Конфликты родителей и детей (психология). Почему возникают конфликты между детьми и родителями Причины возникновения конфликтов между родителями и детьми

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Конфликт родителей и детей способен лишить покоя любую семью и даже разрушить отношения на долгие годы. Ребенок, выросший в атмосфере постоянных конфликтов, становясь взрослым, нередко отдаляется от родителей. Получив, наконец, долгожданную свободу, он не стремится поддерживать отношения с родительской семьей, воспринимая ее как источник своих многолетних страданий. Как решать и даже предупреждать возникновение конфликтов и недопониманий между поколениями объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Через более глубокое понимание себя и причин поступков близких людей.

Как сбежать от себя самого

Увы, заложенные в детстве установки, становятся частью нас самих, нашей психики. Поэтому просто «сбежать» от проблемы, отдалившись от родителей, нам не удается. Мы продолжаем нести этот ущерб внутри себя, в собственной душе.

Сегодня, наверное, каждый слышал о том, что «все проблемы родом из детства». Действительно, приобретенные нами в детском возрасте психологические «травмы» и «якоря» в каком-то смысле не дают нам вырасти по-настоящему. Раскрыть и полностью реализовать свой потенциал способностей и талантов. Построить счастливые парные отношения и стать самим успешными родителями.

Так создается замкнутый круг. Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Начать с себя

Чтобы разобрать накопившуюся кучу взаимных претензий между представителями разных поколений, нужно найти некую первоначальную точку опоры. И легче всего найти ее внутри себя.

Почему у меня вот именно такой поступок мамы вызвал определенную реакцию (обиду, злость, гнев)? Почему в собственном ребенке меня раздражают определенные его особенности или привычки? Ответы на любые подобные вопросы лежат в устройстве человеческой психики.

Генетика – не «лженаука»? В кого вообще я такой?

Генетически, по наследству, мы можем получить от родителей только внешние признаки: цвет глаз или форму носа. Но психика каждого человека устроена по-своему. В ее основе, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, лежат восемь векторов, или восемь базисных элементов психики.

Каждый из них задает человеку определенный набор врожденных особенностей, свойств и желаний. Набор векторов у каждого человека свой. И по свойствам своей психики мы можем кардинально отличаться от своих родителей, как и наши дети – от нас.

Все конфликты между родителями и детьми основаны, прежде всего, на отсутствии необходимых психологических знаний. Мы не знаем самих себя и не знаем собственных детей. Системное восприятие мира и людей вокруг помогает нам избавиться от этой психологической слепоты и, наконец, разглядеть себя и других такими, как мы есть на самом деле.


Родители и дети: конфликты векторов

Вот перед нами медлительный, неторопливый малыш. Сбитенький и крепкий, слегка косолапит. Он медленно возится, раскладывая по местам свои игрушки. Медленно одевается и собирается в садик. Чтобы тщательно завершить свои дела, этому малышу, обладающему, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, требуется больше времени, чем остальным.

На пороге от нетерпения уже подпрыгивает его шустрая мама с . «Долго ты еще будешь возиться? Сколько можно? Мы из-за тебя опоздаем опять! Ну ты и тормоз у меня, неужели побыстрее собраться не можешь?»

Конечно, без системных знаний, кожной маме не понять своего малыша. Ее-то психика устроена с точностью до наоборот: она подвижная и ловкая, быстрая и активная. Ценит время, не терпит опозданий.

Ошибки обходятся дорого

Увы, но незнание законов устройства психики вовсе не освобождает нас от негативных последствий ошибочного воспитания.

Например, анальному ребенку от природы вовсе не случайно задана такая медлительность и тщательность. Это обладатель аналитического ума, для него важно, чтобы все было тщательно и «по полочкам». Он устремлен к достижению качества. Если давать такому ребенку достаточно времени, из него вырастет прекрасный ученый, аналитик, педагог, критик. А в школьном возрасте он непременно будет лучшим учеником в классе, ведь накапливать знания – его природное желание.

Когда анального ребенка обрывают и торопят, его психика неспособна развиваться адекватно. Негативные последствия в этом случае могут быть такими:

– упрямство и негативизм как в бытовых вопросах, так и в учебных

– запоры (как следствие того, что мама подгоняет, «срывает с горшка»)

– стремление не к конструктивной критике, а к тому, чтобы унизить и обесценить действия других людей

– агрессия и самоагрессия как физическая, так и вербальная

– заикание (в случае постоянного прерывания действий и речи ребенка, когда он пытается о чем-то рассказать)

– проблемы с пищеварением или нарушения сердечного ритма.

Семья – сложная система из разных людей

Это лишь один азбучный пример из системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который наглядно демонстрирует последствия нашей психологической безграмотности. На самом деле в масштабе одной семьи ситуация намного сложнее.

Возникает не только родительский конфликт с ребенком. Отношения в паре тоже строятся на базе взаимного непонимания. Это приводит к тому, что наши дети растут в атмосфере ссор и бесконечных претензий.

Братьям и сестрам тоже редко удается научиться строить благоприятные отношения между собой: в этой ситуации конфликты между детьми практически неизбежны.


Преодолимый конфликт: дети и родители могут понять друг друга

Благодаря системному восприятию людей, мы становимся способны видеть друг друга такими, как мы есть.

Прежде всего, это дает нам возможность полностью пересмотреть свои собственные детские психотравмы, обиды на родителей, свои претензии к ним. Это имеет колоссальное значение.

Дело в том, что, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, обычай почитать отца и мать возник в культуре и различных религиях далеко не случайно. От родителей мы принимаем саму жизнь как таковую. И когда в своем сердце мы отталкиваем родителей (возможно, они были несправедливы или даже жестоки к нам), то бессознательно, вместе с этим мы отвергаем и саму жизнь. Лишаем себя возможности проживать ее радостно и счастливо.

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы получаем осознание всех причин, почему наши родители проявляли себя тем или иным образом. Это помогает нам освободить свое сердце от претензий и обид в их адрес.

Это вовсе не значит, что вы примете в свой дом алкоголика-отца, который бросил вас в раннем детстве и не показывался в вашей жизни несколько десятков лет. Мы вправе защищать себя от реального ущерба, который несут другие люди, даже если это наши родители.

Но осознание причин их поступков, их мотивов помогает вам освободить себя от любых негативных последствий. Психика сбрасывает с себя тот непосильный груз, который тяжелым бременем отягощал вас долгие годы. И вы становитесь способны максимально реализоваться в жизни и получать от нее радость и наслаждение.

Быть счастливым – растить счастливых

С другой стороны, мы получаем возможность наконец-то ясным взором увидеть своих собственных детей. Детально осознать особенности их психики, получить оптимальную модель воспитания. Наши парные отношения тоже выходят на совершенно другой уровень взаимопонимания и душевной близости. Нивелируются внутрисемейные конфликты детей между собой.

Благодаря системному восприятию, семья получает полное оздоровление. Об этом свидетельствует , прошедших тренинг.

Стройте счастливые отношения между поколениями через обретение системного взгляда на мир. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Родительское собрание.

Тема: «Конфликты между родителями и детьми» .

План:

1. Статистика трагических исходов конфликтного взаимодействия родителей с детьми;

2. Причины конфликтов и агрессивного отношения родителей к детям;

3. Факторы, детерминирующие семейные конфликты;

4. Типы отношений родителей и детей;

5.Типы конфликтов подростков с родителями и типичные реакции детей на конфликтные действия родителей;

6. Профилактика конфликтов между родителями и детьми.

Официальная статистика

В России ежегодно от рук родителей погибают две тысячи детей; 2,7 тысяч детей каждый год совершают самоубийства, причина которых – насилие в семье; Ежегодный рост числа убийств детей родителями в мире (в возрасте до 1 года) в результате телесного наказания за непослушание и «плохое поведение» составляет до 52%; В России возросло количество побоев, ожогов, вывихов рук у детей родителями - от 2 млн. случаев в 1986 г. до 4 млн. в 1997 г.; 90% случаев насилия над детьми осуществлялись дома, без свидетелей; с 2002 по 2006 год в Москве число случаев жестокого обращения родителей с детьми выросло в 2,4 раза; Основная часть таких преступлений остается вне поля зрения правоохранительных органов.

Эмоциональное состояние и развитие наших детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним их родителей

Причины конфликтов и агрессивного поведения родителей по отношению к детям

1. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические издевательства над своими детьми, как правило повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших. 2. Отсутствие у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции, приводящее к тому, что собственное недовольство жизнью выплескивается на ближних. 3. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство. Это и неосознанный детский протест, и наивный способ привлечения к себе внимания.

4. Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых; 5. Общий агрессивный фон общества;

6. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом;7. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения; 8. Низкий уровень конфликтологической и родительской компетентности. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти правильный подход и корректно отреагиро-вать на поведение ребенка.

I. Деструктивность семейного воспитания Выделяют следующие черты деструктив-ных типов воспитания:1) разногласия членов семьи по вопросам воспитания;2) противоречивость, непоследователь-ность, неадекватность;3) опека и запреты во многих сферах жизни детей;4) повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ:

II. Возрастные кризисы детей - факторы их повышенной конфликтности

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: - кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); - кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); - кризис б-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); - кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); - подростковый кризис 15 - 17 лет.

III. Личностный фактор детско-родительских конфликтов

Среди личностных особенностей родителей, способст-вующих их конфликтам с детьми, выделяют консерва-тивный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитар-ность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

IV.Типы отношений родителей и детей как фактор семейных конфликтов

Оптимальный тип отношений родителей и детей; - потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями; - скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство); - скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей; - поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы (ситуативно) родители; - поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети; - родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Типичные реакции детей на конфликтные действия родителей

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: - реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); - реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); - реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Профилактика конфликтов между родителями и детьми

Работа над преодолением конфликтов с детьми начинается с работы над собой и над своими отношениями с супругом или супругой.Меры профилактики конфликтов между родителями и детьми: 1) проведение как можно большего количества времени вместе с ребенком до возникновения проблем с дисциплиной; 2) умение делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;3) наличие взаимопонимания, дружбы и любви между родителями и ребенком;4) сбалансированный подход к воспитанию: сначала убеждение, а потом уже, как крайняя мера, - физическое наказание.

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния. 2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возника- ющих противоречий. 3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса. 4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми способствует следующее:

Всегда помнить об индивидуальности ребенка;- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;- стараться понять требования маленького ребенка;- помнить, что для перемен нужно время;- противоречия воспринимать как факторы нормального развития;- проявлять постоянство по отношению к ребенку;- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;- одобрять разные варианты конструктивного поведения;- совместно искать выход путем перемены в ситуации;- уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;- дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков; логически разъяснять возможности негативных последствий;- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;- использовать положительный пример других детей и родителей;- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

Этапы поиска альтернативы: определение противоречия или проблемы; выработка альтернативных решений; обдумывание и оценка альтернативных решений; выбор альтернативы и реализация решения; определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс.

Этап I. Определение противоречия или проблемы

1. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка. Ребенок, как и все, обижается, если его обрывают или отвергают. 2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить её». Нужно придерживаться следующих целей и правил: скажите все, как есть. Если Вы как родитель чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились к ребёнку с вопросом; избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребёнка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия; используя совместные действия, родителю следует дать ребёнку понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлён и которое требует «встречи» ребёнка и родителя.

Этап II. Поиск и выработка альтернативных решений

Для того, чтобы помочь найти решение проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:

Позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

Дайте ребёнку достаточно времени для обдумывания его предложений, особенно если он ещё маленький;

Будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений;

Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Поддерживайте ребёнка, особенно в тех случаях, когда в поиск альтернатив участвую несколько детей;

Занимайтесь «мозговым штурмом» до тех пор, пока не убедитесь, что «выжать» новые альтернативы не удастся.

Этап III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений

Этот этап включает в себя исследование и оценку тех решений, которые, как кажется, способны разрешить противоречия или проблему. В воображении проигрываются все возможные альтернативы, а также последствия принятого решения. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений.

Этап IV. Выбор альтернативы и реализация решения

Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, помните следующее:

Задайте вопросы типа «Ты думаешь, это приведёт нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

Решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям. Родитель мог бы сказать ребёнку: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

Запиши решения на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы не один не был забыт.

Все участвующие должны понимать, что каждый вносит свой вклад в поиск решения.

Этап V. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения

Ребёнку и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребёнок зачастую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказывается трудноосуществимым. Необходимо сверяться друг с другом. Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требующая пересмотра первоначального решения. Оценивание является важным звеном процесса поиска альтернатив. Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли какая-то коррекция.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Когда в семье есть несколько деток, каждый из них борется за свое место - и это нормально. Такое соперничество - своего рода социальная адаптация, репетиция сценариев, которые ребенок будет использовать в дальнейшей жизни. Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Со временем младшие дети все активнее вторгаются в пространство старших - и тем более явным становится соперничество. Чем младше дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы. Задача родителей - не подавить соперничество в детях, а направить его в конструктивное русло.Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать конфликты между детьми. Родителям очень сложно сохранять равную дистанцию по отношению к детям, когда имеют место супружеские конфликты.

Прежде всего, проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к конфликтам между детьми. Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Старайтесь не вмешиваться сразу в конфликты между детьми, если они не рискуют поранить друг друга. Первый шаг - это изложить суть проблемы.Второй шаг - это сообща найти возможное решение. Третий шаг - утвердить окончательный план разрешения спора. Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке.

  1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошёл с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу того, стоит ли решать конфликты между братьями и сёстрами с помощью силы и жестокости.

2. Установите чёткие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них их понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.

3. Сыграйте в ролевую игру. Покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

4. Поощряйте умение себя вести.

5. Напоминайте, что «справедливо» не означает «одинаково». То есть, справедливо разрешать старшим детям ложиться позже своих младших братьев и сестёр. Но это вовсе не означает, что младшим детям это можно.

6. Учите детей идти на компромисс, причём, делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

7. Помогите детям научиться распознавать эмоции. Если они смогут озвучи-вать то, что чувствуют, им будет легче обсуждать конфликт и идти на компромисс.

8. Немедленно разведите детей по разным комнатам, если во время ссоры, вы понимаете, что спор вот-вот превратится в драку.

9. Наказывайте всех, потому что они вместе нарушили ваши правила, а не тратьте время на выяснение того, кто виноват.

Мира и согласия в вашей семье!


По определению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Семейный конфликт можно рассматривать и как одну из форм нормального человеческого взаимодействия, не всегда и не везде приводящему к разрушению; это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческого выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью .

А.И. Донцов и Т.А. Полозова отмечают, что семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях проявляется в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы. Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, новом ценностном сознании. В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели, нормы, ценности. В рамках своей конструктивной функции конфликт адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались; проявляет источник разногласия и тем самым позволяет устранить его; обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее явлений и тем самым способствует ее стабилизации; сплачивает членов семьи и ориентирует их на ее стабилизацию .

Деструктивная функция заключается в том, что на уровне личности по мере ощущения неразрешимости конфликта нарастает психологический дискомфорт. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему боль, порой даже ценой собственной уязвимости. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов белее активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом становится обращение к психологу .

Особенности развития конфликтов.

В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий.

1) Стороны конфликта. В семейной жизни встречаются практически все варианты конфликтного взаимодействия: личность - аспект личности, личность - личность; личность - группа и группа - группа. В первом случае мы имеем дело со столкновением отдельных особенностей личности, во втором - с широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, установок, целей. В двух других случаях происходит конфронтация как внутри семьи, так и между семьями по различным проблемам (организация быта, устройство жилья, поведение детей, отношение к общей собственности, суждения и оценки других и т.д.).

2) Условия протекания конфликта. Определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это пространственно-временные (место реализации противоречия и время его разрешения); социально-психологические (тип и уровень общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие национальных, семейных, профессиональных, бытовых, воспитательных интересов) условия.

3) Образы конфликтной ситуации. Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением - с другой, выступают образы конфликтной ситуации, включающие представления участников конфликта о себе и противоположной стороне, среде и условиях в которых протекает конфликт. Важно иметь в виду, что именно образы, а не реальность определяют конфликтное поведение. Поэтому и реальным, наиболее эффективным средством разрешения конфликта может быть внешнее воздействие на участников с целью изменения этих образов.

4) Возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны сознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации. Бывают наступательными, оборонительными, нейтральными; активными и пассивными; инициирующими, ответными; направленными на оппонента, самого себя, третьих лиц. Такие действия приводят к четырем основным исходам: полному или частичному подчинению другого, компромиссу, прерыванию конфликтных действий, интеграции.

5) Исходы конфликтных действий. Выход их сложившейся конфликтной ситуации может иметь четыре основных исхода:

а) полное или частичное подчинение партнера;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция .

Конфликты между родителями и детьми в неполных семьях - один из самых распространенных видов конфликтов в повседневной жизни. Однако он в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психолого-педагогические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

    опека и запреты во многих сферах жизни детей;

    повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;

    разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

    противоречивость, непоследовательность, неадекватность.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

Кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

Кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

Кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);

Подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

Родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение - С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, когда от него ждут то детское послушание, то взрослую самостоятельность. Самым распространенным конфликтам является отношение родителей к внешнему виду подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится быть похожим на сверстников.

Причинами конфликтов также может быть: время, до которого подросток может гулять, установка на то, что девочкам рано встречаться с мальчиками, и т.д.

В этом возрасте ребенок раним и очень болезненно реагирует на конфликтные ситуации. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль, нравоучения. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Так же выделяют следующие особенности взаимоотношений с детьми в неполных семьях:

1. У маленького ребенка, как правило, складываются эмоционально глубокие (симбиотические) взаимоотношения с родителем (особенно с матерью).

2. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье, особенно материнской, может происходить, когда ребенок достигает подросткового возраста. У подростка появляется потребность в автономии и в референтной группе друзей.

Мать, находясь в сильной эмоциональной зависимости от ребенка, начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Отход ребенка может вызвать ухудшение самочувствия матери. Подросток может столкнуться с необходимостью выбора между проявлениями самостоятельности и здоровьем матери.

3. В диадических семьях, чаще типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу.

4. Достаточно сложной в неполной семье является такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится доказать (продемонстрировать) обществу, что и один он может воспитать достойного человека. Часто при этом родитель стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы и идеалы, при этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В такой ситуации учащаются детско-родительские конфликты .

Одним из самых распространенных видов семейных конфликтов являются конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем трети случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения детей с обоими родителями. В основе конфликтов между родителями и детьми, как правило, психолого-педагогические факторы, которые влияют на взаимодействие родителей и детей. это:

1. Тип внутрисемейных отношений. Определяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается относительное равновесие, проявляющееся в формировании психологических ролей каждого члена семьи, семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи проявляется в негативном характере супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют определенные черты деструктивных типов воспитания; разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречие, непоследовательность, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз и наказаний.

3. Возрастной кризис детей, которая является переходным периодом от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям до упрямства. Определяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству) кризис "трех лет" (переход от раннего детства к дошкольному возрасту) кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младшего и среднего школьного к подростковому возрасту -11-13 лет) подростковый кризис 14-16 лет.

4. Личностный фактор Среди личностных качеств родителей, приводящие к конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность к устаревшим правилам поведения и вредных привычек (употребление алкоголя и др.), Авторитарность и ортодоксальность убеждений и др. Среди личностных качеств детей называют низкую успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций и указаний родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и др.

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает определенными реакциями, к которым прежде всего относятся: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации).

Как показывает практика, чаще всего конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи определяют такие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт нестабильности родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт надтурботы (излишняя опека и надочикування) конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). В приведенных случаях основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать личностные характеристики, возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах с выполнением детьми вместе со взрослыми определенных трудовых обязанностей, введение традиций взаимопомощи, совместные увлечения, которые являются основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований родителей в отношении ребенка обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблем, забот, интересов, увлечений и состояния и прочее.

Выводы

Итак, межличностные конфликты - это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социальной и психологической взаимодействия.

1. Существуют различные подходы к изучению межличностных конфликтов, однако большинство исследователей считают, что они имеют объективные причины, субъективное проявление, разнообразные проявления, конкретные факторы, высокое эмоциональное напряжение.

2. Межличностные конфликты проявляются во всех сферах жизни [коллектив, общество, семья) и поддаются управлению, которое сводится к изучению причин и факторов, воздействия на сферу конфликтных отношений, выбор стратегии и способа поведения.

3. Причины таких конфликтов, как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потеря и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированная ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности индивидов, напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость и др.

4. Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

5. Конфликты между родителями и детьми возникают из деструктивность внутрисемейных отношений, недостатки в семейном воспитании, возрастные кризисы детей, индивидуально психологические особенности родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Почему возникают и продолжаются конфликты между родителями и взрослыми детьми ; каковы истинные причины конфронтации и противостояния близких и самых родных людей; что нужно сделать, чтобы решить — на эти и другие вопросы, мы постараемся ответить в этой статье.

Причины конфликта между родителями и взрослыми детьми

Проблема отцов и детей извечна, но в современном обществе ее можно решить, поняв и осознав причины конфликта между родителями и взрослыми детьми , и научившись ведению конструктивного диалога для налаживания взаимоотношений.

Для того, чтобы понять и осознать причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях родителей и взрослых детей , нужно вернуться в прошлое, и взглянуть как строились детско-родительские отношения ; какие ошибки воспитания ребенка были допущены, программируя жизненный сценарий , будущее сына или дочери; какие применялись стили семейного воспитания ; правильно ли применялись наказания и поощрения детей родителями , да и самое главное: любили ли родители своего ребенка, или только жалели, относясь к нему как к беспомощной жертве, из-за чего, уже с раннего возраста, могла сформироваться психологическая игра по треугольнику Карпмана , которая, может быть, продолжается и по сей день, уже во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми , приводящая к постоянным конфликтам, противостояниям и конфронтациям.

После этого, можно налаживать добрые, бесконфликтные отношения родителей и взрослых детей.

Кто виноват в конфликте родителей и взрослых детей

В любых противостояниях и конфронтациях, в том числе и в конфликтах родителей и взрослых детей, каждая сторона пытается обвинить в проблеме взаимоотношений своего оппонента: родитель винит повзрослевшего ребенка в нелюбви и неуважении; взрослые дети обвиняют во всем своих родителей…ситуация тупиковая, часто повторяющаяся и ни к чему хорошему не приводящая.

В первую очередь, каждый из участников спора или конфликта, включая умудренных (как им кажется) жизненным опытом, безупречных и безошибочных в своих взглядах и суждениях родителей, и взрослых детей со своими современными взглядами на жизнь и мир в целом, нужно икать источник проблемы во взаимоотношениях в себе, а не в противостоящей, конфликтующей стороне.

Родителям нужно понять, что взрослые дети, сын или дочь, самостоятельные и уникальные личности, которые не должны жить и поступать в соответствии с родительскими желаниями, ожиданиями и потребностями.

Взрослые дети, конечно должны уважать и почитать своих родителей, но не должны ожидать от них понимания современных взглядов, жизненных ценностей и приоритетов…у каждого поколения, да и вообще, у каждого человека, свое собственное мировосприятие и понимания себя, других людей и мира в целом.

И родители и взрослые дети, понимая и чувствуя не только себя, свои желания и потребности, но и другого человека, неважно, родитель он или ребенок биологически, исключая любой намек на эгоцентризм и юношеский максимализм, смогут достигнуть вместо пустой, деструктивной конкуренции в межличностных отношениях, конструктивного диалога и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Нужно разрушить вместе с негативной игрой, стереотип постоянных конфликтов, противостояний и проблем во взаимоотношениях родителей и детей , стереотип «Отцов и детей».

Для начала, можно понять правила поведения в конфликтных ситуациях , в том числе, конфликтов детей и родителей .

Как решить проблемы взаимоотношений родителей и детей

Чтобы решить проблемы взаимоотношений родителей и детей , разрешить конфликтную ситуацию и наладить добрые отношения на основе сотрудничества и конструктивного взаимодействия, нужно собрать «семейный совет» («круглый стол») и начать взрослый, деловой и конструктивный диалог на равных позициях.

Т.е. родителям нужно «отключить» свое менторское, наставническое, сверхзаботливое и попечительское отношение к своим взрослым детям. А последним, перестать относится к родителям, как к устаревшим, ничего непонимающим в современности, с предвзятыми взглядами на жизнь предкам.

Конечно, на первых порах, в налаживании отношений и проведении конструктивного диалога, возможно будет нужна помощь психолога , или другого посредника авторитетного для обеих сторон.

Однако, если у участников «круглого стола», довольно зрелые личности , то они могут попытаться придти к общему знаменателю и сотрудничеству во взаимоотношениях взрослых детей и родителей без посредника.

Главное, чтобы: и у родителей, и у взрослых детей было желание в близких, доброжелательных и уважительных друг к другу отношениях; чтобы жить не конфликтуя и соперничая, а сотрудничая и помогая друг другу.

Ваши межличностные, бесконфликтные отношения, в Ваших руках…

Желаю всем психологического благополучия!

Бесплатная консультация психотерапевта перед оказанием помощи онлайн



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»