Иномирные сновидения. Сафронов, Евгений Валериевич - Сновидения в традиционной культуре: исследование и тексты Сафронов е сновидения в традиционной культуре

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Прочитав книгу Панченко Александра «Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект» можно выяснить, что традиционная культура охватывает также и такой аспект нашей жизни, как толкование сновидений. В главе про сновидения автор даёт понять, что различные традиционные общества дают разное толкование этих явлений. Наиболее данная тема изучается в трудах западных авторов. В отечественной гуманитарии эти вопросы, к сожалению, редко подвергались специальному рассмотрению. Речь идет не столько о роли мотива сна в различных фольклорных и литературных текстах, сколько о культурном понимании сна как такового. Между тем хорошо известно, что все культурные традиции придают то или иное значение сновидениям и что у разных народов это значение может существенно различаться. В разных странах сны толкуются по-разному с различными целями.

Сложность вопроса усугубляется существованием различных философских и психологических подходов к проблеме сновидения. Большинство из них исходят из того, что сновидение представляет собой процесс, протекающий в реальном времени в сознании спящего. Предполагается, что сновидение в существенной степени подобно процессам, происходящим в сознании бодрствующего человека. После пробуждения сновидец может представить себе и другим отчет о сновидении при условии «запоминания» последнего.

Однако, этот вопрос был поставлен под сомнение еще в 1950-х гг. учеником Л. Витгенштейна Н. Малкольмом. Согласно с ним, единственный критерий сновидения - это рассказ о нем, и поэтому понятие сновидения производно не от психического опыта спящего, а от рассказа проснувшегося. Сон - не то, что снится спящему, а то, о чем рассказывает бодрствующий.

Единственной обзорной работой по этой теме является статья А. В. Балова, опубликованная еще в конце XIX столетия. Согласно его наблюдениям, можно говорить о следующих «видах» снов, имеющих мифологическое значение для народной культуры: «кошмар», который, по уверениям Балова, «почти повсеместно считается делом домового», «соблазнительные» и «греховные» сны, «производимые действием дьявола», «вещие сны», предвещающие судьбу (к ним относятся и сновидения, связанные с гаданием, и так называемые праздничные сны), «религиозные» сны, чье происхождение «народ единогласно приписывает Богу и святым Его», и, наконец, сновидения, в которых людям являются

умершие. Конечно, эта классификация имеет довольно условный характер, однако она все же может быть использована в качестве исходной модели при анализе темы сна и сновидения в русской крестьянской традиции. Здесь стоит предложить лишь одну предварительную коррективу. Дело в том, что вышеупомянутые особенности роли сна в культуре естественным образом приводят к поливалентности и вариативности его фольклорных функций. Ситуация припоминания и рассказывания сновидения придает последнему форму символа; уже на этой стадии сон получает статус независимой фольклорной единицы. В дальнейшем и сон-нарратив, и сон-символ может быть инкорпорирован в более сложную систему верований, обрядовых действий и т. п.

Таким образом, в фольклоре сновидение играет двойственную роль: с одной стороны, сновидческий опыт может привести к формированию того или иного нарратива либо побудить сновидца к определенным ритуальным и прагматическим действиям. С другой - сновидение нередко служит сюжетным (или даже сюжетообразующим) элементом различных фольклорных форм.

Исходя из этого мы видим, что даже толкование сновидений имеет место быть в традиционной культуре.

Заключение

Как мы видим, проблема традиционной культуры является довольно актуальной в наши дни. Она находит отражение во многих аспектах нашей жизни: не только в культурной, но и в повседневной.

В данной курсовой мне удалось дать хоть и примитивное, но своё собственное определение этого понятия. Исходя из работы, традиционная культура – это те культурные ценности и идеалы, которые передаются из поколения в поколение. Традиционная культура – это неотъемлемая часть каждого этноса, который обязан заботиться о сохранении традиций своего народа.

В работе была затронута тема сохранения традиционной культуры. Эта проблема является актуальной, особенно в наши дни. Современное общество – это огромная информационная система, в которой происходит общение между представителями различных этносов. В ходе такого общения наблюдается заимствование культур, а иногда даже подавление одной культуры другой.

Наиболее эта проблема актуальна для белорусского традиционного общества. Современное поколение по непонятным причинам стало забывать традиции своего народа. Если углубиться в историю, можно найти довольно большое количество языческих праздников, которые имеют место быть и в наши дни. Однако это всё постепенно утрачивается в ходе глобализации. Нынешнее поколение стало постепенно заимствовать праздники из различных культур мира, при этом забывая про традиционные праздники своей родины. В курсовой работе я раскрыла суть некоторых из них, а именно: Дзядов, Купалья и Коляд.

Также был раскрыт такой аспект традиционной культуры, как толкование сновидений. Исходя из изученных источников, мне удалось выяснить, что в различных традиционных обществах сновидения толкуются по разному с разными целями. В большей части эта тема изучалась западными авторами, однако в некоторых чертах нашла отражение и в трудах советских учёных.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости сохранения традиционной культуры своей страны.

8.Список используемой литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Тернер С. Брайан. – М.: Экономика, 2000. – 413 с.

2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // ЖС. СПб., 1891. Вып. 4. С. 208-213

3.Захаров, А.В. Традиционная культура в современном обществе /А.В. Захаров// Социологические исследования. – Импакт-фактор РИНЦ – 2004, № 7, СС. 105 - 115

4.Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

5.Панченко А.А. Проблемы сна и сновидения в контексте антропологического и фольклористического анализа /А.А.Панченко // Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект/ АСТ., 2004 – с.52-56.

6.Русецкая, В.И. Особенности социокультурной идентичности белорусов /В.И.Русецкая//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2014.-№5 – с.260-266

7. Сосновская, Н.А. Представления об образе современной Беларуси

в общественном сознании населения страны /Н.А.Сосновская//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2013.-№4 – с.241-246

8.Основные черты традиционной культуры [Электронный ресурс]/ Основные черты традиционной культуры. - http://studopedia.org/2-25672.html

9. Традиции и обычаи Беларуси [Электронный ресурс] / Традиции и обычаи Беларуси.- http://probelarus.by/belarus/information/tradition/

Дата размещения новости: 15.12.2016

Лауреат Международной литературной премии имени И.А.Гончарова 2016 г. Евгений Валериевич Сафронов передал в дар библиотеке Историко-мемориального центра-музея И.А.Гончарова свою новую книгу «Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты» (Москва, 2016 г.).

Эта книга - первое в отечественной фольклористике монографическое исследование рассказов об иномирных сновидениях. В работе очерчиваются жанровые границы данных текстов и предлагается их классификация - на основе структурно-семантического и образно-мотивного уровней анализа.

Во второй части книги публикуется около 500 текстов - в соответствии с классификацией, предложенной в настоящем исследовании.

«Основной материал книги, - признаётся Е.В.Сафронов, - рассказы о снах, записанные в процессе экспедиционной работы в селе и в городе в период с 1993 по 2015 годы, - имеет выраженный региональный характер: около 90% всех текстов зафиксировано на территории Ульяновской области - как в городе (45% текстов), так и в сельской местности (55%). Всего учтено около тысячи текстов. При сборе полевых материалов применялись методы интервьюирования и включенного наблюдения. <…>.

Лучшие и самые счастливые моменты работы над этой книгой связаны с экспедициями. Огромное спасибо всем тем, кто щедро делился временем и знаниями, отвечая на мои вопросы “про сны об умерших”».

Книга Е.В.Сафронова доступна для ознакомления в читальном зале музея И.А.Гончарова. Режим работы: вт. -сб. с 10.00 до 18.00.

Cтатьи со знаком * доступны для скачивания в pdf
Монографии :
1*. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.
Статьи :
2*. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения // Народная культура Сибири: Материалы XIII научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 220-224 (опубликованная версия ; расширенная версия ).

3. Образ «иного мира» в современных рассказах о сновидениях // Образ жизни и образ мыслей: материалы научных чтений (7 сентября 2005). Ульяновск: «Симбирская книга», 2005. С. 35-42.

4*. «Иной мир» в рассказах о сновидениях и представлениях, связанных с похоронно-поминальной обрядностью русских // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Отв. ред. О.В. Белова. М.: «Сэфер», Ин-т славяноведения РАН, 2006. С. 115-130 .

5. Мотив «неродившегося» ребенка в рассказах о снах // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения-2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 22 декабря 2005 г.) / Отв. ред. С.В. Супряга. Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2006. С. 140-143.

6*. Рассказы о сновидениях: критерии фольклорности / нефольклорности // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2006. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Safronov.pdf, свободный - Загл. с экрана.

7*. Умершие как персонажи современных рассказов о снах // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2006. № 2. С. 29-30.

8*. О достоверности сна // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2008. С.135-146.

9*. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: автореферат дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2008 .

10. Тот свет посещать // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 202-210.

11. Покойник прощается // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 197-201.

12*. Переход в инобытие: рассказы о визионерском опыте // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2008. №4. С. 23-25.

13*. Чудесное в сновидениях // Традиционная культура: Научный альманах. М.: ГРЦРФ, 2008. №2. С. 101-106.

14*. Актуализация «dream-telling» в похоронно-поминальном обряде (на материале Ульяновской области) // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2009. Сер. «Литературоведение. Фольклористика». №9. С. 159-168.

15*. Домовой (материалы к этнодиалектному словарю «Духовная культура русских Ульяновского Присурья») // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2009. №4. С. 17-19.

16*. Растительный код в современных рассказах о снах // Этноботаника: растения в языке и культуре / Под ред. В.Б. Колосовой, А.Б. Ипполитовой. СПб., 2010. С. 108-121.

17*. К вопросу об индивидуальной вариативности фольклорного прозаического текста // От конгресса к конгрессу: Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: Сб. докладов. М., 2011. С. 29-42 .

18*. Кладбище в индивидуальном ракурсе (полевые заметки) // Антропологический форум. СПб., 2011. №15 Online. С. 388-396.

19*. Типы визионеров // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2012. № 1. С. 33-36.
20*. [Ответ на вопрос редколлегии журнала "Антропологический форум"] // Антропологический форум. СПб., 2012. №17. С. 83-85.
21*. Современные экстрасенсы: особенности самопрезентации // Фольклор XXI века: Герои нашего времени: сборник статей / Сост. М.Д. Алексеевский. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 132-141 .
22*. Сновидения и грезы Раскольникова (материалы к уроку по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского) // Литература в школе. М., 2013. №7. С. 6-11.
23*. Кенотафы как одна из современных форм объективации памяти о погибших (в соавт. с М.Г. Матлиным) // Этнографическое обозрение. М., 2014. №2. С. 36-47 (препринт статьи, принятой для публикации).
24*. Кладбище домашних животных: локальный вариант // Археология русской смерти. М., 2015. №1. С.122-146. [скачать: опубликованную версию ; или: версию с фотографиями (а также - с ссылкой на видео )]
25*. Река/ручей в рассказах о сновидениях // Волжская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее: материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. Е.А Бурдин, А.Е. Баранникова. Ульяновск, 2017. С. 236-240.

В конце 2016 года в Москве вышла книга «Сновидения в традиционной культуре», посвященная достаточно необычной теме – снам и видениям об ином мире. Автор – ульяновец, фольклорист, кандидат филологических наук Евгений Сафронов.

Монография любопытна, прежде всего, по двум причинам: в российской фольклористике эти тексты фактически не исследованы. И второе – большинство «рассказов об иномирных снах», опубликованных в книге (термин, кстати, впервые предложен автором упомянутой работы), записаны на территории Ульяновской области.
За последние 17 лет Евгений Сафронов зафиксировал более 2,5 тысяч подобных текстов. Наиболее интересные сюжеты мы рассмотрим в этой заметке.

«Женюсь на молодой» и синяки после сна

«Иномирные» – значит, так или иначе связанные с явлением покойников, описанием и посещением «того света».

Начнем с городских текстов. Лет тридцать назад у одной из жительниц Засвияжья умер муж. Буквально через несколько дней он снится ей и говорит: «Я ведь женюсь! Разрешение хочу у тебя спросить на это дело». Той, понятно, обидно, но вида она не подала. Говорит ему: «Женись, что ж с тобой поделаешь? Только куда же ты свою новую жену приведешь? У нас некуда: дети ведь!». «Не беспокойся! – отвечает умерший. – Нам с ней и дощатый сарай сгодится. Только ты учти: она очень молоденькая, и женюсь я нынче же днем!».

Сновидица проснулась и ближе к обеду пошла на работу – во вторую смену. Идти пришлось через перекресток на проспекте 50 лет ВЛКСМ. И прямо на глазах рассказчицы машина насмерть сбивает дочку ее знакомой – семнадцатилетнюю девушку. А затем так получается, что погибшую хоронят рядом с могилой мужа сновидицы. «Вот так – женился, выходит, он на ней!» – делает вывод женщина.

Вот еще один любопытный сюжет, записанный в Ульяновске.

Девушке приснилась ее умершая сестра и говорит: «Хочешь, я тебе покажу, где я сейчас нахожусь?». Получив ее согласие, покойница повела ее по лунной дорожке в другой мир – на Луну. Из увиденного на «том свете» сновидица запомнила, что там все ходят в одинаковых светлых одеждах.

«Тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры.

Затем провожатая вдруг сказала: «Всё, тебе больше здесь нельзя находиться! Пора возвращаться!». Стали закрываться некие двери, и сестре, чтобы сновидица успела, пришлось толкнуть ее. Когда девушка проснулась, она заметила у себя на плечах синяки от пальцев – ровно в тех местах, куда ее толкнула умершая сестра.

Барак и сумрак – приметы плохого мира

Одно из наблюдений, сделанных автором книги, заключается в том, что «тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры. Естественно, этой закономерности подчиняются далеко не все тексты. Так вот: нередко «плохой» иной мир описывается как сумрачное место, где покойники пребывают в неких клетках или бараках.

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п.

Вот пример такого рассказа, зафиксированного в Димитровграде:

«Снился сон, что я была в гостях у покойных родителей и у тетки. Видела, где они живут, то есть барак подземный, неблагоустроенный, – полки, на которых они живут. Там много людей, но между собой они не общаются, хотя живут рядом. Полумрак, сумрак, освещения нет… Проснулась со спокойным ощущением, словно была на экскурсии».

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п. Понятно, что такое подразделение миров далеко не всегда соотносится с христианскими представлениями об инобытии – хотя соотнесения с так называемым «народным православием», клеймами ада в иконописи вполне очевидны.

Видение после автокатастрофы

Помимо рассказов о сновидениях, Евгений Сафронов неоднократно записывал «обмирания» (видения во время летаргического сна) и описания иномирных видений при переживании клинической смерти, комы. Приведем один из ярких примеров.

«Тебе еще рано сюда!»

Друг рассказчика попал в автокатастрофу и во время комы пережил видение «того света»:

«Видел умерших отца, мать, брата. Они и другие покойники находились за красивыми, коваными воротами – но меня туда не пустили». Также он увидел там красивые сады и гуляющих людей. Ему скрутили руки и проводили в какой-то лес со словами: «Тебе еще рано сюда!».

Подробнее о научной книге, посвященной иномирным снам, а также о своих художественных произведениях, многие из которых основаны на реальных встречах с жителями нашего региона, автор расскажет на специальной презентации. Она состоится 10 февраля в 17.00 в областном Дворце книги.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»