Конспект занятия на тему: "Транспорт". Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Занятия по теме транспорт

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Подготовительная группа

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование: картон, набор пластилина, дощечки для пластилина, стека, карточки с дорожными знаками, иллюстрации транспорта.

Цель: Закрепить знания детей о наземном транспорте.

Программное содержание:

Побуждать детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память.

Развивать творчество, воплощая свой замысел из пластилина.

Формировать желание соблюдать правила дорожного движения самому и научить своих друзей.

Активизация словаря: пешеход, пассажир, транспорт, названия дорожных знаков.

Предварительная работа:

Беседы: «Правила перехода улиц и дорог», «Дорожные знаки».

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Составь дорожный знак».

Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», С. Михалков «Если свет зажегся красный».

Рассматривание плакатов по ПДД.

Отгадывание загадок по теме.

Ход занятия

(Звучит музыка С. Михалкова «Песенка друзей».)

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель . На каком виде транспорта мы можем путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель . Сегодня давайте поговорим о наземном транспорте. Назовите виды наземного транспорта.

Ответы детей. Легковые машины, грузовые машины, автобус, маршрутные такси, такси, троллейбусы, трамвай.

Воспитатель . Молодцы ребята. Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц.

Воспитатель . Давайте уточним, каким бывает наземный транспорт по назначению.

Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой?

Ответы детей. Пассажирский.

Воспитатель. Если транспорт перевозит грузы?

Ответы детей. Грузовой.

Воспитатель. Если это машины: скорая помощь, пожарная машина, военная техника, полицейская машина, строительная техника, как называется такой транспорт?

Ответы детей. Транспорт специального назначения.

Воспитатель. Молодцы, ребята, предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».

Если я называю наземной транспорт, вы хлопаете в ладоши, если другой – нет.

Игра «Четвертый лишний»

(Самолет, автобус, катер, трактор, велосипед, метро, мотоцикл и т.д.)

Воспитатель . Ребята, без чего водитель не может управлять машиной?

Ответы детей. (Без колес, без дверей, без руля, без фар и т.д.)

Воспитатель. Кто главный помощник на дороге для водителей?

Ответы детей. Светофор.

Игра «Светофор»

Воспитатель читает стихотворение и показывает круги: желтого, красного, зеленого цвета. В зависимости от цвета круга дети выполняют движения: красный – дети садятся на корточки, желтый – стоят, зеленый – маршируют на месте.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо помните эти цвета!

Сигналы светофора помнить надо всегда,

Чтобы не случилась с вами беда!

Воспитатель. Ребята, чем может питаться транспорт?

Ответы детей. Бензином, электричеством.

Воспитатель. Ребята, помогите мне разложить картинки на две группы, на транспорт, который питается электричеством и транспорт, который питается бензином.

Дети раскладывают карточки.

Воспитатель. Давайте вспомним, что является, кроме светофора, помощником для водителя?

Ответы детей. Дорожные знаки.

Воспитатель. Что рассказывают нам дорожные знаки?

Ответы детей. (Где и как можно двигаться, с какой скоростью.)

Воспитатель. Молодцы, не зря дорожные знаки называют «Дорожной азбукой»

Сколько групп дорожных знаков вы знаете? Какие?

Ответы детей.8 групп. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).

Воспитатель. Молодцы. Ребята, нужно помнить, что знаки бывают разной формы: круглой, прямоугольной, треугольной. Они отличаются цветом. В зависимости от формы и цвета меняется и назначение знака.

Запрещающие знаки всегда с красной каймой, (красный, значит опасный) они «говорят» водителю» быть внимательным, снизить скорость или впереди опасный поворот.

Давайте еще раз рассмотрим дорожные знаки.

(Воспитатель с детьми смотрят дорожные знаки, комментируя их название и назначение.)

Физминутка

Утром встаешь ты, выходишь из дома - (потягиваются, шагают на месте)

На перекрестке твой старый знакомый (останавливаются).

Он огоньком тебе красным мигнет, (ставят руки на пояс, делают повороты туловищем)

Скажет: «Опасно! Закрыт переход!» (грозят пальцем).

Желтый зажжется – чуть – чуть подожди.

Вспыхнет зеленый – свободно иди (идут на месте).

Молоды! А сейчас я предлагаю вам пройти к столу и нарисовать пластилином свою машину. Но сначала подготовим наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – (Сжать, разжать кулачки. )

О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим. )

В морях - корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки. )

Они очень редко заходят сюда. (Потереть ладошки друг о друга.)

Воспитатель. А теперь, приступайте к работе.

Дети по контуру машины выкладывают «колбаски пластилина», размазывают указательным пальцем, распределяя пластилин в нужном направлении.

По окончании работы воспитатель хвалит каждого ребенка.

Готовые работы размещаем в уголки творчества.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Составитель: учитель-логопед Шеянова Ольга Викторовна МКОУ «Детский дом-школа № 95», г. Новокузецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача : развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование : фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ход занятия

  1. Организационный момент .

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему .

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч» .

Логопед . Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети . Ковёр-самолёт.

Логопед . Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед . Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед . Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед . Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед . Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед . Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Динамическая пауза«Самолёты».

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Дети. У-У-У-У. (Тихо)

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Дети. У-У-У-У. (Громко)

  • Игра «Сколько их?»

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед . Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед . Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

  • Игра «Не ошибись!»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

(Велосипедист)

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Вертолётчик управляет … .

Таксист водит … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети . Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети . В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед . Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок . Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети . Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед . Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед . Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: «Транспорт».

Цель:

1.Закрепление и расширение словаря по теме.

2.Закрепление навыка словоизменения: ед.ч. и мн.ч. существительных в родительном падеже.

3.Закрепление навыка практического употребления приставочных глаголов.

4.Закрепление умения составлять сложное предложение с союзом а.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки с транспортом; игрушечный транспорт; макет части города;

Ход занятия.

I. Организация начала занятия.

(Отгадывание загадок)

Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)

Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.

Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полет, наш российский... (Вертолет)

Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)

Чудо-птица, алый хвост прилетела в стаю звезд? (Ракета). И т.д.

(Дети садятся на свои места)

II. Постановка цели занятия.

(Все отгадки выставляются на доску)

Как все это можно назвать одним словом? (Это транспорт)

Сегодня на занятии мы продолжим говорить о транспорте.

III. Основная часть.

1.Беседа по теме.

Для чего нам нужен транспорт? (Чтобы ездить и перевозить грузы)

Назовите виды транспорта. (Водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой).

2.Дидактическая игра: «Один-много» (Логопед выставляет на доску картинку, например самолет).

Что это? (самолет)

Да это один самолет, а в аэропорту много чего...? (самолетов) И т.д.

3.Использование приставочных глаголов. (На столе макет части улицы. Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия)

«Машина из гаража-«выехала», на гору-«въехала», дом кругом-«объехала», с горы-«съехала», по улице-«поехала» и дальше-«поехала», к мосту-«подъехала», в гараж-«заехала», по мосту «проехала», перекресток- «переехала» и домой «приехала».

IV. Физ. минутка.

«Самолет»

Самолет построим сами (стуча кулак об кулак)

Понесемся над лесами (заводят мотор)

Понесемся над лесами (летают)

А потом вернемся к маме (встают на одно колено)

4. Д.И. «Что лишнее?» (Логопед выставляет на наборное полотно

предметные картинки)

Самолет, поезд, вертолет, ракета (лишним будет поезд)

Почему? (потому что поезд наземный вид транспорта, а остальное- воздушный вид транспорта). И т.д.

V. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (о транспорте) (Логопед оценивает работу детей на занятии).

Цели:

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.
Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
Упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.
Воспитывать уважение к профессии водителя

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.
Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.
Оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением транспортных средств.
Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

Загадка про шофёра

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)

(Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения «Шофёры»

«Шофёры»

(Курбан Чолиев)

Шуршат по дорогам
Веселые шины
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект занятия "Транспорт"

Транспорт - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ

1. Какой бывает транспорт?

А) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?

2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?

3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).

4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).

6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).

7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).

9. Покажи и назови части корабля? самолета?

10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).

11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?

12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?

14. Какой транспорт есть у тебя дома?

15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?

16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?

17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В. Водопьянов "Космонавт-1”;
Б.С. Житков "Что я видел”;
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”;
А.В. Митяев "Сегодня праздник” (12 апреля - День космонавтики);
С.В. Михалков "А что у вас?”;
В. Орлов "Электричка”;
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой "Рассказ аэронавта”, "Прыжок”;
Е. Тараховская "Метро”;
Э. Успенский "Троллейбус”;
Д. Хармс "Кораблик”;
А. Шалыгин "Ехал козлик осторожный”;
Эстонская народная сказка "Запретный узел”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карл Арон "Человек поднялся в небо”;
Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре”;
Анатолий Маркуша "Богатыри”;
Марина Москвина "Аэростат - мой товарищ”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук у – рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются "трубочкой”.
Приемы: 1. – поезд дает сигнал; – самолет летит; – пароход гудит.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Приемы: 1. "Кто дольше” - сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.

2.. "Паровозик”. Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая "чух-чух-чух”.

3. Игра для развития дыхания при произнесении шипящих и свистящих. "Гонки по воде” - а) бумажных, целлулоидных игрушек. Воспитатель предлагает детям поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко. Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась сильная и прямо направленная струя воздуха. б) "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Упражнение "Автомобили” для детей 3-4 лет. В.: "Давайте поиграем в "автомобили””. Дети выстраиваются друг за другом. В. впереди. В. громко, отчетливо гудит: "би-би-би” или "ду-ду” и предлагает детям тоже гудеть. Вся колонна движется несколько раз вокруг по комнате, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Машинист

Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

ЗВУК С И З Песенка машиниста

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.

Сеня вез воз сена.

Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!

Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

Самолет

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Лодочка

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

Легковой автомобиль

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Пароход

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

А) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Г) "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. АТТРАКЦИОНЫ

1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м), надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.

2. Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

3. Воробушки и автомобиль. Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

5. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»