Задания по лексической теме семья. Конспект логопедического занятия по освоению лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе на тему «Семья. Видео занятие на тему «Семья» в детском саду

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В результате выполнения заданий дети должны усвоить: понятие семьи, ее состав и функции каждого члена семьи, отношения в семье (уважение, забота, любовь).
Перед выполнением заданий рекомендуется поговорить с ребенком о его семье. Пусть он ответит на вопросы, с кем живет, кто самый младший, а кто старший, сообщит, как зовут родителей, братьев сестер, где работают родители.

Задания на тему «Семья»

Задание 1. «Ласковое имя».
Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч, называя членов семьи, ребенок кидает обратно, называя ласковую форму.
Например: мама-мамочка, сын-сыночек.

Задание 2. «Один – много».
Как и в предыдущей игре можно использовать мяч. Взрослый называет члена семьи в единственном числе, ребенок – в множественном.
Например: мама – мамы, тетя – тети.

Задание 3. «Угадай, о ком речь».
Взрослый задает вопросы, дети должны правильно на них отвечать.
У кого нежный взгляд? (У мамы)
У кого сильные руки? (У папы)
Кто самый непоседливый? (Брат)
У кого самые добрые глаза? (У бабушки)
Кто самый серьезный? (Папа)
Кто самый послушный? (Сестра)
У кого мудрая речь? (У дедушки)

Задание 4. «Устала наша бабушка».
Взрослый просит повторять действия за ним.
Перед выполнением дети встают в круг.
Устала наша бабушка, (дети наклоняются вперед, руки сцепляют за спиной)
Села на порог: (садятся на корточки)
«Куда пропал, куда исчез внучок». (кладут руки на голову и качают ей)
Подумала и всхлипнула, (указательный палец прикладывают к виску, голову наклоняют)
Затем тихонько встала, (встают и выпрямляются)
Пошла вокруг да около – (идут друг за другом, руки держат за спиной)
Искать внучка сначала. (поворачиваются в разные стороны)

Задание 5. «Скажи иначе».
Взрослый показывает картинки детям с изображением представителя семьи, и говорит, что видит: «У мамы светлые волосы». Детям нужно сказать по-другому: «Мама светловолосая».
У брата голубые глаза – брат голубоглазый.
У сестры розовые щеки – сестра розовощекая.
У папы карие глаза – папа кареглазый.
У дедушки седые волосы – дедушка седовласый.
У бабушки темные волосы – бабушка темноволосая.
Задание

6. «Семейный паровоз».
Ребенку выдают два листа: один с изображением паровоза, второй с членами семьи (можно использовать фотографию), а также ножницы и клей. Задача состоит в том, чтобы наклеить лица в каждый вагон по старшинству. Например, машинистами паровоза станут бабушка и дедушка, а в первом вагоне расположатся мама и папа и т.д.

Если задание выполняют несколько детей, то по его окончанию, работы сравнивают и обсуждают (так как они могут получиться разными).

Задание 7. «Кто за кем».
Сюжетная игра. Взрослый описывает ситуацию. «Однажды семья из 6 человек: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, — отправилась в поход. Кто за кем шел по дорожке?»
«Пришлось им перебираться через бурелом. Ряд их распался. А когда снова они встали в колонну, то их ряд стал совсем другим. Кто перед кем идет по дорожке?»
Далее детям можно дать возможность самим придумать рассказ, несколько раз меняя героев. Предлоги можно использовать разные, например, кто между кем, кто позади всех и т.д.

Задание 8. «Где чьи вещи?»
Детям выдается карточка с изображением членов семьи и разных вещей. Формулируется задание: показать стрелочкой, кому принадлежат вещи.

Задание 9. «Подели обязанности».
Игра проводится для 2 или более детей.
Реквизит: картинки с членами семьи и орудиями труда.

Правила:
Распределяются карточки с представителями семьи. Один ребенок – один герой.
Дети поочередно выбирают картинки с изображением орудия труда и дают объяснение своего выбора.
А также, отвечают на вопрос: кто еще может заниматься этим же делом?
Тот, кто безошибочно справиться с заданием и верно объяснит выбор, выигрывает.

Задание 10. Беседа по картинке «Совместный обед».
Дети отвечают на вопросы.

Кто изображен на картинке?
Какое общее слово их объединяет?
Что делает каждый из героев изображения?
Какие чувства испытывает каждый член семьи?

Задание 11. Рассказ по картинке «Уютный вечер».
Дети описывают изображение. В случае затруднения, нужно им помочь наводящими вопросами.
После рассказа, обсудить с ребенком, почему картинка носит такое название.

Задание 12. «Моя семья» . После выполнения заданий можно предложить ребенку нарисовать свою семью.

Видео занятие на тему «Семья» в детском саду

Домашнее задание по лексической теме: "Семья"

Тема: Моя семья. Моя мама.

Дети должны усвоить: семья, ее состав, функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая, чистоплотная)

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: родители, мама, папа, браг, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, родственники, родня, семья и т.д.

Грамматический строй

1. «Договори предложение»
Я ем и папа... (ест ).
Я пою и мама … (поет ),
Я шью и бабушка... (шьет ).
Я готовлю и сестра...(готовит ).
Я играю и браг...(играет ).
Я пилю и папа...(пилит ).
Я вяжу и мама...(вяжет ).
Я строгаю и дедушка... (строгает ).

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
Мама - мамочка , мамуля и т.д.
(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя)

3. «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных) :
Ваша семья большая , а наша...(больше ).
Словарь : дружная, крепкая, добрая, культурная. здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, маленькая.

4. «Старше или младше?» (усвоение прилагательных в сравнительной степени. Понятия о старших и младших членах семьи):
МАМА-БАБУШКА
Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.
Словарь : дочка - мама, папа - дедушка, сын - папа, дедушка - мама, бабушка - папа, бабушка - внучка, дедушка - внук, сын - мама.

ОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:
СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Кто старше всех? Кто младше всех?
Кто дети? Кто взрослые?
Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
Как вы живете?
Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?
Чем вы любите заниматься в выходные дни?
Как проводите праздники?
К кому вы любите ходить в гости? Почему?
Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?

ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Пословицы о матери.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Домашнее задание по лексической теме: "Мой организм. Моё здоровье"

Тема: Мой организм. Моё здоровье.

Пополняем словарь:

Существительные : туловище,грудь,живлт,спина,плечи,руки,ноги,локти,ладони,пальцы, ногти,колени,пятки,шея,голова,волосы,глаза,брови,ресницы,рот,губы.зубя,язык,подбородок,лоб.

Глаголы: Прыгать, приседать, хватать, топать, кивать, дышать, смотреть, говоритьи др.

Прилагательные: голубые, зеленые, карие, блестящие, длинные, вьющиеся, короткие, светлые.

Наречия: направо, налево, вверх, вниз

Грамматика : Формирование первоначального понятия о неодушевленных и одушевленных существительных.

Дифференциация вопросов: «Кто это?», «Что это?»

Образование -множественного числа существительных

(дидактическая игра «Один-много»)

Существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

(Д/и «Назови ласково»)

Подбор слов- антонимов (Д/и «Скажи наоборот» Например: большой-маленький, высокий- низкий, тонкий-толстый, длинный-короткий)

1. Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.

1. УШИ. У человека есть … Некоторые умеют шевелить … У рыбы нет …

Я грею свои … На морозе холодно … Девочки носят сережки в …

2. РУКА. Возьми карандаш в правую …. Я рисую правой … У меня две … Я растираю свои ….. Я беру мяч двумя …

3. НОГА Я прыгаю на левой …. Сделай шаг правой …. У человека две …. У рыбы нет ….. Я опустил в воду … Я одеваю носки на ….

2. «Какое слово не подходит? Что лишнее?»:

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Палец, палка, пальчик, пальцевой.

Голова, головушка, голый, головастик.

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый.

Шея, ошейник, шить, шейка.

Нога, ножка, ножик, ноженька.

3. «Подбери слова»

(Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие)

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т.д.

Какие у тебя нос, рот, уши?

« Для чего?» (Для чего нужны глаза?

(Глаза нужны для того, чтобы видеть.)

нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, колени)

4. Загадки. Брат с братом через дорожку живут, а один другого не видят. (Глаза)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

У двух матерей по пять сыновей (Руки)

Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)

Маленький, кругленький, а весь мир видит.(Глаз)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

В хлеву два ряда баранов, и все белые (Зубы)

5. Формирование навыков связной речи:

Найти и выучить наизусть загадку по теме, приклеить в тетрадь картинку –отгадку)

1. Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).

2. Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д.

3. Поиграйте в игру: «Скажи правильно».

Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге?

4. «Расскажи для чего что нужно?»

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши - … . Зубы - … . Язык - … . Колени - …. . Губы - …. . Пальцы - …. .

5. «Скажи наоборот»

6. «Составь слово»

7. «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука - ручка - ручища.

Нога - ножка - ножища.

Глаз - ... нос - ... усы - ...

лоб -... зуб -… губы -…

8. Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9. Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10. Объясните значение выражений:

· Обвести вокруг пальца;

· Задирать нос;

· Держать себя в руках;

· Голову повесить;

· Когда голова думает, язык отдыхает.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
У моей прабабушки была традиция - каждый день в шесть часов вечера садиться пить чай.
И не важно, что творилось за окном: зима или лето, дождь или снег, путч или похороны очередного партийного лидера. Шестичасовой чай на одной отдельно взятой кухне - это святое.
Из-за этого каждый вечер превращался в небольшой праздник, которого можно было радостно ждать, как лис в "Маленьком принце" Экзюпери:
" Лучше приходи всегда в один, и тот же час, - попросил лис Маленького принца. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью. А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды."

Психологи утверждают, что традиции сплачивают семью. Если это, конечно, полезные традиции, а не вредные:)

А какие традиции есть в вашей семье?






Демонстрационный материал "Моя семья" с множеством заданий
Замечательная сказка "Солёные ножки"
Как пересочинить сказку, например "Красную шапочку"
Как устроить выставку семейных портретов дома

содержание лексической темы
серия конспектов занятий
Игры с матрёшками для малышей
дид. игра "Семья"
пазлы "Папа, мама и малыш"
пазлы "Семья"
книжка "Зайкин день" про День рождения

Семейная игра "К СОЖАЛЕНИЮ - К СЧАСТЬЮ.."
Кто-то начинает историю, а потом она может длиться до бесконечности:
"Однажды семья отправилась в поход. К сожалению... начался дождь.
К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик.
К сожалению... зонтик сломался, а дождь всё сильнее.
К счастью... её брат умел чинить зонтики.
К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты.
К счастью... и т.д."
По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В эту игру можно играть всей семьёй. Она особенно к месту во время долгих поездок.

грамматический практикум"Моя семья":

Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин -;

Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Мамина помощница


Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.«А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.«Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

Кто решил навести порядок?

Чью кружку вымыла Маша?

А чью чашку?

Чьи очки она протёрла?

Чей был зонтик?

Чей фартук Маша повесила на кухне?

Чьи были газеты?

Чью обувь она поставила в ряд?

Чьи игрушки остались не убранными?


«Дедушка сапожник» подвижная игра.

Цель: развивать внимание.

Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.

Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.

«Дедушка Мазай» подвижная игра.

Цель: развивать воображение, смекалку.

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.

"Бабушка Маланья"
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

У Маланьи, у старушки


Жили в маленькой избушке


Семь сыновей, все без бровей,


Вот с такими глазами,


Вот с такими ушами,


Вот с такими носами,


С такой головой,


С такой бородой…


Ничего не ели,


Целый день сидели,


На неё глядели,


Делали вот так…


Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.

Игра: «Чья это вещь?»

Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра – сестричка

(Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.)

Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья»
Цель: Научить детей бегу, держась за руки, точно повторяя движения водящего. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.
подвижная игра "Дедушка- рожок"
подвижная игра "Раю-раю"
супер идея для семейной игры

Пальчиковые гимнастики:
"Моя семья " (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья .
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

"Мальчик-пальчик"
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

«Как у нас семья большая»

«Неделька»

В понедельник мы стирали,
А во вторник — подметали.
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч.
В пятницу полы мы мыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье
Мы пойдём на день рожденья.





2 коллекция идей
варианты семейного дерева:







Краткое описание

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы "Семья"

Описание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы
Тема «Семья»

Подготовила и провела:
учитель-логопед
Урюпина Е.А.


Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме «Семья».
2. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.
3. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
4. Развивать связную речь (пересказ текста).
5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.
6. Развивать познавательные процессы.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.
СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.
СЛАЙД 3
Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).
Сколько пап?
Сколько сыновей?
Сколько дочерей?
Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?
Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).
2. Д\и «Предлоги»
Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).
Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).
Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).
Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
3. СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»
Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).
И т.п.
СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).
4. СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.
Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной.
Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
5. Логопед: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный рецепт,
Часто печет пироги и оладушки,
Наша хорошая, добрая… (бабушка).
Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).
6. СЛАЙД 7 и 8
Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.
(Бабушка связала голубой тёплый шарф.
Дедушка смастерил деревянную скамейку).
СЛАЙД 9
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.
Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).
Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).
СЛАЙД10
Д/и «Да -нетка»
Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.
Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).
Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)
Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?
Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?
Логопед: Брат стоит перед сестрой?
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?
Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.
СЛАЙД 11
7. Пересказ текста «День рождение»
У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. У Вани сегодня какой праздник?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Ване картину?
6. Что подарили Ване бабушка и дедушка?
Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12
Пересказ текста детьми.
8. Д\и «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей.
Логопед : Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей.
Логопед: Что ты подаришь Ване?
Ваня : Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки!
Давайте попрощаемся с Ваней.
Итог занятия:
Логопед : Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались.














Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Занятие.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №26

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема «Семья»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Урюпина Е.А.

Программное содержание:

    Активизировать словарь по теме «Семья».

    Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.

    Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.

    Развивать связную речь (пересказ текста).

    Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.

    Развивать познавательные процессы.

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.

СЛАЙД 2 Ваня : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.

СЛАЙД 3

Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).

Логопед : Кирилл, сколько человек в этой семье?

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).

Сколько пап?

Сколько сыновей?

Сколько дочерей?

Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?

Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).

Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).

    Д\и «Предлоги»

Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).

Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).

Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).

Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).

Логопед : Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).

Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).

Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).

Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.

    СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»

Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).

И т.п.

СЛАЙД 5 Логопед : Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).

Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).

Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).

    СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.

Логопед : Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной.

Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.

    Логопед: Послушайте загадку:

Свяжет носочки и сварит обед,

Знает варенья старинный рецепт,

Часто печет пироги и оладушки,

Наша хорошая, добрая… (бабушка).

Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).

    СЛАЙД 7 и 8

Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.

(Бабушка связала голубой тёплый шарф.

Дедушка смастерил деревянную скамейку).

СЛАЙД 9

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.

Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).

Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).

СЛАЙД10

Д/и «Да -нетка»

Логопед : Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.

Логопед : Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).

Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)

Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?

Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?

Логопед: Брат стоит перед сестрой?

Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?

Логопед : Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.

СЛАЙД 11

    Пересказ текста «День рождение»

У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!

Вопросы к тексту:

1. О ком рассказ?

2. У Вани сегодня какой праздник?

3. Что испекла мама?

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель занятия: активизация и актуализация словаря по теме , уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно-развивающие :

    • развивать общие речевые навыки, связную речь;

      развивать речемыслительную деятельность;

      развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

      развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.

Образовательные :

    • расширять и обогащать словарный запас по теме;

      учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;

      упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением « мой» ;

      упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;

      дифференциация звуков [р], [л] в словах.

Воспитательные :

    прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

    воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья», зеркала, предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р].

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2.Дидактическая игра «Предлоги»

Рассмотрите картинку. Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.

Где стоит бабушка? / Бабушка стоит за диваном.

Папа стоит перед диваном? / Папа стоит за диваном.

Где играю дети? / Дети играют перед диваном.

Где стоит мама? / Мама стоит около стола.

3.Беседа о семье.

Кто назовёт имя отчество своей мамы?

Кто самый старший в семье?

Кто папа для мамы?

Кем являются друг другу бабушка и дедушка?

Кем ты являешься своему дедушке и бабушке?

Назовите своё имя отчество?

Назовите имя родной сестры, родного брата.

4.Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».

Семья / Моя семья.

Братья / Мои братья.

Брат / Мой брат.

Сестра / Моя сестра.

Сестры / Мои сестры.

Бабушка / Моя бабушка.

Дедушка / Мой дедушка

Родственники / Мои родственники.

Мама / Моя мама.

Папа / Мой папа.

Родители \ Мои родители.

5.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Перечислим, кто живет в одной квартире, в одной семье.

Раз, два, три, четыре

Большой палец зажат в кулачок.

Кто живёт в моей квартире?

Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного.

Раз, два, три, четыре, пять-

Сжимать и разжимать все пальчики.

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Сжимать и разжимать все пальцы.

Кошка Мурка,

Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Два котёнка,

Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок.

Мой щенок,

Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок.

Щегол,

Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок.

И я -

Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок.

Вот и вся моя семья!

Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки.

6.Звуковая гимнастика, сопровождающаяся движениями.

Ребята, а кого мы не назвали в нашем стихотворении? / бабушку и дедушку.

Предлагаю вам отправиться к ним в гости. Поплывем на пароходе - изолированное произношение звука [л-л-л] – пароход гудит; полетим на самолете - [р-р-р] – самолет летит, сопровождается движениями.

7.Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки».

Скажите, а вы кто для бабушки и дедушки? / внуки, внучата.

Толстые внуки приехали в гости

Надуваем щёки

С ними худые -лишь кожа да кости

Втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы

Поцеловать они всех потянулись

Губы тянутся вперёд

Утром проснулись –в улыбочку губы

Снова широкая улыбка

Чистили мы свои верхние зубы

Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево, внутри и снаружи

Соответствующие движения широким языком

С нижними зубками тоже мы дружим

Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами

Губы сожмём мы и рот прополощем

Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

И самоваром пыхтим, что есть мочи

Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

Блюдца поставим- положат блины нам

Широкий язык лежит на нижней губе

Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо

Подуть на широкий язык

Блинчик жуём, завернём и прикусим

Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы

Блинчик с вареньем малиновым вкусным

Чашки поставим, чтоб чаю налили

Широкий язык загибаем кверху чашечкой

На нос подули мы чай остудили

Подуть с «Чашечки» наверх

Чаю попили никто не обижен

Чашечка» двигается вперёд и назад

Вкусный был завтрак -мы губки оближем

Кончик языка облизывает губки по кругу

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою игрушкой

Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад

Бабушке нашей всегда помогаем;

Нитки в иголки мы ей продеваем

Узкий язык выдвинуть вперёд

Бабушка швы на машинке строчила

Узкий язык двигается вперёд-назад

И на зигзаг её переключила

Узкий язык двигается вправо-влево

Петли иголкой она обметала

Кончик языка описывает круг за зубами

Пуговки круглые попришивала

Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели

Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли

Широкий язык упирается под верхнюю губу

Прятались на чердаке и в подвале

Широкий язык-под нижнюю губу

Дедушка скачет на лошади ловко

Щёлкаем языком

Звонкие вязнут на глине подковки

Цоканье на верхней губе

Вот замедляет лошадка шажочки

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки

Вот на опушке мы видим грибочки

Присасываем язык к нёбу и открываем рот

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ» и ушла.

Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом.

8.Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для внуков».

Сегодня бабушка будет угощать вас горячим чаем и блинами с малиновым вареньем. А что же она приготовит для вас в следующий раз?

Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].

Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс.; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.

9.Игра " Я и моя семья". Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова.

Нагостились, возвращаемся домой и вспоминаем с вами все о наших родных. Отвечайте на мои вопросы.

Как ты называешь маму папы? / Бабушка, бабуля.

Как ты называешь папу мамы? / Дедушка, дедуля.

Как называешь сестру папы? / Тетя, тетушка.

Как ты называешь брата мамы? / Дядя, дядюшка.

А кем ты являешься маме, папе своей мамы? / Внуком, внучком, внучкой, внученькой.

Как назовешь ребенка своей тети, дяди / Брат, сестра, братик, сестренка.

Кем ты являешься своей тете, дяде? / Племянница, племянник.

Чья это сумка? / Мамина сумка.

Чьи это тапочки? / Папины, бабушкины, дедушкины тапочки.

Какие традиции в семье! /Семейные традиции.

Какие отношения с братьями! / Братские.

Когда в семье хорошо, тепло, какие отношения? / Отношения хорошие, теплые!

10.Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии?

Какие звуки различали?

Что вам понравилось больше всего?

Что было трудным?

Спасибо за занятие. До свидания.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»