Мы немного разобрались с термином «общение» и с его назначением.
Теперь нам следует перейти к такому вопросу, как, роль общения в развитии ребёнка.
Для чего нужно общение с взрослыми? Как оно помогает развитию дошкольника? И какую роль играет общение в жизни дошкольника?
Общение с ребёнком - неотъемлемая часть его воспитания. Оно играет решающую роль, и является необходимым условием в развитии ребёнка.
Так же общение является основой формирования потребностей и способностей личности. Общение с другими людьми - источник разнообразных переживаний и чувств.
В процессе общения развивается и формируется речь ребёнка - одна из самых важных предпосылок совместной работы в дальнейшем, отсюда развивается понятийное мышление, что является отличительной особенностью человека от всего животного мира (только с помощью него возможно овладение всеми достижениями культуры и цивилизации). Из всего этого следует то, что овладев речью с помощью общения с родителями, взрослыми или со старшими детьми, ребёнок сможет в дальнейшем найти общий язык со сверстниками, сможет работать в группе и при помощи информационного обмена устанавливать отношения с другими детьми.
Одновременно с общением, происходит научение (приобретение знаний, умений и навыков), обучение, формируются и развиваются познавательные способности ребёнка. Родители передают знания об окружающем мире, о культурных ценностях и традициях, о материальных вещах и моральных устоях, стараются формировать его взгляды и представления.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержания общения ребёнка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребёнок воспринимает другое и соответственно говорит о своём. И хотя внешне такой разговор может быть похож на общение, в нем возникает не общность, а напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребёнка в непонятливости и непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т.е. понять ребёнка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнёра, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
Жизнь подчас устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы, или заботы от каких-либо близких людей. Замечено, что при отсутствии такого близкого общения, дети не владеют простейшими навыками самообслуживания - не говорят, не ходят, проявляют во всём пассивность. Но даже тогда, когда дети не лишены общения совсем, однако не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными - дети существенно отстают в психологическом развитии от тех детей, которые получали полноценное общение с близкими взрослыми.
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить, и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребёнок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо не одевали и не кормили. Всё это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Вместе с тем, потребность в общении и характер отношений зависят и от партнёра по общению, от того, с кем общается ребёнок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослыми и со сверстниками.
Часто возникает вопрос: кто нужнее ребёнку и с кем дети должны проводить больше времени - со взрослыми или со сверстниками?
Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребёнка.
В этой статье:
У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Это хорошо, если малыш легко может завязать дружбу на детской площадке или в садике.
В общения детей несколько важных моментов. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Кроме того, в процессе взаимодействия малышам проще развивать речь, выучивать новые слова.
Нельзя лишать ребенка возможности играть, разговаривать, дружить с другими детьми. Роль общения велика для всех детей. Для малышей с отклонениями в физическом или психическом развитии возможность дружить, играть вместе тоже значит очень много. Это помощь в социализации, возможность научиться быть членом общества даже вопреки своим проблемам. Не менее важным является здоровое общение малыша и его родителей.
Роль общения для психического развития
Конечно же, для всех малышей дошкольного возраста общение необходимо. Не только с точки зрения развития личности и обучения. Еще одна роль общения- снятие стресса, напряжения от занятий.
Самые обычные дружеские разговоры, шутки, тайны – все это составляющие эмоциональной жизни малыша.
Общение с другом дает массу положительных эмоций даже в таком раннем возрасте, как 3-4 годика. Первое, с чего следует начать, это речевая функция.
Можно разделить две главные роли процесса общения у детей дошкольного возраста:
- развитие и обучение;
- социальная необходимость.
Дети не только делятся опытом, новыми словами, понятиями, развитии мышления и интеллекта. Им необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу. Социальный характер общения сейчас выражается в совместных играх и другой деятельности.
Речь и мышление
Рассмотрим коммуникацию с точки зрения речи. Речь относится к высшим психическим функциям человеческого мозга. Кроме того, это возможность выразить себя, показать миру собственную личность.
Речь участвует в развитии мышления. И, что очень важно, речь, речевая деятельность имеет социальную значимость. Человек, способный выражать свои мысли на доступном и понятном языке, является частью общества.
Общаясь между собой, дети познают самих себя. Они могут высказать, что им нравится, что не нравится. Они формируют друг у друга представление о себе. Без слов это сделать возможно, но очень сложно. Речь несет в себе эмоции человека .
Речь и язык
Язык является средством общения и выражения мыслей. Это связь человека с внешним миром. Человек может различать и понимать множество языков. Чем лучше он знаком с языком, тем проще на нем выражать свои мысли. Самое простое – родной язык. Родной язык принимает основное участие в развитии личности.
Существует множество альтернативных языков для тех, кто лишен возможности общаться вербально. Это помогает детям с физиологическими отклонениями сохранять возможность нормальной коммуникации.
Психическое развитие детей от 3 до 6 лет
Нормальное психическое развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) предусматривает следующие навыки:
- научиться правильно использовать родной язык;
- решать ситуационные задачи;
- находить общий язык и общаться с другими детьми;
- уметь общаться со взрослыми людьми (родителями, родственниками, воспитателями, посторонними);
- правильно вести себя в обществе (детей, взрослых);
- понимать эмоции других людей (эмпатия).
Во всех этих пунктах главную роль играет живое общение. Без него ничего не получится.Социальные механизмы сами собой не открываются для человека. Взаимодействие с разными людьми, совместная деятельность, игры - все это дает возможность правильного психического развития.
Речевое развитие
Малыш к 3 годам знает больше 1000 слов. Этот объем будет стремительно увеличиваться, если у малыша будет возможность общения. Родители обязательно должны уделять внимание занятиям с малышом.
Это не обязательно классические задания – хватит и простых разговоров, чтения вслух. От родителей дети учатся правильной родной речи. В развитии словаря, лексики, грамотного использования всех частей мама и папа принимают участие еще задолго до того, как ребенок начнет говорить.
Второй важный момент общения с родителями - правильное произношение звуков . Еще с 2 лет дети начинают повторять слова. К трем годам они уже строят простые фразы, могут что-то рассказывать, пересказывать тексты. Часто родители замечают речевые дефекты. Но не спешите обращаться к логопеду.
Для детишек младшего дошкольного возраста неправильное произношение многих согласных звуков - результат отсутствия практики. Обратите внимание на те звуки, которые крохе не даются.
Старайтесь подобрать как можно больше слов с ними. Не нужно говорить «ты неправильно произносишь, это ошибка». Лучше просто спокойно повторите правильный вариант. Так, в процессе простого разговора, игры, общения, вы можете исправить большинство дефектов речи у маленьких детей.
Особенности общения у детей от 3 до 6 лет
По мере развития ребенка происходит и развитие потребности в общении. Роль живого общения становится все более важной – уже к 5-6 годам могут сформироваться прочные дружеские связи. С 3 лет родителям необходимо стимулировать интерес крохи к совместным играм с детьми.
Дети 3 лет
Начинаются ролевые игры. Сейчас общение стимулирует память, речь, дает малышу новые слова и понятия. Ускоряется общее развитие ребенка. Если сравнить малыша, который не посещает садик, имеет мало социальных контактов, и того, который посещает садик, то мы увидим следующее.
Малыш из садика более коммуникабельный, самостоятельный. Он уже не бежит по любому поводу за помощью к маме, а пытается сам решить поставленную задачу. В его психическом развитии наступает переломный момент. Малыш уже готов многие вещи делать сам.
Дети 4 лет
Роль общения в развитии малышей 4 лет приобретает важный социальный характер. Дети научились получать обратную связь от общества. Теперь они учатся быть его частью. Многие из них даже дома следуют каким-то его правилам. У девочек появляются понятия о красоте, моде. Они формируются спонтанно.
Например, девочка просит маму завязывать ей обязательно два хвостика в садик, потому что «все так ходят» . Для нее важную роль играет принадлежность к сообществу. Нельзя сейчас обвинять детей в том, что они хотят быть «как все». Этот период очень важен. Просыпается социальная составляющая личности. Малыш стремится следовать правилам общества, в котором находится.
Дети 5 лет
У детей 5 лет уже начинается период, когда дружба становится необходимой
. Нужен человек, контакты с которым будет приносить удовольствие. Обычно более крепкие дружеские отношения сейчас завязываются между
девочками. Мальчикам проще, ведь их игры и общение не носят настолько эмоциональный характер. Роль общения теперь меняется. Разговор становится потребностью. Детям теперь нужны дружеские связи, возможность общаться с тем, с кем есть общие интересы.
Дети 6-7 лет
В этом возрасте детишки идут в школу. Тут начинается общение совсем другого уровня, нежели в детском саду. Хотя в нем все еще остается компонент обучения, обмена опытом . Сейчас укрепляются старые дружеские связи, а завязать новые значительно легче.
Теперь общение – необходимый элемент в правильном волевом и эмоциональном развитии. Начинается период, когда дети соперничают друг с другом. Каждому хочется лучше учиться, чтобы учитель похвалил его перед другими.
В учебе, спорте, творчестве нужны, с одной стороны, друзья, а с другой - соперники.
Роль общения все более важная. Теперь дружба завязывается не ради лишь совместных игр, а ради взаимодействия. С другом делятся проблемами, вместе решают их. А вот у детей с проблемной эмпатией этот процесс замедляется. Для построения крепких дружеских отношений необходимо чувствовать эмоциональное состояние партнера.
Благоприятный климат
Нормальное общение между детьми нуждается в благоприятном климате, в котором дети будут готовы дружить, общаться. У них есть игрушки, кто-то из взрослых находится рядом. Все спокойно, безопасно, никто не проявляет признаков агрессии. Конечно, идеальной среды не бывает нигде, будь то садик, двор, дом друга…
Задача родителей и воспитателей – обеспечить как можно более комфортную атмосферу для общения и совместных игр детей.
У детского сада есть, конечно, свои негативные стороны. Но по сравнению с пользой для малыша они несущественны. Здесь дети в простой форме постигают важнейшие социальные механизмы. Что дает им общение в детском коллективе:
- развитие речи;
- совершенствование психической деятельности;
- самостоятельность (до определенной степени);
- умение отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другим (развитие социального компонента общения);
- возможность понимать эмоциональные состояния других людей (эмпатия, сопереживание).
Для детей дошкольного возраста детский сад – отличная возможность научиться всему этому без проблем.
Детский сад
Некоторые родители очень негативно отзываются о детских садах, так как :
- в саду родители не могут быть рядом;
- там невкусно кормят;
- много детей, мало игрушек;
- воспитатель не может уследить за всеми;
- кроха в 3 годика еще не готов к саду и т.д.
Возможно, это и так. Многие малыши жалуются на садовскую еду, им не нравится рано вставать… Но у детского сада есть одно огромное преимущество: это настоящая школа общения. Для детей дошкольного возраста это идеальные условия, чтобы научиться социальному взаимодействию.
В садике дети знакомятся, находятся вместе весь день. Тут начинает активно формироваться социальное «я». Создается свое маленькое общество. У него свои нормы поведения, правила и социальные роли.
Дома с мамой или бабушкой всегда можно договориться. Игра, разговоры, еда - все по правилам, которые нравятся детям. Тут же придется отстаивать свои интересы, мириться с желаниями других детей. Кроха быстро учится общению, улаживанию конфликтов. Конечно, все это безопасно. Воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился.
Роль взаимодействия и общения в детском саду первостепенная. Дети учатся самостоятельности, перенимают друг от друга новые навыки. Тут активно развивается устная речь. Дети выучивают до 20 новых слов в неделю.
Адаптация в садике
Первый и самый важный урок малыш получает во время периода адаптации. Не будем сейчас рассматривать физические аспекты этого процесса –остановимся лишь на психологических. Гораздо проще в саду тем детям, которые быстро идут на контакт. Тут-то впервые можно увидеть, как малыш чувствует себя в обществе других детей.
Кто-то занимает активную позицию - знакомится, пытается играть с другими, разговаривает.
Другие дети сидят в сторонке, ждут, пока что-то другой заговорит с ним первый. Конечно, воспитатели помогают всем подружиться посредством совместных игр.
Психологическая адаптация длится дольше, чем физическая. Для родителей очень важно сейчас не «дергать» ребенка и дать ему самому разобраться в ситуации.
Все дети во время адаптационного периода плачут, просятся домой, не хотят в садик. Придется проявить некую жесткость. Забирать его на несколько дней домой, потом снова отводить в садик, ругаться - это не лучший вариант. Так адаптация будет длиться дольше. Дайте ему возможность приспособиться. Как только он заведет себе приятелей, привыкнет к стилю жизни в саду, ему будет гораздо проще.
Здесь роль общения очень высока. Приходится искать себе место в социальной группе. Малыш почувствует себя на своем месте, когда привыкнет к взаимоотношениям в садике и возможностям для игр.
Совместные игры детей
Лучший способ обучения детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играя вместе, дети узнают очень многое:
- новые слова и понятия;
- новые имена, профессии, города;
- расширяют свой кругозор;
- моральные ценности, правила поведения;
- учатся решать конфликтные ситуации;
- учатся эмпатии и сопереживанию.
Игра - простое представление реальной ситуации. В ней дети «примеряют» на себя профессии, отношения внутри семьи.
Эмпатия
Важный этап в развитии психики ребенка - появление эмпатии. Человечек учится чувствовать эмоциональное состояние другого и, как следствие, сопереживать. Нормальная коммуникация подразумевает, что один человек понимает другого, когда тому грустно, он переживает или радуется.
Это возможно благодаря тому, что мы улавливаем и запоминаем мимику, жесты людей и соотносим их со своими . Конечно, у каждого проявления эмоций немного отличаются, но в общем мы все в этом похожи.
Мы знаем, что улыбка означает радость, хорошее настроение, что-то приятное. Вместе с тем мы отличаем грустную улыбку от улыбки истинной радости. Эти нюансы невозможно усвоить, находясь в отрыве от общества. У ребенка есть первые 3 года, чтобы постичь азы этой науки. Он научился понимать настроение родителей по мельчайшим деталям . Дальше - посторонние люди.
Так мы учимся понимать эмоции, строить близкие отношения с людьми. Человек не осознает, как происходит это запоминание. Тут уже работает его мозг, подсознание
.
Эта информация накапливается первые 3-5 лет, и затем мы уже знаем все необходимое. Это еще одна причина, по которой общение и социальная жизнь детей очень важны. Ограничивая детей в таких контактах, мы лишь отдаляем для них возможность нормально влиться в общество .
Воображение
Еще одна важная роль общения для психического развития - активизация воображения. Все начинается с игр. Чем сложнее игра, тем активнее работает воображение. В развитии человека этот момент один из важнейших.
Без воображения невозможно качественно решать ситуационные задачи. Кроме того, хорошо развитое воображение в дальнейшем поможет добиться креативного мышления.
Детские кружки и секции
У них несколько назначений. Кроме общего развития и получения знаний, это еще и место для общения. На фоне совместной деятельности общение здесь становится мотиватором для волевого развития.
В спортивных секциях дети не только сопереживают друзьям, но и хотят сами добиться успеха. Они сравнивают себя, оценивают свои достижения. Общаясь с другими, малыш учится правильно реагировать на свои победы и поражения. Кроме того, у товарища можно чему-то научиться.
Необходимость общения для развития
Возможность общаться должна быть предоставлена всем детям. Особенно тем, кто от природы ограничен в возможностях. Для них иметь друзей, разговаривать (во всех смыслах), понимать, испытывать близость с кем-то крайне важно.
Дети с проблемной коммуникацией
Для детей с ограниченными возможностями и проблемами развития контакты необходимы для нормального психического состояния. Они испытывают сильное давление со стороны окружающих. Без нормального общения образуется масса комплексов, которые могут лишь усугубить состояние и ввести ребенка в затяжную депрессию.
Тут на первое место встает общение – не как обучающий инструмент, а как средство для контакта. Чем больше проблем, тем более закрытым становится малыш. Во многом он живет жизнью внутренней, уходит в себя.
Это значит, что к жизни в обществе он не приспособится . Важная роль коррекционной педагогики - подготовить детей к общению, взаимодействию, самостоятельной жизни.
Не стоит прятать малыша дома – лучше проводите больше времени на улице, ходите в развивающие центры для «особенных» детей. Там точно появятся друзья, с которыми можно будет и учиться вместе, и поиграть, да даже просто поболтать. Это и есть нормальное взаимодействие людей, которое дает человеку интерес к жизни.
Физиологические патологии
У детей с психологическими патологиями часто наблюдается отсутствие коммуникативных навыков. Проблема в том, что родители ограждали их от общения. С их точки зрения это защита ребенка, ведь над ним могут смеяться, обижать, оскорблять. На самом деле так родители лишь тормозят развитие детей, мешают им социализироваться.
Существуют центры помощи и развития для таких малышей – там они могут найти компанию
. Конечно, гораздо больше пользы для них в дружбе с детьми без патологий. Это дает им возможность развиваться, учиться, становиться заметно самостоятельнее. Особенно это относится к детям дошкольного возраста.
Для детей с нарушением слуха и речи важно видеть других людей. Это помогает им нормализовать эмоциональный план. Одна из особенностей глухих людей - умение точно подмечать мельчайшие перемены настроения человека. У них склонность к эмпатии. Конечно, без «тренировки» этого не добиться. Для того чтобы они могли лучше понимать других людей, влились в общество, им необходимо общаться, играть с другими, взаимодействовать.
Патологии психического развития
Для детей со сниженным интеллектом полезно находиться в компании других детей. Для них существуют специальные школы коррекционного типа, дефектологические классы.
Большая опасность для них лежит в развитии так называемого психологического инфантилизма. Если отсутствуют эмоции, впечатления, нормальное общение, то любой достигнутый прогресс сводится к нулю. Общение активизирует у них мышление, воображение, желание развиваться.
Для детей, страдающих аутизмом, возможность находиться среди людей очень важна. Да, они редко идут на контакт, предпочитают играть самостоятельно, не разговаривают. И все же для того, чтобы состояние ребенка не ухудшалось, ему необходима связь с миром . Родители, знакомые, врачи и медсестры стараются разговаривать с ними как можно чаще, предлагать книги, читать вслух.
Вопросы к детскому психологу
Многие родители теряются, не зная, как помочь своим малышам . Рассмотрим несколько вопросов, которые сами психологи признают распространенными. Ответы на них могут помочь родителям сориентироваться в воспитании ребенка.
Малышу уже 2 года, но он абсолютно не хочет играть с другими детьми. Тянется только к членам семьи. Что делать?
У ребенка, видимо, очень сильная связь с родителями, а братьев и сестер нет. Он много времени проводит в компании мамы, бабушки? Тогда ситуация вполне нормальная.
Ему вполне хватает общения с вами, а другие дети кажутся не настолько интересными. Маленький опыт общения с другими детьми перекрывается большим опытом общения со взрослыми.
Давайте ему больше самостоятельности, насколько это возможно. Не нужно всегда принимать участие во всех играх малыша. Кроме того, приглашайте в гости друзей с маленькими детьми – пусть он учится общаться и играть с ними на «своей территории». Все приходит с опытом.
Мой мальчик (3 года) не умеет знакомиться, завязывать дружбу. А у других детей это без труда получается. Что же делать?
Самое простое, что вы можете сделать, это научить его. С помощью игрушек разыграйте сценки знакомства. Нужны самые простые слова. Поиграйте в знакомство, предложите вашему малышу выбрать, чем куклы займутся после этого (игра, разговор…). У детей младшего дошкольного возраста во время игры отлично получается перенимать социальные механизмы. Такая новая ролевая игра ему точно понравится, так что скоро можно будет поэкспериментировать на площадке или в парке.
Второе – присмотритесь: в чем именно проблема? Малыш стесняется, плохо разговаривает? Его не принимают в игры? Причин может быть масса.
Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми?
Здесь практически все зависит от родителей. Не ходите в садик - ну и что? Есть детские площадки, куда можно ходить по 1-2 раза в день. Вы там точно найдете товарищей для крохи. Посещайте кружки творчества, спортивные секции, развивающие группы. Приглашайте к себе друзей с детьми, сами ходите в гости. У малыша масса возможностей общаться, дружить, даже если он не ходит в садик.
В садике у моей дочери (4 годика) совсем нет друзей.
Советую вам поговорить об этом с воспитателем. Он наблюдает за малышами, их играми, участвует во многих из них. Попросите воспитателя понаблюдать за вашей дочкой – что с ней происходит? Отстраненность от группы
, отсутствие интереса к совместным играм может говорить о некоторых психических или психологических особенностях у детей.
Если она ходит в садик совсем недавно, то пока еще рано переживать. Идет адаптация. Возможно, она только присматривается к детям, пытается ориентироваться в этом новом месте. Конечно, если такое поведение сохраняется долго (2-5 месяцев), то стоит волноваться. Неплохо бы сходить с малышкой к детскому психологу.
В 4 годика дети уже хорошо разговаривают. Возможно, психологу она расскажет, почему не хочет играть и дружить с другими малышами.
Мой сын очень агрессивный, а ведь ему всего 3 года. Может ударить другого малыша, укусить, отнять игрушку. Что с ним происходит?
Агрессия в этом возрасте, как бы странно ни звучало, – это нормально. Малыш еще не умеет выражать свои негативные чувства. Что он может сделать, когда сильно раздражен или недоволен? Разве что укусить, ударить, поцарапать. Нельзя за это наказывать детей дошкольного возраста, а тем более бить. Агрессия вызывает еще большую агрессию. Вы только закрепите его представление о том, как решаются такие ситуации.
Лучше говорите с ним, объясняйте, что он сделал больно своему другу или вам, другим родственникам. Нужно показать крохе, как решать проблему без агрессии. Он быстро перенимает вашу модель поведения.
У сына была проблема с шипящими согласными. После того как он пошел в садик, она вроде бы исчезла. Так бывает?
Все, что касается развития речи у детей, очень сложный механизм. Бывает часто, что кроха не может правильно выговорить слово. Иногда из-за того, что родители тоже произносят его нечетко. После похода в садик все исправляется.
Воспитатель говорит громко, медленно, и малыш хорошо слышит, как произносить звук.
Даже из общения между детьми он может усвоить правильное произношение. Не переживайте: если исправление произошло, то неправильное произношение не вернется. При наличии неопасных дефектов речи даже логопед не станет назначать терапию . Считается, что до 6-7 лет слабые дефекты исправляются сами собой.
Моей дочке уже 2 года, а она почти не разговаривает. Что делать?
Тут главный вопрос к родителям: вы разговариваете с дочкой? Читаете ей? Обсуждаете что-то? Если да, то все должно было быть нормально в психическом плане. Тогда лучше всего с этой проблемой обратиться к дефектологу, пройти обследование у ЛОР-врача . Иногда дефекты носоглотки мешают детям начать разговаривать вовремя.
Есть еще одна проблема, которая мешает развитию речи: когда дома слишком много телевизора, мультиков, компьютера. У ребенка тогда нет мотивации к разговору, общению. Родители оставляют телевизор – малыш сам себя развлекает. Активное слушание - это хорошо, но этого мало для нормального речевого развития. Нужно обязательно общаться с живыми людьми – детьми и взрослыми. Тогда все наладится.
Общение и его роль в развитии ребенка
Что такое общение
Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства-любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение - что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специалистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой
акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (высказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:
1) внимание и интерес к другому - наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;
2) эмоциональное отношение к другому человеку;
3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе,-человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;
4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, - изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное - чтобы этот предмет
общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном - ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
Роль общения в развитии ребенка
Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми - по не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.
Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с другими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3-5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляю! поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными - дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.
Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психи-
ческом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми - это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полно-
ценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.
Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.
Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмотря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.
Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником находятся на разных уровнях. Плоскость отношений со взрослым - наклонная: внизу находится ребенок, наверху - авторитетный, во многом недосягаемый взрослый, с которым малыш не может сравниться. Со сверстником он общается в горизонтальной плоскости. Перед ним - равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к самовыражению. В общении со сверстниками малыши получают огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заключается особая ценность для ребенка общения с ровесниками. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со сверстниками.
Общение с другими детьми играет важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллективе, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.
Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстрировать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребенок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-
щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.
Итоги
Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объектные качества.
В конце второго года жизни у детей появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои умения.
На третьем году появляется чувствительность детей к отношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте осуществляется в форме эмоционально-практического взаимодействия, построенного на взаимном подражании. Его отличительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.
Важная роль в формировании общения детей со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.
Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.
112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 113
Вопросы и задания
1. В чем заключается специфика отношения ребенка раннего возраста к сверстнику?
2. Приведите примеры объектного и субъектного отношения ребенка к ровеснику.
3. Перечислите критерии, свидетельствующие о наличии у ребенка потребности в общении со сверстниками и охарактеризуйте этапы ее становления.
4. В чем состоит отличие в содержании общения ребенка со взрослым и со сверстником?
5. Каковы оптимальные условия формирования общения между детьми раннего возраста?
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
К |
аждому ребенку присуща потребность в актуализации своих потенциальных возможностей в разных сферах жизнедеятельности. В процессе предметной деятельности и общения формируются не только представления ребенка об окружающем предметном и социальном мире, но и отношение к нему. Вместе с тем в процессе взаимодействия с внешним миром у ребенка складывается отношение и к самому себе как к активному участнику этого процесса. Именно совокупность этих трех видов отношений - к предметному миру, к другим людям и к самому себе составляет сущность, сердцевину личности человека. Такое представление базируется на теоретических положениях отечественной психологии в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Каждый из выделенных видов отношений имеет свою логику развития, но вместе с тем они постоянно пересекаются, переплетаются, образуя «целокупности» (А.Н. Леонтьев),- тот неповторимый ансамбль отношений, который характеризует каждую личность как уникальность.
На каждом из возрастных этапов образуются специфические личностные структуры, в которых выделенные виды отношений пересекаются, взаимно влияя друг на друга и взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствования отношения ребенка
к окружающему миру и самому себе. Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается становление новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.
Экспериментальная разработка выдвинутых положений относительно детей младенческого, раннего и дошкольного возраста осуществлена в работах М.И. Лисиной и ее сотрудников. Как показали исследования М.И. Лисиной, СЮ. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой, основы личностного развития начинают закладываться уже на первом году жизни ребенка. Они связаны со становлением базового личностного образования этого возраста - активностью. В первые месяцы жизни в общении со взрослым зарождается первое предличностное образование - активность по отношению к взрослому. К трем месяцам она начинает проявляться и в двух других сферах отношений.
На протяжении первого года жизни складываются аффективно-личностные связи ребенка со взрослым, в которых отражается положительное отношение малыша к близким: доверие к ним, настойчивое стремление к общению. Эти качества одновременно свидетельствуют и о наличии отношения ребенка к самому себе, что выражается в положительном самоощущении, переживании им своей самоценности, в бодром, радостном настроении, в уверенности в себе. Под влиянием общения со взрослыми и индивидуального опыта у детей начинает складываться отношение к предметному миру, проявляющееся в настойчивости познания окружающего, усложнении способов ознакомления с предметами. Усиление активности в сфере общения и действий с предметами способствует развитию у малыша представления о себе как о субъекте коммуникативной и предметно-ма-нипулятивной деятельности.
При благополучном опыте общения ребенка с окружающими его взрослыми к году три линии отношений завязываются в «узелок» (А.Н. Леонтьев), образуют устойчивую структуру. Ее стержнем становится отношение ребенка к себе, через которое преломляются его отношения к окружающим людям и предметному миру. Ребенок, обладающий активностью как сложившимся личностным образованием, все чаще начинает отстаивать свое право на свободу выбора дей-
114 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 115
ствий, проявляет избирательные предпочтения в общении и предметных действиях, которые зачастую выглядят как упрямство, негативизм, капризы. Такое поведение ребенка является характерным для кризисного периода младенческого возраста.
В раннем возрасте происходит дальнейшее преобразование всех трех линий отношений, образующих развивающуюся личность ребенка.
Отношение к предметному миру. Изменение отношения ребенка к предметному миру связано с развитием его ведущей деятельности: она строится по пути усвоения культурно-фиксированного назначения и способов использования предметов. На протяжении раннего возраста растет осознание ребенком смысла деятельности взрослых, совершенствуется операционально-техническая сторона его собственной деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий, начинает стремиться к его достижению. Процессуальная сторона действия с предметами очень важна для него, а в игре остается главной, но в реальной жизни, при утилитарном, практическом использовании предметов, ребенок все чаще хочет получить такой же результат, как и взрослый. Если в начале второго года жизни, подражая взрослому, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину его действия (например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор), то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата (теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы пол стал чистым). Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш также все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели. Раздвигающиеся рамки окружающего мира стимулируют развитие его любознательности. Об этом свидетельствует стремление к изучению различных свойств предметов, вопросы познавательного характера, интерес к экспериментированию с
незнакомыми предметами, природными веществами и пр. В процессуальных играх малыши начинают моделировать действия взрослых в условных обстоятельствах, что способствует развитию их творческого отношения к окружающему. Отношение к взрослому в раннем возрасте опосредствуется преобразованиями в ведущей деятельности. В период зарождения ее, примерно до полутора лет, ребенку больше всего нужно участие взрослого в совместных делах и помощь в случае затруднения. Поэтому первоначально у малышей складывается отношение к взрослому как к партнеру по совместной деятельности и помощнику. В то же время хотя дети и пытаются копировать действия взрослого, он пока еще не является для них в полном смысле слова образцом для подражания того, как нужно делать. В этот период, наблюдая за действиями старшего, малыш отбирает у него предмет и начинает действовать с ним самостоятельно, не обращая внимания на советы взрослого.
По мере овладения предметными действиями, усложнения их состава и под влиянием оценки взрослых в процессе совместной деятельности у ребенка постепенно складывается новое отношение к окружающим людям: их поведение начинает выступать для него в качестве примера для подражания. Малыш все больше стремится действовать так же, как взрослый. Но оценить объективно меру сходства своих действий с действиями взрослого, правильность их выполнения он еще не может. Поэтому так важна для него в этот период оценка взрослого. Стремление малыша получить похвалу отражает его отношение к взрослому как к эксперту его знаний и умений. Особенно острой его потребность в оценке своих действий взрослым становится после двух лет. Новое отношение ребенка к предметному миру и взрослому порождает специфический вид взаимодействия со взрослым - сотрудничество.
В общении со взрослым, так же как и в предметной деятельности, развиваются личностные качества ребенка - инициативность, настойчивость, доброжелательность, способность к взаимопониманию и сопереживанию. Их проявления свидетельствуют о том, что у него сформировано базовое личностное качество, которое выделяют все психологи раннего детства - доверие к людям.
Отношение ребенка к самому себе в раннем возрасте отражает новый уровень формирования его личности. Все боль-
116 "■ Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 117
шее внимание он начинает уделять результату своей деятельности, который выступает в качестве регулятора этой деятельности, а мерилом успехов и неудач в ней становится для него оценка взрослого. Именно достижениями в предметной деятельности и характером общения со взрослым начинает опосредствоваться отношение малыша к себе.
Основными структурными элементами этого отношения являются общая и конкретная самооценки. Остановимся подробнее на их характеристике.
Отношение к себе начинает складываться у ребенка уже в первые месяцы жизни. Первоначально оно проявляется в переживании им своей субъектности в процессе общения со взрослыми и выражается в активном поиске приятных для себя контактов с ними, в протесте против нежелательных воздействий, в ярких эмоциональных реакциях на отношение взрослых к проявляемой им инициативе. Отношение ребенка к себе отражает отношение к нему взрослых, которое, как правило, строится на его полном принятии. Сколько бы хлопот и огорчений он ни доставлял, все равно он остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу - выражение абсолютной любви, поэтому и оценка ими ребенка абсолютно положительная. На ее основе у малыша складывается ощущение своей нужности и ценности. Его, пусть и аморфное, отношение к себе формируется как общая положительная самооценка, которая является отражением отношения взрослого к личности ребенка. Ощущение любви взрослых настолько велико, что он вначале даже не отличает отрицательную оценку от положительной, реагируя одинаково радостно на любое обращение к нему родителей. Лишь во втором полугодии он начинает различать два вида оценок - положительную и отрицательную и обижаться на порицание, которое вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает у него протест.
Во втором полугодии у него появляется отношение к себе КЭ.К К субъекту манипулятивной деятельности: действуя с предметами, он переживает удовольствие от того, что умеет что-то делать сам, является источником происходящих изменений. При всем усложнении отношения ребенка к себе на протяжении первого года жизни в нем преобладает ощущение ценности и значимости своего существования вне зависимости
от успехов в тех или иных действиях, т.е. общая положительная самооценка.
В раннем возрасте в отношении ребенка к себе происходят кардинальные изменения. В центре их стоит формирование его отношения к результатам своих действий. Постепенно, в ходе овладения предметными действиями, он начинает ощущать необходимость в их оценке. Первоначально такая оценка находится на полюсе взрослого как образца «идеального результата» деятельности. На фоне положительного отношения к малышу взрослый все чаще обращает внимание малыша на результат его действий: хвалит в случае удачи, порицает неправильные действия, просит исправить их. Под влиянием таких оценок у ребенка начинает складываться конкретная самооценка, т.е. отношение к результату своей деятельности. И она уже не всегда положительная. Таким образом, возникает противоречие между двумя видами самооценки: абсолютно положительное отношение к себе, которое продолжает доминировать у малыша и в раннем возрасте, зачастую приходит в противоречие с неизбежными порицаниями взрослого. Психологическая трудность для ребенка в преодолении этого противоречия заключается в том, что в нем сталкиваются два вида отношений - ценностное (т.е. личностное, безусловное принятие малыша) и оценочное, определяющее ценность ребенка в зависимости от достижения какой-то конкретной внеличностной цели. И оба вида ценностей выражают ребенку одни и те же лица - близкие
взрослые.
Первоначально ребенок относит оценку взрослым своих действий к своей личности, что обусловливает его яркие аффективные реакции на порицания. Появление конкретной самооценки связано с тем, что он начинает отделять отношение к себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Это позволяет смягчить аффективную напряженность восприятия им оценок взрослого, «по-деловому» относиться к замечаниям, перестраивать свою деятельность для достижения правильного результата.
С возрастом малыш ощущает себя все более компетент- . ным в предметной деятельности и стремится к самостоятельности, к независимости от взрослого. Тенденция к самостоятельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступ-
118 II. Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 119
ной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!» Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (он все чаще произносит, обращаясь к взрослым, «моя», «мое», «мне»),
Личностное новообразование раннего возраста. В исследовании Т.В. Гуськовой был обнаружен своеобразный симп-томокомплекс в поведении детей от 2,5 до 3 лет, в котором пересекаются три выделенные линии отношения ребенка к предметному миру, взрослому и самому себе. Вот его основные характеристики.
Стремление ребенка к достижению результата в деятельности, настойчивый поиск необходимого способа решения практической задачи.
Стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которых достижения теряют для малыша значительную долю своей ценности.
Обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности ребенка к отношению взрослого.
Этот симптомокомплекс получил название «гордость за i достижение» и выступает в качестве поведенческого коррелята главного личностного новообразования кризиса трех лет, суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими.
Стержнем личностного новообразования, как и в младенчестве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соответствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый - в качестве знатока и ценителя детских достижений.
Сложный и противоречивый процесс формирования нового отношения к себе во многом обусловливает кризисные проявления во второй половине раннего возраста. Они связаны с обострением чувствительности ребенка к успеху и неуспеху в деятельности и к оценкам со стороны взрослых, что проявляется в аффективных формах поведения.
Кризис трех лет. Возраст от 2,5 до 3 лет часто называют возрастом упрямства, строптивости, самостоятельности и независимости. Что же на самом деле характерно для ребенка в этот период?
Кризисные проявления в поведении детей этого возраста взаимосвязаны и в то же время имеют некоторую специфику, проявляясь в различных симптомах. Они были выделены и описаны Л.С. Выготским под названием «семизвездие кризиса трех лет».
Первый симптом кризиса - ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание ребенка выполнять указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого малыша и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Например, мама предлагает ему идти погулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять»,- заявляет ребенок, который очень любит гулять. «Не хочешь, не надо»,- пожимает плечами мама. «Гулять, гулять»,- требует малыш. Но как только его начинают одевать, он снова повторяет свое: «Не хочу гулять». Предложение взрослого вызывает у него острую негативную реакцию. На следующий день все входит в норму, малыш охотно отправляется гулять, но, спустя несколько дней, все повторяется сначала: малыш не дает себя одевать, плачет.
При острой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое»,- сообщает ему мама и получает вопреки очевидности ответ: «Нет, черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм - это не отношение к предметной ситуации (т.е. не к самому одеванию или платью), а к человеку. Есть и еще один важный момент в этом симптоме: ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор самому себе, лишая себя удовольствия.
Второй симптом кризиса - упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что так захотел. Он может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что не желает менять свое решение.
Третий симптом связан с проявлениями строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столь-
120 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 121
ко на конкретно взрослого, сколько против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянное недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.
Четвертый симптом - своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома имеют второстепенное значение и встречаются реже - как правило, в случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с семьей. Первый - бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно. Второй симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил. Точно также у него меняется отношение к игрушкам: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними. Третий симптом - стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чувством ревности по отношению к другим детям в семье.
Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагая, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие видят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через противопоставление себя окружающим ребенок лучше осознает возможности, границы своего «Я», овладевает свой эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.
Исследования последних лет позволяют расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором происходит станов-
ление новых качеств, перестройка личности ребенка. За негативной симптоматикой скрывается положительная тенденция ребенка к большей свободе и самостоятельности.
М.И. Лисина ввела представление о «кризисе развития» и «кризисе недоразвития», полагая, что ярко выраженная негативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопровождает «кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают его возможности, он реагирует на неадекватное отношение взрослого упрямством, капризами, протестом. При адекватном отношении взрослого кризис трех лет характеризуется позитивными преобразованиями личности ребенка и не сопровождается негативными проявлениями.
Экспериментальное изучение этого явления было предпринято Т.В. Гуськовой. Ее работа существенно обогатила представления о симптоматике кризисных явлений в аспекте личностного развития ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.
Классификация симптомов кризиса по трем описанным выше линиям позволила выделить специфику отношения ребенка к предметному миру, к взрослому и самому себе в этот период детства.
Характерной особенностью отношения ребенка к предметному миру является стремление к все большей самостоятельности, протест против опеки взрослого.
Девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама еще не умеет справляться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты, обувает ее, малышка со слезами на глазах восклицает: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу и буду гулять своими».
К этой же сфере относится и острая аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.
Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой девочка вдруг остановилась и зарыдала. После долгих расспросов она сказала, что воспитательница при всех отчитала ее за то, что она медленно одевалась на прогулку. Всхлипывая и
122 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
8. Развитие личности 123
глотая слезы, она прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что на замечание девочка не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.
В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним радость, хвастовство.
Трехлетняя девочка заявляет своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но девочку в этот день впервые похвалили за хорошо убранную постель.
В ходе предметной деятельности у ребенка развиваются новые личностные качества: произвольность и целеустремленность.
В сфере отношения к взрослым на первый план выдвигается острая потребность ребенка в оценке своих действий.
Девочка, подражая маме, начала убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий дочки. Та долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, ворвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» - «Молодец»,- растерянно ответила мама. «Ну, так и скажи, что молодец».
В сфере отношения к себе у ребенка ярко проявляется «гордость за достижение», появляется обостренное чувство собственного достоинства, порождающее повышенную обидчивость, необоснованно эмоциональные вспышки. Достижения ребенка способствуют появлению у него самолюбия - мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря этому, создаются объективные предпосылки для освобождения его самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. «Гордость за достижение» является положительным итогом кризисного периода и раннего возраста в целом.
Итоги
Сущность личности человека определяется совокупностью трех видов отношений - к предметному миру, другим людям и самому себе. На каждом из возрастных этапов образуются специфические личностные структуры, в которых эти виды отношений пересекаются, взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе.
Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирование новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.
На протяжении раннего возраста формируется новое отношение ребенка к предметному миру, которое заключается в том, что" в действиях с предметами он начинает руководствоваться представлением о результате; стремление к получению правильного результата становится регулятором его деятельности.
В отношении к взрослому в этом возрасте усиливается потребность малыша в оценке своих действий. Оценка взрослого начинает выступать для него объективной мерой правильности своих действий. Особенно острой потребность в оценке становится после 2,5 лет.
Отношение ребенка к самому себе начинает опосредствоваться успехами в предметной деятельности и характером общения со взрослым. В ходе самостоятельной деятельности и сотрудничества со взрослым формируется конкретная самооценка - отношение к результату своих действий.
К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выражается в словах «Я сам!» Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка. В цетре кризиса стоит сопротивление авторитарному воспитанию, борьба за самостоятельность.
Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.
124 II. Особенности развития ребенка раннего возраста
Вопросы и задания
1. Какие виды отношений играют решающую роль в становлении личности?
2. Охарактеризуйте специфику отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру и самому себе.
3. Каковы особенности формирования самооценки в раннем возрасте?
4. Опишите симптомы «кризиса трех лет».
5. Что такое «кризис недоразвития», в чем заключаются его причины?
6. Назовите и охарактеризуйте основное личностное новообразование ребенка раннего возраста.
Общение со взрослым ребенка решающим образом определяет направление и темп психического развития ребенка. Это положение доказывается тремя фактами:
1)изучение детей, выросших в изоляции от общества и лишенных человеческого общения;
2)дефицит общения детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях вне семьи;
3)прямое влияние общения в ходе воспитания и обучения.
Успехов в искоренении «госпитолизма» достигли советские педиатры и психологи. Н.М. Щеловановым и Н.М.Аксариной были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка. Однако на общем благоприятном фоне развития детей в закрытых учреждениях можно увидеть причины отставания от сверстников из семьи:
1.Более слабые переживания, их усредненность, отсутствие ярких положительных и отрицательных проявлений.
2.Пониженная инициативность, медленное налаживание сотрудничества со взрослыми и сверстниками, несогласованность оценок и мнений, недостаточное стремление к общению с людьми.
3.Недостаточная любознательность.
4.Задержки в развитии речи.
Причины этого неблагополучия в особом стиле отношений и общения взрослых и детей: избегание ярких эмоциональных проявлений, инструкция всем детям лишает инициативы, отсутствие личных частых контактов с детьми.
Таким образом, две группы факторов показывают какой могучей силой в психическом развитии ребенка обладает общение.
Исследования проводимые под руководством М.И.Лисиной в течение последних 20 лет, показали, что с возрастом значение общения для ребенка не уменьшается, а становится сложнее и глубже. Было установлено, что общение может ускорять ход развития детей.
Особенности общения взрослых с детьми почти полностью определяю интерес к окружающему миру, отношение к другим людям и самому себе. Это зависит от того, отвечают ли взрослые на вопросы детей, внимательны ли к переживаниям, готовы ли их разделить с ними, помогают разобраться, что справедливо, а что нет во взаимоотношениях.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Обмен информацией составляет центральное содержание общения.
Цель общения- налаживание отношений, согласование усилий. В общении мы познаем других и себя.
Общение со взрослым у детей возникает на втором месяце жизни, с ровесниками- в конце третьего года жизни.
Установлены четыре признака, по которым можно судить о наличии у ребенка потребности в общении со взрослым и детьми:
1.внимание и интерес к другому человеку (рассматривание, прислушивание, стремление приблизиться, прикоснуться).
2.Эмоциональный отклик на появление другого человека.
3.Желание привлечь к себе внимание другого, продемонстрировать себя ему.
4.Ребенок добивается выражения партнером отношения к себе, к тому, что
он делает. При этом он обнаруживает чувствительность к оценке взрослого и сверстника (радуется или огорчается), изменяет поведение или деятельность в зависимости от этого. Особенно важны третий и четвертый признаки, они свидетельствуют об активном характере общения.
Наличие потребности в общении обеспечивает естественное восприятие детьми примера окружающих людей, готовность перестроить свою деятельность, как предлагают окружающие, открытость воздействиям окружающих.
Недостаточно выраженная потребность в общении делает ребенка замкнутым, пассивным, трудно поддающимся воспитанию. Налаживание связей
общения с ребенком играет первостепенную роль в успешном его воспитании.
Исследования показали, что для успеха воспитания нужно знать, сколько и какого общения нужно ребенку. Для каждого этапа детства существует оптимальная форма общения ребенка со взрослым, наиболее отвечающая его возрастным особенностям и в наибольшей степени обеспечивающая его продвижение в развитии.
Выделены следующие формы общения:
2.Ситуативно - деловая форма общения. Взникает в конце первого полугодия. Общение включается в практическую деятельность, обслуживает деловые интересы. Ребенок следует образцу, овладевают речью, овладевает самостоятельными действиями с предметами.
3.Внеситуативно - познавательная форма общения (3-5лет), основана на любознательности. Дети обращаются к уму и эрудиции старших. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших. Дети младшего и среднего дошкольного возраста испытывают повышенную чувствительность к отношению взрослого: они радуются его похвале и огорчаются его замечаниям. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффектному поведению. Обидчивые дети строят свое общение со взрослыми по преимуществу на познавательные темы. Ранимость детей возрастной феномен (ребенок ощущает в новой области умственного сотрудничества со взрослым большую неуверенность).
Внеситуативно - познавательное общение имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника.
Ребенок впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со
взрослыми. Духовная жизнь ребенка уже не привязана к практическому познанию. Взрослый должен уважительно относиться к духовным запросам ребенка.
4.Внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет)-высшая. Связана с овладением системой отношений людей. Взрослый для ребенка - эталон в сфере нравственности,построения отношений с окружающими. Детей интересует, как следует поступать правильно, раздумывают над своими действиями и действиями других (вопросы, обсуждения, споры). Беседы на личностные темы- основной источник сведений о нормах нравственности, оценках реальных поступков собственных и других людей.
У многих людей эта форма общения не складывается совсем. Те дети, кто достиг этой формы общения, характеризуются стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Ребенок не настаивает теперь на похвале, для него важнее-как нужно.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании предполагает внутреннюю готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Он легче принимает от взрослого то, что сам еще не успел ни узнать, ни понять.
Одно из проявлений к общности взглядов и оценок со взрослыми - жалобы. На занятиях лучше усваивают материал дети освоившие внеситуативно - личностную форму общения. Дети с внеситуативно - познавательным общением больше интересуются увлекательнымми заданиями. Чем интереснее задания, тем легче они с ними справляются. На замечания взрослого реагируют слезами, спорами и отказом от деятельности, что мешает достичь успеха. При внеситуативно- личностном общении центр любой ситуации - взрослый, свои ошибки ребенок видит глазами взрослого, реагирует на замечания без обиды, по - деловому, относится к воспитателю как к учителю.
Внеситуативно - личностная форма общения обеспечивает коммуникативную готовность к школе: ребенок ищет бесед на личностные темы; споры направлены на выяснение правильности своих поступков; несогласие педагога влечет к совершенствованию деятельности; ребенок приобретает способность обсуждать темы, связанные с взаимоотношениями людей; у детей создаются благоприятные условия для становления 2 внутреннего плана действий» (ВПД) - и это главный путь умственного развития детей.
Итак, смена форм общения связана с изменением содержания потребности в общении со взрослыми:
1.потребность во внимании и доброжелательности взрослого;
2.потребность в деловом сотрудничестве;
3.потребность в уважении взрослого;
4.потребность во взаимопонимании и сопереживании.
Одна потребность не отменяет другую, просто становится доминирующей на фоне остальных.
Взрослый должен учитывать эти потребности и организовывать свои контакты так:
1)чтобы удовлетворить потребность и тем самым способствовать психическому развитию ребенка;
2)обеспечивать движение ребенка к более высоким формам общения, задавая ему образцы.
Формы общения со сверстниками проходят ряд этапов:
1)Эмоционально- практическое общение (2-4 года). Потребность в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах (вместе шалить, развлекаться, общее веселье), каждый озабочен стремлением привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
Дети мало слушают друг друга, вот почему их взаимодействие нуждается в тщательной и постоянно коррекции взрослого. Эта форма общения способствует развертыванию инициативы детей, расширяет диапазон эмоций, позволяет увидеть свои возможности.
2)Ситуативно - деловая форма (4-5 лет). На основе потребности в деловом сотрудничестве. Развивается на основе сюжетно - ролевой игры. Дети заняты общим делом, стараются согласовать действия. Деловые качества ребенка и его товарищей служат причиной их обращений к друг другу. Ребенок чутко ловит во взглядах и мимике отношение к себе (невидимое зеркало). В сверстнике ребенок видит себя и только положительное; позже начинает видеть и сверстника - только его недостатки.
Отставание в общении со сверстниками оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, это порождает пассивность, замкнутость, а порой недоброжелательность. Это требует от взрослого заботы по становлению этой формы общения у детей.
3)Внеситуативно - деловая форма (6-7 лет). У немногих детей стремление - жажда сотрудничества, на фоне игр с правилами. Дети упражняются в отношениях с другими людьми, помогают осознать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.