Вышивка гладью для начинающих. Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты Правила вышивки гладью

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Вышивка гладью является для многих стран традиционной. Мастера Японии, Китая, Вьетнама, Кореи используют этот на одежде и других изделиях. Украшенные вещи, смотрятся богато, нарядно, выделяясь эксклюзивностью и привлекая внимание окружающих.

Считается на сегодняшний день одним из самых популярных способов вышивки. Рукодельница, очень напоминает живописца. Только вместо кисти, наносящей мазки на холст, у неё тоненькая иголка, вышивающая нежные стежки на ткань. Благодаря технике глади можно создавать очень тонкие цветовые гармонии, отображать игру света и вышивать невероятно красивые картины. Лучшие их образцы часто относят к произведениям высокого искусства.

Существует мнение, что она возникла ещё в шестом и такой был преимуществом знатных дам, которые искусно вышивали шёлковыми, серебряными и золотыми нитями по шёлку. Со временем прекрасные работы попали в Европу, а потом распространились на весь мир. Гладь украшает одежду, подушки, скатерти, картины, платки и салфетки.

Она занимает почетное место среди творческих людей. Рукодельницы не делают секретными вышивальные технологии и с удовольствием делятся опытом, обучая новичков всевозможным приемам и хитростям.

Создание композиций пошагово для начинающих будет проходить успешно, обучаясь в начале простым стежкам. Для этого выбирается небольшой и несложный орнамент.

Главное знать суть глади - это прямые стежки, прилегающие плотно друг к другу и выполняются они различными видами швов.

Конечно, крестиком вышивать немного проще, но нежная гладь стоит того, чтобы приложить усилия и научиться новому мастерству.

Читайте также: Вышиваем лентами уроки для новичков

Разнообразные приемы:

  • двусторонний
  • односторонний
  • прямой
  • косой

Разные техники вышивания:

  • простая
  • художественного оформления
  • с выпуклыми формами
  • с прорезыванием
  • штриховая
  • объёмная
  • атласная
  • однотонная

Чтобы научиться делать стежки, не стоит стремиться запомнить все имеющиеся швы и технические способы. Новички обычно стартуют с нескольких стежков, которые применяются для создания цветочных композиций, маленьких орнаментов, изображения животных, бабочек.


Стоит запомнить, что один и тот же вид глади можно выполнять в разных техниках, в одном рисунке могут сочетаться и протяжные, и короткие швы.

Что нужно знать в вышивке об основе и нитях

Наносится на разную основу. В первую очередь, необходимо подобрать полотно. Оно должно соответствовать будущему изделию. Если необходимо украсить коврик, то лучше отдать предпочтение мешковине или сукну. Для скатерти лучше всего подойдет лён. А для одежды желательно выбирать шёлк или хлопок.

При использовании пялец можно значительнее натянуть ткань, что серьёзно добавит удобства при работе. Оттенок, состав, сплетение волокон совсем не играет роли. Рабочий процесс зависит от применяемой нити. Например, для мулине больше подходит хлопчатобумажное полотно:

  • хлопок
  • мешковина

Следует взять во внимание, что нити для вышивания должны соответствовать типу ткани. В основном для вышивки применяют мулине хлопчатобумажные, шерстяные и объёмные синтетические нитки.

Для шелковых нитей применяется:

  • сатиновое полотно
  • батистовая ткань
  • шёлковая основа

Для ниток ирис подойдет:

  • более плотный материал такой, как лен

Рабочий материал:

  • схематический рисунок орнамента
  • тканевая основа
  • штопальные иглы
  • нитки
  • копирка
  • наперсток
  • деревянные пяльцы либо рамы
  • ножницы

Иголки выбираются соответственно к ткани и ниткам, с учетом вышиваемого орнамента. Применяя тонкую иголку, получаем аккуратную вышитую работу. Применение пялец желательно, так как на них полотно хорошо натягивается, что необходимо для выполнения орнамента и более удобного вышивания.

Рисунок наносится специальным маркером на основу. При отсутствующих навыках рисования используется копировальная бумага. Для этого копирка помещается на полотно под орнамент, позаимствованный с компьютера. Все материалы скалываются между собой булавками и обводятся по абрису. Разобравшись со схемой, начинаем вышивальный творческий процесс.

У опытных рукодельниц уже давно в запасе есть набор для вышивания. А начинающим мастерицам необходимо приобрести стандартный комплект. В него могут входить не только иголки, но и канва, пяльцы, нити, а так же схемы для вышивания. Ни для кого не секрет, что чем тоньше иголка, тем изящнее будет получаться рисунок. Конечно, не лишними будут небольшие ножницы и наперсток. Если нанесение рисунка на ткань – не проблема, то его можно самостоятельно нарисовать. А если с рисованием есть сложности, то придётся использовать копировальную бумагу. Понравившийся рисунок необходимо распечатать на принтере, а потом вместе с копировальной бумагой прикрепить к ткани при помощи булавок и навести все контуры.

Вышивальные приемы

В процессе работы над картиной для разных элементов применяются разнообразные стежки. Крупные части оформляются длинными швами, а узкие и мелкие – вышиваются короткими стежками. При вышивании часто используются разные приемы.

Начинающая вышивальщица не должна обучаться сразу всем техникам. Работу лучше всего начинать с нескольких швов, которые встречаются в рисунках чаще всего.

Прямой стежок

Первое занятие рукоделия лучше посвятить именно прямым стежкам. Их длина может составлять 1 – 8 мм. Подобные швы часто используют для выделения контуров рисунка или для заполнения больших деталей. Прямые стежки можно вышивать под различным углом и любой нитью. С их помощью можно вышить веер, ёлочку, листики, стебель и др.

Начинать предпочтительнее с прямого шва, размером от одного до семи миллиметров

Им можно оформлять несложные картины и выделять контур. Еще им заполняются внутренние части вышиваемых элементов.


Точечный стежок

Он имеет несколько поднятый конец и состоит из двух строчных стежков, которые примыкают друг к другу. Он немного напоминает кофейное зерно.

«Ёлочка»

Такой шов следует наносить по диагонали так, чтобы слегка просвечивать фон ткани. Желательно перед началом вышивания нанести на полотно предполагаемые линии.

Шов Гольбейна

Относится к двусторонним штопальным швам, часто встречался на одежде средневековой знати. При его нанесении сначала используется стежок «иголка вперёд», а потом при возвращении назад необходимо заполнить промежутки между швами. Вышитые таким способом узоры часто напоминают кружева.

Стежок с расщеплением нити

При его нанесении игла должна проколоть нить на предыдущем стежке, создавая особенную вышитую линию, то есть при выведении иголки на лицевую сторону происходит расщепление нити. Это позволяет создавать светотень внутри рисунка.

Далее можно ознакомиться с нанесением штопального, клинообразного, шевронного и зернового стежков.
Когда работа над изучением стежков уже позади, можно перейти к самой глади. Она необходима для придания тонкости переходу между деталями рисунка. Гладь при вышивании шёлковыми нитями пейзажей, портретов и сюжетных жанров – называется художественной.

При этом способе один ряд разной по длине швов покрывается сверху ещё одним рядом длинных швов. Подобная гладь нередко применяется при заполнении деталей с неправильной формой. Она красиво выглядит при исполнении круговых мотивов с оттеночными переходами в центре.

Рассмотрим подробно, как происходит создание шедевра.

Простой способ

Красиво ложащаяся гладь – это божественная живопись иголкой. Как бы не было много приемов описываемого процесса, различия между ними совсем небольшие. Изучим кратко методику вышивания простой гладью, которая характеризуется поочередным вышиванием всех лепесточков, учитывая принцип соответственного направления мулине – от краешка к центральной части листика.

  1. В простой весь рисунок выполняется параллельно расположенными впритык вышитыми стежками.
  2. Швы делаются свободными, не зависящими от размера, который корректируется вышиваемым орнаментом.
  3. Контур рисунка, заполненного швами, шьется идеально ровно. Линии стежков выполняются в соответствии с рисунком и желанием рукодельницы.
  4. Выигрышно техника смотрится в игре со светом. Узор, созданный одним оттенком, играет цветовыми переливами и кажется состоящим из разнообразных цветов.

В связи с этим выполненная работа выглядит объемной, привлекая внимание и взгляды любителей творчества.

Освоение глади с простого листка

Простая красиво и совершенно идентично выглядит с двух сторон. Поэтому кончики рабочей нитки тщательно скрываются под выполненными швами. Узелки отсутствуют и с лицевой, и с изнаночной стороны. Процесс не сложный, но требует сосредоточенности, концентрации внимания и усидчивости.

  1. Работа начинается на лицевой внутренней стороне листика, прокладывается несколько швов «вперед иголкой».
  2. Нитка подтягивается так, чтобы хвостик остался в канве.
  3. Далее иголка выходит в предыдущую точку и манипуляции продолжаются. Верх и он будет незаметен.
  4. Верхние швы скрывают хвостик нити, контролируем, чтобы он не выскочил.
  5. Напрактиковавшись, все проделанные действия будут выполняться автоматически.
  6. Закрепив волокно, выполняются рядки прямых швов, плотно расположенных между собой. Смотрим, чтобы выполняемые стежки не заходили за контур рисунка.
  7. Иголка направляется точно в линию контура, ткань прокалывается под углом девяносто градусов.
  8. В середине заполняемого орнамента направление швов выполняется произвольно, все стежки располагаются параллельно. Натяжка волокна происходит одинаковая, чтобы рисунок выглядел гладким.

Стежки в прямой глади выполняются параллельно нитям ткани. Каждый шов прокладывается через одну нить тканевой основы.

Косые стежки

Вышьем лепесточек косыми стежками. Этот шов отличается от предыдущего изменением наклона иголки. Последовательность выполнения строчек такая же, как и вышеописанная.

  1. Косая гладь создается стежками под углом 45 градусов к ниткам ткани.
  2. Швы выполняются с уклоном в левую и правую стороны, поэтому рисунок приобретает эффект светотени.
  3. Косую часто вышивают красной и черной нитью.

Пример:

Усвоить стежок можно вышивая пробный экземпляр (рис. 111). Данная техника начинается с подбора квадрата из ниток основы – 6X6 ниток. Узор выполняется справа налево.

  1. Экземпляр, изображенный на картинке 111, выполнен квадратом 6X6 ниток полотна.
  2. Рабочая нитка фиксируется справа петлей либо миниатюрными швами, выполненными диагонально (р. 112, а). Игла затем выводится в нижележащий левый уголок (начало вышивания).
  3. Далее иголка заводится диагонально в правую, располагающуюся сверху точку и выводится вертикально на одну нитку вверх предыдущего шага иглы (р. 112, б).
  4. Оставшиеся стежки выполняются параллельно, пропуская нитку полотна (р. 112, в) с левым наклоном.
  5. Делая последний шов, иглу пропускают в левую ниже расположившуюся точку выполняемой строчки (р. 112, в).
  6. Изделие поворачивается против часовой стрелки, чтобы выполненные швы оказались слева. Также подбирается квадрат 6X6 ниток полотна и выполняются стежки с правосторонним наклоном.
  7. Иголка вводится по диагонали в правый нижний уголок следующего квадрата и выводится во втором стежку слева, внизу (р. 112, г).
  8. Остальные стежки выполняются параллельно через одну нитку основы.
  9. В последнем шве игла вводится в правую нижнюю точку и выводится в правой верхней точке следующего, подобранного квадрата (р. 112, д).
  10. Изделие поворачивается слева направо и опять выполняются стежки с наклоном в левую сторону (р. 112, в).
  11. Далее работа повторяется чередованием выполняемых наклонов стежков.


Научившись выполнять простые приемы, можно декорировать одежду, сумочки, домашний текстиль, делая свой мир прекрасней.

Ещё один момент – это сочетание цветов в создаваемом рисунке. Различают белую и цветную гладь. Выбор цвета значительно влияет на самочувствие человека, его эмоции и настроение. Даже психологи отмечают воздействие определенных цветовых оттенков на людей. Поэтому важно сначала определиться, какие эмоции должна вызывать вышитая картина и будут ли уместными по сюжету подобранные цвета.
1. Для получения рисунка с гладкой поверхностью важно наносить шовчики параллельно.

2.Если необходимо выполнить работу за короткий срок, лучше выбирать более толстую нитку или складывать её в 2-3 раза.

3. Желательно не использовать слишком длинные швы. Иначе работа получится неаккуратной. Поэтому лучше разбить детали рисунка на сектора и каждый вышивать по отдельности или же направлять в разные стороны.

4. Допускается так же использование похожих цветовых оттенков. Идеальный способ для заполнения большой детали – это именно художественная гладь. Строчный и стебельчатый швы лучше других подходят для подчёркивания краёв рисунка.
Следует отметить, что сам процесс вышивания оказывает успокаивающее влияние на человека. Тактильные ощущения способствуют настроению на гармонические отношения с окружающим миром. Поэтому это не только полезное, но и приятное занятие.

Схемы для рукоделия композиций


2019-04-17T16:04:18+03:00

Наиболее известны вышивки цветной гладью из Китая и Японии - мастерицы этих стран издавна достигали баснословных успехов в тонкостях этого вида рукоделия. Однако и в других странах рукодельницы не обошли вниманием этот вид вышивки. Яркие узоры южных европейских стран и нежные переливистые - северных, причем самых разных эпох вплоть до сегодняшнего дня, тоже завоевывают сердца любителей как традиционной культуры, так и оригинальных техник.

Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток. Гладьевые стежки являются заполняющими, то есть они целиком заполняют определенный участок мотива. Полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. А ведь на самом деле это самые простые прямые стежки,которые выполняются в определенном направлении и плотно прилегают, а порой перекрывают друг друга. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.

Нитки для вышивания гладью берут самые разные - от люрекса и шелка до мулине и ковровой шерсти. И получают самый разный результат, например, вышивка шерстью дает возможность придать вышивке рельефность и объем. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском - именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе монограмм.

Существует много вариантов гладьевых стежков. Здесь мы покажем лишь некоторые из них, но, овладев только ими, вы сможете выполнять сложные узоры.

Главные правила вышивки художественной гладью

  • Для того, чтобы вышивка гладью были выполнена аккуратно, натяните ткань на пяльцы.
  • Стежки должны полностью покрывать ткань.
  • Стежки должны размещаться один за другим.
  • Края мотива должны быть ровными.
  • Начинайте работу с самого узкого места элемента.
  • До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Техника выполнения стежков


Плоская гладь

Шаг 1

Начните работу в точке А, проведите иглу через точку В к точке С. Осторожно протяните нитку через ткань.

Шаг 2

Размещайте стежки вплотную друг к другу, проведите иглу через точку D к точке Е. Следите за тем, чтобы края мотива оставались ровными.

Шаг 3

Продолжайте заполнять участок мотива стежками, ровно натягивайте нити, чтобы поверхность вышивки была гладкой.

  • При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и шелковистой.
  • Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите нитки в 3−4-5−6 сложений.
  • Избегайте длинных стежков. Они делают вышивку рыхлой и неаккуратной. Лучше разделить большой мотив на несколько участков и вышить его по отдельности, либо стежками в разных направлениях, либо нитками близких оттенков. Для заполнения больших участков идеально подходит художественная гладь.
  • Вдоль краев мотивов, чтобы их подчеркнуть, можно проложить контурные линии стебельчатыми или строчными стежками.

Художественная гладь

Эта техника наиболее популярна среди опытных вышивальщиц, и используется ими обычно для передачи тонких оттеночных переходов. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, которые частично покрываются рядами более длинных стежков.
Художественная гладь наиболее часто используется для заполнения участков неправильной формы.

Первый ряд этого вида глади состоит из длинных и коротких как правило вертикальных, реже горизонтальных стежков. Стежки последующих рядов длинные, тоже вертикальные (или горизонтальные). При художественной глади обычно применяются нитки разных оттенков одного цвета, чтобы добиться мягких оттеночных переходов.

Шаг 1

Начните работу в точке, А и введите иглу в точке В. Затем из точки С проведите иглу к точке D. Продолжайте чередовать длинные и короткие стежки по вертикали слева направо. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Повторяйте, выполняя по вертикали только длинные стежки и заполняя участок мотива. Последний ряд должен состоять из нескольких коротких стежков.


Теневая гладь

Это ряд стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для создания передачи тонких цветовых нюансов. Очень часто теневую гладь считают одним из вариантов художественной глади (см. выше). Однако в теневой глади выполняются горизонтальные ряды стежков одинаковой длины, равномерно, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Шаг 1

Работайте справа налево. Начните в точке, А и проведите иглу к точке В (край мотива). Затем через точку С проведите иглу к точке D. Продолжайте работать в первом ряду, пока не закончите его.

Шаг 2

Для выполнения следующего ряда стежков введите иголку между и немного выше нижних точек двух совмещенных стежков предыдущего ряда. Постарайтесь делать стежки как можно более ровными.

Гладь с настилом, или выпуклая гладь

Этот вид вышивки гладью применяется, когда нужно подчеркнуть рельефность и объем вышивки. В художественной (теневой) выпуклой глади сначала выполняется настил одним цветом, а поверх него вышиваются перекрывающие друг друга стежки нитками близких или контрастных оттенков.

Шаг 1

Прямыми стежками простой гладью проложите сначала настил. Для этого начните работу в точке А, введите иглу в точке В, проведите ее через точку С к точке D. Продолжайте заполнять мотив простой гладью. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Теперь работайте по настилу, прокладывая стежки в противоположном направлении. Из точки W проведите иглу к точке Х, затем из точки Y к точке Z. Продолжайте до тех пор, пока полностью не будут закрыты стежки настила.


Фото: PR, Свен Хедстром, burdastyle.

Легкая в исполнении, живописная и оригинальная, вышивка гладью очень популярна. Если раньше ею украшали белье и постельные принадлежности, то теперь она повсюду: на сапогах и кепках, на юбках и брюках, жакетах и пальто. Невероятно распространена она и в интерьере: диванные подушки, скатерти, шторы, коврики, накидки. Очень легко освоить вышивку гладью для начинающих, с пошаговыми фото и видео вы быстро сможете удивить родных и близких произведениями искусства.

Немного о технике

Суть вышивки заключается в нанесении стежков, которые плотно заполняют гладь ткани.

История этого вида рукоделия берет начало в народном художественно-прикладном творчестве, как отдельный вид вышивание гладью выделилось в Древнем Китае в V-VI веках до н. э. Поэтому оно имеет множество видов и техник: простая, атласная, объемная гладь, штриховая, выпуклая, прорезная, белая, китайская, русская и т. д.

Вышивка может быть односторонней, т. е. иметь лицо и изнанку. А может быть двухсторонней – при таком способе вышивания лицевая сторона и изнанка получаются одинаковыми. Может быть счетной (по счету нитей полотна) и по свободному контуру. Двухсторонняя гладь часто применяется восточными мастерами при вышивании на шелке.

Если стежки ложатся под прямым углом к нитям основы и утка ткани, это прямая гладь.

Если угол вышитых стежков 45 0 – гладь косая. Она более выразительна за счет игры света и тени.

Чтобы начать вышивать гладью, нет необходимости изучать все техники, швы и стежки. Достаточно овладеть некоторыми из них и потом выполнять достаточно сложные работы.

Нитки и ткани

Для вышивания гладью можно использовать самые разные нитки: мулине, шелк, шерсть, ирис и др. Главное, чтобы они соответствовали ткани: мулине лучше вышивать на хлопчатобумажных тканях, шелком – на тонких (шелк, батист, сатин), шерстяными нитками и ирисом – на плотных полотнах.

Оптимальный вариант – шелковистые нитки, переливами блеска они делают вышивку необычайно эффектной.

Как закрепить нить

Чтобы нити не торчали и изнанка вышивки выглядела аккуратно, нужно уметь закреплять кончик нитки в начале и в конце работы. Если в иглу вставляется четное количество нитей, складываем их пополам и продеваем в ушко, таким образом у нас получается петелька с одного конца.

Захватив 2-3 нити ткани, делаем крохотный стежок и протягиваем иглу с нитью через петельку, хорошо затягиваем.

По окончании вышивки или если необходимо поменять нить, прокладываются стежки закрепления: 2-3 мелких стежка вперед и 2-3 в обратном направлении, стараясь с тканью прошить нить предыдущих стежков. Стежки закрепления прошиваются по изнаночной стороне прямо по вышивке.

Орнаментальная вышивка

Орнамент – это узор, основанный на ритмическом повторе элементов. Может быть геометрическим, растительным, животным и даже схематически изображать человека. Видами орнаментальной глади является владимирское шитье и белая гладь.

Владимирский шов или верхошов

Понадобятся: толстые нити (мулине/ирис/шерсть в 6 сложений) красного, синего, зеленого и бежевого цветов. Большая игла. Пяльцы. Ножницы. Калька. Копирка.

  1. Скопировать схему орнамента на кальку;
  2. При помощи копирки перевести орнамент на ткань;

  1. Ткань распялить;
  2. Техника выполнения: владимирский шов или верхошов – это крупные по лицу стежки, которые захватывают на изнанке лишь несколько нитей полотна, т. е. получается яркий и крупный узор на лицевой стороне вышивки и пунктир по контуру рисунка на изнаночной;

  1. Расстояние между стежками увеличивается от центра к краю. При вышивке цветов стежки идут от края к центру, листья стебли и ветки вышиваются наклонными стежками;
  2. Крупные круглые детали выполняются гладью «восьмерка» (схема рис. г);
  3. Середину цветка оформить контрастной сеткой.

Монограммы

Белой гладью выполняют не только растительные орнаменты, но и буквы или монограммы с виньетками и коронами, наследие викторианской эпохи.

Материалы и инструменты: тонкая белая ткань (батист, маркизет), тонкая игла, белые нитки шелк или мулине. Ножницы, пяльцы, калька, копирка.

Схемы букв:

Скопировать рисунок на кальку, затем перевести на ткань. Ткань натянуть на пяльцах. Обшить контуры буквы швом «вперед иголку».

Более толстыми нитками выполнить настил, чтобы сделать вышивку более выпуклой. Начать вышивать букву гладью, прокладывая стежки в противоположном настилу направлении.

Вышиваем цветы

Васильки

Инструменты и материалы: хлопчатобумажная ткань, мулине синих тонов, зеленых тонов, желтого цвета, иглы, пяльцы, ножницы, бумага: калька, копирка.

  1. Перевести рисунок васильков на кальку, потом с кальки — на ткань при помощи копирки;
  2. Вставить работу в пяльцы;
  3. Еще раз вспомним гладь «восьмерка», мы знакомились с ней, изучая владимирский шов;

  1. Мулине темно-синего цвета вышить два правых лепестка большого цветка плотными «восьмерками»;

  1. Два левых лепестка вышить синим мулине более светлого тона;
  2. Нижние два левых лепестка снова вышить темно-синим тоном, бутон — светлым. «Оживить» лепестки и бутон, добавив на них по два светлых стежка;

  1. Темно-зеленым тоном мулине оформить листья, более светлым – чашелистик, также добавить на них светлые стежки;
  2. Самым темным зеленым тоном мулине сделать крупные наклонные стежки;

  1. Чашелистик и стебли обшить стебельчатым швом самым темным цветом;

  1. В середине василька сделать три французских узелка желтым мулине. Мелкие листья вышить светло-зелеными петельками.

Мак

Необходимые материалы: ткань, нитки черного, красно-розового, темно-красного и желто-зеленого оттенка, игла, пяльцы, ножницы.

Китайская гладь – наиболее реалистичный вид вышивки, живопись стежками и иглой.

Перевести рисунок мака/маков на ткань.

Вышить черным низ лепестка.

Продолжить темно-красным оттенком в направлении от центра.

Теперь красно-розовым:

По такому же принципу вышить второй лепесток.

Оформить черным контур:

Обработать центр мака:

По кругу:

Доделать все лепестки.

Начать вышивку листьев.

Стебель мака – стебельчатым швом.

Для реалистичности стежки листа сделать в двух направлениях:

Вышить изгиб лепестка.

Готовая работа:

Роза

Роза выполнена объемной гладью: детали розы (лепестки, листья) вышиваются отдельно на органзе, затем все они прикрепляются к основной ткани. Обычно фоновое полотно тоже вышивается. Так как техники объемной глади имеют много нюансов, их лучше посмотреть на видео:

Объемной гладью на шифоне шелковыми нитками создаются крылья и тельце бабочки, обрабатываются клеем для жесткости, вырезаются маленькими ножницами, и вот уже бабочка «прилетела» на вышитый фон:

Вышивка птиц

  • При помощи кальки перенести рисунок птицы на ткань;
  • Обшить контур швом «вперед иголку»;
  • Условно разделить фигуру птицы на несколько сегментов, которые вышиваются отдельно;

  • Обычно нитками самых темных тонах выполняются контур головы и верхняя часть грудки;
  • Брюшко вышивается светлыми оттенками;
  • Хвост темный/черный;
  • Контур крыльев и оперение «очерчивается» светлой линией глади;
  • Короткими тонкими стежками, направленными вдоль, вышивают клюв и глаза.

Принцип деления на сегменты применяется при вышивке рисунков с большим количеством деталей: животных, насекомых и др.

Сова

При вышивании совы или филина важно помнить об их пестроте. Чтобы работа выглядела реалистично, нужно хаотично наметить на вышивке пятнышки на теле, шее, голове птицы. Затем темно-коричневым цветом вышить эти пятнышки с направлением стежков по росту оперения.


Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

Содержание

Одним из видов рукоделия считается вышивка, которая имеет несколько разных техник. Более популярной является гладь, которая была придумана китайским народом. Так можно украсить постельное белье или одежду – они будут выглядеть нежнее по сравнению с узором в виде крестика. Как научиться вышивать гладью? Используйте для этого инструкции ниже.

Как вышивать гладью

Прежде,чем приступить к вышиванию гладью для начинающих, рекомендовано изучить основные швы, которые используются в процессе создания того или иного узора. Для этой техники характерны несколько стежков:

  1. «Вперед иголку». Применяется для контуров и линий. Выглядит как чередование одинаковых стежков и промежутков, выполняемых справа налево.
  2. «Шнурочек». В основе имеет предыдущий шов, только дополнительно через каждый стежок нужно пропустить иглу, направляя ее вниз.
  3. «Назад иголку». Подобен первому шву, но с изнаночной стороны выглядит как стебельчатый. Выполняется введением иглы в ткань в месте позади выхода нити.
  4. «Стебельчатый». Часто используется для выполнения стеблей цветов или контуров элементов. Заключается во введении иглы примерно посередине последнего стежка вплотную к нему.
  5. «Петельный». Подходит для обработки краев или вышивки отдельных деталей. Прокладывается слева направо введением иглы в начале элемента, а затем выполнении следующего стежка с нитью под иголкой.

Для вышивания гладью нужно подготовить рисунок, который будете переводить, иголку, пяльцы, ткань, нити, ножницы и карандаш. Процесс вышивания включает следующие этапы:

  1. Поверх ткани положите сначала копирку, а затем рисунок.
  2. Прикрепите все булавками к ткани, обведите выбранный узор, как показано на фото.
  3. Уберите булавку с копиркой и рисунком.
  4. Нитку мулине вденьте в иглу, первые стежки сделайте по контуру рисунка, используя шов «вперед иголку».
  5. Начните заполнять пространство параллельными стежками.

Виды вышивки

У вышивки гладью выделяются несколько разных направлений:

  1. Русская гладь. Проста в выполнении: стежки прокладываются горизонтально или вертикально с расстояниями между ними примерно в 2 нитки. На обратном пути просветы заполняются.
  2. Художественная вышивка гладью для начинающих более сложная, ведь используется сразу несколько цветов, чтобы достичь плавного перехода одного тона в другой. Сама технология – это косая гладь без настила.
  3. Атласная гладь заключается в прокладывании тонких ниточек вплотную друг к другу, которые имеют начало в середине предыдущего стежка.

Техника вышивки

Основной техникой является плоская гладь, когда стежки просто кладутся плотно друг к другу прямо или под углом, т.е. по форме элемента – так расход ниток получается большим, ведь узор получается с 2 сторон. Есть еще несколько рекомендаций к вышивке:

  1. «Вприкреп». Способ используется при вышивании больших элементов. С изнанки делаются маленькие стежки, а с лицевой стороны выполняют длинные, которые перехватывают короткими поперечными.
  2. «С настилом». Используется для объемных элементов, выполняется сначала толстыми нитками, а поверх гладьевыми стежками вплотную друг к другу.
  3. «Теневая». Используется для перехода одного тона в другой, представляет вышивку нитями разного цвета.
  4. «Прорезная». Представляет собой обшивку надрезанных краев рисунка.

Картин

Вышивание гладью для начинающих легче освоить, используя небольшие эскизы для вышивки, что поможет набраться опыта. Первый вариант заключается в самостоятельном подборе рисунка и перенесении его на ткань. Другой же способ – это купить уже готовые наборы вышивка гладью, в которых есть и необходимые нитки, чаще мулине, и сама картина, которую нужно вышить. Шерстяные же больше подходят для ковров. Для выполнения картин можно комбинировать стежки разной длины и составлять их в геометрические фигуры.

На одежде

Наши предки украшали такой вышивкой не только рушники, но и целые народные костюмы. Сегодня гладь тоже остается популярной, ведь ее используют для превращения простых вещей в ультрамодные. Можно вышить большой узор на белой футболке или только инициалы на рубашке. Особенностью является то, что лучше использовать художественную вышивку – она смотрится богаче и аккуратнее. На одежде создавать узор нужно аккуратно, заходя за контуры рисунка, чтобы в конце он был полностью скрыт и не портил внешний вид вещи.

Какую выбрать ткань для вышивания гладью

Выбор ткани зависит от того, что вы хотите оформить такой техникой. Если это постельное белье – лучше обратить внимание на шелк или сатин. Для вышивки на одежде подойдет любая ткань, особенно плотный драп. Главное условие заключается в отсутствии требований к особому уходу за основой для вышивки, ведь в процессе она не должна вытягиваться или деформироваться при стирке, чтобы рисунок не потерял первоначальный вид. Для картин на стену подойдет хлопчатобумажная или льняная ткань. Лен поплотнее лучше использовать при оформлении скатертей или салфеток.

Какими нитками вышивать

Самым распространенным вариантом нитей являются мулине, ведь они характеризуются многослойностью, что позволяет легко регулировать их толщину. Благодаря многообразию оттенков легко выполнить любой переход от одного цвета к другому. Если основа для вышивки тонкая, то стоит выбрать шелковые или хлопчатобумажные нити, а если толстая – шерстяные, например, «Ирис».

Схемы для начинающих

Техника вышивки гладью для начинающих проще осваивается по небольшим картинкам, которые легко рисовать самостоятельно либо по готовым схемам. Для обучения этому мастерству используйте незамысловатые узоры, отдельные цветы, например, маки или розы. Кроме того, попробуйте красиво вышить свои инициалы на платке или создать картину с пейзажем, которая отлично впишется в интерьер. В этом вам помогут готовые схемы вышивки гладью.

Видеоуроки вышивки гладью для начинающих

Используя правильно подобранные узоры для вышивки гладью, вы сможете создать как оригинальные картины, так и уникальные предметы гардероба. Кроме того, оформленные в этой технике полотенце или постельное белье станут отличным подарком на любое торжество. Осваивать технику вышивания гладью для начинающих можно как по книгам, так и по видеороликам, где пошагово показан весь процесс создания того или иного узора.

Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.

Владимирский шов (“верхошов”) . Этот шов выполняется на платных тканях — льне, сукне, шерсти. Шов выполняется в 6-8 ниток мулине. В начале нить крепят в нижней части обшиваемого контура (на рисунках А-Г контур узоров изображен пунктиром). После того как нитка закреплена, необходимо сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Все остальные стежки необходимо выполнять так, что бы они лежали плотно друг к другу и не было видно просветов. Стежки выполняются на небольшом расстоянии друг от друга.Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, как показано на рисунках А-Г. С изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора. При вышивке цветка таким швом, стежки выполняются от центра к краю (рисунок В), а листики — от края к центру (рисунок Б). Также стежки можно выполнять от центра узора к краю. Если внутри узора остается незаполненная поверхность, она заполняется стежками разных видов, все зависит от схемы узора.

Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 - 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Следующий шов применяемый в вышивке гладью это Двусторонняя строчка . Этот шов выполняется стежками «вперед иголку» одинаковой длинны. Стежки вышивать наискосок рядами вперед-назад в четыре хода. Пройдя наискосок первый ряд, заполняют стежками оставшиеся при первом ходе промежутки. При выполнении двусторонней строчки у четырех стежков, расходящихся в разные стороны, должно быть одно общее отверстие. Выполняя стежки нужно следить за их последовательностью: нельзя выполнять наклонные и двойные стежки ни с лицевой ни с изнаночной стороны. Ведь этот вид стежков применяется при вышивании изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка хорошо сочетается с крестиком и мережками.

Навивной шов («спираль «рококо») . На выходящий на лицевую сторону конец иглы навивают 10-15 витков нитки (чем больше витков, тем эффектнее смотрится спираль). Затем протягивают иглу через спираль и выводят иголку на изнаночную сторону. Причем, чем ближе место ввода иголки на изнанку от места, где была выведена иголка на лицевую сторону, тем больше будет изогнута спираль. При выполнении спирали рококо иголку лучше брать тонкую и длинную, чтобы иголка свободно проходила через накрученные на нее витки нитки. Более подробно узнать об этом виде шва используемого при вышивке, Вы можете в этой статье .

Почтовый шов. Этот шов часто применяется при вышивании цветов и листьев. Выполняется этот шов следующим образом: в точке А (вершина нового листочка) иголку выводят на изнанку, оставляя ушко на лицевой стороне, кончик иголки выводят на лицевую сторону в точке Б. Ушко иголки нужно придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой навивают на кончик иглы нитку. Нужно сделать столько витков нитки на иголку, чтобы в результате получился целый листочек. Далее большим пальцем левой руки придерживают навитую на иголку нить, через которую продевается иголка с ниткой. Кончик иголки проводят к вершине листочка (точка А), и выводят на изнанку. Остальные листочки вышивать аналогично. Выполнение этого шва показано на рисунке.

Следующий шов, предназначенный для вышивки гладью называется Румынский шов. Этот шов получается из длинных стежков (на рисунке стежок 1-2), прикрепленных к ткани посередине с помощью коротких стежков (на рисунке стежки 3-4). Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Последовательность выполнения стежков показана на рисунке. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

Стебельчатый шов. При выполнении этого шва стежки ложатся слева направо. Выполняя каждый новый стежок иголку с ниткой следует выводить на лицевую сторону, отступов примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получится шов напоминающий «строчку». Таким швом обычно выполняются стебельки и жилки листьев, цветов, так же обшивается контур узора. Так же стебельчатым швом можно заполнить всю поверхность узора, если это предусмотрено схемой вышивки, меняя угол наклона.

Тамбурный шов (цепочка) и с навивкой. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Название его происходит от специальных круглых пялец «тамбур», которые использовались при вышивании больших изделий, например ковров и покрывал. В данном разделе мы рассмотрим пример тамбурного шва «цепочка». Этот вид шва применяемого в вышивке гладью можно выполнять как на пяльцах, так и без них. В готовом виде представляет собой непрерывный ряд петель, в котором каждая последующая петля выходит из середины предыдущей. Стежки выполняются движением иглы к себе. Для начала закрепите нить с изнанки. Затем на лицевой стороне сделайте петлю. Не забывайте, что каждую новую петлю необходимо выполнять из середины предыдущей. При выполнении петли иголка с ниткой должна находится над этой петлей. Таким образом образуется ряд. Тамбурный шов с навивкой. Это одна из разновидностей тамбурного шва. В начале выполняется обычный тамбурный шов, как описано выше. Затем выполненный ряд «обвивают» , не захватывая ткань, через каждую петлю нитью такого же или другого цвета. Готовый шов похож на шнур. Стежками тамбурного шва можно вышивать цветы, листья, стебли растений, так же его можно использовать в сочетании с другими швами.

«Французский» узелок. Маленький декоративный стежок, который используется не только в вышивкегладью, но и в вышивке крестом. Выполняется этот стежок как с одним навивом нитки на иголку, так и с несколькими. В начале работы необходимо закрепить нить на изнанке вышивки. Затем вывести иголку на лицевую сторону в точке будущего узелка. Далее на иголку нужно навить несколько витков нити. Навивая нить следите за тем, чтобы острие иголки было направленно к ткани, и навивайте нитку по часовой стрелке. Затем необходимо вывести иголку на изнанку, отступив от точки ввода на 1-2 нити ткани. Сдвинув аккуратно навивы протянуть нить на изнаночную сторону. Получившийся узелок не сможет проскочить на изнаночную сторону.

Шов “вперед иголку”. Этот шов применяется не только в вышивке гладью, но и в шитье для сметывания различных частей изделия. Шов «вперед иголку» необходим в вышивании. С его помощью можно вышить цветы и листья по контуру, украсить одежду зашив всю площадь рисунка. Шов представляет собой ряд стежков и пропусков между стежками одинаковой длинны. Выполнять его очень просто. Иголка должна всегда находится впереди выполненных стежков. Длинна стежка и расстояние между стежками зависят от назначения шва. Чем мельче стежки, тем прочнее шов.Меняя длину стежка, расстояние между стежками, расположение стежков, выполнение стежков нитями разного цвета можно создать множество вариантов шва.

Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в этой статье .

Шов “назад иголку” выполняется справа налево. Техника выполнения этого шва такая: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Все стежки шва «назад иголку» должны быть одинаковой длины. Этот шов применяется не только при вышивке гладью, но и в качестве декоративного шва при вышивке крестом и соединительного шва при шитье.

Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный» . Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).


. Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».

Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.

Шов “узкий гладьевой валик” . Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.

К простейшим швам для вышивания относятся контурные — вперед иголку, за иголку, стебельчатый, расщепленный, «козлик», тамбурный, петельный, петельки и полупетельки, узелки. Эти швы выполняются в вышивках как вспомогательные, они не сложные и не требуют усиленных знаний в вышивании. С их помощью в основном обводят контуры и выполняют отдельные детали. Вышивая гладью, стежки располагают в разных направлениях, чтобы уловить верный цвет, создать тонкие оттенки и сложные узоры.

В древности самыми выдающимися мастерами в искусстве вышивания гладью были китайцы, использовавшие эту технику в живописных вышивках. Большинство простейших швов и гладь присутствуют на самых ранних из известных в мире образцов вышивки. Стебельчатым швом, например, вышивали в Египте и в Перу еще в 900 г. до н. э.

Деталь вышивки на чепце, Англия, начало XVII в.

Самый простой из всех швов для вышивания — шов вперед иголку является основным ручным швом. В вышивании используется для создания линий и контуров как основа для других вышивальных швов. Кроме того, он используется для простегивания. Для выполнения иглу вкалывают в ткань и выводят обратно через равные расстояния.

Деталь итальянской вышивки, начало XVII в.

В вышивании используется для обозначения линий и контуров. Выполняется мелкими стежками одной длины. Получается более рельефным, чем шов вперед иголку. При выполнении сначала делают стежок вперед, затем назад.

Деталь вышивки на сумке, Англия, начало XVIII в.

Известен также как «стебелек». Один из главных вышивальных швов. Используется для вышивания контурных узоров, заполнения фона, а также для затенения. При выполнении нить находится с той же стороны иглы. Если нужно заполнить фон или отдельные фрагменты узора, стежки прокладывают как можно ближе друг к другу. Чтобы «стебелек» получался более широким, иглу вкалывают в ткань под небольшим углом.

Важный шов для пейзажной и сюжетной вышивки, также используется для прорисовывания контуров и их заполнения. Как подсказывает название, при выполнении стежков нить расщепляют на 2 части, в результате стежок получается незаметным и напоминает мазок кисти. Поверхность вышивки получается ровной и гладкой. Выполняется аналогично стебельчатому шву, только при выведении иглы из короткого стежка за иголку расщепляют нить.

Деталь вышивки на медальоне, Китай, начало XVIII в.

Основной вышивальный шов. Несмотря на то, что кажется простым, при выполнении трудно добиться того, чтобы стежки ложились, ровно и вплотную друг к другу, а край рисунка получался четким. Используется для заполнения контуров, при выполнении живописных узоров, для затенения.

Фрагмент вышивки на обуви, начало XVIII в.

Выполняется по счету нитей ткани-основы и по рисунку. Стежки делаются в различных направлениях. Используется для оформления краев, контуров, для заполнения фона и фрагментов узора. В 1-м ряду чередуют длинные и короткие стежки. В последующих рядах прокладывают стежки одинаковой длины.

Деталь вышивки на портьере, XVIII в.

Известен также как дамасский шов. Это тот же шов вперед иголку, выполненный длинными стежками по всему узору. Если стежки прокладывать близко друг к другу, шов можно использовать для заполнения фрагментов узора, но чаще с его помощью создают геометрические орнаменты, меняя длину отдельных стежков.

Фрагмент вышивки свадебного покрывала невесты, Турция, XIX в.

Известен также как гобеленовый, или романский, шов. Применяется для вышивания контуров и заполнения фрагментов узора. Для выполнения с обеих сторон ткани делают стежки одинаковой длины и с одинаковыми интервалами между ними.

Этим швом можно обводить контуры и заполнять фрагменты узора. Вышивка, выполненная простыми точками, получается более рельефной, чем вышивка швом вперед иголку. Этим швом создают имитацию крапинок, бисера, узелков. При выполнении делают по 2 стежка за иголку в один и тот же прокол. Между очередной парой стежков оставляют равные интервалы.

Фрагмент вышивки на шкатулке, Япония, XIX в.

Используется для создания разнообразных тональных эффектов. При выполнении нового ряда стежки располагают между основаниями стежков предыдущего ряда.

Узор выполнен швом «рыбка» шелковой нитью по шерстяной ткани

Чаще используется для вышивания листьев и лепестков, хорошо подходит и для обведения контуров (все стежки должны быть одной длины). При выполнении начинают с маленького стежка в верхней точке мотива и затем прокладывают наклонные стежки правее и левее основания предыдущих стежков. Если работать двумя иглами поочередно, можно сделать этот шов как минимум двухцветным.

Узор выполнен стрелочками шелковой нитью по шелковой ткани

Используется для неплотного заполнения фрагментов узора и вышивания прерывистых линий. Иногда стежки прокладывают вдвойне, чтобы создать эффект напыления. Выполняется как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Состоит из прямых стежков, проложенных под прямым углом друг к другу.

Техники вышивания. Часть 3: вышивка гладью (основные виды и швы)

Вышивка гладью (гладь, дамасский стежок) - представляет собой серию плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора. Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Вот основные из них:

Виды швов


Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: сначала швом "вперед иголку" справа налево намечается линия гладьевого валика (прямой или криволинейная), а затем в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка или отделывать край изделия.


Плоская гладь является двусторонней и используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б). В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва "назад иголку", но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков - или слева, или справа от них. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом "назад иголку".

Петельный шов Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли.
Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил (рис. б). Стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы - например, листики или цветочки.


Гладь вприкреп используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных - прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а прикрепляющий - слева направо так, чтобы он, обвивая длинный стежок, захватывал несколько нитей ткани под ним(рис. б). Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.


Гладь с настилом выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками(а), благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку", затем прокладывают настил (а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (в).
При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки.


Шов «узелок». Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити (а) на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (б). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок. Этим швом выполняют тычинки и серединки цветов и т.п.


Владимирский шов («верхошов») Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно. Последовательность: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части контура. Сделайте небольшой стежок вверху контура (а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура (б) и т. д. Т.о. стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне, при этом на изнанке образуется пунктир из мелких стежков по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине и т. д.

Шов «цепочка» - это глухой односторонний шов из ряда петель, выходящих одна из другой, напоминающий цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность: нить выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (б), образуя шов "цепочка" (в). Им можно вышивать любые контуры.

Шов «петля вприкреп» состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору. Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки.

Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (б).

На рисунке показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп".

Прорезная гладь - это обшитые гладьевым валиком или петельным швом прорезанные (проколотые) в ткани отверстия разной формы и размера. Последовательность: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами. Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рисунке показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (а), затем в его центре делают разрез крест накрест (б).
Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.
Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (в).

Теневая гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов без четкой границы между ними. Теневой эффект достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Последовательность: перевести на ткань узор, указав изогнутой линией, границу перехода тонов. При этом иголку нужно вкалывать не точно по линии, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно, располагая их в нужном направлении. Если это лепесток цветка - в направлении центра, если листик - в направлении центральной жилки и т. д. Для упрощения работы, можно нанести на ткань линии с направлением стежков. Вышивка лепестка: разделить лепесток на 3-4 части и начать вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, провести иголку с ниткой по лицевой стороне лепестка к левому краю лепестка и вышить левую половинку (а). Закончив вышивку верхней части, обрезают нить. Вышить вторую часть лепестка нитью другого цвета (б), начав работу от середины. Для обеспечения плавности перехода, вышивку выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой. Аналогично выполняют все остальные части. Переход цветов в лепестке идет от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рисунке показана последовательность выполнения листика с жилкой посередине. Каждую половинку листика разделить на 2-4 части (по кол-ву цветов) и вышить косой гладью по направлению к жилке. Начинать следует с крайней самой светлой части в направлении сверху вниз (а). Стежки по краям более короткие, к центру более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (б), только цвет ниток берется темнее. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. При этом вышивать следует в направлении снизу вверх и от центральной темной части к наружной более светлой (в).
В одноцветной теневой глади цветовой эффект достигается за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности. Поэтому для этого вида глади используются блестящие нитки.Выполняется одноцветная теневая гладь косой или прямой гладью с «настилом» или без него.

Шов «вперёд иголку». Состоит из последовательных стежков по линии контура любой конфигурации. Шов выполняется справа налево, иглой вперед. Как стежки, так и промежутки между ними должны быть одинаковы по величине. При размер стежков может быть больше или меньшее размера промежутков.
Шов “вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. А, Б, В, то получится так называемая “волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится “шнурочек”. Этот шов также применяется для настила других швов (рельефной или высокой глади).


Шов «назад иголку» - шов удобнее выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола, а выходит впереди. По изнаночной стороне получается шов, который называют стебельчатым.


Накладные сетки. Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками, которые вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: например, сначала выполняются все стежки в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении. При этом каждый новый стежок последовательно закрепляется в местах пересечения. Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении

Виды глади:

Белая гладь с настилом чаще всего выполняется белыми тонкими нитками (мулине, шелк) на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) . Вот самые необходимые приемы этой вышивки: контур узора вышивается швом "вперед иглу" и зашивается плотно прилегающими друг к друг гладьевыми стежками. Узор может быть вышит с настилом (контур прошивается швом "вперед иглу"; внутренняя часть рисунка заполняется настилом из х/б катушечных ниток. Сверху узор зашивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила). Она применяется в основном для создания узоров растительного характера (букетов цветов, гирлянд, листочков, травинок и т.п.) и монограмм. Разновидность белой глади - ирландская белая гладь mountmellick embroidery .

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов. Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами. Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Мстерской гладью вышивают скатерти, покрывала, белье, блузки, и т.д.


Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, швом "плоская гладь". Начинать вышивку лучше с крупных деталей рисунка, например с цветов, если вы вышиваете букет. Это позволит при необходимости, изменив оттенок листьев, откорректировать общее цветовое восприятие готовой работы. Для придания объема рисунку фигура на конце или по краям делается более светлой, а к основанию или к середине - более темной. Если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тонами: более светлым тоном (если они освещены), и более темным (если они лежат в тени). Примеры художественной глади.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.
Русская гладь . Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Китайская гладь отличается от других видов художественной вышивки техникой исполнения. Вышивка чаще всего имеет декоративный характер. Рисунки, отражающие растительный или животный мир, стилизованы, цветовая гамма может отличаться от естественной окраски изображаемых предметов. Фоном служит однотонная гладкая атласная ткань темных цветов (черный, темно-синий, темно-зеленый, бордовый, коричневый). Для вышивки лучше всего использовать шелковые нитки ярких цветов. Вышивка выполняется прямой или косой гладью с «настилом» или без него цветными нитками, причем на каждый цвет ниток необходимо иметь 3-4 переходных тона. Стежки ниток одного тона не должны входить в нитки другого тона, а укладываются как бы рядами.

Японская гладь - это сочетание в одном орнаменте элементов, выполненных нарочито стилизованно и элементов, выполненных «рисовальным швом» (разновидность теневой глади, требующая живописной точности изображения).

Узелковая гладь чаще всего встречается
в китайских и японских вышивках.
Контуры вышивки обшиваются нитью выбранного цвета (контрастного по отношению к цвету ниток, которыми будет заполнен контур), затем заполните фигуру узелками. Все узелки делаются в одну сторону. Там, где сливаются два оттенка, вышейте попеременно один светлый узелок, другой темный. Вышивка, исполненная в технике узелковой глади, лучше всего смотрится натянутой на жесткую основу (плотный картон, дерево и т.д.).


Александровская гладь - э то гладь без настила, которой вышиваются узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы ветки полевых цветов, малины, рябины, крыжовника и т. д. Условно, как правило, и цветовое решение этих узоров. Например, красные ягоды и коричневые листья, синие цветы и золотисто-желтые листья. Иногда узор выполняются только в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Могут быть узоры, составленные из веток, на которых и цветы распустились, и ягоды созрели.

Другие техники вышивания



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»