Что будет если повесишься. Смерть от задушения-асфиксии. Классификация орудий странгуляции при повешении

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Наиболее характерным признаком повешения является странгуляционная борозда (след на коже шеи от сдавления петлей), которая прерывается в месте нахождения узла и расположена косо, т. е. поднимается к узлу. Признаками прижизненного возникновения странгуляционной борозды являются кровоизлияния в кожу и мягкие ткани шеи как в области борозды, так и по ее краям. Иногда обнаруживают переломы щитовидного хряща и рожков подъязычной кости.

К признакам смерти от задушения при повешении относят темные разлитые трупные пятна на ногах и кистях рук, если руки находились в вертикальном положении, прикусывание языка, непроизвольное выделение , мочи, у мужчин, множественные точечные кровоизлияния в слизистой оболочке век, на коже лица и других частей тела.

Судебно-медицинскому эксперту приходится решать вопрос, не было ли повешения, т. е. не был ли повешен в петле после убийства каким-либо другим способом для создания картины самоповешения. В этих случаях учитывают прижизненность странгуляционной борозды, материал, из которого изготовлена петля, способ завязывания узла и др. При осмотре места происшествия выясняют возможность наложения петли собственной рукой, оценивают обстановку, в которой находился пострадавший, наличие у него на теле повреждений и др.

Первая помощь : тело повесившегося надо приподнять, не нарушая узла, снять петлю; если пострадавший еще жив, ему делают искусственное дыхание (см.), вводят сердечные и возбуждающие дыхание средства (см. , Оживление организма). В дальнейшем могут наблюдаться значительные нарушения со стороны центральной нервной системы, нередко развивается отек или воспаление легких, от которого больной может умереть через несколько часов или дней, поэтому необходимо специальное лечение под наблюдением врача.

Повешение - это сдавление органов шеи петлей, затягивающейся под тяжестью тела. Повешение - вид механического задушения. При судебно-медицинской экспертизе повешения обращают внимание на петлю.

Различают петли неподвижные и скользящие, одиночные и множественные, по используемым материалам - жесткие, полужесткие, мягкие; особенности узлов петли могут указывать на профессию лица, завязавшего узел. Положение тела в петле при повешении обычно вертикальное. Однако повешение может быть в положении сидя, полулежа и даже лежа. От положения тела в петле зависит и ее расположение на шее - восходящее, косое или горизонтальное. При самоповешении могут встретиться необычные, «вычурные» позы.

Различают два вида расположения петли на шее: типичное - узел петли находится на задней поверхности шеи и атипичное - узел обнаруживают на передней или боковых поверхностях шеи. От этого (а также от материала петли) зависят степень сдавления шеи, быстрота наступления смерти и морфологические признаки повешения.

Патогенез смерти от повешения различен. При типичном расположении петли корень языка закрывает просвет носоглотки, препятствуя поступлению воздуха в легкие, и развивается картина асфиксии (см.). Сердечная деятельность продолжается еще некоторое время. Весь процесс задушения продолжается 5-6 минут, после чего наступает смерть. Смерть при повешении может наступить и очень быстро, рефлекторно, от остановки сердца вследствие раздражения блуждающих нервов и фибрилляции желудочков сердца. После сдавления шеи петлей немедленно возникают глубокие расстройства функций коры головного мозга. Сознание теряется в течете первых секунд (отсюда беспомощность повесившегося). Наблюдается сдавление петлей артерий и вен шеи. При атипичном положении петли дыхательные пути могут полностью не закрываться. Артерии сдавливаются частично, и кровь продолжает поступать в мозг. Это приводит к полнокровию сосудов головы и возникновению цианоза и одутловатости лица, экхимозов в коже лица и склерах.

Основным признаком повешения является наличие странгуляционной борозды - следа от сдавления шеи петлей. При повешении она обычно не замкнутая в области расположения узла. Борозды в зависимости от материала петли бывают мягкими или плотными, бурыми или бледными. Эксперту приходится решать вопрос о прижизненном происхождении борозды. Признаком, указывающим на ее прижизненность, является наличие кровоизлияний в самой борозде или по ее краям. Изредка обнаруживают кровоизлияния в мышцах шеи соответственно борозде или у мест прикрепления мышц к костям, переломы щитовидного хряща, рожков подъязычной кости с кровоизлияниями в окружающие ткани. Микроскопически в борозде прижизненного происхождения находят повреждение эпидермиса, уплотнение и базофилию дермы, полнокровие сосудов, отек и мелкие кровоизлияния в дерме.

У трупов, извлеченных из петли, как правило, хорошо выражены трупные пятна, расположение которых имеет большое судебно-медицинское значение, указывая на положение и длительность нахождения трупа в петле. Кончик языка может иногда выступать изо рта и ущемляться зубами. На теле можно найти следы мочи, спермы и каловых масс как следствие непроизвольного мочеиспускания, семяизвержения и дефекации в судорожном периоде задушения. Иногда обнаруживают различные механические повреждения. Одни из них (ссадины, кровоподтеки) возникают в судорожной стадии от ударов тела о какие-либо окружающие предметы, другие (например, резаные раны на запястьях, шее) указывают на попытки до повешения самоубийства другим способом. Посмертные повреждения могут возникнуть от небрежного обращения с трупом, причиняться грызунами и др.

При внутреннем исследовании трупа находят картину быстрой смерти: темную и жидкую кровь в сосудах и полостях сердца, полнокровие внутренних органов, мозговых оболочек, рассеянные мелкоточечные кровоизлияния под серозные и слизистые оболочки. В головном мозге в 70% случаев повешения можно обнаружить микрогеморрагии.

Повешение, как правило,- самоубийство, редко убийство. Известны и случайные повешения (например, зажатие шеи ребенка между прутьями кровати). Встречаются симуляция повешения - подвешивание трупа человека, убитого каким-либо другим способом. При оценке случая повешения наряду с результатами вскрытия трупа большое значение придается осмотру места происшествия и решению вопроса о возможности наложения петли собственной рукой в данной обстановке.

Количество записей: 54

Благодать Вам и мир да умножатся! Скажите, пожалуйста, какие молитвы, каноны или акафисты читаются за умерших (суицид)? Спаси Вас Господи!

Ирина

Дорогая Ирина, рекомендую Вам читать о самоубийцах молитву преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. В 1997 году моя бабушка совершила самоубийство в доме моего дедушки. Он спокойно живет там один, а я, когда приезжаю, постоянно чувствую присутствие некой третьей сущности из-за чего не могу там оставаться ночевать. Для меня проще влезть в котел с кипящим маслом, чем пережить ночь в таком доме. Однако по стечению обстоятельств я должен жить там порядка трех недель. Что делать?

Всеволод

Всеволод, жилище христианина, конечно же, должно быть освящено, поэтому, если дом не освящали, то пригласите священника, пусть он сделает это. Я думаю, уже благодаря этому Вы увидите большие перемены в духовной атмосфере дома, а возможно, и навсегда избавитесь от неприятного ощущения.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Не знаю, как правильно задать вопрос. Я верующий и крещенный человек, и стараюсь жить по совести. Брат двоюродный наложил на себя руки. Я хочу молиться дома за него. Благословите, пожалуйста. Как мне поступить, что делать?

Галина

Дорогая Галина, старайтесь жить не только по совести, но и по Божиим заповедям. Что же до брата, то молитесь о нем словами молитвы преподобного Льва Оптинского: .

протоиерей Андрей Ефанов

Скажіть, будь-ласка, чи потрібно під час сповіді казати священнику, що зовсім недавно мені не хотілося жити і чи є думки про смерть гріхом?

Ірина

Шановна Ірина, думки про смерть, якщо вони спроваджуються смутком і відчаєм, гріховні. Треба уповати на Бога, Йому звістно, коли кожна людина готова к смерті. Звичайно, треба покаятись на сповіді у цьому гресі.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Я алкоголик, мне 54 года. Я устала от своей жизни, мне уже ничего не помогает. Мысли о самоубийстве не помогают избавиться от моей пагубной привычки. Я устала.

Наталья

Дорогая Наталья, Мысли о самоубийстве никому и никогда не помогали, оставьте их. Земная жизнь определяет посмертную участь, а смерть фиксирует состояние человека в вечности. Поэтому муки неоставленного греха станут вечным мучением. Идите на исповедь в храм, выдержите три дня без алкоголя, подготовьтесь и приступите к святым Христовым Тайнам. Священник в разговоре на исповеди подскажет Вам, как подготовиться. Болезнь своими силами не преодолеть, поэтому необходимо обратиться к врачам - наркологу и психотерапевту. Если необходимо, ложитесь в клинику. Возьмите с собой молитвослов и Евангелие, чтобы в больнице не оставаться без Божьей поддержки. Сейчас Великий пост, но начинающийся Ваш пост - полное воздержание от алкоголя - длиной во всю жизнь, поэтому кушайте без сомнений все, что дадут. Если предложат «кодироваться» - ввести вещество, которое ухудшает самочувствие при виде или употреблении алкоголя - знайте, что Церковь это допускает. Очень важно, чтобы установились хорошие, доверительные отношения с психотерапевтом - после клинического лечения необходима длительная постоянная проработка причин, сформировавших зависимость. Если же Ваше теперешнее состояние критическое, ложитесь в клинику как можно скорее, до посещения храма, а родственники потом попросят священника посетить Вас, или пойдете в храм сразу после выписки. Главное - Ваше желание освободиться от зависимости. Господь не оставит Вас Своей помощью, с молитвой в храме и при помощи врачей Вы вступите на путь исцеления от алкоголизма, чтобы в уготованный Богом день встретить Его без стыда и с радостью. Да хранит Вас Господь и да пошлет Вам хороших врачей!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! У меня папа повесился. Скажите, пожалуйста, что можно делать, чтобы помочь его душе, а что не нужно делать? Я слышал, что можно келейно молиться, предварительно получив на это благословение. Слышал, что можно попросить старенькую схимницу или схимника в монастыре молится за папу. Также слышал, что есть молитва Оптинских старцев о самоубийцах. Может стоит поехать в Оптину пустынь и помолится мощам? Спасибо Вам большое! С уважением, Евгений

Евгений

Дорогой Евгений, молитесь о своем отце словами молитвы преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу (имя); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!" Если кто-то пожелает разделить с Вами этот молитвенный подвиг – будет хорошо. Также полезно раздавать милостыню о почившем. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Добрый день! Мы с мужем купили машину. Бывшая владелица сказала, что у нее умер муж (по ее словам - от сердечного приступа) и надо отдать долг, поэтому и продает машину. Но в документах мы увидели, что ее муж повесился. Причем, машину они купили 19.08.12, а он повесился 24.08.12. Очень переживаю. Если бы сразу знали об этом - эту машину бы не покупали. И вот вопрос: если освятить машину, можно ли будет избавиться от этого негатива, или, может, есть какой-то особый обряд? Заранее благодарю за ответ!

Наталия

Наталия, конечно, неприятно, что Вы попали в такую ситуацию, и, конечно, езда на такой машине вызывает смущение. Когда мы приобретаем имущество, движимое или недвижимое, мы обязаны его освящать. Во-первых, когда мы освящаем машину, то к машине приставляется Ангел хранитель и оберегает, но не машину, а Вашу жизнь от несчастных случаев. Во-вторых, разные люди строили или собирали этот автомобиль, с разным духовным настроением. И, конечно, необходимо обязательно всегда освящать машину после прежних владельцев. Окроплением Святой воды все старое, все плохое уходит, и машина становится как будто новой и свободной от воздействия на нее разных темных сил. Но и этого не совсем достаточно. Нельзя и Бога искушать - нужно соблюдать правила дорожного движения, не лихачить и т. д. Не нужно полностью зацикливаться на машине, нужно вести самому духовную, церковную жизнь. Чаще нужно в храм ходить, исповедаться и причащаться. Машину освятите, и можно спокойно ездить на ней, он же не в машине покончил с собой. Освящением Святой водой все очистится.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки.Прошу вас помочь мне. Не знаю, с чего начать, потому что мучает многое, а попросить священника поговорить со мной я боюсь, стесняюсь, и не знаю, как найти такого, что может помочь. Заранее простите за мою глупость, но мне очень тяжело на душе и уже давно. Я воцерковилась где-то полгода назад, раньше я ходила на исповедь и причастия пару раз, но особо не понимала, хотела жить православной жизнью, но постоянно "срывалась". Сейчас немного получается, но мне очень плохо и тяжело, я хочу быть счастливой, я не могу постоянно плакать и страдать, но получается так. Я хожу на исповедь, но грехи повторяются и мучают, я понимаю, что я такая, и мне с собой тяжело, хочу исправиться, но не могу, стараюсь смириться с собой, но тогда начинаю себя оправдывать (потому что осуждать уже нет сил), я занимаюсь самобичеванием, я не могу радоваться жизни.

Читала, что надо возненавидеть мир сей, но я не хочу, я люблю красоту, я хочу развиваться, работать, стремиться и добиваться, может, это зря, но я не могу от этого отказаться, потому что тогда впадаю в уныние и не хочу жить. А еще проблемы с мамой, я уже примирилась с ней, хотя получалось плохо, я ее обвиняла в своих склонностях к греху (про себя, не вслух, но это чувствуется). Я вижу, что она страдает, и мой брат младший тоже (я с ними не живу, но вот гощу месяц), они друг друга мучают, жалуются, и я не могу никак помочь (пыталась по-всякому: и словами, и просто любовью, - никак). Мама чувствует, что никому не нужна (но это не так), опекает брата, а он разленился и не может себя исправить, и обвиняет ее, а мама устраивает истерики, что не хочет жить и покончит с собой, жалуется на жизнь, говорит, что мы такие же неудачники, как она (хотя у нее хорошая жизнь, и мы только начинаем свою). Мне больно от того, что им плохо и я не могу ничем помочь. В церковь они не пойдут. Помогите, пожалуйста, и простите за столь длинный текст, я в отчаянии... Спаси вас Бог.

Виктория

Виктория, Вам обязательно нужен духовник, нужно хотя бы малое, но живое общение со священником, потому что в Вашем мировоззрении сегодня много заблуждений. Вы правильно чувствуете, что Христианство - это покаянный образ жизни, но тем не менее в нем нет место унынию и самобичеванию, а христианская надежда на Бога и на спасение так велика и тверда, что ее всегда даже сравнивали с якорем, который удерживает корабль даже в самый сильный шторм. Возненавидеть мир не значит ненавидеть красоту его, Вы слишком буквально все понимаете, это значит ненавидеть то зло, в котором он лежит, ненавидеть то, как это зло и грех проникает в наши души. Видите, как Вам нужно поверять свои мысли и свое понимание с другим человеком. Истины христианства так глубоки, что их совсем нельзя понимать буквально. Что же касается семейных неурядиц, давайте этот узел распутывать, так сказать, с себя – займемся своим духовным исправлением, и будет уже намного легче. А потом подтянутся и другие.

игумен Никон (Головко)

Почему у церкви такая принципиальная позиция по поводу отпевания самоубийц? Мне кажется, что это не совсем справедливо. Например, как родители подростка, покончившего жизнь самоубийством, могут поверить в Бога, если церковь отказывает им даже в отпевании? Если православие считает себя религией добра, оно должно бороться за душу каждого православного человека.

Никита

Никита, а вот раньше таких вопросов, скорее всего, не задавали, люди в Бога верили, и на Церковь не роптали, сами понимали, что дело в таком случае – плохо. А сейчас уж и не знаешь, как наших одичавших людей привести ко Христу, тем более, если у них в семье такое горе. Вот и снисходит Церковь, видя все это. Снисходит почти уже до невозможного. И если есть хоть какая-то мало-мальская возможность оправдать этот поступок, если есть хоть какая-то малая зацепка, чтобы сказать, что человек тот не хотел, да так вот получилось, и сделал это в состоянии аффекта или болезни, то Церковь спешит отпеть, надеясь на бесконечное снисхождение Божие к усопшему и чтобы родные его, действительно, утешились.

игумен Никон (Головко)

Почему самоубийство признается церковью грехом? И что ожидает человека, совершившего этот поступок? Какая участь в посмертии?

Матвей

Матвей, самоубийство является грехом, потому что это восстание на промысел Божий, сознательный отказ от вечной жизни и всех даров милости Божией. Участь таких душ после смерти самая печальная.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Обращаюсь к Вам за советом, как поступить? Мы с супругом приобрели квартиру. Соседи рассказали нам о том, что в ней ранее повесились оба хозяина, муж и жена. Что теперь нам делать, можно ли там жить? Большое спасибо Вам за помощь, я в смятении.

Екатерина

Екатерина, любое жилище, в которое мы въезжаем, необходимо освящать. Пригласите домой священника, и он все освятит. Благодать Божия через Святую воду изгоняет из дома всякую нечисть. Вам нужно жить церковной жизнью, регулярно ходить в церковь Божию, исповедаться и причащаться, что бы всегда быть под защитой Христа и тогда никакая вражия сила не повредит. В освященной квартире можно жить, но если есть возможность то можно и поменять эту квартиру, но в храм Божий ходить нужно в любом случае.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Какой молитвой надо молиться за самоубиенного?

Николай

Николай, Богослужебной комиссией Русской Православной Церкви разработан особый "Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго", который был одобрен Священным Синодом и опубликован на официальном сайте РПЦ: http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html . Почитайте, пожалуйста, также журнал заседания Священного Синода № 87, который опубликован здесь: http://www.patriarchia.ru/db/text/1586149.html , в нем содержатся некоторые важные замечания по поводу поминания и отпевания людей, самовольно ушедших из жизни. С благословения священника Вы можете читать молитву преподобного Льва Оптинского: .

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Меня преследует хроническое невезение. Там, где я, "трава вянет". Это продолжается уже несколько лет. Я на грани суицида. Что мне делать, помогите, это моя последняя надежда...

Наталья

Здравствуйте Наталья. Наверное, то что я сейчас напишу, Вам не понравится, но это объективная истина. Поверьте, если Вы не просто прочитаете, а поступите именно так, то почти сразу почувствуете облегчение, а через некоторое время вынырнете из своей ипохондрии на свет Божий. Во-первых, мы все больны насквозь, и болезнь наша не ветром надута, а выращена нами самими из наших страстей. При этом самое ужасное даже не сама болезнь, а то, что мы ее не видим. А Господь видит. Он истинный и непогрешимый врач. Дает нам именно то лекарство, которое необходимо. Если будем принимать его с благодарностью и регулярно, то исцелимся, а если будет отвергать и плеваться, то болезнь наша усугубится. Что нужно сделать, чтобы заставить себя принимать противное лекарство? У святителя Луки (Войно-Ясенецкого) есть такой замечательный образ. Он говорит, что все скорби случающиеся с нами имеют большой смысл и приносят пользу. Следовательно, нам надлежит благодарить Бога за них: "Господи, благодарю Тебя за скорби мои. Прости мне неразумный ропот мой. Не отступи от меня, Господи". Лукавый наблюдает за нашими помыслами и, если мы ропщем в скорбях: "Да за что же это мне?", то он непременно подбрасывает нам все новые и новые неприятности, чтобы мы не получали никакой пользы. Но если мы не ропщем, а благодарим Бога, то лукавый не может оставаться рядом и отходит, как побитый пес, ведь ему ненавистна молитва. Поступайте так же. Благодарите Бога. Даже если сердце противится, все равно благодарите, хотя бы одними словами. А всякий раз, когда опять "накатит" уныние говорите: "Достойное по делам моим приемлю, помяни меня Господи во Царствии Твоем". Молитву мытаря: "Боже, милостив буди мне грешной". Молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня". Заставьте себя подготовиться к исповеди и Причащению. Обязательно прибегайте к этим Таинствам, по возможности, два раза в месяц. И читайте духовные книги. Особенно рекомендую письма игумена Никона (Воробьева), очень полезная пища для ума и души. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Моей дочери 33 года. Крещенная, православная, а хочет умереть. Она сама пошла в воскресную школу в 12 лет, потом сама решила покреститься. С 6 лет болеет диабетом (инсулинозависимым), 8 лет назад ослепла, 5 лет назад пересадили почку, уже 2 года борется с гангреной на ножке. Она сильный, деятельный человек, закончила университет, работает, замужем, но очень устала от болезней. Сейчас пересаженная почка отказывает, и ей предлагают диализ (искусственную почку). Если откажется, то умрет. Она спрашивает, может ли она отказаться?

Оксана

Оксана, скажите дочери, что нам очень надо дорожить своей жизнью, каждой минуткой, потому что, может быть, именно этой минутки нам и не хватит, чтобы покаяться и спастись. Пусть соглашается на диализ, пусть живет столько, сколько возможно, сколько Господь отмерил и благословил. Возьмите пример с известнейшего на всю Россию духовника – архимандрита Кирилла (Павлова). У него кардиостимулятор на сердце. Казалось бы, мог он отказаться? Конечно, мог. Но он – человек совсем не нашей духовной меры и высокой праведности, одаренный даже дарами Духа – тем не менее, пошел на операцию, чтобы сохранить жизнь для покаяния. Поступайте также, и да подаст нам всем Господь спасение!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, мне 24 года. Имею врожденные дефекты из-за которых очень стесняюсь жить. Говорю жить, потому что они влияют почти на любое дело, которое я хочу сделать. Из-за них не могу пойти на плавание (стесняюсь раздеться), пляж (ни разу не был на море, хотя были возможности), практически не общался с девушками (даже особо не разговариваю, не говоря уже о близких отношениях), хотя очень хотелось бы. Последние несколько лет не выхожу из депрессии по этому поводу, почти перестал общаться с друзьями (которые уже обзавелись семьями), проблемы на работе, думал о суициде и, наверное, так бы и поступил, если бы хватило духу. Последнее время беспокоит именно личная жизнь, точнее, ее отсутствие. Врачи ничем не помогут, так что сижу и надеюсь на чудо, но реально понимаю, что если все и дальше так будет продолжатся, то мне недолго осталось. Особенно задевает, что проблемы врожденного характера, из-за этого начали появляться богохульные мысли. Интересно узнать Ваше мнение, как поступить в моей ситуации.

Все про самый легкий способ умереть здесь!

Сразу начнем с того, что назвать метод быстрой смерти прямо мы не можем в соответствии с требованиями надзорных органов, блокирующих подобные статьи. Нашей целью является знакомство тех, кто думает о суициде, с реальными последствиями и деталями того, что они собираются сделать. Реальные факты, без слезных уговоров и советов.

Если вы думаете о легкой смерти, данный способ наверняка приходил вам на ум. Еще в школе, на уроках литературы мы узнаем, что так покончили с собой некоторые поэты и писатели. Да что там школа! Недавно я смотрела с трехлетним сыном наш, добрый советский мультфильм про попугая Кешу – и даже там главный персонаж на глазах у благодарной публики пытается покончить с собой таким путем. Потом, правда, передумал… Но образ веревки и табуретки после просмотра наверняка остается где-то в глубинах подсознания маленького человечка, к сожалению.

Что привлекает ищущих быстрой смерти в ***?

Доступность, дешевизна. Твори сие где угодно, из того, что есть под рукой. Потому оно так популярно среди сидящих в тюрьмах и подростках.
Гарантированный результат. А это – заблуждение! Даже при тщательной подготовке трудно учесть множество факторов, которые способны помешать довести суицид до конца.
Безболезненность. Миф! Ложь! Мучения перед кончиной поистине адские. Судите сами – чуть ниже немного информации на эту тему.

Кстати, именно ад ждет убийц, которые, согласно Библии, «Царства Божьего (то бишь рая – прим.) не наследуют» (1-е Кор. 6-10)

Да, да, вы не ослышались – вы собираетесь совершить убийство, причем умышленное – а это по всем законам обстоятельство отягчающее. Ну и что, что себя. Не вы дали себе жизнь, а значит, и не вам решать, когда она окончится… И даже если ты атеист или пофигист, задумайся – а вдруг все это правда? Тогда ты теряешь все.

Согласно Священным Писаниям, муки ада намного ужаснее любого страдания на Земле, а главное – там уже не будет надежды и возможности хоть что-то исправить . А пока вы живы, еще есть шанс… Например, примириться с Богом. Измениться. Просто перетерпеть. Выйти победителем, а не побежденным.

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как псу живому лучше, нежели мертвому льву.» (Библия, Екклесиаст 9-4)

Просим прощения за лирическое отступление. Продолжим разбор данного пути самоубийства.

Что происходит при ***?

Иными словами, что ждет тебя, ищущего легкий способ умереть, после того, как ты сделаешь шаг с табуретки и закроешь глаза?

1. Первые 2-3 минуты произойдет задержка дыхания, руки и ноги беспорядочно двигаются, у человека нарастает беспокойство. Уже на данном этапе самоубийца понимает, насколько ужасен этот «легкий способ умереть» и осознает, что отчаянно хочет жить. Именно поэтому на трупах повешенных очень часто фиксируются травмы пальцев рук. Это мученическая кончина тела и обречение души на вечные муки в вечности. Если только при последнем вздохе обманутый бедняга не прокричит: «Господи, прости…»

2. Развивается синюшность головы и шеи. Сознание нарушается по типу оглушения. Состояние нарастает.

3. Приступы судорог.

4. Неконтролируемое выделение слюны, мочи, кала, спермы у лиц мужского пола и слизистой пробки у женщин.

5. Последние судорожные вздохи ртом. Остановка дыхания с продолжением сердцебиения в течение нескольких минут. Полная потеря сознания.

6. Далее агрессивные судороги, приводящие к сопутствующим травмам.
Если вы – везунчик и вас обнаружат после 6-7 минут пребывания на веревке, вас еще можно спасти. Однако последствия 100% будут, и довольно серьезные. К тому же, нашедший вас человек будет пребывать в таком шоке, что просто впадет в ступор и потеряет способность к действию. Или станет действовать слишком безрассудно, добавив вас еще парочку травм.

7. После 4-6 часов у 45% повешенных высовывается и защемляется между зубами язык.
Если труп не найден в скором времени, и начнутся гнилостные процессы, голова может и вовсе отделиться от туловища.
Надеетесь, что нашедший вас испытает сочувствие и будет хранить светлую память? Ошибаетесь. Это омерзительное зрелище. Гримаса боли, изуродованное тело и лицо. Никто не станет открывать гроб…

Быстрой смерти не получилось, вас успели спасти. Что дальше?

У спасенных часто наблюдаются:

  1. Переломы хрящей гортани, порезы голосовых связок, отрыв трахеи и другие повреждения дыхательной системы.
  2. Тромбоз сосудов шеи, нарушение мозгового кровообращения.
  3. Укушенные раны языка.
  4. Переломы, ушибы конечностей и спины.

Отдаленные последствия:

  • повышенная утомляемость, головокружение, головные боли, потеря трудоспособности;
  • стойкое расстройство памяти различной степени без возможности полного восстановления;
  • нарушения координации движений, дезориентация в пространстве;
  • слабоумие, снижение зрения, слуха;
  • эпилепсия, заикание, тики.

У половины пострадавших значительно изменяется характер: они становятся раздражительными, не переносят шум, не понимают юмора.

Обозленный инвалид или обезображенный труп — вот такая перспектива…

Почему же об этом говорят реаниматологи, бригады скорой и родственники самоубийц, но молчат сериалы и мультики, романы и повести?

Все еще думаете о такой смерти? Никакая жизненная ситуация не сравнится с тем, что вам предстоит испытать в последние секунды своего земного бытия. Задумайтесь.

Примиритесь с Богом.

Повешением называется сдавливание шеи петлей, затягиваемой тяже­стью всего своего тела или его части.

Орудием травмы чаще всего является типичная петля. Петля - это кольцо с одним неподвижно закрепленным концом. Наряду с этим в прак­тической работе встречаются атипичные петли, представляющие собой развилки деревьев, спинки стульев и т.п., на которые давит шея тяжестью всего опустившегося тела или только наклоненной головы.

По материалу петли подразделяются на мягкие (полотенца, галстуки, шарфы), твердые гибкие (полужесткие ремни, веревки, шнуры, тросы), твердые негибкие (жесткие), атипичные (развилки деревьев, ребро доски, предплечье).

Петля состоит из узла, кольца, ходового и коренного концов. Коренной конец - неподвижно укрепленный к предмету конец, не используемый при вязке узла, располагающийся противоположно ходовому концу. Ходовый конец - незакрепленный свободный конец, находящийся в руках, которым начинают движение при вязке узла и формируют узел. Узел - место, где связаны концы петли, или привязан ходовый конец к ветви коренного конца, или привязан коренной конец к какому-либо предмету. Полуузел - одинарный перехлест ходового и коренного концов одной и той же веревки и т.д. или двух концов разных веревок. От узла отходит ходовая ветвь, переходящая в коренную продетую в подвижный или неподвижный узел. Образуя кольцо, коренная ветвь оканчивается свободным концом, укреп­ленным к прочно фиксированному предмету (рис. 267).

В зависимости от конструкции узла, петля может быть подвижной (скользящей или удавкой) и неподвижной.

Многие виды петель и узлов характерны для определенных профессий и специальностей (морские, такелажные, рыбацкие, ткацкие, пожарные, альпинистские, используемые спецслужбами, и др.). По петлям и узлам криминалистической экспертизой устанавливаются личность и профессио­нальные навыки лица, их завязавшего, опознать труп неизвестного челове­ка, раскрыть преступление. Петли (схема 29) и узлы (схема 30), встречаю­щиеся в практике, классифицируются по различным признакам.

Конструктивные особенности узла уже на месте происшествия позволя­ют выдвинуть версию о профессии лица, завязавшего его, сузить круг подозреваемых лиц и сократить время их поиска.

Устройство петли влияет на появление и выраженность тех или иных признаков. В практической работе наиболее часто встречается повешение в скользящих петлях.

Скользящая петля - это петля, узел которой допускает перемещение ветви петли и изменение диаметра кольца, охватывающего шею. Она обра­зуется путем продевания свободного конца в отверстие в узле, пряжке, завороте и неподвижной его фиксации. Надавливание на нижнюю часть петли вызывает перемещение ее ветвей, изменение диаметра и затягивание вокруг шеи, сопровождающееся полным охватом шеи. Узел такой петли может располагаться на различных поверхностях шеи. В этой связи разли­чают типичное и атипичное расположение узла.

Типичным считается такая локализация петли, когда передняя часть ее давит на шею выше щитовидного хряща, боковые части петли огибают углы нижней челюсти и сосцевидные отростки, поднимаясь к наружному затылочному бугру под углом, образуя затягивающийся узел. Узел атипич­ной петли располагается на передней поверхности шеи под подбородком. Н.С. Бокариус (1915) и В.В. Томилин (1978) к атипичному относят распо­ложение узла на боковой поверхности шеи, в области уха, угла нижней челюсти, сосцевидного отростка, а Н.В. Попов (1946) и А.А. Матышев (1985) - локализацию его к боковому (рис. 268).

Петли бывают закрытые и открытые (рис. 269).

Закрытые петли контактируют со всеми поверхностями шеи (рис. 270). Они могут быть закрытыми скользящими и закрытыми неподвижными. Закрытая неподвижная петля - это петля, узел которой не допускает изме­нения диаметра кольца. У этих петель кольцо завязано неподвижным узлом ходовым и коренным концами.

Скользящая петля и закрытая неподвижная быстро затягиваются тяже­стью тела и не соскальзывают, так как этому мешают подбородок, углы нижней челюсти, сосцевидные отростки, наружный затылочный бугор.

Открытая петля - это петля, контактирующая не со всеми смежными поверхностями шеи Открытые петли бывают типичными и атипичными Первые имеют все составные части петли и представляют собой кольцо со связанными в одном месте концами и укрепленное путем его надевания на фиксирующий предмет В нижнюю часть кольца проходит голова Нижняя часть открытой петли прижимает переднюю поверхность шеи (гортань и трахею), а подбородок и углы нижней челюсти мешают голове и шее выскользнуть из петли Узел такой петли, как правило, крепится к предмету.

Атипичные петли не имеют главных конструктивных особенностей (кольца, узла, концов). Повешение осуществляется прижатием передней, боковых или передней и боковых поверхностей шеи к перекладине, ребру доски, перекладине между ножками (проножке) стула, в развилке дерева Открытые атипичные неподвижные петли сдавливают шею спереди с боков или спереди и сбоков в зависимости от угла разветвления ветвей дерева.

Материал петли, способ и место крепления чрезвычайно разнообразны. Они могут изготавливаться из различных материалов и крепиться к любым предметам, позволяющим зафиксировать свободный конец петли. Плот­ность материала и конструкция петли оказывают влияние на рельеф бороз­ды (рис 271), а гибкость его способствует лучшему охвату шеи петлей.

Редко встречаются петли, изготовленные связыванием различных материа­лов. Такие петли и узлы позволяют судить о профессии человека, а способ завязывания узла о механизме повешения.

Для осуществления повешения необходимо неподвижно укрепить ко­ренной конец типичной петли, изготовить кольцо, узел, зафиксировать ходовой конец и надеть кольцо на шею, изменить положение тела или членорасположение и опуститься вниз. Поза и членорасположение опреде­ляются высотой крепления петли, отсутствием или наличием точки опоры, растяжением материала петли, шеи, позвоночника. В связи с этим повеше­ние бывает полным, или свободным (когда человек висит, не касаясь нога­ми точки опоры), и неполным, или несвободным (отдельные части тела касаются окружающих предметов, а ноги контактируют с точкой опоры). Наличие той или иной позы влияет на темп наступления смерти, выражен­ность тех или иных признаков.

В практической работе чаще всего наблюдается неполное висение, обусловливающее разнообразие поз: стоя, сидя, на коленях, на ягодицах, лежа и т.д. (рис. 272).

Натяжение петли с полным и неполным висением всегда направлено вверх, поэтому петля смещается в верхнюю часть шеи и располагается в косовосходящем направлении. У повесившихся в положении лежа петля локализуется в верхней трети шеи и имеет косовосходящее направление, в средней трети - горизонтальное, в нижней трети косонисходящее, что позволяет проводить дифференциацию повешения с удавлением петлей.

Последовательность действия петли на шею при типичном распо­ложении узла . При вертикальном положении висящего и типичной лока­лизации узла петля, соскользнув обыкновенно вверх до подъязычной ко­сти, сдавливает шею между верхним краем щитовидного хряща, гортанью и подъязычной костью. Ее большие рожки прижимаются к позвоночнику, смещая корень языка назад и вверх, тем самым прижимая его к задней стенке глотки и мягкому небу, почти полностью закрывая просвет дыха­тельных путей, и затрудняет или полностью прекращает доступ воздуха в легкие из носа или рта (рис. 273).

Сдавление боковых поверхностей шеи ветвями петли вызывает сдавление сонных артерий, что приводит к острому кислородному голоданию, а сдавление яремных вен нарушает или полностью прекращает отток крови из полости черепа и вызывает венозный застой. Быстро повышается внут­ричерепное давление, особенно резко нарастающее при не полностью пе­режатых сонных и позвоночных артериях, по которым кровь продолжает поступать в головной мозг, сдавливая кору и жизненно важные центры головного мозга. Продолговатый мозг растягивается, раздражаются ствол мозга либо ветви блуждающего нерва. Быстро наступает потеря сознания и развивается типичная асфиксия. Сдавление шеи петлей и растяжение опускающимся вниз телом блуждающих и симпатических нервов, ветвей гортанного нерва и иногда каротидного синуса могут вызвать временную остановку дыхания и первичную остановку сердца или шок. В таких слу­чаях смерть может наступить до развития типичных признаков асфиксии.

Последовательность действия петли при боковом расположении узла . Петля, сдавливая шею, сдвигает гортань в сторону узла, а корень языка, оттесняясь назад и в сторону, закрывает вход в глотку, в отличие от смещения языка при типичном расположении узла.

Последовательность действия петли при атипичном (переднем) расположении узла . Верхняя часть петли наклоняет голову назад, вслед­ствие чего верхняя часть шейного отдела позвоночника выпячивается впе­ред, а задняя стенка глотки приближается к корню языка, оттесняемого петлей кзади, и преграждает путь воздуху, что может вызвать асфиксию. Кроме того, происходит сдавление и растяжение других тканей и органов. В зависимости от места положения петли закрытия дыхательных путей может не быть. В этих случаях смерть вызывается сдавлением сосудисто-нервных пучков шеи (сонных артерий, яремных вен, блуждающих нервов).

Наибольшее давление, обусловленное особенностями петли и поверх­ностью охвата ею, шея испытывает на стороне, противоположной узлу. Опоясывающее положение петли оказывает почти одинаковое давление на всю поверхность шеи, что наблюдается в случаях повешения в затягиваю­щихся двойных или тройных петлях.

От действия петли на шее остается след, называемый странгуляцион­ной бороздой (рис. 274). Он возникает от давления, трения скольжения и сдавления шеи петлей или только сдавления, являясь главным признаком повешения.

Механогенез странгуляционной борозды определяется устройством петли, поверхностью ее контакта, последовательностью перемещения все­го тела в петле или его частей.

Под действием тяжести тела типичная скользящая и неподвижная зак­рытые петли при полном и неполном висении, затягиваясь, сдавливают шею в месте первичного контакта. Смещаясь под действием тяжести тела, петля осадняет кожу шеи от места сдавления до места окончательного перемещения тела, где вновь сдавливает кожу. Сдавление уплощает кожу, а трение скольжения сдирает ее, вследствие чего кожа, истончаясь, теряет влагу и подсыхает. В зависимости от жесткости и ширины петли возникают более или менее глубокие и широкие, твердые или мягкие борозды.

Под действием тяжести тела открытые петли, в отличие от скользящей и неподвижной закрытой, только сдавливают шею, вследствие чего кожа уплощается, теряет внутритканевую жидкость и подсыхает.

Странгуляционная борозда, представляя собой отпечаток контактирую­щей поверхности петли, передает ее особенности, позволяет судить о ши­рине, рельефе и материале петли.

В странгуляционной борозде различают дно, края, промежуточный ва­лик или валики. Они могут идти или параллельно друг другу, или под углом к краям, или пересекать друг друга.

Описывая странгуляционную борозду, необходимо отразить следующие ее свойства.

Расположение - поверхность шеи, уровень наиболее низкого и высоко­го положения борозды, расположение ветвей от неподвижных ориентиров с обеих сторон (углов нижней челюсти, мест прикрепления ушных рако­вин, но не нижнего края мочек ушей, так как последние могут удлиняться ношением сережек).

Для повешения типична локализация борозды в верхней трети шеи. Однако у пострадавших с резко выраженным щитовидным хрящом («кады­ком»), выступающим зобом или пакетах увеличенных желез при повеше­нии в горизонтальном или близком к нему положении, в атипичной откры­той петле она может располагаться ниже щитовидного хряща, о чем надо помнить, дифференцируя повешение с удавлением петлей.

Направление хода ветвей - по поверхностям шеи от наиболее низкого до наиболее высокого положения.

Уровень расположения борозды на шее и направление хода ее ветвей позволяют судить о положении тела как при полном, так и неполном висении.

Количество отдельных элементов борозды обусловлено числом оборо­тов петли и их взаиморасположением. Странгуляционная борозда может быть одиночной, двойной, тройной, многооборотной, множественной, с параллельным или пересекающимся направлением ходов. Иногда низко наложенная петля в процессе повешения, во время судорог, неудавшейся попытке повешения, а также при удавлении петлей с последующим подве­шиванием трупа, затягиваясь, смещается вверх, образуя две борозды, меж­ду которыми располагается ссадина со смещенными вверх лоскутами эпи­дермиса Обычно верхняя борозда, образовавшаяся последней, бывает глубже. При наложении верхнего оборота петли на нижний, а не на кожу, может получаться одно углубление.

В зависимости от конструктивных особенностей петли и числа оборо­тов могут возникать промежуточные валики, вызывая ущемления кожи, соответствующие ширине контактирующей части петли.

Замкнутость борозды обусловлена давлением петли по всей окружно­сти шеи, конструкцией и ее диаметром, подвижностью, величиной узла. У замкнутых борозд обе ветви сходятся в области узла, у незамкнутых они не смыкаются.

Ширина борозды зависит от ширины и толщины петли, неравномерно­сти давления на шею, механизма повешения. Различная ширина борозд дает основание для подозрения о применении нескольких петель.

Глубину борозды определяют толщина петли, сила тяжести, материал петли, положение и поза пострадавшего, наличие под петлей мягких про­кладок.

Степень выраженности борозды обусловлена массой тела, конструкци­ей, материалом петли, расположением узла на шее, временем пребывания трупа в петле. Наибольшую выраженность борозда имеет на поверхности шеи, противоположной направлению натяжения петли.

Рельеф борозды отображают особенности петли, узла, утолщения пет­ли, перекручивания, материала петли.

Плотность борозды определяют материал петли, ее размеры, подсыха­ние и испарение внутритканевой жидкости с поверхности сдавленного и смещенного эпидермиса, вид повешения.

Жесткие и полужесткие петли образуют глубокие плотные борозды с четкими краями и выраженным осаднением, а мягкие петли - поверх­ностные бледные мягкие борозды с нечеткими границами.

Двойные, тройные, многооборотные и множественные петли оставляют странгуляционные борозды, разделенные промежуточными валиками.

Цвет борозды обусловлен материалом и шириной петли, глубиной сдав-ления кожи, просвечиванием и степенью развития подлежащих тканей. От поверхностного сдавления борозда становится желтой из-за просвечива­ния подкожного жира, особенно если он довольно хорошо развит; от глубо­кого - темно-коричневого из-за просвечивания мышц и крови, находя­щейся в сосудах.

Детали петли оставляют ссадины в окружности, точечные кровоизлия­ния по краям странгуляционной борозды и в промежуточном валике, оди­ночные или множественные перерывы, вертикальные ответвления и др.

По странгуляционной борозде можно установить видовые, групповые, а иногда и индивидуальные признаки петли.

Видовые признаки петли (скользящая, неподвижная, закрытая, откры­тая) определяются по замкнутости или незамкнутости странгуляционной борозды и расположению ее ветвей.

Групповые признаки петли устанавливаются по длине, ширине или глубине борозды, форме и рельефу дна, наличию промежуточных валиков. По ним можно судить о длине следообразующей части, ширине, форме сечения, плотности материала петли.

Витая веревка оставляет на шее косопараллельные полосчатые желоба, разделенные гребнями, на вершинах которых находятся точечные кровоиз­лияния.

Поясной ремень причиняет полосчатое осаднение, чередующееся с уча­стками неповрежденной кожи, соответствующими застежками ремня.

Скрученные мягкие петли отображают прерывистые узкие удлиненные полоски внутрикожных точечных кровоизлияний, направленных продоль­но или косопродольно к длиннику борозды.

Индивидуальные признаки петли макроскопически устанавливаются по наличию осаднений по краям борозды. Они проявляются редко, однако пытаться их определять нужно, всегда применяя методы дополнительных исследований. Среди них важное место занимает экспертиза наложений, позволяющая устанавливать идентичность волокон, изъятых с шеи и ки­стей с волокнами петли. Индивидуальные признаки оставляют узлы, пряж­ки и прочие особенности петли, контактирующие с шеей, отображающиеся соответствующими дополнительными ограниченными осаднениями по краям борозды.

Повешение - сдавление шеи петлей, затягивающейся под действием тяжести всего тела или части его (рис. 6). Повешение вызывает механическую асфиксию и в абсолютном большинстве случаев совершается в петле, которая более или менее плотно охватывает шею. Характер и особенности петли имеют важное значение, поскольку от ее материала и других особенностей зависит выраженность признаков повешения.

В зависимости от материала различают жесткие (из проволоки, электрошнура и т. п.), полужесткие (из веревок, шнуров, ремней), мягкие (из белья, полотенец и др.) петли.

Петли могут быть скользящими (в виде кольца, которое может затягиваться) и неподвижными (длина окружности их остается неизмененной).

В зависимости от числа оборотов вокруг шеи различают одиночные, двойные, тройные, множественные петли.

Узел петли по отношению к шее может располагаться либо сзади - типичное расположение петли, встречающееся наиболее часто, либо на передней или боковых поверхностях шеи - атипичное расположение петли (рис. 7). Как правило, петля на шее имеет косо-восходящее (в сторону узла петли) направление, что отражается на особенностях генеза смерти при повешении.

Рис. 7. Расположение петли: а - типичное; б, в - атипичное.

Петля является вещественным доказательством и имеют важное значение для следствия. Поэтому важно ее сохранить, по возможности, в неизменном виде, особенно узел петли.

На рис. 8 показан порядок действий при снятии петли.


Рис. 8. Методика снятия петли.

Генез смерти при повешении . При типичном положении узла петли (сзади) она сдавливает шею в области подъязычной кости, оттесняя кзади и кверху корень языка. Последний прижимается к задней стенке глотки и закрывает просвет гортани.

При боковом положении петли корень языка оттесняется в сторону, противоположную местоположению узла, также полностью закрывая просвет гортани. И в том, и в другом случаях поступление воздуха в легкие прекращается.

При положении узла петли под подбородком дыхательные пути полностью не перекрываются, что, однако, не предупреждает наступления смерти.

В генезе смерти при повешении, определяющее значение имеет сдавление сосудисто-нервного пучка шеи. При сдавлении сонных артерий полностью или в значительной степени прекращается доступ артериальной крови к мозгу, что приводит к острой его гипоксии и запредельному торможению сперва коры больших полушарий, а затем и стволовой части мозга. Одновременно в результате сдавления яремных вен при продолжающемся поступлении в мозг крови по позвоночным артериям прекращается или значительно нарушается отток венозной крови из полости черепа и головного мозга, в результате чего повышается внутричерепное давление. Все это приводит к очень быстрой (в течение первой минуты от начала повешения) потере сознания. Этим, в частности, объясняется то, что практически самовысвобождение из петли исключено. Известны случаи смерти от повешения лиц, имевших трахеостому (локализация петли выше трахеотомического отверстия).

Определенное значение в генезе смерти при повешении имеет сдавление блуждающих, верхнегортанных нервов и области каротидного синуса, особенно у лиц с патологией сердца. В таких случаях остановка сердца может наступить очень быстро, а признаки остро наступившей смерти окажутся плохо выраженными (пятна Тардье, застойные явления в паренхиматозных органах и т. д.).

Диагностика повешения . Как правило, при смерти от повешения обнаруживаются признаки, названные ранее как общие признаки асфиксии (острой смерти). Однако решающее значение для диагностики смерти от повешения имеют признаки, специфические ля этого вида механической асфиксии. Основным из них является странгуляционная борозда, которая представляет собой негативный (зеркальный) след петли на шее, образующийся от давления на нее петли (рис. 9). Понятно, что рельеф, характер дна, ширина борозды и другие ее особенности во многом предопределяются материалом петли, временем нахождения трупа в петле и срока, прошедшего от момента смерти до исследования трупа. Чем жестче петля и чем больше время нахождения трупа в петле, тем больше глубина странгуляционной борозды, интенсивнее цвет - от бледно-синюшного до темно-бурого. Характерным свойством странгуляционной борозды при повешении является неравномерность ее глубины: она больше выражена на стороне, противоположной узлу петли, так как именно здесь на шею оказывается наибольшее давление.

От мягких петель глубина борозды незначительна и сама борозда может быть выражена очень слабо; от жестких петель, наоборот, борозда будет выражена значительно резче, более глубокой и более четко будет выражен рельеф ее дна.

Странгуляционная борозда при повешении располагается чаще всего в верхней части шеи и имеет, как правило, косо-восходящее направление.

При типичном расположении петли странгуляционная борозда спереди находится в верхней части шеи на уровне щитовидного хряща либо чуть выше. Чаще странгуляционная борозда бывает открытой (в сторону узла петли), иногда - замкнутой (при неподвижной петле, плотно охватывающей шею).



Рис. 9. Странгуляционные борозды при различных видах петель.

В зависимости от числа витков петли вокруг шеи борозда может быть либо одиночной, либо двойной, тройной или множественной. Если образуется неодиночная борозда, то между ее отдельными ходами могут ущемляться тонкие участки кожи в виде узких валиков или гребешков. Нижняя борозда при этом выражена слабее верхней.

Ширина борозды обычно соответствует ширине петли. Если при исследовании борозды на ней обнаруживаются части материала петли (волокна веревки и др.), так называемые наложения, то они должны быть описаны и изъяты с помощью специальной липкой ленты для дальнейшего криминалистического исследования.

Все особенности борозды должны быть тщательно изучены и описаны в исследовательской части заключения эксперта.

Странгуляционная борозда образуется и тогда, когда будет подвешен уже труп. Поэтому одним из важнейших вопросов экспертизы является установление прижизненного происхождения борозды и повешения.

О прижизненности борозды свидетельствуют кровоизлияния в кожу по периферии борозды в краевые и промежуточные валики (если борозда неодиночная), кровоизлияния в подкожную клетчатку и мышцы шеи по их ходу и в местах прикрепления.

Одним из признаков, указывающих на прижизненность странгуляционной борозды, является выраженная разница в кровенаполнении сосудов микроциркуляторного русла фасций мышц шеи выше и ниже уровня странгуляции шеи.

При сдавлении шеи петлей происходят размятие подкожной жировой клетчатки и травматизация мелких сосудов, что создает условия для возникновения жировой эмболии сосудов легких. Гистологическое исследование регионарных лимфатических узлов и сосудов ткани легкого на жир (при отсутствии других повреждений) может свидетельствовать о прижизненности образования странгуляционной борозды.

При повешении иногда наблюдаются переломы хрящей гортани и рожков подъязычной кости. О прижизненности этих повреждений будут свидетельствовать выраженные кровоизлияния в мышцах вокруг переломов.

При повешении, когда затягивание петли вокруг шеи происходит рывком (например, прыжок со стула во время повешения), могут образовываться поперечные надрывы интимы общей сонной артерии ниже места наложения петли (признак Амюсса). На прижизненность образования этих надрывов будут указывать кровоизлияния в интиму артерий.

При прижизненном повешении могут также наблюдаться кровоизлияния под продольную связку и в межпозвонковых дисках позвоночного столба, а также множественные кровоизлияния во внутренние органы.

Если был подвешен труп, то описанные признаки не будут иметь места.

В отдельных случаях (при отрыве петли, раннем извлечении повесившегося из петли другими лицами) человек может оставаться живым, если гипоксия коры головного мозга не превышала 5-6 мин.

Но во всех этих случаях в постасфиксическом периоде развиваются расстройства деятельности ЦНС различной степени, а также функциональные соматические расстройства. Особенно выражены постасфиксические болезненные расстройства в случаях, когда странгуляция шеи продолжалась более 3 мин. У перенесших асфиксию наблюдается симптомокомплекс расстройств функций основных жизненно важных систем и органов: ЦНС, сердечно-сосудистой и органов дыхания. Клинически это проявляется в развитии сменяющих друг друга признаков асфиктической комы (арефлексия, мышечная атония, резкое угнетение стволовых функций, децеребрационная ригидность, пирамидная гипертензия, тонические и тоникоклонические судороги), периода оглушения (сопор, сонливость), периода дезориентации и расстройств памяти (психомоторное возбуждение, ретро- и антероградная амнезия).

Установлено, что при спасении извлеченного из петли большое значение приобретает соотношение между продолжительностью странгуляции и длительностью последующего бессознательного состояния. Если сознание у оживленного отсутствует более суток, то прогноз, как правило, неблагоприятный.

По роду смерти повешение чаще всего является самоубийством (самоповешение), значительно реже - убийством и несчастным случаем. Кроме того, в следственной практике иногда встречаются случаи симуляции повешения (когда преступник пытается выдать убийство за самоповешение, подвешивая труп).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»