Почему в россии детский сад лучше, чем в италии. Детские сады в Италии: организация и особенности Где обучают воспитателей детского сада в италии

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Всем доброе время суток:)

Оказалось неожиданно (но приятно) много комментариев на мой пост о стоимости продуктов в Италии - если кому интересно - теперь поговорим о детский садах:)

Моей дочке 5,5 лет, этот "учебный" год - последний из трех в детском саду. Живем в пригороде Милана, в небольшом городке с 6ю тысячами населения. Детских садов с прошлого года три, до этого был только один наш государственный и один полностью частный.

Стоимость посещения в первый год была 170 евро в месяц (оплачиваются 10 месяцев в году, с сентября по июнь включительно). В прошлом году 180 евро, и в этом году 190 евро в месяц. Инфляция на лицо))

Садик открывается в 8 утра, и до 9-15 вы можете завести ребенка в сад, после этого двери закрываются, кто не успел - тот опаздал. Забрать ребенка можно уже в 15-45 и до 16-15. Все что после этого - считается продленкой и оплачивается отдельно. В стандартную стоимость входит обед.

Фото при входе в садик

Разноцветные наклейки на полу в виде сердечек позволяют на заблудиться - они ведут в группы, которые как раз и разделяются по цветам.

При входе доска объявлений, на которой помимо всего прочего висит меню:

Например первая неделя месяца:

понедельник - цельнозерная паста с помидорным соусом, сыр Эдамер, картофельное пюре, хлеб, свежие фрукты

вторник - ризотто с шафраном, куриная котлета, шпинат, цельнозерный хлеб, свежие фрукты

среда - полента (кукурузная каша), гуляш из телятины, тертая морковь, хлеб, свежие фрукты

четверг - суп из протертых овощей, эскалоп из индейки, зеленый салат, цельнозерновой хлеб, пудинг ванильный либо шоколадный

пятница - паста с песто (зеленый соус из базилика и кедровых орешков), запеченая в духовке камбала, запеченый в духовке фенхель, хлеб, свежие фрукты.

Я вхожу в родительский комитет по столовой - по одному родителю от каждой группы - это дает возможность приходить без предупреждения в столовую в обеденное время и пробовать еду, открывать кухонные ящики и морозильные камеры, чтобы смотреть сроки годности продуктов, и это ящитаю - здорово:)

Дети, остающиеся на продленку получают дополнительно булочку и сок.. Так что никаких первых и вторых завтраков, как бывает в других детских садах.

Наш садик наполовину считается государственным, наполовину - церковным, то есть при церкви. На фотографии на превью видно, что садик - как бы пристройка к церкви. Если честно, поначалу меня это очень коробило, но потом оказалось что кроме небольшой устной молитвы и нескольких религиозных праздников в году больше это никак не выражается.

Групп в садике всего 6 - они называются по цветам - голубая, желтая, красная, оранжевая, зеленая и фуксия (розовая). Детей примерно 24-26 человек в группе, все смешаны по возрасту, то есть в одной группе есть дети и трех, и четырех и пяти лет. Мне кажется это здорово, потому что маленькие учатся многому у старших, а старшие учатся помогать младшим. Детки первого года посещения называются pulcini - цыплята, второго года - cerbiatti - оленята, и последнего третьего года - puledri - жеребята.

Это вход в группу моей дочки (как видите, на полу розовые сердечки):

Тихий час только у самых маленьких - первого года посещения. Спят они на таких вот раскладушечках, причем постельное белье и подушки родители приносят из дома - каждому свое. В конце недели получают обратно чтобы все постирать и погладить, и в понедельник опять относят в садик.

С последнего года один раз в неделю проводятся занятия английским языком, помимо этого так же раз в неделю есть занятия физкультурой. Празднуются разные праздники - карнавал, рождество, и прочее..

За садиком расположен небольшой сад где дети гуляют - но только когда хорошая погода, зимой их никто не выводит)) Родительские собрания три раза в год..

Еще пара фотографий нашей группы и туалетной комнаты:

Вроде бы и все)

Всем добра и котика!!

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Изначально создававшиеся в Италии для обеспечения в течение рабочего дня присмотра за детьми работающих женщин, ясли лишь в 1971г. вошли в категорию муниципальных детских учреждений. Со временем их число в стране увеличилось, и они приобрели дополнительные функции, характерные для образовательных учреждений.

Ясли дают детям возможность проявлять свои способности, общаться со сверстниками и исследовать окружающий мир в специально созданных для этого помещениях и при помощи и под присмотром воспитателей. Ясли работают с сентября по июль, за исключением суббот, воскресений и праздничных дней, с перерывами в период рождественских и пасхальных каникул. Возможность посещения ясель в июле оговаривается отдельно. Время работы, как правило, - 7.30-17.30 или 7.30-14.30.

Дети в яслях делятся в соответствии с их возрастом на 3 группы: 3-11 месяцев, 12-19 месяцев и 20 и более месяцев. В некоторых яслях не предусмотрена группа для самых маленьких.

Заявление о посещении яслей подается в конце апреля - начале мая. Ребенок может посещать ясли, если по крайней мере один из его родителей зарегистрирован в муниципалитете той коммуны, к которой они относятся. Все лица, подавшие заявления, вносятся в списки в порядке, определяемом в соответствии с их финансовым положением, жилищными условиями, числом детей в семье и пр. Заявления могут подаваться одновременно в пять различных яслей. Размер платы за посещение ребенком яслей устанавливается муниципальным бюро детских дошкольных учреждений также исходя из финансового положения родителей.

Помимо обычных яслей существуют также так называемые "семейные ясли" и "беби-паркинги". "Семейными яслями" называется некое подобие яслей, организованное на дому и управляемое женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3-х лет. В такие "семейные ясли" принимаются до 3-х детей. Особые требования предъявляются к квартире, в которой они располагаются, - например, в ней должно быть не менее 2-х комнат. Продолжительность пребывания детей в таких мини-яслях ограничивается 5-ю часами в день.

"Беби-паркинги" являются более современной и более дешевой альтернативой беби-ситтерам. Здесь детей можно оставлять на 4 часа, в том числе и вечером. Питание в таких учреждениях не является обязательным. В остальном же они подчиняются правилам, общим для обычных ясель.

Среди педагогов и врачей-педиатров нет единого мнения относительно пользы детских ясель. Установлено, что дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют намного чаще, чем те, которые их не посещают. Порой из-за болезней дети, записанные в ясли, вынуждены проводить большую часть времени дома, проходя лечение. Помимо этого, именно в раннем возрасте ребенку наиболее необходима родительская забота. Поэтому, многие педиатры оспаривают целесообразность существования яслей. Однако, с другой стороны, такие учреждения являются единственной возможностью освободить работающих родителей от необходимости присматривать за детьми в течение рабочего дня. Дело в том, что во многих семьях бабушки и дедушки, еще не достигшие пенсионного возраста, также работают и не могут оказывать поддержку своим детям, присматривая за внуками. Кроме того, в связи с изменениями, происходящими в современном обществе, растет число работающих матерей, а также семейных пар, лишенных поддержки родственников. Именно этим обусловлена необходимость создания детских учреждений для детей в возрасте до 3-х лет.

Начиная с 70-х годов в роли этих учреждений и выступают детские ясли. Изначально в обязанности работников яслей входило обеспечение правильного питания и распорядка дня детей, однако, уже в 80-е годы большое внимание стало уделяться воспитательной работе. Для родителей ясли - это, прежде всего, место, где детей можно оставить в рабочие часы. Кроме того, ежедневное посещение яслей способствует установлению дружеских отношений между родителями, которых объединяют общие интересы и потребности, что порождает определенную солидарность между ними и обеспечивает им дополнительную возможность получить поддержку в трудную минуту.

При распределении мест в муниципальных детских яслях правом первоочередности пользуются наименее состоятельные семьи, тогда как те, что побогаче чаще всего отдают своих детей в частные ясли, которые, в общем, обеспечивают высокое качество услуг.

Отношение же к детским садам отличается гораздо большей однозначностью, чем к яслям, хотя и стоит отметить среди негативных факторов, например, слишком продолжительные занятия, переполненные группы и перепады температуры в помещениях в зимний период, из-за которых повышается заболеваемость среди детей. Из позитивных факторов следует упомянуть то, что детские сады дают детям прекрасную возможность заводить новые знакомства, учат их общению, дисциплине, прививают им чувство времени - то есть, учат их пониманию, когда наступает время играть, когда работать и когда - удовлетворять свои естественные нужды. Здесь дети учатся находиться в обществе людей, не входящих в число их ближайших родственников, учатся строить отношения с самыми разними людьми - воспитательницами, служащими, родителями их товарищей по группе.

Дома рядом с ребенком всегда находится близкий человек, всегда готовый уделить им все свое внимание. В яслях же ребенку приходится делить внимание и заботу воспитателей с другими детьми. Это очень важно, ведь, повинуясь все ускоряющемуся ритму сегодняшней жизни, люди все меньше времени уделяют другим и самому себе. Современные дети уже в детском саду начинают знакомиться с теми дисциплинами, которые им предстоит изучать в начальных классах. Они, начиная с первых лет своей жизни, загружены до предела самыми разнообразными занятиями. При этом, они остро ощущают нехватку человеческого общения и в первую очередь, общения со своими собственными родителями, которым стоит помнить, что их самих ребенку не сможет заменить никто.

Прежде чем отдать своего ребенка в ясли, независимо от того, муниципальные они или частные, родителям необходимо лично посетить их и попросить у администрации разрешение осмотреть помещение. Вот на что им следует обратить внимание в первую очередь.

1) Соответствие помещений нуждам детей. Они должны быть спланированы с учетом особенностей детской физиологии и психологии. Комнаты должны быть уютными, светлыми и чистыми, иметь соответствующие размеры и отвечать требованиям детей тех возрастных групп, для которых они предназначены. Очень важным фактором является санитарно-гигиеническое состояние помещений. Хотя, родители не должны требовать соблюдения в детских яслях абсолютной стерильности и идеального порядка. Обстановка в яслях должна быть домашней, успокаивающей. Помещения яслей должны иметь хорошую звукоизоляцию, а конструкция внутренних помещений должна исключать явления акустического резонанса, чтобы на затруднять процесс общения между детьми. Прилегающая к яслям территория должна быть достаточно просторной и приспособленной для ее использования детьми, особенно в хорошую, солнечную погоду.

2) Уровень безопасности детей. Уровень пожароопасности в помещениях детских яслей должен быть минимальным. Все элементы обстановки и отделки должны быть выполнены, ориентируясь на детей, - с закругленными углами, с использованием безопасных материалов и безвредных красок. Обязательно нужно обратить внимание на электрические розетки: они должны быть снабжены соответствующими защитными приспособлениями. Размеры предметов мебели должны соответствовать росту ребенка.

3) Мебель, игровые снаряды и игрушки должны стимулировать развитие в ребенке самостоятельности, индивидуальности. Они не обязательно должны быть новыми, но они должны быть в хорошем состоянии, чистыми, без легкоотделяющихся осколков и щепок. Предпочтение лучше отдавать простым игрушкам, которые ребенок может комбинировать по своему усмотрению, развивая свою творческую фантазию.

4) Присутствие квалифицированного персонала. В среднем в яслях должна быть одна воспитательница на каждые 6 детей. Желательно, чтобы воспитательницы имели соответствующую формальную квалификацию, полученную после посещения курсов профессиональной подготовки. В любом случае, родителям не помешает лично побеседовать с воспитательницами. Уважающие себя учреждения также регулярно проводят встречи, в которых принимают участие как воспитатели, так и специалисты по различным детским проблемам. Весьма нежелателен частый перевод сотрудников из одних детских яслей в другие.

5) Программа занятий для детей. Администрация яслей обязана давать широкое освещение предлагаемой ежедневной программы занятий. Распорядок дня, включая игры, должен быть тщательно и грамотно спланирован с тем, чтобы максимально стимулировать развитие ребенка. Очень полезны групповые занятия и игры с участием детей разных возрастных групп.

Выбрав ясли для своего ребенка, родители должны лично получить у их директора бланк заявления, который заполняется и подается в канцелярию данного детского учреждения. Справку из муниципалитета о регистрации по месту жительства теперь представлять не нужно. К заявлению необходимо приложить копию декларации доходов обоих родителей за предыдущий год - для расчета размера индивидуальной платы за посещение ребенком ясель. Также нужно представить справку о вакцинации ребенка (обязательными в Италии являются прививки от полиомиелита, дифтерии, столбняка и гепатита B).

Государственные детские сады находятся в ведении Министерства образования и посредством систематической воспитательной и образовательной деятельности обеспечивают основу для последующего психо-эмоционального развития ребенка. Посещение детских садов необязательно. Посещать детский сад могут дети в возрасте 3-6 лет. Срок подачи заявления - 31 декабря каждого года. Собственно запись производится 3-25 января в канцелярии детского сада. При этом, к заявлению нужно приложить свидетельство о рождении ребенка, справку о регистрации по месту жительства (можно заменить заявлением о самостоятельном засвидетельствовании), карточку с данными о вакцинациях либо ксерокопию соответствующих страниц медицинской книжки. В заявлении, омимо прочего, можно указать часы, в которые ребенок будет находиться в детском саду. Для записи ребенка в детский сад его родители не обязательно должны проживать на территории, находящейся в ведении управления детских дошкольных учреждений, к которому он относится.

За справками и разъяснениями родителям также следует обращаться в канцелярию выбранного ими детского сада. Нормы, касающиеся работы детских садов, содержатся в Указе Совета министров Италии №725 от 1996г.

Детские сады обеспечивают основы для развития познавательных способностей детей, их чувственного мира, а также начальное нравственное и религиозное воспитание. Здесь начинается развитие умственного и психодинамического самосознания ребенка, зарождение у него стремления к самостоятельности. Занятия, проводимые с детьми в детском саду, направлены на развитие определенных навыков, культурного потенциала, познавательных и творческих способностей. Для этого в ходе занятий внимание детей обращается на шесть отдельных областей познания: речь и язык; тело и движение; пространство, порядок и мера; предметы, время и природа; информация, ее формы и способы передачи; свое "я" и окружающий мир.

В первые дни посещения детьми детского сада педагоги пытаются сделать все возможное, чтобы и дети, и их родители как можно быстрее привыкли к новой ситуации, стараются понять их нужды и переживания. Они всячески содействуют скорейшему установлению дружеских отношений между детьми, стараясь вызвать у них позитивное отношение к обстановке детского сада и к товарищам по группе.

Недавно наша семья встала перед выбором: отправлять ли ребенка в ясли, и если да, то в какие. Я вынуждена была со всех сторон изучить такое любопытное явление в жизни Италии, как детский сад, о чем и расскажу в этой статье.

Отдать ребенка в ясли здесь можно практически с рождения. Это обусловлено тем, что многие работодатели дают мамам отпуск всего на четыре месяца. Хочешь, сиди дома месяц до рождения малыша, и три -- после, хочешь -- делай наоборот, суть в том, что рабочее место сохраняется только на совсем коротенький, по нашим меркам, срок. Иногда мамы, едва узнав, что беременны, опрометью бегут записываться в детский сад -- иначе можно не успеть!

ИСТОРИЯ СИЛЬВИИ

Моя соседка Сильвия узнала, что станет мамой, в начале мая, cрок был уже почти два месяца 🙂 Еще не зная пол будущего ребенка, не представляя даже, как его назовет, Сильвия отправилась в муниципалитет -- записывать его в ясли.

Родиться малыш должен был в декабре. Значит, в феврале Сильвии придется вернуться на работу. Она сделала все правильно, ведь в ясли записывают только на протяжении двух месяцев: с мая по июнь, потом места распределяются, закрывается финансирование на этот год, и... все, опоздавшие в пролете.

ПОИСКИ САДА

У нас немного другая ситуация. Возможность быть с ребенком дома у меня есть. Детский сад нужен для того, чтобы дать общение с другими детьми и обеспечить выплеск энергии нашему полуторагодовалому "шнырю", а энергии у него -- через край!

Сад я стала присматривать еще осенью. Навела справки среди знакомых, решила сходить, посмотреть собственными глазами. Везде меня принимали очень радушно. На входе давали бахилы, чтобы не пачкала пол, проводили небольшую экскурсию по всему садику, показывали, где кушают детки, где спят, где моются. В группе в среднем 23 малыша и одна-две нянечки, плюс воспитатель. Няни кормят детей, укладывают спать, меняют памперсы. Воспитатель организует разные игры и упражнения: на развитие речи, моторики, координации движений...

Так я наведалась в три садика, которые понравились мне в разной степени. В первом было светло и просторно, там использовалась особая система, когда вместе находятся дети от рождения до 3 лет. Нет перегородок и групп, как таковых. Малышей разделяют только для занятий: у старших и моторика, и речевые навыки другие, поэтому нет смысла обучать их вместе с теми, кто еще ползает. Когда мы с сыном пришли в этот садик, все дети сидели за двумя большими столами и готовились к полднику. Они выглядели как большая дружная компания, и сын сразу рванул к ним -- общаться и играть. Это был хороший знак...

Второй садик находится в центре нашего городка, что очень удобно географически, к тому же там работает друг нашей семьи -- он повар. Для итальянцев это важный момент -- своя в садике кухня или еду привозят уже готовой. Дирекция очень взыскательна к приготовлению блюд, тщательно проверяет все упаковки с привозимыми продуктами, если что-то повреждено -- немедленно возвращается производителю. Когда мы с сыном пришли сюда, нам вынесли пиццу на тарелочке -- попробовать. Вкусно!

Затем мы пошли на экскурсию: обычный садик, дети разделены на группы в соответствии с возрастом, везде стеклянные двери, которые плотно закрываются. В одной группе мальчик месяцев семи сосредоточенно лупил бубном по голове другого, а нянечка меняла третьему памперс и отчитывала "проказника", который не проявлял к ее словам никакого интереса. "Не беспокойся, -- сказал мне повар, -- малыш всегда будет под надежным присмотром, гарантирую." Поясню: в Италии очень важно определить ребенка куда-то "по знакомству", к "своему человеку" -- считается, что так за ним будут лучше присматривать.

Третий сад был мечтой моей свекрови. Он находится практически у нас во дворе и принадлежит маме приходского священника дона Марчелло. Единственное, что мне здесь не очень понравилось -- низкие кровати, буквально в пол, стоящие рядом с балконными дверьми. Логично предположить, что зимой из таких дверей сквозит, и детям спится не очень-то уютно. Одним крылом садик сообщается с церковью, а другим -- с виллой дона Марчелло. Придя домой и немного подумав, я решила исключить это заведение из списка, -- все же с ранних лет приобщать ребенка к религии мне бы не хотелось, пусть лучше у нас будут ясли без идеологической подоплеки.

Так я узнала, что представляют из себя детские сады в Италии. Была немного разочарована, так как они не сильно отличались от садика, в который я ходила сама много лет назад. А сейчас, бывая в Минске, мы с сыном посещаем детский развивающий центр, где игрушек, игр и упражнений на развитие гораздо больше. Но поскольку главная цель -- дать ребенку общение с другими малышами, мы решили-таки подавать заявку на детский сад.

ПОЧЕМ ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ?

Настал май. Я пришла в муниципалитет со всеми документами. Собственно, потребовалось заполнить одно короткое заявление, указав, кто мать и отец ребенка, кто из нас работает, и есть ли у нас бабушки, по состоянию здоровья годные "к службе". "При чем здесь бабушки?" -- спросите вы. Они -- в какой-то степени двигатель экономики Италии, многие мамы, вынужденные выходить на работу через пару месяцев после родов, доверяют детей бабушкам, которые растят их затем всю жизнь... Такое использование бабушек -- официальная позиция правительства Италии, поэтому не удивляйтесь, обнаружив вопросы о них в графах самых разных анкет.

Обычно к заявлению прикладывают еще один важный документ -- сведения о годовом доходе семьи. От этой цифры зависит, сколько вам придется платить за детский сад в Италии.

Вот мы и подошли к самому интересному: цене вопроса. Она высчитывается индивидуально, исходя из того, оба ли родителя работают, есть ли в собственности автомобиль и недвижимость, оказывают ли помощь бабушки, и какова сумма дохода вашей семьи.

Что входит в оплату? Четырехразовое питание, памперсы, средства гигиены и материалы, необходимые для развития ребенка, -- пластилин, краски, и так далее. Родители ничего из дома не приносят. По времени пребывание в саду может длиться до вечера (обычно до 16.00) или до обеда (12.45). Многие итальянцы отдают детей в садик только на первую половину дня, затем их забирают бабушки и воспитание продолжается дома. По деньгам разбежка невелика: если вы платите за полдня 300 Евро, то оставить ребенка до вечера потянет примерно на 350.

Мы сведения о доходах прикладывать не стали: в этом случае автоматически считается, что доход семьи превышает 30000 Евро в год, и начисляется самая высокая оплата. Для всех остальных случаев есть специальная таблица, из которой видно, сколько платит семья с тем или иным уровнем достатка. Надо понимать, что это условная цифра, которая высчитывается, исходя из многих факторов. Например, доход в 5000 Евро на семью предполагает, что каждый из родителей зарабатывает 2500 Евро в год, то есть примерно 200 Евро в месяц. Эта цифра фантастична, не бывает столь мизерных зарплат в Италии. Возможно, что один из родителей не работает, а другой подрабатывает в летний сезон, к примеру, на пляже, в остальное время года получая пособие по безработице. Но даже при таком условно малом доходе плата за сад будет -- 92 Евро в месяц.

Доход К оплате Доход К оплате
€ 5000 € 92 € 18000 € 330
€ 6000 € 111 € 19000 € 341
€ 7000 € 132 € 20000 € 351
€ 8000 € 152 € 21000 € 366
€ 9000 € 172 € 22000 € 381
€ 10000 € 193 € 23000 € 392
€ 11000 € 213 € 24000 € 402
€ 12000 € 234 € 25000 € 415
€ 13000 € 254 € 26000 € 428
€ 14000 € 274 € 27000 € 442
€ 15000 € 290 € 28000 € 455
€ 16000 € 305 € 29000 € 468
€ 17000 € 320 € 30000 и более € 481

Итак, я подала заявление в муниципалитет. Указала, что нас интересуют два садика, описанные выше. И стала ждать. По закону, заявления рассматриваются в течение двух месяцев, а ответ приходит на почту родителям. Если мест в указанных садиках не оказалось, муниципалитет предлагает другие варианты...

ОТВЕТ

пришел точно в срок. Нашего сына ни в один из симпатичных садов не взяли. Почему -- места достались тем, у кого доход меньше. Некоторые из наших знакомых, кто работает уборщиками или сборщиками фруктов в летний сезон, радовались, что их малыши пойдут в тот сад в центре, где своя кухня, и за чисто символическую плату.

Нам было предложено два садика на выбор, куда я не медля и отправилась.

Увы, в обоих группы были набиты под завязку: 27-28 детей, сидящих друг у друга на головах и вопящих что есть мòчи. Грустная картина -- разрывающиеся и потерянные среди них няни с красными лицами и растрепанными волосами. Нет, в такой сад я ребенка не отдам.

ЧАСТНЫЕ САДЫ

В такой ситуации, как наша, следует обратить взор на частные садики, которых в Италии пруд пруди. В группах обычно до 20 детей, новые игрушки, отремонтированные комнаты, все очень празднично и весело. Директор сада назначит вам встречу, усадит в кожаное кресло и уделит столько внимания, сколько потребуется. Ответит на все вопросы, даже самые каверзные, типа: "По какой методике вы развиваете способности к иностранным языкам у детей?"

Важная деталь: поскольку доход у нас максимальный, то оплачивать муниципальный детский сад нам бы пришлось по самой высокой ставке -- 481 Евро.

Стоимость частных садов -- фиксированная, им нет дела, много вы зарабатываете или нет. Цена стартует от 500 Евро и доходит до 720 (за целый день пребывания, который может растянуться до семи часов вечера). Получается, что таким родителям, как мы, выгоднее отдать ребенка в частный сад -- внимания ему будет больше, а деньги почти такие же.

Я начала объезд частных садов, и в один просто влюбилась. Большое светлое помещение, где находятся дети от рождения до 3 лет, много игрушек, маты для ползания, горки, бассейн с цветными шариками, дворик, в котором припаркованы десять мини-велосипедов, на стене висит огромная доска с концепцией садика, которая так красиво рассказывает, как взрослые должны беречь внутренний мир ребенка. А еще -- в этом саду "с рождения изучается английский язык". Я была ошарашена.

Дома муж посоветовал мне остыть о подумать спокойно. А нужен ли нам сад вообще, или решить поставленные задачи можно другими способами?

Оказалось, что и в этом саду есть один изъян: за то, чтобы отдать туда ребенка на полдня, требуется выложить круглую сумму, но часы посещений будут такими: 7.30 -- 12.00. Для меня нереально привезти малыша к половине восьмого утра, а если я приведу его в 9 и заберу в 12, то получается, что мы платим всего за три часа. "За такие деньги можно нанять самую лучшую в мире няню!!!" -- победоносно закричал мой муж.

ЭПИЛОГ

Подумав, что изучать английский в итальянском детском саду -- это комично (из-за врожденной неспособности итальянцев к иностранным языкам, ставшей темой многих анекдотов), я решила, что сама побуду дома с ребенком. Когда мне захочется расслабиться -- в городе есть так называемый "Бэби-паркинг", куда можно отвести малыша в то время, которое удобно маме, оплата -- почасовая. Если покупаешь абонемент на 10 часов, то рассчитывается по 5 Евро в час. Берешь больше -- цена уменьшается. Правда, там нет никакой кухни вообще, но когда надо оставить ребенка на два-три часа, -- это прекрасный вариант. И детей всегда много.

Когда надоедает и это, можно пойти в большой супермаркет, где обязательно будет крытая площадка с детскими качелями и горками, и детская комната, где лепят, рисуют, танцуют и поют. Бесплатно или за чисто символические деньги.

Мы привыкли к тому, как налажен процесс воспитания у нас, привыкли к нашим детским садам, но ведь всегда есть место для перемен. Для этого нужно заглянуть к соседям и посмотреть, как всё устроено у других. Сегодня мы решили посмотреть, как устроены детские сады в Италии, и выяснить, чему у них можно поучиться.

Редакция «Так Просто!» углубилась в этот вопрос и расскажет тебе, как же происходит процесс дошкольного воспитания детей в Италии. Рассказываем предельно честно, ничего не приукрашивая. Там тоже есть и хорошее, и плохое.

Итальянские мамы совсем иначе относятся к воспитанию ребенка. Официальный декрет в стране длится всего 5 месяцев, при желании его можно продлить еще на полгода. Большинство мамочек выходят на работу уже через полгода после рождения ребенка и, стоит отметить, вовсе не считают, что это плохо.

Детей можно отдать в ясли уже с трех месяцев. Итальянские мамы уверены, что ребенку это необходимо, ведь младенцам тоже нужна социализация. Считается, что именно в садике ребенок сможет больше общаться с другими детьми и быстрее обретет навыки, которые нужны для жизни. Нельзя наверняка сказать, правильно это или нет, но у итальянцев это так.

Откровенно говоря, мамам там приходится достаточно сложно. Декрет очень короткий, да и ясли работают только до четырех часов, а дальше приходится как-то выкручиваться. Кто-то работает только первую половину дня, другие же нанимают нянь или просят о помощи бабушек и дедушек. Вообще на старшем поколении в Италии держится многое, ведь именно эти люди чаще всего сидят с детьми, водят их на дополнительные занятия и в кружки по интересам.

Дошкольное образование в Италии необязательное, но практически все дети ходят в детские сады. У родителей есть выбор: частные, муниципальные или католические садики. Отличаются они по многим параметрам. Частные многим не подходят из-за высокой стоимости (400–500 евро). В муниципальных оплата чуть меньше и можно получить льготы, но очереди там сумасшедшие и требования довольно строгие.

Проще всего попасть в католические садики. Там не учитывается доход и занятость родителей, а предпочтение отдается тем, кто живет рядом. Условия там лучше, чем в муниципальных учреждениях, а оплата гораздо меньше, чем в частных. Это хороший вариант, если родителей не смущает тот факт, что помимо воспитателей с детьми занимаются монахини.

Мы поговорим именно о католических детских садиках. Давай разберемся, какие есть особенности.

Особенности детских садов в Италии

Прогулки необязательны

Рядом с такими садиками всегда есть большой сад или парк, но детей выводят гулять достаточно редко. С октября по март воспитатели вообще не выводят деток на улицу, но родители не против. У итальянцев вообще не принято гулять с детьми каждый день, это не считают необходимостью. Лично я считаю, что это всё-таки минус, ведь детям нужно видеть природу, дышать воздухом, а не сидеть в четырех стенах.

Маленькие группы и лояльное отношение

В группах в садике по закону не должно быть больше 29 детей. На это количество приходится два воспитателя. Чаще всего количество деток не превышает 18, что очень даже неплохо. А еще детям до трех лет разрешается приходить в подгузниках, не требуется, чтобы ребенок был приучен к горшку. К этому здесь относятся нормально.А еще деток не заставляют переобуваться. Считается, что это в целях пожарной безопасности. Так что никакой «сменки».

Меню

Обычно дети в садике только обедают, ведь завтракают дома, а полдник приносят с собой. Основные блюда в меню: паста, рис, бобовые и пицца. Пару раз в неделю готовят рыбу и мясо. Пища довольно разнообразная и очень вкусная. Не готовят в садиках только молочных блюд и супов, ведь не считают их обязательными для детского рациона.А еще родителям не нужно переживать за организацию дня рождения ребенка, детский сад всё организует сам.

Творчество приветствуется

В садике ребенка не будут слишком сильно нагружать, но он постоянно будет занят. Учебная программа состоит из простых целей на месяц: различать цвета, выучить части человеческого тела, научиться обуваться самостоятельно. Дети много танцуют, играют, бегают в спортзале, а еще делают разные поделки.Процесс творчества приветствуется, но ребенок всё делает сам, родителей к этому процессу не привлекают. А еще нет никаких конкурсов на лучшие поделки. В старших группах добавляются уроки английского, музыки и танцев.

Обязательные прививки

Без прививок в садик не попадешь. Обязательных прививок всего десять: от полиомиелита, дифтерии, столбняка, гепатита В, коклюша, гемофильной инфекции, кори, краснухи, паротита и ветрянки. Мне кажется, что это главное достоинство итальянской системы.

Родительский комитет

Раз в год из каждой группы выбирают двух представителей в родительский комитет. Они занимаются организацией праздников и поездок. А еще никто не собирает никаких денег на новые полы или ремонт, просто пару раз в год проводят благотворительные ярмарки, средства от которых идут на нужды детского сада. А еще там не принято дарить воспитателям дорогие подарки, разве что символические мелочи.

Согласись, есть очень важные отличия. Есть плюсы, есть минусы, но нам есть чему поучиться. Иногда даже мелочи могут быть важны.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»