Стиляги в ссср. История стиляг Стиляги кто такие откуда пришли

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Современные наследники стиляг - это не «жертвы моды», а сознательные ее противники

Подобно комсомольским собраниям и автоматам с газировкой стиляги были неотъемлемой частью советской действительности. Как менялся стиляжий образ? Кем они были - предтечами современных «жертв моды» или последними русскими денди? И что может взять из арсенала стиляг современный человек, всерьез задумавший превратить свой облик в средство борьбы с массовым вкусом? Обо всем этом рассказывает историк культуры, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольга ВАЙНШТЕЙН.

Давайте начнем с исторического экскурса. Кто такие стиляги, когда они появились?

Официальной точкой отсчета считается 1949 год. Тогда в журнале «Крокодил» появился посвященный стилягам опус фельетониста Беляева, причем в том же номере была напечатана статья о «безродных космополитах». Таким образом был дан официальный старт пропагандистской кампании, которая была призвана подавить ростки инакомыслия в самых разных сферах - от моды и искусства до медицины и науки, что в дальнейшем и завершилось печально известным «делом врачей».

Из этого видно, что слово «стиляга» - не самоназвание, а скорее кличка, которая прозвучала из лагеря людей, призванных заклеймить «чуждые элементы». Это слово вошло в обиход, с одной стороны, как обозначение модников конца 1940-1950-х годов. С другой стороны, это слово стало употребляться как ироническое название человека, слишком увлекающегося модой.

Первые ростки неофициальной моды неслучайно стали появляться после войны.

В послевоенном обществе еще существовала некоторая открытость, о «железном занавесе» еще не было речи, в быту использовались трофейные вещи, а в кинотеатрах крутили трофейные фильмы. Среди них - оказавшие огромное влияние на умы начинающих модников «Серенада Солнечной долины», «Сто мужчин и одна девушка» или фильм «Облава», где фигурировал очень элегантный американский разведчик. В клубах крутили пластинки, сделанные из рентгеновских снимков, с которых звучал Дюк Эллингтон. В клубах танцевали твист и буги-вуги. И молодежь, которая танцевала эти танцы, слушала эти пластинки, смотрела эти фильмы, и составила среду, породившую особого лидера моды - пижона, которого называли стилягой.

Как выглядел хрестоматийный стиляга разных десятилетий?

Внешний вид такого модника конца 1940-х годов хорошо описан и в воспоминаниях, и в литературе. Вспомним хотя бы книжку В. Славкина «Памятник неизвестному стиляге», роман Василия Аксенова «Пушкинский дом». Вот как выглядел стиляга конца 1940-х-начала 1950-х: хрестоматийные брюки--дудочки, гавайские рубашки, темные очки, галстуки с обезьянами и драконами, ботинки на толстой белой подошве «манная каша», набриолиненный кок на голове. Узнаваемая птица с ярким оперением…

Но с течением времени стиляжий образ начал меняться, и примерно с конца 1950-х-начала 1960-х на арене появился другой тип молодого человека. Этот щеголь предпочитает серые классические костюмы, импортные плащи, он уже не делает столь вызывающую прическу. Его называют «штатником» за его пристрастие к американскому стилю. В 1960-е годы у советских модников появились новые ресурсы для самовыражения. Им помогали, во-первых, фарцовщики, которые перекупали вещи с рук у иностранных туристов. Во­вторых, портные и портнихи, которые изготовляли искусные имитации импорта. Имея в своем ассортименте подобные средства, модники конца 1960-х- начала 1970-х годов могли позволить себе больше разнообразия.

Альтернативная мода создавала свое пространство. В каждом городе, где было движение стиляг, центральная улица превращалась в «сцену», куда модники ходили других посмотреть и себя показать. В большинстве городов она называлась Брод, сокращенно от Бродвей. В Москве Бродом была Тверская, в Ленинграде - Невский, в Баку - Торговая улица. И на этой сценической площадке разворачивались визуальные игры стиляг, ритуальное «оглядывание» друг друга, когда, к примеру, знающие люди на ходу пытались отгадать марку плаща идущего навстречу незнакомца.

Стиляги в Прибалтике одевались по-другому, чем стиляги в Баку, но приметы общей идеологии, которая стояла за манерой одеваться, вполне вычислимы.

Сущность стиляги как модного типажа не сводится к набору тряпок. Это человек, который программно противостоит массовому унифицированному образу жизни и вырабатывает свои собственные способы проводить время, ухаживать за своим телом, даже говорить. Известно, что стиляги создали собственный жаргон («чувень, клевая лаба»), особую манеру произносить слова медленно, растягивая, пытаясь даже через речь показать свою непохожесть на остальных. Наконец, у них был свой body language - «язык тела»: особая, слегка раскачивающаяся походка; специфичная манера стоять - это у Битова в романе хорошо описано: «заламывая» тело, как будто тебя не держат ноги. Таким образом, перед нами очень проработанный тип, представляющий альтернативную субкультуру. Стиль, который проявляется не только в одежде, но и в манере держать себя, в идеологии, в определенном круге общения, подразумевает особый круг чтения и фильмов - это уже шире, чем мода. Это скорее субкультура.

И я думаю, что интерес к стилягам, появившийся в последнее время, связан именно с тем, что это был очень проработанный субкультурный типаж со своей выраженной идеологией.

Наших стиляг легко изобразить как порождение «серого советского строя». Но аналогичные движения были интернациональным явлением.

Действительно, очень легко поддаться на соблазн и считать, что пестрый, цветистый костюм стиляги был вызовом советской униформе, усредненной одежде законопослушного гражданина. Но если посмотреть на стиляг в контексте западной моды, мы увидим, что и там были сходные альтернативные молодежные стили.

Достаточно упомянуть немецких swing kids или французских «зазу», движение zoot suits, которое возникло еще в начале 1940-х годов в Америке. Или Тeddy boys в Англии, носивших «эдвардианские» пиджаки и набриолиненные коки, которые в несколько карикатурном виде подражали стилю короля Эдуарда VII. В Австралии Bodgies, в Японии - «тайзоку», тоже увлекавшиеся брюками-дудочками и гавайскими рубашками. То есть на самом деле это альтернативное модное движение было глобальным, просто в каждой стране оно имело свои варианты.

Каков был социальный состав стиляг? Бытует представление, что они были в основном детьми номенклатуры, у которых был доступ к дорогим качественным вещам.

На мой взгляд, это стереотип. Среди стиляг, безусловно, было немало детей из номенклатуры, но такими были далеко не все. Валентин Тихоненко, считавшийся лидером стиляг в послевоенном Ленинграде, был из семьи репрессированного рабочего. Стиляги были во всех слоях общества.

Что же объединяло столь разных людей в одну субкультуру?

Наверное, единая для всех функция альтернативной моды - противостоять унификации, создать нечто, отличающееся от стандарта. В Советском Союзе положение моды было двусмысленным. Легитимна была только весьма условная советская мода. Экономика послевоенных лет при разрушенной промышленности строилась на принципах жесточайшей экономии. «Правильной» считалась одежда, сшитая без каких­либо излишеств, без декоративных деталей - накладных карманов, оборок, потому что они требовали излишка ткани. И стиляги, которые позволяли себе явную «избыточность» и по форме, и по расцветкам, бросали вызов этой экономической модели.

А не был ли стиляга обычной «жертвой моды»?

Думаю, это взгляд из сегодняшнего дня. Конечно, они одевались более изысканно и продуманно, чем обычные советские граждане. Стиляги объективно тратили на одежду больше денег и сил, но все­таки смысл их усилий был совсем иным, чем у нынешних «жертв моды». Ведь в послевоенные годы было не общество потребления, а, напротив, общество очень ограниченных возможностей потребления. И в то время человек, пытавшийся выразить свою индивидуальность через необычную внешность, бросал вызов самим устоям советской жизни. Стиляги не боялись выделяться из массы.

Так чему они бросали вызов - всеобщей бедности или всеобщей одинаковости?

Второй акцент гораздо важнее. Эти люди демонстрировали индивидуальность, восставая против нормативной «скромности» - канона советской морали и «хорошего вкуса». И этот момент предъявления личной свободы крайне существен. Для меня стиляга 1950-х - вовсе не жертва моды. В современном понимании «жертвой моды», напротив, является человек, который пошел на поводу у массового вкуса. А стиляги как раз делали сознательное усилие, чтобы культивировать индивидуальный вкус. Этот нонконформизм принципиален, поэтому в своей книге «Денди: мода, литература, стиль жизни» раздел о советских денди я завершаю стилягами, потому что вижу в них последних наследников традиций российского дендизма.

Кого вы считаете современными наследниками стиляг?

Наследник стиляг 1950-х, на мой взгляд, это человек, который превращает свою одежду в осознанное высказывание. Совершает сознательное усилие, чтобы не выглядеть, как все. Они не следуют советам глянцевых журналов, а пытаются создать собственный вариант стиля, смешивая разные элементы одежды, покупают винтажную моду, авангардные вещи, то есть стараются быть в стороне от мейнстрима. И, мне кажется, именно эти нонконформистские модники являются современными наследниками стиляг.

Беседовала
Екатерина Жирицкая

Стиляга? Кто он?

Тот, кто хотел модно одеваться. Тот, кто хотел выделяться из общей серой массы толпы. Тот, кто не мог заработать на красивую жизнь, но очень хотел ею жить. У этого слова нет точного определения, но есть целое поколение наших мам, пап, бабушек и дедушек, которые с гордостью называли себя - Стилягами.

Происхождение и вхождение слова "Стиляга" в обиход советского человека имеет свою дату - 10 марта 1949 года. Именно в этот день вышел номер журнала «Крокодил», где повествовалась история про молодого человека, который пришел в школу разодетый как стиляга, а все смеялись над его глупым видом.

До этого Стиляги называли себя "штатниками" - т.е. те, кто подражает моде США.

Но суть не в этом, главное что и тех и других советская власть не признавала, всячески угнетая и принижая.

Стиляги, а точнее еще "штатники", появились в СССР еще до войны, когда начали активно развиваться международные контакты, а как известно, у каждого дипломата были семьи и дети, которым привозились красивые и модные вещи той страны, в которой работал отец или мать. Остальные подстраивались под желаемое.

Но лучше углубимся в эту тему подробнее.

Почему люди выбирали для себя такой стиль? Все просто. Они хотели быть не такими как все, чувствовать себя свободными, богатыми людьми, не подчинясь общим правилам.

Стиляги подразделялись на два социально-финансовых класса. Первые - это дети дипломатов, которым привозили лучшие наряды и они зачастую даже не знали их истинную цену, вторые - простые работяги, отдававшие две-три зарплаты за пару узких брюк.

Первые появившиеся стиляги напоминали больше бродячих клоунов, чем стильных людей, их кредо - чем ярче, тем лучше. Широкие штаны, разноцветные куртки или безразмерные пиджаки замысловатых цветов, яркие носки, широкополые шляпы и галстуки.

Со временем, стиль стал усовершенствоваться. Брюки дудочки, широкоплечий приталенный пиджак, узкий галстук маленьким узлом, яркие рубашки-гавайки, обувь на высокой платформе и отличительная прическа "кок". Девушке было значительно легче преобразоваться в стилягу - яркое платье, или же узкая юбка, а так же прическа "венчик мира" на голове или же высоко поднятая прическа, державшаяся на сахарном сиропе. Еще два "шиковых" элемента моды стиляг - это зонтик тросточка и свитер с вышитыми оленями, как у героев запрещенных фильмов.

Так, за короткое время, разноцветные клоуны превратились в действительно стильных юношей и девушек, которые прятались по закрытым клубам и слушали музыку с запрещенных в стране иностранных пластинок, отплясывая, как сказали бы политработники, "неприличные танцы". Но такой завершенный образ пришел лишь в конце 1950х годов и, по словам сотрудников КГБ, стало намного сложнее отличать истинного стилягу от иностранца.

Советское правительство с самого начала образования субкультуры старалось искоренить его, считая, что это отрицательно сказывается на советской молодежи и является «низкопоклонством перед Западом».

Самые первые стиляги появились в портовых городах, куда приходили иностранные суда, например в Одесу или Игарку в Краснодарском крае. Там молодежь могла купить или выменять клетчатые пиджаки, цветные рубашки и сигареты. А вот столичные модники переплачивали втридорога и постоянно находились на грани поимки сотрудниками КГБ, так как пытались наладить контакт с иностранцами.

Конечно многое шили на дому, а те кто не умел, обращались за помощью к предприимчивым портным. Вот только если портных взявших такой заказ ловили, то наказание было более чем суровым ст. 107 УК РСФСР (спекуляция), за которую грозило наказание с лишением свободы от 5 до 10 лет. Да и любой пошив на дому с коммерческими целями приравнивали к спекуляции.

Обувь вообще была отдельной темой. Ботинки на высокой подошве, которую в народе называли "манная каша", весили 2,5 килограмма и стоили до 500 рублей, самые изысканные модели мог себе позволить ребенок не каждого дипломата. Хотя и тут помогали сапожники, которые брали безусловно дорого, но все же дешевле чем оригинал.

В провинции стилягам жилось намного труднее, ведь донести "куда следует" мог каждый второй. И если парни еще как то могли отстоять себя, то девушка надевшая юбку выше колен или обувь на платформе считалась отбросим и развратом общества. Да и вещи достать намного сложнее, а следовательно и дороже.

Собирались стиляги на Бродах (Бродвеях). В каждом миллионнике была такая улица. Улица Горького и площадь Пушкина в Москве. Невский проспект в Ленинграде, Улица Куйбышевская в Самаре, Дерибасовская в Одессе, Проспект Мира в Красноярске и тд.

В провинциальных городах стиляги кучковались на танцплощадках и в парках, что, кстати, как и в столице показывало демонстративность стиляг и их протест обществу, в плане выбора общественного места для сборов.

А еще стиляг считали пионерами "сексуальной революции" в советском союзе. Ведь они без стеснения могли просто обняться на улице.

Эра стиляг угасла с приходом нового движения - Битломании. Но тем не менее этот выдающийся период до сих пор вспоминается с улыбкой на глазах и с восторженными рассказами о том, как было интересно, красиво, стильно, но в какой-то мере опасно.


Стилягами называли представителей советской субкультуры, стиль одежды которых отличается экстравагантностью, необычностью, во многом он похож на западную моду в 40-60 годах, также имеет некоторые черты стиля рокабилли. В современной действительности к этому стилю относятся винтажная одежда, аксессуары и другие предметы, которые отражают то время, когда существовала субкультура стиляг. В СССР в конце 1940-начале 1960 годов стиляги были очень популярной группой среди молодежи, для них был характерен нонконфиризм, они всячески следовали моде запада, копировали его стиль, слушали такую же музыку. У стиляг был даже свой собственный сленг.

История возникновения субкультуры

Впервые стиляги появились еще в 1940 годах, они собой олицетворяли некий протест против устоявшихся принципов и стереотипов советского общества. Стиляги отличались от других субкультур подчеркнутым цинизмом, аполитичностью, отрицанием правил морали того времени. Из Западной Европы были привезены множество «трофейных» журналов, одежды, обуви, бижутерии и аксессуаров, которые уже были неактуальны на западе, но стали основами гардероба советских стиляг.

Когда впервые появилось название субкультуры

В первый раз термин «стиляга» был использован в 1949 году, в одноименном произведении Беляева. Он был потом размещен в качестве заметки в журнале «Крокодил». В этом очерке описывалась ситуация, в которой на школьном балу появился молодой человек, разодетый в стиле западной культуры, он был необычайно горделив, его пестрый облик привлекал внимание. Персонаж отличался невежеством поведения, имел глубокие познания в зарубежных танцевальных движениях, чем и вызвал насмешку и жалость у современных студентов. У «стиляги» была подруга Мумочка, которая по виду, казалось, только сошла с обложки модного журнала. Именно это произведение дало толчок началу кампании против западного влияния. Многие считают, что название «стиляги» означает «копировать чужой стиль», не зря среди исполнителей джаза была популярна фраза «дуть стилягу» - подражать кому-либо.

Как общество относилась к представителям субкультуры

Многие стиляги с 50 годов подвергались различным преследованиям. Их постоянно высмеивали в прессе, на комсомольских собраниях о них часто говорили, многие дружинники специально дежурили на улицах с целью «отлавливания» стиляг. Им даже отрезали волосы, трогали и портили предметы их гардероба. Насильственным методом их отводили в полицейский участок, где делали фотографии для статей. Немного лучше отношение к стилягам стало в период выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году, потом во время приезда Кристиана Диора с моделями в 1959 году, затем – на фестивале молодежи в 1957 году. Именно в такие моменты стиляг практически прекращали преследовать, однако потом начинали вновь.

Угасание популярности субкультуры

К середине 1960 годов субкультура стиляг стала постепенно угасать. Многие считают, что представителей стиля 1960 годов уже нельзя назвать стилягами, но, несмотря на это, так их называли еще десять лет.

Основные черты стиляг

У представителей субкультуры имеются их специфический внешний вид, поведение, свои предпочтения в мире музыки. Во многом влияние на стиль оказали фильмы «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты», «Серенада Солнечной Долины».

Одежда стиляг

Стиляги носят мешковатые пиджаки самых разнообразных расцветок и оттенков, широкополые шляпы, носки ярких цветов, шелковые рубашки, ботинки с острым носом, галстуки с изображениями обезьян, драконов, свитера с рисунками оленей. Немного позже стиляги стали носить более элегантные наряды, например, брюки-дудочки 22 см, которые являлись противоположностью 32 советским см, джинсы, зонты-трость. К началу 60 годов стиляги стали себя называть «штатники». В это время популярными были пальто в английском стиле, шерстяные костюмы, солдатские ботинки в американском стиле. У девушек стиляг не было своего личного стиля, во многом они копировали его из модных журналов, носили пышные юбки, иногда использовали узкие, цветочные блузы яркого оттенка, туфли с длинным носком. Стиляги богатые часто приобретали вещи у иностранцев, носили уникальные вещи, заказывали индивидуальный пошив. Бедные стиляги носили брезентовые плащи и пальто, на ботинки наклеивали каучуковую подошву. Стильными предметами считались иностранные авторучки, зажигалки и портсигары, карты с изображениями пин-ап girl.

Прическа и макияж

Стиляги носили тонкие усы, начесанные «коки» на лбу. Девушки красились интенсивнее и ярче обычных советских женщин, особенно любили использовать яркие помады, подведенные глаза. Из причесок были модны завитые волосы, уложенные вокруг головы, а в 60 годах стала модна начесанная «бабетта».

Манеры

Поведение стиляг многие расценивали как развязные, они отличались свободной походкой, высоко поднимали голову. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам города. Тогда они и демонстрировали свои костюмы и образ стиляг.

Особенности стиляг

Одним из атрибутов стиляг был саксофон, он олицетворял музыку свободных людей. Стиляги предпочитали слушать джаз. У них был свой сленг, который они переиначивали на русский лад:

Джакеток, от jacket – пиджак.

Таек – tie – галстук.

Хэток – hat – шляпа.

Совпаршив – одежда советского производства

Шузы – shoes – обувь на высокой подошве.

Современный стиль

Стиляги в наше время носят заметные аксессуары, мужчины надевают яркие носки с брюками-дудочками, цветной галстук, яркую рубашку. Женщины любят узкие или короткие платья с приталенным верхом и пышным подолом. Цвет может быть однотонным или разноцветным. Туфли могут быть на плоской подошве или на каблуке. Они должны сочетаться с цветом ремня или сумки, изготавливаются чаще всего из лаковой кожи. Из украшений девушки-стиляги любят носить пластиковую яркую бижутерию, обручи, заколки. Прическа может быть выполнена из локонов и крупных кудрей. Также любят использовать «ракушку». Макияж делают ярким – помада и стрелки на глазах.

Стиляги – это интересно, необычно и экстравагантно.

Видео:

Стиляги – в СССР этим ироничным неологизмом называли представителей послевоенной молодежной субкультуры, эталоном для которой стал американский образ жизни, чуждый советской идеологии. Но все же их нельзя было назвать ни врагами Родины, ни предателями: во-первых, они были подчеркнуто аполитичны, а во-вторых, рождение субкультуры стиляг была не шагом «к», а бегством «от»: нарочито-показное преклонение перед Америкой было вызовом навязываемым стереотипам, протест против единообразия в стиле жизни, поведении, одежде и даже в музыке.

Узнать стилягу в толпе было легко: выглядел он, как попугай в стае воробьев. И это был тоже своеобразный протест против массового обезличивания: вызывающе-яркая одежда нелепого покроя выделяла стиляг среди одинаково одетых парней и девушек. Стилягу было видно издалека: удлиненный пиджак в полоску или крупную клетку на ватных подплечниках, узкий галстук-«селедка», зауженные книзу брюки-«дудочки» и ботинки на белой платформе – «манной каше» безошибочно выдавали «штатника» (так назывались первые стиляги Советского Союза; название произошло от слова «Штаты», которым поклонялись представители этой субкультуры).

Причины появления стиляг в СССР


Их было несколько. Основная – активизация международных контактов Советского Союза после Великой Отечественной войны. После победы над фашистской Германией СССР начал активно развивать и укреплять международные связи. Соответственно, увеличилось число дипломатических работников, живущих за границей вместе с семьями. Разница между советскими реалиями и жизнью «загнивающего Запада» была более чем очевидной, причем сравнение в то время было явно не в пользу послевоенного Советского Союза, который только начал восстанавливать мирную жизнь после военной разрухи.

Кроме того, правительство поставило задачу перед учеными, инженерами и изобретателями в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенные войной промышленные предприятия, но и создать новые технологии. При этом создавались они не на голом месте, а на базе уже существующих западных разработок, что тоже активизировало служебные командировки в дальнее зарубежье.

Третьей причиной возникновения молодежной субкультуры, идущей вразрез с советской идеологией, было огромное количество трофеев, привезенных солдатами с фронтов Второй мировой. Это были не только одежда и предметы быта, но и множество кинофильмов, рассказывающих о красивой забугорной жизни. Для советской молодежи, испытывающей в послевоенные годы недостаток еды и красивых вещей, эти фильмы олицетворяли земной рай. И, естественно, вызывали желание подражать героям красочных лент. Культовыми фильмами советских стиляг стали такие картины как «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», музыкальные фильмы с участием канадской актрисы и певицы Дины Дурбин.

Были среди трофеев и журналы мод. Устаревшие на Западе, эти предметы гардероба стали основой «фирменного» стиля советских «штатников».


Свою лепту в создание субкультуры стиляг внесла и зарубежная музыка. Пластинки с модными джазовыми композициями тоже были частью военных трофеев, что сделало джаз в Советском Союзе невероятно популярным. Вместе с новой музыкой в СССР пришли и неведомые ранее западные танцы. Так, например, впервые буги-вуги советские люди увидели во время встречи с американскими солдатами на Эльбе. «Отвязный» безбашенный танец под заразительные джазовые ритмы – полная противоположность классическим танго и вальсу – просто не мог не привлечь внимание стиляг. Неудивительно, что очень скоро он стал для них культовым.

Как появился термин «стиляга»


Примечательно, что сами представители этой субкультуры никак себя не называли. Правда, со временем они все же придумали термин для обозначения своего кредо: «штатники» – то есть, поклонники Соединенных Штатов. Так их и называли до 1949 года, пока в мартовском номере журнала «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое» не появился едкий фельетон под названием «Стиляга». Его автор Д. Беляев изобразил «штатника» глуповатым, невежественным и тщеславным юношей, разодетым в пестрый наряд. На студенческой вечеринке, куда пришел этот нелепый парень, его появление вызвало жалость с оттенком брезгливости. Отрицательный образ в фельетоне получился настолько сочным, а журнал «Крокодил» был настолько популярным, что термин «стиляга» моментально ушел в народ, заменив самоназвание «штатник». С того времени и до середины 60-х представителей этой молодежной субкультуры назвали не иначе как стилягами.

Мода стиляг

При всем копировании западного образа жизни его все же нельзя было назвать слепым: отечественные реалии вносили свои коррективы. К примеру, гардероб первых «штатников» на фоне советской моды 40-х был довольно карикатурным: яркие широкие штаны, просторный пиджак мешковатого покроя, «вырвиглазного» цвета носки и широкополая шляпа – весь этот «прикид» больше напоминал клоунский костюм нежели одежду западного денди. Сходства с «коверным» добавлял знаменитый галстук ярко-оранжевого цвета, называемый в народе «пожар в джунглях». Частым, хотя и необязательным атрибутом первых стиляг были темные очки.

От эпатажа к элегантности


Со временем облик советских стиляг существенно изменился. Широченные штаны заменили на брюки-дудочки, пиджак уменьшился в размере, одновременно увеличившись в плечах, и стал более элегантным. «Кричащий» галстук сменился узкой «селедочкой» с микроскопическим узлом. В зимнем гардеробе стиляг появился толстый вязаный свитер с «северным» орнаментом, навеянный американскими фильмами (в таких свитерах разгуливали герои картин «Девушка моей мечты» и «Серенада Солнечной Долины»). Любимой летней одеждой стали яркие и пестрые «гавайские» рубашки.

Культовой обувью в среде стиляг стали полуботинки на «манной каше» – толстой каучуковой подошве белого цвета. В качестве стильных аксессуаров использовались зонтик-тросточка, трофейные ручки, портсигары и зажигалки.

Ну, а прическа – это отдельная песня и особая гордость каждого уважающего себя стиляги. Весь остальной «прикид» буквально меркнул перед высоким, смазанным бриолином коком «а-ля Пресли». Именно по этому коку стилягу можно было издалека заметить даже в самой густой толпе, еще не видя его костюма.

Девушкам, причисляющим себя к стилягам, было намного проще. Им достаточно было нанести яркий макияж, уложить волосы в так называемый «венчик мира» (кудряшки вокруг головы) и надеть узкую юбку, обтягивающую бедра.

Музыкальные предпочтения

На заре зарождения советской молодежной субкультуры культовым в среде стиляг был традиционный американский джаз, а любимыми композициями – мировые хиты Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины». Своеобразным гимном советских стиляг стала композиция «Поезд на Чаттанугу», прозванной в народе «Чуча»:

Pardon me, boy

Is that the Chattanooga Choo-Choo

Track twenty nine,

Boy, you can give me a shine

Образ поезда, отправляющегося в неведомую Чаттанугу, стал своеобразным символом, отражающим жгучее желание хотя бы мысленно уехать в вожделенную Америку.

Не меньшей популярностью у первых советских стиляг пользовались композиции Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Эдди Рознера и другая джазовая музыка 40-х – 50-х годов.

Любимым танцем был американский буги-вуги. Причем его интерпретация у советских стиляг была весьма своеобразной. Не имея достаточных познаний в этой области, они ухитрялись изобретать собственные танцевальные па, ввиду чего количество интерпретаций буги-вуги было практически бесконечным. Затем, когда позднее появился рок-н-ролл, креативные «штатники» с удовольствием импровизировали и там – благо, специфика жанра позволяла свободную трактовку как самой музыки, так и танца.

«Рок на костях», или «Скелет моей бабушки»


Не пугайтесь, ничего общего с плясками на кладбище этот термин не имеет – так назывались кустарные записи модной музыки. Ввиду дефицита грампластинок с записями модных зарубежных исполнителей стиляги научились записывать любимые композиции на рентгеновских снимках, или, как они еще говорили, «на ребрах». Качество таких записей оставляло желать лучшего, к тому же при многократном проигрывании оно, это качество, еще более ухудшалось. Так что век у «рока на костях» был коротким: после нескольких десятков прослушиваний музыка на «скелете моей бабушки» представляла собой сплошной хрип, скрип и шипение.

Запись музыки «на ребрах» потеряла актуальность только с появлением магнитофонов. С этого времени западная музыка стала более доступной, причем за дефицитными грампластинками уже мало кто охотился: большинству хватало магнитофонных записей.

Молодежь, внимательно следящая за модой и предпочитавшая легкую джазовую музыку суровым патриотическим песнопениям, существовала с первых дней образования СССР. Но только стилягам достался ярлык «безродных космополитов». Это неудивительно: «штатники» попали в самый эпицентр активной борьбы советских идеологов с «низкопоклонничеством перед Западом». Понятно, что стиляги с их неприкрытым интересном к американской и западноевропейской культуре стали отличной и, пожалуй, главной мишенью для комсомольских и партийных функционеров.


Страницы журналов и газет заполонили гневные «разоблачительные» статьи, карикатуры и фельетоны, высмеивающие преклонение стиляг перед Западом и выставляющие их не только в неприглядном свете, но и все чаще – в качестве потенциальных врагов. Именно в те годы появился пресловутый лозунг «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Встречались и агитационные плакаты, прямо объявляющие стилягам войну:

«Стиляга - в потенции враг

С моралью чужой и куцей

На комсомольскую мушку стиляг;

Пусть переделываются и сдаются!»

Правда, у самих представителей субкультуры все эти гневные выпады вызывали лишь улыбку. Во-первых, стиляги не собирались ни с кем воевать: они изначально были пацифистами, что тоже вызывало раздражение у комсомольцев и коммунистов, чья идеология предписывала борьбу с мировой буржуазией. Во-вторых, чего греха таить, у молодого послевоенного поколения не было других примеров для подражания, кроме собственных героев двух войн: Гражданской и Великой Отечественной. В этом плане кругозор стиляг был значительно шире. Да и, по-честному, многие комсомольцы, живущие в стесненных материальных условиях, втайне (явно было нельзя) завидовали модным и элегантным молодым людям и ухоженным девушкам. Завидовали не столько внешней атрибутике, сколько внутренней свободе, позитиву и здоровому «пофигизму».

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено практически все, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен - молодежная субкультура, получившая название «стиляги».

(Всего 18 фото)

1. Стиляги-антисоветчики на агитках советского времени.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

2. Твист на картоне: бережем шузы.

3. Трибуна танцам не помеха.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.

4. Стильный вид - наше все.

Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

5. Почти американские модницы.

Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу «кок», взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

6. Сознательная советская молодежь на параде…

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

7. …а несознательная - на танцах.

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений.

8. Эти молодые люди не имели ничего общего со стилягами.

Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.

9. Пионерия в строю. Они пока еще не стиляги.

Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

10. Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг.

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.

11. Самые стильные парни Москвы.

Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

12. Такие брюки носили сознательные советские граждане, «по-стиляжьи» брюки ушивали в узкие дудочки.

Еще одна фишка стиляг - демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.

13. Пластинки-малышки из рентгеновских снимков.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках.

14. Вот к чему стремились стиляги.

Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

15. Карикатуры из советских журналов: асоциальный элемент.

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

16. Карикатуры из советских журналов: стиляги - западные агенты.

Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.

17. Разоблачительная статья в советской газете.

В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.

18. Танцы-манцы победили!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»