Занятия для развития ребенка 4 лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Режим и питание ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Развивающие задания на логику у детей средней группы детского сада. Задания помогут педагогам подготовить детей к обучению в школе.

Задание 1

Разложи (соедини стрелочки) фрукты в корзинку, а овощи - на тарелку.

Задание 2

Раскрась игрушки красным цветом, одежду - жёлтым цветом, посуду - синим цветом.

Задание 3

Где чей хвост, где чей нос?

Задание 4

Посади (при помощи стрелок) петушка не на брёвнышко и не на скамейку, курочку - не на забор и не на брёвнышко, кошку - не на скамейку и не на забор.

Задание 5

Какой фигурки не хватает в каждом ряду?

Задание 6

Подбери пару каждому предмету.

Соедини линиями подходящие предметы

Задание 7

В каждой строке вместо точек нарисуй недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования

Задание 8

Дорисуй предметы в каждом ряду так, чтобы они стали одинаковыми.

Задание 9

Выполни определённые действия

Задание 10

Сколько животных в домике слева? Сколько их живёт в домике справа? Сколько животных, и кто спрятался в двух нижних домиках?

Задание 11

Раскрась зелёным цветом картинку, на которой нет мячика; синим цветом - ту, где нет пирамидки; красным - где нет кубика; жёлтым - где есть все предметы.

Задание 12

Помоги девочкам найти свои игрушки: соедини линиями и раскрась одежду девочек и игрушек в один цвет.

Задание 13

В каждой группе есть предмет, который не подходит к остальным по какому-то признаку. Назови эти признаки.

Задание 14

Из предметов в нижнем ряду выбери тот, который надо нарисовать в пустом «окошечке»

Задание 15

На каком из четырёх рисунков герои изображены правильно?

Задание 16

У собачки и кошки синий и зелёный коврики. У кошки - не зелёный коврик, а у собачки - не синий. Раскрась коврики правильно

Задание 17

На столе голубая и розовая вазы. Тюльпаны - не в розовой вазе, а нарциссы - не в голубой. Раскрась вазы правильно

Задание 18

У Лены два шарфика: красный и жёлтый. Длинный шарфик - не жёлтого цвета, а короткий - не красного. Раскрась шарфики правильно.

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Когда ребёнок в детском саду, мамам не о чем переживать. Там он и учится, и с такими же детьми общается, и играет согласно учебному плану. Совсем другая обстановка в домашних условиях. Чем занять ребёнка в 4 года дома? Этим вопросом задаются родители, которые работают, а в короткие выходные вынуждены кроить время на домашние заботы, отдых и общение с детьми. Сложность ещё и в том, чтобы выбранные занятия были:

  • полезны для развития крохи;
  • дали правильное направление в формировании отношения к окружающему миру, к себе, людям;
  • чтобы они помогли создать между взрослым и ребёнком атмосферу доверия и понимания;
  • научили малыша ставить цели, быть активным, самостоятельным.

Как развивается ребёнок в 4 года?

Итак, чтобы придумать, чем дома занять детей 4 лет, нужно кое-что знать об особенностях этого возраста. В 4 года у ребёнка:

  • активно растёт организм, развивается гибкость, ловкость, координация;
  • запас знаний растёт с каждым днём, ширится кругозор, что даёт повод задавать новые вопросы, искать на них ответы у родителей, в окружающем мире;
  • становится больше словарный запас, речь становится более чёткой, правильной;
  • ярко проявляется детское воображение, творческий потенциал;
  • ребёнок ищет общения с другими детьми, пробует дружить, учится взаимодействовать с обществом.

Какой можно сделать вывод? Если вы ищете, чем занять ребёнка в 4 года дома, обязательно учитывайте:

  • его физические способности;
  • особенности характера, психологию;
  • личные предпочтения и интересы малыша.

Доступные занятия дома для детей 4 лет

Дети в 4 года вступают в период, когда они жадно берут знания из окружающего мира. А основой детской вселенной являются родители. Именно они должны организовать правильные занятия, полезные для общего, физического и умственного развития малыша. То, что вы заложите сейчас в маленького почемучку, станет основой для развития его привычек, жизненных принципов и индивидуальности.

Простой вариант, чем занять ребёнка в 4 года дома, как завлечь его внимание, пока мама готовит или отдыхает – включить мультфильм, позволить играть на планшете или в телефоне. О пользе такого занятия для детей 4 лет не стихают споры. Психологи же уверенно заявляют, что длительный сеанс компьютерных игр, передач по телевидению, даже тихая работа телевизора в качестве фона вредны для маленьких детей. Они приводят к проблеме социальной адаптации, нарушению психики, развитию «клипового» (нестойкого) внимания.

Идеальный способ занять дома ребёнка 4 лет – увлечь его игрой. Хорошо, если в игре будут участвовать и другие дети или взрослые. Какие средства есть в арсенале заботливых родителей?

1. Любые виды творчества:

  • лепка из пластилина, мягкой глины;
  • рисование красками, карандашами, мелками, фломастерами;
  • аппликация из бумаги, картона, газет, природных материалов;
  • рукоделие;
  • конструирование.

Детские магазины предлагают для детей 4 лет такой выбор материалов, инструментов для творческих занятий, что разбегаются глаза. С их помощью вы можете занять малыша дома как минимум на несколько часов, если будете чередовать разные виды занятий. Кстати, попробуйте и сами принять участие в творческом процессе. Так и ребёнку будет интересно, и вы научитесь вместе с ним чему-то новому. Играть с детьми в творчество можно даже, когда вы заняты. Родителям достаточно проявлять интерес – спрашивать, что малыш рисует, подсказывать идеи, помогать в выборе цвета.

2. Культурное воспитание:

  • любовь к книгам;
  • знакомство с искусством;
  • музыкальное развитие.

Как научить детей любить чтение? С 4 лет совместное чтение интересных и полезных книг должно стать вашей семейной традицией. На страницах книжки должно быть много иллюстраций, чтобы малыш мог представить себе героев, атмосферу сказки. Во время чтения можно рассуждать о поступках героев, выдумывать свой вариант развязки истории. Если нет времени на живое чтение, используйте аудиокниги. Они развивают слуховую память, фонетический слух.

Музыку и искусство малыш может полюбить через положительные эмоции, через игру. Например, чем можно занять ребёнка 4 лет дома, как не пением озорных детских песенок? Кстати, такое развлечение подойдёт и для дальней поездки, и для прогулки.

3. Физическое развитие

Сюда относятся активные игры и зарядка. Обычно дети компенсируют потребность в движении на улице. Но если по какой-то причине прогулка не возможна, значит, нужно подумать, какими энергичными играми занять детей в 4 года дома без последствий для интерьера. Отличные варианты – танцы, соревнования со взрослыми «кто больше…» (присядет, сделает наклонов).

Чем занять детей дома пока родители заняты?

Совмещать взрослые дела и общение с детьми порой бывает непросто. Неправильный подход приводит к тому, что страдают обе сферы жизни, а родители испытывают чувство вины. Но есть одна уникальная тактика, что позволит успевать во всём. Её предлагает известная автор, мама по совместительству, Анна Быкова в книге «Развивающие занятия «ленивой мамы». По её мнению, не нужно придумывать сложных способов и тратить кучу времени, чтобы чем-то полезным занять детей 4 лет дома. Достаточно только проявить немного фантазии, с интересом отнестись к играм малыша, и самые обыденные дела превратятся в полезные развивающие занятия.

Когда вы готовите, ребёнок с радостью поможет. Доверьте ему мытьё овощей или фруктов в тазу, перемешивание салата в большой миске, сервировку стола салфетками, ложками и другими безопасными предметами. Малышу точно понравится катать тесто по столу и лепить из него фигурки, пока мама готовит вареники или пироги.

Можно занять кроху и делами, не связанными с вашим. Пока вы у плиты, пусть малыш займётся «съедобным» творчеством рядом с вами. Он будет в восторге от возможности поиграть со спагетти, сделать аппликацию из макаронных ракушек, кофейных зёрен, а затем раскрасить её в яркие цвета.

Найдётся занятие для крохи и в процессе уборки. Детям 4 лет можно доверить сортировку белья после стирки, вытирание пыли, уборку игрушек.

Как видите, при наличии желания и смекалки, всегда найдётся, чем занять детей в 4 года дома. А заинтересовать малышей не трудно – они всегда рады играть во что-то новое.

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Феноменальная скорость счета 0,3 сек!

Уроки в Соробане — это радость и веселье!

Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан

Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка «Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

3. Дата создания 2016г

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи ;

- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

6. Сроки реализации : 1 год

7. Возраст дошкольников : 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи :

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы :

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

Мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

Мелкая моторика рук и глазомер.

Творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Развивайка-ка » обеспечивает развитие внимания , восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 20 минут.

Актуальность программы

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка » .

Новизна программы

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр , головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести :

Использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей ;

Подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

Проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Свободная, самостоятельная деятельность детей , которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка , который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики . Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев» , а также развитию интеллектуальных базовых способностей : внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания : более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным - работу попроще . При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы :

1. Принцип развивающего обучения .

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка , учитывая «зону его ближайшего развития » . Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями : анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали» ). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию , формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов) .

Формы организации детей :

Индивидуальные;

Подгрупповые;

Групповые.

Формы работы с детьми :

Ситуативный разговор;

Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

Словесные (беседа, загадки) ;

Наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов) ;

Практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты :

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления , речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения :

Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Овладение детьми приемами логической обработки информации , формирование и развитие навыка самоконтроля .

В период учебного процесса :

Дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек) ;

Сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;

Обобщают (по выделенным признакам) ;

Подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

С помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; - понимают слова «побольше» , «поменьше» , «большой» ,«маленький» , «одинаковые»

Подбирают предметы по заданному признаку;

Ориентируются одновременно в подборе : (цвет и величина, форма и цвет) ;

Выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

Пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы .

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года , в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.

Условия реализации программы

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы .

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Тематическое планирование

сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

2)Развитие восприятия .

1. Игра «Белый лист» , игра «Сделай так» .

2. Игра «Сравни предмет» , игра «Зашиваем ковер» (по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат» ., игра «Найди игрушку» .

4. Игра «Узнай предмет» , игра «Составь картинку» (по подгруппам)

3)Диагностика уровня восприятия

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа )

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа )

3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных» (индивид. работа )

4. Слуховое восприятие «Понимание текста» (индивид. работа )

4)Развитие памяти .

1. Развитие слуховой памяти . Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?» , игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

5)Диагностика развития памяти

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

6)Развитие внимания .

1. Игра «Найди одинаковые предметы» , Игра «Что появилось?» (индивид. работа )

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа )

3. Игра «Найди игрушку» . Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

4. Игра «Что это?» , игра «Добавь слово»

7)Диагностика уровня внимания

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа )

8)Развитие воображения .

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

9)Диагностика воображения.

1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин

10) Развитие мышления .

1. Игры «Третий лишний» , «Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии» .

4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)

Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Игра «Картинки-загадки»

11)Диагностика уровня развития мышления .

1. Методика «Вырежи фигуры»

2. Методика «Что здесь лишнее?» , «Раздели на группы» 2 мин

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера :

Задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

Задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей , расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Тематика занятий :

1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2. Развитие мышления , внимания, памяти, воображения, восприятия.

В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера :

Дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.

Методическое обеспечение программы .

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания , для развития логического мышления;

Настольно-печатные игры.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет . Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера,2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М :ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей » -Ярославль «Академия развития » , 1996

4. Светлова И. Е. Тренируем память : Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

Дети в четыре года в большинстве своем непоседы, которые не могут спокойно посидеть и несколько минут. Хотя, конечно, многое зависит от характера ребенка и встречаются тихони, которые с удовольствием проводят часы напролет, занимаясь самостоятельно спокойными играми. Но обычно родителям нужно самостоятельно придумать занятие ребенку в 4 года, чтобы увлечь его хоть на несколько минут. Существует много интересных вариантов, и если внимательно рассмотреть каждый из них, то хоть один да заинтересует вашего непоседу и даст несколько минут в тишине и покое.

В этот период важно уделить должное внимание физической активности: ловкости, гибкости и координации движений, не забывая при этом про познавательную активность.
Формирование словарного запаса также важно для ребенка. Надо проговаривать каждое новое слово по слогам, чтобы сформировалось правильное произношение. Вместе с познавательной и физической активностью, немаловажно развивать творческие способности маленького человека и развивать его воображение.

Так же в этом возрасте важно учить малышей отличать «хорошее» от «плохого». Рассматривайте картинки детей в разных ситуациях: помогающих по дому, играющих в футбол дома и задавайте вопрос: правильно ли себя ведет герой картинки. Почему?

Второй вариант игры – это построение рассказа по картинкам. Попросите ребенка составить рассказ по картинкам, которые лежат перед ним. Это отлично развивает фантазию и логику, а также вы сможете лучше узнать своего ребенка по тому, какие мысли у него возникают.

Педиатры считают, что дети в четыре года впитывают информацию как губка через зрение, слух и осязание. Все, что ребенок сможет увидеть, услышать и подержать в руках будет для него интересно и познавательно. Чем же можно занять ребенка дома?

Активные занятия дома

В городских квартирах сложно создать оптимальные условия для полноценного физического развития ребенка. Так что желательно хотя бы на 1-2 часа в день выходить с ребенком на улицу, чтобы он от души побегал, полазил по уличным обстановкам, покатался на велосипедах или самокате и иным способом вылил свою энергию в играх. После такой изнуряющей прогулки непоседа будет дома вести себя спокойней и сможет заняться усидчивыми играми.

Впрочем, даже домой можно прикупить шведскую стенку, некоторые вариации которой способны уместиться даже в компактной комнате. Турники, лесенки, канат, кольца и другие подобные снаряды способы занять активного ребенка на пару часов. Достаточно постелить мягкое одеяло или матрас на пол, чтобы ребенок не ударился после падения. Присматривайте за ребенком краем глаза, и можно будет уделить себе полчасика.

Так же прививайте малышу полезные привычки с самого детства. В досуге ребенка обязательно должна присутствовать гимнастика. Убедите ребенка каждое утро делать незамысловатые движения для шеи, рук, ног и туловища. Не забывайте прыгать как зайчата и танцевать под зажигательную музыку. Такая 5-10 минутная разминка очень хорошо скажется на здоровье непоседы.

  • Сделайте ребенку качели, их можно соорудить прямо в комнате. Пусть развивает свой вестибулярный аппарат. Только катание должно проходить под присмотром взрослых.
  • Включите веселую детскую музыку и пусть малыш танцует, детки обожают двигаться под веселый ритм. Если сначала кроха стесняется или не знает что делать, покажите пример на себе — как двигаться, вовлеките его в танец, а потом он уже и сам начнет получать удовольствие и станет танцевать от души.

Творческие занятия

После активных занятий полезно сменить сферу деятельности и заняться творческими занятиями, которые помогут немного отдохнуть, занять руки и успокоить малыша перед дневным сном, например.

  • Рисование . Для этого понадобится только лист бумаги, а в некоторых случаях можно использовать обратную сторону обоев. Так же подготовьте краски, карандаши или фломастеры – подойдут все варианты, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка и доступное время на уборку. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого используйте уже знакомые образы: персонажи фильмов и сказок, домашних питомцев, друзей и даже родственников. Будьте морально готовы к тому, как вас видит ребенок. Если ребенок не хочет рисовать, для начала составьте ему компанию — рисуйте сами и предлагайте повторять, предложите дорисовать ваш рисунок или раскрасить его красками.
  • Раскраски — подходят для детей, которые не любят рисовать с нуля, а хотят просто закрашивать яркими цветами готовые рисунки. В магазинах можно найти варианты на любой вкус и цвет, с разными дополнительными эффектами (стирающиеся фломастеры, дополнительные загадки и лабиринты, с подсказками цветов и т.п.).
  • Пластилин – еще один вариант творческого занятия для вашего четырехлетнего чада. Современный пластилин мягок, ярок и обязательно вдохновит его на что-то шедевральное. Попробуйте плавающий пластилин, который изготовлен из вспененных шариков. Такой материал можно взять с собой в ванну, но в ней уже обязательно нужно присматривать за малышом.
  • Рукоделие и аппликация. Специальных наборов, из которых можно сделать украшения, в магазинах сейчас предостаточно. Это и аппликации из бусинок, бисера или пуговиц, которые нанизываются на нитку. Подобные наборы необязательно покупать, можно найти им замену, покопавшись в ящике комода и подсмотрев инструкции в интернете. Многие дети любят мастерить что-то своими руками, особенно если мама попросит себе новое украшение и в конце обязательно поблагодарит за полученный подарок.
  • Музыкальные игры также помогут скрасить будни мамы и ребенка. Обратите внимание на композицию Железновой «Музыка с мамой». Это простые песенки, с подсказками –что нужно делать.
  • Конструкторы — обеспечьте ребенка достаточным количеством кубиков лего, и он с удовольствием будет собирать башни, замки, мосты, вертолеты, спасать свои игрушки на этом вертолете и в целом проявлять чудеса воображения.
  • Обводить по трафарету предметы . Можно купить в магазине или вырезать из твердого картона самостоятельно, а потом дать ребенку краски или карандаши, чтобы с помощью трафаретов ребенок создавал свои картины.

Привлечь к помощи по дому

Многие родители трепетно оберегают детей от бытовых хлопот, чтобы «не лишать ребенка детства». Но на самом деле в таком возрасте детки и сами рады помочь родителям, потому что очень любят подражать взрослым. Да и в дальнейшем полученные навыки очень пригодятся, когда ребенок будет помогать по дому, а в дальнейшем и жить самостоятельно. Так что ни в коем случае не ограждайте детей от бытовухи, потому что с нормальным дозированием она точно никак не приестся. Причем не думайте даже разделять дела по половому признаку — в таком возрасте никаких серьезных отличий в физическом плане нет, так что дети могут справляться с одинаковыми заданиями. Да и мальчикам тоже нужно уметь убираться, готовить кушать, стирать и заниматься самообслуживанием. Воспитывайте действительно настоящего мужчину, а не избалованного сыночка.

  • Помощь в стирке: собрать грязную одежду в корзину, кидать их в стиралку, подавать маме мокрое белье на сушку, повесить несколько своих вещей на невысокую сушилку, снять вещи с нее, отнести свои вещи в ящик, полить цветы, насыпать корм животному и т.п.
  • Помощь в уборке: протереть тряпочкой или пушистой метелкой пыль с низких поверхностей, тряпкой протереть плинтуса, отнести вещь на место, собрать игрушки в коробку или расставить их по местам и т.п.
  • Помощь на кухне: помыть небьющуюся посуду или фрукты/овощи, раскатать тесто и вылепить из него калачики или формочкой наделать звезды-сердечки, пластиковым ножом нарезать мягкие продукты (вареные овощи, яйца, колбасу) и т.п.

Если все же не хотите доверять ребенку готовку и уборку, можно занять его на кухне игрушками. Совместите кухонные игры и творчество, например, сделайте картину при помощи макарон, фасоли и других съедобных продуктов, которые можно приклеить к картону при помощи клея ПВА. Или из кусочка теста вылепить диковинных животных.

Либо можно только имитировать помощь — дать кастрюльку пустую, пару поварешек, крышку и налить немного воды — пусть мешает, добавляет разные безопасные травы в воду, переливает в стаканы или просто стучит по дну. Смотря что покажется ребенку интересней.

Занять игрушками

Иногда можно воспользоваться достижениями современности и занять ребенка покупными игрушками. Выбор в магазинах огромный, возрастные рейтинги указаны на коробке, а остальное уже зависит от интересов и предпочтений вашего ребенка.

  • Планшет или телефон . Включить развивающий мультик или программу на планшете проще простого. Благо этого сейчас в избытке. Главное: выбрать программу или мультфильм по возрасту и ограничить время просмотра. Длительные просмотры или игры рассеивают внимание, приводят к проблемам с засыпанием и сном, а также часто становятся причиной агрессивного поведения. Психологи советуют не оставлять ребенка один на один с телевизором или планшетом. Родители должны отслеживать реакцию ребенка на те или иные моменты, самим задавать вопросы или отвечать на те, которые задает малыш. Такое поведение поможет найти общий язык с ребенком и лучше освоить материал. Для ребенка 4-х лет продолжительность сеанса не должна превышать 15-20 минут.
  • Аудиокниги — еще один способ с толком занять свое чадо. Включите ему сказки Пушкина или детские книги современных авторов. Они воспитывают вкус, а их прослушивание поможет развить воображение. При помощи аудиокниг малыш учится визуализировать услышанное, рисовать картину своего видения мира. После прослушивания аудиокниг будет полезно воссоздать сказку по ролям, инсценировать ее отрывок, хорошо, если в этот процесс будут вовлечены все члены семейства.
  • Телевизор или компьютер . Если выбирать между этими двумя приборами, предпочтение стоит отдавать компьютеру — главное усадить ребенка подальше и контролировать время просмотра. В телевизоре часто между передачами запускается реклама, которая может вызвать нежелательную истерику купи-купи-купи. А в компьютере можно самостоятельно выбирать передачи и запускать их в удобное время без рекламы. Выбирайте интересные, но полезные передачи — в мире животных, фиксики, знакомство с планетой, изучаем английский и т.п.
  • Книжки . Интересная книга может скоротать время, даже если ребенок не умеет читать. В ярких красочных книгах много картинок, которые можно рассматривать и изучать. Можно приобрести интересные модели книг, которые зачитывают сказку при нажатии на кнопку или при открытии страницы поднимается огромный замок.
  • Наклейки . Продаются огромные журналы с целой подборкой наклеек, которые можно по нескольку раз наклеить и отодрать. Дети очень любят размещать наклейки на страницах и смотреть, как меняется нарисованный мир с новым предметом. Можно занять на полчаса минимум, если игра придется по вкусу.
  • Лабиринты, загадки, ребусы и т.п. Есть огромные журналы с целой кипой таких детских забав. А можно их просто скачать в интернете и распечатать на принтере — получится тоже самое и дешевле, а ребенку даже удобней заниматься с отдельными листками, а не с огромной тетрадкой.
  • Старый телефон или фотоаппарат — новый доверять опасно, а вот на ненужный ребенок может с удовольствием часами делать фотографии и снимать видео про кота, про работающую маму, про себя, зачитывать на камеру стихи или играть с куклами. Особенно актуально в семьях, где родители сами любят снимать ребенка или себя.
  • Пазлы и мозайки — в этом возрасте дети уже могут собирать крупные мозайки, главное выбрать с интересным сюжетом — любимый супергерой, крутая машина, очаровательные котики и т.п.
  • Кинетический песок — продается готовый в магазине или можно попробовать сделать самостоятельно по рецептам из интернета. В любом случае для сохранности своих нервов лучше играть с ним или на пленке, или в надувном бассейне, чтобы не собирать по всей квартире песочек. А ребенок будет в восторге поиграть дома в песочницу, тем более с таким необычным песком.

Самодельные игрушки

Если нет желания тратиться на покупные игрушки, которые быстро надоедают ребенку и все равно потом валяются без дела, создайте их своими руками. В таком возрасте дети готовы играть со многими вещами, которые взрослым кажутся скучными и обыденными. Но не стоит недооценивать силу детского воображения.

  • Игры с пластиковой бутылкой. Дети просто обожают насыпать в них мелкие предметы: пуговицы, горох, крупы. Интересно также будет, если в бутылку налить воды и потрясти ее, создав чарующие непривычные звуки.
  • Смешайте в чаше горох и фасоль и предложите ребенку рассортировать их по разным банкам — занятное действие развивает мелкую моторику.

  • Намотать на какой-либо предмет цветную веревку, а потом ее размотать. Катушки с разными нитями также подойдут, как и рулон дешевой туалетной бумаги.
  • Шнуровка и молнии. Достаньте «экспериментальные» кеды и старые сумки с молниями. Пусть ребенок учится обращаться с ними уже сейчас, в жизни все пригодится.
  • Прищепки. Как ни странно, дети любят играть с прищепками, постоянно зажимая ими вещи вокруг. Пусть занимается, ведь так у него развивается сила рук.
  • Собирать пирамиды, лего, конструктор — все это в копилку развития мелкой моторики.
  • Игра в больничку, магазин и школу поможет в будущем с выбором профессии и социализацией в обществе. Как правило, такие игры избавляют от страхов детей в реальной жизни. Например, ребенок, боявшийся ранее врача, после игры в «доктора» с интересом идет к нему.
  • Сделать форт из подушек и одеял под столом, кинуть туда игрушек, фонарик, назначить ребенка капитаном и ребенок будет играть в своем домике с мягкими друзьями.
  • Сделать доску со всевозможными замочками, молниями, цепочками и другими интересными предметами для открывания-закрывания. Отлично развивает мелкую моторику, и при этом еще и очень нравится деткам.

Чем занять четырехлетку на даче

Загородный дом в теплое время – идеальное место для вашего ребенка. Тут можно играть в подвижные игры, качаться в гамаке, проводить зеленые опыты на грядке.

  • Все дети любят играть в воде. Установите бассейн в тени, налейте в него воду и пустите уточку. Ваш четырехлетний малыш будет доволен. Помните о безопасности: обеспечьте его панамкой и намажьте солнцезащитным кремом без отдушек.
  • Запустите воздушного змея или шарики. Главное в этом деле найти безопасный открытый участок, где ребенок будет бегать со змеем, не подвергая себя опасности. Если открытого пространства нет, подойдут шарики, которые можно подбрасывать вверх, ловить и даже лопать.
  • Юный садовник. В четыре года детей уже можно приобщать к садово-огородным работам. В этом возрасте они любят природу и живо интересуются ею. Предложите ему прополоть грядку или собрать урожай. Радости не будет предела!
  • Устройте мини-футбол. Это классная игра для тех, кто не может усидеть на месте. При помощи подручных средств делаем ворота, берем мяч и объясняем правила игры. Побеждает тот, кто забил больше всего мячей. Если к игре подключатся болельщики, получится очень весело.
  • У вас на участке нет песочницы? Обязательно заведите ее. Из песка можно строить башни и пещеры, делать куличи и фигурки, оставлять следы рук и ног, смотреть, как сквозь пальцы сыплется песок, и растирать его в ладошках. Главное – объяснить малышу, что песком нельзя бросаться, а после него надо мыть руки с мылом.
  • Гамак на дачном участке – не только способ отдыха на природе, но и отличное место для игр вашего ребенка. Установите его так, чтобы он мог без вашей помощи забраться на него.
  • Покормите вместе птиц, котов и другую живность. Взаимодействие с животными вызывает у детей восторг.
  • Пускайте мыльные пузыри и лопайте их. Они развивают ловкость и координацию движений.

Теперь вы знаете, чем занять ребенка в четыре года дома, где бы вы ни были. Кроме того, все советы помогут вырастить активного, умного и здорового человека, который принесет пользу обществу и изменит этот мир к лучшему.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»