Возрастные этапы развития детей дошкольного возраста. Возраст дошкольный Развитие познавательной деятельности

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

англ. preschool age) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Д. в. - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Д. в. - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.

Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)

Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Дошкольный возраст

Специфика. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Динамика. Выделяют три периода:

Младший дошкольный возраст (3 - 4 года),

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет),

Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет).

Дошкольный возраст

период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7 лет) Д. в. Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20-25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному. В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет. В Д. в. мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в. закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст - пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения. Для Д. в. характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т.е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. И. В.Дубровина, Е. О. Смирнова

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ)

Социальная ситуация развития

Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 6-7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Основной интерес ребенка перемещается от мира предметов к миру взрослых людей. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, другие учреждения, где наблюдает деятельность взрослых, начинает общаться со сверстниками.

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.

По словам Д. Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел втом, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

Игра как ведущий вид деятельности

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности

и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными.

Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Д. Б. Эльконин утверждал, что игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования - воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.

Предметом игры является взрослый как носитель каких- либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, таким образом, игра создает условия для формирования внутреннего плана действий.

Как показал Д. Б. Эльконин, игра - это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, по мере своих возможностей соприкасаясь с этой жизнью. В сюжетно-ролевой игре ребенок берет на себя роль другого и проигрывает воображаемую ситуацию, приобщаясь, таким образом, к миру взрослых, познавая их права, обязанности и взаимоотношения.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных процессов, личностных и поведенческих особенностей.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития (табл. 6).

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

Таблица 6

Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте

развития игры

Возраст ребенка

Партнеры (товарищ) по игре

Влияние игры на развитие ребенка

Предметно- манипулятив-ная, сюжетно-ролевая игра

Младший дошкольник (2,5-4 года)

Действия осуществления роли (изображают взрослого человека, выполняющего различные функции)

Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец и т.н.)

Сюжетно- ролевая игра

Средний дошкольник (3,5-4 года)

Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется неправильно, то начинается скандал

Усваивает:

  • 1) функции человека;
  • 2) способы их осуществления;
  • 3) правила взаимоотношений

Сюжетноролевая игра: 1) игра с правилами

Старший дошкольник (5-7 лет)

Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре - действовать по правилам

Для игры нужен товарищ. Если кто- либо не выполняет правила, его убирают из игры

Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения - поступок

2) игра- драматизация

Старший дошкольник (5-7 лет)

Изображение сказочных героев, усвоение морально- эстетических норм поведения (сказочные герои - носители норм)

Для игры нужен товарищ. Здесь возникают конфликты по поводу выбора роли

Ребенок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали

В средний период дошкольного детства ребенку становится нужен сверстник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т.е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных - все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребенку роли и функции. В игровом взаимодействии отражаются реальные взаимоотношения детей - дружба, лидерство, соперничество, вражда.

В ходе игры развиваются психические процессы , в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т.е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.

В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к представлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машины, говорит: "Девочка думает, как будто ее кукла шьет". По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия - это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т.д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре сами, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре. Переходным звеном от игровой деятельности к учебной является дидактическая игра, специально направленная на освоение ребенком новой информации о мире.

Так как ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, рассмотрим ее более подробно.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Структура развернутой формы ролевой игры такова.

  • 1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.
  • 2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замешать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Большое значение приобретает символика игры. Д. Б. Эль- конин говорил, что абстрагирование от операционно-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Так как в игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия товарища. Одному добиться этой цели нельзя, иначе игра потеряет смысл.

В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.

3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.

Изучая игры детей 3-7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень:

  • 1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия "матери" или "врача", направленные на "ребенка";
  • 2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;
  • 3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

  • 1) основное содержание игры - действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
  • 2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
  • 3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

  • 1) основное содержание игры - выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: "Дайте хлеб" и т.д.;
  • 2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;
  • 3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т.д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т.д.;
  • 4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: "Так не бывает". Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

  • 1) основное содержание - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
  • 2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;
  • 3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;
  • 4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

В младенчестве ребенок манипулирует игрушкой, она стимулирует его к активным поведенческим проявлениям. Благодаря игрушке развивается восприятие, т.е. запечатлеваются формы и цвета, появляются ориентировки на новое, формируются предпочтения.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т.д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Ребенок получает много игрушек - заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т.д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т.д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

В качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки, а также природный материал: шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и т.д. Эти предметы в игре могут быть использованы по-разному, все зависит от ее сюжета и ситуативных задач, поэтому в игре они выступают как полифункциональные.

Игрушки - средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т.д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т.е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т.д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы - это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет . В период дошкольного детства - перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника .

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь . Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти , она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста . воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте , наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве .

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования , зная возрастные особенности дошкольников , должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования , любящий детей , всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка , воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника . Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети - хорошие «подражатели» , именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей , родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить : добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются :

Педагогический такт,

Педагогический оптимизм,

Креативность,

Самореализация,

Педагогический долг и ответственность,

Эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют :

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка . Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом . Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника . Образовательная программа «Истоки» , как и другие основные программы дошкольного образования , учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» - в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника . Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» - программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения . Здесь есть разделы «Познание» , «Здоровый образ жизни» , «Созидание» , «Гуманное отношение» .

«Развитие » - это особенная программа дошкольного обучения , которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка .

«Кроха» - это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет . Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории . Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!» , «Я сам» , «Гуленька» , «Как я буду расти и развиваться » .

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка» , «Юный эколог» , «Наш дом – природа» - данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников . Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста .

«Природа и художник» , «Семицветик» , «Интеграция» , «Умка – ТРИЗ» , «Малыш» , «Гармония» , «Музыкальные шедевры» , «Конструирование и ручной труд» - все эти программы дошкольного образования объединяет одно : они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы» , «Развитие у детей представлений об истории и культуре» , «Я – человек» , «Наследие» , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности , нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка» , «Играйте на здоровье» , «Старт» , «Здравствуй!» , «Здоровье» - в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования . К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика » - программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей , но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями :

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка :

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей , используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей , талантов детей .

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий :

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе . Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Тема 1. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

1.1. Периодизация дошкольного возраста

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество - эмоциональное общение; ранний возраст - предметная; дошкольный возраст - игра) . Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет) . На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:

3 мес.-1 год - I группа раннего возраста;

1-2 года - II группа раннего возраста;

2-3 года - I младшая;

3-4 года - II младшая;

4-5 лет - средняя;

5-6 лет - старшая;

6-7 лет - подготовительная.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Материал с сайта pedlib.ru

Возрастная периодизация психологического развития дошкольников

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) - от рождения до 20 лет; лето (молодость) - 20-40 лет; осень (расцвет сил) - 40-60 лет; зиму (угасание) - 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая - от рождения до 7 лет; вторая - от 7 до 14 лет и третья - от 14 до 21 года. На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации.

В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями .

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он от-личается, С ОДНОЙ стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр., 38 первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к 7 годам почт трое) , с другой стороны - незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям окружающей среды) .

На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.

Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе .

По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.

С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила) .

С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I - новорожденный: 1-10 дней;

II - грудной возраст: 10 дней - 1 год;

III - раннее детство: 1-3 года;

IV - первое детство: 4-7 лет;

V - второе детство: 8-12 лет;

VI - подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII - юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует

также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения :

I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;

II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет;

III - младший школьный возраст: 6(7) -10 лет;

IV - средний школьный возраст: 11-14 лет;

V - старший школьный возраст: 15-18 лет.

Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение общеобразовательных учреждений на ясли, детский сад, школу.

Здесь есть бесплатные рефераты. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Банк учебных материалов referatwork.ru | Рефераты, контрольные, курсовые работы, дипломы, лекции и сочинения. Авторские права на базы данных учебных материалов защищены (с) 2009-2015

Возрастная психология - дошкольный возраст

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с.

Выготский) . В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций.

Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи) , развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В. С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы - показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы) .

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов) ;

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды.

Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры) , еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей) .

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович) . Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим.

Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов) . Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки) , оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, - готовность познавательной сферы) ;

Личностная (в том числе мотивационная) ;

Социально-психологическая готовность;

Материал с сайта fusionpiter.ru

Периоды детского возраста

Второе физиологическое вытягивание на границе препубертатного и пубертатного возраста

Из Барта:

Особенности грудного возраста. Время и порядок прорезы­вания зубов.

Грудной возраст - возраст ребенка до 1 года. Период грудного возрас­та характеризуется интенсивной прибавкой роста и массы тела.

Новорожденный ребенок за 1-ый месяц жизни прибавляет в среднем 650 г (с учетом физиологической потери массы тела) , за 2-ой месяц - 800 г, за 3-й месяц - 800 г, начиная с 4-ого месяца - на 50 г меньше с каждым последующим месяцем. К концу 1 года масса тела ребенка составляет около 10-10.5 кг.

Рост ребенка первых трех месяцев ежемесячно увеличивается на 3 см, в 3-6 мес. - на 2.5 см (ежемесячно) , в 6-9 мес. - на 2 см, и 9-12 мес. - на 1.5 см. к концу года длинна тела составляет в среднем 75-80 см.

Период грудного возраста характеризуется рядом особенностей обме­на веществ:

1. Положительный азотистый баланс

2. Высокая скорость синтеза белка. В первые 2 года у ребенка в 2 раза больше белка чем у детей старшего возраста. Избыток белка расхо­дуется на образование энергии.

3. Повышен синтез мочевины

4. Обмен веществ в 3-3.5 раза выше чем у старших детей, потребность в кислороде повышена в 3-3.5 раза. В первые 3 мес. около 76% энергии затрачивается на рост ребенка, в 4-6 мес. - уже только 28% , а к концу года - 6%. 50% энергетических потребностей обеспечи­вается за счет жиров.

6. Особенность углеводного обмена выражается в склонности детей грудного возраста к гипогликемическим состояниям

7. Особенность водно-солевого обмена - содержание воды в тканях составляет 80-85% (у детей более старшего возраста - 60%)

Развитие нервной системы характеризуется формированием условных

рефлексов, речи (см. следующий вопрос)

Как и у новорожденных, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при изменении тем­пературы окружающей среды ребенок может легко перегреваться или пере­охлаждаться.

В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни.

К 3 - 4-му мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются, что может привести к появлению рахита и других заболеваний.

К 6 - 8 мес. начинают прорезываться зубы. Годовалый ребенок имеет, как правило, 8 зубов. Прорезывание зубов - нормальное явление, но у неко­торых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессон­ницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом.

Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3 - 4 мес., в связи с этим характерная поза новорожденно­го с согнутыми руками и ногами постепенно меняется.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхатель­ная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыха­нии. Увеличивается жизненная емкость легких.

Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30 - 35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуется сердечно-сосудистая система, нарас­тает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4 - 6 мес. увеличи­вается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1 - 2 раза в сутки.

Нагрузка на органы пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2-2.5 раза больше, чем взрослому) . При неправильном вскармливании легко разви­ваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспускании к концу года уменьшается до 15 - 16 раз в сутки.

Сроки и порядок прорезывания молочных зубов.

Первыми прорезываются центральные молочные резцы (6-8 месяцев) , затем боковые резцы (8-12 месяцев) . В 1-1.5 года появляются первые моля­ры. Молочные клыки прорезываются в среднем в 1.5-2 года. Последними появляются вторые молочные моляры - в 2-2.5 года.

Таким образом к 2.5 годам у ребенка в норме имеются все молочные зубы - сформированный молочный прикус.

12. Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного периода. Порядок прорезывания зубов. Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребенка.

Нервно-психическое развитие можно рассматривать по периодам (1-3 мес., 3-6 мес., 6-9 мес., 9-12 мес.) . При этом в каждом периоде выделяют ведущую линию развития ребенка, т.е. деятельность, которая обусловлива­ет главные изменения психических особенностей личности ребенка в данной стадии и в данный отрезок времени.

Нервно-психическое развитие ребенка 1-3 мес.

4-6 нед. - зрительно-слуховой поиск: зрительное сосредоточение на ли­це взрослого, ребенок фиксирует взгляд, смотрит широко раскрытыми гла­зами, прислушивается

5-6 нед. - реакция общего мимического оживления

2 мес. - осознанная улыбка

3 мес. - смех, узнает мать, знакомые лица; увеличивается потребность в общении со взрослыми. К концу 3 мес. - зрительное сосредоточение на 7 -10 мин.

Ведущая линия развития: развитие зрительных, слуховых и ориентиро­вочных реакций на фоне положительных эмоций.

Нервно-психическое развитие ребенка 3-6 мес.

3-3.3 мес. - отыскивает источник звука3-4 мес. - рассматривает руки

5 мес. - проявляет интерес к игрушкам, издает певучие звуки, зритель­но-тактильно-моторная координация, познавательные элементы на новизну, по-разному реагирует на взрослых

В этом возрасте необходимо давать ребенку игрушки, чтобы поддер­жать зрителыю-тактильно-моторную координацию, развивать познаватель­ные элементы.

В этом периоде меняется реакция на взрослых: теперь ребенок по-разному реагирует на них. При этом радость и улыбка является нормой, страх, негативная реакция свидетельствует о повышенной нервной возбуди­мости.

Ведущая линия развития: подготовительный этап для развития актив­ной речи.

Нервно-психическое развитие ребенка 6-9 мсс.

6-7 мес. - ребенок узнает ряд предметов, поиск предметов

7-8 мес. - "ладушки", стремление добиваться своего желания

8-9 мес. - внимательно присматривается к предметам, произносит пер­вые слова.

Ведущая линия развития: развитие общих движений, действий с пред­метами, подготовительный этап речи (понимание) .

Нервно-психическое развитие ребенка 9-12 мес.

9-10 мес. - захватывает предметы двумя пальцами, произносит первые слова. Развитие кисти имеет значение для развития интеллекта ("мысль на кончиках пальцев") .

10-11 мес. - реакция на звук в связи с целевым назначением; возникает привязанность к взрослым

12 мес. - произносит 8-10 слов.

К 1 году ребенок имеет 27% логической способности взрослого и 16% оперативной памяти.

Ведущая линия развития: развитие общих движений с предметами, по­нимание и активное развитие речи.

Развитие речи также имеет важное значение.

В возрасте 1.5-2 мес. ребенок гулит или издает неопределенные звуки. В возрасте 4 мес. постоянно гулит, появляются мелодичные звуки В возрасте 5-6 мес. начинает произносить первые слоги: «ма», «ба» и тд.

В возрасте 7 мес. хорошо повторяет слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», понимает "нельзя"

В возрасте 9 мес. внимательно слушает, любит свое имя В возрасте 10 мес. начинает произносить первые слова, называет от­дельными слогами окружающие предметы и животных. 12 мес. - словарный запас 8-10 слов

Психомоторное развитие.

В возрасте 1 мес. ребенок при близости материнской груди пово­рачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном по­ложении, а лежа на животе, старается поднять ее.

При прикосновении к подошвам в положении на животе он отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами. При пеле­нании размахивает руками и ногами, поворачивает голову.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удержи­вает ее в вертикальном положении 1-1.5 мин. Лежа на животе, приподни­мает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам.

Предметы ре­бенок охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета.

Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесооб­разными - ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.

В возрасте 4 мес. ребенок свободнопереворачивается со спины на жи­вот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке.

Приподнимаясь, опирается только на ладони.

В возрасте 5 мес. движения становятся более уверенными, ребенок крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может.

Поддерживаемый за грудь, стоит ровно на ножках.

В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без под­держки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках.

Свободно играет с игрушками - перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую.

В возрасте 7 мес. ребенок свободно ползает, поднимается на четверень­ки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддер­живаемый за грудь, хорошо переступает ногами.

В возрасте 8 мес. свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Вста­ет и пробует ходить при поддержке за руки.

Мимика становится разнооб­разной - появляются интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица.

В возрасте 9 мое. можетвыполнять довольно сложные движения - пе­ребирает кубики, собирает мелкие предметы. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит.

Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес.сам поднимается и стоит без опоры несколько се­кунд. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся иг­рушку.

Хорошо подражает движениям взрослых.

В возрасте 11 - 12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве -встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого годаделает первые шаги без поддержки.

Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в пра­вильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети лучше приспосабливаются к окру­жающей среде, реже болеют и легче переносят заболевания. В основе фи­зического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, рациональная, соответствующая погоде одежда.

Прогулки, начатые еще в период новорожденности, являются важным фактором закаливания и в грудном возрасте. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение -сильный ветер, дождь и т.д.) . Зимой гуляют 2-3 раза в день: месячный ре­бенок должен находиться на воздухе около 40 мин в день. Затем, постепенно увеличивая прогулки на 5 - 10 мин, доводят их продолжительность к 3-месячному возрасту приблизительно до 4 ч в день (зимой) . Летом надо гу­лять по возможности целый день.

Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении. В любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20 - 22°С. Начи­нают с 1-1.5 мое., оставляя ребенка обнаженным на 1 - 2 мин 2-3 раза в день.

Затем это время постепенно увеличивают к 6 мес. до 8-10 мин, а к концу года - до 12 - 15 мин.

Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влаж­ных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1.5-2 нсд. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой 4>ланелью или кусочком мягкой шер­стяной ткани до покраснения.

После сухих обтираний начинают влажные. Температура воды вначале 35 - 36°С, через неделю 32-33°С, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°С.

Массажи гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 1.5-2 мес.

Под влияниемфизических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, ре­бенок быстрее растет. В возрасте 1.5-3 мес. применяют так называемыепассивные упражнения, основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам -отталкивается ногами и т.д. Постепенно вводят пассивные движения конеч­ностями ребенка, уделяют внимание ползанию.

В 10 - 14 мес. вводятся такие упражнения, как поднимание ног, присе­дание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и т.д.

И психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность на данном этапе - сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях. .

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
  • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
  • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
  • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Психические новообразования

Центральное новообразование дошкольного возраста - формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания - память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Детские страхи дошкольников

Физическое развитие

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет - 50 см), а после 5-ти лет - 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки . Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

Кризис трёх лет

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским . У ребёнка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребёнка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребёнка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребёнка;
  • Деспотизм;
  • Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребёнка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Кризис семи лет

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

  • Потеря непосредственности;
  • Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
  • Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребёнка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

Дошкольный возраст в различных концепциях развития

Периодизация психического развития, созданная Фрейдом, строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребёнка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития: - Оральная (0-2 года); -Анальная(2-3 года); - Фаллическая(4-5 лет); - Латентная(5-12 лет); -Генитальная(12-18 лет). Согласно теории Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»