери. Например, даже самые маленькие подползают как можно ближе в своих колясочках и кроватках к деревянной или плетеной обивке и головкой тесно прижимаются к ней (словно втискиваются). Что они ищут? Ощущение, к которому привыкли в теле матери, тесно окруженные костями малого таза. Подавляющее большинство рождается с твердым убеждением – мама это тепло, близость, защита, ее любовь несет меня. Даже если в течение девяти месяцев в материнском теле ребенок пережил вместе с мамой грусть и депрессии. Новорожденные дарят своей маме удивительное доказательство своего доверия: ни на что они не реагируют так живо, как на ее голос. Слышать ее - делает их счастливыми.

Невероятно знать, что вы можете взаимодействовать с вашим ребенком, как это, прежде чем она родится. Ваш ребенок снова готовится к внешнему миру в чрезвычайно важном и удивительно удивительном виде - он уже тренируется, чтобы дышать, уже через девять недель в своей жизни в утробе матери! Нерожденные младенцы получают весь необходимый им кислород через пуповину. Но пуповина не останется с ними, как только они прибудут, поэтому очень важно знать, что они практикуют свои дыхательные навыки.

Младенцы практикуют дыхание, делая движения лица и рта, которые можно увидеть на УЗИ. Тот факт, что они делают это всего лишь на короткое время во время беременности, просто невероятен. Как только ваш ребенок родится, их практика будет окупаться. Изменение температуры из матки в мир заставляет их внезапно дышать, но не беспокойтесь, они практикуют месяцы!

Все мамочки, как после, так и до рождения своей крохи, беспокоятся за их здоровье и самочувствие, благополучие и настроение. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя расстраиваться, но некоторые внешние обстоятельства, гормональные сбои и перемены в настроении, сказываются на моральном благосостоянии матери. Поэтому вопрос, что чувствует ребёнок в утробе матери, когда она плачет , возникает часто.

Мы знаем, что дети узнают голос своей матери, в конце концов, они слышат ее голос в основном все время! Еще более невероятным является то, что нерожденные младенцы могут действительно распознавать и рассказы, которые они слышали, а также песни, которые пели или играли им в утробе матери.

Возможно, вы слышали о том, чтобы мамы читали книги на животе. Ну, хотя это может показаться странным, на самом деле это замечательная вещь. Прочтите ту же историю своему малышу, почувствуйте ее удар и двигайтесь. Когда младенцев читают одну и ту же историю, даже другой человек, их сердечный ритм замедляется, указывая, что они узнают, что они слышат!

Малыш тесно связан со своей мамой и до и после рождения. Чувствует её настроение и его перепады, реагирует на них, сочувствует и сопереживает неприятностям. Начиная с 29-ой недели беременности, у ребенка развиты уже все органы чувств, он чувствует запахи и вкус, осязает окружающее его пространство и даже различает изменение освещения. Поэтому не стоит расстраиваться и плакать во время беременности. На будущем благосостоянии вашего малыша, скажется ваше поведение во время беременности. Стоит быть аккуратней со своим эмоциями, оградить себя от нервных потрясений и стрессов.

Существует множество книг о беременности, родах и новорождённых. Их пишут квалифицированные медики: психологи и педиатры. Доверят им конечно можно, но нельзя упускать и наличие индивидуальных показателяй матери и плода. И так, многие специалисты утверждают, что моральная связь матери и ребёнка, очень плотная и тесная. Но помимо эмоциональной связи , есть и физическая. Когда мать радуется, в её кровь происходит «впрыск» гормона – эндорфина, а соответственно, он происходит и в кровь малыша в утробе, у него повышается настроение. Дети в животе у мамы, так же умеют радоваться и улыбаться, как и мама.

К сожалению, не только радостные эмоции чувствует кроха в утробе, грусть и стресс, так же. Когда мать испытывает стресс, у неё нет настроения, что-то её угнетает, происходит поступление гормона кортизола, либо кортизона. В кровь ребёнка эти гормоны так же поступают от матери, соответственно мамочка, сама того не желая, передаёт своё плохое настроение ещё не рождённому крохе. А тот может грустить и плакать, что научно доказано.

Нервное потрясение ребёнок так же может получить от мамы. Когда ей страшно, в кровь происходит поступление адреналина, в кровь ребёнка он тоже поступает. Малыш начинает нервничать и бояться, мучается и бьётся. Такие стрессы всегда откладываются в подсознании, и влияют на моральное самочувствие и психику крохи.

Обидеть малыша можно и в утробе. Даже если мама немного расстроена, на малыша это непосредственно влияет. Как и влияет то, что она рассказывает, поёт, даёт слушать. Ребёнок чувствует не только заботу и любовь, но и разочарование и негатив. Поэтому когда мама плачет, малыш плачет с ней . Малыш реагирует на тон голоса, движения и даже дыхание. Стоит быть предельно аккуратными с тем, что говоришь и слушаешь, на что смотришь и даже о чем думаешь во время беременности. Малейший перепад сказывается на характере и поведении ребёнка в будущем. Стоит приобрести настольную книгу со сказками, и ограничить все фильмы, вызывающие плохое настроение, страх и слёзы.

Пожалуй, самые волнующие ощущения во время беременности вызывают первые движения малыша в животе у будущей мамы. Когда и как женщина чувствует шевеления ребенка и в каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги? Первые отчетливые , как правило, женщины ощущают ближе ко второй половине беременности, причем повторнородящие чувствуют их раньше, чем мамы, ожидающие своего первого ребенка.

Это связано с тем, что рожавшие женщины уже знают, каковы эти ощущения, а женщины, беременные впервые, поначалу могут перепутать шевеления плода, пока они еще недостаточно интенсивны, с перистальтикой кишечника, газообразованием в животе или мышечными сокращениями. Кроме того, у повторно беременных передняя брюшная стенка более растянута и чувствительна. Более полные женщины ощущают шевеления плода несколько позже, чем худощавые. Подробности о в животике матери, узнавайте в статье на тему «Первые признаки шевеления ребенка».

Итак, во время первой беременности женщины ощущают первые шевеления плода, как правило, в промежутке между 18 и 22 неделями (обычно в го недель), а повторнородящие могут почувствовать движения будущего малыша уже с 16 недель. Когда будущие мамы начинают чувствовать движения своих малышей, у них появляется множество вопросов и сомнений: как часто должен шевелиться ребенок? достаточно ли интенсивно он шевелится? Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается в своем собственном темпе, а нормы, касающиеся шевелений плода, имеют достаточно широкий диапазон.

Характер шевелений

Первый триместр. В первом триместре беременности происходит наиболее интенсивный рост будущего ребенка. Сначала группа клеток быстро делится, растет и превращается в эмбрион, который прикрепляется к стенке матки и начинает расти, защищенный амниотической жидкостью, плодными оболочками и мышечной стенкой матки. Уже с 7-8 недель при проведении ультразвукового исследования можно зафиксировать, как движутся конечности эмбриона. Это происходит потому, что его нервная система уже достаточно созрела, чтобы проводить нервные импульсы к мышцам. В это время эмбрион движется хаотично, и его движения, казалось бы, лишены всякого смысла. И, конечно же, он еще слишком мал, а шевеления слишком слабы, чтобы их почувствовать. Второй триместр. К 14-15 неделям беременности плод уже подрос и его конечности полностью дифференцировались (приобрели привычные для нас вид и форму ручек и ножек), движения стали интенсивными и активными. В этот период малыш свободно плавает в амниотической жидкости и отталкивается от стенок матки. Конечно, он еще очень мал, поэтому эти отталкивания слабы и будущая мама их пока не чувствует.

К 18-20 неделям плод подрастает, и его движения становятся более ощутимыми. Эти легкие первые прикосновения беременные женщины описывают как «порхание бабочек», «плавание рыбок». По мере роста плода ощущения становятся более отчетливыми, и к 20-22 неделям, как правило, все беременные женщины четко ощущают шевеления своего ребенка. Во втором триместре будущие мамы могут ощущать «толчки» малыша в разных отделах живота, потому что он еще не занял определенного положения в матке и ему пока достаточно места для того, чтобы переворачиваться и вращаться во всех направлениях. Чем же занимаются дети, находясь в материнской утробе? По наблюдениям, проведенным при ультразвуковом исследовании, у неродившихся малышей имеется множество различных занятий: они пьют амниотическую жидкость (при УЗИ видно, как двигается при этом нижняя челюсть), поворачивают головку, сучат ножками, ручками могут обхватывать ножки, перебирают и хватают пуповину. По мере увеличения срока беременности малыш растет и становится сильнее. Легкие толчки уже заменяются сильными «пинками», а когда ребенок переворачивается внутри матки, снаружи заметно, как живот меняет свою конфигурацию. В это же время мама может столкнуться с тем, что ее малыш «икает». При этом женщина чувствует, как ребенок вздрагивает через равные промежутки времени. «Икательные» движения связаны с тем, что плод интенсивно заглатывает амниотическую жидкость и его диафрагма начинает активно сокращаться. Такие движения диафрагмой являются рефлекторной попыткой вытолкнуть жидкость. Это совершенно безопасно и является нормой. Отсутствие «икания» также является вариантом нормы.

Третий триместр

К началу третьего триместра плод может свободно переворачиваться и вращаться и к 30-32 неделям занимает постоянное положение в полости матки. В большинстве случаев он располагается головкой вниз. Это называется головным предлежанием плода. Если же малыш разместился вниз ножками или ягодичками, то это называется тазовым предлежанием плода. При головном предлежании ощутимы в верхней половине живота, а при тазовом, напротив, они чувствуются в нижних отделах. В третьем триместре беременная также может заметить, что у малыша есть определенные циклы сна и бодрствования. Будущая мама уже знает, при каком положении тела малышу удобнее, ведь когда мама расположилась в неудобной для ребенка позе, он обязательно даст об этом знать бурными интенсивными шевелениями. Когда беременная лежит на спине, матка оказывает давление на кровеносные сосуды, в частности на те, по которым насыщенная кислородом кровь поступает в матку и к плоду. При их сдавлении ток крови замедляется, таким образом, плод начинает испытывать незначительный недостаток кислорода, на что он и реагирует бурными шевелениями. Ближе к родам шевеления ощущаются в основном в той области, где располагаются конечности малыша, чаще всего в правом подреберье (так как в подавляющем большинстве плод располагается головкой вниз и спинкой влево). Такие толчки к могут даже причинять будущей маме боль. Однако если слегка наклониться вперед, то малыш перестанет так сильно толкаться. Это можно объяснить тем, что в таком положении кровоток улучшается, к плоду поступает больше кислорода и он «успокаивается».

Незадолго до начала родов головка малыша (или ягодички, если плод находится в тазовом предлежании) прижимается ко входу в малый таз. Со стороны кажется, будто живот «опустился». Беременные отмечают, что перед родами двигательная активность плода снижается, Объясняется это тем, что в самом конце беременности плод уже настолько велик, что ему становится недостаточно места для активных шевелений и он будто бы «затихает». Некоторые будущие мамы, наоборот, отмечают повышение двигательной активности плода, так как на механическое ограничение двигательной активности некоторые малыши, напротив, отвечают более бурным характером шевелений.

Как часто малыш шевелится?

Характер двигательной активности плода - это своеобразный «датчик» течения беременности. По тому, как интенсивно и часто ощущаются шевеления, можно косвенно судить о том, благополучно ли протекает беременность и как чувствует себя малыш. Приблизительно до 2б-й недели, пока плод еще довольно мал, будущая мама может отмечать большие промежутки времени (до суток) между эпизодами шевелений плода. Это не значит, что малыш не шевелится столько времени. Просто женщина может не замечать некоторых шевелений, ведь плод еще недостаточно силен, а будущая мама еще недостаточно хорошо научилась распознавать движения своего ребенка. А вот с 26-28 недель считается, что плод должен шевелиться 10 раз в течение каждых двух-трех часов.

Акушеры-гинекологи разработали специальный « ». В течение дня женщина подсчитывает, сколько раз пошевелился ее малыш, и фиксирует время, когда произошло каждое десятое шевеление. Если беременной кажется, что ребенок затих, необходимо принять удобное положение, расслабиться, съесть что-нибудь (считается, что после приема пищи двигательная активность плода возрастает) и в течение двух часов отметить, сколько раз за это время пошевелился малыш. Если насчитывается 5-10 шевелений, то беспокоиться не о чем: с ребенком все хорошо. Если мама не ощущает шевелений малыша в течение 2 часов, следует походить или подняться и спуститься по лестнице, а потом спокойно полежать. Как правило, эти мероприятия помогают активизировать плод, и шевеления возобновятся. Если же этого не произошло, следует в ближайшие 2-3 часа обратиться к врачу. Характер шевелений является отражением функционального состояния плода, поэтому необходимо к ним прислушиваться. Если будущая мама заметила, что в последние дни ребенок стал меньше двигаться, следует также обратиться к врачу, чтобы проверить, как чувствует себя малыш.

К третьему триместру беременности будущие мамы, как правило, уже хорошо знают характер шевелений своих детей и могут заметить любые изменения в «поведении» малышей. Для большинства женщин тревожным знаком является бурное, слишком активное шевеление. Однако повышенная двигательная активность не является патологией и наиболее часто связана с неудобным положением будущей мамы, когда к плоду временно поступает меньше кислорода за счет снижения притока крови. Известно, что когда беременная женщина лежит на спине или сидит, сильно отклонившись назад, плод начинает двигаться активнее обычного. Это связано с тем, что беременная матка сдавливает кровеносные сосуды, которые, в частности, несут кровь к матке и плаценте. При их сдавлении кровь поступает к плоду через пуповину в меньшем объеме, вследствие этого он ощущает нехватку кислорода и начинает активнее двигаться. Если переменить положение тела, например, сесть с наклоном вперед или лечь на бок, то приток крови восстановится, и плод будет шевелиться со своей обычной активностью.

Когда стоит беспокоиться?

Грозным и тревожным показателем является снижение двигательной активности или исчезновение шевелений ребенка. Это говорит о том, что плод уже страдает от гипоксии, то есть нехватки кислорода. Если вы заметили, что ваш малыш стал реже шевелиться, или вы не ощущаете его шевелений более 6 часов, то следует незамедлительно обратиться к врачу-акушеру. Если нет возможности посетить врача на амбулаторном приеме, можно вызвать «скорую помощь». В первую очередь врач при помощи акушерского стетоскопа прослушает сердцебиение плода, в норме оно должно составлять 120-160 ударов в минуту (в среднем - 136-140 ударов в минуту). Даже если при обычной аускультации (прослушивании) сердечный ритм плода определяется в пределах нормы, необходимо провести еще одну процедуру - кардиотокографическое исследование (КТГ). КТГ - метод, который позволяет оценить сердцебиение плода и его функциональное состояние, проверить, не страдает ли малыш от гипоксии (недостатка кислорода). Во время проведения исследования специальный датчик ремнями прикрепляется к передней брюшной стенке на спинке ребенка в приблизительной проекции его сердца. Этот датчик определяет кривую сердцебиения плода. Параллельно беременная держит в руке специальную кнопку, на которую следует нажимать тогда, когда она . На графике это отображается специальными метками. При норме в ответ на шевеление сердечный ритм плода начинает учащаться: это называется «моторно-кардиальный рефлекс». Данный рефлекс появляется после 30-32 недель, поэтому проведение КТГ до этого срока не является достаточно информативным.

КТГ проводят в течение 30 минут. Если в течение этого времени не зарегистрировано ни одного учащения сердечного ритма в ответ на шевеления, то врач просит беременную женщину походить какое-то время или несколько раз подняться вверх по лестнице, а потом проводит еще одну запись. Если миокардиальные комплексы так и не появились, то это косвенно свидетельствует о гипоксии плода (недостатке кислорода). В данном случае, а также, если малыш начал плохо шевелиться при сроке до 30-32 недель, врач назначит допплерометрическое исследование. Во время этого исследования доктор измеряет скорость кровотока в сосудах пуповины и в некоторых сосудах плода. На основании этих данных также можно выявить, страдает ли плод от гипоксии.

При обнаружении признаков гипоксии плода акушерская тактика определяется степенью выраженности гипоксии. Если признаки гипоксии незначительные и невыраженные, то беременной женщине показаны наблюдение, проведение КТГ и допплерометрии и оценка их результатов в динамике, а также назначение лекарственных препаратов, улучшающих кровообращение и поступление кислорода и питательных веществ к плоду. При нарастании признаков гипоксии, а также при наличии выраженных признаков гипоксии следует произвести немедленное родоразрешение, так как эффективной медикаментозной терапии, направленной на устранение гипоксии плода, на сегодняшний день не существует. Будет это операция кесарева сечения или родоразрешение через естественные родовые пути, зависит от многих факторов. Среди них - состояние матери, готовность родовых путей, срок беременности и ряд других факторов. Это решение принимается гинекологом индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, каждая женщина должна прислушиваться к шевелениям своего ребенка. При наличии каких-либо сомнений относительно благополучия плода не следует затягивать с визитом к врачу, так как своевременное обращение к акушеру-гинекологу может предотвратить негативные исходы беременности. Теперь вы знаете, каковы первые признаки шевеления ребенка в утробе матери.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»