Правила отношения детей к родителям устанавливаемые домостроем. Воспитание по домострою. Что такое Домострой

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались. и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины; Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X в. князьями официальная государственная религия - христианство - способствовала этому.

Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бедных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения, сложившиеся в бесклассовом, родовом обществе. И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быт древних славян, лишь отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания.

В у в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения - псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло;, отдала она петью учить- петье Василию в наук пошло”.

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Умный государственных деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в проповедях священников.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем “Поучение... является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.

Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.

В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.

Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения. В XV-XVI вв. в Москве выдающиеся зодчие сооружали великолепные храмы, стены которых расписывали замечательные живописцы. При монастырях и княжеских дворах создавались книгохранилища, переписывалось много греческих книг, часть которых переводилась на церковнославянский язык. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы.

0 характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, - “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца - с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы - сыновей. В “Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием “Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любя же сына своего, учащай ему раны...”,- писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.

Во время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими ханами западные и юго-западные русские княжества находились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко угнетали белорусов и украинцев, старались насильственно ополячить их и обратить в католичество, неистово преследовали православие. Эти попытки культурного и национального порабощения встречали резкий отпор украинцев и белорусов, которые в целях борьбы против полонизации и католической церкви создавали особые религиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польским католическим школам братские школы, которые работали на основе уставов, называемых также “Порядок школьный”.

В уставах говорилось о том, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками в зависимости от богатства или общественного положения: для него и богатый, и бедный, и сирота, и нищий-все должны быть равными. Учителю рекомендовалось также относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их “не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо”.

В братских школах был высокий уровень организации учебной работы, применялась продуманная методика задавания на дом уроков, учитель в школе и родители дома уделяли много внимания проверке знаний учащихся, а также повторению пройденного. В школе было не индивидуальное, а групповое обучение учащихся одинакового уровня знаний. В братских школах Украины и Белоруссии зародилась и практически складывалась классно-урочная система.

Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику

Вступление. Общие сведения

«Домострой», то есть «домашнее устроение», – литературно-публицистический памятник ХVI века. Это разбитый по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения человека, правил воспитания и быта зажиточного горожанина, свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.

Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но отличается он от других средневековых памятников тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся изречения народной мудрости.

Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».

Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным сводом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.

В «Домострое» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных.

  • — Главный редактор портала Лента.ру, выпустившего проект «Рабы Божьи», Владимир Тодоров по собственному признанию «пробовал психоактивные вещества» . Принимал ли во время написания текста психоактивные вещества Игорь Надеждин — неизвестно, но стилистика проекта и ахинея в содержании наводит на некоторые подозрения.
  • — Жестокое отношение примерно 900 монастырей к детям иллюстрируется всего двумя примерами. Данную выборку в принципе нельзя назвать репрезентативной.
  • — Приюта РПЦ в Мосейцево не существовало, зато о секте в Мосейцево писал за несколько лет до печальных событий известный сектовед Дворкин.

  • — На портале Лента.ру не существует проекта, описывающего тяжелую жизнь сирот в светских детдомах и интернатах, и истязание детей в гомосексуальных семьях. А между тем, как пишут «Известия» «никто не возьмется считать, сколько здоровых детей вышли из детских домов психологически сломленными, запуганными и искалеченными». Недавно Россию потрясли случаи изнасилований детей в интернатах Челябинска и Кирова. Очень надеемся что Владимир Тодоров и Игорь Надеждин перестанут потреблять вещества и посчитают этих детей, сделают проект и заставят власти и общество решить проблему насилия, в том числе и сексуального, над детьми в светских интернатах.
  • — Книгу «Домострой» сегодня можно купить, например, за 363 рубля в магазине «Лабиринт», а не за 1461 рубль за «самый дешевый экземпляр» , как уверяют авторы.
  • — За фразу ««Домострой» определял, что женщина - ничто, поскольку она «не раб и не господин».» авторам надо было бы выдать медаль за самую слабоумную логику, поскольку между рабом и господином целые пласты социальных уровней, которые никак не могут быть «ничем». Хотя в Домострое таких слов все равно нет.
  • — В «Домострое» также не прописано, «что женщин за убийство мужа надо живыми закапывать в землю «всем миром».» — там вообще нет ничего про убийство мужа и наказание за это.
  • — В «Домострое» действительно допускалось физическое наказание к детям, но щадящим образом, не истязая и не калеча, например, «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить.» и также в другом месте «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. «
  • В советские годы, когда был запрещен «Домострой», на что ссылаются авторы проекта, наказание детей ремнем весьма широко практиковалось, хотя официально и не одобрялось:

«Официальная советская педагогика с самого начала считала телесные наказания детей независимо от их пола и возраста неприемлемыми и недопустимыми. Во всех типах учебных заведений они были категорически запрещены. Даже в военные годы, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, в Инструкции о применении поощрений и наказаний в школах, разработанной Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР № 205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины в школе», запрет формулировался однозначно. Однако на практике эти нормы применялись далеко не всюду и не всегда.

Хотя полномасштабной «ритуальной» порки в советской школе не было и быть не могло, подзатыльники, щипки и шлепки раздавались учителями и воспитателями довольно часто (особенно грешили по этой части военруки и физруки). Многое зависело от особенностей учебного заведения, социального происхождения учащегося и от того, готовы ли были родители его защищать. Что касается семьи, то здесь почти все оставалось в руках родителей. Советская власть жестко преследовала любые идеологические девиации, например если ребенок высказывал крамольные политические взгляды или если религиозные родители не разрешали ему/ей вступать в пионеры или комсомол. Домашнее насилие замечали гораздо реже, только если оно было слишком явным, оставляло заметные следы на теле ребенка или если он сам или соседи куда-то жаловались. В таких случаях вмешивались органы опеки или милиция, но мотивировалось это вмешательство не телесными воздействиями как таковыми, а исключительно их чрезмерной жестокостью. В нормативной житейской педагогике запрет телесных наказаний также порой подвергался сомнению.

….Профессиональных опросов на эту тему в советское время не было, но когда в конце 1980-х годов журналист Н. Н. Филиппов (1988а; 1988б) с помощью педагогической общественности провел анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от 9 до 15 лет в 15 городах страны, оказалось, что 60 % родителей использовали в воспитании своих детей телесные наказания; 86 % среди этих наказаний занимала порка, 9 % – стояние в углу (на коленях – на горохе, соли, кирпичах), 5 % – удары по лицу и по голове. Иногда наказание за проступки трудно отличить от простого избиения и сексуального насилия (унизительно оголяют, бьют по половым органам и т. п.). Характерно, что многие дети, как поротые, так и непоротые, считали этот стиль воспитания нормальным и собирались в будущем, когда вырастут, бить собственных детей.» (Кон И.С «Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее»)

С чем у многих ассоциируется ? Кого ни спроси, все с ужасом говорят примерно одно. Мол, там же сплошная муштра, жестокость и запреты. На самом ли деле в книге, ставшей страшным брендом для современников, напрочь отсутствуют гуманистические ценности?

О Домострое кратко

Чтобы разобраться во всех нюансах, надо познакомиться с некоторыми нюансами.

Что такое Домострой

Начнем с того, что это собрание правил жизни для обычных богобоязненных людей, живших на Руси в 16 столетии. Оно постепенно дополнялось все новыми рекомендациями.

Кто написал Домострой

Кому интересен Домострой

Книгой могут заинтересоваться не только христиане, которые стремятся воспитывать деток и . Она может быть интересна и тем, кто увлечен древней культурой, кто ищет свои корни и пр. Ведь тут говорится о быте, описаны правовые вопросы, даются советы относительно семейных отношений.

Надо отдать должное составителю, его книга явственно зиждется на трех ключевых «китах», т.е. это:

  1. (вера во Святую Троицу, Спасителя, общее воскресение мертвых; правила прикладывания к иконам, принятия просфоры, христосования, общения с отцом духовным, правилам размещения дома образов и т.д.);
  2. патриотизм (любви к отчизне, к людям и т.д.);
  3. отношения между супругами (вплоть до посадки овощей, о вынашивании малыша, о его воспитании, о причащении и пр.).

Жизнь по Домострою

Это нереально! – тут же завозмущаются непосвященные. Что ж, нормы и правила по отношению к детям и женам могут напугать советами о рукоприкладствах. Но, как правило, люди судят так по выдернутым из контекста фразам. А внимательный читатель обнаружит в домостроевских наставлениях другой «рецепт семейного счастья». В нем все зиждется на гармонии и правильной иерархии в семьи.

Например, что плохого в главе, посвященной ? Отец благословляет (а не заставляет!) сына следовать христианским законам. Т.е. чтобы он держал семейство свое сытым, в тепле, любви и порядке, и чтобы жили они:

  1. по совести,
  2. праведно,
  3. по правде,
  4. в вере,
  5. в страхе Божием, а не битьем и каторжными трудами. в тепле, в порядке, а не в жестокости и битье.

Где здесь жестокое обращение с детьми или супружницей?

Та же ситуация и с остальными главами, где строгий наставник Сильвестр собрал столько полезной информации, без которой христианам туго жить, и которая спасла бы сейчас и семьи наши, и весь мир наш…

Советы составителя этой уникальной сокровищницы, несомненно, помогли бы молодой семье выстоять даже в трудные времена. Ведь они касаются ВСЕХ сфер в жизни. Достаточно посмотреть на перечень глав Домостроя!

Возьмем воспитание…

Воспитание по Домострою

Учил Сильвестр? С детства, с первых дней. И – да, в строгости, потому что Господь спросит за все.

Скажете, что это за воспитание такое: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»? Но ведь там и ссылка имеется. Мол, жезл – это не средство для битья, а символ власти. Эта многозначность пусть не смущает вас – ею проникся весь Домострой!!!

Или слова наставления о дочери. Что плохого в том, что ее надо в строгости держать, чтобы уберечь от «телесных бед», т.е. ? То же можно сказать и о мальчиках. Воспитывать их, сохраняя их «душевную чистоту и телесное бесстрастие» — где тут крамола?

Увы, это не про нас. Современные мамы, не стесняясь, кладут малолетним дочкам и сыновьям в портфели противозачаточные средства. А их рекомендации по поводу интима больше похожи на инструкции для взрослых. Куда уж тут до чистоты душевной…

А вот — наставления чадам о любви и уважении к родителям. Да, некоторые слова могут показаться кощунственными. Но их надо понимать правильно. Ведь сказаны во благо, и с тем, чтобы никто из детей не посмел родителей оскорбить, осудить, проклинать, т.е. заповедь нарушить.

В книге автор обращается к отцам, у которых и дочери, и сыновья есть. Например, как откладывать на дочь, чтобы выдать ее замуж с приданым. Или как сына воспитать серьезным и ответственным, как вести хозяйство, держать жену, воспитывать детей, как к чаше подходить, как священника в доме принимать. Ну и так далее.

Мифы

Это мы так пренебрежительны к душеспасительному Домострою. А раньше его любили, почитали и внимательно читали. Каким бы он ни был многозначным, он сеял зерна веры и любви. И Русская цивилизация получила от него немало добра. Почитайте Домострой, и все мифы, которые напридумывали те, кто нас и толкает к разложению и разврату, развеются, как пар.

  • Например, порка. Это крайняя мера, и в Домострое четко это прописано. Правда, она предписывалась только для тех, кто слов не понимает. Да и то, если и пороть, то ради заботы, писал Сильвестр.
  • Жену в строгости держать? Так современные мужья поколачивают своих половинок и без повода. А здесь в основном даются добрые советы.
  • Стать наставником для детей? Да, причем в любом деле. Оберегать добрую славу семьи? Почему нет! Трудись, отец, держа деток в чистоте физической и духовной.
  • Нравственную и разумную жизнь внушают нам? Да, ведь она возможна там, где чистота, нравственность, они и влекут нас к добру, отвращают от зла, учат понимать, что хорошо и плохо, находить средства для борьбы со злом…
  • Семью сделать «малой Церковью»? И правильно, ведь отец всегда считался «малым патриархом», пастырем, приглядывающим за душами и супружницы своей, и деток, которых надо вырастить добрыми христианами.

Резюме

Всем известно, что все простое гениально. Однако простое трудно воплощать в жизнь. Вроде, это легко – любить ребенка так, как никого больше. Не от того ли у нашей молодежи столько проблем! Ведь это они, залюбленные по всей программе, взрослея, с таким трудом пробивают себе путь в жизни, иной раз, сбиваясь с него. Наркотики. Алкоголизм. Преступность. Разводы… Это плоды и нашей, родительской, неправильной любви.

Тогда, может, любить надо иначе? Ведь такая любовь (читайте — потакание, вседозволенность) калечит жизнь наших детей. Может, есть смысл по-новому посмотреть на книгу, которая была надежным и проверенным руководством для наших предков? укрепила бы и семью, и в целом – все общество. А нам сейчас так этого не хватает…

· «Умом Россию не понять…»

В продолжение темы защиты детства хочется коснуться и того, что было в прошлом, и того, что происходит сегодня. Поэтому сначала обратимся к прошлому, а затем вернемся к сегодняшним задачам. Считается, что наш русский "Домострой" бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, постепенно обрастая новыми наставлениями и советами. В известном нам виде "Домострой" сложился в эпоху Иоанна Грозного, в середине XVI века. Надо учесть особенности того времени, чтобы понять, почему "Домострой" сложился в такую форму, скажем так, сильно христианизированную. Да и редактором-составителем известной версии этого текста был известный тогда книжник, священник Сильвестр, хотя сам исторический памятник считается анонимным. Но даже в такой форме, если не обращать внимания на религиозную привязку, можно увидеть, что «Домострой» вбирает в себя опыт народной жизни и предстает своего рода энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования.

От редакции

МЫСЛИ ИЗ «ДОМОСТРОЯ» О ДЕТЯХ И РОДИТЕЛЯХ

Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай…

Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,- такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы…

Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей... Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее… Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою…

Если воспитаешь детей своих в страхе божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним.

Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших - молчание, перед мудрейшими - послушание, знатным - повиновение, к равным себе и к младшим - искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех...

Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. …И прославят вас Люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем... Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери...

Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей… Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: "Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно", - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе...

Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь… Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его…

А в повседневном своем хозяйстве… все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу.

Чадо, оберегайся неправедного богатства, добрые дела твори, имей, чадо, великую веру в Бога… Держись правды истинной и любви нелицемерной во всем, не осуждай никого ни в чем, о своих грехах поразмысли, как их избыть; чего сам не любишь, того и другому не делай, и сохраняй чистоту телесную пуще всего, да наступи на совесть свою как на лютого ворога и возненавидь, как милого друга погибельного; от хмельного питья, ради Господа, откажись, ибо пьянство - болезнь, и все дурные поступки рождаются им… Никого же, чадо, не презирай и при всякой нужде помни, как мы прожили век. Никто не вышел из дома нашего голоден или печален; как могли, мы все нужное каждому человеку ради Бога давали, а печального словом излечивали…

А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их… Доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай. Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого, и пьянственного берегись недуга - от тех двух причин все зло заводится…

Гостей приезжих у себя корми, а с соседями и со знакомыми в дружбе и в хлебе и в соли, и в доброй сделке, и во всяком займе. В гости куда поедешь - подарки не дороги, вези за дружбу; а в пути со стола своего есть давай домашним твоим и странникам, их с собою сажай за стол и питье им также давай. А маломощным милостыню подавай. И если так поступаешь всегда, то везде тебя ждут и встречают, а в путь провожают - от всякого лиха берегут

Кому же что продавал, все честно, а не в обман; кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги верну. Ни в купле, ни в продаже ни с кем ни тяжба, ни брань не бывали, так что добрые люди во всем мне верили, и наши, и иноземцы,- никому и ни в чем не солгано, не обмануто, не просрочено ни в ремесле ни в торговле, ни кабалы ни записи на себя ни на чем не давал я, и лжи ни в чем не бывало… не богатством жили мы с добрыми людьми, правдой да лаской да любовью, а не гордостью, и без всякой лжи…

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ:

К тексту «Домостроя» нельзя относиться упрощенно, как к образу жизни темных и религиозных людей. Наоборот, в этом письменном памятнике старины, при конкретно-историческом подходе, обнаруживается удивительная вещь! Известно, сколько войн и невзгод пришлось испытать нашему народу за последнее тысячелетие, в результате чего он как бы оказался загнан в условия вынужденной культурной деградации, утратив во многом прежние традиции великих предков. Но даже в таких суровых условиях быта и практически насильственной христианизации страны со страниц «Домостроя», сквозь толерантные к существующему порядку суждения и христианские аргументы, проступают принципы русской цивилизации - справедливость и человеколюбие, честь и достоинство, здравомыслие и любовь. Это та родная почва, которая устояла во всех социальных и экономических бурях минувших столетий и продолжает стоять по сей день! Та почва, на которой не прививаются ни обезличенный социализм, ни капитализм с его бесчеловечным рыночным беспределом. И даже христианство на этой почве постепенно становится православным.

Мы этот текст привели для того, чтобы вы его соотнесли с навязываемыми сегодня нашему обществу предписаниями «ювенальной юстиции» и чтобы увидели, насколько принципы русской цивилизации несовместимы с западными ценностями. Мы не говорим, что западные принципы плохие. «Ювенальная юстиция» может быть уместна «там», на Западе, но на русской почве она заведомо и точно не привьется. Не привьется в той форме, что тупо навязывается нам сегодня. У нас другие законы жизни, другие традиции. На нашей ЗЕМЛЕ невозможно идти против законов природы, законов семьи и законов человеческой жизни в природе. Они неизбежно возьмут свое! И это уже неоднократно доказано временем!

Подготовлено: Пресс-центр ЗоВУ. 2011

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2011

Мы не раз в своих публикациях обращались к вопросу допустимости физических наказаний детей. Это принципиальный, актуальный в любое время вопрос, не способный себя изжить. Но возможен ли объективно верный ответ на него? Или даже так: можно ли объективно и непредвзято взглянуть на данную проблему?

Попытка осуществить это привела к опросу, в котором рассматриваются разные точки зрения на необходимость применения физических наказаний детей. Также была сделана попытка развенчать некоторые исторические мифы.

Антонов Анатолий Иванович, заведующий кафедрой социологии семьи МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор философских наук, профессор:

Все правила поведения семьи в средневековой Руси были прописаны в «Домострое». В нем помимо правил воспитания, были описаны, например, законы, позволяющие прогнозировать погоду. Дети в то время были тесно связаны с природой, и «Домострой» – своего рода учебник на все случаи жизни. Тогда каждый человек принадлежал семье, она же была главным общественным институтом. Большинство людей тогда работали в сельском хозяйстве, на земле. Где взять работников для её возделывания? Только из семьи. Каждый член семьи был ценен как работник и, следовательно, воспитывать его следовало так, чтобы он приносил пользу. Поэтому создается своего рода устав – «Домострой», в основе которого лежит понимание членов одной семьи как работников одного предприятия. В современном обществе контролем наказаний занимается государство. Тогда это была задача семьи. Исключение составляли только церковь, существующая независимо и военная служба, которая была прерогативой государства. Всё остальное было сосредоточено внутри семьи – об этом нельзя забывать, поскольку это существенное отличие от современного общества.

В семьях под одной крышей жили все дети и родственники. Насчитывали семьи в среднем 200 человек, из них как минимум 70 - это дети.

У нас в отличие от Европы не было принципа майората (наследование старшим братом), поэтому все члены семьи на одинаковых условиях владели землёй и вместе обрабатывали её. Не было на Руси и рабства, зато было крепостное право и необходимость обрабатывать огромные территории.

Читая в Домострое слова о том, что «нежно плеткой надо бить жену и детей», современный читатель думает, будто автор издевается. Бить плеткой, да еще нежно и любя! Но современное общество – демократы, гуманисты – создали институты для наказаний граждан, которые не сопоставимы с мерами того времени! Уголовный кодекс, который наказывает годами лишения свободы за провинность, школа, в которой происходят и драки, и сексуальные извращения, санкции на предприятиях… кстати, первые школы появились в тюрьме – многие забывают об этом любопытном факте.

В древности же семья была сама школой – старшие, которых обучали родители, повзрослев, учат младших братьев и сестер. В этом же кругу происходила и социализация, и обучение мастерству.

«Домострой» предполагает при воспитании детей прибегать как к позитивным, так и негативным санкциям. Но самое первое и естественное наказание, с которым знакомился ребенок, был смех. Если у него что-то не получалось, сверстники его обсмеивали. При необходимости могли использовать и физические наказания, часто ставили в деревенских семьях в угол. Конечно, были случаи - этого невозможно избежать, когда в семье - появлялся нарушитель порядка, и если он не исправлялся в течение какого-то времени, то с ним расставались. Отлучение от семьи – это самое серьезное наказание, с которым сталкивался подросток или взрослый юноша. Оказавшись на улице, он видел перед собой дикие леса, до плохо развитых городов еще надо было добраться.

Но, родители понимали, что если они откажутся от детей, не будут заниматься их воспитанием, то сами лишат себя старости. Поэтому никто, конечно, истязанием детей не занимался. Это могли быть только единичные случаи. Разговоры о том, что тогда занимались эксплуатацией детей – тоже бредни.

Но феминистически настроенные люди воспринимают традиции древности через призму современности, которую современная ложь СМИ превратила в кривое зеркало. Современники возмущаются, - как это бить плеткой!

Историю надо изучать только с помощью научного познания и не верить раздуваемым постмодернистским бредням о том, что сейчас лучше, чем прежде. История не может пониматься вне контекста. Есть такой термин феноменологическая редукция, означающий, что при изучении истории надо забыть о том, что мы люди, которые исследуют людей, необходимо избавиться от наивного восприятия.

Мы социологи, на сегодняшний день, можем предложить следующий рецепт сохранения семьи. В семье должно быть как минимум четыре ребенка, на них необходимо возлагать часть работы. Мы не можем изменить среду, да об этом речь и не идет, но можно использовать преимущества современного мира. Так ребенок способен выполнять ряд работ с помощью интернета. Таким образом, он будет способен помогать родителям, откладывать себе деньги на мелкие расходы и прочее. Если же меры по укреплению семей и семейных ценностей не будут применяться, то нашему обществу грозит крах.

«Да, наказывать детей можно, если на то есть крайняя необходимость, когда слова уже не действуют. Отношения детей и родителей строятся по такому же принципу, как и отношения государства со своими гражданами. Тот, кто имеет власть, тот имеет право наказывать. Государство делегирует власть родителям, на этом строится их авторитет. Если у нас будут запрещены физические наказания, то родители выведутся из категории родителей, дети будут к ним испытывать исключительно потребительское отношение, а это подорвет устои общества. Также введение запрета физических наказаний приведет к усилению вмешательства органов опеки.

Родители хоть и имеют право наказывать своих детей, все равно их любят, причем это относится даже к психически больным родителям (исключение составляют люди с очень серьезными патологиями), а значит, они будут всегда жалеть детей.

Физические наказания – это право родителей, поэтому можно проводить воспитательную работу и без их применения. В том случае, если дети слушаются родителей и не проявляют своеволия, можно обойтись без физических наказаний. Девочек же можно вообще не наказывать. Не обязательно наказывать прилюдно, в том случае, если ребенок достаточно взрослый для того, чтобы понимать причинно-следственные связи (примерно с 4-х лет). Но двухлетний ребенок, если его за проступок, который он совершил на улице, накажут дома, не сможет понять этой связи.

Иногда старшие дети, подростки, сами предпочитают, чтобы их наказали физически, вместо ругательств. Физические наказания подростков могут быть особенно уместны, потому что в этом возрасте они становятся распущенными, наглыми и применение физической силы родителями становится эффективной борьбой с хулиганством, пьянством, в противном случае у подростка возникнет ощущение безнаказанности.

Кто будет проводить физические наказания не так важно, главное чтобы родители были солидарны друг с другом. Хотя, если речь идет о крайних формах плохого поведения, то здесь воспитательную работу должен проводить отец. Если же папы нет дома, бывает достаточно угрозы, что тот его потом накажет. Причем, если ребенок говорит, что мама обещала наказания от папы, а он ничего не сделал – это плохо.
Дети по природе своей настроены на послушание – это залог самосохранения

Бог создал детей таким образом, что пока они слушаются родителей, им ничего не угрожает. Это взрослый человек возмущается, если ему постоянно указывают на то, что делать, дети - нет. Они не обижаются, когда их справедливо наказывают. Наказания всегда неприятны, но ведь за утешением они все равно бегут к маме.

Вырастая, люди многие вещи переосмысливают, воспринимают по-другому и, став уже взрослыми, благодарят родителей за то, что их физически наказывали.

Я точно не знаю, как юридически разделяются физические наказания и истязания. К тому же, в деревне бабушка может взять мокрую тряпку и наказать ей ребенка – мы же не можем всё перечислять. Розги, на мой взгляд, относятся к истязанию, и применять их не стоит. В принципе, применение орудий наказания может быть допустимо в разумных, конечно, пределах.

Хочу отметить, что воспитание без физических наказаний – это воспитание благородное. Для того чтобы общество изжило их из себя, оно должно стать более культурным, более возвышенным. Наше же общество пытаются сделать более грубым. И в таком обществе физические наказания – это сдерживающий фактор.

Я считаю, что физические наказания в принципе возможны, но с некоторыми оговорками. Во-первых, наказывать нужно за проступок , сознательное и довольно серьёзное нарушение установленных правил. Если ребёнок случайно что-то разбил и испортил, его скорее нужно успокоить, чем дополнительно травмировать психику. Во-вторых, это не должно быть истязание, наказания должны быть вполне терпимыми. В-третьих, нельзя наказывать, когда родитель переполнен гневом. Это должен быть продуманный акт, цель которого - «привести в чувство», остановить, вразумить. В-четвёртых, нужно слушать голос совести и стараться избегать наказаний, когда можно обойтись без них. В-пятых, наказание должно быть одним из мероприятий в системе воспитания, основные принципы которого - разумная любовь, последовательность, четкое определение того, что можно, что нельзя.

Например, если пяти-семилетний ребенок исподтишка обидел младшую сестренку (или братишку), зная, что поступает плохо, то короткий шлепок по известному месту, думаю, может быть вполне уместен.

Физическое наказание должно сопровождаться объяснением. Правильно сказать примерно следующее: «Я люблю тебя, но ты поступил дурно, и мне придется тебя наказать, чтобы в следующий раз ты не повторил свою ошибку».

Наказывать необходимо сразу после проступка, чтобы было понятно, почему ребенок наказан. Не стоит забывать и о таком мощном воздействии, как «угроза» возможного применения физических мер. На бытовом уровне это может звучать как «Сейчас же перестань, а то ремня получишь!». Этого бывает достаточно.

Но не стоит путать угрозу с психологическим давлением. Последнего не должно происходить. Нужно помнить, что ребенок такой же человек, такой же образ Божий. Более того, Сам Спаситель обозначил ценность детства как такового - «Если не будете как дети, не можете войти в Царство Божие», имея в виду, видимо, детскую открытость, непосредственность, доверчивость, прямодушие.

Применять физические наказания можно с того момента, когда ребенок начинает осознанно воспринимать происходящее. Это может быть возраст двух лет, у кого-то позже, у кого-то раньше. По отношению к девочкам более эффективно может быть применение только «морального» воздействия. Хотя, бывают девочки, как говорят в народе, «похлещи мальчиков», поэтому выбор метода воздействия - дело сложное и основываться должно на личностных особенностях ребёнка.

Если же необходимо от слов перейти к делу, то лучше обойтись без инструментов насилия. Применение ремня может быть угрозой, но употребление его вряд ли оправданно. Ну, а розги – это уже вид истязания, которое нельзя применять.

В случаях, когда родители наказывают детей в состоянии гнева, сильного раздражения и досады, есть вероятность появления психологической травмы. Ребенок всегда должен знать и чувствовать, что его любят, несмотря ни на что.

Полный отказ от физических наказаний может привести к утрате нравственных ориентиров, распущенности, развитию своеволия. Хотя, конечно, есть дети, которых, пожалуй, и не нужно наказывать физически, поскольку они хорошо понимают порицание, и достаточно бывает простого выговора.

Что касается того, кто должен наказывать, то самое главное, чтобы у родителей были схожие взгляды на воспитание, последовательная и четкая система запретов и разрешений. А кто именно шлепнул разбушевавшегося сорванца, не имеет значения. Хотя, конечно, в «тяжелых» случаях мама может прибегнуть к такому мощному аргументу, как «Вот придет папа и даст тебе ремня». Но это будет работать в том случае, если авторитет отца достаточно высок и ребенок знает, что такое ремень, иначе он может воспринять это всего лишь как шутку.

Я не ратую за физические наказания как за неизменный атрибут воспитания. И те, кто утверждает, что наказывая детей, мы приучаем их к насилию, в некотором смысле правы. Но давайте будем честны: любое воспитание - это своего рода насилие. Дайте малышу волю и он объестся конфет, испортит себе желудок чипсами, а то и расшибётся обо что-нибудь… Любое государство - это легитимное насилие. Дайте людям возможность делать всё что угодно, и они превратят земную жизнь в подобие ада. Как раз законы, власть и вооружённая сила помогает удерживать хоть какой-то порядок.

Барышева Марина Викторовна, православный психолог, работала в том числе в Национальном фонде защиты детей от жесткого обращения:

Физические наказания в отношении детей недопустимы, и я не понимаю, почему родители вообще к этому прибегают. Почему у взрослых есть суд, который выносит решение, кто и как должен быть наказан, а дети подвергаются карательным действиям только благодаря импульсу родителей? Да, ударить ребёнка проще, чем поговорить, и это помогает на несколько месяцев, но родители постоянно обучают детей своим поведением и в итоге портят их характер. Многие считают, что, если ребёнок кого-то ударил, то его надо физически наказать, чтобы этого не повторялось. Но они не понимают, что причиной его поведения являются они сами. Агрессивных детей не бывает – дети от Бога рождаются чистыми и невинными созданиями. Для возникновения агрессии необходим триггер – в физике так называется спусковой механизм. Затаив обиду, вызвать которую могут и сами родители своими наказаниями, ребёнок в какой-то момент будет вынужден выплеснуть её на другого человека.

По этому случаю есть хорошая восточная притча. Мастер рассказывал своему ученику о том, что в человеке постоянно идёт борьба двух начал: добра и зла. «И кто же побеждает», - спросил ученик. «Тот, кого ты кормишь», - ответил учитель.

В православных учениях нередко можно встретить упоминание о том, что детей надо наказывать. Но наказ – это учение, и рукоприкладство к этому не имеет никакого отношения. Воспитание – это питание вовнутрь. Я не понимаю, почему нельзя детям объяснять? Договориться ведь с ребёнком можно, даже когда он находится в утробе матери.

Ко мне на консультации часто приходят родители с детьми, чтобы узнать, готов ли психологически ребёнок к школе. И вот как-то я спрашиваю у девочки, чем она занимается. «Музыкой», - отвечает она. «Зачем», - спрашиваю. «Чтобы понравиться мамочке», - отвечает она. Тот же вопрос я задаю её маме, и она не знает, что ответить. Получается, что ребёнок стремится во всём оправдывать желание родителей, а они не всегда знают, зачем это нужно. Это неправильно. Ребёнка нужно приучать к тому, что у него есть право выбора. Забота – это уважение, а опека – это насилие.

И когда говорят о том, что ребёнка можно наказывать любя, я спрашиваю, а можно ли наказывать вашего друга или подругу тоже любя, за то, что он или она опоздали на встречу?

Ребенка, которого наказывают физически, можно узнать по тому, что он неуверенно ведет себя, недоверчив, насторожен и не сосредоточен. На моих консультациях такие дети постоянно смотрят на маму. В играх часто ломают вещи. Кроме того, физические наказания влияют и на интеллектуальное развитие. Ведь с наказаниями часто прививается и зависть – ему часто ставят в пример кого-то из сверстников или родственников, что психологически его ломает.

Единственным способом наказания могут быть запреты – это, например, отказ включить мультфильмы за провинность. В остальных случаях с ребёнком нужно поговорить, объяснить свои чувства, вызванные проступком. Довольно часто родители наказывают детей за такие поступки, которые этого не требуют. Например, ко мне приходит мама и рассказывает, что отпустила сына покататься на велосипеде в новой футболке, которую он порвал и за это она его естественно наказала. Но зачем было надевать новую футболку? К тому же, это ребёнок, и он не способен думать о таких вещах, как сохранность вещей. Это задача родителей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»