Как вырастить ребенка гением. Как вырастить гения или развиваем способности ребенка с пеленок. Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тебе может казаться, что существует только один способ сделать ребенка умнее - впихнуть в него максимум знаний. Но начитанный - это еще не сообразительный и находчивый. Исследования организации Andrew W. Mellon Foundation, описанные в книге Crossing the Finish Line («Пересекая финишную черту»), доказывают: даже отметки в школе зависят не столько от зуб­режки, сколько «являются отражением силы характера». «Такие черты, как мужество и любознательность, превращаются в высокие оценки», - говорит один из авторов книги Мэтью Чиньос. Так давай поможем малышу укрепить характер.

1. Посули 1000 рублей, если научится жонглировать

Что тренируем: способность достигать цели

Раскошелиться придется нескоро. «Дети не способны быстро овладеть навыком жонглирования, но это и не так сложно, чтобы отказываться от попыток» , - говорит Энтони Ти ДеБенедет, один из авторов книги The Art of Roughhousing («Искусство скандалить»). Так что, скорее всего, сын или дочка все-таки выполнят поставленную задачу.

Что скажет наука Ученые из Оксфорда обнаружили, что у новичков в жонглировании всего за шесть недель тренировок объем белого вещества мозга, которое отвечает за обучение, увеличился на 5%. Прибавь к этому улучшение координации, внимания и терпения.

2. Предложи ему полазить по деревьям

Что тренируем: самоконтроль

«Ребенок не сможет залезть на дерево, пока не научится управляться со своими эмоциями , - поясняет ДеБенедет. - Тут нужен и холодный расчет, чтобы выбрать оптимальный маршрут, и умение обходиться со своим страхом, и способность спокойно реагировать на поражения» .

Что скажет наука Регулярное покорение деревьев не только приучит ребенка справляться с оцепенением перед пугающей задачей, но и подстегнет креативное мышление (ведь еще надо придумать, каким путем взобраться на эту вишню - за какую ветку цепляться, куда ставить ногу). Правда, нас немного настораживает, что эти данные пришли из Детского госпиталя Филадельфии...

3. Научи играть в шахматы

Что тренируем: настойчивость

Ты проиграешь много раз, прежде чем взять своего первого короля. «Шахматы учат ребенка, что на поражениях можно учиться» , - говорит Пол Таф, автор книги How Children Succeed («Как дети добиваются успеха»). Неслучайно говорят, что для умственной работы шахматы значат то же самое, что спорт для физического здоровья.

Что скажет наука Шахматы сделают ребенка усидчивее и внимательнее, помогут развить логическое мышление, а главное - научат не бояться самому принимать решения и нести за них ответственность. Недаром чемпион мира Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер» . Если же нужны конкретные цифры, то вот они: как сообщают бельгийские ученые, регулярные занятия шахматами обеспечивают детям рост интеллекта по шкале Векслера на 21%.

4. Восхваляй работу, а не победу

Что тренируем: уверенность в себе

Дети - максималисты. Они полагают, что быть довольным собой можно, только если ты победил (не учитывая, что иногда победа зависит не только от тебя, но и от обстоятельств). Надо показать им, что путь к цели и прикладываемые усилия не менее ценны, чем сама цель. «Когда дети получают похвалу за свои усилия, они начинают больше ценить их» , - уверяет Таф.

Что скажет наука Кинь ободряющую реплику, когда заметишь, что ребенок тщательно занимается (например, делает уроки). Позже, когда ребенок принесет показать дневник, сделай так, чтоб он (или она) заметил связь: «Ну, как я вижу, усилия оправдали себя, да?»

5. Приучи, что награду нужно заслужить

Что тренируем: терпение

«Твой ребенок должен понять, что игрушки и сладости не достаются бесплатно» , - советует Таф. Чадо попросит себе iPad? Назначь его на месяц ответственным за уборку дома и вынос мусора. А если чаду уже больше 14, пусть идет в курьеры или моет тарелки в ресторане - заработает хотя бы часть суммы, а остальное ты добавишь.

Что скажет наука Серия исследований в Стэнфорд­ском университете показала: дети, которые умеют ждать и зарабатывать награду, спустя годы лучше сдают экзамены. У них больше сила воли, которая очень важна в трудных испытаниях вроде поступления в ВУЗ.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает , какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии - это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими - если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.


3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм - вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других - это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы - игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения - золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение - ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве , точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность - чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)

Талантливые дети стали рождаться чаще. Интеллект-клубы, развивающие центры и студии роста - на каждом углу. Работа с одаренными детьми обособилась в специальное направление педагогики. Одаренность в детской психологии приобрела масштаб трофея, который нужно обязательно искать в каждом малыше и усердно культивировать. Рожать гениев стало модно и престижно. Целенаправленное развитие способностей стало статьей расходов семьи… Что это за тренд - одаренность?

Из этой статьи вы узнаете

Модно быть особенным

Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения. Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?

Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т. д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности. Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».

Одаренность - феномен времени

До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности. Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.

Терминология нового века

Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара - достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.

Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:

  • Общее развитие личности - есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики - таланта.
  • Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты – супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
  • Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
  • Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.

От детства к взрослости

Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:

  • Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
  • Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
  • Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
  • Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.

Истоки таланта

Талант может раскрываться постепенно или возникнуть неожиданно. Он не подчиняется плану и может вдруг преобразоваться или исчезнуть вовсе. Еще вчера юная поэтесса с жаром зачитывала Маяковского, а сегодня она мирно рисует весенние пейзажи гуашью. Маленький пианист вдруг захотел танцевать или тренировать голос. Такие трансформации признаются естественными и даже характерными. Нестабильность детского развития - вариант нормы.

Раннее и опережающее развитие . Эти термины близки, но не идентичны. К тому же есть ограничения. Например, есть мнение, что рано начинать читать для малыша не всегда полезно. А вот открывать возможности окружающего мира можно и в более раннем возрасте, чем это предусмотрено социально-педагогическими нормами.

Мониторинг - основной инструмент педагогов и родителей в диагностике и подтверждении детской одаренности. Можно рекомендовать следующее:

  • Родители и классный руководитель должны рассматривать способности детей всесторонне, учитывать информацию из разных источников;
  • Наблюдения необходимо вести в течение длительного времени и фиксировать пиковые моменты и периоды «застоя»;
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности и анализировать результаты;
  • Применять экспертный метод (собирать мнения сторонних экспертов при оценке результатов деятельности);
  • Оценивать перспективы ближайшего развития и участвовать в совместной деятельности, чтобы поддерживать стремление;
  • Тщательно подбирать и эффективно сочетать диагностические процедуры;
  • Проводить диагностику в условиях, максимально приближенных к реальности;
  • Оценивать реальные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры);

Субъективизм - враг качественной диагностики, как и любые ярлыки, негативное влияние может оказать и неумелая «стимуляция» . Осознание факта «ты у нас лучше всех» уже само по себе ограничивает возможности для развития: «зачем расти, если я уже лучший?» Рациональное развитие - основная цель диагностики талантливости и одаренности.

Истинная и «отрепетированная» одаренность

Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник - это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.

И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?

Можно ли специально тренировать память ? Детская память бывает очень цепкой. Тренажеры хороши для гармонизации, достижения равновесия между мнемическими процессами: запоминанием и воспроизведением например.

Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр - это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?

Проблемы одаренных детей

Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:

  • неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
  • несформированность или отклонения в игровой деятельности;
  • отрицание стандартов и правил;
  • дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
  • поиск друзей среди ребят постарше;
  • излишняя педантичность, перфекционизм;
  • демонстративность;
  • грубость в общении и др.

Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми - сотрудничество и доверие.

Сложности диагностики

Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение». И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.

Обратите внимание! В психологии несколько разных классификаций, разделяющих виды одаренности детей. Родителям следует помнить, что ни один тест не дает абсолютного результата. Желательно применять инструменты разных типов, измерять способности в динамике и внимательно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых.

Гениальный малыш (младенец) - это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно. Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте - фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов - фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность - стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго - это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Можно/нужно ли воспитывать гением обычного ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Часть специалистов считает, что базовые способности можно развить до любого уровня, вплоть до гениальности. Иные исследователи не нашли ни одного факта в пользу направленного выращивания гениального малыша и утверждают, что влиять на способность извне бесполезно, если ее недостаточно для гениальности.

Выявление таланта в 5–6 лет

Первые действительно значимые признаки одаренности ребенка можно заметить в период подготовки к школе - около 5,5–6 лет. В этот короткий возрастной промежуток гениальный ребенок становится ярким, его индивидуальные особенности становятся очевидны для окружающих. Чаще всего педагоги в ДОУ (детский сад) сообщают родителям, что заметили у подопечного тягу к математическим играм, лидерской роли или изобразительному искусству.

Не отбирайте у ребенка детство! Даже если ваш мальчик имеет признаки одаренности, постарайтесь относиться к нему как к самому обыкновенному ребенку (а ведь он и есть обыкновенный ребенок!). Не старайтесь заполнить всю его жизнь математикой или рисованием, позвольте ему насладиться детством.

Анкета для родителей 4–6-летних детей

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.

  1. Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
  2. Меняются ли периодически интересы ребенка?
  3. Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
  4. Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
  5. Нравятся ли юному гению фантастические истории?
  6. Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
  7. Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
  8. Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
  9. Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
  10. Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
  11. Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
  12. Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
  13. Часто делает перестановку мебели?
  14. Использует ли вещи не по назначению?
  15. Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
  16. Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
  17. Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
  18. Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
  19. Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
  20. Ему нравятся книги без картинок?
  21. Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
  22. Хорошо помнит сны, может их пересказать?
  23. Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.

Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков - это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов - этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 - изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.

Ты – наш сверхчеловек!

Твердить ребенку о том, какой он исключительный, - прямая дорога к краху. Дети с завышенной самооценкой могут выглядеть избалованными, гиперактивными, демонстрировать девиантное поведение. Все перечисленное можно отнести к факторам риска.

Цена гениальности. Артистическая или научная биография всегда начинается с детства. И каждый известный поэт или композитор прошел путь от младенчества до взрослости. Обратите внимание на то, что судьба гения часто оказывается печальна. В истории немало примеров (Пушкин, Моцарт, Есенин…). Вчера - непризнанный гений или бездарность, а завтра - всемирно известный виртуоз. Это огромная нагрузка на человеческую психику! А еще есть поговорка, что на детях гениев природа отдыхает…

Механизм формирования и развития гениальности еще не изучен полностью, поэтому будьте разумны и не спешите шокировать чадо проверками. Увидеть в ребенке талант - полдела. Хороший родитель - спокойный родитель! Не спешите ни с выводами, ни с действиями. Лучшим выбором на этом этапе диагностики станет психологический анализ. Примените стандартизированные опросники и тестирование и рассматривайте любое отклонение от нормы лишь как симптом одаренности, но не диагноз.

Может случиться, что у ребенка есть скрытый талант, не распознанный по какой-то причине. Скажем, аутисты и тоже могут быть талантливы. Загвоздка в том, что от таких особенных малышей порой не ждут, а потому и не ищут дара.

Как правильно взрастить в ребенке гения рассказывает Амонашвили Ш.А.

Начальная школа и талантливые подростки

Младший школьный возраст - идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.

Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.

Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.

Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.

Позиция государства На волне научного прогресса страна решает проблему нехватки кадров именно так - взращивает таланты с юного возраста. А школа оказывает государству посильную помощь в этом. Не поленитесь посетить общешкольное родительское собрание на эту тему в начале учебного года. Обратите внимание на концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.

Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите - пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи. Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов.

Литература по теме

Начните с учебника А.И. Савенкова «Психология детской одаренности». Учебное пособие раскладывает по полочкам всю информацию и поможет составить представление о феномене. Продолжить просвещение в этом направлении лучше с материалами педагогов-практиков:

  • Одаренность: благословение или препятствие?
  • Статья Увлеченность в структуре исследовательской одаренности
  • Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
  • Периодическое издание «Одаренный ребенок».
  • Скачайте методики диагностики одаренности у детей .

Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, рекомендуем вам посмотреть вебинар Людмилы Викторовны Куневской, заместителя директора по УВР МАОУ «Лицей №9» г. Новосибирска:

Вместо заключения

Талант, дар, способность, божья искра - все это понятия, близкие к термину одаренность. Все они в той или иной степени зависят от природных задатков. Увидеть в ребенке талант - дело времени и возрастной психологии. Конечно, можно сказать, что ребенок уже в утробе матери талантлив. Но важно еще и создать условия для развития: показать ребенку радость открытий, аккуратно направить его образование, отбросить необоснованные ожидания. А главное - и одаренность, и талантливость должны приносить ребенку счастье, а не тяготить его.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Конечно, многое зависит от генов, однако вы можете помочь своему ребенку раскрыть свой потенциал по-максимуму. Главное – желание, терпение и несколько простых правил:

Поощрять игры
Очень важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил в играх – это развивает любопытство, которое является ключом к успешному усвоению информации об окружающем мире. Интерес ко всему, что происходит вокруг, поможет в будущем получать удовольствие от обучения.

Много читать
Ребенку нужно как можно больше читать, даже если он ещё совсем маленький – независимо от возраста, его мозг активно обрабатывает информацию. Словарный запас, которым ребёнок владеет в возрасте двух лет, соответствует количеству слов, услышанных им с первых дней жизни. С каждой прочитанной книжкой словарный запас ребёнка увеличивается, а языковые способности улучшаются.

Вовлекать ребёнка в разговор
Активное общение и правильная передача информации способствуют эмоциональному и языковому развитию ребенка. Непременно следует вовлекать малыша в разговор, использовать вопросы вместо утверждений. Это привлечет его внимание, ведь дети очень тонко чувствуют интонацию.
Позитивная, дружественная интонация пробуждает любопытство, тогда как негативные эмоции и приказы подавляют его.

Делать ребёнка собеседником
Общаться с детьми следует так, словно они полноценные собеседники. Говорить нужно медленно, используя короткие фразы, жесты и мимику, чтобы придать больший вес словам. Это поможет малышу распознавать и усваивать языковые модели, которые он будет использовать в речи.

Исключить посторонний шум
Фоновый шум (например, работающий телевизор) мешает ребёнку отличать звуки, которые ему нужно воспринимать, от ненужных. Не следует ставить телевизор в комнате малыша. Исследования показали, что дети, в спальнях которых есть телевизоры, больше склонны к полноте и менее успешны в школе.

Заниматься музыкой
И вовсе не для того, чтобы вырастить великого музыканта, а для общего развития. У детей, которые на протяжении трёх лет учились играть на музыкальных инструментах, развиваются способности, не связанные с музыкой. Что еще очень важно: обучение музыке улучшает память.

Заниматься творчеством
Любое творчество развивает воображение и тонкую моторику ребёнка. Поэтому ребенку нужно предоставить всё необходимое для рисования, вырезания, аппликаций и т.д. Хорошо, когда творческие занятия становятся регулярними, и у ребенка есть возможность в полной мере проявить себя.

Показывать и рассказывать
Во время прогулок ребенку нужно рассказывать обо всём вокруг, привлекать его внимание к интересным объектам, объяснять звуки и запахи – делать каждую прогулку уроком об окружающем мире. Очень полезно показывать, как меняется окружающая среда: листья желтеют, цветы расцветают, тесто превращается в хлеб и т.д.

Избегать безликих обучающих фильмов
Исследования показали, что дети, которые смотрят такие безликие видео, обладают меньшим словарным запасом чем те, кто их не смотрит. Детская психика настроена на восприятие речи живого человека, на наблюдение за выражением лица. А в этих видео, как правило, звучит только голос, и слова воспринимаются детьми как поток бессвязных звуков.

Не быть слишком настойчивыми
Слишком стараясь сделать из малыша гения, причем поскорее, можно ему только навредить. Не стоит заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, или заниматься чем-то одним. Важно учитывать интересы и таланты ребёнка, развивать и поощрять их, а не заставлять его изучать всё и сразу против его воли.

Использовать полезные пищевые добавки
Например, рыбий жир. Жирные кислоты помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от одного нейрона к другому, увеличивая эффективность работы мозга. Дети, получающие достаточно жирных кислот, успешнее проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Спешить медленно и быть достойным примером
Ребенка невозможно заставить развиваться слишком быстро. С ним нужно разговаривать медленно и часто повторять слова, особенно в первый год жизни. Нужно быть внимательным и делать всё правильно. Не следует повторять неправильно сказанные ребёнком слова. Родители – главный пример ребенка для подражания. Так старайтесь действительно им быть!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»