Оод по развитию речи. ООд по развитию речи «Из какой мы сказки. Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Статья

Краеведческие игры для дошкольников

Екимова Татьяна Ивановна,
воспитатель БДОУ детский сад №5
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине.

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая игра.
Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.
Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей нашего суверенитета в глазах других народов, духовности. Это - сокровище на века.
Главной целью дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Краеведение - это комплекс знаний о городе, крае, который требует большой подготовки педагога, поэтому краеведение в детском саду ведет педагог, знающий и умеющий интересно и увлекательно рассказать о маленькой Родине, в которой живем мы - взрослые и дети.
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.
В настоящее время игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Краеведческая игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями, плясками и хороводами.
Отними игру - и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются - инициатива, организаторские способности, изобретательность.
Краеведческая игра - не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
Игра - добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами - такие игры называют «творческими».
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно - ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно - ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основой краеведческой сюжетно-ролевой игры является быт своего края, его особая производственная тематика, национальные традиции.
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт, например, “Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и др.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.
Национальные народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Большое значение имеет театрализованная деятельность: игры-инсценировки, драматизация народных сказок, произведений национальных писателей, поэтов. Показ всех видов театров, ряжение в национальную одежду
«Игра-путешествие» - это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысле-ния окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок прони-кается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие темы.
Дети играют всегда и везде. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему». Путешествуют во времени, в пространстве. Конечно, необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности в канву этих образных путешествий. Иначе детям будет где-то неинтересно, что-то непонятно.
Важным аспектом нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с культурой, традициями, историческим прошлым и современностью своего родного края. Уточнить и закрепить знания ребят в этой сфере помогут викторины и интеллектуальные соревнования, такие как, «Что, где когда?», «Счастливый случай».
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации о своем родном крае.
Лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры ребёнка. Экологические дидактические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь родную природу.
Дидактическая игра - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть, не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего при проведении экологических игр для детей вовлекать их самих в активное участие в игре, так как - это лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, сформировать у них представления о живой и неживой природе своей малой Родины. Игры могут принести немалую радость детям, если педагог позаботится об их разнообразии.
В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе, так как они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

Картотека дидактических игр по краеведению.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей г.Курска, развитие связной речи.

Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Курска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

Ход игры:

Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры

1вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города

Дидактическая игра «Собери картинку из частей»
Цель игры: учить собирать целое из частей;
Задачи:

закреплять знания детей о достопримечательностях города Курска
Материал: разрезные картинки с видами города.

Дидактическая игра

«Прошлое и настоящее города Курска: найди пару»

Цель: закрепить представления детей об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей г. Курска в прошлом и настоящем времени.

Задачи:
развивать логическое мышление детей;
закреплять знания детей о достопримечательностях города Курска

Дидактическая игра «Прогулка по городу.»

Цель: закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона и расположенных на них зданий.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Комплектность:

Игровое поле – зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной;

фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты. Остальные фотографии зданий крепятся; фигурка человечка - 1 шт.; фотографии Курска разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5 чел.

Предварительная работа :

Экскурсии на близлежащие улицы. Рассматривание расположенных на ней зданий. Беседа о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для

чего оно предназначено.

Рассматривание фотоальбома. Сравнение больших фотографий с

маленькими карточками игры.

Знакомство с игровым полем - схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу» .

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «На улицах города».

Воспитатель раздает играющим детям фотографии, дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото здания, помещает его на игровое поле. Добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома -поставить туда фигурку человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре участвуют игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик.

Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле.Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.



«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.

У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда - бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.

В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.

Проблема.

Огромное значение для познавательного, социально - личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городам, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район».

Игра разработана для детей старшей группы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.

Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района (детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская), объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.

Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.

Описание игры . В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.

С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.

Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.

Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).

Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.

Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.

Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.

Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).

Вопросы для карточек.

Вопросы по теме "Детский сад":

Угадай, куда ведут

Малышей с утра?

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

Назови адрес детского сада.

Для чего нужен детский сад?

Что дети делают в детском саду?

Как называется твоя группа?

На каком этаже находиться твоя группа?

Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры...)

Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)

Как зовут твоих воспитателей?

Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает...)

Что тебе нравиться в детском саду?

Что тебе не нравиться в детском саду?

С зорьки ясной до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесёт

И посуду уберёт?

Вы, конечно, помогаете,

На столы вы накрываете.

И учит не крошить,

И песка не наносить.

О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)

Детский сад, весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит? (Заведующий)

Добрый доктор Айболит

На посту с утра сидит,

Он и справки раздаёт,

И на пищеблок зайдёт,

И поставит в срок прививки,

И домой больных отправит.

О ком это стихотворение? (О медсестре)

Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)

Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)

В большом красивом зале

Играет на фортепиано,

Учит петь и танцевать,

В игры музыкальные играть.

О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)

Составь небольшой рассказ о детском садике.

Вопросы по теме "Школа":

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

Для чего дети ходят в школу?

Чем отличается детский сад от школы? (В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, В детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс...)

Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

Каким должен быть ученик?)Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым...)

Прозвенел звонок,

Начался...(урок)

Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)

Сумка для ученика - это...(портфель, ранец)

Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)

Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тнтрадь? (Школьные принадлежности)

Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?

Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)

В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их все по имени зовут

от буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)

Доскажи словечко.

На математике считают,

На перемене... (отдыхают)

Доскажи словечко.

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать)

Доскажи словечко.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только... (нет).

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы... (да).

Составь небольшой рассказ о школе.

Вопросы по теме "Станция скорой помощи":

Если кто -то заболел,

Срочно нас зовёт на помощь,-

Набери скорей ноль - три..

И приедет... (Скорая помощь)

И в ясны день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уважением пропускают. (Скорая помощь)

Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)

Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы-

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Я хочу в халате белом,

Занемаюся важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)

Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург...)

Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)

Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки...)

Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)

Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.

Вопросы по теме "Магазин":

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,-

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин)

Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)

Названия каких магазинов вы знаете? ("Игрушки", "Мебель", "Одежда", "Продукты", "Хлеб", "Овощи" ...)

Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться...)

Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (Продавец)

Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным...)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт...(Кассир)

Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)

Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)

Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)

Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)

Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)

Составь небольшой рассказ о магазине.

Вопросы по теме "Перекрёсток":

Это место пересечения,

Для дальнейшего движения.

Примыкания дорог,

Чтобы ты проехать мог.

Или может разветвленье

Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)

Регулировщик - машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех - путеводитель.

Работает, где сложный... (Перекрёсток)

Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему - ... (Регулировщик)

Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)

Какой свет нам говорит:

"Проходите - путь открыт" (Зелёный)

Какой свет нам говорит:

"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)

Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)

Это место каждый знает -

Здесь люди ходят и гуляют.

Только это не бульвар -

Это просто... (Тротуар)

Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный... (Переход)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)

Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть?

Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Составь небольшой рассказ о перекрёстке.

Вопросы по теме "Аптека":

Если плохо человеку -

Мы торопимся в...(аптеку)

Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда. (Аптека)

Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

Кто работает в аптеке? (Аптекарь)

Здесь особенное царство:

В нём живут лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Коли мама ходит, как царица.

Кем работает мама Коли? (Аптекарь, провизор, фармацевт)

Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)

Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным...)

Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)

Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)

Там лежат на полках вряд

Не зефир, не шоколад,

Не печенье, не конфетки,

А различные...(таблетки).

Названия каких лекарств ты знаешь?

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Дашули и Полины

Что полезно? - ...(Витамины)

Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники...)

Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью)

Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи...)

Составь небольшой рассказ об аптеке.

Вопросы по теме "Парикмахерская":

Ножницы, шампунь, расчёска,

Всем я делаю причёски,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер)

Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)

Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)

Нужна ли профессия парикмахер? Почему?

Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым..)

Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)

Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца...)

Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)

Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь?)

Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная...)

В женском зале кого подстригают? (Женщин)

В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)

Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?

Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)

Послушай легенду.

В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?

Составь небольшой рассказ о парикмахерской.

Вопросы по теме "Пожарная часть":

С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут... (пожарные)

По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 101)

В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)

Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)

Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился... (пожар)

Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)

Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)

Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)

У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как заревёт, завизжит,

Пропустить вперёд велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовётся тот сигнал? (Сирена)

Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина, то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)

Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожного обращения с огнём)

В мире есть она повсюду,

Без неё так трудно люду!

С огнём справиться всегда.

Друзья, что это? (Вода)

Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".

Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".

Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".

Составь небольшой рассказ о пожарной части.

Вопросы по теме "Мой район":

Как называется город, в котором ты живёшь? (Луганск)

От названия какой реки Луганск получил своё название? (От реки Лугань)

Город Луганск какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный...)

Какие интересные места ты посетил в Луганске? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, парк 1 Мая...)

Люди, которые живут в Луганске, они кто? (Луганчани)

Как называется твой район? (Жовтневый)

Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?

Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека...)

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Назови свой адрес.

Опиши свой двор.

Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький...)

Где ты больше всего любишь гулять?

Елена Воробьёва
Дидактические игры по краеведению «Люби и знай свой край родной» (старшая, подготовительная группа)

Воспитатель Воробьёва Елена.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома ,улицы, где он живёт,детского сада.

Обращайте внимание ребёнка на красоту родного города .

Во время прогулки расскажите,что находится на вашей улице,поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений : почты,магазина,метро и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,отметьте ценность их труда.

Воспитывайте любовь к природе родного края .

Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок,примерное поведение в общественных местах.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры ,которые можно использовать в работе в первую половину дня, во вторую, на прогулке и даже предложить родителям.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

1. "НАШ ГОРОД".(ПОСЁЛОК) .

ЦЕЛЬ :Уточнить знания детей о родном городе (посёлке,учить замечать красоту родных мест ,ценить трудовую славу своего города.

МАТЕРИАЛ :на доске нарисованы три лесенки,три фигуры людей из картона.

2. " КТО КЕМ РАБОТАЕТ".

ЦЕЛЬ :Закрепить знания детей о профессиях родителей,добиваться понимания важности и красоты человеческого труда.

МАТЕРИАЛ :сюжетные картинки о людях разных профессий у детей в конвертах,книги о разных профессиях у воспитателя.

3."ГДЕ Я БЫЛ?".

ЦЕЛЬ : Расширять знания детей об учреждениях города (посёлка,учить правилам поведения в общественных местах.

МАТЕРИАЛ : фотографии различных зданий (почта,магазин,аптека - больница,кинотеатр и т. д) .

4."НАЙДИ ДЕРЕВО".

ЦЕЛЬ :Учить детей называть и узнавать деревья по листьям и плодам,описывать плоды и листья.

СОДЕРЖАНИЕ : игра проводиться на прогулке. Дети собирают по одному листику от разных деревьев. Воспитатель уточняет,листья каких деревьев собрали дети,показывает эти деревья. Затем воспитатель описывает каждый листочек или плод деревьев,а дети должны догадаться, о каком дереве идёт речь и подойти к нему с листочком, и сравнить их с листочками на дереве. Тот,кто ошибся платит фант (отдаёт воспитателю лист) . Когда игра освоена,дети сами описывают листья и плоды.

ПРИМЕЧАНИЕ : в игре можно использовать отрывки из литературных текстов и стихи.

5." КТО ЭТО?".

ЦЕЛЬ :Учить детей узнавать диких животных родного края по характерным признакам,пополнять активный словарь детей.

МАТЕРИАЛ : картинки с изображением диких животных,цветные флажки.

6." ОХОТНИК".

По сигналу (удар в бубен) один из детей шагает от стульчика к стульчику, произнося на каждый шаг название дикого животного. Повторяться нельзя. Победителем считается тот, кто не разу не ошибся. Кто ошибся садится на место,а охоту продолжает другой участник. Неудачливому охотнику можно разрешить пойти на охоту ещё раз.

ПРИМЕЧАНИЕ :аналогично проводится игра " Рыболов", " Птицелов".

7."ПЕРНАТЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ".

ЦЕЛЬ :Учить детей запоминать и различать птиц,упражнять в выделении характерных признаков перелётных и зимующих птиц,дать представление о пользе,которую приносят птицы. Показать необходимость охраны живой природы.

МАТЕРИАЛ :набор картинок перелётных и зимующих птиц.

ВАРИАНТ 1. Картинки лежат на столе лицевой стороной вниз. По сигналу (удар в бубен) дети берут себе картинки : одни с изображением перелётных птиц,другие - зимующих. Кто выполнил задание раньше и не ошибся,расскажет о пользе,которую приносят птицы,получит цветной флажок.

ВАРИАНТ 2. Карточки разрезают по диагонали и раздают детям. Дети отыскивают каждый свою пару,садятся рядом и составляют рассказ - описание птицы.

8. "ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ".

ЦЕЛЬ :Учить детей замечать красоту родной природы ,упражнять в описании пейзажей,по описанию узнавать время года.

9." КАКОЙ ЦВЕТОК?".

ЦЕЛЬ : Учить детей называть и различать полевые,луговые,садовые цветы.

МАТЕРИАЛ :живые цветы или картинки с изображением цветов.

СОДЕРЖАНИЕ :дети рассматривают и называют цветы. Определяют где они растут : в поле,на лугу, в саду. Один из участников выходит из группы . Ребята выбирают цветок и составляют о нём загадку. Вернувшийся ребёнок должен отгадать о каком цветке речь. Если он не ошибся,забирает цветок или картинку себе. Победил тот, у кого больше цветов или картинок. В конце игры составляют букеты .

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это

предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные

признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине:

один высокий, другой ниже, один широкий, другой более узкий и т.п.).

Воспитатель:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны эти предметы (из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

– А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них одинаковый. Как мы сможем различить их? (по именам)

Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, а точнее – по названиям. Вот этот предмет как называется? (мяч). Что означает это слово мяч? (Это игрушка; она круглая, ...).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка, Тряпка – это тряпка,

Ложкой суп едят. Тряпкой вытру стол.

Кошка – это кошка, Шапка – это шапка,

У кошки семь котят. Оделся и пошел.

А я придумал слово, Вот прыгает и скачет

Смешное слово – плим. Плим, плим, плим,

Я повторяю снова – И ничего не значит

Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.

Воспитатель:

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

ИГРА – ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

На прошлом занятии вы слушали сказку «Как комар- комарович спас всех комаров». Вспомните, какой был комар комарович (смелый). Да, смелый. А теперь подбелите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

А какой был медведь? (трусливый). Подберите к слову трусливый слова, близкие по значению (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова боязливый и трусливый близкие по смыслу.

А теперь придумайте рассказ, в котором будут слова противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой...

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

Воспитатель:

К нам в гости Маша, она что то хочет нам сказать, давайте ее послушаем внимательно и поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко–громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать правильно?». Если кто–то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?».

Воспитатель:

Вот видите, когда не думаешь, какой слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подобрать нужные слова в стихотворении «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»