Раннее развитие наших детей: польза или вред. Развитие ребенка в дошкольном возрасте Развитие ребенка дошкольника связано с

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

      Социальная ситуация развития.

      Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности.

      Новообразования.

      Кризис 7-и лет.

Социальная ситуация развития

Дошкольный возраст (3-6/7 лет) - это период активного освое­ния социального пространства. Ребёнок постигает особенности чело­веческих отношений через общение с близкими взрослыми, через иг­ровые отношения и обшение со сверстниками.

Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми и сверст­никами находится теперь источник переживаний ребенка. Дошколь­ник чрезвычайно зависит от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребенку ласково, проявляют к нему внимание, он ис­пытывает чувство уверенности, защищенности. Это имеет опреде­ляющее значение для нормального психического и личностного раз­вития ребенка, выработке у него положительных качеств и доброже­лательного отношения к окружающим. По Э. Эриксону психосоци­альный кризис будет разворачиваться через противоречия инициатив­ность - вина (сильная сторона - цель).

Изменения в социальной ситуации развития существенно отли­чают ее от условий предыдущего этапа по двум основаниям:

    появляется ориентация на совместную деятельность со свер­стником;

    увеличивается количество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведению дошкольника: со­блюдение правил и норм общественной морали.

Притязание на признание со стороны взрослого проявляется в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое вни­мание он оказывает ему, а какое его сверстнику или братишке. Ребе­нок в возрасте от трех лет осмысливает свое место в системе отноше­ний внутри семьи и социуме и переживает сильное потрясение от сво­его открытия: он не является центром мироздания, не он является да­же центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама - папу. До этого он бессознательно ошущал себя центром семьи, ошущал, что именно вокруг Него, по его поводу про­исходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слы­шит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, проявлять агрессию, недовольство (В.С.Мухина).

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится сю­жетно-ролевая игра. Структуру игры составляют:

    роли , которые берут на себя дети (например, машинист, про­давец, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);

    игровые действия, посредством которых дети реализуют взя­тые на себя роли взрослых и отношения между ними;

    игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - поезд, куклы - дети, бумажки - деньги и т.д.);

    реальные отношения между играющими детьми, выражаю­щиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Центральным моментом (и единицей) игры является роль, кото­рую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей (Д.Б. Эльконин).

Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, дейст­виях и отношениях.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с кото­рой они сталкиваются.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дня младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.

В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, рас­пределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и не­доразумения.

Игрушка - мощное средство воздействия на различные стороны личности, ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первона­чально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кро­ватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем ребенок учится покровительст­вовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях ее кукольной жизни, которые ребенок сам создает и своем воображе­нии на основе собственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конст­руирование - на разных этапах дошкольного детства тесно связаны с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг дру­га, люди идут в гости и возвращаются домой и т. д.

Новообразования

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного воз­раста оказывает следующее воздействие на развитие.

    Начинает формироваться произвольность психических про­цессов. Прежде всего, развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целена­правленности.

    Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом- заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

    Ддя развития воображения игра имеет определяющее значе­ние, поскольку в игровой деятельности ребенок, учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, их обра­зы и действия.

    Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

    В игре развивается знаковая функция речи (предмет-знак-его наименование).

    Игра способствует развитию рефлексии как способности соот­носить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценно­стями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок на­ходится в двойной позиции- исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

    В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятель­ности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Дошкольный возраст - это период, в течение которого происхо­дят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ре­бенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование, начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

Формирование детской личности тесно связано с формировани­ем эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социаль­ным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Уже в самом начале дошкольного возраста между ребенком и взрослым возникают принципиально новые взаимоотношения. Ребе­нок начинает отделять себя от взрослого. «Я хочу» - осознает он свое желание. «Вот я» - указывает он на свой фотографический портрет. Отделяясь от взрослого, дифференцируя себя как некое самостоятель­ное человеческое существо, ребенок начинает выделять свою деятель­ность и деятельность взрослого как нечто различное. Ребенок как бы от­ходит от взрослого и выделяет его как образец для подражания, он стре­мится действовать, «как большой». Ориентирование своего поведения по образцу взрослого формирует произвольность поступков, так как здесь постоянно сталкиваются минимум два желания: действовать непо­средственно, как выйдет, и действовать по образцу, согласно требовани­ям взрослого. Усвоение образцов поведения ведет к действиям в соот­ветствии с общественными нормами. В дошкольном возрасте появляет­ся новый тип поведения, который называется личностным поведением.

Самооценка наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться со взрослыми не только по поводу своих внешних действий, но и по поводу внутрен­них состояний и переживаний. Понимание собственных переживаний возникает через высказывание вслух и осмысливание их значения для себя. Ребенок теперь не просто радуется, стесняется, обижается, но и констатирует: «Я рад», «Мне стыдно», «Мне обидно». Он осознает, какие переживания он испытывает.

Развитие самооценки и самосознания составляет одно из основ­ных новообразований дошкольного возраста. Самосознание превра­щает индивида в самостоятельную личность.

Центральными новообразованиями дошкольного возраста яв­ляются соподчинение мотивов (преобладание мотива "Я должен" над "Я хочу"), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.

Мотивы поведения изменяются на всем протяжении дошкольно­го детства: меняется их содержание, появляются новые виды, склады­вается их иерархия - одни мотивы приобретают более важное значе­ние, чем другие.

Соподчинение мотивов является самым главным новообразова­нием возраста потому, что возникающая иерархия мотивов ложится в основу всего поведения ребенка, позволяет ему самостоятельно вы­страивать свое поведение в соответствии с задачами и управлять им.

Нравственное развитие дошкольника определяется формировани­ем следующих компонентов: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней по­зицией самого ребенка. Усвоение моральных норм предполагает, что:

    во-первых, ребенок постепенно начинает понимать и осмыс­ливать их значение;

    во-вторых, у ребенка в практике общения с друтими людьми вырабатываются привычки поведения (если ребенок выходит за рамки привычного поведения, у него возникает дискомфорт);

    в-третьих, ребенок проникается определенным эмоциональ­ным отношением к этим нормам.

Часто ребенок эмоционально идентифицирует себя с образом, который произвел на него большое впечатление своей художествен­ной выразительностью независимо от нравственной позиции героя.

К трем годам у ребенка возникают предпосылки развития само­оценки: он более ясно начинает представлять себе последствия своих поступков, различать, как относятся к нему другие люди, и оценивать свои качества и возможности. То есть ребенок привыкает оценивать свои достижения или неудачи.

Кризис 7-и лет

Кризис имеет место всегда, во всяком нормально протекающем детском развитии. Когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл, переход к следующему циклу будет обязательно пере­ломным. Такой момент наступает у каждого ребенка в возрасте при­близительно семи лет.

Ребенок начинает манерничать, капризничать; появляется наро­читость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада, в про­тивовес непосредственности и наивности, которые были присуши до­школьнику. Утрату непосредственности ребенком JI.C. Выготский связывает с вмешиванием в поступки интеллектуального момента, ко­торый вклинивается между переживанием и поступком, что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Для кризиса семи лет в сфере переживаний характерны сле­дующие изменения:

    семилетка открывает сам факт своих переживаний,

    у ребенка семи лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

5) переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок пони­мает, что он сердится).

Таким образом, сам характер переживаний перестраивается. Как следствие у ребенка возникают:

    новое отношение к себе;

    новые связи между переживаниями;

    борьба переживаний;

    противоречие переживаний;

Когда ребенок понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к тому, что переживается и как, тогда и совер­шается изменение переживаний. Следовательно, возникает новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возмож­ным новый этап развития - школьный возраст.

Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобще­ния переживаний, который становится основой логики чувств. Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неуда­че, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценносги. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценносги нет. У нор­мального ребенка младшего школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективная реакция, связанная с переживанием неудачи.

Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей. Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношения к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изме­няются интересы и цели деятельности.

Обобщенное отношение к самому себе. Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований самому себе, к собственному успеху, положению. Проис­ходит активное формирование самооценки.

Обобщенное отношение к окружающим. Перестраивается социаль­ная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным жела­нием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы - показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи.

Особенности развития речи:

  • - речь превращается в универсальное средство общения;
  • - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  • - ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • - речь становится орудием мышления и средством познания (5; с.76).

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие мышления оказывает речь - ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. Зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, оно становится опосредованным. Внимание связано с интересами ребенка к деятельности (15; с.90).

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти . Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших школьников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными формами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности. Он постепенно учится повторять материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти (4; с.40).

Воображение , будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. В этом возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, произвольными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых (4; с. 75).

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность (15; с. 85).

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов . Оно проявляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, которое становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые исполняют роль "ограничителей". Наиболее сильный мотив для дошкольника - это поощрение, награда. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие черты личности, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-либо действий ребенка. Но родители чаще всего прибегают к запрету и возлагают на него большие надежды (5; с.46).

В этом возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Мотивы становятся относительно устойчивыми. Среди них выделяются доминирующие мотивы, то есть преобладающие в формирующейся мотивационной системе.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих (15; с. 88).

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности:

  • - рисование;
  • - конструирование;
  • - аппликация;
  • - лепка.

В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепится, и ребенок с удовольствием будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий (11; с.47).

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к обучению.

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов - благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у , много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку - позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи - это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос . Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Развитие движений

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка - поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят . Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит - поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») - характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

К основным критериям развития детей дошкольного возраста ним относят:

1. Социально-эмоциональное.

2. Моторика рук и общая моторика.

3. Зрительно-двигательное.

4. Восприятие, предметно-игровая деятельность.

5. Психологическое.

6. Понимание речи.

Дошкольное развитие ребенка до 3-х лет заключается в следующем:

1. Ребенок должен уметь самостоятельно играть, фантазировать, дружить с другими детьми, подражать взрослым и сверстникам.

2. В возрасте 3х лет ребенок может бегать, вставать на носочки, удерживать равновесие, стоять на одной ноге, сидеть на корточках и спрыгивать с небольшой высоты. Необходимо учить ребенка обращаться с мелкими предметами: нанизывать бусины на нитку, лепить фигурки из пластилина, перебирать крупу.

3. Ребенок учится рисовать мелкие и крупные детали различной формы, резать ножницами.

4. Необходимо, чтобы ребенок умел играть с пирамидкой, находил заданное парное изображение.

5. Важно умение ребенка слушать книги, формулировать простые вопросы.

6. В это время происходит значительное пополнение словарного запаса, начинают складываться сложные предложения.

Особенности развития детей дошкольного возраста от 3-х до 4-х лет заключаются в следующем:

1. Ребенок в эти годы может делиться игрушками, давать их другим детям и брать взамен, любит помогать взрослым. Умеет играть в различные групповые игры.

2. Ребенок должен уметь бросать мяч, ходить вниз и верх по лестнице, используя обе ноги, прыгать на одной ноге, держать пальцами ручку и карандаш, собирать из кубиков картинку.

В состоянии обводить контуры, нарисовать шестигранник.

4. Ребенок умеет играться шестисоставной матрешкой, разбирать ее и собирать снова, умеет играть сортером, распределяет фигурки в нужные прорези, в состоянии собрать простые паззлы или домик из кубиков.

5. Ребенок имеет большой словарный запас, много слушает. Может назвать назначение основных предметов, понимает сравнительные степени (самый маленький – самый большой), может назвать пол человека (мужчина, женщина, он, она), понимает время и умеет считать до пяти.

6. Знает цвета, воспринимает на слух длинные сказки и рассказы, выполняет инструкции.

Развитие детей дошкольного возраста от 4-х до 5-ти лет подразумевает овладение следующими навыками:

Восприятие и игровая деятельность. В эти годы ребенок должен уметь разбирать и собирать матрешку из четырех составляющих путем сопоставления размера и формы, собирать пирамидку соответственно размеру колец, небольшие паззлы путем сравнения и зрительного сопоставления.

Память. По просьбе взрослого должен выполнять несколько последовательных действий, запоминать минимум 5 слов.

Внимания. Умеет сконцентрировать внимание на время до 20 минут.

Речь. Должен уметь называть животных и их детей, различные части предметов, профессии, пересказывать небольшие сказки, запоминать и декламировать стихотворения.

Математика. Знает значение слов много и мало, может назвать геометрические фигуры, знает времена года, различает время суток.

Моторика, двигательное совершенствование. Может рисовать длинные линии, в состоянии нарисовать дом и человека, может скопировать и нарисовать печатные буквы. Может на ощупь назвать предмет, умеет прыгать на одной ноге, ходить по бревну, может шнуровать ботинки.

Умение ребенка от 5-ти до 6-ти лет сводится к следующему:

Моторика. Умеет хорошо двигаться, бегать, прыгать то на одной, то на другой ноге, освоил велосипед с двумя колесами, коньки.

Зрительно-двигательное развитие. Может аккуратно вырезать различные фигуры, умеет писать печатные буквы, цифры. В состоянии воспроизвести по заданному образцу геометрические фигуры, может заштриховывать и обводить контур.

Речь детей дошкольного возраста играет большую роль в общей жизни ребенка. До 6-ти лет ребенок обычно хорошо разговаривает, употребляет синонимы и антонимы, слова, которые обозначают признак предмета, может определить количество слогов, место звуков в слоге, ударные и безударные слоги, различает гласные и согласные буквы, выделяет твердые и мягкие согласные. Рассказывает с выражением стихотворения, пересказывает сказки.

Основы математики. Знает и пишет цифры до 10, может посчитать количество предметов, знает простые математические знаки, умеет рисовать геометрические фигуры. Может назвать дни недели, времена года, части суток.

Психо-эмоциональное развитие. Может запомнить последовательность картинок, повторить слова. Знает свое имя и фамилию, домашний адрес, имена мамы и папы, а также их профессии.

Особенности детей от 6-ти до 7-ми лет:

Основы математики. В этом возрасте ребенок должен уметь определять время по часам, называть время года, месяц, день недели, время суток. Знает счет от 0 до 20 и умеет решать несложные примеры.

Память. Должен запоминать на слух цифры и слова. Из 10 названных слов необходимо уметь повторить 5-6.

Мышление. Ребенок должен уметь называть одинаковые черты и различия предметов.

Окружающий мир глазами ребенка. Хорошо должен различать домашних и диких животных, понимать, что существуют хищники и травоядные животные. Ребенок уже имеет представление о различных явлениях природы, знает большинство растений. Понимает, что существуют континенты, страны и города.

Способности детей дошкольного возраста напрямую зависит от желания родителей заниматься с ними. Специалисты различают два фактора, определяющих готовность к школе ребенка. Первый – психологическая готовность, второй – интеллектуальная готовность. Для того, что ребенок хорошо занимался в школе, быстро адаптировался к новым условиям, необходимо уделять внимание обоим этим факторам.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»