Конспект занятия "моя семья" план-конспект на тему. Конспект занятия "моя семья" Занятия для садика моя семья

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель:

    воспитывать любовь и уважение к семье;

    расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи;

    развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику; зрительно-двигательную координацию;

    развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Материалы: Альбомы с семейными фотографиями; музыкальное сопровождение; картинка с изображением членов семьи; мяч; простые и цветные карандаши; рисунки с изображением заячьей семьи; заготовки бланком дли родителей, «строительный» материал (мозаика, кубики, конструктор).

Ход занятия

Приветствие

Психолог.

Просыпается природа,

(Руки вверх.)

Умывается росой,

(Умывающие движения.)

И ребята, и зверята

(Руки на пояс, поворот с приседом влево.)

Умываются водой.

(Руки на пояс, поворот с приседом вправо.)

Проснулся лес, проснулся луг,

(Руки вверх.)

Проснулись бабочки вокруг,

(Руки опустить.)

Проснулись травы и цветы,

Проснулись и с тобою мы!

(Взяться за руки, посмотреть друг на друга.)

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады его видеть.

Сообщение темы занятия

Психолог. Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будет говорить, надо отгадать ребус: 7Я.

Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут с нами рядом.

Игра «Семья»

Психолог. Давайте вспомним всех членов семьи. Называем по очереди и повторяем предыдущее название. (По принципу игры «Снежный ком».)

Фотовыставка, беседа

Все садятся на стульчики в круг.

Психолог. Сегодня вы все принесли общую фотографию своей семьи, Давайте их посмотрим вместе.

Вот наш волшебный мячик. Он нам поможет рассказать о своей семье. Кто с вами живет? Расскажите. (Дети рассказывают по очереди, передавая мяч, показывая фотографии.)

А может, у кого-то из вас еще и домашние животные есть? Давайте выберем из этого строительного материала детали, которые похожи на ваших любимцев, и скажем, какие это животные и как их зовут? (Дети по очереди (берут строительные детали, называя своего домашнего животного.) Вы помогаете ухаживать за ними?

Чтение сказки «Сон»

Психолог. А теперь сядьте поудобнее и послушайте сказку.

Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на нет-пенечке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку - никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. (Покажем, как испугался зайчонок.) Позвал он своих родных, но никто ему не ответил... Тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил... Испугался зайчонок - и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (Как зайчонок обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки

Психолог. Понравилась сказка? Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей? А зачем нужна семья? (Чтобы кто-то заботился о тебе, любил.)

Подвижная игра «Заячья семья»

Психолог. А сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы превратились в маленьких зайчат.

Изображения членов заячьей семьи прикреплены к стульям, у детей карточки с такими же изображениями. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Задание «Прятки»

Психолог. Найдите и раскрасьте всех членов семьи, которые спрятались на картинке.

Задание «Домик»

Психолог. А сейчас дорисуйте домик для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Кто в нем будет жить.

После того как дети нарисовали, все делятся своим мнением.

Игра «Верно - неверно»

Психолог. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья - это все мои друзья и знакомые.

Семья - это я.

Семья - это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка - это папа моего папы.

Семья - это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка - это мои родители.

« Я - дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Игра «Ассоциации»

Психолог. Посмотрите, что я для вас приготовила. (Показывает рисунок семьи.) Я буду показывать членов семьи, а вы хором их называть.

Давайте попробуем сравнить каждого из них: маму сравним с цветком (ответы детей, психолог может фиксировать ответы детей на заранее заготовленных бланках для родителей). Папа будет похож на спортивный инвентарь, бабушка на посуду, дедушка на мебель, сестренка или братишка на игрушку.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Какие игры вам понравились больше всего? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

Задачи занятий:

  • закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
  • родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
  • закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
  • формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
  • воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
  • стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.

Вопросы к беседе:

— С кем ты живёшь?

— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?

— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?

— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.

Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.

Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Вопросы к беседе:

— Как зовут твою маму, твоего папу?

— Что мама (папа) делают по дому?

— Как ты помогаешь родителям?

— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?

Интегрированное занятие «Моя семья»

Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

— Кто здесь изображён?

— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).

— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?

На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)

— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?

— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?

Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.

Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Организация выставки детских работ.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»

Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.

Вопросы к беседе:

— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)

— Нравится ли вам быть дома? Почему?

Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:

— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.

— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».

— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?

— Почему вы любите свой дом?

— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?

— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).

Занятие «Наша дружная семья»

Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.

Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.

Игра «Составь семью»

Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).

— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?

Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?

— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?

— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?

— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?

Игра-упражнение «Закончи предложение»

«Я люблю свою маму потому, что…»

«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»

«Моя сестричка очень…»

«Мой папа самый…»

«Мама огорчается, когда…»

«Папа обрадовался из-за…»

Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).

Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.

Определить по картинкам:

— Почему радуется мама?

— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?

— Почему плачет младшая сестрёнка?

Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»

Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.

В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.

Работа с родителями.

Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.

Общение. «Поговорим с близкими людьми»

Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.

Вопросы к детям:

— Кого мы называем родными, близкими людьми?

— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?

— Как помогаете бабушке? Дедушке?

— Чем вы можете порадовать своих близких людей?

Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.

Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»

Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.

Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.

Итоги проведения занятий по теме «Семья».

  • Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
  • Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
  • Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Время : 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы, планшет для Sand Art и цветотерапии, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Предложи приветствие».

Цель:

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому придумать способ приветствия.

Инструкция: давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Ты сам(а) придумаешь способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучишь его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.

Инструкция: посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Возьми ножницы и вырежи его, а затем вклей в фоторамку с левой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?

3. Упражнение «Незаконченные предложения».

Цель : активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование : бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закончить предложения.

Инструкция: подумай и закончи предложения.

  1. «В моей семье принято...»
  2. «Мои родители часто... »
  3. «Моя мама обычно...»
  4. «Мой папа обычно...»
  5. «Я с родителями часто...»

Анализ:

  • Что давалось тяжело, а что легко?

4. Мини-лекция «Моя семья и мое место в ней».

Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.

Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?

Правильно, это слово «СЕМЬЯ».

Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушай стихотворение.

Что такое семья?

Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.

Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.

Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).

Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.

В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.

Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

Анализ:

  • Как, по-твоему, что такое семья?
  • Как тебя ласково называют дома?
  • Как ты думаешь, тебя любят родители?

5. Упражнение «Семья».

Цель: выявление представлений о семейных взаимоотношениях и их коррекция.

Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать всех членов семьи сказочными героями и впоследствии составить сказку про них.
Инструкция: я предлагаю взять лист бумаги, цветные карандаши и представить, что в ваш дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Нарисуй. А теперь сочини сказку про сказочных героев.

Анализ:

  • Легко ли ты справился(ась) с заданием?
  • Какие чувства ты испытывал(а)?

6. Упражнение «Рисование на песке».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: планшет для Sand Art и цветотерапии.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на песке дом. Затем обучающийся завершает картину с помощью наводящих вопросов педагога-психолога.

Инструкция: посмотри, перед нами песок. Я предлагаю нарисовать на нем дом – свой дом.

Анализ:

  • Твое впечатление от рисования на песке?
  • Какие сложности возникли и с чем это связано?
  • Что полезного извлек (ла) для себя?

7. Обратная связь.

Цель:

Материалы и оборудование: анкета обратной связи.

Техника проведения:

Инструкция:

Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?

Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?

Что понравилось больше всего остального? ______________________

Что не понравилось?__________________________________________

8. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением (см. упр.2), клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с правой стороны.

Инструкция: занятие подходит к концу,какое у тебя настроение? Выбери тот смайлик, который похож на твое настроение и наклей его в фоторамку с правой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?

9. Упражнение «Ромашка с пожеланиями».

Цель:

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.

Инструкция: я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напиши пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.

Занятие «Правила поведения в семье».

Цель:

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, ручка, лист бумаги с изображением двух кружков, бланк, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Эмоциональный привет».

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся поприветствовать друг друга фразой: «Привет!», произнося ее в разной эмоциональной окраске.

Инструкция: давай поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Привет!» с разной эмоциональной окраской, например, радостно, удивленно, зло и т.д.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?
  • Готов ли ты продолжать работу?

2. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два кружка, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух кружков. Дорисуй первый кружок так, чтобы он отражал твое настроение. Какое у тебя сейчас настроение? На что оно похоже?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • Как ты себя чувствуешь?

3. Упражнение «Семья дома и на работе».

Цель: изучение семейных взаимоотношений.

Материалы и оборудование: бланк, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать маму, папу и себя дома и на работе (в школе).

Инструкция: я предлагаю порисовать. Возьми любые карандаши и нарисуй, как ты себе представляешь маму, папу и себя дома и на работе. Для тебя работа – это что? Школа. Приступай.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что еще делает дома папа (мама)?
  2. Что еще делает на работе папа (мама)?
  3. Хотел бы ты, когда вырастешь, быть похожим на них? На кого именно?
  4. Как ты считаешь, чем похожи и чем отличаются папины и мамины обязанности?
  5. Часто ли ты помогаешь родителям?
  6. Что тебе нравится делать больше, а что меньше?
  7. Как ты думаешь, что чувствуют твои родные, когда ты стараешься им помогать?
  8. Что ты чувствуешь, когда родители не могут уделить тебе времени?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся?
  • Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?

4. Мини-лекция «Способы выживания в семье».

Цель: формирование представления о нормальных взаимоотношениях членов семьи, выработка правил поведения в семье.

  1. Что является регулятором отношений в семье?
  2. Что такое правила?
  3. Какие правила у Вас в семье?
  4. Какие правила у родителей в семье?
  5. Какие примерные правила должны быть?

Звучит тема лекции грозно, но речь пойдет о том, как научиться договариваться родителям и детям.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).
Правила - это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье - это следствие плохих правил в этой семье. Если не родители устанавливают правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для них, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду говорить!» - плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» - ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны два перекоса - или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и - твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать».

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор - обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или - справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно - договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка - всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие. При этом, за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог - правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется...

Типовые Правила для ребенка

  • Я должен иногда развлекать себя сам.
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды.
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь.
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Также интересные формулировки для детей от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

Анализ:

  • Какие интересные моменты тебе запомнились?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Что нового ты узнал(а)?
  • Какие сделал (а) выводы?

5. Упражнение «Сказка с продолжением».

Цель: проработка проблемных моментов, развитие аналитических способностей.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, ручка, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся послушать начало сказки, затем придумать и рассказать свою сказку. И нарисовать наиболее понравившийся эпизод в ней. Вариант сказки зависит от проблематики ребенка.

Инструкция: сейчас я тебе зачитаю начало сказки, твоя задача ее продолжить. Придумай и расскажи свою сказку про этого героя. Нарисуй наиболее понравившийся эпизод из сказки.

Варианты начала сказок:

  • Сказка «Не думай, что мы тебя не любим».
  • В одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его никто дома не любит.
  • Сказка «Про родителей, которые всегда заняты».
  • Жил-был в одном лесу зайчик, у которого родители всегда были заняты.
  • Сказка «Про обиду».
  • В одном лесу жил зайчик, который всегда обижался на маму (папу).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему зайчику казалось, что его никто дома не любит?
  2. Что чувствовал зайчик, когда родители не могли уделить ему время?
  3. Почему зайчик всегда обижался на маму (папу)?

Анализ:

  • Понравилась роль писателя? Художника?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Какие чувства испытывал(а) в ходе упражнения?

6. Упражнение «Огонь и лед».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает попеременно напрягать и расслаблять все свое тело.

Инструкция: сейчас ты попеременно будешь напрягать и расслаблять все свое тело. По моей команде: «Огонь» - начинай интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирай произвольно. По команде «Лед» - застывай в позе, в которой застигла тебя команда, напрягая до предела все тело. Выполним несколько раз, чередуя обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Анализ:

  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Смог (ла) ли ты расслабиться?
  • Какое самочувствие сейчас?

7. Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

Материалы и оборудование: анкета обратной связи (см. упр.7 занятие 1).

Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.

Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.

8. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков (см. упр. 2), цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся взять лист бумаги с нарисованными двумя кружками, один из которых уже отражает его настроение в начале занятия. Задача обучающегося, дорисовать второй кружок - отобразить свое настроение, присущее на данный момент.

Инструкция: возьми лист с изображением двух кружков, один из которых уже отражает твое настроение в начале занятия. Возьми цветные карандаши и дорисуй второй кружок так, чтобы и он отражал твое настроение в данный момент.

Анализ:

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Понравилось упражнение?

9. Упражнение «Троекратное прощание».

Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.

Техника проведения: обучающемуся предлагается попрощаться фразой «Пока!», произнося ее три раза и три раза хлопнуть в ладоши одновременно.

Инструкция: вот и подошло к концу наше занятие, давай прощаться. Прощаться будем необычно. Каждый из нас будет произносить фразу «Пока!» три раза по очереди и одновременно хлопать в ладоши. Начнем!

Домашнее задание.

Составь свои семейные правила для родителей и детей.

Воспитатель встречает мам с детьми на ковре. Все становятся в круг.

Приветствие.

Для каждого пришедшего ребенка поется эта песенка. Можно проговаривать слова, как стихотворение.

По дорожке весело вместе мы шагаем, идем по кругу, взявшись за руки

И с Артемом дружно песню напеваем:

Ну-ка вместе хлоп-хлоп-хлоп, хлопаем

Ну-кв вместе топ-топ-топ, топаем

А потом прыг-скок, прыг-скок, прыгаем

Улыбнись, дружок!

Мы сегодня с вами поговорим о доме. Вот дом (показываю на игрушечный дом). А кто живет в ном? Узнаем. Но сначала покажем, как можно построить дом.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Тук, тук молотком,

Будем строить новый дом (кулачок об кулачок)

Ры, ры, ры, ры

Есть работа для пилы (руки вперед - назад)

Ры, ры, ры, ры

Застучали топоры (Взмахи руками)

Ша, ша, ша, ша

Крыша очень хороша (руки «домиком)

Тук, тук молотком

Получился новый дом!

Узнаем, кто живет в этом доме. Присаживайтесь на стульчики.

Мамы с детками садятся на ковер на стульчики. Перед ними мольберт с иллюстрацией «Семья».

Рассматривание иллюстрации

Посмотрите, здесь нарисована семья: это мама, это папа, это бабушка, это дедушка, это дочка, это сын. Мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын - все это семья. В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга.

Пальчиковая rимнастика «Моя семья»

А теперь наши пальчики поиграют в семью. Посмотрите на свои пальчики. Они все вместе, как будто одна семья. Давайте расскажем про семью.

С каждой строчкой ребенок загибает по одному пальцу, начиная с большого. Мамы помогают.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а этот пальчик - я.

Вот моя семьяl

Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.

Игровое упражнение «Назови свое имя»

Ребята, в семье все любят друг друга и называют ласково друг друга. Как тебя мама называет ласково? Давайте вместе назовем ребенка ласково.

Имя ребенка проговаривается два раза: первый – он сам пытается его назвать, если не может – помогает мама; второй раз проговаривают все дети и мамы вместе

Игра «Дочки, сыночки»

Ребята, наши девочки в семье - дочки. А наши мальчики в семье - сыночки. Кто наши девочки в семье? (Дочки.) Кто наши мальчики в семье? (Сыночки.)

А теперь будьте внимательны. Когда я скажу дочки - только девочки захлопают в ладоши. А когда я скажу сыночки" - только мальчики захлопают в ладоши. Где же, где же наши дочки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши девочки

Где же, где же наши сыночки? Вот они, вот они.

Хлопают в ладоши.мальчики.

Кто же у нас есть в семье? Отгадайте загадку.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас

Не смыкая ночью глаз?

Мама дорогая.

Ребята, давайте покажем, как нас мама крепко обнимает. (Дети обнимают себя за плечи.) А как она вас ласкает? (Дети гладят себя по голове.) А как мы ласково назовем маму? (Мамочка.)

Вот какая наша мама: добрая, хорошая, красивая, внимательная. А еще мама трудолюбивая. Мама очень любит нас и заботится о вас. Она стирает, варит, играет вместе с нами, мама очень устает. Она будет очень рада, если мы поможем ей.

Посмотрите, сколько грязных платочков скопилось. Надо их постирать.

Игра «Поможем маме»

Воспитатель проговаривает и показывает игровые действия. Дети повторяют за ним. Мамы помогают

Возьмем стул и принесем его на ковер.

На стул поставим тазик.

Возьмем стакан. Там у нас как будто «вода», поставим стакан рядом с тазиком.

Возьмем грязный платочек и повесим его на спинку стула.

Начнем стирку.

Мы водичку выливаем, выливаем, выливаем.

Порошок мы насыпаем, насыпаем, насыпаем.

В таз платочки опускаем, опускаем, опускаем.

В тазу платочки поласкаем, поласкаем, поласкаем.

А теперь их постираем, постираем, постираем.

И опять прополоскаем, полоскаем, полоскаем.

А теперь их отжимаем, отжимаем, отжимаем.

У всех чистые платочки? Проверим. Возьмем за концы и встряхнем. На платочки посмотрим со всех сторон. Осталось нам их посушить

Упражнение «Повесим платочки на веревку»

мамы помогают держать прищепки

Давайте покажем, как вы помогаете маме развешивать белье.

Воспитатель предлагает детям взять по одному платочку и повесить на веревку, закрепляя их прищепками.

Поиграем с мамой в прятки – музыкальная игра

(С мамой рядышком иду, маму за руку держу.)

Все нашли своих мам? А некоторые малыши не могут. Давайте им поможем.

Найди мам для всех малышей

Детям раздаются листы с нарисованными на них животными и их детенышами. Задание – соединить линии мам и малышей. Дети выполняют работу простыми карандашами

Ой, а что случилось? Откуда такой шум. А, это папа ремонтирует дом. Давайте ему поможем, выходите на ковер.

Пальчиковая гимнастика «Поможем папе»

Тук-тук-тук-, тук-тук-тук,

Раздается звонкий стук.

Мы стучим молотком,

Ремонтируем наш дом.

Мы кончаем шины

У нашей машины.

Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

С папой в магазин пойдем

И продукты принесем.

Вот так, вот так

И продукты принесем.

Пока шли из магазина, в сумке все продукты перепутались. Давайте разложим по разным тарелочкам макароны и фасоль.

Игра «Разложи макароны и фасоль»

А еще в нашем доме живет бабушка. Она очень любит рассказывать сказки. Я буду, как будто бабушкой, надену платок. Идите, ребятки, расскажу вам сказку.

Воспитатель садиться перед детьми на стульчик, рядом ставит корзинку с атрибутами сказки «Курочка Ряба»: фуражку или шапку – дедушке, платочек – бабушке, ушки-ободок – мышке, жабо – курочке. В корзинке лежат яйца – цветное и белое, две ложки.

А вы мне поможете рассказать сказку? Кто хочет быть дедушкой (надеваем на ребенка шапку) и т.д.

Перед детьми ставим маленький столик, за него сажаем деда и баку. Рассказывая сказку, предлагайте детям выполнять несложные движения и звукоподражания

Сказка-игра «Курочка Ряба»

А чтобы у деда и бабки всегда было много яиц, надо Курочку хорошо кормить.

Рисование «Зернышки для курочки Рябы»

Давайте накормим курочку Рябу - нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке.

Какие ребятки, вы сегодня молодцы: маме помоглм – платочки постирали, папе помогла – продукты разобрали, с бабушкой и дедушкой рассказали сказку и Курочку Рябу покормили.

Давайте скажем друг другу «Спасибо» и похлопаем в ладоши.

АЛЕНА ТЕПЛАЯ
Конспект занятия для детей 2–3 лет «Моя семья»

Возраст : 2-3 года

Тема занятия : «Моя семья »

1. Приветствие. Фонарик

Цель : установление эмоциональной связи в группе, настрой на работу, включение в работу.

Материалы : фонарь и свеча.

Педагог читает стихотворение и приходит с фонариком (со свечой) в круг. Ставит фонарик на полочку (не гасит) . Выполнение действий по тексту :

"Фонарик свой огонь зажег,

и собрались мы все в кружок,

друг другу ручки дать спешим,

и поздороваться хотим".

2. Окружающий мир. Моя семья

Цель : узнавание родственников, запоминание родственных отношений, расширяем представление о семье , её членах. Развитие речи.

Материал : приложение 1 – плакат с изображением семьи

Педагог с детьми рассматривают плакат с изображением семьи .

Педагог рассказывает, что есть на картинке, просит детей назвать всех членов семьи . Педагог рассказывает о каждом члене семьи . их. (Дед и бабушка-самые старшие, они уже старенькие. Папа и мама младше. Детки у папы и мамы самые маленькие.). Педагог спрашивает у деток : «Что делает папа? А что мама?» . В случае, если дети еще не очень хорошо разговаривают, педагог сам отвечает на вопрос

Просим мам посадить детишек на руки, крепко обнять и покачивать, педагог декламирует стихотворение :

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук / внучка

За то, что ты – сын / дочка

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и на маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

3. Постановка руки

Цель : закрепление представлений об окружающем мире, запоминание названий животных и их детёнышей, подготовка руки к письму.

Материал : приложение 3 (картинка с изображением детёнышей и мам, треугольные карандаши

Педагог просит найти и соединить детёныша с мамой, при этом просим мам называть животных.

4. Логоритмика по картинке

Цель

Материал : картинка из приложения 1 к предыдущему конспекту на каждого ребёнка .

Педагог раздаёт картинки детям, а те пальчиком показывают на называемого члена семьи .

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили :

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он Антон, она - Алёнка.

Вот и вся моя семья ,

Рассказал считалку я!

5. Пальчиковая гимнастика

Цель : развитие моторики

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья .

6. Подвижная игра «Где же наши детки?»

Цель : отдых, развитие чувства ритма, развитие эмоциональных отношений матери-ребенка, идентификация себя, знакомство с ролями в семье – дочка/сыночек .

Педагог обращается к деткам (и спрашивает «А где же наши малыши?Где же Маша, Миша (называет имя каждого ребенка, присутствующего на занятии , при назывании имени ребенка педагог, показывает на него ладошкой). Потом закрывает свои глаза ладонями (как в игре «ку-ку» ) и говорит» «Где детки? Где наши детки? Где дочки и сыночки?» Открывает глаза и радостно находит каждого ребенка, говоря и показывая ладошкой «Вот Маша, (и так имя каждого ребенка) ».

Педагог сам находит называемого ребенка или родители говорят : «Вот же Маша (и др. имена) . Вот же дочка/сыночек/внук (если ребенок приходит на занятие с бабушкой ) »

7. Логоритмика

Цель : развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал : песня Е. Железновой диск 22, трек 4 «Где же ручки?»

8. Двигательная гимнастика

Цель

Инвентарь : туннель, массажная дорожка, кочки, палки, устанавливаемые горизонтально на стойках-конусах, подушки, диск с энергичной музыкой.

Материал : кукла БИ-БА-БО Бабушка

К ребятам пришла бабушка (кукла управляется педагогом, поздоровалась с каждым из ребяток и пригласила деток в гости. Детки отправляются к бабушке.

Упражнение выполняется без обуви. Дети проходят по 4-6 массажным кочкам (родитель придерживает за руку, проходят по массажной дорожке, перешагивают через палку, проползают под палкой, идут по подушкам, проползают в туннеле.

9. Мелкая моторика руки

Цель : развитие мелкой моторики

Материал : перепутанные горох с фасолью, бутылочки с узким горлышком (по 2 разных на каждого ребёнка)

Бабушка говорит, что она уже плохо видит, и не может перебрать крупу и просит помочь ей.

Раскладываем фасоль с крупой по бутылочкам.

10. Чтение

Цель : обучение чтению.

Материал : кубики Зайцева

1. Педагог пропевает таблицу Зайцева

2. Мамы пропевают по одному столбцу и пишут имена детей на таблице .

3. Педагог пишет слова «МАМА» ,«ПАПА» ,«БАБУШКА» «ДЕДУШКА» , «БРАТ, «СЕСТРА» и просит детей с мамами разложить рядом с надписями изображения членов семьи (приложение 3 к предыдущему конспекту ) .

11. Логоритмика

Цель : развитие чувства ритма, общей моторики, координации движений

Материал : «Мишка с куклой бойко топают»

12. Математика. Размеры и счет

Цель : закрепляем понятия «большая-средняя-маленькая»

Материал : по 3 матрёшки на ребёнка, по 7 галечных плоских камешков на ребёнка

Всего 3 матрёшки. Дети задание выполняют вместе с родителями

Ты на куклу посмотри, Что-то прячется внутри

Покажите матрёшку

Там ещё одна матрёшка, Меньше первой на немножко

Разберите матрёшку, выньте вторую

Во второй - ещё одна, Кукол целая семья

Разберите вторую, выньте третью

Три матрёшки, три сестрички, От большой до невелички

Постройте игрушки по росту

Вместе с бабушкой печём оладушки для матрёшек.

Печём один оладушек для самой маленькой матрёшки, два оладушка для средней, три оладушка для старшей. Всего испекли 6 оладушков. Еще один, седьмой оладушек, испечем для мамы, и последний, восьмой для себя.

13. Массаж

Цель : развитие общей моторики, координации движений

Материал : подушки, массажные мячики- «ежики» , диск «Малыш и природа» .

Садимся на подушки, включаем релаксирующую музыку, катаем «ежиков» по рукам, ногам, животу, спине (мама – ребенку, ребенок - маме, сами себе) .

14. Творчество

Цель : развитие эстетического восприятия, творческих способностей

Материал : рабочие листы с изображением ветки цветка (приложение 2, жёлтый пластилин.

Делаем подарок для бабушки : мимозу. Отщипываем пластилин и лепим на веточку.

15. Прощание. Фонарик

Цель : установление эмоциональной связи, обозначение окончания урока.

Становимся в круг. Педагог зажигает свечу. Каждый ребенок ее тушит.

Педагог читает стихотворение :

"Фонарика огонь погас,

И собрались мы здесь сейчас,

друг другу ручки дать спешим

И до свиданья говорим».



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»