Значение общения для психического развития детей. Значение ситуативно-делового общения для общего психического развития ребенка Важность общения для ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Как в филогенезе, так и в онтогенезе источником психического развития является деятельность. В то же время разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью .

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Значение ведущего вида деятельности на разных возрастных этапах представлено в периодизации Д. Б. Эльконина. В младенчестве ведущим видом деятельности выступает непосредственно-личностное общение с матерью, под влиянием которого формируется потребность в общении. В раннем возрасте - предметно-манипулятивная деятельность, способствующая возникновению таких новообразований, как речь и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте ведущей выступает игровая деятельность, в контексте которой формируется стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, способствующая развитию рефлексии, внутреннего плана действия, самоконтроль и произвольность психических процессов. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение, которое определяет формирование стремления к взрослости, самооценки, подчинения нормам коллективной жизни. В старшем школьном возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность, которая способствует формированию мировоззрения, ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения.

Вместе с тем, развитие личности происходит также и в других видах деятельности. К основным видам деятельности относят учебная деятельность, труд, игра и общение.

Учебная деятельность - деятельность, направленная на при­обретение индивидом знаний, умений и навыков или их из­менение в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.

Учебная деятельность осуществляется самим ребенком, а обучение – это совместная деятельность учителя и ученика. Учебная деятельность имеет большое значение для формирования навыков самоконтроля и самооценки, для овладения учебными действиями (целеполагания, анализа, синтеза, сравнения и т.д.). В ней осваиваются об­щие способы действий и научные понятия. Общие способы дейст­вий предваряют решения (И. И. Ильясов). Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин). Изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).

Д. Б. Эльконин писал: «Учебная деятельность отличается от всех остальных важной особенностью. В результате продуктивной или трудовой деятельности получа­ется материальный продукт. … Совсем иначе построена учебная деятельность, в ней ребенок оперирует научными понятиями, ус­ваивает их. Однако никаких изменений в систему научных понятий он не вносит. … Результат учебной деятельности - изме­нение ученика, его развитие. Это развитие есть приобретение ребенком … новых спо­собов действий с научными понятиями».

По мнению Я. Л. Коломинского, учебную деятельность отли­чает от обычного учебного поведения два аспекта: уче­ник сам стремится к изменению в ходе учебы и направление этих изменений совпадает с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса). Если ученик посещает школу и делает уроки, чтобы не расстраивать родителей, избе­жать наказаний, то его деятельность не является учебной.

Учебная деятельность приводит к изменениям в уровне знаний, умений и навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности и в умственных операциях, особен­ностях личности.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что труд - это основной путь формирования личности. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, переходят в практически действенные установки его мировоззренческие принципы. «В труде складывается способность к действию дальнего прицела, далекая мотивация». Сам процесс труда требует напряжения, усилий воли, преодоления внешних и внутренних препятствий. Поэтому в труде развиваются воля и произвольное внимание, необходимые для сосредоточения на непривлекательных звеньях трудового процесса. В каждом труде приходится учитывать изменяющиеся условия, что способствует развитию инициативы и творчества.

Игра имеет существенное значение для развития детей. В игре формируется способность детей, отображая, преобразовывать действительность. Играя, ребенок лучше овладевает миром. Игра, согласно С. Л. Рубинштейну, является практикой развития. В игре у ребенка формируется воображение. Способность к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии подготавливаются в игровом действии.

Игровая деятельность способствует:

1. формированию произвольности психических процессов, особенно внимания и памяти. В условиях игры дети запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель – сконцентрировать внимание, запомнить, припомнить – выделяется ребенком легче всего в игре. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если ребенок не хочет быть внимательным в игровой ситуации, то он изгоняется сверстниками.

2. интеллектуальному развитию. В игре ребенок действует с заместителями предметов – это заставляет его мыслить о предметах и действовать с ними, отвлекаясь от их непосредственных свойств. Он вынужден переходить к мышлению в плане представлений, что служит основанием для развития абстрактного мышления.

3. развитию речи. Если ребенок не может понятно для других участников игры высказать свои предположения и понять их словесные высказывания, он будет в тягость сверстникам.

4. развитию воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли.

5. развитию личности. Через игру ребенок знакомится с манерой поведения и взаимоотношениями взрослых и усваивает их. В игре он приобретает навыки общения. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Воспитательное значение общения определяется тем, что в нем вырабатываются правила поведения, нормы, мотивы поведения, складываются иерархии ценностей. Именно в общении ребенок познает свою личность и переживает свою значимость, именно через общение осуществляется регуляция поведения ребенка среди других людей. Воспитательное значение общения раскрывается в стиле педагогического общения и форме общения родителей с ребенком.

Значение общения для психического развития ребенка

Общение, по мнению отечественных психологов, – главное условие полноценного психического развития ребенка. Об этом свидетельствуют следующие факты:

2. Явление госпитализма.

3. Формирующие эксперименты, выполненные под руководством М. И. Лисиной.

Рассмотрим каждый из этих фактов подробнее.

“Детьми-Маугли” называют детей, выросших среди животных, вне человеческого общества. Так, например, в начале ХХ века индийскому ученому Синху сообщили, что охотники наблюдали интересную картину, они видели, как волчица вывела на прогулку своих волчат, среди которых оказались две девочки, одна примерно восьми, а другая полутора лет. Была предпринята экспедиция. Девочек изъяли из волчьей стаи, они стали жить в семье Синха. Оказалось, что эти дети были лишены человеческих форм поведения. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли по ночам, пытались скрыться при виде людей. Словом, они больше походили на животных, чем на людей. Младшая из них – Амала – умерла через год; очевидно, переход из животного сообщества в человеческое общество оказался для неё стрессовой ситуацией, с которой организм и психика не справились. Старшая девочка – Камила – прожила еще девять лет. За это время Синх добился очень незначительных успехов, хотя приложил много усилий. Камилу удалось лишь научить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но она так и не научилась чувствовать, думать и говорить по-человечески .

Данный случай и ему подобные позволили ученым сделать вывод о том, что вне человеческого общества ребенок не может стать собственно Человеком, у него не формируются человеческие формы психики и поведения.

В условиях дефицита общения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза наблюдается отставание в психическом и физическом развитии ребенка, получившее название госпитализм . Явление госпитализма впервые было описано после Первой мировой войны. Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещались в сиротские приюты. Подобная практика имела место и после Второй мировой войны. В сиротских приютах детей хорошо кормили, за их состоянием наблюдали врачи и медицинские сестры. Но несмотря на хорошее питание и физический уход, многие дети не доживали до трех лет, а оставшиеся в живых резко отставали в своем физическом и психическом развитии от своих сверстников, воспитывающихся в самых обычных семьях. Страшную картину описал немецкий психолог Р. Спитц, наблюдавший детей одного из сиротских приютов. Из 21 ребенка в возрасте от 2 до 4 лет 5 совсем не умели сидеть и передвигаться, 3 лишь сидели без поддержки, 8 ходили с посторонней помощью и только 5 – самостоятельно. 12 детей не умели есть с ложки, 20 – сами одеваться. Поразительно слабым было развитие речи детей: 6 из 21 не говорили совсем, 12 произносили по 2–5 слов, и лишь один умел составлять фразы. Спитц описал особое невротическое состояние детей, проявляющееся в поразительной пассивности, ареактивности, заторможенности детей.

Ученые установили, что столь серьезное отставание в физическом и психическом развитии обусловлено дефицитом интимно-личностного общения ребенка со взрослыми. Вся жизнь детей в сиротских приютах строилась таким образом, что взрослые осуществляли присмотр и уход за детьми, но не имели возможности уделить персональное внимание каждому ребенку. Дети находились в условиях недостатка общения, что и привело к отставанию в их развитии.

По мнению М. И. Лисиной, “стёртые” формы госпитализма наблюдаются и в наше время (в домах ребенка и в тех семьях, где дети заброшены, где нет полноценного общения) .

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют формирующие эксперименты М. И. Лисиной и сотрудников ее лаборатории. Работа проводилась в доме ребенка с детьми первого года жизни. Детей 2–4 месяцев условно разделили на 2 группы: экспериментальную и контрольную. Суть экспериментов заключалась в том, что с детьми экспериментальной группы были организованы ежедневные специальные сеансы общения продолжительностью 7–8 минут каждый. В течение этого времени экспериментатор персонально общался с ребенком: улыбался ему, ласково разговаривал с ним, поглаживал так, как это делает любящая мать. Дети контрольной группы таких сеансов общения не получали.

Психологи отметили, что после 2–3 занятий дети экспериментальной группы с нетерпением ждали экспериментатора: при его появлении оживлялись, улыбались, радостно вскрикивали или певуче гулили. Но главное заключалось в том, что интенсивное общение со взрослым ускорило и обогатило развитие детей экспериментальной группы. Они дольше занимались игрушками, при этом совершали больше разнообразных действий. По сравнению с детьми контрольной группы эти дети радовались игрушкам и испытывали большее удовольствие от взаимодействия с ними. У малышей экспериментальной группы была выражена не только потребность в общении со взрослыми, но и потребность в исследовании окружающего мира. Они в значительно большей мере, чем дети контрольной группы, проявляли интерес и внимание к предметам и игрушкам, находящимся рядом.

Если учесть, что во время сеансов общения игрушки не использовались, то становится ясно, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула детей, позволив им значительно обогнать своих сверстников. Именно в общении со взрослым происходит интенсивное развитие восприятия как ведущего психического процесса в младенческом возрасте, а также развитие познавательной активности ребенка.

Все сказанное позволяет утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития на ранних этапах онтогенеза .

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какие два типа взаимодействия выделяют отечественные психологи?

2. Охарактеризуйте взаимодействия субъект-объектного типа (выделите то общее, что объединяет ритуальные, императивные, манипулятивные взаимодействия, и опишите специфику каждого вида взаимодействия).

3. Каковы особенности общения?

4. Каковы функции общения?

5. Обоснуйте необходимость общения для развития ребенка.

5. Значение общения для психического развития человека.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности - его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1-2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма .

Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения (табл.).

Потребность, удовлетворяемая в общения

Потребность в доброжелательном внимании

Потребность в сотрудничестве

Младший передний дошкольный возраст

Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность

Средний и старший дошкольный возраст

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества (1-6 месяцев) . Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты (внимание и доброжелательность взрослого) являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. Мотивы общения – личностные. Средства общения – экспессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое общение (3 месяца – 2 года) . В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым. Мотивы общения – деловые. Средства общения – предметно-действенные.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3 года) . С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений. И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. Содержание потребности – уважение взрослого. Мотивы общения – познавательные. Средства общения – речевые.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста (6 -7 лет) . Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Содержание потребности – сопереживание и взаимопонимание взрослого. Мотивы общения – личностные. Средства общения – речевые.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.

В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее оно является весьма значимой для него сферой отношений, подкрепляясь, помимо потребности в любви и заботе со стороны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.

В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении становится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3–4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте впервые может появиться особая форма общения, связанная с отношениями в коллективе. Включение в коллективную учебную деятельность (групповую работу, взаимную оценку результатов и т.д.), дополненное общими внеучебными интересами, при благоприятных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификации (чувство своей общности с данной группой) может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллектива, в группах по интересам и т.д.

Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие друзья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близкой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из важнейших завоеваний юности. В молодости и зрелые периоды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми – одна из самых значимых сторон жизни человека.

Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрасте, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, несет в себе потребность в понимании. Она во многом определяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале – необходимым компонентом более широкой сферы: сферы семейных отношений. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений может считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает также общение молодых родителей с детьми. В зрелые периоды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.

В заключение следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни. В остальных возрастных периодах различные виды общения также играют важнейшую роль, как составляя самостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов деятельности, в том числе ведущих (например, в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, в игровой деятельности дошкольников и т.д.).

Значение общения со сверстниками ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо-

тря на то, что находится на этапе станояления, вносит свой

вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику

общения детей со сверстниками следующим образом.

Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос-

лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос-

кость отношений со взрослым - наклонная: внизу нахо-

сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить-

ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско-

сти. Перед ним - равное существо, в котором ребенок без

слов находит нитуитивное понимание своих состояний,

готовность разделить ценное и для него стремление к само-

выражению. В общении со сверстниками малыши получа-

ют огромное удовольствие от возможности выразить себя

во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю-

чается особая ценность для ребенка общеиия с ровесника-

ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную

психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер-

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль-

ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических

игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру-

га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти-

ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они

приобретают умение отстаивать свои нрава, согласовывать

свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников

развития у них познавательной активности. Контакты со

сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму-

лируют яркие переживания, являются полем для проявления

инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри-

ровать свои умения, все эти качества важны для развития

самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника,

подражая ему, сравнивая себя с иим, действуя вместе, ребе

нок как будто «смотрится* в невидимое зеркало, в котором

отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-

щеыие с равными партнерами является одним из важных

средств формирования адекватного представления ребенка

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем

возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов.

На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни-

мание друг к другу’, окрашенные положительными эмоция-

ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны.

Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат-

лениях и в активном функционировании. На данном этапе

дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте-

ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ-

В конце второго года жизни у детей появляется стремле-

ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро-

вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от-

ношению сверстника. К концу третьего года потребность

в общении со сверстниками полностью формируется.

Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу-

ществляется в форме эмоционально-практического взаимо-

действия, построенного на взаимном подражании. Его отли-

чительными чертами является отсутствие предметного

Важная роль в формировании общения детей со сверстни-

ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи-

модействие детей в процессе совместной предметной деятель-

ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо-

ционально-практического общения малышей друг с другом

Основное значение общения со сверстниками состоит в

том, что оно открывает возможности для самовыражения ре-

бенка, способствует его социальному развитию и развитию

Значение речи психического развития ребенка

Недостаточность слухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематического восприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а в дальнейшем–навыков письма.

У большинства детей с отклонениями в развитии значительно нарушено формирование пространственных представлений. Восприятие пространства–результат совместной деятельности различных анализаторов, среди которых особо важная роль принадлежит двигательно-кинестетическому. При выраженности пространственных нарушений дети испытывают затруднения при выполнении таких заданий, как сложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек, кубиков.

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, что задерживает у них развитие предметно-практической деятельности.

Роль речи в психическом развитии ребенка

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

Психическое развитие ребёнка 1-3 лет

Кризис у ребенка 3-х лет. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства и центральные новообразования. Дошкольный возраст (3–7 лет) развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности в дошкольном детстве

реферат, добавлен 08.04

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника. Развитие когнитивных способностей ребенка. Развитие мышления в школьном возрасте. Проблемы формирования знаний и умений у школьников.

учебное пособие, добавлен 03.02

Понятие условий и источников развития. Законы психического развития ребенка. Социальная ситуация как важнейший фактор становления личности в онтогенезе. Младенческий, ранний и школьный возраст. Кризис 3-х лет. Проблема готовности к школьному обучению.

реферат, добавлен 19.02

Изучение особенностей психологического развития ребенка раннего возраста. Анализ проблемы в воспитании нельзя и надо и значимость волевых компонентов. Развитие мышления у детей раннего возраста. Значение речи и ее формирования в развитии ребенка.

дипломная работа, добавлен 15.03

Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Двигательная активность ребенка. Восприятие, память, речь и мышление у младенцев.

курсовая работа, добавлен 29.07

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития ребенка. Окружающая среда и развитие грудничка. Становление произвольности в деятельности ребенка раннего возраста. Критерии школьной зрелости, проявления, новообразования кризиса 7 лет.

учебное пособие, добавлен 29.12

Личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Факторы, детерминирующие развитие личности ребенка. Влияние деятельности на развитие ребенка. Роль активности личности ребенка в деятельности.

контрольная работа, добавлен 12.02

Психическое развитие ребенка первого года жизни. Ориентировочная деятельность как основа познавательной активности ребенка. Формирование умений, навыков, чувств на втором году жизни. Практическая предметная деятельность. Развитие понятийного мышления.

контрольная работа, добавлен 26.04

Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками. Роль общения в психическом развитии ребенка. Возникновение общения у ребенка. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве.

книга, добавлен 08.01

Актуальные проблемы диагностики психического развития ребенка. Определение реального уровня психического развития ребенка. Диагностика интеллектуального развития ребенка. Социальное развитие и игра. Организация коррекции психических отклонений.

лекция, добавлен 01.03

Психологические особенности развития младенца до и после рождения. Роль матери и членов семьи для благоприятного протекания этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Основной ведущий тип деятельности ребенка, восприятие и память.

дипломная работа, добавлен 26.03

Сущность понятия «дефицит общения» и его влияние на развитие ребенка. Особенности депривации психического развития в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Теплые и близкие отношения с матерью как условие сохранения психического здоровья ребенка.

реферат, добавлен 06.11

Характеристика предмета, задач и методов возрастной психологии. Динамика психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде, от рождения до 1 года, в период раннего детства. Психическое развитие дошкольника и подростка.

реферат, добавлен 22.07

Значение общения для формирования речи ребенка. Особенности речевого развития ребенка на разных возрастных этапах жизни. Сущность развития словаря ребенка. Понятие и развитие пассивного словаря ребенка. Основные этапы становления у детей функции речи.

курсовая работа, добавлен 04.12

Эгоцентрическая речь и мышление ребенка. Основные положения теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Этапы психического развития ребенка. Развитие детского мышления от социального к индивидуальному. Различие понятий обычной и эгоцентрической речи ребенка.

реферат, добавлен 21.12

Ведущая деятельность ребенка в младшем школьном возрасте и ряд специфических особенностей этой деятельности. Познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста и младший школьный возраст как возраст интенсивного интеллектуального развития.

реферат, добавлен 03.04

Развитие психических функций. Общение со взрослыми. Развитие произвольности. Основные психологические новообразования возраста. Проблемы в развитии ребенка дошкольного возраста. Возможные причины проблем в развитии ребёнка дошкольного возраста.

реферат, добавлен 28.02

Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основные этапы процесса становления у детей первой функции речи. Этапы развития потребности в общении ребенка с взрослым. Связь речи родителей с развитием языка их ребенка.

контрольная работа, добавлен 02.12

Исследование влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Личностное развитие, условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников. Эмоциональное состояние ребёнка, поведение родителей и конфликтность в семье.

курсовая работа, добавлен 29.11

Способы формирования личности человека. Развитие ребенка. Природная сторона человека. Задатки новорожденного. Социальное и биологическое в человеке Развитие социального поведения ребенка. Здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей.

доклад, добавлен 28.11

Задержка речевого и психического развития

При определённых факторах окружающей среды и здоровья ребёнка речевое и психическое развитие его отстает от нормы. Такой ребёнок начинает позже говорить, имеет проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, часто имеет нарушения мыслительной деятельности, внимания и памяти. Если вовремя не обратить внимание на тревожные симптомы и не корректировать развитие ребёнка, задержка речевого и психического развития перейдёт в стойкие патологические формы, которые с возрастом почти не поддаются коррекции.

Задержка речевого развития

Способность к воспроизведению и пониманию речи закладывается у малыша ещё во внутриутробном развитии. Плод может различать голоса, тон и тембр голоса, реагировать на знакомые голоса движениями. При рождении ребёнок сразу же включается в звуковую среду и со временем начинает реагировать на звуки, узнавать голоса, позже - пытаться повторить отдельные звуки, потом слова. Большое значение в формировании способности понимать речь и говорить имеет пассивное слушание речи, тактильный контакт с родными людьми, эмоциональное реагирование окружающих и малыша на речь с рождения.

Речевая функция, которая не была восстановлена и скорректирована у ребёнка до 5 лет, позднее почти не поддаётся восстановлению.

Дети с задержкой речевого развития могут усваивать другие навыки, но немного позднее, чем дети без задержки речевого развития.

Причины формирования задержки речевого развития

1) Ребёнок с младенчества не получал необходимое речевое и эмоциональное общение с близкими людьми. Если с малышом не разговаривали, не обращались к нему, побуждая на произнесение звуков и эмоциональный контакт, то у малыша, функция речи остаётся невостребованной, неразвитой. Очень часто у детей, которые оказались, изолированы от общения, развивается комплексное психо-эмоциональное нарушение, влияющее на речь тоже — госпитализм. Ребёнок не стремится к общению, произнесению звуков, безучастен, неэмоционален.

2) Ослабленное здоровье. Частые болезни и слабость малыша, нервозность обстановки существенно влияют на торможение речевого развития ребёнка.

3) Врождённое ослабленное созревание нервных клеток, которые отвечают за речь.

4) Гипоксия, родовые травмы.

Дети, у которых наблюдается отставание в речевом развитии, нуждаются в особом уходе и коррекционной работе с ними педагогов, психологов и логопедов. Ребёнка нужно максимально включать в речевую среду, добиваться, чтобы он повторял слова и звуки. С малышом нужно разговаривать даже при выполнении простых домашних дел, называть предметы на улице и дома, просить, чтобы он повторял слова и позже — фразы.

Корректировать речь малыша нужно мягко, но настойчиво, добиваясь правильного произношения и не потакая специальному коверканию слов. Обычно дети, с которыми проводится коррекционная работа, в речевом развитии вскоре догоняют своих сверстников.

Занятия с малышом должны проводиться в доброжелательной и яркой эмоциональной обстановке.

При отсутствии коррекционной работы задержка речевого развития отразится на интеллектуальном и психическом здоровье малыша.

Задержка психического развития ребёнка

Задержка психического развития — временное отставание психомоторных функций малыша, которое выражается в проблемах общения, отставание мыслительных процессов, внимания и памяти. Дети с задержкой психического развития неусидчивы и невнимательны на занятиях, не могут продолжительное время концентрироваться на одном виде деятельности, плохо запоминают. Чаще проблемы психического развития малыша выявляются уже в школе, родители склонны не замечать таких проявлений в раннем возрасте малыша, приписывая их детскому возрасту и вредности характера ребёнка.

У детей с задержкой психического развития чаще наблюдается и задержка речи. ЗПР проявляется отставанием моторной сферы психической деятельности, познавательной, эмоционально - волевой.

Диагностика задержки психического развития может выявить проблемы уже на первых месяцах жизни ребёнка — такие дети бедны эмоционально, почти не реагируют на изменение в окружении, не пытаются общаться с взрослым и произносить звуки и слова. Такие малыши позже начинают сидеть и переворачиваться, чаще лежат с безучастным видом, не пытаются встать или ползти, позже начинают брать игрушки в руки.

Причины задержки психического развития

1) Бедность эмоциональной среды с рождения ребёнка. Такие нарушения возникают, когда с ребёнком не общаются, не разговаривают, не откликаются на его плач, не стимулируют общение. Малышу очень важны тактильные контакты, эмоциональное и речевое общение с самого рождения.

2) Особый врождённый склад нервной системы малыша, пострадавшей от внутриутробных патологий или гипоксии.

3) Частые заболевания малыша, которые сильно ослабляют его организм.

4) Травмы, полученные в процессе родов или после родов.

5) Нарушения слуха, зрения малыша.

Задержка психического развития малыша — это не отставание в умственном развитии. Психическое развитие ребёнка хорошо поддаётся коррекции в случае вовремя начатых занятий с ребёнком. Интеллект ребёнка может пострадать, если эти отставания не корректировать.

Для коррекции психического развития важно установить тесный эмоциональный контакт с ребёнком. Начинать надо с самых простых упражнений, с механического повторения простых действий, называния предметов и составления простейших фраз. Ребёнка нужно приучать внимательно, выполнять задания, исправлять ошибки, запоминать стихи. Хорошо, если для коррекции психического развития ребёнка будут привлечены такие специалисты, как психолог, психотерапевт, логопед, коррекционный педагог.

В детских садах есть специальные группы для детей с задержкой психического и речевого развития. Детей в таких группах мало, все они находятся под наблюдением психологов и логопедов, с ними проводятся специальные занятия по коррекционной программе.

Задержка речевого и психического развития поддается коррекции, если занятия с ребёнком начать вовремя и проводить регулярно. Семья в этом процессе имеет огромное значение: ребёнку очень нужен контакт с близкими людьми, эмоциональное взаимодействие, похвала и любовь близких. Нужно помнить, что задержка речевого и психического развития ребёнка может принять патологическое отставание в интеллектуальной сфере, если вовремя не принять меры по их коррекции.

  • 19 неделя беременности 19 недель беременности — это сколько месяцев, спросите вы? А это уже целых пять месяцев беременности! Продолжается второй триместр, и с каждым днем ваш живот становится все заметнее для окружающих. Теперь уже сложно скрыть от других вашу беременность. Поэтому с гордостью заявите, что скоро вы уйдете в […]
  • Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года С самого момента зачатия родители несут ответственность за здоровье и благополучие своего малыша. Поэтому столь важно с появлением ребенка в семье научиться правильно ухаживать за ним. Естественно, чтобы осуществлять уход за новорожденным грамотно, нужно не только многое […]
  • Если ребенок боится оставаться один в комнате… О причине детских страхов подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, почему дети начинают бояться и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху […]
  • Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий […]
  • Когда можно показать новорожденного ребенка друзьям и родственникам: ждем традиционные 40 дней? Современным мамочкам кажется, будто суеверия - лишь вздор, который веками нарушает логику жизни. Однако данные утверждения - плод длительных наблюдений, изучение событий, причин и результатов, сколько бы мамочки не отпирались. Каждое суеверие […]
  • 6. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию; матери, уволенные в период беременности, отпуска по […]
  • Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты - самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты - причины детских страхов Большинство родителей на […]
  • Порядок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет следует рассчитывать, исходя из средней заработной платы сотрудника за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Среднюю дневную […]
Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Смирнова Елена Олеговна

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Особенности общения ребенка со взрослым Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Психологи называют эту деятельность ведущей, потому что

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Становление общения ребенка со сверстниками Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица.

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Становление общения ребенка со взрослым Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического,

Из книги Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года автора Мещерякова Софья Юрьевна

Введение Общение и его роль в развитии ребенка

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Глава 1. Развитие общения ребенка с взрослым 1.1. Понятие «форма общения»Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности,

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Глава 2. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

В процессе общения ребенка с окружающими В повседневной жизни необходимо побуждать детей обращаться ко взрослым и сверстникам с речью. Например, малыш приносит воспитателю юлу и жестами просит завести ее. Воспитатель, не довольствуясь выразительными движениями

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Роль игры в развитии ребенка Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность. Поэтому на новом этапе развития приходит новый способ

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Помощь в развитии творческих способностей ребенка Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка творческой личностью. Необходимыми составляющими творчества являются свободный полет воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Значение общения ребенка с другими детьми Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем

Из книги автора

Роль массажа в развитии ребенка Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка. Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать

Из книги автора

Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они

Из книги автора

Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути. Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не

Из книги автора

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще

Из книги автора

Роль бабушки в воспитании ребенка Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики , ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение , благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития , в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно -исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями - взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими . Потребность общения ребенка со взрослыми , возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития » , где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию . Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение . Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития : 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка :

Изучение «детей-маугли» ;

Исследование природы и причин «госпитализма» ;

Прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли» , выросших в изоляции от общества , обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие . Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка , попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным» , а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» - так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом , и особенно в психическом развитии : к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма» . Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных» . Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения » ) тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка , снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень , достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми , чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются : разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом» , в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества : чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения . Генетически наиболее ранней формой общения является подражание . А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша - один из путей овладения общественным опытом . На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна : игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка . Усложнение видов деятельности и общения , расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя , прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик - физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя , но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым . К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе : одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития , специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития . Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана , прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период . Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками , в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка , заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания , творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература :

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении . - электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология . М., 1960.

Общение, по мнению отечественных психологов, – главное условие полноценного психического развития ребенка. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. “Дети-Маугли”.

2. Явление госпитализма.

3. Формирующие эксперименты, выполненные под руководством М. И. Лисиной.

Рассмотрим каждый из этих фактов подробнее.

“Детьми-Маугли” называют детей, выросших среди животных, вне человеческого общества. Так, например, в начале ХХ века индийскому ученому Синху сообщили, что охотники наблюдали интересную картину, они видели, как волчица вывела на прогулку своих волчат, среди которых оказались две девочки, одна примерно восьми, а другая полутора лет. Была предпринята экспедиция. Девочек изъяли из волчьей стаи, они стали жить в семье Синха. Оказалось, что эти дети были лишены человеческих форм поведения. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли по ночам, пытались скрыться при виде людей. Словом, они больше походили на животных, чем на людей. Младшая из них – Амала – умерла через год; очевидно, переход из животного сообщества в человеческое общество оказался для неё стрессовой ситуацией, с которой организм и психика не справились. Старшая девочка – Камила – прожила еще девять лет. За это время Синх добился очень незначительных успехов, хотя приложил много усилий. Камилу удалось лишь научить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но она так и не научилась чувствовать, думать и говорить по-человечески .

Данный случай и ему подобные позволили ученым сделать вывод о том, что вне человеческого общества ребенок не может стать собственно Человеком, у него не формируются человеческие формы психики и поведения.

В условиях дефицита общения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза наблюдается отставание в психическом и физическом развитии ребенка, получившее название госпитализм . Явление госпитализма впервые было описано после Первой мировой войны. Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещались в сиротские приюты. Подобная практика имела место и после Второй мировой войны. В сиротских приютах детей хорошо кормили, за их состоянием наблюдали врачи и медицинские сестры. Но несмотря на хорошее питание и физический уход, многие дети не доживали до трех лет, а оставшиеся в живых резко отставали в своем физическом и психическом развитии от своих сверстников, воспитывающихся в самых обычных семьях. Страшную картину описал немецкий психолог Р. Спитц, наблюдавший детей одного из сиротских приютов. Из 21 ребенка в возрасте от 2 до 4 лет 5 совсем не умели сидеть и передвигаться, 3 лишь сидели без поддержки, 8 ходили с посторонней помощью и только 5 – самостоятельно. 12 детей не умели есть с ложки, 20 – сами одеваться. Поразительно слабым было развитие речи детей: 6 из 21 не говорили совсем, 12 произносили по 2–5 слов, и лишь один умел составлять фразы. Спитц описал особое невротическое состояние детей, проявляющееся в поразительной пассивности, ареактивности, заторможенности детей.

Ученые установили, что столь серьезное отставание в физическом и психическом развитии обусловлено дефицитом интимно-личностного общения ребенка со взрослыми. Вся жизнь детей в сиротских приютах строилась таким образом, что взрослые осуществляли присмотр и уход за детьми, но не имели возможности уделить персональное внимание каждому ребенку. Дети находились в условиях недостатка общения, что и привело к отставанию в их развитии.

По мнению М. И. Лисиной, “стёртые” формы госпитализма наблюдаются и в наше время (в домах ребенка и в тех семьях, где дети заброшены, где нет полноценного общения) .

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют формирующие эксперименты М. И. Лисиной и сотрудников ее лаборатории. Работа проводилась в доме ребенка с детьми первого года жизни. Детей 2–4 месяцев условно разделили на 2 группы: экспериментальную и контрольную. Суть экспериментов заключалась в том, что с детьми экспериментальной группы были организованы ежедневные специальные сеансы общения продолжительностью 7–8 минут каждый. В течение этого времени экспериментатор персонально общался с ребенком: улыбался ему, ласково разговаривал с ним, поглаживал так, как это делает любящая мать. Дети контрольной группы таких сеансов общения не получали.

Психологи отметили, что после 2–3 занятий дети экспериментальной группы с нетерпением ждали экспериментатора: при его появлении оживлялись, улыбались, радостно вскрикивали или певуче гулили. Но главное заключалось в том, что интенсивное общение со взрослым ускорило и обогатило развитие детей экспериментальной группы. Они дольше занимались игрушками, при этом совершали больше разнообразных действий. По сравнению с детьми контрольной группы эти дети радовались игрушкам и испытывали большее удовольствие от взаимодействия с ними. У малышей экспериментальной группы была выражена не только потребность в общении со взрослыми, но и потребность в исследовании окружающего мира. Они в значительно большей мере, чем дети контрольной группы, проявляли интерес и внимание к предметам и игрушкам, находящимся рядом.

Если учесть, что во время сеансов общения игрушки не использовались, то становится ясно, что именно общение взрослого оказалось той силой, которая продвинула детей, позволив им значительно обогнать своих сверстников. Именно в общении со взрослым происходит интенсивное развитие восприятия как ведущего психического процесса в младенческом возрасте, а также развитие познавательной активности ребенка.

Все сказанное позволяет утверждать, что общение – действительно решающий фактор общего психического развития на ранних этапах онтогенеза .

Резюме

Понятия взаимодействия и общения являются ключевыми для социальной психологии. В соответствии с одной из научных традиций, представленной в данной лекции, взаимодействие в широком значении представляет собой любой обмен речевыми и неречевыми действиями. Различают взаимодействия двух типов: субъект-объектные и субъект-субъектные. Субъект-объектные взаимодействия представляют собой такие взаимодействия, при которых один человек воспринимает другого и относится к нему как к объекту воздействия, средству для удовлетворения своих потребностей, достижения собственных целей. Можно выделить три разновидности субъект-объектных взаимодействий: ритуальные, императивные, манипулятивные. Субъект-субъектное взаимодействие, согласно традиции, сложившейся в отечественной психологии, принято называть общением. Общение – это особый тип взаимодействия двух или нескольких людей, при котором происходит обмен информацией, действиями и восприятие человеком человека как личности, как равного субъекта. Общение – процесс взаимонаправленный, целенаправленный, обеспечивающий глубокое влияние партнеров друг на друга. Общение выполняет множество функций в жизни отдельного человека и общества в целом. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности; необходимо для обмена информацией, организации совместной деятельности, возникновения и развития отношений, познания человеком других и самого себя. Кроме того, общение выполняет психотерапевтическую функцию в жизни человека любого возраста. Огромно значение общения для развития ребенка. Вне человеческого общества, без общения со взрослыми ребенок не может обрести человеческую психику и освоить человеческие формы поведения. Дефицит интимно-личностного общения на ранних этапах жизни ребенка ведет к отставанию в его физическом и психическом развитии. Полноценное же, соответствующее возрасту ребенка общение является главным условием его нормального психического развития.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какие два типа взаимодействия выделяют отечественные психологи?

2. Охарактеризуйте взаимодействия субъект-объектного типа (выделите то общее, что объединяет ритуальные, императивные, манипулятивные взаимодействия, и опишите специфику каждого вида взаимодействия).

3. Каковы особенности общения?

4. Каковы функции общения?

5. Обоснуйте необходимость общения для развития ребенка.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности - его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1-2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма .

Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения (табл.).

Возраст

Период

Форма общения

Потребность, удовлетворяемая в общения

До 1 года

Младенческий возраст

Ситуативно-личностное общение

Потребность в доброжелательном внимании

Ранний возраст

Ситуативно-деловое общение

Потребность в сотрудничестве

Младший передний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение

Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества (1-6 месяцев) . Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты (внимание и доброжелательность взрослого) являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. Мотивы общения – личностные. Средства общения – экспессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое общение (3 месяца – 2 года) . В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым. Мотивы общения – деловые. Средства общения – предметно-действенные.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3 года) . С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений. И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. Содержание потребности – уважение взрослого. Мотивы общения – познавательные. Средства общения – речевые.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста (6 -7 лет) . Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Содержание потребности – сопереживание и взаимопонимание взрослого. Мотивы общения – личностные. Средства общения – речевые.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.

В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее оно является весьма значимой для него сферой отношений, подкрепляясь, помимо потребности в любви и заботе со стороны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.

В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении становится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3–4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте впервые может появиться особая форма общения, связанная с отношениями в коллективе. Включение в коллективную учебную деятельность (групповую работу, взаимную оценку результатов и т.д.), дополненное общими внеучебными интересами, при благоприятных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификации (чувство своей общности с данной группой) может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллектива, в группах по интересам и т.д.

Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие друзья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близкой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из важнейших завоеваний юности. В молодости и зрелые периоды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми – одна из самых значимых сторон жизни человека.

Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрасте, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, несет в себе потребность в понимании. Она во многом определяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале – необходимым компонентом более широкой сферы: сферы семейных отношений. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений может считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает также общение молодых родителей с детьми. В зрелые периоды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.

В заключение следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни. В остальных возрастных периодах различные виды общения также играют важнейшую роль, как составляя самостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов деятельности, в том числе ведущих (например, в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, в игровой деятельности дошкольников и т.д.).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»