Обследование скрининг. Ультразвуковое скрининговое исследование. Скрининговое исследование при беременности. Скрининг: как его делают

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Скрининговое обследование: что это такое и с какой целью его производят? Этот вопрос люди задают часто. Многие слышали о понятии скрининга и считают его необходимым для будущих матерей. Этот вид проверки еще применяют детям, а иногда и мужчинам. Понять суть проверки можно через изучение процедуры и видов скрининга.

Что означает скрининг?

Под скринингом понимают медицинскую проверку людей, которые не жалуются на здоровье, целью является выявление заболеваний. Подобное обследование проводится в большинстве бюджетных учреждений, причем в большинстве случаев бесплатно. Для прохождения скринингового обследования нужно быть прикрепленным к поликлинике.

Этот метод проверки позволяет обнаружить патологии на начальном этапе и повышает вероятность предотвращения болезни.

Исследование позволяет выявить такие болезни как:

  • у мужчин, а также женщин;
  • глаукому;
  • новообразования;
  • патологии кровеносной системы;
  • гепатит.

Это лишь основные направления, которые выявляют скрининговые исследования. Существует еще ряд других заболеваний, которые также выявляются этим методом.

Существует массовая скрининговая проверка и выборочная. Обычно выборочное обследование касается только одной семьи или группы людей, где существует риск заражения тем или иным заболеванием.

Этот вид исследования выявляет наличие болезни на той стадии, когда симптомы еще не дают о себе знать.

Скрининговое обследование во время беременности

Если проверка здоровья населения это новая программа и проходят ее только желающие, то для будущих мам, выявить наличие патологий крайне важно. Многие беременные с сомнениями относятся к скрининговому обследованию, не зная, что это такое и как к нему подготовиться.

В комплексную проверку входят обследования на аппарате ультразвуковой диагностики и на кровь. На их основе выявляют длину плода, срок от зачатия до обследования и наличие отклонений у малыша.

Одной из важных составляющих скринингового наблюдения является первая проверка в начале беременности.

Первый скрининг: что это?

Первая проверка важна для будущей матери, поскольку подтверждает наличие беременности. В этот период врачи стараются выявить отклонения следующего характера:

  1. Проверка длины носа, поскольку у тех детей, которые развиваются с отклонениями, кости формируются позже.
  2. Проверка желчного мешочка и количества сердечных сокращений. Это указывает на жизнеспособность ребенка.
  3. Под контролем держат состояние шейной складки, которая часто указывает на отклонения в развитии.
  4. Состояние кровотока, подходящего к плоду.
  5. Размер головы также важен для постановки диагноза.
  6. Проверка срока беременности в соответствии с таблицей.

Статья в тему:

Какие гормональные противозачаточные таблетки выбрать для женщин после 40 лет?

Важно! Отклонения, выявленные при первом скрининге, не должны давать повода для беспокойства. При подозрении на неправильное развитие, женщину будут обследовать более интенсивно и скажут окончательный диагноз.


Обследование проводят как трансвагинальным методом, так и через брюшную стенку. Поскольку первый способ рассмотрения плода более информативен, его применяют на ранних сроках беременности.

Второй этап скрининга складывается из детального биохимического анализа крови. Важно отметить, что будущая мать сдает кровь только после прохождения УЗИ, где специалист определяет срок беременности.

Анализы, оцениваемые при таком исследовании — это ХГЧ, гормон, указывающий на наличие беременности и протеин-А, показывающий состояние плаценты и иммунитета женщины.

После трех исследований, врач выводит индекс МоМ, который складывается еще и из таких показателей как:

  • возраст матери;
  • наличие вредных привычек;
  • предыдущих беременностей.

Врач назначает пройти два скрининга. Если у пациентки есть основания для прохождения третьего скринингового этапа, например, возраст, старше 35 лет или показатели по здоровью, тогда ее обследуют еще раз.

Второй скрининг

Второе скрининговое обследование, что это такое и для чего его необходимо делать всем будущим матерям?

В середине беременности женщину проверяют по третьему скрининговому методу. Цель этого обследования состоит в выявлении положения ребенка.

Как и при первой проверке по УЗИ скринингу, у малыша определяют размер носовой кости и иные показатели ребенка.


Беременной также уделяют пристальное внимание. Ее осмотром занимается гинеколог. Это касается выявления отечности и исключения лишнего веса, которые осложняют период вынашивания плода.

Шейку и стенки матки осматривают на наличие патологических и воспалительных процессов, что также оказывает влияние на состояние будущей матери.

В этот период смотрят и сравнивают с нормами три показателя анализов: , АФП (белок сыворотки крови у плода) и эстриол.

ХГЧ проверяют по специальной таблице, где показатели соответствуют сроку вынашивания плода. Если полученный результат отличается от нормы, тогда существует вероятность выкидыша. Поэтому при возникновении сомнений, результат будет показан гинекологу и иным специалистам, проводящим осмотр состояния будущей матери.

Эстриол также сравнивают с показателями из таблицы. Этот гормон показывает состояние печени плода и плаценты его матери. В дальнейшем этот гормон принимает участие в формировании протоков для прохождения молока для вскармливания.

Статья в тему:

Что такое РФМК анализ крови? Кому и когда его надо сдавать? Что означают результаты?

Анализ АФП делают для того чтобы проверить следующий фактор: правильно ли вырабатывается белок у ребенка или нет.

Третий скрининг

При благоприятных анализах и отсутствии жалоб, будущая мать не проходит третью проверку. Следующий этап – это скрининг малыша после родов.

При явных патологиях и показателей по проведенным анализам, отличающихся от нормы, женщине рекомендуют пройти третий скрининг, выявляющий состояние плаценты и положение плода.

Видео

Отличие скрининга от УЗИ

Перинатальное скрининговое исследование предполагает обследование всех беременных женщин, и это правило не зависит от здоровья пациентки.

На первый взгляд может показаться, что отличий между УЗИ и скринингом нет, поскольку оба исследования проводят на одном аппарате. Разница в подходе к методу исследования и способе расшифровки. Скрининг берет во внимание не только показатели ультразвуковой диагностики, но и биохимического анализа крови.

Первая проверка заключается в УЗИ исследовании и сдаче анализа на два гормона, а вторая в УЗИ и получении результатов трех гормонов.

Важно! Обыкновенное ультразвуковое исследование показывает состояние органа будущей матери, а не плода.

Два этих исследования ставят перед собой различные задачи.

Маммографический скрининг

Проходить обследование маммографическим методом должна каждая женщина. Это позволит выявить изменения и уплотнения в груди, а также начать своевременное лечение.

Женщинам рекомендуют проводить диагностические самоосмотры дома и выявлять мелкие уплотнения, после чего обращаться к маммологу. Многие забывают об этой процедуре, поэтому врачи призывают помнить о ежегодном обследовании.

Обследования ведутся в медицинских учреждениях. Чаще всего этим вопросом занимается маммолог или гинеколог.

Маммография, выполняемая с использованием специального устройства, схожа с флюорографией, но в фокус попадает не грудная клетка, а молочные железы женщины.

Женщина во время исследования раздевается и прижимается грудью к прибору, после чего лаборант делает снимок. В дальнейшем, полученный результат передают маммологу или терапевту, который делает его расшифровку.

Этот метод имеет множество положительных отзывов, но некоторые специалисты заметили, что достоверность метода составляет около 20 %. В последующем, пациентки получают ложноположительный результат и нервные расстройства, а болезненная биопсия причиняет физическую боль.

К тому же излучение, применяемое при выполнении снимка, воздействует на молочные железы и при частых исследованиях, может привести к онкологии, возникшей в области груди.

Многие пациентки в силу вышеперечисленных причин, отказываются от подобного исследования, но врачи настоятельно советуют не забывать о ежегодном обследовании, приносящем только пользу, а не вред.

Одна часть аппарата фиксирует электрические поля, находясь на груди и спине пациента, а вторая призвана фиксировать изменения в электрических полях.

Второй метод заключается в ультразвуковой диагностике. Датчиком пациенту водят в области сердца, а на экране врач видит изображение. Оценивая изображение, специалист сравнивает динамику и показатели сердца с нормой.

Нерегулярный ритм и утончение тканей свидетельствуют о нарушения в области сердца.

Иногда сердце обследуют через пищевод. Этот осмотр информативнее, чем выявление изображения при помощи датчика, но приносит дискомфорт пациенту.

Мышцы поглощают излучение от датчика, а кости являются своеобразным препятствием, которое мешает получить полный результат.

Поскольку ультразвук имеет малый радиус проникновения, проводить исследование чрезпищеводным путем рекомендуют людям, страдающим от лишнего веса.

Диагностику проводят натощак, что позволяет избежать рвотного рефлекса.

Преимущества скрининговой диагностики

Преимущества диагностики выполненной в форме скринингового исследования очевидны. Этот метод способствует своевременному выявлению нарушений и скорейшему назначению грамотной терапии для устранения патологического процесса.

При обследовании сердца, груди и других органов люди могут получить информацию о состоянии своего тела и начать терапевтические мероприятия.

Выявление болезней на начальных этапах их развития ведет к возможности их удачного излечения, если будет применено современное и квалифицированное лечение.

Заключение

Скрининговое обследование, что это такое?

Это – современный метод обследования, направленный на выявление заболеваний, как для беременных женщин, так и других людей. Регулярный врачебный осмотр способен найти болезни, которые в дальнейшем будут изучены лечащим врачом. Медицинский специалист назначит квалифицированное лечение и проведет терапевтические мероприятия для пациента.

Внедрение скринингового метода.

Скрининг - проведение простых и безопасных исследований больших групп населения с целью выделения групп риска развития той или иной патологии.

Данный метод очень важен и позволяет выявить различные патологии в пренатальном и неонатальном периодах, добиться снижения частоты выявления распространенных форм, увеличение частоты выявления ранних форм рака и улучшение выживаемости.

Пренатальный скрининг - исследования, проводимые беременным женщинам с целью выявления групп риска осложнений беременности. Пренатальный скрининг обычно включает в себя ультразвуковой и биохимический скрининг. По сроку гестации различают скрининг первого и второго триместра. Неонатальный скрининг - массовое обследование новорожденных на наиболее частые врожденные заболевания. У каждого новорожденного берется капля крови из пяточки на специальный тест-бланк, который направляется в медико-генетическую консультацию для проведения исследования. В случае обнаружения в крови маркера заболевания, родители с новорожденным ребенком приглашаются в медико-генетическую консультацию для проведения повторного исследования крови для подтверждения диагноза и назначения лечения. В дальнейшем же ведется динамическое наблюдение за ребенком. Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление наследственных заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации. Неонатальный скрининг позволяет предупредить осложнения таких заболеваний как гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, галактоземия, адреногенитальный синдром.

К скрининговым методам можно отнести также лабораторные анализы, позволяющие определить виды различных инфекционных возбудителей, ультразвуковые методы исследования, томографию, ПЦР, ИФА и многие другие анализы.

Цель скрининга- высокое качество выявления патологии, однако здесь имеется ряд проблем. Серьезной проблемой являются ложноположительные и ложноотрицательные заключения.

Для достаточного уровня проведения скрининговых нализов должен быть выполнен ряд условий:

1.Информирование населения о проведении скрининга.

2.Обеспечение достоверного и качественного учета, хранения и воспроизведения информации.

3. Принципы анкетирования населения. На данный момент на Украине создана анкета, включающая 20 вопросов. Однако ответы не могут быть использованы для принятия решения в медицине, так как несут в себе исключительно личные впечатления респондентов и не совпадают с выводами квалифицированных докторов.

4.Оценка любого вида скрининга по критерию « медицинская эффективность-стоимость».

5.Важная проблема, это решение кто может оценивать результаты и в чьих интересах проведение скрининга.

Скрининг рака - это поиск злокачественного новообразования у человека, не имеющего никаких симптомов опухоли. Такие тесты в ряде случаев помогают обнаружить заболевания на ранней стадии, когда многие виды рака можно полностью вылечить. Появление у пациента жалоб может говорить о росте и распространении злокачественного новообразования, а, следовательно, - и об ухудшении прогноза для больного. Скрининговые исследования позволяют снизить смертность от рака.

Варианты скрининговых тестов

  • врачебный опрос (анкетирование) и осмотр
  • лабораторные анализы (исследование тканей, мочи, крови, кала)
  • методы медицинской визуализации (обследования, которые позволяют получить картинку внутренних органов)
  • генетические исследования, направленные на выявления мутаций, которые могут приводить к развитию опухолей

Минусы и риски скрининговых исследований

Не всегда скрининг помогает выявить рак на ранних стадиях, и у многих тестов есть вероятность каких-либо осложнений. Важно знать, во-первых, есть ли у исследования доказанная эффективность в снижении смертности от рака, а во-вторых, осознавать возможные риски при его проведении.

Например, в качестве скрининга рака толстой кишки проводят колоноскопию или сигмоидоскопию, но это серьезные и неприятные для пациента медицинские исследования, при которых, в частности, возможны повреждение слизистой оболочки кишечника и кровотечение.

При скрининге иногда получают ложноположительный результат, т.е. тест показывает, что рак есть, а после проведения дополнительных исследований опухоль не обнаруживают. При этом для подробного обследования назначают медицинские процедуры, которые приводят к вполне объяснимым переживаниям со стороны человека и его близких, нередко дорого стоят и сами по себе могут вызывать осложнения.

Возможен и ложноотрицательный результат, т.е. показатель теста нормальный, а между тем рак есть. При этом люди часто откладывают подробное обследование, даже при появлении симптомов.

В некоторых случаев обнаружение рака в результате скрининга не продлевает и не улучшает жизнь обследованного. Есть виды раков, которые крайне редко угрожают жизни пациента или почти не сопровождаются какими-то жалобами. Но если рак нашли в результате теста, его начинают лечить. Нет возможности установить точно - продлевает ли начатая в таких случаях терапия жизнь пациента или нет. Зато известно о повышенном количестве самоубийств среди подростков и взрослых в течение первого года после постановки онкологического диагноза. Да и при лечении рака вероятно развитие тяжелых побочных эффектов и серьезных психологических проблем. Так что в определенных случаях постановка точного диагноза и проводимое лечение не повышают вероятность излечения.

Принимать решение об участии в скрининговой программе лучше после анализа подробной информации как о самих тестах, так и о том, что их результат даст конкретному человеку. И нужно сопоставлять предполагаемую пользу от ранней диагностики опухоли и потенциальные риски гипердиагностики и перелечивания.

Цели скрининговых программ

Идеальный тест должен:

  1. Находить опухоль раньше, чем появятся какие-либо симптомы
  2. Обнаруживать те виды рака, которые хорошо поддаются терапии при диагностике на ранней стадии
  3. Не давать ложноположительные и ложноотрицательные результаты
  4. Снижать смертность от рака.

Скрининговые исследования не диагностируют рак. Если результат теста не соответствует норме, то проводят дополнительные обследования, вплоть до биопсии для точного диагноза.

Некоторые скрининговые тесты предназначены для выявления у человека факторов риска определенных видов рака. Их наличие не означает, что опухоль обязательно вырастет, как и отсутствие не говорит о том, что онкологической патологии не будет.

Есть исследования только для тех людей, у которых есть факторы риска рака:

  • диагноз злокачественного новообразования в прошлом
  • диагноз онкологической патологии у двух или более кровных родственников
  • определенные генные мутации, связанные с раком.

Для групп риска скрининговые исследования проводят чаще или начинают их проводить в более раннем возрасте. Одна из задач - выявление новых групп риска по различным видам патологии.

Национальные программы скрининговых исследований различаются в зависимости от уровня развития медицины и экономических возможностей, а также данных по заболеваемости и смертности. Тесты меняются со временем, поскольку новые методы имеют более высокую эффективность.

Список исследований, доказанно снижающих смертность от рака

(по данным National Cancer Institute, США)

Колоноскопия, сигмоидоскопия и высокочувствительные методы обнаружения крови в кале - для рака толстой кишки. При проведении колоноскопии и сигмоидоскопии врач имеет возможность обнаружить полипы кишечника и удалить их до того, как они переродятся в раковую опухоль. Обычно проведение в качестве скрининга эндоскопических исследований кишечника рекомендуется в возрасте от 50 до 70 лет.

Низкодозированную спиральную томографию легких применяют в качестве скринингового обследования у тяжелых курильщиков в возрасте от 55 до 74 лет.

Маммографию проводят у женщин в возрасте от 40 до 74 лет для раннего выявления рака молочной железы. Метод существенно снижает смертность от этого заболевания, особенно в группе старше 50 лет.

Пап-тест и анализы на вирус папилломы человека снижают заболеваемость раком шейки матки, так как обнаруживают атипичные клетки до развития опухоли. Смертность от этой патологии неуклонно снижается. Эти исследования рекомендуют проводить регулярно, начиная с 21 года и до 64 лет.

Другие скрининговые тесты

Определение альфа-фетопротеина в крови совместно с УЗИ печени применяют в качестве скрининга рака печени при высоком риске его развития.

МРТ молочных желез используют при мутациях в генах BRCA1 или BRCA2. У этой группы очень высок риск рака груди и некоторых других злокачественных новообразований.

Определение онкомаркера CA-125 в крови часто делают вместе с трансвагинальным УЗИ женских половых органов для раннего обнаружения рака яичников, особенно при повышенном риске этого заболевания.

Самообследование молочных желез и врачебный осмотр груди не снижают смертность от рака молочной железы. Конечно, при обнаружении образования в молочной железе необходимо полное обследование для постановки диагноза.

Анализ крови на маркер ПСА совместно с пальцевым ректальным исследованием предстательной железы позволяет обнаружить опухоль простаты на ранней стадии.

Регулярно проводить осмотр кожи часто рекомендуют людям с высоким риском рака кожи. Хотя такое самообследование не снижает смертность от злокачественных новообразований кожи и приводит иногда к гипердиагностике, изменения формы и цвета родинок, появление новых или изъязвлений на коже - повод обратиться к врачу.

Трансвагинальное УЗИ позволяет получить изображение яичников и матки, что важно для женщин с повышенным риском рака яичника (с мутацией BRCA1 или BRCA2) или рака эндометрия (с синдромом Линча).

Раннее выявление злокачественных опухолей очень важно для снижения смертности, а при выявлении предрака - и заболеваемости.

Скрининг (от англ. screening - просеивание) — общее название методов специальных проверок, обследований, применяемых в медицине, биохимии, а также в бизнесе. В медицине под скринингом понимают проведение простых и безопасных исследований больших групп населения с целью выделения групп риска развития той или иной патологии или риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование. Данное понятие также используется в области HR менеджмента, в сфере подбора персонала. (Кадровый скрининг). Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять «проблемных» детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито") (М.П. Вилянский, 1987; В.И. Лубовский, 1998 и др.).

Главными характеристиками скрининг-тестов являются: безопасность, простота применения, стоимость и валидность.

За последние 3 года специалисты Центра приобрели достаточный опыт применения метода скринига в диагностическом сопровождении школьников, в том числе, имеющих проявления школьных трудностей. В 2010 году мы провели первый скрининг по программе профилактики школьной неуспешности в Лицее № 10, целью которого было исследование сформировааности у первоклассников предпосылок учебной деятельности. Возможно, кто-то знаком с программой Е.А. Екжановой «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах», который включает три теста: «Графические ряды», «Точки», «Дом Дерево Человек». Проводится стандартная количественная обработка, и делаются выводы о сформированности таких предпосылок, как: умение самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности относятся также сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность. По мнению автора результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на-метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

С пециалисты Центра составили программу скрининга «Психологический портрет младшего школьника» для целевой группы - 2 и 3 классы. Мы исходили из положения о том, что уровень развития предпосылок УУД является одним из показателей соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Частью скрининга стала программа логопедической диагностики нарушений репродуктивной письменной речи. Всего в 2012 было обследовано 236 учащихся. В 2013 году мы предложили апрбировать скрининг СОШ № 3. В 2014 - Лицеи №№ 10,13 - 150 человек. 2015 -Лицей № 13, 15, 11 с охватом 395 человек. В 2016 - начался новый этап реализации программы «Психологический портрет младшего школьника», который позволит нам оценить прогностическую ценность скрининга и скорректировать пакет диагностических методик для 3 классов. Всего программой скрининга было охвачено 879 учащихся 1-3 классов городского округа Химки. Эти цифры свидетельствуют о положительной динамике востребованнности скрининговых исследований.

Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании (М.К. Акимова, 1997; Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, 1990; А.Л. Венгер, 1999; И.А. Коробейников, 1980; В.И. Лубовский, 1989 и др.).

Скрининговые техники или оценочные инструменты весьма разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации. Разработка диагностического инструментария должна осуществляться с учетом ведущей деятельности возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития.

Задачи скрининга:

1. Отобрать из существующего арсенала диагностических средств методики, наиболее пригодные для оценки исследуемых параметров психологического развития ребенка.

2.Разработаь наиболее информативные и надежные критерии качественной и количественной оценки скрининг-тестов.

3. Апробировать разработанный комплекс методик в процессе скрининг-обследования школьников. Для повышения объективности диагностических данных необходимо фиксировать не только результат, но и процесс выполнения тестовых заданий.

4. Проверить степень надежности и валидности диагностического инструментария с помощью статистической обработки полученных результатов и последующим психолого-медико-педагогическим обследованием детей.

Приступая к созданию шкалы количественной оценки параметров и принимая во внимание использование ее в скрининг-диагностике (выявлении "проблемных" детей), мы стремились разработать надежную, и, в тоже время, удобную и простую в применении шкалу количественных оценок. Модификация методик предусматривала также выбор порядка предъявления экспериментального материала. Для определения порядка предъявления экспериментального материала были предложены несколько различных вариантов, основанных на увеличении или снижении степени "трудности" заданий.

Качественно-количественный анализ результатов скриннг - тестов позволил условно выделить четыре группы (диапазона) развития предпосылок УУД.

Первая группа (9%) - диапазон нормального развития (высокая возрастная норма). Вторая группа (45%) - диапазон нормального развития (возрастная норма).

Третья группа (40%) - диапазон снижения нормального развития УУД, "группа риска".

Четвертая группа (6%) - качественное своеобразие сформированности передпосылок УУД.

Несмотря на значительные индивидуальные колебания отдельных показателей, каждая условно выделенная группа имела присущую ей структуру психического развития, а третья и четвертая - еще и свойственную им систему отклонений и недостатков.

Школьники, вошедшие в третью и четвертую группы, были определены как "проблемные".

В Центре разработан и апрбирован скрининг психологического здоровья школьников, с использованием компьютерных тестов. Мы используем в работе с подростками следующие инструменты:

1. Анкета для диагностики типа личностной идентичности подростка

2. Оценка анамнеза

3. Полуструктурированное интервью

4.Функциональные пробы, в том числе, с использованием компьютерных программ

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т.к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно - начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях.

Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования г. Москвы осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.

Между тем, в настоящее время ни психологи (практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают научно обоснованной, статистически достоверной информацией о социально-психологическом состоянии детской популяции в Москве, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг развития.

Слово « мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения .

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др.

Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

Для определения показателей мониторинга социально-психологических проблем развития, обучения и адаптации московских школьников были рассмотрены три основных методологических подхода:

    Первый подход - мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах.

    Второй подход - мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося.

    Третий подход - мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.

Первый был оценен как наиболее привлекательный и научно-обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время реализация его именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по нескольким причинам:

    отсутствие единства в представлении о нормативах возрастного развития в научной психологии;

    отсутствие необходимого диагностического инструментария;

    отсутствие процедур измерения, соответствующих мониторинговым требованиям.

Поэтому, основной акцент был сделан на второй из рассматриваемых подходов. Психолого-педагогический статус учащегося - это совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной социопедагогической среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой стороны, имеющая выраженный прикладной (а, следовательно, и управленческий) характер. Разрабатывая данный подход, мы выделили ряд параметров психолого-педагогического статуса, легших в основу содержания мониторинга.

Для определения актуального запроса (третий подход) нами было проведено экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений города Москвы и выявлены актуальные вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию и значимые индикаторы. Данный материал позволил нам определить конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных ранее параметров психолого-педагогического статуса.

Одновременно с этим, мы учитывали особенности социальной ситуации развития, исследуя следующие характеристики образовательной среды: безопасность и психосоциальные факторы риска. Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, мы стремились создать батарею тестов, отвечающую следующим требованиям: компактность, минимум времени для выполнения, возможность ответить на широкий спектр вопросов, связанных с развитием школьников.

Все методики собраны в тестовые тетради. Процедура проведения была чётко прописана для исполнения. Необходимо заметить, что процедура проведения обследования является самостоятельной и отдельной задачей при разработке технологии проведения мониторингового исследования. Она прописывается в последовательности и регламенте проведения, апробируется на малой выборке и корректируется. Со всеми специалистами, проводящими обследование, проводится специальный учебный семинар по процедуре проведения обследования. В соответствии с концептуальной схемой были проработаны методический аппарат, организационная и математическая модели мониторинга.

Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий психологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.

Исходя из актуальных задач развития образования, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга Службы практической психологии образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её деятельности.

Скрининг – одно из самых точных и современных исследований. Врач может назначить скрининг сердца, печени, желудка, обследование молочных желез у женщин, скрининг для определения патологий беременности . Каждая процедура должна быть обоснована с медицинской точки зрения.

С недавнего времени скрининг проходят все категории населения. Эта процедура называется диспансеризацией, и участвуют в ней все жители страны. Общий скрининг позволяет на ранних этапах выявить многие серьезные заболевания. В стандартную процедуру входят:

  • Сам скрининг, то есть сбор данных о пациенте, его состоянии здоровья, хронических заболеваниях, аллергиях и прочих особенностях организма, замер роста и веса. Все данные вносятся в анкету и медицинскую карту пациента;
  • Измерение артериального давления;
  • Забор крови из вены и из пальца для проведения анализа на уровень глюкозы, холестерина, и биохимический анализ;
  • Анализ кала и мочи;
  • Электрокардиограмма сердца;
  • Флюорография;
  • Мазок с шейки матки и обследование молочных желез у женщин.

В список анализов могут войти и другие исследования, если в состоянии здоровья пациента есть отклонения. Подводит итог скрининга терапевт, который смотрит на анализы в комплексе, и ставит диагноз о наличии или отсутствии скрытых заболеваний и общем состоянии организма. В результате профилактических мероприятий можно выявлять болезни на самых ранних этапах, и следить за состоянием здоровья не только каждого пациента, но и населения целиком.

Скрининг при беременности


Если диспансеризация населения – мероприятие новое, и не каждый человек проходит ее вовремя, то во время беременности пройти все тесты врачи рекомендуют всем без исключения будущим мамам. В обследование входит анализ крови и УЗИ, и часто этого бывает достаточно, чтобы точно определить срок беременности, вес и размер ребенка, скорость его роста и патологи развития, если они есть. Самым важным считается скрининг первого триместра, во время которого можно определить несколько серьезных заболеваний, несовместимых с дальнейшим развитием плода, и несущих угрозу жизни матери.

В скрининг 1 триместра входит:

  • Ультразвуковое исследование плода и полости матки;
  • Анализ крови женщины на уровень хорионического гонадотропина и ассоциированного с беременностью протеина-А.

Первый этап – ультразвуковая диагностика. Она позволяет уже на ранних сроках проследить развитие беременности, определить внематочную, замершую или многоплодную беременность, и выявить отклонения в развитии плода.

Проводится исследование в 11-13 акушерскую неделю беременности, так как в более поздний или ранний срок тест будет менее информативным.

Ультразвуковая диагностика полости матки беременной женщины позволяет определить:

  • Точный срок беременности до одного дня;
  • Состояние шейки и полости матки;
  • Расположение плода в полости матки;
  • Копчико-теменной размер плода и его общую длину;
  • Окружность головы плода и бипариентальный размер, а также симметричность и уровень развития полушарий мозга;
  • Толщину воротникового пространства ребенка и размер носовой кости.

Все эти данные в совокупности дают возможность поставить точный диагноз и спрогнозировать ход развития беременности. По размерам плода на первом скрининге определяется несколько серьезных патологий, таких как синдром Дауна, микро-, макро- и анэнцефалия, синдром Эвардса, Патау, и еще ряд заболеваний, не совместимых с жизнью в большинстве случаев.

Ультразвуковая диагностика проводится как трансвагинально, так и через брюшную стенку. Поскольку первый метод исследования дает более точный результат, при первом скрининге на ранних сроках беременности он более предпочтителен.

Не менее важно во время диагностики оценить кровоток и работу сердца плода . Учащенное или замедленное сердцебиение чаще всего тоже являются признаками патологии. Плохой кровоток в сосудах пуповины важно заметить как можно раньше, поскольку с кровью матери младенец получает кислород и питательные вещества, и недостаток их пагубно влияет на его рост и развитие.

Второй этап скрининга во время беременности – подробный биохимический анализ крови.

Сдавать кровь можно только после ультразвуковой диагностики, так как УЗИ позволяет точно определить возраст плода.
Это важно для правильной постановки диагноза, поскольку содержание гормонов изменяется каждый день, и неверный срок может сбить врача. В результате анализы будут признаны не соответствующими норме, и пациентке будет объявлен ошибочный диагноз. Во время проведения теста оценивается количество в крови хорионического гонадотропина и протеина-А.
Хорионический гонадотропин – вещество, которое вырабатывается плодной оболочкой.
По его присутствию в организме пациентки врачи определяют само наличие беременности уже на первых ее неделях. Максимума содержание хорионического гонадотропина достигает к 13 неделе, а затем уровень гормона постепенно снижается. В зависимости от того, повышен уровень ХГЧ или понижен, врачи могу сделать вывод о патологиях плода и предстоящих сложностях с вынашиванием плода.

Второй гормон, содержание которого оценивается во время первого скрининга – протеин-А. От него зависит развитие плаценты и иммунитет организма. По сути, этот гормон перестраивает организм женщины, адаптируя его к вынашиванию плода.

По результатам всех трех исследований выводится индекс МоМ, который показывает риск развития патологий и отклонений. При выведении коэффициента учитываются рост, вес и возраст матери, ее вредные привычки, и предыдущие беременности. Вся собранная во время проведения скрининга информация дает точную картину, согласно которой врач может выставить точный диагноз. Этот метод применяется уже более 30 лет, и за это время зарекомендовал себя как один из самых точных способов исследования.

Если пациентка входит в группу риска, то ей рекомендуют пройти скрининг во время второго и третьего триместра беременности.
Но последующие скрининги необязательны, если женщина здорова, моложе 35 лет, и ранее у нее не было проблем с вынашивание беременности и рождением детей.

Обследование молочных желез


Скрининг молочных желез, или мамография – один из самых важных для женщин.

Он позволяет на ранних сроках диагностировать доброкачественные или злокачественные опухоли молочной железы, выявить в груди уплотнения, темные пятна на снимках, и как можно раньше начать их лечение.

Обследование молочной железы – не обязательно медицинская процедура. Самый простой способ диагностики заболеваний груди – самостоятельная пальпация. Ее рекомендуют проводить через неделю после окончания менструации, когда ткани железы наиболее рыхлые, и прощупываются даже мелкие узелки. Делать это врачи рекомендуют даже молодым девушкам, а с двадцатилетнего возраста самостоятельное обследование обеих молочных желез становится обязательным.

Клиническое обследование груди проводится в медицинских учреждениях. Чаще всего его проводит гинеколог на плановых осмотрах.

По результатам осмотра врач может или направить пациентку на детальное обследование молочных желез, или постановить, что она здорова.

Третий и самый точный скрининг – маммография. Он проводится врачом-мамологом, который ставит точный диагноз. По некоторым признакам маммография похожа на флюорографию, но «в фокус» рентген-аппарата попадает не вся грудная клетка и ее внутренняя полость, а только грудь пациентки.


Женщина для прохождения маммографии должна раздеться, и плотно прижаться к прибору. Обнаженные молочные железы плотно прижимаются с двух сторон специальными пластинами, а лаборант делает снимок. Позже снимок, на котором видны однородные ткани и участи повышенной плотности, передается рентгенологу или мамологу, который ставит пациенте точный диагноз.

Проводиться маммография должна регулярно, начиная с 35-40 лет – не менее одного раза в год.
Женщинам старшего возраста, после наступления менопаузы, мамография рекомендована один раз в два года.

У этого метода исследования молочных желез среди врачей и ученых есть немало противников. Это связано с тем, что рентген-излучение даже в небольших дозах может провоцировать развитие рака груди. Второй аргумент против процедуры обследования молочный железы – низкая достоверность скрининга. Исследования показали, что примерно в 20% случаев маммография оказывается ложноположительной, что ведет к нервным расстройствам у пациенток, и необходимости прохождения болезненных биопсий. Поэтому, несмотря на то, что большинство врачей рекомендует регулярно проходить процедуру мамографии для предотвращения риска развития заболеваний, все больше пациенток отказывается проходить обследование молочной железы без крайней необходимости.

Скрининговое исследование сердца


Если человек имеет врожденный или приобретенный порок сердца, хронические заболевания, лишний вес, плохую наследственность, или обычный скрининг выявил нарушения в работе сердечной мышцы, врач может порекомендовать пациенту проведение дополнительного исследования.

Первый, и один из самых точных методов диагностики заболеваний сердца – электрокардиография. Это исследование проводится уже больше пятидесяти лет, и за это время успело зарекомендовать себя как один из самых точных методов диагностики.


В основе метода – фиксация разности электрических потенциалов в напряженных и расслабленных мышцах, в данном случае – сердечной мышцы.

Чувствительные датчики, которые устанавливается на левую часть груди, запястья и брюшную стенку пациента, улавливают электрическое поле, которое возникает при работе органа, а вторая часть прибора фиксирует изменения электрических полей.
Таким методом можно выявить даже самые незначительные отклонения от нормы в работе сердца.

Второй, более точный метод исследования работы сердца – УЗИ. Для проведения диагностики пациент занимает горизонтальное положение, на грудь ему наносится гель, предназначенный для облегчения скольжения датчика по коже и удаления воздуха, и проводится тест. На мониторе врач видит очертания органа в статике и динамике, может отследить наличие патологических изменений, утолщение или утончение мышц, нерегулярный ритм, что свидетельствует о наличии заболеваний.


Второй метод скрининга – чрезпищеводное обследование сердца.

Это исследование менее приятно для пациента, но благодаря высокой точности и достоверности результата проводить скрининг рекомендуют именно таким методом.
Необходимость введения зонда в пищевод пациента связано с особенностями ультразвуковых исследований. Так, кость для ультразвука является непреодолимым препятствием, а мышцы, создающие плотный каркас на груди и ребрах, частично поглощают излучение. Необходимо помнить, что ультразвук, применяемый в медицинских целях, имеет малый радиус распространения, а потому проводить чрезпищеводное обследование сердца рекомендуется и в том случае, если пациент страдает от тяжелой степени ожирения.
Во время введения зонда пациент лежит на боку на кушетке, а врач наносит на горло и ротовую полость анестезирующий препарат, вводит зонд и осматривает его внутренние органы.
При диагностике сердца через пищевод орган становится видно более детально, например, можно четко различить аорту, крупные сосуды, ткани миокарда и сами сердечные мышцы. Таким же способом пациентов осматривают перед операцией на сердце или при необходимости ремонта вживленного кардиостимулятора.

Проведение ультразвукового исследования методом через пищевод рекомендовано для диагностики заболевания всех органов, расположенных в грудной полости, за ребрами.

К ним относится желудок, печень, легкие, селезенка, а в некоторых случаях так осматривают даже почки.
Органы брюшной полости при скрининге можно исследовать гораздо проще – ультразвук легко проникает через ткани передней брюшной стенки в брюшную полость.

Своевременное прохождение положенных по возрасту и состоянию здоровья скринингов позволит каждому человеку сохранить хорошее самочувствие. Особенно важно обнаружение и диагностика проблем со здоровьем во время вынашивания ребенка, поскольку скрининг при беременности может помочь не только матери, но и плоду. Не менее важны регулярные обследования в пожилом возрасте, после перенесенных заболеваний или операций. Несложная процедура скрининга, которую можно пройти в районной поликлинике, может принести огромную пользу человеку, и сохранить здоровье.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»