Cюжетно ролевая игра первой младшей группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» (для младших дошкольников) Игра в дочки матери цель обучения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:


Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям "примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу , кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.

От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: "..Ложку каши мишутке, ложечку - Светочке". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие "забота" - основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года) - имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет , играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери - основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового "репертуара" к первому или самое позднее - к пятому классу.

Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно "воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.

Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, - коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты - плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы. Если в игре появляются "постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Какую куклу выбрать?


Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание - такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.

Краткое содержание: Игра в дочки-матери. О чем может рассказать игра в дочки-матери? Игра как зеркало системы семейных отношений.

Редко можно встретить девочку, которая не играла бы в такую традиционную игру, как "дочки-матери". Меняются времена и качество игрушек, но игра передается от поколения к поколению и кажется такой же естественной и необходимой, как сами детско-родительские отношения.

Если наши бабушки использовали в качестве воображаемых младенцев свертки из тряпок, то современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей и возить их в уменьшенных копиях настоящих детских колясок. Но все это лишь внешние изменения, которые могут дать новые игровые возможности. Суть игры остается той же.

В игре "дочки-матери" дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, отыгрывают конфликты по отношению к тем или иным родственникам. Поэтому наблюдение за такой игрой вашего ребенка может дать вам очень интересную, подчас неожиданную, но всегда полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь, что он (она) воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл запретов и требований, с кем отождествляет себя ребенок и многое другое.

Постарайтесь увидеть естественную игру ребенка (чаще дочери) с куклами или другими детьми, где сюжетом будет какое-то семейное событие. Такие игры - не редкость, поэтому от вас требуется просто внимание и умение быть нейтральными (не вмешиваться в игровое действие и никак не влиять на него, даже косвенно).

Увидели? Тогда сделайте вид, что занимаетесь своими делами, и анализируйте. Обратите внимание на то, роль какого члена семьи играет ваша дочь. Какие манеры и привычки этого члена семьи копируются? Если это родитель, например мать, то как она ведет себя по отношению к ребенку? Что запрещает? Что разрешает? Как и за что наказывает? Каким образом хвалит и поощряет? Объясняет ли правила и ограничения или просто требует их выполнения? Как она обращается к ребенку? Какие интонации чаще всего звучат в ее голосе? Привлекает ли мама к воспитательному процессу отца или других членов семьи? В каких случаях?

Таким образом, вы сможете увидеть себя со стороны, как в зеркале. Не пугайтесь, если это зеркало покажется вам кривым: естественно, реальные факты искажаются, проходя сквозь призму восприятия ребенка. Однако в игре "дочки-матери" все же сохраняются основные тенденции семейных отношений, так же как если вы видите утрированными какие-то эмоции, то, скорее всего, они действительно имеют место в душе ребенка, но не в такой степени выраженности.

При этом игра ребенка, конечно, не так прямолинейна и однозначна, чтобы относить все увиденное на свой счет. Иногда дети в игре воплощают свои фантазии о том, как они хотели бы видеть то или другое событие, то есть вы можете увидеть не действительное, а желаемое.

Поэтому не торопитесь с выводами, пока не соотнесете игровые проявления с реальными событиями и не проанализируете, почему они так отличаются друг от друга.

Как уже было отмечено, детская игра "дочки-матери" может воспроизводить огромное количество элементов общения внутри семьи, так что остановиться на каждом в отдельности вряд ли возможно. Поэтому давайте проанализируем несколько примеров таких игр, чтобы понять, какие детали игрового действия могут оказаться существенными.

Кате 5 лет, она недавно стала ходить в детский сад. Сейчас девочка играет в дочки-матери. Она уложила куклу спать, почитала ей сказку, поцеловала на ночь. Через некоторое время она снова подходит к кроватке и начинает будить куклу, ласково приговаривая: "Вставай, доченька, пора в садик". Затем девочка берет куклу в руки, делает движения, как будто кукла подпрыгивает на месте, и начинает писклявым голоском хныкать: "Я не хочу в садик! Я хочу спать! Я хочу остаться с тобой! Мамочка, ну пожалуйста!" Катя снова изменяет голос на спокойный и ровный и отвечает, беря куклу на руки, как младенца: "Ну, тихо, тихо. Не хочешь в садик? Ты устала, не выспалась? Ну ладно, моя маленькая, поваляйся еще немножко, а потом поедем со мной на работу". Во время этой речи она улыбается кукле и укачивает ее.

Наблюдавший эту сцену взрослый может подумать, что Катина мама - очень мягкий и все разрешающий родитель, стремящийся выполнить любой каприз своей дочери. Однако это впечатление обманчиво. Приведенный пример является как раз иллюстрацией к игре-компенсации , в которой ребенок разыгрывает желаемый образ действительности. На самом деле Катина мама - очень занятой человек, на котором лежит ответственность за развитие собственного, недавно начатого бизнеса, поэтому она не имеет ни сил, ни времени, чтобы реагировать так, как это было в игре дочери.

Где правда, а где вымысел в этой игре? Может быть, Катя воспринимает маму как жесткую, запрещающую и холодную? Откуда взялась модель поведения "разрешающей" матери? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учесть круг общения девочки и особенности исполнения ролей дочери и матери в игре.

Игра с куклой (в отличие от игры с другим ребенком) позволяет девочке отождествляться то с матеръю, то с дочерью (то есть со своим собственным состоянием в определенные периоды). Играя за мать, Катя не только говорит то, что она хотела бы услышать от мамы по утрам, когда не хочет с ней расставаться, но и копирует манеры "хорошей" матери. Это говорит о том, что девочка все-таки видела такие манеры в реальности, у нее есть образец для подражания в игре. Кто же стал прототипом? Возможно, это ее бабушка, а возможно, сама мать в тот период, когда она не работала и сидела с детьми дома.

Обратите внимание еще на такой момент: когда Катя играет за дочку (куклу), то она капризничает, часто повторяет слово "хочу", но в ее интонациях и действиях не чувствуется злости или обиды на мать. Все это дает основание полагать, что переживаемый в игре внутренний конфликт - это конфликт столкновения с реальностью, в которой детские яркие "хочу" подавляются серьезными "надо" и "нельзя". Девочка, начав посещать детский сад, впервые рассталась с матерью, впервые столкнулась с тем, что мама в выборе действий руководствуется не интересами детей (ее и старшей сестры), а интересами непонятного ребенку "дела" Она тяжело переживает такие изменения в своей жизни, этим вызвано и ее нежелание ходить в садик (где ей, кстати, очень нравится). Как вы видите, в игре она создает компромиссный вариант решения проблемы: она предлагает быть с матерью рядом, не отрывая ее от работы.

Такая игра-компенсация, хоть и не является прямым отражением действительности, все-таки может многое рассказать о реальных отношениях ребенка и родителя и о том, как он понимает происходящее (девочка признает необходимость работы для матери, но скучает по ней и пытается справиться с чувством брошенности и одиночества, не понимая, почему изменился стиль общения мамы дома - он стал менее эмоциональным, чем раньше, в силу нехватки времени и интеллектуальной занятости матери).

Теперь перейдем к рассмотрению игры, имеющей более прямые связи с реальностью.

Шестилетняя Лена играет с кукольным малышом. Все ее движения быстрые, импульсивные. Она все время эмоционально говорит. Вот она усаживает куклу за столик, наспех кормит и причитает: "Ешь, пока еще у нас есть деньги! Но мы остались ни с чем, нам скоро будет не на что купить молока! Бедный мой малыш!" Затем девочка роняет игрушечную тарелку на колени куклы и начинает кричать: "Ну вот, опять испачкался! Я с вами с ума сойду! Какой грязнуля!" Она быстро срывает с куклы ползунки, переходит в другую часть комнаты и начинает делать вид, что стирает их. Затем вешает их на стул, и, заметив, что пупс лежит голый на полу, бросается к нему, берет на руки, жалеет и говорит: "Маленький, упал! Ты ничего себе не сломал?" - укачивает малыша. Что-то у окна привлекает внимание Лены, она подходит к нему. Там стоит игрушечный телефон, Лена снимает трубку и говорит: "Что? Какой ужас! Сейчас выезжаю!" Потом она смотрит на малыша и говорит: "Что же ты голый сидишь? Одевайся, я сейчас". Девочка подходит к зеркалу, делает вид, что красит губы карандашом, затем резко разворачивается и кричит на пупса: "Я что сказала? А ну, быстро одевайся, а то накажу!", наконец, подбегает к нему, шлепает и быстрыми неловкими движениями начинает натягивать ползунки.

Наверно, не нужно быть специалистом, чтобы по данной игре понять, что внутренний (а скорее всего, и внешний) мир девочки является весьма хаотичным, нестабильным и дискомфортным. Обратите внимание на то, что Лена играет только роль матери, она не действует и не говорит за малыша. Он в этой игре - исключительно объект, - объект, который можно кормить, переодевать, ругать, жалеть, которому можно жаловаться на жизнь, но чувствами которого никто не интересуется.

Необходимо сказать, что в своей хаотичной игре Лена довольно точно передала эмоциональное состояние своей матери (обиду, взвинченность, ожидание от жизни новых бед, восприятие случайных неприятностей как злого умысла, направленного на то, чтобы лишить ее спокойствия, и т. п.).

Все эти чувства действительно подтвердились в процессе психологической консультации мамы Лены, выяснились также их причины. Оказывается, что папа Лены ушел из семьи, когда дочке не было и года. Его супруга долго переживала утрату этих отношений, а также свою беспомощность в сложившейся ситуации. Маленький ребенок, оставшийся от разрушенного брака, воспринимался ею то как помеха (из-за которой она не может начать активно функционировать в профессиональной и личной жизни, пытаясь начать все заново), то как испытание на прочность (требующее сил и терпения, которых так не хватало в той ситуации), то как несчастный, брошенный и беспомощный человечек, каким она сама себя чувствовала (жалея малышку в такие моменты, она как бы жалела саму себя). Не найдя поддержки у собственных родителей, молодая мама впала в депрессию, пытаясь продолжать хотя бы механически ухаживать за ребенком.

К тому времени, как Лене исполнилось шесть лет, ситуация в семье, конечно, начала изменяться. Мама начала успешно работать, стали налаживаться отношения с бабушкой. Но все мы "родом из детства", поэтому за девочкой, как и за ее мамой, к этому моменту тянулся длинный шлейф эмоциональных травм. Отношения между матерью и дочерью к тому моменту тоже во многом стали привычными: несмотря на то что женщина мучилась чувством вины перед дочерью, она действовала по привычной схеме - говорила, что делать, торопила, грозила наказать.

Таким образом, мы видим, что игра Лены не только отражает настоящее ее семьи, но и приоткрывает нам завесу прошлого. Возвращаясь к минувшим событиям, девочка пытается вновь и вновь осмыслить пережитые ею страх, удивление и обиду. Играя мать, она отождествляет себя с ней, старается понять, что движет ее действиями.

Какие выводы может сделать мама, увидевшая такую игру дочери, какие шаги предпринять, чтобы помочь своему ребенку? Во-первых, нужно признать, что те травмирующие события, которые девочка, по мнению мамы, не может помнить, все же оставили в ее душе шрамы. Ведь маленький ребенок находится в симбиотических отношениях с мамой (их эмоциональный мир един, ребенок переживает все те чувства, которые испытывает мать), поэтому, не понимая причин, ребенок тоже горевал и тоже боялся, не зная чего. Во-вторых, игра четко демонстрирует, какой воспринимает Лена роль матери: только сложности, обязанности, неприятности, естественно, что это не может положительно отразиться ни на ее самооценке (я - помеха и "горе" мамы), ни на ее принятии роли матери в дальнейшем.

Поэтому маме нужно проделать большую душевную работу: стараться ежедневно осмысливать свои чувства и действия, направленные на ребенка.

- Как она теперь ощущает себя в роли мамы?

Получает ли она удовольствие от общения с дочерью?

Как она проявляет свои положительные эмоции?

Не переносит ли она на дочь агрессивные чувства, вызванные совершенно другими людьми и событиями?

Не забывает ли она не только ругать и наказывать за плохое поведение, но и поощрять за хорошее?

Объясняет ли она свои требования и поступки на доступном девочке уровне, или, как в раннем детстве, ребенок вынужден подстраиваться под настроение мамы и, ничего не понимая, принимать происходящее в семье как погоду, на которую нельзя влиять и трудно прогнозировать?

Кстати, на все эти вопросы не вредно будет ответить каждому родителю, чтобы актуально чувствовать динамику ваших отношений с ребенком, не "застрять" в какой-то одной стереотипной родительской роли, которая может уже не соответствовать вашему состоянию и нуждам сына или дочери.

Третий пример, который мы рассмотрим, раскроет вам хитрость режиссерского замысла, которая встречается в играх некоторых детей.

Ире четыре года, она играет с пупсиком. Начало игры совершенно традиционно: она укачивает куклу и напевает ей песенку, словом, ведет себя как примерная мать. Вдруг она роняет пупса на пол, всплескивает руками и говорит: "Упал!" При этом девочка улыбается, отчего становится очевидно, что упал он не без ее помощи. На пару минут Ира снова превращается в добрую и заботливую маму: гладит и качает игрушечного ребенка. Потом заявляет: "Фу, описался!" - и несет его в ванную, чтобы вымыть, но вместо того, чтобы ополоснуть пупсика, закидывает его в стиральную машину и смеется. Подобная игра продолжается еще минут десять, явно доставляя девочке удовольствие.

Давайте подумаем, что рассказывает нам о семейных отношениях такая игра. Является ли поведение Ириной мамы непоследовательным, действительно ли оно чередует заботу и халатность, может быть, даже жестокое обращение с ребенком? Один момент в игре заставляет нас сомневаться в этих гипотезах - в своих действиях девочка то отождествляется с той ролью, которую играет, и выполняет ее серьезно и старательно, то как будто выходит из нее, реагирует непосредственно и эмоционально.

Чтобы лучше понять происходящее в игре, конечно, нужно сказать о ситуации в настоящей семье ребенка.

У Иры полгода назад родился брат. Что это значит для ребенка трех с половиной лет? То же, что для короля потерять свой трон! Он перестает быть центром Вселенной (или, по крайней мере, отдельно взятой семьи), он должен делить с новорожденным внимание родителей (причем не поровну), он из самого маленького резко превращается в "старшего" и "почти взрослого".

Какие чувства должен испытывать при таких потерях маленький еще ребенок? Если кому-то хочется ответить, что рождение брата или сестры - всегда радость, то пусть он перечитает предыдущий абзац и еще раз попробует представить крушение мироздания, которое переживает первенец (в качестве компенсации которому обещают братскую дружбу, но как это реализовать с маленьким кричащим и ничего не умеющим малышом непостижимо для его старшей сестры или брата).

Конечно, первый ребенок в семье испытывает ревность, злость и даже ненависть по отношению к маленькому сопернику, отнявшему у него любовь и внимание родителей. И должно пройти время, прежде чем первенец справится с такими чувствами. А любящие родители должны постараться не закрывать глаза на отрицательные эмоции старшего ребенка, омрачающие их радость, а признать их право на жизнь, после чего они могут помочь малышу справиться с этими переживаниями и не считать себя "злым" и "плохим" за то, что он чувствует это.

В игре Ира нашла неординарный выход из своего внутреннего конфликта. С одной стороны, она сильно ревновала к братишке и испытывала желание устранить соперника, сделать ему больно или неприятно. С другой стороны, она понимала, что такие действия очень огорчили бы мать, а возможно, ее даже наказали бы за них. Кроме этого, ее чувства к брату, скорее всего, не так уж однозначны: она не всегда чувствует ненависть к нему, иногда она испытывает радость, возясь с малышом и помогая матери ухаживать за ним.

В силу всех этих чувств и мыслей девочка не хочет даже в игре взять и просто устранить брата или намеренно нанести ему вред. Однако она испытала бы некоторое удовольствие и чувство восторжествовавшей справедливости, если бы мама совершила какую-то оплошность в уходе за ребенком - ведь в такой ситуации никто не виноват, все остаются хорошими и добрыми (и мама, и она сама).

Так то, что трудно свести в едином сюжете даже профессиональному режиссеру, находит реализацию в игре ребенка, где мама делает случайные действия, наносящие вред младенцу. При этом мама остается положительным персонажем - она тут же жалеет своего сыночка. А сама Ира как бы наблюдает за происходящим, смеясь, когда маленький тиран свергнут со своего трона. Находчивый ум ребенка подсказывает ей поводы для совершения нового возмездия, она не просто закидывает братца в машину с бельем, а делает это для того, чтобы отмыть его, а помыть его, в свою очередь, нужно потому, что он описался. То есть все достаточно логично, даже если и пришло в голову ребенка совершенно спонтанно.

Как вы видите, такая игра в "дочки-матери" демонстрирует нам, что за ролью матери может скрываться обиженный и мечтающий отомстить второй ребенок. И хотя подобные игры пугают родителей двоих детей, тем не менее они полезны потому, что открывают истинные чувства ребенка, которые он боится обнаружить иным путем, но которые совершенно естественны и должны быть поняты и приняты родителями.

Однако игра "дочки-матери" может стать не только источником уникальной информации о том, что переживает ваш ребенок, но и средством, с помощью которого вы можете повлиять на его картину семьи. Для этого от созерцания нужно будет перейти к активным действиям.

Предположим, что из игр своего ребенка вы поняли, что он переживает ваши запреты и ограничения как избыточные, обижается, что вы не выполняете всех его пожеланий. После этого вы стараетесь вести себя с ребенком более мягко, объяснять все свои требования. Но это не помогает, когда ребенок начинает откровенно капризничать и пытаться добиться своего. Тогда включитесь в ролевую игру "дочки-матери", где предложите сыграть роль ребенка (дочки или сына), выберите соответствующую по размеру и характеристикам куклу. Ваш ребенок, напротив, пусть сыграет роль мамы или папы.

Далее начните вести действие так, чтобы в нем возникло отражение той ситуации, когда ребенок капризничает чаще всего. Допустим, это происходит при походе в магазин. Создайте нужные декорации и начните со своим пупсом делать то, что обычно совершает ребенок, выводя вас из душевного равновесия. Можно немного преувеличить размах событий. Каждый раз дожидайтесь ответной реакции ребенка (в роли матери или отца). Словом, играйте так, чтобы ваш малыш почувствовал себя на вашем месте, понял, что вы чувствуете, когда он упрямится.

В процессе таких игр "наоборот" вы также можете получить от ребенка "подсказку", то есть неосознанное, выраженное через игру пожелание, каких действий он ждет от вас, что могло бы утешить и успокоить его.

Так что наблюдайте, анализируйте и включайтесь в игру (по старинке названную здесь "дочки-матери", но играть в которую могут все члены семьи независимо от пола), чтобы понимать своего ребенка и строить с ним позитивные отношения.

Другие публикации по теме данной статьи:

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Играла Алена Рубцова

И только со временем, перечитав кучу книг и статей в Интернете, поговорив с детскими психологами, я поняла, какую роль в жизни ребенка занимает игра . Через игру дети познают мир, знакомятся с окружающими предметами, в игре малыши примеряют и репетируют социальные роли и отношения, учатся ориентироваться в собственных чувствах и переживаниях. Игра учит ребенка подчиняться определенным правилам и законам, игра даже лечит, если разумно ее использовать. Детские психологи при помощи игр снимают у малышей многие страхи и комплексы. Словом, чем больше и качественнее играет ребенок, тем легче ему придется во взрослой жизни. Думаете, преувеличиваю? Ничуть! Смотрите сами.

Мнение детского психолога детского сада 160 Натальи Колобовой:

Современные дети совсем перестали играть. Наблюдая за ребятишками в возрасте шести-семи лет, я замечаю, что по развитию игровой деятельности они находятся на уровне четырех-пятилетних. Почему? Ну, во-первых, изменилась сама окружающая ребенка среда. Наши малыши все больше времени проводят у телевизора, за компьютером. Во-вторых, родители увлеклись интеллектуальным развитием своих детей. Современная школа требует высокого уровня подготовленности, слабо подготовленный ребенок не имеет шансов попасть в приличное учебное заведение. Поэтому все свои силы родители, да и детские сады, бросают на умственное развитие, забывая, что без развития эмоционального, творческого невозможно говорить о полноценной готовности ребенка к школе. В-третьих, сами мамы и папы, а зачастую и педагоги просто не умеют играть и получать от этого удовольствие.

Раньше дети росли во дворах, на игровых площадках, где были и ровесники, и дети постарше. Сам по себе происходил обмен опытом. Старшие учили играть младших. Сейчас связь поколений нарушена. Большинство родителей предпочитают своих дошкольников во двор не пускать. Общаются дети только в детском саду, со сверстниками. Но там они колоссально загружены! В день у них несколько занятий, плюс английский, танцы, шахматы и т.д. Педагогам тоже некогда играть с детьми - необходимо выполнить учебный план. Вот и возникает вопрос: а кто научит детей играть? Ответственность ложится только на родителей, на семью. Хорошо, если в семье есть старшие дети - они научат. В противном случае родители сами должны стать на время детьми и с удовольствием поиграть со своим ребенком. Именно с удовольствием, поскольку без положительных эмоций хорошего результата не будет: дети всегда чувствуют фальшь и обязаловку.

Как играть с ребенком?

Правило первое:

Принимайте игру только в хорошем расположении духа.

Правило второе:

Выбирайте игру соответственно возрасту ребенка. С годовалым малышом можно просто покатать машинки из гаража на "стройку", одеть куклу и т.д. С ребенком постарше можно поиграть в больницу. Пусть вы будете врачом, а ребенок приведет на прием больного зайку. Покажите, что делает врач, что говорит. Потом поменяйтесь с малышом ролями. Со старшим ребенком можно импровизировать, отходить от задуманного плана, вводить новые идеи, образы.

Правило третье:

Дома у ребенка должен быть большой выбор игровых материалов. Это и кукольный театр, и конструктор, и набор машин, и кукольная мебель, посуда, набор инструментов, природный материал для творчества и т.д.

Правило четвертое:

Помните, что и девочкам, и мальчикам необходимо примеривать роли противоположного пола. Поэтому купите своей дочке несколько машинок и набор инструментов, а сынишке - хотя бы одну куклу. Научите их играть с этими игрушками!

Правило пятое, главное:

У ребенка должно быть время для игры !! Не перегружайте детей интеллектуальными занятиями! Помните: дети, не доигравшие в детстве, обязательно "доигрывают" в более позднем возрасте, но игры у них уже совсем другие, и далеко не безопасные.

Во что играть с ребенком?

Один-два года

В этом возрасте дети обычно просто манипулируют предметами, изучают их свойства. Часто используют попавшие к ним в руки предметы не по назначению.

Роль взрослого: Обеспечьте ребенку большой выбор стимулирующего материала. Это совсем не обязательно должны быть игрушки. Кухонная посуда, родительская обувь, одежда - все подходит!

Два-три года

В это время появляются зачатки сюжетной игры. Дети начинают играть, не задумываясь, выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, стремлением подражать другим детям. Цель возникает в процессе игры. Основное содержание игры в этом возрасте - действие с предметами. Только к концу третьего года жизни дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами (девочка-"мама" - кукла-"дочка"). Сюжеты игр, как правило, бытовые, они немногочисленны, однообразны и неустойчивы.

Роль взрослого: В этом возрасте взрослым принадлежит инициатива в игре с ребенком. Предлагайте своему малышу покормить куклу и пойти с ней на прогулку, прокатиться на машине, построить дом и т.д., чтобы он имел представление, во что можно играть. А кроме того, обеспечьте своему чаду общество других детей, это необходимо для его полноценного развития!

Три-четыре года

Дети этого возраста начинают самостоятельно ставить игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослому нужно помогать словами обозначить игровую задачу. Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети начинают отражать не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Малыши уже пытаются играть роли, хотя соответствовать ролям у них получается еще плохо. Постепенно развивается ролевой диалог, даже с воображаемым собеседником. Дети начинают использовать предметы-заместители, переходят на обозначения и замену предметов и действий словом ("Вот я сейчас тебя как будто выкупала, причесала").

Роль взрослого: в этом возрасте взрослый может помочь ребенку выбрать сюжет для игры, распределить роли, выбрать предметы-заместители. Обращайте внимание на поведение партнеров в роли. Если вы с малышом играете в "Автобус", нужно показать ребенку, что делают кондуктор, водитель, пассажиры и т.д.

Четыре-пять лет

Дети этого возраста уже сами договариваются перед началом игры. Теперь их в основном интересуют взаимоотношения взрослых. Они играют в дом, магазин, больницу, школу. Сюжеты игр развернуты и разнообразны. Игроки сами комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Их ролевые диалоги становятся длиннее и содержательнее. Дети передают характерные особенности персонажа с помощью движений, мимики, жестов, интонаций. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействовать. Они выполняют правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры партнерами.

Пять-семь лет

В этом возрасте замыслы детских игр становятся более устойчивыми, они развиваются, появляется длительная перспектива игры. Перед началом игры дети намечают общий план, а в ходе игры импровизируют. Возрастает роль разговоров, часто действие игроки заменяют словом. В игре дети теперь широко используют подручный материал для замены тех или иных предметов. Играющие осознают, что необходимым условием реализации роли является соблюдение правил игры.

Роль взрослого: создайте вашему ребенку условия для творчества, не ограничивайте его в игре! Самое главное, чтобы у него было достаточно времени для игр. Не загружайте сына или дочь сверх меры подготовкой к школе и развитием интеллекта.

Благодарим детского психолога детского сада 160 Наталью КОЛОБОВУ
за неоценимую помощь в подготовке материала.

Анастасия Лукиных
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери»

Конспект сюжетно - ролевой игры «Дочки - матери»

в младшей группе

Цель : Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать.

Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Уточнение воспитателем приемов руководства игрой: размещение детей в

пространстве; наблюдение за игрой детей: выбор кукол, отношение ребенка к кукле, обустройство комнаты (строительство кроватки по размеру куклы и подбор постельного белья, умывальника, держателя для полотенца, стула и стола,

посещение магазина постельных принадлежностей, посуды, продуктов.

Задачи : Содействовать развитию игры как формы, в которой ребенок переходит к

передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботится о дочке и сыночке);

содействовать развитию воображения в подборе и использовании предметов -

заместителей и предметов в соответствии с их назначением;

содействовать умению детей размещаться в пространстве группы.

Предварительная работа : чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами на разных этапах, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребенке.

Оборудование: напольный строитель, атрибуты для игры в «Дочки -матери».

Ход игры:

Мотивация занятия.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших кукол, можно ли узнать, что у них сегодня праздник? Как же узнали? (ответ детей) А у них есть мамы? Давайте у них спросим. (воспитатель говорит, а дети повторяют)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама дорогая».

3]Воспита тель: Слышите? Куклы отвечают, что это-вы, их мамочки и папочки! После завтрака, дочки и сыночки, к вам придут и мамы, и папы и погуляют с вами, и покормят вас, спать положат в удобную кроватку. (Воспитатель обращается к детям)

Воспитатель : Подойдите к дочкам и сыночкам, спросите у них, кто хочет спать, а кто хочет кушать? (Дети подходят к куклам и спрашивают, определяют замысел игры)

Ответы детей

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дети хотят спать, встаньте сюда. А папы и мамы, чьи дети хотят кушать, встаньте сюда. Так как ты позаботишься о дочке, а ты (опрашиваем детей). Да, мамы и папы так позаботятся о своих детях, как они их попросили. Но пока дети в детском саду, там с ними занимаются, мамы и папы будут свои дела делать.

Общая

Умывание

Опробование

(Дети стоят в кругу)

Хороводная игра: «Мама»

Мама дочку по головке

Гладит и ласкает (погладить себя по головке)

Розовые щёчки

Водичкой умывает (потереть ладошками щёчки)

Варит сладенькую кашку (имитация)

Гладит в детский сад рубашку (имитация)

В мягкую кровать кладёт

Колыбельную поёт (имитация укачивания младенца)

Баю Бай не моргай

Свои глазки закрывай (имитация укачивания младенца)

Пришло время отдыхать

А потом будешь играть! (погрозить указательным пальцем).

2 часть игровой деятельности

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Алло, здравствуйте! Кто говорит? Заведующая магазина? А что случилось? А –а –а, к вам поступило новое постельное белье и продукты питания и вы хотели бы,чтобы мы посетили ваши магазины?

Ребята, а вы хотели бы позаботиться о дочке (сыночке) и посетить магазины?

Хорошо, мы с ребятами согласны посетить ваши магазины и как только ребята заберут своих дочек (сыночков) с детского сада, мы сразу с удовольствием посетим ваши магазины. Спасибо!

Воспитатель подзывает к себе детей.

Воспитатель: Мамы и папы, чьи дочки и сыночки хотят спать, встаньте здесь, а папы и мамы, чьи дочки и сыночки хотят кушать, встаньте с этой стороны.

Дети образуют две подгруппы.

Воспитатель: Что хочет твой сынок? (Кушать). А что хочет твоя дочка? (Спать) .

Воспитатель: Теперь, давайте посмотрим, где же сделать удобные комнаты?

Воспитатель: Можно сделать квартиру, около (у книжного уголка) библиотеке, а можно сделать около продуктового магазина, а можно у магазина с постельным бельем. А можно сделать квартиру (около полки с растениями) у ботанического сада. Очень хорошие, просторные квартиры будут в центре города (посредине группы, но очень плохо (показать на полку со строителем) строить квартиру около строительной площадки. Решили, кто и где будет?

Дети идут по группе и встают в разных местах.

Воспитатель предлагает тем детям, кто укладывает спать попить водички, а остальные начинают строить.

Воспитатель: Хорошо, все теперь знают, где построят квартиры, идите и стройте.

Дети играют. Воспитатель наблюдает и подсказывает.

Воспитатель : С грязными руками неприятно кушать, червяки ведь могут в животик

попасть, и ребёнок заболеет. Какая чистая посуда лежит на столе… Очень приятно

засыпать, когда услышишь песенку или сказку. О, какие заботливые мамы покупают

сладости в магазине… .

Когда увидите, что время игры заканчивается или дети потеряли интерес, объявите.

Воспитатель: Выходной день заканчивается, скоро откроется детский сад.

Это объявление для детей сигнал к завершению задуманных действий, обозначающих

заботу о кукле.

Воспитатель: Выходной день заканчивается. Детский сад открыт.

Воспитатель стоит около своего стола, и берёте на себя роль воспитательницы кукольного детского сада, которая встречает детей-родителей.

Воспитатель: Здравствуйте, как прошёл выходной денёк? Как зовут Вашу дочку? Чем она угощалась дома? Все дети пришли в детский сад, никто дома не остался. Давайте посмотрим, какие же получились у нас квартиры!

Дети встают полукругом и видят все постройки.

Воспитатель: Замечательные получились квартиры и у магазина постельного белья, и у магазина посуды, и у ботанического сада, и в центре города! И кроватки купили прочные, и столы, и стульчики, и умывальники не забыли поставить в своих квартирах. А сейчас надо всё убрать по порядку. Девочки, принесите еду, мальчики, принесите посуду ….

Девочки убирают кирпичики, а мальчики кубики, мы помним правила «по одному». Поощряем детей похвалой.

Минутка шалости

3 часть игры - анализ.

Дети и воспитатель сидят на стульчиках.

Воспитатель : Что делала дочка (сынок) дома? Чем же угощалась? Что ты сделал, чтобы ему удалось хорошо поспать?

Воспитатель : Как же ты узнал, что сынок хочет кушать (спать?

Воспитатель : Как ты узнал, что еда, которую ты приготовил, понравилась дочке? Как ты узнал, что дочка выспалась, хорошо отдохнула?

Воспитатель : Да, у всех детей хорошо прошёл выходной день. Родители были

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»