Пояса способом дерганья. Дерганье с использованием четырех петель. Пояснения к схемам

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня попыталась разместить свой старенький мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах на Ярмарке Мастеров. Но из-за отсутствия возможности отредактировать готовый текст там теперь столько косяков, что мне ужасно стыдно!! Поэтому решила опубликовать ещё и здесь, только в том виде, в каком этому МК полагается быть.

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!

Приглашаю всех, кому интересны старинные виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В английском варианте этот вид рукоделия называется "fingerloop", в русском - "дёрганье".

Подготовьте, пожалуйста, нитки (тренироваться лучше на шерстяных), ножницы, дощечку с канцелярской кнопкой, где удобно закрепить узелок (можно также привязать край к дверной ручке, батарее, или попросить кого-нибудь подержать), - и начнём!

Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.

Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.

Тесьма и шнуры, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.

Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.

Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.

Техника

Первый этап изготовления шнура формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.

Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом «через руку», оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.

Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.

Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три на другой.

Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:

Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:

Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):

Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».

Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.

После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».

Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.

Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.

Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.

Практическое значение

В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!

Вот несколько примеров из нашей мастерской:

При подготовке мастер-класса использованы материалы:

Фрагменты статьи "Circa 1265 fingerloop braids information" − автор: Andy Soddard ©1997; переводчик: Ольга Владимировна Часовитина ©2007 http://www.13c.ru/texts/Fingerloop_braids_making.pdf
‘Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450’ by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland ©1992, 2001 Museumof London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), © 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва) http://art.1september.ru/2006/20/no20_6.htm
Студия декоративно-прикладного творчества (Москва, городской Дворец детского (юношеского) творчества). Мастер-класс «Плетение поясов» проводит педагог В.А. СЕЛИВАХИНА http://www.dm-magazine.ru/arhive/Nomer-06-2007/D_M-06_07

Дерганье с использованием четырех петель

Берутся четыре нити: а, б, в, г (Илл. 3 А). Один конец нитей закрепляется, а свободные концы переплетаются между собой следующим образом: нить (а) перекрывает нить (б), а нить (г) перекрывается нитью (в), но сама перекрывает нить (а) (Илл. 3 Б). Затем нить (а) перекрывает нить (в), нить (г) перекрывается нитью (б), а нить (в) перекрывает нить (б) (Илл. 3 В). После этого всю основу следует дернуть на себя, прибивая полученное плетение.

Илл. 3. Дерганье с использованием пяти петель.

Петли одним концом надеваются на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закрепляется. На правой руке петли располагаются на указательном, среднем и безымянном пальцах (петли а, б, в), на левой руке - на среднем пальце и на указательном (петли г, д) (Илл. 4 А).

Свободным безымянным пальцем левой руки крайнюю петлю (а) протягивается через две другие петли (б, в), затем всю основу следует дернуть на себя, прибивая, таким образом, полученное плетение (Илл. 4 Б).

Затем петля (б) переносится со среднего на указательный палец правой руки, а петля (в) с безымянного пальца - на средний. После чего безымянным пальцем правой руки крайняя петля (д) продергивается через петли левой руки (г, а), верхние и нижние петли меняются местами, затем следует снова прибить полученное плетение. Таким образом, каждый раз происходит продергивание крайней петли через две ближайшие петли то слева направо, то справа налево.

Илл. 4. Осаждение плетения

Илл. 5. Плетение «на бутылочке».

В этом случае на одну общую нить (а) навязываются нити основы, затем нить (а) завязывается вокруг горлышка бутылки. Теперь крайние нити основы, выполняющие роль утка последовательно переплетаются со всеми остальными нитями основы, проходя то под них, то перекрывая их (Илл. 6).

Илл. 6. Плетение «на колодочке».

Вокруг отверстия колодочки с дырой посередине или катушки втыкаются булавки. На каждую из них петлями накидываются нить, которая затем продевается через отверстие колодочки и связывается узлом. Затем эта же нить в виде петли по очереди накидывается на каждую булавку, при этом с булавки снимается предыдущая петля и протягивается через вновь образованную петлю. После того как завершится ряд, готовый шнур нижним узлом нужно оттянуть вниз сквозь отверстие (Илл. 7).

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

Простейшие модели с использованием логических устройств Как заставить модель обходить, не задевая встречающиеся на пути предметы? Сделать в домашних условиях локатор сложно, да он и не нужен. Глазами автомобиля или робота могут быть фотодатчики. Свет фар, отражённый от

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

ИК системы связи и ДУ с использованием DTMF ИК передатчики используются многими авторами для создания систем связи и дистанционного управления (ДУ). Как правило, ИК передатчик модулируется определенными частотами, а ИК приемник использует ИС типа 567, снабженную системой

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

5.3.4. Сертификация элементов систем качества с использованием индексов воспроизводимости производственных процессов Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 предполагает оценку (анализ) точности и стабильности производственных процессов

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

6.2.1. Принципы встраивания информации с использованием квантования. Дизеризованные квантователи Под квантованием понимается процесс сопоставления большого (возможно и бесконечного) множества значений с некоторым конечным множеством чисел. Понятно, что при этом

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2.2. Обзор алгоритмов встраивания ЦВЗ с использованием скалярного квантования А31 (C.-J. Chu ). В данном алгоритме к цветному изображению первоначально применяется пятиуровневое целочисленное вейвлет-преобразование. ЦВЗ представляет собой последовательность ±1.

Из книги Азбука техники одинарной веревки автора Недков Петко

6.2.3. Встраивание ЦВЗ с использованием векторного квантования В предыдущем разделе рассматривался случай, когда на вход квантователя подавались скалярные значения, и каждое кодовое слово квантователя представляло собой единичный отсчет выхода источника. Стратегия

Из книги автора

20.9. Вычисления с использованием атомов А теперь поговорим о возможностях создания сверхминиатюрной вычислительной техники. Со времен лекции 1959 года эта область стремительно развивалась, так что возникла совершенно новая ситуация, и я буду обсуждать только новейшие

Из книги автора

5.3 узлы для связывания веревок и петель Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность - до 56% - из всех узлов для связывания веревки. Встречная восьмерка (рис. 36б).


Техника дерганье была широко распространена по всему миру. Ныне эта техника еще сохранилась в некоторых районах нашей страны (например, в Северной Осетии эта техника мне известна как "осетинский пояс"), в отдаленных областях Европы ("Fingerloop braids"), Ближнего Востока, Южной Америки и Японии. В Европе достигла звездного часа в Средневековой Европе и Англии между 1200 и 1600гг.

Эта техника очень проста и удобна в том смысле, что тесьму и пояски в этой технике можно плести где угодно и когда угодно. При кажущейся простоте, в этой технике можно сплести тесьму с разным узором, при этом фантазия ограничивается лишь количеством пальцев (если не хватает своих, привлекайте к труду домашних, подруг/друзей, в таком случаи тесьму можно плести вдвоем или даже втроем), сочетанием и последовательностью расположения цветов в начале плетения и способом перекидывания ниток с одной руки на другую, то есть я не сильно ошибусь, если скажу, что ограничений практически нет))) Главное, чтобы было желание искать и экспериментировать)

Пояснения к схемам:

Я очень люблю эту технику плетения, поэтому охотно занимаюсь составлением схем и каталога узоров, и для того, чтобы вам было понятно, что я имею ввиду, хочу сразу рассказать об используемых мною обозначениях. Рассмотрим вот на таком примере:


1. Пальцы в схеме обозначаются следующим образом:

ЛА - указательный палец левой руки

ЛБ - средний палец левой руки

ЛВ - безымянный палец левой руки

ЛГ - мизинец левой руки


АП - указательный палец правой руки

БП - средний палец правой руки

ВП - безымянный палец правой руки

ГП - мизинец правой руки


2. В отличие от иностранных схем (тех, что я видела), я указываю конечное перемещение петли с пальца на палец. Мне так проще, поэтому чтобы не запутаться, внимательно читайте текст в схемах.

3. Пунктирной линией обозначается расположение петли в начале шага.

4. Начальное расположение ниток я обозначаю следующим образом:


ЛА - синяя нитка, т.е размещаем петлю синего цвета на указательном пальце левой руки

ЛБ - синяя нитка, соответственно для среднего пальца левой руки

ЛВ - синяя нитка, соответственно для безымянного пальца левой руки


ПА - оранжевая нитка, т.е размещаем петлю оранжевого цвета на указательном пальце правой руки

ПБ - оранжевая нитка, соответственно для среднего пальца правой руки


Выглядит это так:



Или такой пример:


ЛА - зелёная нитка

ЛБ - зелёная нитка

ЛВ - красная нитка


ПА - красная нитка

ПБ - зелёная нитка


Выглядит это так:

Подготовка к плетению:

1. Считаем необходимую длину ниток. Так как плетём мы петлями в данной технике, то конечную длину умножаем на два и добавляем на сокращение длины. При разных вариантах плетения расход разный, но нужно добавить для начала хотя бы четверть, а потом уже смотреть, для каких вариантов плетения этого достаточно, а где даже мало. Поэтому для начала предлагаю такой расчёт: 100см*2+25см=225см.

2. Подготовленные нитки складываем пополам.


3. Аккуратно, не ленимся, раскладываем каждую петли по отдельности, укладываем рядом друг с другом, выравниваем их, чтобы петли находились на одном уровне, завязываем в пучок.


4. Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками. Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй рукой подбивает нитки.

5. Если планируете плести длинную тесьму, то тогда сматываем петли в пасмы. Хочу заметить, что пасмы имеют свойство распускаться при сильном натяжении петель, поэтому сама я делаю узелки на расстоянии 50-70см по всей длине (когда тесьма доходит до узелка, его нужно развязать). Может, конечно, есть какой-нибудь другой более удобный способ, я его пока, к сожалению, не знаю. Лучше, конечно, кого-то просить, чтобы помог подбивать, иначе на дальнем конце тесьма выходит рыхлой и не красивой.

6. Рекомендую заготовить вот такие картонные пальчики. Обрисовываем свои пальчики на картонке или другой плотной бумаге, вырезаем и по два раза сгибаем каждый "пальчик", чтобы получились "фаланги". При вынужденном завершении плетения переносим петли с пальцев на картонки, чтобы не перепутать расположение ниток при дальнейшем плетении.


7. Располагаем петли на пальцах по заданной схеме - кисти ладонями вверх, пальцы слегка согнуты.


8. Можно начинать! И самое главное - будьте внимательны! В этой технике легко немножко напутать, а потом так и не суметь вернутся к месту, где ошиблись, потому что надо очень хорошо знать расположение ниток на каждом шаге. Мне обычно проще начать заново.

Цель урока: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний.

Задачи урока:

Образовательные :

  • Отработать навык работы с компьютерной презентацией.
  • Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.
  • Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

  • Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с ландшафтом и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.
  • Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, ИКТ и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

  • Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого культурными ценностями своего народа.
  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология, информатика).

Наглядные пособия:

  • плакаты с изображениями традиционных народных костюмов;
  • стенд с поясами, выполненными в различных техниках плетения и ткачества;
  • выставка предметов народного быта;
  • мини-стенды с готовыми образцами;
  • презентация к уроку (Презентация );
  • инструкционные карты по работе с презентацией (Приложение 1 );
  • инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья (Приложение 2 ).

Оборудование:

  • демонстрационный компьютер;
  • проектор;
  • компьютеры для обучающихся;
  • манекен в традиционном русском костюме;
  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон.

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее разделены на группы по 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Урок начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок учителя истории.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер (Слайд 1) .

Зачем людям нужна одежда? (Слайд 2)

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда? Найдите этот исторический период в таблице. (Слайд 3)

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была. (Слайд 3)

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Слово учителя: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его. (Слайд 4)

Как вы думаете, какие способы придумали люди? (Слайд 5)

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Слово учителя: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений. (Слайд 6)

Что еще делали из шерстяной пряжи? (Слайд 7) .

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Слово учителя: У нас в кабинете есть прялки, которыми пользовались жители Нижегородской области.

Кто из вас может показать, как нужно прясть?

Девочки подходят к прялкам и показывают. Технологию прядения учащиеся изучали на уроках технологии с использованием видео.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде (Слайд 8) .

Посмотрите на слайд и скажите, кто здесь богатый человек, а кто бедный? (Слайд 9)

Дети показывают на интерактивной доске различия в одежде.

Слово учителя: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский (Слайды 10-11) .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

Отгадать, что лежит в сундучке, нам поможет маленький кроссворд (Слайд 12) .

Первая буква – с нее начинается имя древней игрушки кукольного театра (Петрушка).

Вторая буква – с нее начинается название месяца, который в старину назывался «листопад» (октябрь).

Третья буква – с нее начинается имя героини русских сказок, у которой костяная нога (Яга).

Последняя буква – с нее начинается название русского праздника, который отмечали в разгар зимы (святки).

Итак, что это?

Открываем сундучок, достаем поясок. Посмотрите, какие они все разные, нарядные (Слайды 13-14) .

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Слово учителя: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой (Презентация. Слайд 15) . Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце. (Слайд 16)

Слово учителя:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Слово учителя: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег (Слайд 17) . И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма (Слайд 18) . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

И делали пояса разными способами (Слайды 19-23) . Сегодня у нас в кабинете оформлена небольшая выставка: здесь вы видите пояса, выполненные в разных техниках: плетеные, на игле («в бутылку»), тканые на дощечках, на бердо.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок учителя технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах в России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы.Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

Слово учителя: Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени. Ребята подойдут к компьютерам, и будут создавать презентации о поясах.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

IV. Практическая работа (вводный и текущий инструктаж).

Блок учителя информатики.

Инструктаж по выполнению презентаций

Сегодня мы закрепим ваши знания по темам «Форматирование и редактирование документов», «Работа с рисунками и текстом». Но выполнять будем не простую работу, а творческую. На каждом рабочем столе компьютера находится папка с материалами к сегодняшнему уроку. Все материалы объединены одной темой – «Пояс». В вашу задачу входит следующее: выбрать из предложенного материала информацию, отвечающую вашей теме, и представить ее в виде презентации. Инструкция по работе с презентацией находится у компьютера. Постарайтесь использовать как текстовую, так и графическую информацию. Не забудьте оформить первый (титульный) лист вашей работы и правильно подобрать фон (оформление). Сохранить работу в ту же папку.

Темы для индивидуальных работ:

  1. Роль пояса в национальном костюме.
  2. Пояс как оберег.
  3. Способы изготовления поясов.
  4. Пояс в современной одежде.
  5. Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

Инструкции для работы с программой PowerPoint – Приложение 1, Приложение 2 .

Слово учителя технологии.

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Демонстрация видеосюжета о «Плетении дерганьем» – www.moskids.ru/ru/handmade/video .

Рассмотрим этапы выполнения плетения. (Слайды 24-28)

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать (Приложение 3 ).

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово учителям истории и технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»