Обучение детей финансовой грамотности. Как обучить детей финансовой грамотности. Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Учим детей финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы по разработке и апробации образовательной модульной программы по повышению финансовой грамотности подростков в организациях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательная программа.

The article discusses questions on development and approbation of the educational modular program for increase of the financial literacy of teenagers in the organizations of additional education.
Keywords: financial literacy, educational program.


Экономика и развитие будущего нашей страны прямо зависит от знаний и информации, а значит, осознанность подрастающего поколения каким путем заработать деньги и куда их направить очень важно. К примеру, можно потратить деньги на организацию бизнеса с нуля, инвестировать их в какой-нибудь выгодный проект и т.п. И чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.
Главная беда населения страны заключается в патологической нехватке средств. А она, в свою очередь, неизбежна оттого, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, отчего же их не хватает.
Социально-экономический кризис общего развития мирового сообщества втянул в эти отношения и подростков. У них появляются защитные реакции в ответ на личный выход из проблемных ситуаций, которые связанны с материальными потребностями.
Слово «экономика» дети слышат с детства, и, так или иначе, связывают с ним определенные свои материальные блага. А вот с понятием «финансовая образованность» не каждый знаком, и понимание, как можно ребенку участвовать в развитии страны, знает далеко не каждый.
Таким образом, экономическая неопределенность требует создания педагогических условий, в которых подростки овладели бы основными знаниями и умениями в области финансовой грамотности для того, чтобы они могли сами принимать обдуманные решения, пользуясь денежными средствами.
Для успешного формирования финансового образования важны две основные цели: желание обеспечить свою личную безопасность в области финансов и поднять уровень жизни.
Источником такого формирования для несовершеннолетних, помимо личного жизненного опыта, наблюдения за окружением, опыта родной семьи, средств массовой информации могут и должны стать учреждения дополнительного образования детей – детско-юношеские центры, центры детского творчества и другие, так как здесь дети собираются по интересам и главный мотив их действий – это интерес.
В течение 2011-2015 гг. преподавательский коллектив ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж» является активным участником программ по повышению финансовой грамотности. С 2014 года колледж является участником Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и работает по контракту «Разработка, апробация и реализация образовательной программы по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования». В рамках контракта была разработана образовательная программа по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного труда, рассчитанная на 96 академических часов, которая имеет блочно-модульную структуру объемом 32, 64 и 96 академических часов соответственно.
Образовательная программа представлена пояснительной запиской, где отражена актуальность вопроса, цели и задачи, результаты.
Для реализации данной программы были разработаны методические указания для преподавателей и рабочие тетради для обучающихся по каждому модулю, которые отвечают следующим принципам
- природосообразность;
- наглядность;
- системность.
При разработке образовательной программы было учтено, что она должна быть ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, так как именно в такой атмосфере может успешно формироваться основные финансовые компетенции.
Образовательная программа начинается с анализа потребностей в знаниях и навыках в сфере финансовой грамотности, которые необходимы детям среднего школьного возраста. В ходе данного анализа учитывается, что в отличие от других возрастных категорий, школьники не имеют постоянного дохода, а получают деньги от родителей или от случайных подработок. Как правило, такая ситуация приводит к не умению планировать личный бюджет и формирует «легкое» отношение к деньгам.
Основными задачами Модуля 1 «Основы финансовой грамотности» являются:
- дать базовые знания о потребностях, благах, личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег;
- формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
В рамках данного модуля изучаются следующие темы: Потребности человека, Блага и ресурсы, Деньги, Валюта, Рынок, Расходы, Доходы, Бюджет. Предусмотрено проведение нескольких дидактических игр, в том числе ролевых.
В процессе изучения курса перед педагогами ставятся разнообразные задачи. К примеру, основными задачами Модуля 2 «Сбережения и банки» являются:
- дать базовые знания о сбережениях, кредитования и инвестирования об общих принципах кредитования и инвестирования;
- формировать у обучающихся установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формировать навыков оценивать свою кредитоспособность;
- формировать у обучающихся понимания необходимости долгосрочного инвестирования.
В этом модуле подробно говорится о разных видах накоплений (вклады в банках, акции, облигации, вложения в недвижимость), их достоинствах и недостатках, рассматриваются существующие виды кредитов, даются рекомендации, как правильно брать кредит, в каких случаях стоит это делать, а в каких это делать очень рискованно.
Основными задачами Модуля 3 «Предпринимательство и основы финансовой безопасности» являются:
- дать базовые знания о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формировать навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек;
- формировать у обучающихся знаний о возможности защиты своих прав как потребителя.
Несколько занятий посвящены вопросам рисков: какие риски могут подстерегать человека на пути к желаемой цели, и как себя от них обезопасить. Также рассматриваются вопросы страхования, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителя.
Объединяет все занятия и модули главные герои – Ярослав и Татьяна. Это подростки, которые сопровождают обучающихся на протяжении всего образовательного курса. Образы подростков были предложены детьми художественной школы № 3 Краснооктябрьского района г. Волгограда. Ученица данной школы Клинова Полина создала образы героев, которые в ходе работы по контракту претерпели кардинальные изменения. Если первоначально это были подростки-тинэйджеры, то к концу работ, когда художница познакомился с финансовой грамотностью, изменилось ее отношение к данному курсу, узнала много нового и полезного для себя, ребята-герои тоже стали более открытыми, «светлыми», появились их друзья, родственники. Татьяна и Ярослав попадают в различные жизненные ситуации и педагог предлагает детям решить задачу и найти финансовые решения из ситуаций.
Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.
Отдельные тематические блоки образовательного курса взаимосвязаны между собой, благодаря чему более эффективно решается задача закрепления пройденного материала и систематизации знаний.
Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных способностей использованы следующие элементы, приемы, методы нестандартного занятия в традиционном занятии: заполнение таблиц, опорных схем, работа с иллюстрациями, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры. Такие задания позволяют обучающемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях.
Самореализация обучающихся в учебной деятельности возможна при следующих условиях: наличие групповой работы; взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателем, с учебной информацией. Данным условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения.
Разработанный курс программы предполагает использование учебных игр. Связь с содержанием обучения достигается в игре не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть психологические барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении умениями, знаниями в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Образовательный курс серьёзный и сложный, но программа учитывает возрастные особенности обучающихся и место обучения. Содержание программы построено таким образом, чтобы ребёнок не уставал от сплошного текста: идёт чередование текста, рисунков, таблиц, тестов и советов. Каждое занятие заканчивается небольшим опросом, что способствует закреплению изученного материала. Задания, предлагаемые в программе, делают возможным применять научную информацию на практике и формировать правильную позицию по отношению к финансам.
В соответствии с условиями Контракта апробация образовательной программы проводилась в двух учреждениях: Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда; Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда.
В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда была сформирована группа из 16 учащихся в основном 11-летнего возраста и с примерно одинаковой базовой школьной подготовкой. В Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда была сформирована группа из 20 учащихся в основном разной возрастной категории (11-15 лет), следовательно, и с различным уровнем первоначальной подготовки.
В обоих учреждения был проведен входной контроль и выходной. Контроль представлял собою тестирование по 30 вопросам. В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда «уровень финансовой грамотности» вырос с 52% до 82%, а в Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда - с 68% до 95%, т.е. результаты достаточно хорошие.
Реализация образовательной программы осуществлялась в 11 учреждениях дополнительного образования детей г. Волгоград и Волгоградской области: МОУ ДОД Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр г. Волгоград, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Советского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Красноармейского района г. Волгограда, МОУ ДОД станция юных натуралистов г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Детско-юношеский центр «Русинка» г. Волжского Волгоградской области, МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Центр детского творчества Городищенского муниципального района Волгоградской области, МБОУ ДОД Детско-юношеский центр Среднеахтубинского района Волгоградской области, МКОУ ДОД Центр детского творчества Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Эффективность образовательной программы по окончанию курса составила 47 %, что говорит о достаточно высоких результатах работы преподавателей, правильно подобранной методике преподавания и хорошем методическом обеспечение образовательного курса.
В рамках работы по контракту было охвачено 191 человек. Хочется отметить, что по мере узнавания о программе, к группам присоединяются новые учащиеся.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей отметили высокую значимость программы для подростков, полагают, что она способствует всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их способностей, позволяет достичь поставленной цели по формированию у школьников социально-культурных установок, ориентированных на рациональное поведение на рынке финансовых услуг.

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.

Привычку разумно относиться к деньгам необходимо развивать у детей с ранних лет, уверены эксперты. Мы подобрали несколько рекомендаций, которые помогут вам научить своего ребенка бережному отношению к личным финансам.

1. Карманные деньги - это важно

Если вы планируете научить ребенка грамотному отношению к деньгам, важна не только теория, но и практика. И здесь не обойтись без карманных денег. Их размер должен зависеть исключительно от размера вашего дохода. Даже если это 200 руб. в неделю, на эту сумму можно как купить мороженое, так и накопить на мобильный телефон.

Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: «Первые познания финансовой грамотности ребёнку можно дать, как только он научится считать - в школе или даже до неё. Маленький человек должен понимать, сколько стоит мороженое или игрушка. Сопоставлять, что дешевле или дороже. Затем он начинает делать самостоятельные покупки. Здесь неоценимое значение имеют карманные деньги. В жизнь входит практическое освоение финансовых отношений. Оно даёт сильный стимул в развитии. Учит сопоставлять потребности и возможности - важнейший жизненный навык. Ребенок вступает во взаимоотношения между людьми, учится соблюдать правила общества, осознает ценность труда и сотрудничества. Появляются элементы планирования, ответственности, организованности. Все эти премудрости дети должны познавать не самостоятельно, а с помощью и под контролем родителей. Но именно на практике. Мама с папой, выдавая деньги, спрашивают, на какие цели их потратит чадо, попросят посчитать, какие суммы нужны».

2. Экономить выгоднее, чем тратить

Объясните ребенку, что те деньги, которые он не потратит сегодня на очередную покупку, завтра могут принести ему прибыль. Важно, чтобы ребенок стремился заставить работать свои денежные активы. Расскажите ему о депозитах, которые приносят прибыль, когда деньги при этом не тратятся. Даже если это будет несколько сотен рублей в год от небольшой сумы денег, вложенной вашим ребенком во вклад, он на личном примере убедится, что сэкономленные деньги приносят прибыль.

Приведите пример: одна тысяча рублей во вкладе под 10% годовых через 10 лет «заработает» еще одну тысячу рублей.

По мере того, как ваши дети растут, рассказывайте им о других, более прибыльных способах инвестирования: к примеру, фондовых рынках.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»: «Чем раньше ребенок начнет учиться обращению с деньгами, тем легче ему усвоить основы грамотного отношения к финансам. При этом стоит понимать, что важным элементом обучения является позитивный пример взрослых, которые окружают ребенка. Обучение на практике всегда эффективно, поэтому карманные деньги могут стать хорошим способом формирования правильного отношения к деньгам. Однако стоит учитывать, что карманные деньги - это те средства, которые вы выдаете ребенку регулярно, вне зависимости от его успехов в учебе или объемов работы по дому. Именно при таком подходе у ребенка формируются основы финансового планирования - он знает, что у него есть собственные деньги, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению».

3. Нет смысла переплачивать за тренды и бренды

Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать то, что ему хочется. Однако нет никаких причин для того, чтобы переплачивать за желаемую вещь. Объясните, что нет смысла покупать последнюю игру LEGO «Звездные воины» только потому, что хочется получить ее именно на день рождения. Через пару месяцев, когда популярность игры пойдет на спад, меньше станет и ее стоимость.

То же можно сказать и о брендовых вещах. Нет оснований переплачивать за товар в два или три раза только потому, что на нем есть известный логотип. Объясните, что главное требование к вещи - ее качество, и зачастую неплохие джинсы можно купить за меньшие деньги, но без известного логотипа той или иной торговой марки.

Однако если любовь к брендам у вашего чада неискоренима, обратите его противоречивый дух на пользу.

«Желание ребенка получить престижный гаджет может стать хорошим примером для практического обучения финансовой грамотности, - считает Андрей Паранич. - Родители могут предложить ребенку оценить, насколько реальна эта финансовая цель и как можно ее достичь самостоятельно. Например, предложить посчитать, за сколько месяцев он накопит на нравящуюся ему модель смартфона, откладывая часть карманных денег, как увеличится скорость накопления, если разместить деньги на банковском вкладе, подумать, какие еще финансовые поступления могут ускорить достижение этой цели. Например, вознаграждение за выполнение дополнительных обязанностей по дому или самостоятельный заработок.

После того, как такие расчеты произведены и финансовый план составлен, имеет смысл предложить ребенку подумать об альтернативах - что можно купить на накопленные деньги вместо этого смартфона. Вполне возможно, ребенка привлечет возможность истратить накопленное на новый велосипед, летнюю поездку с друзьям, а на оставшиеся от накоплений средства купить более простой смартфон.

4.Экономить выгоднее, чем занимать

Пожалуй, этому научить сложнее. Что и говорить, отнюдь не все взрослые согласятся с этим правилом.

По данным Объединенного кредитного бюро, только в августе текущего года банки выдали россиянам 2,25 млн новых кредитов общим объемом более 288,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост в количественном выражении составил 4%. Что же, проще исправлять свои ошибки, обучая ребенка на собственном примере. Расскажите ему, как дорого обходятся заемные средства. Объясните, как на примере с депозитом: если взять в кредит 1 тыс. руб. под 10% годовых, то вернуть придется через год минимум 1100 руб.

Не помешает в объяснении этого навыка и практика. Если ваш ребенок хочет купить какую-то вещь, но денег на нее нет, предложите одолжить ему необходимую сумму под процент. Когда он поймет, что должен лишить себя мороженого, чтобы вернуть проценты, возможно, интерес к заемным средствам у него пропадет.

Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт: «Разговаривайте с ребёнком о вашем семейном бюджете, объясняйте, какую финансовую дыру и проблемы создаст крупная покупка, предложите альтернативы. Если разговор действительно будет честным, откровенным - ребёнок вас обязательно поймёт, когда вдруг ощутит, что теперь, обладая новой информацией, он тоже в ответе за семью и за бюджет».

5. Деньги друзей - не твое дело

Вам наверняка знакома ситуация под названием «Мама, мне нужен планшет как у Вити из моего класса». Не стоит идти на поводу ни у своего ребенка, ни у социума. Если «Витин планшет» вам не по карману, не копите долги, ступая на скользкий путь, дальше будет только хуже.

Предложите ребенку сосредоточиться на себе и собственных средствах. Это важно, если вы хотите, чтобы в будущем они тратили деньги с умом и довольствовались тем, что имеют.

Анна Вульф, психолог: «Выстроенное отношение к деньгам поможет ребенку спокойно воспринимать то, что одноклассники носят модные вещи или пользуются дорогим телефоном, даже если у него нет таких вещей.

Если ребенок завидует одноклассникам, то важно показать, что вам важны его переживания. Для взрослого это сигнал, что ребенок не до конца еще понимает ценности вашей семьи. В этом случае ему сложно отстаивать их перед одноклассниками в ситуации конкуренции. Прежде чем говорить о своем отношении к этой ситуации, проясните ее. Узнайте, почему ему важно быть похожим - чтобы общаться с одноклассниками наравне, или чтобы доказать им, что его тоже любят в семье. У него могут быть и другие причины желать такую же вещь. Возможно, ему нужно научиться общаться с интересными для него людьми вне зависимости от разницы в материальном положении. Другое дело, если он пока не понимает различия в финансовых возможностях людей и связывает ваш отказ купить ему телефон Apple c плохим отношением к нему».

Научите своих детей ценить время. Объясните им, что не стоит, к примеру, лепить днями напролет из глины фигурки в большем количестве, чем их купят на школьной ярмарке. Важно, чтобы ребенок понял - не стоит тратить усилия там, где они не окупятся. Вместе с тем, ему важно понимать, что необходимо упорно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но труд должен оплачиваться достойно. Важно научить ребенка не бояться просит больше за свою работу, если он этого заслуживает.

Николай Косяк, руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co: «Любому человеку пригодится умение грамотно распоряжаться деньгами, закладывать основы этих знаний нужно в детстве. С детьми обязательно нужно говорить о деньгах, работе, тратах. Карманные деньги учат детей считать, копить, экономить и прислушиваться к своим желаниям. Кроме того, карманные деньги - это стимул для ребенка к дальнейшей самостоятельности, финансовой независимости».

Если вам удастся донести до детей вышеперечисленные рекомендации, они вырастут людьми, умеющими ценить себя, свое время и деньги.

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.


  • В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

  • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

  • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

  • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

  • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

  • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»