Основное новообразование ранней юности. Психологические новообразования юношеского возраста Новообразованиями ранней юности являются

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.

Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.

Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:

1. Самоопределение, становление самосознания . Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразования юношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.

2. Становление мировоззрения . В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.



3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.

4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.

5. Стабилизация психических состояний (в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.



Таким образом, обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.

Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.

Психологические новообразования юношеского возраста.

«Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

А. суггестивное обучение.

Б. проблемное обучение.

В. репродуктивное обучение .

Г. уровневое обучение.

40. Педагогический процесс раскрывает особенности учения

A. линейчато.
Б. концентрами.

B. ступенчато,
Г. системно.

41. Образование - это

А. понятие теории обучения.

В. результат развития и адаптации.

Г. механизм социализации и просвещения.

42. Система высшего педагогического образования включает в себя такие блоки:

А. общекультурный блок, психолого-педагогический блок, предметный блок.

Б. общекультурный блок и предметный блок.

В. философский, психолого-педагогический, общекультурный блоки Г. бакалавриат и магистратура.

43. Методы обучения - это

A. средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент культуры и
нравственности.

Б. пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно-воспитательного процесса.

B. механизмы социализации и просвещения.

44. Контроль - это

A. проверка результатов самообучения.

Б. это обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса.

А. занятие.

Г. час общения.

52. Нестандартный урок отличается от стандартного

A. продолжительностью
Б. формой

Г. разработанной моделью

В. домашняя работа

Г. самостоятельная работа

60. Педагогическая технология - это

A. условия оптимизации учебного процесса.

Б. проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.


B. основное положение теории обучения.

Г. результат взаимодействия учителя и ученика.

Вариант 1.

1. Предметом возрастной психологии является:

а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;

б) процесс развития психологической науки;

в) особенности индивидуального развития людей;

г) особенности развития педагогических навыков и умений.

2. Возрастной период – это:

а)ход развития;

б) цикл развития;

в)хронологический период;

г)период жизни.

а) Зигмундом Фрейдом;

б) Аристотелем;

в) Львом Семеновичем Выготским;

г)Авиценной.

4. Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:

а)дляпериодизации Вильяма Штерна;

б) для периодизации Павла Петровича Блонского;

в)для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;

г)для периодизации Льва Семеновича Выготского.

5. Основным механизмом развития личности является:

а) рефлексия;

б) каузальная атрибуция;

в) преодоление внешних и внутренних конфликтов;

г)эмпатия.

6. Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:

а) в 20-ом веке;

б) в 18-ом веке;

в) в 3-ем веке до нашей эры;

г)в 10-ом веке.

7. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

а) также, как в нормальных условиях;

б) быстрее, чем в нормальных условиях;

в) иначе, чем в нормальных условиях;

г) медленнее, чем в обычных условиях.

8. Слуховое восприятие у младенца:

а)намного лучше, чем у взрослого человека;

б) намного хуже, чем у взрослого человека;

в) сложно сказать что-то определенное;

г) как у взрослого человека.

9. К прогрессивным видам движения младенца относится:

а) ползание;

б) сосание пальцев;

в) ощупывание рук;

г) раскачивание на четвереньках.

10. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;

б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;

в) может сама пройти с возрастом;

11. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г)к 6-ти месяцам.

12. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

а) отсутствие комплекса оживления;

б)замкнутость;

в)страхи;

г) боязнь безопасных предметов.

13. Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:

а) воображения;

б) ролевой игры;

в) логического мышления;

г) рисования.

14. Логика игровых действий легко нарушается:

а) на первом уровне развития игры;

б) на втором уровне развития игры;

в) на третьем уровне развития игры;

г) на четвертом уровне развития игры.

15. Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:

а) контекстной речью;

б) ситуативной речью;

в) объяснительной речью;

г) автономной речью.

16. В норме самооценка дошкольников:

а) занижена;

б) завышена;

в)адекватна;

17. Одаренность, как отклонение в психическом развитии:

а) затрудняет развитие интеллекта;

б) затрудняет развитие волевых качеств личности;

в) создает трудности при обучении и воспитании;

г)сложно сказать что-то определенное.

18. Психологические особенности подростка определяются:

а) проявлением акцентуаций характера;

в) особенностями игровой деятельности;

г)особенностями манипулятивной деятельности.

19. Главная особенность личностного развития подростка - это:

а) личностная стабильность;

б) нравственная стабильность;

в) нравственная нестабильность;

г) личностная нестабильность.

20. Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

а) сглаживается;

б) еще больше обостряется;

в) сохраняет свои проявления на том же уровне;

г) сложно сказать что-то определенное.

21. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

б) интимно-личностное общение;

в) учебно-профессиональная деятельность;

г) игровая деятельность.

22. Психология ранней юности охватывает период:

а) от 11 до 15 лет;

б) от 15 до 17 лет;

в) от 17 до 23 лет;

г) от 23 до 30 лет.

23. Центральным новообразованием ранней юности является:

а) самоопределение;

б) самосознание;

в) рефлексия;

г)появление внутреннего мира.

24. Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, - это:

а) профессиональная субкультура;

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного пути. Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция. Своеобразие ее обусловлена ориентированность в будущее, восприятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личности.

Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника является изменение характера потребностей, которые из непосредственных превращаются в опосредованные, осознанные и произвольные. Ученик может управлять своими потребностями и стремлениями, составлять жизненные планы, свидетельствует достаточно высокий уровень личностного и социального развития.

На этом возрастном этапе происходит формирование механизма цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего бытия. Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекции на будущее. Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее, выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущее.

Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения. Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбора профессии.

Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение статуса самостоятельной взрослого человека. В связи с этим старшеклассники проявляют повышенный интерес к образу жизни взрослых, способствует их жизненном и профессиональному самоопределению. Расширяется круг их дружеского общения со сверстниками при одновременном повышении по сравнению с подростками, избирательности осо-бистисних контактов и предпочтений.

Новообразования раннего юношеского возраста

Центральным новообразованием раннего юношеского возраста является личностное самоопределение, что выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Нередко для обозначения этого феномена используют понятие «идентичность» - осознанная индивидом самотождественность.

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Она образует одну систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, согласовывает личные склонности и таланты ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификации. Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений - сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному близком и отдаленном будущем. Внутреннее чутье идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой юности. С этим связана свойственна раннем юношеском возраста кризис идентичности - особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.

Формирование идентичности является длительным и сложным процессом. Он зависит от принятия индивидом собственных решений (кризис идентичности), а также от взятия на себя обязательств по осуществленного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Основными вариантами становления идентичности, является обусловленность, диффузия, мораторий и достижения идентичности.

Обусловленность. При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений. их выбор профессии, религии или идеологии заранее определенный их родителями или учителями, а не является результатом самостоятельных поисков.

Диффузия. Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности в соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии - неопределенности, их особо не волнует. Они не пережили кризиса, не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этом.

Мораторий. Юноши и девушки переживают кризис идентичности (период принятия решений), заняты поиском себя. их решения касаются выбора профессии, религиозных или этических ценностей.

Достижения идентичности. Таков статус юношества, которое уже пережило кризис идентичности, осознало и приняло на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора. Прежде всего этот выбор касается жизненного пути, будущей профессии и реализуется в попытке жить, соблюдая значимых для себя моральных ценностей, норм и правил.

Приближение момента окончания школы требует личностного и профессионального самоопределения. Именно поэтому ранний юношеский возраст связан с морально-личностным (каким быть?), Экзистенциальным (в чем смысл жизни?) И профессиональным (кем быть?) Выборами, которые взаимосвязаны и осуществляются одновременно. их движущей силой является переход от детской зависимости к взрослой ответственности и свободы.

Личностное самоопределение юношей. По своей сути личностное самоопределение является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, оказывается в активном отношении человека к себе и окружающей действительности. В старших классах он означает формирование у юношей и девушек устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработка умений наблюдать и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя. Обусловливается оно не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситуациях.

Содержание личностного самоопределения реализуется через сенсотворення - формирование у старшеклассников общих представлений о смысле жизни, поиск смысла собственного существования; мотивацию - побуждение к направленной деятельности личности; самореализацию и самовыражения - сознательное утверждение личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях. Центральным моментом в личностном самоопределении юношей и девушек является осознание себя субъектом самопознания, самоизменения, самосовершенствования.

Профессиональное самоопределение старшеклассников. Активные размышления старшеклассников о своем будущем в основном имеют следствием сложившуюся направленность по выбору профессии. Эта их направленность еще непрочная, а многим из них присущи различные колебания. их свидетельством является одновременное интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет поступить в высшее учебное заведение, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствие средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей). Старших школьников, которые еще не определились в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослыми.

В старших классах учащиеся начинают серьезно задумываться и над своей пригодностью к работе в той сфере, которую для себя выбирают. При выборе профессии они считаются не только свои интересы, но и на многие другие обстоятельства, прежде всего сравнивают свои способности, возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Этим обусловлен их интерес к различным аспектам психологии способностей, мышления, самовоспитания, в познании которых неоценимой для них может быть помощь опытного специалиста по выбранной сферы деятельности, педагога и школьного психолога.

Кроме самоопределение, важными новообразованиями раннего юношеского возраста является открытие внутреннего Я, формирование целостной Я-концепции, мировоззрения.

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

40 Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества

Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний.

Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные возможности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.

Становление научного мировоззрения обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать новые знания и, конечно, умственным развитием.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.

Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.

Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:

1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;

3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;

4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»