Анкета экологическое воспитание в семье. Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты. с родителями по экологическому воспитанию

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Подробности Природа, экология

Страница 2 из 6

Приложение 1 . Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

Работа с родителями

«Экологическое воспитание детей»

Губкин, 2014
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?__________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?__________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? _______________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? __________________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?__________________________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) _______________________________________________________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? __________________
10. Ваши предложения, пожелания. _________________________________

Тайны природы

(родительское собрание-КВН)
Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».

Жюри: заведующая ДОУ, родители.

Ведущий: старший воспитатель или эколог.

Ход собрания

Ведущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Д е в и з нашего собрания: «Прикоснись к природе сердцем».

Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

1-й конкурс. Представление.

Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.

2-й конкурс. Разминка.

Вопросы для команды «Капелька»:

– Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)

– У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

– Что за зверь лесной:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я? (Лось.)

Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже – даже у сорок. (Скворец.)

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)

– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)

– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

Вопросы для команды «Планета Земля»:

– Из какого дерева делают спички? (Осина.)

– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)

– Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Это… (сова).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу серую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь).

– Кто кукует у кукушки? (Самец.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)

Музыкальная пауза: танец «Радуга».

3-й конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).

4-й конкурс. Конкурс капитанов.

Кто быстрее разгадает кроссворд («Явления природы» и «Насекомые) – 3 балла.

Вопросы для болельщиков:

– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

– Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

– У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха.)

– Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

Музыкальная пауза: песня «Реченька».

5-й конкурс. Домашнее задание.

Защита красочного плаката или экологической газеты о весне – 5 баллов.

Ведущий. Нет дерева на территории нашей России, которому бы так повезло и в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

Березы – это символ России.

Музыкальная пауза: танец «Березка».

6-й конкурс. Музыкальная разминка.

Кто кого перепоет – песни о природе (по одному куплету).

Ведущий. Берегите и охраняйте природу. Помните:

Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Песня «Лесной марш» – поют дети и родители.

Подведение итогов.

Войди в природу другом

(родительское собрание)
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Ход собрания

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Участвуют две команд ы: «Василек», «Ромашка».

Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка – это лес.

Ты эту сказку сохрани:

Не рви, не мни и не спугни.

1-й конкурс. «Вопрос – ответ».

Для команды «Ромашка»:

– Почему лес называют зеленой аптекой?

– Какие цветы расцветают ранней весной?

– При каких заболеваниях используется липа?

– Где уши у кузнечика?

– У какой птицы зимой появляются птенцы?

Для команды «Василек»:

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

– Какую траву любят кошки?

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

– Какая ягода заменяет лимон?

– При каких заболеваниях используется мята перечная?

Музыкальная пауза: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок».

2-й конкурс. Домашнее задание – инсценировка экологической сказки – 10 баллов.

Музыкальная пауза: песня-шутка «Кузнечик-кузнечик», муз. Д. Кадабекли, слова – народные.
Ведущий. Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты птицы дом не разоряй

И никому не позволяй.

3-й конкурс. «Капитаны, капитаны…» (стихи о природе) – 5 баллов.

Музыкальная пауза: этюд «Одуванчик», муз. Арбелян.

4-й конкурс. Представление поделки из природного материала.

Музыкальная пауза: песня-танец «Чудак-судак», муз. Сироткина, слова Б. Заходера.

Подведение итогов конкурса.

Ведущий. Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

Что мы знаем о природе и ее охране

(КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей)
Оборудование: три щита с наборным полотном или фланелеграфом; три комплекта карточек с изображениями условных обозначений; плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу»; плакат с ребусами; плакат-образец плана местности; демонстрационные столики для показа опытов.

Ход конкурсной программы

В зале располагаются три команды участников, болельщики, гости, педагоги и дети детского сада.

1. Вступительное слово.

Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит трем командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду-победительницу ждет награда.

2. Приветствие команд.

П редставление команды 1.

Ребенок. Мы – родители и я –

Все. Природы верные друзья!

Ребенок. В КВН пришли играть,

Чтоб больше о природе знать.

Представление команды 2.

Ребенок. Мы любим природу и бережём,

В обиду её никому не даём.

Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,

Все. Охранять ее нам надо!

Ребенок. Привет! – соперникам мы говорим,

Не огорчайтесь, если победим.

Представление команды 3.

Ребенок. Каждый из нас природу защитит,

Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.

Не позволим живое все уничтожать,

Ребенок. Животным и растениям расти мешать.

Все. Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

3. Конкурс эмблем.

Выступление команды 3.

Ребенок. На нашей эмблеме три знака «нельзя»:

Рвать цветы, водоемы загрязнять,

Птичьи гнезда разорять –

Все. Нельзя!

Выступление команды 2.

Ребенок. Каждому живому существу на свете

Должно свое быть место на планете.

Все. Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли

Родитель. И руки добрые – природу ими сохраним!

Выступление команды 1.

Ребенок. На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,

Родитель. Ко всем на планете живущим воззвание:

Ребенок. Животным, растениям погибнуть не дайте,

Все. От недругов и браконьеров природу спасайте!

4. Разминка «Что это?».

З а г а д к и д л я р о д и т е л е й:

1) Край виден, но дойти до него невозможно.

Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.

Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.

(Линия горизонта.)

2) Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь,

Дорогу обратно найдешь. (Компас.)

3) В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?

З а г а д к и д л я д е т е й:

1) Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед.)

2) Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

3) Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Домашнее задание.

Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.

6. Конкурс «Условные обозначения знаешь,

Карточки со знаками правильно отгадаешь».

Каждой команде выдается по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.

По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчет очков – одно очко за один правильный ответ).

1-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.

2-я к о м а н д а выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.

3-я к о м а н д а должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: грунтовую дорогу, фруктовый сад, просеку, смешанный лес, лиственный лес.

7. Конкурс капитанов и их помощников.

Задание капитанам (родителям).

Начертите план местности так, чтобы с севера на юг был детский сад, окруженный фруктовым садом, с юга – болото, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.

По окончании выполнения задания планы капитанов сравниваются с планом-образцом. За каждое правильно изображенное условное обозначение команде засчитывается одно очко.

Задание помощникам капитанов (детям).

Отгадайте ребусы о животных.

О т в е т ы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.

8. Логические задачи.

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.

Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.

Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».

Группы болельщиков трех команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.
Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.

10. Викторина «Полезные ископаемые».

Вопрос 1-й команде. Расскажите, какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещения.

Вопрос 2-й команде. Расскажите, как человек использует песок и глину.

Вопрос 3-й команде. Расскажите, как человек использует железные и алюминиевые руды.

11. Опыты «Вода и ее свойства».

1-я команда – форма воды;

2-я команда – вода – растворитель;

3-я команда – очистка воды.

Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.

12. Изобразительный конкурс «Вода в природе».

Всей команде на листке изобразить:

1-й – круговорот воды в природе; 2-й – образование родника; 3-й – схему реки.

13. Творческий конкурс «Посвящаем природе».

Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвященные любви к природе.

14. Конкурс «Богат мир животных и растений».

Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:

1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоемов.

Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.

15. Конкурс кроссвордов.

К р о с с в о р д 2-й к о м а н д е.

1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)

2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)

3) Садовый цветок. (Астра.)

4) Арктическая трава. (Камнеломка.)

5) Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)

К р о с с в о р д 3-й к о м а н д е.

1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)

2) Дерево с резными листьями. (Клен.)

3) Дерево – символ России. (Береза.)

К р о с с в о р д 1-й к о м а н д е.

1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)

2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)

К р о с с в о р д д л я б о л е л ь щ и к о в.

Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.

1) Птица – спутница моряков.

2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте.

3) Царь зверей.

4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.

5) Хищник из семейства собачьих.

6) Колючее животное.

7) Самый знаменитый землерой.

16. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».

Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу; 3-й – на водоемах.

17. Подведение итогов конкурсной программы.

Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать ее так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.

Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание:

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Ребенок 1. Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Двое детей выносят большой шар, оформленный в виде глобуса, с надписью: «Берегите Землю эту!». Они торжественно проходят по залу мимо детей и гостей, затем останавливаются в середине зала, шар ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я беге, бегу, бегу,

Удержаться не могу –

Вместе. Любуюсь я на красоту!

К. Орешин

Звучит в записи песня «Наедине со всеми» (музыка В. Шаинского, слова А. Поперечного); «Живи, Земля, живи, Земля, и вы поймите, люди, второй Земли, второй Земли, второй такой не будет» в исполнении группы «Земляне». Дети покидают зал.

«Воспитание доброты к природе»

(круглый стол с родителями дошкольников)

«Научите ребёнка ощущать, а

потом и понимать, что добро

тогда добро, когда от него

не плачут люди»,- писал В.А. Сухомлинский.

Доброта делает человека воспитанным.

Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку,и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ.

Да, добру надо учить.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты. Общение с природой пробуждает у ребёнка доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений. Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы берёзы, во всём этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое – значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.

У природы мы учимся чувству красоты, чувству меры, добра, справедливости.
А как же приобщить ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение? Как Вы думаете, уважаемые родители? Как Вы сами развиваете у своих детей познавательный интерес к природе, как в семье воспитываете у детей любовь к природе? (Ответы родителей..)

Итог: Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Запомните правила!

Охрана растений.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.

Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.

Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Охрана животных.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета для родителей

ФИО___________________________________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?____________________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?_______________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?_________________________________________________

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?______________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________________________________

В чем это проявляется? __________________________________________________

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________________

Нужно ли это делать? ____________________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ______________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________________

Анкета для родителей

"Книги о природе в семье"

ФИО____________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно).

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_________________________________________________________________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть).

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? __________________________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?___________________________________________________________________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?________________________________

Как часто? При каких ситуациях? ____________________________________________

Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую - ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей»

  1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
  1. Возрастная группа ____________________________________________________
  1. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение «Рябинушка» занимается вопросами экологического воспитания детей? ____________________________
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема? ______________________________
  3. Ощущаете ли Вы по поведению, знаниям ребенка то, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется?
  • ребенок много рассказывает о растениях
  • просит разрешить содержать дома животное, птиц
  • во время ваших совместных прогулок обращает внимание на красоту окружающей природы
  • просит сходить с ним на прогулку в лес, парк
  • просит Вас почитать ему о природе
  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?___________
  2. Как и чем Вы можете оказать помощь ДОУ по экологии? ___________________
  3. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? В чем это проявляется?_______________________
  4. Беседуете с ребенком дома о природе, растениях, животных________________
  • оборудовали дома уголок природы
  • приобрели животных
  • подкармливаете птиц
  • стали чаще бывать на природе: в парке, лесу
  • проводите с детьми совместные наблюдения за природными объектами
  • сажаете деревья, охраняете природу
  1. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?______________________________________________________________
  2. В чем нужна Вам помощь ДОУ по данной проблеме?
  • какие давать ребенку знания
  • как проводить наблюдения за погодой
  • как содержать животных, растения дома
  • как знакомить ребенка с правилами поведения в природе
  • какую практическую деятельность можно осуществить с ребенком в природе
  1. Как Вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию?_________________________________________________________
  2. Ваши предложения, пожелания _________________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Радуга»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье».

Цель проведения анкетирования . выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Примерная тематика бесед и консультаций

с родителями по экологическому воспитанию.

1. Не причиняя вреда природе. Обговорить правила поведения в природе.

2. Пусть цветут травы! Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.

3. Поклонись ягодке. Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.

4. Крылатые доктора. Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой, каким кормом можно кормить.

5.Сокровища леса. Роль леса в жизни человека, что человек получает от леса, как вести себя в лесу помощь человека лесу.

6. Ядовитые растения. Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.

Примерная тематика ширм

для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека о комнатных растениях.

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам о птицах.

8. Наши друзья насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы земной красы начало.

13. Первоцветы вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения : круглый стол.

Участники : родители, педагог.

Цель .

Повышение уровня экологической компетенции родителей; формирования правил экологически правильного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи.

Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы по формированию экологической культуры у дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию .

Подготовить анкету и провести анкетирование родителей. Оформление выставки работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!» Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания.

Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда пойдёшь ты, наконец,

О человек, венец природы, что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» - круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» - поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» - наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» - наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» - прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» - ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ - звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

Путник часто ранит ноги - вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение - «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегулирования. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев - выдохни, вдохни, я птица - выдохни, вдохни, я камень - выдохни, вдохни, я цветок - выдохни, вдохни, я спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купальница - на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов:

Воспитатель:

«Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была у нас богаче…» (Л. Сорокин.)

План работы с родителями по формированию экологической

культуры участников образовательных отношений.

Месяц

Форма проведения

Задачи

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии.

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Диагностика, анкеты.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

Фотоматериалы об летнем отдыхе.

Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.

Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик.

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе».

Выставка работ «Дары осени».

Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Консультация.

Выставка детских поделок.

Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Ноябрь

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек.

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края.

Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке.

Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек.

Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Декабрь

Создание фотоальбома «Город зимой».

Природоохранная акция «Сохраним ёлочку - красавицу!»

Привлечь родителей к природоохранной деятельности.

Фотографии любимых мест в родном городе.

Проведение конкурса «Необычная ёлочка!»

Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Активное участие родителей в акции.

Январь

Оформление ширмы «Празднование Нового года».

Консультация «Зимние травмы».

Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года.

Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей.

Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката.

Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий.

Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях.

Февраль

Семинар – практикум в царстве лекарственных трав. «Фитотерапия».

Обмен опытом.

Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.

Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании детей в зимний период.

Система оздоровления детей в ДОУ.

Лекарственные растения – средство оздоровления.(Фитотерапия.)

Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом.

Повысить уровень компетентности родителей.

Март

Родительское собрание.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе».

Познакомить родителей с правилами поведения в природе.

Оформление фотовыставки «Природа молит о помощи!»

Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе.

Знакомство с напоминающими знаками.

Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей.

Апрель

Выставка работ «Весна – красна».

«Как провести выходной день с детьми?»

Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка.

Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ.

Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом.

Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком.

Анкетирование

Заседание клуба «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений.

Подвести итог работы за год.

Диагностика.

Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт.

Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей.

Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми.

Конспект заседания клуба по интересам «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Помните игрушкус зеркальными пластинками и цветными стёклышками? Чуть повернёшь – новый узор. А как хочется разгадать секреты волшебного разноцветия!

Вот и мы составили свой калейдоскоп, рассыпали на страничках «цветные стёклышки» совместных с родителями и детьми проектов. Сегодня мы рассмотрим их, чтобы затем собрать свой «узор», который выльется в создание журнала «Экомир моей семьи», который, в свою очередь, является заключительным этапом, подводящим итог кропотливой работе по теме «Формирование экологической культуры участников образовательного процесса».

Каждый мини проект, каждая экологическая акция, прошедшая за истекший год – это маленький шажок на долгом пути к формированию экологической культуры, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Цель всей нашей работы заключалась в том, чтобы начать формирование экологической культуры всех участников образовательных отношений, как детей, так и вас, уважаемые родители. А в основу нашей работы был положен метод проектирования, который подразумевает совместную с детьми деятельность и включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников и формирование единой экологически-воспитывающей среды «ОУ – семья ребёнка».

Основной задачей нашей совместной работы стала задача формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса посредством проектировочной деятельности.

На протяжении долгого времени мы все вместе с вами и детьми собирали различные материалы не тему экологии, которые можно рассмотреть на оформленных стендах.

Давайте вспомним, какие материалы, сообщения, фотографии были вами собраны, какие темы легли в основу ваших сообщений. (Ответы детей и родителей).

- о природе, о питании, о растениях, о животных, о спорте, о совместных с родителями походах и прогулках.

Верно. А ещё есть такое понятие – ЭКОЛОГИЯ. Что, по- вашему, оно означает? (Ответы родителей.)

Вы правы! Так вот, экология – это наука, которая появилась ещё в 19 веке и должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания пригодной для существования, для жизни.

Основными направлениями этой науки являются:

1. Изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом, то есть ВСЁ связано со ВСЕМ.

2. Рассматривает взаимоотношения людей и природы.

3. Изучает и разрабатывает способы охраны природы.

А как вы думаете, ребята, чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей.)

Правильно! В переводе с греческого «ЭКОЛОГИЯ» - это наука о доме. Вот поэтому и собранные вами материалы посвящены дому, отношению взрослых и детей, их деятельности.

Журнал, который мы сегодня создадим, называется «Экомир моей семьи». Это название включает в себя следующие понятия: (См. приложение.)

  • Вкусно, полезно, красиво. 1. Как питается ребёнок
  • Природа в вашем доме. 1. Какое место занимает природа в вашем доме?
  • Экологическая тропа сем ьи.1. Экологическое краеведение.
  • Экология души. 1. Как отзывается на контакты с природой?

2. Что значит экологически чистый продукт?

3. Что вредно, что полезно?

2. Как часто семья выезжает на природу?

3. Природа в духовной жизни общества, общение

с природой.

2. Туристические умения и навыки.

3. Каждая тропинка – экологическая.

2. « Чистая душа» - что это такое?

3.Можем ли мы помочь природе?

* Экология начинается с улыбки.

1. Как избежать ссор и конфликтов?

2. Есть ли в семье свои традиции?

3. Знаете ли вы свои корни?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на «редакторские» группы, каждая из которых будет работать над своей страничкой. Каждая страничка имеет своё название.

1. Овощи и фрукты – полезные продукты.

2. Стёжки – дорожки.

3. Уши, лапы и хвосты.

4. Полезные советы.

Очень хорошо! Мы теперь знаем, какие материалы войдут в наш журнал. Но, скажите, пожалуйста, почему странички называются именно так? (Ответы родителей.)

Практическая часть.

Дорогие друзья, а сейчас мы начинаем работу непосредственно над журналом. Участники каждой из групп, посовещавшись, отберут нужные материалы и вместе с детьми приступят к вёрстке журнала.

(Дети принимают активное участие в работе родителей.)

Дорогие друзья, работа редакторских групп завершилась и ответственные редакторы сейчас нам представят свои странички, расскажут какие фотографии и заметки они разместили и почему.

(Выступление ответственных редакторов и всех участников группы.)

После того, как все странички будут представлены, верстается весь журнал.

А сейчас мне бы хотелось подвести итог нашей с вами работы. Как вы считаете, раскрывает ли название нашего журнала тему всей нашей большой работы по формированию экологической культуры участников образовательных отношений?

Докажите нам это.

(Взрослые делают вывод. Дети помогают родителям, рассказывают о том, что тема была раскрыта, что Экомир семьи - это благополучие, чистота, здоровье, дружба, взаимопомощь и ещё многое другое. Далее дети рассказывают как они вместе с родителями собирали материалы о здоровой и полезной пище, о пользе прогулок, о походах на природу, о пользе занятий спортом с детства, о животных и растениях в нашем доме.)

Молодцы, ребята ну и, конечно же, наши уважаемые родители! Я думаю, мы вместе с вами справились с общей задачей. И в заключении хочу сказать следующее:

Экология начинается с улыбки, и я желаю

Встречаясь с людьми – улыбайтесь!

Выезжая на природу – улыбайтесь!

Встречая красоту – улыбайтесь!

Играя со своими четвероногими друзьями – улыбайтесь!

И идите по жизни с улыбкой!

На этом заседание нашего клуба закончено. Я выражаю вам огромную благодарность за ваше сотрудничество, за активное участие в жизни группы, за помощь в формировании экологической культуры наших малышей и надеюсь на наше дальнейшее тесное взаимодействие.

Наталья Котляр
Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«»

Цель проведения анкетирования : выявить отношение семье .

1. Есть ли у вас дома животные?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? (Подчеркнуть или дописать)

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

б. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации :

«Воздух в вашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире :

а) чистый;

б) грязный;

в) не знаю.

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире? Да / Нет

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение :

а) регулярно;

б) изредка;

в) не обращаю на это внимание .

6. Как часто вы делаете влажную уборку :

а) каждый день;

б) раз неделю по выходным;

в) другие варианты.

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке :

а) мебели - Да / Нет;

б) обоев - Да / Нет;

в) ковров - Да / Нет.

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

8. Как очищаете воздух в квартире?

«Экология и курение »

1. Сколько человек в вашей семье курят ?

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?

3. Если вы не курите, считает ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

«Экологическое образование в семье »

В период с 20 по 23 апреля родителям была предложена анкета «Экологическое образование в семье » .

Целью проведения анкетирования являлось : выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье .

В анкетировании приняли участие 14 родителей из 20 .

На первый вопрос - 1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.) были получены следующие ответы.

В 7 семьях не домашних питомцев.

В 6 семьях есть либо кошки , либо собаки.

На второй вопрос - 2. Есть ли комнатные растения? Какие? были получены следующие ответы.

У 11 семей присутствуют комнатные растения.

У трех семей нет.

На третий и четвертый вопросы - 3. Кто ухаживает за животными или растениями? были получены следующие ответы.

У 13 семей за животными или комнатными растениями ухаживают как родители , так и дети (кормит, гуляет с ним, играет, поливает) .

У 1 семьи никто не ухаживает , так как в доме нет ни растений, ни животных.

На пятый и шестой вопросы - 5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? 6. С какой целью? были получены следующие ответы.

Были озвучены такие места отдыха как : лес, море, дача, бухта, речка, озеро, рыбалка, распадок, океан, вулканы.

На седьмой вопрос - 7. Где ребенок обычно проводит лето? были получены следующие ответы.

На восьмой вопрос. 8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? были получены следующие ответы.

На девятый вопрос. 9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду , были получены следующие ответы.

Озеленить территорию сада

Выезд детей в разные места отдыха на природе

Организация живого уголка

Сделать скворечник или кормушку для птиц

Продолжать дальнейшую работу по экологическому образованию

Рассаживать цветы, деревья, Поливать, пропалывать, ухаживать.

Просмотр фильмов и м\фильмов об охране природы, животных, насекомых.

Изучение литературы.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?» "Какое место занимает физическая культура в вашей семье?" Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста? на следующие вопросы. 1. Посещает ли.

Анкета для родителей «Какое место в вашей семье занимает физкультура и спорт?» Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье, физкультуре,.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ» Уважаемые родители! Просим Вас принять в анкетирование по вопросам экологического воспитания дошкольников. ФИО ___ Возрастная группа.

Анкета для родителей «Экономическое воспитание ребенка в семье» Анкета для родителей экономическое воспитание ребенка в семье Цель: приобщить родителей к совместной работе по экономическому воспитанию.

Анкета для родителей по организации театрализованной деятельности в семье Анкета для родителей Уважаемые родители! Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»