Защита многодетной семьи. Социальная поддержка многодетных семей. Как и где получить льготы многодетной семье на приобретение школьной и спортивной формы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте мы многодетная семья хотим купить дом за материнский капитал имеем ли мы право составить договор купли продажи бесплатно,если да,то куда нам обратится,а если нет то сколько это будет стоит.

Под какие жилищные программы попадает моя семья?

Здравствуйте!Мне 27 лет,мужу- 29,ребёнку -2,6.Мы проживаем в г. Санкт-Петербург в 15,9-метровой комнате в коммунальной квартире,прописаны все в ней же. Комната находится в нашей собственности. 10 лет постоянной регистрации будет:у мужа в 2019году, у...

02 Августа 2016, 18:41, вопрос №1329973 Гость, г. Санкт-Петербург

Бесплатная юридическая помощь для инвалида

Я инвалид по зрению 3 гр. пожизненно федерального значения.Имею ли я право на юридическую помощь бесплатно в государственных органах? В частности в министерстве юстиции?

Какие льготы и пособия положены отцу, воспитывающему четверых детей от разных браков?

Здравствуйте. Я отец троих детей, официально. Но я воспитываю так же ещё одного ребёнка не официально. Два раза был женат. От первого брака двое детей, от второго брака один ребенок. Так же у второй жены есть ещё один ребёнок. Все дети проживают со...

Как получить земельный участок под строительство ИЖС ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН?

Добрый вечер. Моя тётя, ребёнок блокадного Ленинграда. Имеет ли она право на предоставление бесплатного земельного участка под строительство ИЖС? Куда можно обратиться? Спасибо.

05 Января 2016, 21:04, вопрос №1090758 Анфиса, г. Санкт-Петербург

700 стоимость
вопроса

вопрос решен

Государственная помощь для приобретения жилья

Здравствуйте, у меня в собственности нет жил площади (ни доли в кв,ничего подобного), как мне может помочь гос-во в приобретении таковой?

10 Ноября 2015, 21:55, вопрос №1035747 Анастасия, г. Новосибирск

Как через суд получить удостоверение ветерана боевых действий?

Мною подано заявление для получения удостоверения ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (ВБД)НОВОГО ОБРАЗЦА 1) Комиссия прислала отказ в выдаче удостоверения,на основании,что в трудовой книжке есть расхождения в дате увольниения с данными архивной справки с...

29 Октября 2015, 10:22, вопрос №1023043 Елена, г. Ростов-на-Дону

Как и где получить льготы многодетной семье на приобретение школьной и спортивной формы?

Здравствуйте.Меня зовут Оксана,мы проживаем в Омске и являемся многодетной семьёй.Я слышала,что мы можем посещать музеи и театры один раз в месяц.Так же должны получить помощь в приобретении школьной формы и спортивной формы.Только в собесе мне...

Улучшение жилищных условий многодетной семьи жилищной комиссией

Может ли жилищная комиссия для постановки на очередь по улучшению жилищных условий затребовать справку для постановки многодетной, малоимущей семьи с постоянной регистрации супруга (супруги) о том, что он(она) не состоят в очереди по улучшению...

Можно ли в судебном порядке получить статус многодетной семьи?

Здравствуйте. моей семье отказано в статусе многодетной на основании закона Астраханской области, т.к. первый из трёх детей от первого брака, двое других от второго. все дети проживают с нами, воспитываем их совместно, первый муж не участвует в...

25 Июля 2015, 15:33, вопрос №918320 Соколова Кристина, г. Астрахань

Помощь многодетным семьям на приобретение жилья многодетным семьям

Здравствуйте!мы являемся многодетной семьёй и воспитываем 3 детей..как многодетная семья получили земельный участок хотели бы построить на участке домик под пмж.В связи с этим взять ипотечный кредит.имеем ли мы право получить сертификат или...

Многодетными семьями считаются те ячейки общества, в которых 3 и более несовершеннолетних ребенка полнокровного родства, приемные или официально-усыновленные. Законодательным документом, включающим в себя систему мероприятий, которые направлены на улучшение качества условий соответствующих семей, является ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей».

А также стоит отметить и другие нормативные акты:

  • Указ Президента РФ № 431 «О мерах по общественной поддержке многодетных родителей»;
  • Федеральный закон от 17.12.2006 г. № 173 «О трудовых пенсиях на территории Российской Федерации».

В соответствии с главным положением, каждая семья с 3 и более несовершеннолетними детьми должна безвозмездно получать под индивидуальное строительство участок земли. Финансовая поддержка государства может быть продлена и после совершеннолетия ребенка в связи с его обучением по общеобразовательной системе или ВУЗе.

Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» № 138-ФЗ был принят участниками Госдумы 17 ноября 1999 года. Настоящий законопроект определяет целенаправленную и адресную систему мер по общегосударственной поддержке многодетных семей в целях повышения и улучшения демографической ситуации в РФ. Цель нормативного документа - обеспечение условий полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.

Структура постановления состоит из 3 глав и 10 статей:

Глава 1 (статьи 1-3). Основные правила закона. Устанавливает область применения данного документа, финансирование и порядок осуществления мер по общегосударственной поддержке многодетных родителей.

Глава 2 (ст 4-5). Меры по государственной поддержке. Регулирует требования относительно ухода за детьми и их воспитания, а также приводится полный список прав и льгот, предоставляемых данным семьям.

Глава 3 (ст 6-10) . Итоговые положения законопроекта:

  • ст 6. Социальные объединения;
  • ст 7. Ответственность за несоблюдение настоящего закона;
  • ст 8. Документация, подтверждающая правомочия и льготы;
  • ст 9. Вступление в правовую силу настоящего законопроекта;
  • ст 10. О приведении в соответствии с ФЗ № 138 нормативно-правовых актов.

Условия и меры предоставления общегосударственной поддержки таковы: общественное учреждение выделяет жилую площадь, общую стоимость которой частично погашает государство. Для этого предоставляются субсидии или договоры социального найма, действительные до достижения младшим ребенком совершеннолетия.

Чтобы получить государственную помощь, необходимо предоставить пакет документов:

  • ксерокопии свидетельств о рождении каждого ребенка;
  • ксерокопия свидетельства о браке в том случае, если родитель не является одиночкой;
  • справка о составе семьи;
  • ксерокопии паспортов родителей;
  • справка из органов опеки о том, что супруги не лишены родительских прав;
  • документация, подтверждающая регистрирование по месту проживания;
  • заявление унифицированной формы.

Федеральный закон о многодетных семьях в 2011 году подвергался некоторым изменениям. 14 июня 2011 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей».

Какие льготы положены многодетным семьям по закону?

Согласно Указу Президента России № 431 «О мерах по общественной поддержке многодетных семей» родителям положены следующие льготы:

  • скидка на уплату коммунальных услуг и компенсация за топливо для обогрева жилья;
  • проезд на бесплатной основе для детей в школьном и общественном транспорте;
  • зачисление в детский сад без ожидания в очереди;
  • бесплатное школьное питание;
  • бесплатная школьная форма и спортивные комплекты для школьников;
  • раз в месяц дети имеют право на бесплатной основе посетить любое заведение отдыха, культуры и развлечения (музей, парки, выставки);
  • муниципальная помощь родителям в становлении бизнеса, хозяйственных, фермерских структур, а именно: предоставление земельных участков, сокращение налогов и скидки на аренду недвижимости;
  • освобождение от оплаты коммерсантского регистрационного налога;
  • выделение земельных участков без очереди для хозяйственных нужд;
  • льготное предоставление строительных материалов, транспортного средства и жилья;
  • помощь в приобретении беспроцентного кредита, лизинга и ссуды.

Важно! Закон о помощи многодетным семействам предоставляет родителям и другие льготы, действующие даже после совершеннолетия всех детей. Матери имеют право выйти на пенсию на 5 лет раньше положенного срока, если их страховой стаж в сумме составляет более 15 лет.

Скачать ФЗ 138 «О государственной поддержке многодетных семей»

Закон о многодетных семьях предусматривает еще и социальные пособия в следующем порядке:

  • единовременные при рождении ребенка, оформляются по месту работы одного из родителей. На 2016 год сумма пособия составляла около 16 000 тысяч рублей;
  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 и трех лет. Первое начисление рассчитывается на основе средней заработной платы матери, то есть 40 процентов от общей суммы. Выплата пособия до трех лет регламентируется каждым регионом отдельно и является фиксированной для всех многодетных родителей;
  • компенсация, которая связана с ростом стоимости проживания на российской территории и составляет около 700 рублей ежемесячно;
  • дополнительные пособия для семей с 10 и более детьми в размере от 10 000 и более рублей;
  • семьи, в которых число несовершеннолетних детей более 7, награждаются Орденом Родительской Славы, а также им выплачивается пособие в размере 100 000 рублей.

С начала 2014 года, многодетные семейства имеют право объединяться в общественные организации. Как правила, соответствующие объединения формируются по территориальному принципу. Цель данных содружеств заключается в обеспечении более качественной защиты своих интересов перед членами Правительства. Ведь, несмотря на большое количество прав многодетных семей, большинство из них остаются нереализованными. В частности это касается предоставления жилищ. Правительство РФ объясняет это тем, что потребности населения, относительно жилплощади, превышают финансовые возможности регионов страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

социальный защита многодетный семья

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным последней переписи населения, в России насчитывается 1 миллион 500 тысяч многодетных семей. С каждым годом это число увеличивается. Родители трех и более детей должны знать, что государство помогает семьям.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической ситуации в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.

Внимание к многодетным семьям в настоящее время объясняется и тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий.

Целью исследования является результаты деятельности специалистов по социальной работе с многодетными семьями.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ;

2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей;

3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей и пути их решения.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения многодетных семей в РФ.

Предметом исследования являются правовые нормы действующего законодательства, в частности Конституция РФ, Федеральный закон от социальной работы с многодетными семьями.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области теории государства и права, права социального обеспечения. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в правотворческой и правоприменительной деятельности, разработке теоретических проблем в сфере права социального обеспечения и совершенствовании отраслевого законодательства.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: вводной, аналитической и практической, заключения и списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании выпускной квалификационной работы были изучены труды авторитетных специалистов в области права социального обеспечения К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской и других.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РУГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ

1.1 Понятие и категории многодетных семей по российскому законодательству

На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России.

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность, - смена акцентов в системе "общество - семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности.

Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 90-х годах ХХ века заняла место в ряду стран с очень низкой рождаемостью. Не исключено, что со временем положение изменится, и рождаемость несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли вообще возможен, т.к предпринимаемые сегодня меры социальной защиты семей с детьми не могут остановить резкого падения уровня жизни семей, и как следствие ухудшение условий для содержания детей.

Изменения репродуктивного поведения российских семей - следствие трансформации функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. Темпы и масштабы этого перехода не были одинаковыми на разных этапах социально-экономического развития Российской империи, затем - Российской Федерации в составе СССР и, наконец, России как самостоятельного государства.

Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Однако анализ иных отраслей права позволяет утверждать, что многодетной является семья, имеющая трех и более детей (п.8 ст.36 Жилищного кодекса РСФСР). Так, определение данное в Законе г. Москвы от 5.11.2008 №56 гласит, что: "многодетная семья - это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении всех типов до 23 лет, если они учатся по очной форме". В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения - до 23 лет.

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

Российская семья, жизнедеятельность которой является отражением закономерностей развития общества, претерпевает существенные изменения. Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

В современном обществе идет переосмысление понятия, что такое семья. Возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает специальная социологическая дисциплина - социология семьи. Семья - одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций в недрах первобытнообщинной формации. Ее несомненная общественная ценность и интерес к ней обусловлены, прежде всего, тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни - человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и как важный социальный институт. При этом семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

1. вступление в первый брак - образование семьи;

2. начало деторождения - рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4. «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи -- смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействие с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

1. репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства;

2. воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

3. хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4. экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5. функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

6. духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

7. социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

8. досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

9. эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Многодетные семьи играют значительную роль в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает те изменения рождаемости, которые создают неблагоприятную демографическую ситуацию. По данным ВЦИОМ, для нормального воспроизводства населения необходимо, чтобы более 50 % населения имели больше трех детей, 10 % - троих.

Роль и значение воспитательного процесса для человека и общества проявляется в первичной социализации человека. Потенциал, заложенный в многодетной семье, может проявляться как с позитивной, так и с негативной стороны, а процесс социализации детей имеет трудности, проблемы, присущие также и другим типам семей.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Первые две категории вполне благополучны. Они успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в социальной поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.

Многодетные семьи всех типов относятся к категории семей социального риска, что связано с существованием широкого спектра проблем (материально-бытовых, жилищных, трудовых, социально-педагогических, медицинских и т. п.). Поскольку многодетность обеспечивает высокий темп воспроизводства населения, материальная и моральная поддержка многодетных семей, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей крайне необходимы для решения демографических проблем.

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.

Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

1.2 Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ -- Конвенция о правах ребенка -- был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита -- это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное -- это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить -- это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения -- это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка -- это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи . Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

Малообеспеченным семьям;

Неполным семьям;

Семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

Многодетным семьям;

Семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

Обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;

- создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. .

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;

3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);

4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации(ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

ГЛАВА 2. МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

2.1 Деятельность органа социальной защиты в сфере защиты многодетных семей

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции« Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема - одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

...

Подобные документы

    Государственная семейная политика в области поддержки многодетных семей, нормативно-правовая база, сравнительный анализ систем поддержки многодетных семей субъектов РФ. Программа мероприятий по совершенствованию деятельности органов социальной защиты.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Понятие и категории многодетной семьи как объекта социальной защиты. Проблемы социальной поддержки многодетных семей в Миасском городском округе. Мероприятия по совершенствованию оказания государственной социальной помощи семьям, у которых много детей.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2014

    Семья как система социального функционирования человека, социальный институт общества. Понятие многодетной семьи. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Сущность понятия "семья". Категории и функции многодетной семьи. Анализ основных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области. Основные предложения по совершенствованию социальной защиты многодетных семей.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Социальная адаптация в системе технологий социальной работы с многодетной семьей. Социальное обслуживание и защита населения по адаптации многодетных семей к условиям жизнедеятельности на примере Территориального центра помощи семье и детям г. Вологды.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2013

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Материальные проблемы многодетных семей и государственная система социальной защиты. Причины ориентации молодых семей на малодетность. Сравнительный анализ показателей брачности, разводимости и рождаемости. Причины кризиса современной российской семьи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Социально-экономическая ситуация многодетных семей в России. Содержание социальной помощи семьям, имеющим три и более ребенка. Общее понятие о социально-бытовых услугах, материальной, натуральной помощи. Нормативно-правовая основа социальной защиты семей.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Категории многодетности. Проблемы многодетных семей: финансовые, трудоустройства, жилищные, медицинские, психолого - педагогические. Льготы и система социальной помощи многодетным семьям: служба занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2008

    Анализ экономических и психологических причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений. Основные задачи Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова города Мценска. Особенности социально-педагогической работы с детьми из многодетных семей.

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в то м чи сле и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих документов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях. Среди этих мер-организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного" пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п. м.x(2+d),

где Д-доход семьи,

п. м.-величина прожиточного минимума,

d-число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

минимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

-льгота по медицинскому обслуживанию;

-льгота на проезд в общественном транспорте;

-многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

- социальные льготы.

Также для многодетных семей установлено:

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча или за счет других внебюджетных отчислений;

- один день бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Многодетным семьям установлена скидка в размере ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией.

Аннотация: В данной статье рассматривается социальная поддержка многодетных семей. Ключевые слова: многодетная семья, поддержка. Семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности.

Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности. В России прошлого многодетная семья была не редкость, а скорее обыденным явлением в обществе. В семьях наших бабушек и прабабушек на воспитании было, как правило, не менее троих детей. Но, как правило, до взрослого возраста доживали не все.

Причиной такого феномена как многодетная семья было несколько. Суровые климатические условия, в которых находится наша страна, накладывала свой отпечаток на благополучие семьи крестьянина. Имея одного двух детей родители не могли быть уверенны в том, что в старости о них позаботятся поэтому, поднимая на ноги троих и более можно было увереннее чувствовать себя, когда придет старость. Так же свой вклад в развитие многодетных семей внесла культурная составляющая нашего народа. Тогда девушки могли выйти замуж в 13 лет, а юноши в 15 лет.

Такие ограничения устанавливала Кормчая книга - свод церковных правил. Во времена наших прабабушек считалось, что грешно решать за Бога кому появляться на свет, а кому нет. Так наши предки прожили до революции. Брак и семья в СССР были делом государственным. Масштабы страны заставляли постоянно поощрять рождаемость. Особенным почетом в стране пользовались матери-героини, женщины, родившие и воспитавшие 10 и более детей. СССР был единственной страной в мире, где многодетным матерям присуждались правительственные награды. Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 год многодетным матерям вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей.

По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-героиня» награждено приблизительно 431 тыс. женщин. И так перейдем к сегодняшним реалиям современной многодетной семьи в России. В настоящий момент в статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы её социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В этом президентском указе субъектам Федерации поручено самостоятельно определять то, каким категориям многодетных семей следует предоставлять материальную поддержку. Министерству финансов Российской Федерации поручено определить порядок финансирования. Ведь для каждого региона «многодетность» выглядит по-разному: в одной автономной области семья с тремя детьми — норма, в другой — редкость.

Так, например, в Москве с 2009 года предоставляются многодетным семьям, к которым относятся семьи с тремя и более детьми до достижения 16 лет младшему ребенку (18 лет-если он обучается в учреждении, осуществляющем общеобразовательные программы). На территории Удмуртской Республики многодетной семьей считается семья, воспитывающая (имеющая на иждивении) трёх и более детей в возрасте до 18 и (или) до 23 лет при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по очной форме обучения, членами многодетной семьи являются совместно проживающие супруги (одинокий родитель), их дети (в том числе усыновленные, удочеренные) в возрасте до 18 лет и (или) дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по очной форме обучения, а также опекуны (попечители) и дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Меры социальной поддержки на сегодняшний день предоставляются многодетным семьям: 1. Ежемесячное пособие на ребенка. Предоставляется на детей в возрасте до 18 лет малообеспеченным семьям (среднедушевой доход в которых на дату обращения не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы в среднем на душу населения). Право на пособие подтверждается ежегодно путем представления в период с 1 января по 30 сентября документов о доходе членов семьи за истекший календарный год. Размер выплаты составляет 1 500 рублей на детей до 1,5 лет и от 3 до 18 лет и 2 500 рублей на детей от 1,5 до 3 лет. 2. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3 лет. Размер выплаты составляет 675 рублей. 3. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям. Предоставляется на детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, — до 18 лет).

Размер выплаты составляет 600 рублей. 4. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям. Предоставляется многодетной семье до достижения младшим ребенком возраста 16 лет (обучающегося в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, — до 18 лет). Размер выплаты составляет 522 рублей на семью. 5. Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям. Предоставляется многодетной семье до достижения младшим ребенком возраста 16 лет (обучающегося в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, — до 18 лет). Размер выплаты составляет 230 рублей на семью.

6. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Предоставляется на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Размер выплаты составляет 5000 рублей на каждого обучающегося. 7. Удостоверение многодетной семьи. Оформляется на период действия у семьи статуса многодетной.

Так же стоит отметить, что в 2008 году учреждена новая государственная награда Российской Федерации — орден «Родительская слава», которым награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 7 (до 2010 года — 4) и более детей. В 2010 году учреждена медаль ордена «Родительская слава», которой награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 4-7 детей. Всего за 2009— 2016 годы принят 31 указ о награждении орденом «Родительская слава», которыми были награждены 311 российских семей. В 279 семьях, из числа награждённых было воспитано или воспитывается 2420 детей, как своих, так и приёмных. Орден вручается гражданам Российской Федерации за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей. При награждении одному из родителей (усыновителей) выплачивается единовременное пособие в 50 тыс. рублей. С 1 января 2013 года одному из родителей (усыновителей) выплачивается единовременное поощрение в 100 тыс. рублей.

Стоит так же затронуть одну из главных проблем таких семей, а именно жилищную. Главной проблемой для многодетных семей, как и прежде, остается жилищная. С жилищными трудностями сталкивается большая часть населения нашей страны со средним, а также часть выше среднего уровнем дохода, особенно проживающие в Москве и крупных мегаполисах. Уровень благоустройства помещений для проживания больших семей крайне низкий и во многом не приспособлен для нормального их размещения. Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», где нет центрального отопления или водопровода, горячего водоснабжения и канализации. В сельской местности доля такого жилья составляет почти 80%.

В сложившихся условиях, существует потребность социальных программах государственного вектора, например, в отношении налоговой политики, когда с многодетного отца (3-4-5 и более детей в семье) вычитают меньший размер налога, чем с бездетного работающего сотрудника, состоящего или гражданском браке, или ведущего холостяцкий образ жизни. Отсутствие перспективы на улучшение жилищный условий также блокирует реализацию у семьи высокой потребности в детях. Воспитание в условиях многодетной семьи становиться более сложным делом и таит в себе трудности, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждой многодетной семьи. Многодетная семья – основа демографического развития общества, а дети - это наиболее ценный ресурс страны, залог её будущего развития. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.

Пономарев В. А., к.п.н., профессор кафедры менеджмента, Крюков Б.В. магистрант, кафедры менеджмента Московский гуманитарный университет

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»