Православная традиция духовно-нравственного становления человека. Этические традиции и народные традиции в семейном воспитании

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Классный час «Духовно-нравственные традиции

русской семьи» (10 класс)

Цель: 1.познакомить обучающихся с семейными традициями известных русских писателей и поэтов (Л.Толстого, А.Блока, М.Булгакова) и воспитанием детей в царской семье Николая 2;

  1. обсудить актуальные проблемы современной семьи;
  2. воспитать уважительное отношение к своей семье, своим родителям, вызвать интерес к своей родословной, усвоить нравственные и духовные традиции лучших семей России

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии

Оборудование : 1. На доске пословицы о семье:

Где в семье лад, там и клад. Добрая семья прибавит ума.

2. Компьютер, проектор для показа презентации

3. Грамзапись с песней «Родительский дом»

4. Портреты Л.Толстого, А.Блока, М.Булгакова, Николая 2

5. Эпиграф:

Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире.

Царица Александра Федоровна

План проведения классного часа.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Презентация проекта по теме классного часа.
  3. Выступления заранее подготовленных ребят по темам:

а) воспитание в царской семье;

б) воспитание в семье Л.Н.Толстого;

в) семейные традиции М.А.Булгакова;

г) моя родословная (презентации учащихся)

4. Дискуссия «Проблемы современной семьи».

К дискуссии учащиеся готовились по заранее предложенным вопросам:

  1. Что значит для меня семья?
  2. Какие добрые традиции есть в нашей семье?
  3. Хотел(а) бы я, чтобы моя будущая семья была похожа на семью моих родителей?
  4. Назовите черты, отличающие благополучную семью.
  5. Каковы проблемы современной семьи?
  6. Знаете ли вы свою родословную?

Учитель. Тема для обсуждения у нас очень важная и актуальная, тем более что 2008 год в России объявлен Годом семьи. На торжественном открытии Года семьи В Кремлевском дворце Президент В.Путин сказал о том, что нужно возродить семейные ценности, уважительное отношение к семье. Чтобы создать хорошую семью, подчеркнул Президент, нужны огромные ежедневные усилия, терпение, ответственность. Достаток, уют и тепло в доме даются не просто. «Чем больше семей живет в гармонии, тем сильнее они скреплены общими нравственными началами, тем гуманнее и все наше общество», - подчеркнул В.Путин.

30 января в Йошкар-олинском театре кукол также состоялось торжественное открытие Года семьи в Республике Марий Эл. Сюда были приглашены многодетные, патронатные семьи; семьи, представляющие творческие, спортивные династии. Из Сернурского района такая честь выпала семье Савельевых из д. Лаптево, воспитывающих восемь детей, трое из которых приемные. А самая многодетная семья в России воспитывает 20 детей.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Толь в семье человек по-настоящему может быть счастлив, может обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь воспитываются его лучшие качества, созревает личность. В семейном тепле раскрывается мир духовных ценностей.

Если в семье господствует культ любви, добра, взаимного уважения, то эта семья – носитель и хранитель духовности. Не зря народная мудрость гласит (обращаюсь к 1 слайду презентации ): «Где в семье лад, там и клад», «Семья красна ладом», «Добрая семья прибавит ума», «Согласную семью и горе не берет». Из данных пословиц можно сделать вывод: кроме родственных связей, людей в семье объединяют забота друг о друге и помощь друг другу.

Приоткроем дверцу истории и войдем через детскую комнату в патриархальную семейную жизнь последней царской семьи Романовых – семьи Николая Второго, где царила духовно-нравственнная атмосфера. (Читаем эпиграф – слова Александры Федоровны). Наша последняя в России царская семья была настоящей семьей, в которой супруги любили друг друга. И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

Рассказ ученика о воспитании в царской семье с привлечением слайдов презентации.

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай 2-ой был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».Хорошо знакомая со всеми последними достижениями педагогики, царица-мать внимательно следила за подбором учителей своим детям, за их физическим и духовным здоровьем.

В свое время В.Жуковский, бывший воспитателем у наследника Николая 1, составил кодекс для наследника престола. Он гласил: «Уважай народ свой; «Имей в душе идеал прекрасного – верь добродетели». Этим принципам воспитания следовали в семье последнего императора.

В царской семье все было, как и в каждой семье: дни рождения, учеба, болезни, игры дома и на улице, семейные праздники. А по вечерам, так же, как тогда во многих семьях на Руси, они любили вместе проводить время за домашним чтением. Особенно мастерски читал вслух сам Николай Александрович. Книг в детской был большой выбор, их насчитывалось более четырех тысяч.

Как и во всей православной России, главными праздниками в семье Николая были Рождество и Христово Воскресение. Царь и царица были глубоко верующими людьми. И такими же воспитали своих детей.

Современники отмечали: «На протяжении почти 25 лет они представляли собой мир семейного счастья, эпицентром которого были сначала «сиреневая» гостиная Александры Федоровны, а затем, после рождения наследника Алексея – детская». Окруженные взаимной любовью родителей дети росли добрыми и ласковыми.

Обобщение учителя . С детства в них были заложены духовно-нравственные понятия: любовь и уважение к родителям, верность, честь, добро, достоинство, вера в Бога и Россию, соблюдение христианских заповедей.

Словарная работа: духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный, относящийся к духовенству; нравственность – правила, определяющие поведение; нравственный – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе; соблюдающий требования нравственности.

Выступление ученика. Воспитание детей в семье Л.Н.Толстого.

(Рассказ сопровождается показом слайдов).

Л.Н.Толстой – гениальный писатель, мыслитель, общественный деятель, замечательный педагог – раскрыл целый мир духовных и душевных ценностей, красоту и уют, внутреннюю теплоту семейной жизни в своих великих произведениях: «Анне Карениной», «Войне и мире» и других.

Софья Андреевна, жена писателя, подарила ему 13 детей. Толстой был прекрасным мужем, заботливым отцом, любил свою жену и детей, которых им подарила судьба. Дети воспитывались в атмосфере высокой нравственности и морали, в строгости и послушании. Толстой был не только отцом для своих детей, но и их учителем: преподавал им уроки словесности, истории, философии, обучал языкам. Он и сам всю жизнь учился. Эту жажду к знаниям передал своим детям. Софья Андреевна занималась с детьми музыкой. Кроме музыки, она увлекалась фотографией, за 20 лет сделала более тысячи снимков. Видя трудолюбие своих родителей, дети учились уважать любой труд: и умственный, и физический. Л.Н.Толстой передал детям безграничную любовь к России и житейскую мудрость.

Учитель. Семья – это стержень и путеводный маяк в жизни детей. Семья воплощает в себе духовную преемственность отцов и детей. Атмосфера высокой культуры и духовности царила в семьях известных русских поэтов и писателей: А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака, М.Булгакова. (На экран проецируются их портреты).

Ученик. Семейное воспитание, полученное писателем М.Булгаковым.

«Семья Булгаковых, - писал К.Паустовский, - была хорошо известна в Киеве. Огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли».

В семье очень много читали. Прекрасно знали не только русскую, но и западно-европейскую литературу, которую читали и в подлинниках, благо знание языков почиталось в семье обязательным. Точно так же все страстно любили музыку – играли на разных музыкальных инструментах, организовали свой домашний хор. Столь же страстно увлекались театром, особенно оперой. Дома часто ставили любительские спектакли. Отец, Афанасий Иванович, был профессором Киевской духовной академии, человеком строгих нравов, детей своих воспитывал в строгости и послушании. Послушание родителям было для детей первейшей заповедью, забота друг о друге – священным долгом.

Учитель . Прекрасная, дружная семья составляет счастье человека. Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие, терпение, чувство долга, ответственность друг за друга. И у нас в классе есть семьи с добрыми традициями, трудовыми, спортивными, духовными. (Выступления ребят).

Они рассказывают о том, что родители воспитывают в них трудолюбие, доброе отношение к людям, нравственные качества.

Дискуссия о проблемах современной семьи.

Каковы проблемы современной семьи?

Намечается ли кризис современной семьи?

Каковы признаки неблагополучной семьи?

Учащиеся активно обсуждают данные вопросы. Вместе приходим к выводу, что в настоящее время, к сожалению, во многих семьях материальное преобладает над духовным. При живых родителях некоторые дети испытывают «безотцовщину», так как папа с мамой вынуждены уезжать из дома в поисках работы и заработка. Во многих семьях наблюдаются разлад и разобщенность, исчезает уважение к родителям, ведущих аморальный образ жизни. Появилось много неблагополучных семей. В 2007 году в нашей стране более 50 тысяч детей потеряли папу и маму, их лишили родительских прав. Во многих современных семьях дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома. Статистика показывает, что большинство наркоманов, преступников выросло именно в неблагополучных семьях.

Учитель. Конфликты между родителями и детьми возникают и в благополучных семьях, но не надо рубить с плеча и помнить пословицу «Утро вечера мудренее». Нужно научиться быть терпимее друг к другу. И помните, ребята, что родители вас любят и все их наставления – только во имя любви! Плохое родители вряд ли посоветуют.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Примите это к сведению, ведь вы тоже будущие родители.

Пусть родительский дом будет для вас причалом радости, надежды, счастья, добра. Пусть передаются по наследству добрые традиции ваших семей.

Звучит песня в грамзаписи «Родительский дом».


протоиерей Евгений Шестун

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». «Этика», «мораль», «нравственность» – это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом.

Совесть – это проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека. «Совесть выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм.

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность – путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, – по словам архимандрита Платона, – являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание» (30. 325). Православие признает, что нравственный закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако, с точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он – не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает , никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожению».

Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

«Стыд, – по словам Архимандрита Платона, – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство» (30. 327).

Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: «Долг это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

Воздаяние – это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

Нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

Понятие «духовно-нравственное воспитание » давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в святоотеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий «душевный» и «духовный» предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность – как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея «целе-устремленности». В первом случае цель определяется как «истина», цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные «целе-устремления», но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что «была духовность – теперь нет». «Ошибка, – пишет он, – заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как искания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры – культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…» (1. 30).

В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем». Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости.

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность – это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека , необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятия как благодать Божию , как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

(Публикуется с сокращениями)

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

Тема, на которую мы сегодня будем беседовать, очень обширная и, главное, - очень важная. Мне пришла в голову идея поговорить о ней с Вами, когда я увидел новость о Вашем участии в Международном культурном форуме (в ноябре). Было написано, что идея пригласить представителя Церкви для участия в дискуссии возникла именно со стороны форума. Само мероприятие, насколько я понимаю, светское, поэтому это очень важный шаг светского общества навстречу Церкви в понимании важности ее участия в возрождении духовно-нравственных традиций. Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии, о чем Вы говорили на этом форуме с его участниками.

Прежде всего надо сказать, что по отношению к данному мероприятию было послание нашего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Он уделил этому достаточно внимания и указал на важность всех тех вопросов, что имеют непосредственное отношение к жизни нашего общества, к тем духовным ценностям, которые являются непреходящими.

В докладах и дискуссиях этого форума речь шла о том, что традиции, которые сохранялись в нашем обществе на протяжении более чем тысячелетия, очень важно сегодня, когда идет большой информационный поток, не просто сохранить в определенном месте (потому что страна у нас большая), а приложить все усилия, чтобы вместе с Русской Православной Церковью формировать гражданина нашего общества в рамках именно духовных традиций. Сейчас, когда перед нашим государством стоит большая задача в формировании гражданского общества, очень важно понимание того, что формироваться оно должно именно на духовно-нравственных ценностях.

Духовно-нравственные традиции и, что очень важно, обычаи являются регуляторами действий человека в обществе во все времена, служат средством для формирования нравственных ценностей, важных духовных составляющих нашей культуры. И духовно-нравственные ценности являются для современного человека не всегда понятными.

По известным событиям революция, которая произошла сто лет назад, внесла очень серьезные коррективы в жизнь нашего общества. В начале 90-х годов произошел вообще серьезный слом той сложившейся системы, которая была в стране. Одновременно с этим мы наблюдали серьезные изменения во всем мире; они происходят и по сей день. Когда сейчас такое информационное пространство, доступное для всех, очень важно, чтобы наши духовные ценности сохранились. Немаловажным является и то, что духовно-нравственные традиции имеют важную воспитательную функцию. Мы должны воспитывать как подрастающее поколение, так и способствовать тому, чтобы люди любого возраста, обращающиеся к нашим традициям, могли бы дать себе совершенно точный ответ на вопрос, почему их важно сохранить.

Очень часто люди, не очень хорошо знающие и изучающие обычаи (если мы говорим о православной традиции), некоторые из них называют языческими. Могли ли быть отголоски язычества, когда Русь приняла христианство и стала развиваться, сохранилось ли что-то похожее на какие-то языческие обычаи? Откуда возникает это мнение?

Прежде всего было бы очень неплохо, чтобы наше общество знакомилось с нашей культурой, чтобы у нас был определенный культурный уровень. Это, конечно, связано с формированием мировоззрения. У нас в обществе должна быть устойчивая система взглядов на нашу культуру в том числе. Когда мы говорим о Древней Руси, как нам не вспомнить наши музыкальные инструменты? Скажем, гусли, трещотки, наши древние музыкальные инструменты - ложки и так далее. Мы, безусловно, обо всем этом вспоминаем, и это имеет место. Более того, у нас в XIX веке появился прекрасный оркестр имени Андреева, который уже тогда занимался популяризацией наших традиционных музыкальных инструментов. Это чудесный, сохранившийся по сей день оркестр, который по всему миру рассказывает (и показывает это) о богатстве нашей культуры, наших музыкальных инструментов. И это тоже является очень важной составляющей. Потому здесь очень важен и необходим просветительский момент.

Многие вопросы, которые ставятся разными представителями нашего общества, напрямую связаны с тем, что общество является недостаточно информированным. Среди тех средств массовой информации, которые рассказывают о тех или иных проблемах повседневной жизни, очень мало внимания уделяется вопросам, связанным с нашими духовно-нравственными традициями, в том числе обычаями. Здесь есть определенный вакуум, который, безусловно, нужно заполнять.

Сейчас речь идет о том, что нам очень важно заниматься воспитанием будущего поколения уже начиная с детских садиков. Было бы очень хорошо, если бы те приходы, которые в состоянии организовывать такие детские сады, создавали бы их, чтобы у нас появлялись приходские школы. Чтобы шел такой образовательный процесс и мы бы таким образом воспитывали наше будущее поколение в духовно-нравственных традициях. Эта задача очень объемная, очень серьезная. Слава Богу, что она стоит сегодня перед нашим обществом, и Русская Православная Церковь не в стороне от всего этого, мы пытаемся прикладывать все возможные усилия. Но опять-таки есть очень и очень много вопросов, связанных с этим. Это и материальная составляющая: нужны и здания, строения, нужно и финансирование. С другой стороны, нужен и соответствующий кадровый состав, который мог бы этим требованиям удовлетворять. То есть это довольно обширная проблема.

Тем не менее со стороны государства был сделан большой шаг при вводе дополнительных модулей в общую образовательную программу: это «Основы православной культуры», «Основы мировых религий». Насколько я понимаю, изучаются эти модули довольно подробно. Я знакомился с методичками, и в этих модулях (особенно в том, который касается православной культуры) довольно подробно освещаются все аспекты православной культуры, православного храма, также освещаются таинства. Это довольно большой шаг, хотя опять-таки озвученная Вами проблема кадрового состава существует, к сожалению: не всегда удается найти педагога, который мог бы рассказать об этом квалифицированно. Дело в том, что педагоги не всегда являются прихожанами, регулярно посещающими храм, и изучают многое одновременно со своими учениками. Шаг сделан большой, но еще далеко и тяжело придется нам идти на этом сближении.

Если мы говорим об организации приходских детских садов и приходских школ, не снимаем ли мы частично этим ответственность с государства?

Думаю, не снимаем, потому что духовно-нравственная традиция - это исторически сложившиеся формы взаимоотношений людей, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемые силой общественного мнения. Все это было нарушено в советский период и в начале 90-х годов, когда был провозглашен культ «золотого тельца» и все в нашей стране стало приобретать достаточно уродливые очертания. Поэтому сейчас для нас очень важно формировать будущего гражданина нашей страны - человека, который сможет в дальнейшем из поколения в поколение передавать эти духовно-нравственные традиции.

Сейчас от нас зависит очень многое в этом плане: мы должны помочь формированию этого мировоззрения, попытаться показать людям те традиции, которые у нас были и которые прерваны сто лет назад, раскрыть их. И объединить все силы нашего общества, чтобы сохранить все духовные ценности, которые у нас существуют. Но для этого мы должны прикладывать много усилий, и если мы не будем заниматься сейчас воспитанием подрастающего поколения (а серьезная функция заключается как раз в воспитании), то фактически в нашей стране не будет будущего. Воспитание имеет очень большое значение, и то, что на сегодняшний день есть возможность выбора модуля по изучению основ нашей православной культуры, это очень важно.

В частности, в нашем храме псаломщик является человеком с образованием и преподает в общеобразовательной школе. И преподает достаточно успешно. Более того, факультативно я тоже посещаю эту школу, обязательно общаюсь со школьниками и каждый раз вижу горящие глаза, живые лица, слышу отклики со стороны детей. Мы их приглашаем в храм, в храме очень подробно рассказываем об его устройстве; приглашаем в церковный дом, тоже все показываем и рассказываем. И эти дети, потом и вместе со своими родителями, периодически приходят к нам в храм, который становится для них уже близким и дорогим. У них уже есть определенное понимание, что Русская Православная Церковь - это живой организм, что она идет навстречу каждому человеку и человек может получить здесь ответы на многие свои вопросы. И дальше жизнь может идти уже таким образом, что у них будет понимание того, что происходит и с ними, и вокруг в обществе.

Один из священников нашего храма, отец Константин, тоже имеет необходимое образование и уже не первый год успешно преподает этот модуль. Мы тоже устраиваем экскурсии по храму. Слава Богу, дети приходят и пишут потом умилительные отзывы. Я провожу эти экскурсии, и очень интересно наблюдать, как они с открытыми ртами стоят и слушают, а потом пишут: «Я обязательно приду сюда с родителями, потому что я не знал, что здесь, оказывается, так красиво и хорошо». Тем не менее, на мой взгляд, это маленькая доля школ, которые готовы к такому более активному участию Церкви даже в работе по этим направлениям, которые уже, скажем так, официальные. Особого всплеска все равно не наблюдается. Может быть, прозвучит пессимистично, но не получается ли это где-то впустую? Или все-таки эти семена дадут свои всходы? Возможно, не сейчас, а в более сознательном возрасте этих детей?

Мне неоднократно приходится участвовать в жизни той или иной школы, когда меня просят и когда есть такая возможность. Я прихожу факультативно побеседовать со школьниками разных классов, и каждый раз мне удается донести до них какие-то вещи, которые являются для них очень важными. Каждый раз я получаю очень живые отклики. Причем приходят и преподаватели, завучи, внимательно слушают. И доносится нечто такое, что касается сердец, не только юных, но и сердец преподавателей, и они обращаются к православию. Поэтому мне кажется, что от самих пастырей Церкви тоже зависит очень многое: насколько мы будем стремиться к тому, чтобы быть активными членами общества. Когда мы молимся в храме, мы тем самым совершаем то, что и обязаны совершать, - это очень важно и необходимо, потому что самое большое, что может совершаться, - это та бескровная жертва, которую мы приносим. Но мы должны идти и к людям, стремиться к тому, чтобы слово пастыря звучало и в школах, и в высших учебных заведениях.

Мы начали с того, что я принимал участие в этом форуме, но я постоянно принимаю участие в различных конференциях в разных высших учебных заведениях. И каждый раз в различных залах - а иногда собираются очень большие залы - ощущаю на себе пристальное внимание. Как правило, всегда очень много вопросов, и это свидетельствует о том, что у людей есть духовные запросы, есть духовная потребность. Причем эти вопросы задают не только студенты, но и преподаватели, и другие представители нашего общества. Более того, со стороны представителей наших различных корпораций тоже есть очень много вопросов: они нуждаются в том, чтобы пастырское слово звучало. Поэтому в плане формирования нашего общества активная деятельность священнослужителей просто необходима.

Почва на сегодняшний день действительно благодатная. Ни разу мне не пришлось встретиться ни с грубостью, ни с хамством по отношению к нашей Церкви, ни с какими-либо иными проявлениями, которые бы говорили, что люди очень негативно относятся к Церкви. Более того, на различных мероприятиях, где я присутствую с такими депутатами, как Резник, Ягья, я сталкивался с тем, что этим людям тоже нужно, чтобы доносилась наша позиция, что надо ее объяснять. В таком случае наше общество будет более цельным, более единым в понимании важности сохранения наших духовно-нравственных традиций, обычаев в воспитании и формировании будущего поколения, в формировании тех духовно-нравственных ценностей, которые являются для нас очень важными, потому что у нас очень богатая история.

Более того, духовно-нравственные традиции воспитываются не только в детях, они доступны человеку в любом возрасте. Человек в любом возрасте имеет возможность отмечать те или иные праздники, события и таким образом являться полноценным членом общества. Скажем, на сегодняшний день, когда мы отмечаем те или иные важные события в истории нашей страны, наше общество выступает практически единым фронтом. Мало тех людей, которые на самом деле являются врагами нашего общества, хотя, конечно, есть и такие. Но в основной массе отношение к нашим традициям в обществе положительное. Другое дело, что мы должны все это объяснять, рассказывать.

Форум, о котором мы говорили в самом начале, еще раз заставил нас проговаривать те или иные положения, которые являются важными в процессе формирования нашего общества, потому что у нас сейчас идет его становление. Каждый раз, когда мы встречаемся и проговариваем те или иные вопросы, для нас это является очень важным. И каждый раз мы обращаемся к нашей истории, а история у нас действительно очень богатая. Я уже упоминал музыкальные инструменты, но очень важно сказать и о нашем языке, потому что именно на нашем родном языке мы говорим и формулируем очень важные для нас мысли. Более того, у нас сохраняется возможность передачи на нашем языке из поколения в поколение тех духовно-нравственных традиций, которые являются для нас очень и очень важными. Поэтому здесь очень большая составляющая.

Участвовали ли в этом форуме, кроме представителей Русской Православной Церкви, представители других конфессий и вероисповеданий? Участвовали ли они в дискуссиях и диспутах? Были ли те, кто освещал проблематику духовно-нравственных традиций с точки зрения иных верований?

В данном случае на той площадке, где мы находились, приглашенными были представители только Православной Церкви. Здесь разговор шел именно о том, что в рамках духовно-нравственных традиций очень важно сохранять взаимодействие с Русской Православной Церковью на территории всей нашей страны. Но были представлены музыкальные коллективы из разных республик (например, из Дагестана, Бурятии), и люди рассказывали, насколько они пытаются сохранять свои местные традиции, которые были у них испокон века. Более того, царская Россия очень благосклонно относилась к существованию традиций на этих территориях, ни в коем случае никогда их не ущемляла, чему эти народы благодарны. По сей день эти народы нуждаются в том, чтобы они были услышаны, поняты, потому что они являются частью нашего гражданского общества, и очень важно, чтобы в нем не было никаких противостояний.

Русская Православная Церковь всегда была веротерпимой к различным вероисповеданиям на территории нашей огромной страны, и здесь у нас как раз есть возможность показывать и проводить очень взвешенную, грамотную политику в плане взаимоотношений, для сохранения определенного культурного уровня. Потому что разрушить что-то всегда очень легко, а добиться того, чтобы у нас в обществе было полное взаимопонимание, очень и очень непросто, проблем здесь возникает много. Тем не менее тот факт, что Русскую Православную Церковь приглашают обсуждать вопросы, связанные с культурной жизнью нашего общества, говорит о том, что в обществе есть такая потребность и заинтересованность, и мы не можем на это не откликаться. Конечно, мы откликаемся. Более того, надеемся, что в дальнейшем и в этом отношении тоже будет плодотворная работа.

Если посмотреть на деятельность, ведущуюся в нашем городе, то Совет по культуре при нашей Санкт-Петербургской митрополии действует весьма и весьма активно. У нас проходят различные мероприятия и в Мариинском театре, и в Александринском, и в других местах. Проходит очень много фестивалей, много мероприятий, и все это свидетельствует о том, что мы стремимся к тому, чтобы не только проговаривать те или иные важные для нас положения, но в то же время свидетельствовать и делами о нашей готовности к активному участию в жизни общества.

Как я понимаю, разговор шел в рамках сохранения и возрождения духовно-нравственных традиций на основе культурно-творческого наследия?

Да, шла речь о том культурном уровне, который является для нас весьма и весьма важным, потому что представить на сегодняшний день жизнь нашего общества как-то разорванной на части просто нельзя. Мы должны быть единым целым. У общества есть разные составляющие. Культурный уровень определяется в том числе тем, насколько мы, представители Русской Православной Церкви, активно участвуем в культурной жизни нашего общества. На сегодняшний день мы показываем, что действительно участвуем. Более того, готовы и далее плодотворно участвовать. И это является важным свидетельством для всего нашего гражданского общества, насколько мы готовы вовлекать его в сохранение тех духовно-нравственных традиций, которые у нас были, и насколько мы хотим, чтобы они дальше передавались из поколения в поколение, так как они уже исторически сложились.

В одной статье психофизиолога Павла Васильевича Симонова, посвященной духовно-нравственным ценностям, я столкнулся с таким разграничением: он пишет, что духовность - это стремление к истине, а душевность - стремление к добру. На Ваш взгляд, не является ли наша жажда возрождения духовно-нравственных традиций стремлением к возрождению именно душевности в обществе, то есть стремлением все-таки, наверное, отдельных членов общества к добру? Потому что если мы говорим об истине, то можем говорить и о внутреннем нравственном законе, заложенном в нас при творении Господом.

Особенно в период советской власти и после 90-х годов не потеряны ли духовно-нравственные ценности именно с точки зрения душевности как стремления к добру в том числе?

Не потеряны. Потому что, как мы помним слова Тертуллиана, душа по своей природе христианка, поэтому в ней Богом заложена та искра, уничтожить которую просто невозможно никаким образом. Другое дело, что начиная с 90-х годов нашему обществу предлагаются ориентиры, прежде всего связанные с какими-то материальными проявлениями. Также сейчас идут мировые процессы, говорящие об определенном гедонизме. Поэтому сохранение духовно-нравственных традиций является для нас очень важным, потому что тогда мы сохраним нашу Россию, сохраним нашу культуру. В противном случае все это будет размыто. Сейчас средства массовой информации, Интернет - это такой сквозняк, сохраниться в котором человеку достаточно сложно. Плюс еще очень много транснациональных корпораций, которые тоже размывают понятие национальной культуры. Кроме всего прочего, мы знаем, что идеологи мировой экономики начиная с 90-х годов говорят, что важно, чтобы были размыты межнациональные понятия, стерты культурные различия и так далее. Поэтому сохранить наши национальные и культурные традиции очень важно, так как это будет серьезное противостояние этому. По нашей Конституции, на сегодняшний день идеологии у нас быть не может, тем не менее вопрос о сохранении духовно-нравственных традиций и обычаев - это возможность прежде всего сохранения России как православной страны и воспитание общества в таком ключе, который бы помогал передавать из поколения в поколение все, что у нас есть, - эту величайшую сокровищницу.

Вопрос очень серьезный, и наша Русская Православная Церковь, мне кажется, делает в современных условиях все возможное. Поэтому когда идет речь о том, что возникает некий пессимизм, то, наверное, можно сказать: нельзя объять необъятное, не могут сразу произойти глобальные изменения в преображении людей - это длительный процесс. Вспоминаю: когда началась перестройка, разрушился Советский Союз, это было время непростое для психики; для всех современников это был определенный слом, который, безусловно, сказался на всех нас. И сейчас новое поколение, которое этого не переживало, все начинает с чистого листа. И здесь как раз очень важным оказывается, чтобы мы помогли им в формировании такого мировоззрения, которое является для нас именно духовным, православным. Чтобы эти люди были Иванами, помнящими свое родство, бережно относящимися к своей истории, своим духовно-нравственным традициям, обычаям, и чтобы в дальнейшем они могли бы передавать все это из поколения в поколение. Такая серьезная, ответственная задача стоит сейчас перед нами. Как мне кажется, мы делаем все возможное в этом направлении.

Можно ли было делать в этом направлении что-то большее, покажет будущее: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». В будущем потомки оценят, что было сделано в период нашего времени, но мне кажется, что сделано очень много. Многими пастырями Церкви были приложены титанические усилия по организации духовной жизни как на приходах, так и вне их. И сейчас мы знаем многих пастырей, которые трудятся в этом направлении, и трудятся очень ярко. И многие светские люди, видя эту деятельность пастырей Церкви, тоже активно участвуют в этом.

Мне приходится много ездить по нашей стране, и, к моей большой радости, я встречаю много положительных откликов на проповеди нашего Святейшего Патриарха Кирилла, на его деятельность в разных городах, разных населенных пунктах. И у меня тоже от этого появляется радость: несмотря на то, что определенные средства массовой информации нашу Русскую Православную Церковь очерняют, тем не менее подавляющее большинство населения положительно оценивает деятельность ее представителей. Поэтому у меня есть определенные надежды на то, что наше общество будет и дальше пошагово развиваться в этом направлении. И мы будем прикладывать все возможные усилия для воспитания и формирования подрастающего поколения и для помощи уже взрослым людям.

Беседам со студентами я уделяю очень много внимания, пытаюсь, что называется, подробно разжевывать многие положения. Иногда приходится слышать: «Батюшка, подождите, объясните еще вот это»... В воскресной школе нашего прихода занятия ведет преподаватель нашей духовной академии, и у нас всегда полная аудитория, всегда много вопросов и много желающих услышать слово Божие. Хотя преподаватель не в священном сане, тем не менее люди тянутся слышать слово Божие. Поэтому я надеюсь, что значительная часть нашего общества с каждым годом будет все больше и больше обращаться за духовными советами и будет более бережно относиться к нашим духовно-нравственным традициям.

- Будем надеяться. Дай Бог! Вы говорили, что сейчас молодежь пишет с чистого листа большей частью. Но чтобы писать какую-то повесть, основанную на духовно-нравственной традиции, должна быть какая-то предыстория. К сожалению, получается, что нам, детям 90-х, приходящим к взрослому мировоззрению именно в эти кризисные годы, тяжело воспроизводить эти духовно-нравственные традиции, так как мы их не видели в связи с тем общим состоянием, которое наше общество претерпевало в те годы. Ни о каких духовно-нравственных позициях речи не шло, остаться бы в живых, выжить в тех условиях. Получается, наше поколение испытывает голод в знании, восприятии этих духовно-нравственных традиций.

Потому что прежде всего это должно передаваться через семью. А в советский период семьи были неполными; отца, как правило, не было. Я рос в центре нашего города, тогда Ленинграда, и в подавляющем большинстве семей была безотцовщина; как правило, детей воспитывала одна мать. Мне повезло: у меня были папа и мама, бабушки и дедушки; они все занимались моим воспитанием, и в нашей семье духовно-нравственные традиции не прерывались, а передавались из поколения в поколение.

Наверное, я бы не был тем, кто я есть, если бы не родился и не вырос в той семье, в которой родился и вырос. То же мы можем говорить и про нашего Патриарха Кирилла, и про многих других священнослужителей и духовных людей. В 90-е годы это действительно была большая проблема, но она стоит и сейчас, когда очень много неполных семей… Как в советские годы: мать должна отработать, сходить купить продукты, приготовить, поэтому ребенку уделялось мало времени. Как правило, это были коммунальные квартиры, как здесь в Петербурге; их и по сей день остается очень много. В этой ситуации мы прикладываем определенные усилия; например, в нашей епархии проводится много встреч с серьезными разъяснениями для подготовки молодых людей, желающих создать семью. В том числе у нас предлагаются беседы и для священнослужителей. Более того, мы стремимся делиться опытом нашей епархии и с другими городами и епархиями, пытаемся делать все возможное в этом направлении. Однако это мало паханное поле, здесь еще трудиться, трудиться и трудиться, но эта работа ведется, причем работа масштабная. Можно сказать, идет невидимая большая, серьезная духовная брань. На сегодняшний день мы боремся на каждом клочке земли за душу нашего человека. И это не просто какие-то высокопарные слова.

Мы говорили про наш Совет по культуре, есть и другие отделы и комиссии; все они делают по своему направлению все возможное. Я знаю, что все пастыри Церкви прикладывают титанические усилия, чтобы каждый на своем месте мог и отслужить, и в то же время сделать все возможное в рамках своей непосредственной деятельности. Поэтому ведется кропотливая работа, и это в нас вселяет определенный оптимизм: Господь с нами, Господь поможет нам в той деятельности, которую мы на сегодняшний момент осуществляем. Поэтому здесь не может быть никакого пессимизма. Наоборот, мы радуемся тому, что Господь дает нам возможность свидетельствовать об истине и прикладывать все усилия, которые мы на сегодняшний день можем приложить. Но, как свидетельствует Священное Писание, как это было две тысячи лет назад, «жатвы много», и те делатели, которые есть на сегодняшний день, делают то, что могут делать. И, на мой взгляд, делают это очень грамотно и качественно. Каждый раз я благодарю Господа Бога за всех наших пастырей Церкви, когда молюсь, стараюсь по возможности всех поминать перед лицом Божиим, чтобы Господь каждому помогал в его важном и ответственном служении.

Очень важно, что сегодня появляются труженики и не в священном сане, которые активно участвуют именно в этой деятельности. Нельзя сказать, что их очень много на нынешний день, тем не менее они есть, и с каждым годом их становится все больше и больше. Более того, мы видим, что наше священноначалие уделяет этому тоже очень большое внимание, и это имеет свои хорошие, положительные результаты.

Здесь возникает тем больше недоумения. В век такого, казалось бы, безграничного доступа к информации любого рода, когда человек имеет все-таки (кто-то, может быть, это осознает, кто-то не осознает) жажду этих духовно-нравственных ценностей, жажду к этим именно традиционным устоям, к сожалению, приходится наблюдать крайнее отсутствие стремления к познанию (имеется в виду историческая литература и литература художественного характера, скрывающая, в общем-то, все богатство, наследие духовной культуры и нашей страны, и всего мира). Вы говорите, что студенты принимают активное участие в общении с Вами, задают очень много вопросов. Возникали бы эти вопросы, если бы люди обращались, скажем так, к письменно-информационному наследию, к источникам на тему духовно-нравственных традиций нашей страны?

Каждый раз, когда мы общаемся с молодежью, мы ощущаем, что она на сегодняшний день перегружена информацией. Информации очень много, раньше такого потока, конечно, не было. И ориентироваться в этом информационном сквозняке довольно непросто. Поэтому от нас зависит очень многое в плане сохранения духовно-нравственных традиций и формирования мировоззрения. Потому что если мы постараемся сформировать правильное православное мировоззрение, то молодым людям будет значительно легче ориентироваться в этом информационном сквозняке, они будут обращаться к тем источникам, которые дадут им такую духовную пищу, что пойдет им на пользу.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская


Часто исследователи обращают внимание на традиционный, обычный характер нравственных отношений . Однако, как показывает анализ, нравственные нормы соотносятся лишь с такими традициями и обычаями, которые не только функционируют, но и формируются спонтанно (нормативная подсистема АО) и не распространяются на такие традиции и обычаи, которые возникают гетерогенным путем (нормативная подсистема ГО).
Выше подчеркивалось, что сущностной особенностью традиций как особого класса социальных норм служит в той или иной форме и степени осознанная связь с прошлым. Этого, однако, нельзя сказать о всех нравственных нормах. Для многих из них соотнесение с прошлым отнюдь не характерно. Напротив, нормы эти мыслятся как современные, насущные. Поэтому, строго говоря, обычаи и традиции проявляются в нравственной жизни общества либо как пережитки (явные формы), либо как насущные нравственные нормы, но только по мере их соотнесения с прошлым (неявные формы). Именно в этих двух планах можно говорить о традиционных моральных убеждениях, заповедях и т. д.
Вместе с тем нравственная система является сугубо традиционной с точки зрения ее формирования, развития, функционирования и характера управления общественными отношениями. В ее утверждении и существовании в качестве специфического социального образования огромную роль играет накопленный нравственный опыт, который служит особо важной, а в ряде случаев вообще исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Кроме того, традиция на протяжении тысячелетий оставалась едва ли не единственным специфическим средством трансляции нравственных отношений.
Рассматривая традиции и обычаи как суверенные формы нравственных отношений, необходимо вместе с тем не упускать из виду, в каком смысле используются оба термина -
системы-реалии или системы-концепта. Это важно, в частности, для того, чтобы правильно понять и объяснить феномен нравственного поведения в его традиционном аспекте. Знание нравственной традиции (обычая), как известно, не всегда реализуется в соответствующем субъективном поведении, тогда как о моральном облике субъекта приходится судить главным образом на основании его поведения.
Затем, в определенных случаях традиции в области морали свое воплощение получают в специфических и суверенных модификациях, к каковым относятся, в частности, нравы (греческое слово ethos и латинские mos и moris означают и «обычай», и «нрав»). При строгом научном подходе нрав должен быть интерпретирован в терминах концепт- системы и системы-реалии И. Таким образом, реальность нравственного поведения и вообще нравственных отношений как особого вида идеологических отношений в своем адекватном истолковании особого рода: она тождественна системам, которые мы ранее представили в качестве систем-реалий II. Именно в таком качестве они и включены в общественное бытие.
Характерной особенностью нравственных традиций и обычаев как особого класса и специфической разновидности социальных норм является то, что их императивность опирается на авторитет общественного мнения. Кроме того, автономная регуляция субъективного поведения, осуществляемая нравственными традициями, связана с идеалами и оценками. Примечательно при этом, что в классово антагонистическом обществе между автономным управлением посредством нравственных обычаев и традиций и гетерономным управлением со стороны эксплуататорского государства возникает конфликт, который принимает в различных формах общенациональные масштабы. В социалистическом обществе с ликвидацией частной собственности, классового антагонизма устраняется социальная база для подобного конфликта, и в этом заключается одно из важнейших социальных завоеваний нового строя.
Все нравственные обычаи и традиции являются сугубо историческим продуктом, порождением своего времени. Однако, оформившись и укрепившись в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов, установок, они покидают историческую арену не сразу после того, как условия, породившие их, переменились или вовсе исчезли. В соответствии со своей природой обычаи и традиции нередко продолжают существовать и оказывать регулирующее действие на нравственные отношения уже а совершенно иную эпоху.
На данное обстоятельство неоднократно обращали внимание основоположники марксизма. Ф. Энгельс пишет, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений» . И далее на примере показывает, как свободные афиняне, еще находившиеся во власти моральных представлений родового строя, предпочитали арест службе в полиции, которая представлялась им унизительной и позорной. В силу этой причины полиция первоначально формировалась исключительно из рабов. «Государство не могло существовать без полиции, но оно было еще молодо и не пользовалось еще достаточным моральным авторитетом, чтобы внушить уважение к занятию, которое бывшим членам родов неминуемо должно было казаться гнусным»,- заключает Ф. Энгельс .
Долговечность, исключительная устойчивость и прочность являются специфическими чертами моральных традиций. Многие из них пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменгнл- им, хотя нередко подлинный смысл, а также действительные причины, их породившие, навсегда утрачены. Основанием существования, функционирования таких традиций стала сама традиция - концепт-система II. Типичный пример - этикет, условные правила поведения людей в обществе, отчетливо выраженные традиции-интраверты, авторитет которых в человеческом сознании исторически становится самодовлеющим.
Характерной чертой подавляющего большинства традиционно сложившихся правил этикета служит поливариантность. Издавна многочисленные исследователи обращали внимание на огромное разнообразие, а в ряде случаев и полную противоположность значений норм этикета, принятых в тех или иных сообществах. Например, бросить кость другому человеку в европейской традиции считается оскорбительным, безнравственным актом, у папуасов Новой Гвинеи - наоборот: поделиться таким образом едой считается добрым обычаем, выражающим дружеское расположение, участие .
Рассмотренные выше особенности традйцйй в роли зйкб* на генезиса и закона функционирования системы общественных отношений позволяют объяснить названную черту - поливариантность этикета. Добавим, что традиция в качестве объективного фактора обусловливает не только своеобразие правил поведения, но и их сохранение даже тогда, когда материальные производственные и экономические основания всей общественной системы давно видоизменились. Поэтому ряд обычаев со временем превращается в серьезную социальную преграду. Чтобы преодолеть ее, указывал В. И. Ленин, нужна борьба длительная, требующая коренной переделки общественных нравов . Вместе с тем многие нравственные обычаи, хотя и являются порождением своего времени, тем не менее сохранят свое непреходящее историческое значение и в будущем. В. И. Ленин считал, что элементарные, веками известные правила общежития останутся при коммунизме и будут играть роль основного регулятора общественного поведения 1П.
Раскрывая роль нравственных традиций в общественных отношениях, некоторые исследователи высказывают мнение, что появление государственного юридического права является отрицанием традиций в системе социального регулирования: с отмиранием государства и развитием коммунистических взаимоотношений роль традиций в регулировании общественных процессов вновь возрастет, и в этом случае уже произойдет «отрицание отрицания» .
Безусловно, при коммунизме нравственные традиции в регулировании отношений между людьми будут занимать значительное место, тогда как правовое юридическое регулирование отомрет. Тем не менее утверждение, будто право отрицает традиции, и тем более нравственные, не отличается точностью, ибо юридическое законодательство, позитивное право действуют в классовом обществе наряду с традициями как неинституционными регулятивами и в области морали, и в самой правовой надстройке.
Традиции всегда играли и играют в нравственной надстройке важную роль. На основе проведенного анализа можно сказать, что они служат основным средством развития нравственных отношений, обеспечивают и обусловливают (либо ускоряют, либо замедляют) общеисторический нравственный прогресс.
Организуя работу по коммунистическому воспитанию трудящихся, КПСС особое значение придает передающимся из поколения в поколение нравственным традициям, выработанным народными массами в многовековой борьбе с гнетом эксплуататоров, социальной несправедливостью и нравственными пороками . Эти традиции и обычаи являются необходимым составным элементом коммунистической морали. Внедряя их в жизнь, в отношения советских людей, партия вместе с тем возглавляет и организует борьбу с отрицательными нравами и обычаями, оставшимися нам в наследство от капиталистического общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев еще раз подчеркнул, что на борьбу с такими уродливыми явлениями, как тунеядство, рвачество, эгоизм, мещанство, накопительство, равнодушие, пьянство, должны быть направлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов . Искоренение этих и других нравственных пороков, вредных обычаев будет способствовать дальнейшему расцвету и упрочению коммунистических взаимоотношений между людьми.

Марина Вишнякова
Духовно-нравственные традиции семейного воспитания

Трудно найти человека, который не жаловался бы на юное поколение. Очень многое в нашей юности и юности наших друзей трудно соотнести с ценностями нынешней молодежи. При этом в современной психолого-педагогической литературе предлагается множество подходов (японское воспитание , американская толерантность и отсутствие «давления» (ребенок не должен вырасти закомплексованным и зажатым, отечественные психологи тоже дают советы, общаться с ребенком КАК). Мы можем найти массу советов, как поступать в той или иной ситуации, но конфликт не разрешается, а продолжает углубляться. Почему? Готовые инструкции отучают вникать в суть, отучают жить своим умом и сердцем и, оторванные от традиций воспитания , оказываются несостоятельными. А традиции эти – это традиции христианской культуры, которая являлась основой жизни множества поколений в течение тысячи лет.

Рассмотрим этапы развития личности ребенка.

От рождения до трех лет

1. Мир состоит из своих и чужих. Свои – это узкий круг родственников. Если представление «свой – чужой» не усвоено, развитие ребенка в будущем будет идти неправильно. Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то всем сердцем, до трех лет он должен сначала привязаться к своей матери. Сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где все равны, где всегда много новых людей, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

2. Мир состоит из мужчин и женщин. С 4 лет мальчики усваивают мужской тип поведения и начинают впитывать прежде всего те знания, которые понадобятся ему как мужчине. В настоящее время грань между мужским и женским поведением все более размывается. (тетя – дядя, стиль «уни-секс» ). Поведение мужского типа формируется под влиянием образа отца-хозяина, главы семейства , отца-умельца, который все умеет делать своими руками. А женственное поведение явно говорит о большом влиянии матери, которая хочет, чтобы ее ребенок был самым красивым и самым аккуратным, а не самым сильным и сноровистым, как этого хотят отцы. В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, создает свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной, как надо относится к детям. Даже если супруги расходятся, когда ребенку всего 4-5 лет, он уже успел усвоить образец для подражания в своей будущей семье.

От трех до семи лет

Главная задача этого периода – освоение и усвоение мужского и женского поведения через игры. На предыдущем этапе дети сформировали свои представления о мужчинах и женщинах, теперь они пробуют быть ими, правда, пока в игровой форме. Важной особенностью этого периода является то, что мальчики для получения мужского воспитания должны переходить на воспитание к мужчине – отцу или деду. В древности в княжеских семьях воспитанием мальчика занимался «дядька» , позднее – гувернеры. Находим множество примеров в художественной литературе. Мужчину должен воспитывать мужчина . На этом этапе мальчик должен усвоить следующие черты настоящего мужчины :

Защитник, воин, герой. Все это ребенок осваивает, играя в войну, в богатырей, воюя с врагами. При этом ребенку необходимо предлагать образы и идеалы родной культуры и истории. Для правильного воспитания мальчики должны иметь примеры для подражания, стремиться быть героями. Эти образы родители должны прививать чтением былинных сказок, показом старых советских мультфильмов, военных фильмов, которые остаются в душе ребенка. К сожалению, сегодня такими героями становятся персонажи компьютерных игр, которые героями в привычном понимании этого слова и не являются.

Хозяин, кормилец, помощник. Мужчина должен быть трудолюбив, он должен кормить семью. Важно, чтобы именно в этом возрасте ребенок выполнял какую-то работу по дому. Если в этом возрасте ребенок не приучится трудиться, то лень будет чертой его характера. Хозяйское отношение к дому ребенок впитывает только через совместную работу с отцом. В реальной жизни ребенок не имеет такой возможности по причине, скажем откровенно, некоторой пассивности отцов. Современный индустриальный уклад жизни, потеря хозяйского отношения (наемничество) не способствуют формированию ответственного отношения к жизни. Никто не призывает возвращаться к натуральному хозяйству, но, восхищаясь достижениями цивилизации, необходимо помнить о том, чем приходиться платить за эти достижения.

Строитель, умелец. Мальчик должен научиться самостоятельно что-нибудь выдумывать, творить и, наконец, доводить свои замыслы до конца. Современные дети завалены готовыми игрушками. Взрослые наивно думают, что чем сложнее и интереснее игрушка, тем ребенок будет более развитым. Но все как раз наоборот.

Девочки на этом этапе остаются с матерями, чтобы усвоить женский тип поведения :

Сказочная принцесса. Девочка может и должна играть в сказочную принцессу. Ведь в будущем ей предстоит стать для кого-то такой необыкновенной сказочной принцессой. Девушка, впитавшая этот образ, будет искать очень чистых отношений. Это особенно важно в наше время, когда между молодыми людьми в подростковом возрасте все меньше романтики. Только романтика может спасти в подростковом возрасте от искушений физиологического созревания, которое они переживают.

Золушка. Это образ труженицы, умелой хозяйки.

Мама. Каждая девочка должна готовиться стать мамой. Поэтому все девочки должны играть в дочки-матери. В православной литературе не раз отмечалось. Что куклы должны быть именно в виде маленьких деток, пупсиков, а вовсе не в виде Барби.

Именно в этом возрасте в детских душах закладывается патриотизм, любовь к Родине. Если до трех лет ребенок уже разделил весь мир на своих и чужих, то теперь его представления о своих несколько расширяются. У него появляются понятия своего рода, своего народа. (игра в солдатиков) В этой игре у ребенка формируются нормальные представления о добре и зле. Если у ребенка другие представления о мире и он видит в нем больше злого, чем доброго, то душа его будет в постоянном напряжении и психика может не выдержать такого давления. Именно поэтому сказки для детей должны быть добрыми и дети не должны видеть никакой жестокости. В русских сказках всегда присутствуют злые силы, но они никогда не бывают всесильными и часто изображаются с иронией.

Хочется еще раз подчеркнуть, что нормальной средой для воспитания является семья . Но где воспитываются современные дети ? В образовательных учреждениях 7 часов в детском саду и столько же с родителями. Детсадовский возраст очень важен для формирования личности, а половину всего времени ребенок проводит в обстановке, совершенно непохожей на домашнюю. Чем отличается обстановка семьи от детского сада? В семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры и есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии. В коллективе сверстников все равны. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя эту двойную школу (школу послушания и школу заботы) вырастает нормальным человеком – послушным и заботливым. Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то очень желательно воспитание именно в семье . Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено в детстве. В семье же формируется особое отношение к старикам (Век геронтофобии) . Довольно часто в обыденной жизни мы вспоминаем лишь три негативных библейских образа и легко можем дать им характеристики : Ирод – убийца, Иуда – предатель, Хам – тот, кто не почитает своего отца, смеется над ним. Я думаю, этот ряд неслучаен. Грех непочитания родителей стоит рядом с самыми тяжкими преступлениями. Пятая заповедь гласит : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле». И никаких условий «если» , при которых бы следовало почитать и при которых не следовало. И на этой заповеди сходятся все конфессии мира (кавказское долголетие у мусульман; это единственная заповедь, в справедливости которой можно убедиться при жизни).

Это не значит, что детей нельзя отдавать в детские сады. Просто если родители принимают подобное решение, то надо осознавать необходимость усилить домашнюю составляющую воспитания и все свободное время посвящать общению с ребенком, предавая жизненный опыт в совместной деятельности (не беседой, не наставлениями)

Почему именно сегодня остро встал вопрос о традициях в воспитании детей ? В недавнее время было единое педагогическое пространство : в семье, в детском саду, в школе, на улице были единые педагогические требования, созданные единой идеологической системой. Одной из самых важных черт современной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания, норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных) . Идеология как система воспитания может быть и христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божьи в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерархию ценностей (например, Ищите прежде всего Царствия Божия и правду Его и это все приложится вам (Мф. 6, 33) . Пусть не все еще готовы к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни, но очевидно, если в семье не будет никакой идеологии, это крайне опасно. Чтобы к чему-то стремиться, что-то оценить, нужна шкала, точка отсчета, и количество знаний, на которые в большинстве своем сегодня ориентируются родители, здесь не поможет.

Сегодня мы говорили о традициях семейного воспитания . Русский язык – очень чуткая система. В нем даже морфемы имеют некое лексическое значение. Так, приставка «вос-» (восстание, восхождение) в слове «воспитание » определяет вектор детоводительства– «ВЕСТИ К ВОЗВЫШЕННОМУ» . И делать это с любовью, ибо только «Любовь долготерпит, милосердствует… не раздражается, не мыслит зла…все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»/



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»