Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи. Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи Песочная терапия самообразова

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Уважаемые родители! Мой многолетний опыт работы логопедом показал необходимость освоения новых методов и подходов в работе с детьми с нарушением речевого развития. Освоение современных технологий предопределено не только временем, но и тем, что контингент таких детей с каждым годом становится все сложнее. Сегодня стало все больше детей не только с общим недоразвитием речи (ОНР), но и с трудностями в обучении, нарушением активности и внимания, а также гиперактивных.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют общему развитию ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, воско-, кристаллотерапия и др), но наиболее целесообразным и эффективным методом в логопедии я считаю песочную терапию .

Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Малыши обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Именно поэтому я использую элементы песочной терапии на логопедических занятиях с детьми. Опыт моей работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,
  • дети чувствуют себя более успешными,
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых или фронтальных занятиях с детьми.

Использование песочной терапии позволяет :

  • способствовать развитию речи (фонетика, лексика, грамматика);
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • активизировать пространственное воображение, образно-логическое мышление,
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • развивать навыки общения (речь диалогическую и монологическую),
  • развивать творческий потенциал ребенка.

Еще больше информации в наших группах соц.сетей:

Гуненко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков
Дата публикации: 14.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков

Важнейшим

звукопроизношением

является

автоматизация поставленного логопедом звука, которая в свою очередь включает

два момента: непосредственно автоматизация звука и дифференциация этого

звука с тем, на который шла замена.

Современная жизнь наполнена различными технологиями, компьютерами,

гаджетами, смарт-столами, смарт-досками и т.п. И в работе логопеда тоже назрел

усовершенствования

разнообразия

современным

подрастающим

поколением.

Песочный

современный,

эффективный

разнообразить

усовершенствовать работу логопеда над автоматизацией звуков. Большой плюс

работы с песком – психологический момент, когда подключаются тактильные

ощущения, мелкая моторика, момент психологической релаксации, ведь недаром

игры с песком начинаются в самом раннем возрасте. К тому же песочный стол не

материальных

подручных

материалов или использовать противень с высокими бортиками.

Виды работ при автоматизации звуков

Изолированное произнесение звука.

Одно из правил работы на песочном столе – «не молчим», которое означает,

что любое движение сопровождается произнесением автоматизируемого звука.

Мы просим ребенка нарисовать круги пальчиками одной руки,

двумя руками

одновременно, меняя направления: по часовой стрелке, против часовой стрелки,

навстречу друг другу с верхней половины, навстречу друг другу с нижней

половины.

различные

можно одной рукой и двумя. Детям очень нравится упражнение «Паучки» -

закапывание ладошек в песок. Затем «выглядывание» из-под песка отдельных

пальчиков. Этим упражнением мы одновременно можем закреплять, где правая

«зарывание»

поочередное

называнием

определенной

упражнением

автоматизации

«Дождик»

высыпание

производится

Высыпание

пальчиками

Высыпания

песочницу, а могут в другую ладонь со сменой рук.

Одновременно

автоматизацией

знакомим

которая обозначает данный звук. Рисуем ее пальчиком либо обводим шаблон

этой буквы. А можно «дождиком» засыпать внутреннюю часть шаблона буквы.

На песочном столе в процессе автоматизации звука мы можем решать вопрос

ориентации в пространстве – графический диктант на песке. Можно попросить

ребенка нарисовать круги пальчиком в верхнем левом от него углу, в верхнем

правом, в нижних углах. А если в центре стола положить букву, то задание

усложняется употреблением предлогов: «Нарисуй круг или насыпь горку НАД

буквой, ПОД буквой, СЛЕВА от буквы, СПРАВА от буквы, сделай так, чтобы

буква была МЕЖДУ кругами.

песочный

помогает

развитием

фонематического

Например,

закапывает

картинки,

ребенок откапывает одну, логопед ее называет, ребенок говорит, есть ли в этом

автоматизируемый

откапывание

картинки

обязательно

сопровождается произнесением этого звука.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом нужных слогов в каждом виде работ.

«Прыгаем» пальчиками по песку от одного края песочницы до другого в

направлениях.

«Прыгаем»

пальчиками

«Прыгаем» одним пальчиком, двумя, четырьмя, пятью пальчиками. Можно это

делать одновременно двумя руками, поочередно.

«Оставляем

прикладывая

кулачки, костяшки пальцев, тыльную сторону ладоней.

«Пальчики

купаются».

зарываются

растопыривает пальчики и снова смыкает их. Еще вариант: ребенок собирает

пальчики в кулачок – разжимает их. Можно одновременно двумя руками, можно

поочередно. А потом пальчики по одному выглядывают из-под песка.

«Идем в гости». Это упражнение очень эффективно работает на открытые

слоги. В центр кладется буква, обозначающая автоматизированный звук. По

четырем углам песочницы закапываются гласные. Ребенку предлагается сначала

откапать

сопровождая

откапывания

изолированным

произнесением автоматизируемого звука, назвать ее. А затем от центра к этому

гласному провести « извилистую дорожку»: С-С-С-А. И так поступаем со

всеми гласными.

«Спускаемся

парашюте».

упражнение

эффективно

работает

закрытые слоги. Гласные кладутся около дальнего от ребенка борта песочницы, а

согласный кладется к ближнему бортику. Пальчики от гласных спускаются к

согласному: А-А-А-С.

Выкладывание

различных

подручного

материала:

пластмассовых крышек, фасоли, крупных пуговиц, крупных бусинок, мелких

камешков. И счетных палочек выкладываем лестницу. Затем одним пальчиком

пальчиками

предметам

произносим

логопедом слоги.

Работа с пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок может очень

хорошо разнообразить работу по автоматизации звуков в слогах. Эти крышки

могут быть красного, зеленого, синего, желтого цвета. Упражнение называется

«Музыкальные клавиши». Ребенку дается задание произнести определенный слог

на определенный цвет. Крышки ребенок может откапывать из песка, может

доставать из непрозрачного мешочка. Откапал крышку – назвал слог – выложил

в дорожку. Затем ребенку предлагается спеть песенку, нажимая пальчиком на

«клавишу»: ША-ШО-ШО-ША… Начинать можно с двух цветов (двух слогов),

постепенно усложняя до трех и четырех цветов (слогов): ША-ШО-ШУ-ШИ...

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом слов в каждом виде работ.

Упражнения на этом этапе могут повторять упражнения и второго пункта,

только вместо слогов ребенок произносит слова.

Пластмассовые крышки можно использовать следующим образом: красная

крышка – звук в начале слова, зеленая – звук в середине слова, синяя – звук в

конце слова. Ребенок откапывает крышку и придумывает слово. Если ребенок

затрудняется,

предложенных

логопедом.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает, называет и определяет место этого звука в слове.

В песок закапываются картинки с определенным звуком одно-, двусложные.

Ребенок откапывает картинку, называет слово, выкладывает его на песке буквами

пластмассовой

разрезной

логопеда:

определи

количество слогов, скажи ласково, один – несколько, посчитай до пяти, выложи

крышками звуковую схему слова, назови ударный слог.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает картинку, сопровождая действие словами. Например:

«Р» - Я рою песок и отрыл… ракету, ракушку, парус и т.д.

«Щ» - Я ищу, я ищу… щенка, плащ, щетку и т.д.

«Ш» - Я нашел, я нашел… шапку и брошу ее в машину и т.д.

«С» - В песке спрятался(лась)… носок, капуста, мост и т.д.

«Л» - Бабочка летела и на… куклу, лопату… села и т.д.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация

песочном

проходить

нескольких

направлениях:

Дифференциация смешиваемых в речи ребенка звуков.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Дифференциация глухих и звонких звуков.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Я в своей работе использую следующие упражнения.

В песок закапываются картинки со звуками, которые надо дифференцировать.

В разные стороны песочницы либо кладутся соответствующие буквы, либо

ставятся предметы: сумка и шапка (если дифференцируем С – Ш), лодка и

коробка (если Л – Р) и т.п. Ребенок откапывает картинку, называет слово и

относит картинку к определенной букве или предмету.

дифференциации

звонких, гласных и согласных, логопед обговаривает с ребенком, что внимание

обращаем

последний.

закапываются

картинки. Ребенок их откапывает, называет. Если, допустим, в этом слове первый

звук твердый, он кладет на картинку синюю бусину (или пуговицу, камешек,

крышку, фишку), если мягкий – зеленую.

Картинки закапываются в песок. По разные стороны песочницы кладутся

картинки

изображением

колокольчика

наушников.

откапывает

картинку,

определяет,

колокольчику, либо к наушникам.

Для определения гласного и согласного звука можно использовать красные и

серые (любой цвет) бусины, пуговицы, карточки, фишки, крышки.

Использования песочного стола дает логопеду возможность импровизировать,

искать более эффективные способы в работе над автоматизацией звуков. Это еще

и хороший помощник в установлении с ребенком нужного контакта. Отвлекаясь

на песок и манипуляции с ним, ребенок быстрее и легче автоматизирует звук в

своей речи. К тому же, с точки зрения психологии, на песке легко удалить

неудачный вариант – закопал картинку – и начинай все с начала, неправильно

букву написал – быстренько стер. Главное, что многие дети просто очень любят

играть с песком.

Ирина Гуненко

учитель-логопед

МАДОУ д/с № 369 « Калейдоскоп»

« П есочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида г.Березники Пермского края

Черткова Ирина Юрьевна

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: методический практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб., 1999.- 340с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

    Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учение может стать для детей интересным,
увлекательным делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Данные изменения обусловлены следующими факторами: 1) влиянием положительных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в различных типах образовательных и медицинских учреждений; 2) повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; 3) возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития .

Широкий спектр речевых расстройств делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору специальных методов, приемов и средств обучения.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) актуально применение специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию принципа “обходных путей” коррекционно-развивающего воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью .

Помимо выше перечисленных педагогических технологий для нас наиболее ценной является система арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование уникальной техники – песочной терапии. Песочная терапия особенно эффективна в логопедической работе с детьми дошкольного и школьного возраста с различными расстройствами речевой сферы.

В свою очередь, использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с младшими школьниками, имеющими ТНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации, формированию функций произвольной регуляции, развитию речевых и коммуникативных навыков обучающихся.

В данной статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.

1. Упражнения, включающие пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии и Су-Джок терапии.

Цель упражнений : развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: деревянный ящик или поднос с чистым, просеянным песком; песок декоративный (белый, зеленый, желтый, красный, синий); 6 пластмассовых контейнеров; набор декоративных камней различной величины; браслет детский; массажные кольца (из набора “Су-Джок”).

“Ладошки здороваются”.

Упражнение выполняется на песочном листе, наполненном сухим песком. Ладошки специалиста и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

“Согреем наши ладошки”.

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней. Затем поочередно растереть тыльные поверхности ладонью другой руки. Аналогичное упражнение выполнить с применением сухого песка.

“Ладошки умываются”.

Движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях (пластиковых контейнеров):

- “Утренняя роса” (белый песок) - ручки умываются в утренней росе.

- “Солнышко” (желтый песок/) - солнце ласкает ручки.

- “Радость цветов” (красный песок) - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.

- “Листва” (зеленый песок) - листочки каждого дерева ласкают ручки.

- “Речка” (синий песок) - быстрая речка умывает ручки чистой водой.

“Браслет”.

Соскользнуть на лучезапястный сустав и производить массаж в виде окольцовывания с помощью сухого, просеянного песка (на песочном листе), затем с использованием детского браслета.

“Черепаха спряталась”.

Центр ладони – ЛАО гун - зайти, сгибая фалангу среднего пальца другой руки – вкручивать влево и вправо.

“Кольца черепахи”.

Используя сухой песок, растереть межпальцевые промежутки (центр психической энергии). На каждый пальчик надевать массажное кольцо, также растирая межпальцевые промежутки. Это упражнение также можно выполнять с речевым сопровождением (потешки “Мальчик-пальчик”, “Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть”).

“Пальчики встретились”.

Простучать каналы – ше-сюань – на кончиках пальцев, соединив при этом подушечки пальцев.

“Камушек за камушком”.

Предварительно проложить 2 дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробует “пройти” пальчиками по дорожкам, работая сначала левой, затем правой рукой, а потом одновременно обеими руками. Возможно включение речевого сопровождения (потешки “Вот как пальчики шагают!”, “Большие ноги шли по дороге…”) .

2. Артикуляционные упражнения “Забавные картинки”.

Цель упражнений: развитие артикуляторного праксиса.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком или подносы (если подгрупповое занятие), картинки-символы для артикуляционной гимнастики (“Лягушонок”, “Слоненок”, “Рыбка”, “Воздушный шарик”, “Лопаточка” и др.).

Методические рекомендации. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений сопровождается показом картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если они предварительно спрятаны в песке. Задача ребенка найти картинку, (“раскопать”), а потом, называя ее выполнить артикуляционное упражнение. Кстати, искать картинки можно не только с помощью ладошек, но и используя вспомогательные средства: кисточки, щеточки, а также бумажные трубочки (в этом случае целью упражнения будет еще и развитие целенаправленной воздушной струи).

3. Лексико-грамматические упражнения “Веселая грамматика”.

Общая цель упражнений: формирование и развитие лексико-грамматических категорий.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, миниатюрные фигурки по тематике: “Игрушки”, “Транспорт”, “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Назови ласково”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Логопед называет большой предмет: “Это машина”. Далее дает задание ребенку найти маленький предмет, который заранее спрятан в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: “А это машинка”. Аналогично упражнение выполняется с другими предметами.

Упражнение “Чего не стало?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Логопед: “Что это?” Ребенок: “Это кубик”. Логопед: “Спрячь кубик в песок. Нет чего?” Ребенок: “Нет кубика”. Данное упражнение также выполняется с двумя и более предметами.

Упражнение “Нет кого?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже. Возможны варианты: логопед прячет в песок фигурки животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался. Это упражнение логопед может включать в такие лексические темы, как: “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Чей хвост?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Задача ребенка: изменить слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост. При выполнении упражнения логопед также может спрятать в песок животных (птиц), оставив на поверхности лишь хвост.

Упражнение “Найди маму”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка словообразования (употребление существительных – названий детенышей животных).

Методические рекомендации. Игра проводится в два этапа. На первом этапе на поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии “Домашние животные”, в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех взрослых животных, начинает искать в песке их детенышей. Результат своего поиска ребенок оречевляет и ставит фигурку детеныша рядом с “мамой”. При выполнении данного упражнения уместными будут и такие лексические темы, как: “Дикие животные”, “Домашние и дикие птицы” .

4. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Игровое упражнение “Слогин”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонематического восприятия.

Материал и оборудование: заламинированные карточки с двусложными и трехсложными словами, разрезные картинки.

Методические рекомендации. Картинки спрятаны в песок не полностью: если это двусложное слово, ребенок видит, например, только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Логопед читает начало слова, а ребенок, догадавшись, должен назвать конец слова. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, а взрослый – слог, следующий по смыслу.

Игровое упражнение “Фонетическая дорожка”.

Цель упражнения: развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического и пространственного восприятия.

Материал и оборудование : набор декоративных камней разного цвета, формы.

Методические рекомендации. Логопед дает инструкцию: “Давай построим с тобой дорожку. На песок выкладывай камушки, если услышишь звук [А]” (аналогично с другими звуками). Задача ребенка: распознать на слух заданный звук (в ряду звуков, слогов, слов в зависимости от уровня подготовленности обучающегося) и положить соответствующий камушек на начало дорожки. Начало дорожки и цвет камней заранее обсуждается с учеником. Исходной точкой является левый верхний угол или левый нижний угол песочного ящика (в соответствии с закономерностями направления письма и чтения – слева направо). Направления могут меняться в зависимости от целей занятия: например, в ходе данного упражнения обучающемуся дают задание не только внимательно слушать и выделять на слух тот или иной звук, но и выкладывать с помощью камней различные геометрические фигуры, а также букву, которая обозначает звук, который ученику нужно услышать. Цвет камней будет меняться в зависимости от изучаемых звуков (гласные – красные, согласные – синие (зеленые)).

Если ребенок уже хорошо выделяет на слух звуки, то на следующем этапе в упражнение можно включить слоги. Инструкции, схема выполнения аналогичные.

Игровое упражнение “Песочные буквы”.

Цель упражнения: формирование и развитие графического образа письменных букв.

Материал и оборудование : цветная галька или набор декоративных камней разного цвета, формы, трафареты для букв (пластмассовые или изготовленные из картона).

Методические рекомендации. Специалистом заранее подготавливается поднос с чистым, сухим песком и трафарет определенной буквы (изучаемой на занятии). По инструкции логопеда ребенок выкладывает трафарет на песочный лист и начинает указательным пальцем обводить заданную букву по контуру (буква может быть заглавной, строчной). В процессе обводки ребенок проговаривает букву с утрированной артикуляцией. Затем логопед дает творческое задание: украсить букву декоративными камнями или другим вспомогательным материалом: пуговицами, бусинками, мозаикой. В конце задания ребенок аккуратно убирает трафарет и демонстрирует получившуюся букву. Рядом с готовой буквой на песочном листе можно отработать навык самостоятельного написания графемы. Ошибки, неточности письма на песке легко исправляются, тем самым, не вызывая у ребенка негативизма, а лишь только повышая его мотивацию.

Конструирование “Домики для звуков”.

Цель упражнения: развитие звукового анализа, конструктивной способности, пространственного восприятия.

Материал и оборудование: детский строительный материал, предметные картинки, кирпичики с буквами, миниатюрные фигурки зверей (слоненок, лягушонок, акула, ослик).

Методические рекомендации . Можно предложить следующий вариант выполнения упражнения. На песке из кирпичиков выстроен так называемый “фундамент” для будущих “домиков”. Фундамент – это кирпичики с гласными [А], [О], [У], [И] (в качестве зрительной опоры). Для построения домиков используется набор детского строительного материала - кубики, цилиндры, призмы с заранее наклеенными на них предметными картинками. В названии каждой картинки присутствует тот или иной ударный гласный, изучаемый на занятии.

Логопед предлагает ребенку построить домики для зверей (например, для лягушонка, слоненка, акулы и ослика), которые являются гостями на занятии. Логопед: “Сначала нужно правильно определить, кто где будет жить. А для этого давай назовем любимые песенки наших зверей”.

Ребенок называет персонажей и с направляющей помощью логопеда произносит соответствующие им звуки-песенки (для лягушонка - [И], для слоненка - [У], для акулы – [А] для ослика - [О]), расставляя фигурки рядом с заданными кирпичиками.

Затем по заданию логопеда ребенок выстраивает домики, выбирая нужные кубики с картинками, которые соответствуют заданному фундаменту – кирпичикам с гласными буквами. Логопед помогает ребенку четко называть картинки и выделять голосом ударный гласный. Данную игру можно провести и с подгруппой детей.

Аналогично выполняется упражнение, направленное на выделение согласных звуков в словах. Персонажи занятия выбираются в зависимости от изучаемых звуков.

Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей младших школьников с ТНР. Комплекс представленных упражнений логопед может включать не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.

Целенаправленная логопедическая работа, в ходе которой специалист активно использует технику песочной терапии, приводит к тому, что у младших школьников с ТНР снижается речевой негативизм, интенсивно развиваются формы и способы невербальной и вербальной коммуникации, формируются языковые умения и навыки, лексико-грамматические категории, а также высшие психические процессы (произвольное внимание, память, зрительное, тактильное восприятие).

Список литературы.

  1. Ахметшина (Малова) А.А. “Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра” // Научно-методический журнал “Логопед”, № 1/2010, с.10-14.
  2. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22).


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»