Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети). Советы и рекомендации для родителей, педагогов Потворствующая гиперпротекция рекомендации родителям

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Например, за 16-летним подростком его бабушка ежедневно, крадучись, следовала от дома до школы, затем ожидала в подъезде напротив школы окончания уроков и так же тайно сопровождала его до дома, выясняя, с кем он идет, не курит ли по дороге, не заходит ли куда и т. п. Одна мать стояла под дверями уборной, когда туда шел ее 14-летний сын, подслушивая, не занимается ли он там онанизмом. Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственные решения путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

У гипертимных подростков еще в младшем или среднем подростковом возрасте (12-13 или 14-15 лет) гиперпротекция приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого подростка адекватным, с их точки зрения, способом - еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. Все это имеет лишь обратный эффект - усиливает реакцию эмансипации. В результате создается порочный круг подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся его подчинить своему руководству. В какой-то момент, почувствовав возмужание, такие подростки поднимают бунт против «притеснения», сразу напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», т. е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается и подростковая реакция группирования и другие слабые места гипертимов - любовь к новизне, к развлечениям, легкость, с которой переступается, порою просто просматривается, грань дозволенного, неразборчивость контактов, привлекательность риска. Алкоголизация и знакомство с другими дурманящими средствами значительно подталкивают психопатическое развитие по гипертимно- неустойчивом у типу.

Дмитрий А, 15 лет. Отец оставил семью, когда сыну было 11 лет. Живет с матерью, дедом и бабкой. Последние отличаются ригидностью, вязкостью, с детства строго следили за внуком, не позволяли играть «с кем попало», предварительно тщательно выясняли, кто родители, часто не выпускали из дому, резко ограничивали в подвижных играх, дома требовали тишины, не пускали к нему товарищей по школе.

Развитие в детстве без особенностей. Был живого нрава, но существенных нарушений поведения не было. Учился вполне удовлетворительно. В 12-13 лет почувствовал себя взрослым, стали непереносимыми мелочная опека и постоянные нудные нотации деда и бабки, захотелось «свободы». Пытался заниматься спортом, но вскоре надоело, и оказался в компании асоциальных подростков. Стал убегать из дому, подбивая на побег товарищей. Прятались на пустовавшей даче, наслаждались «свободной жизнью». Стал выпивать. Потянуло к вину, в пьяном виде «очень хорошее настроение», «некуда деть силу», легко вступает в драку. В последние месяцы выпивает в один прием по бутылке вина или по 200-300 г водки. Из-за побегов, пьянок и драк в возрасте 13 и 14 лет родные дважды помещали его в детскую психиатрическую больницу. Остался на второй год в 7-м классе. Пошел работать, но и там начал прогуливать. В 14 лет вступил в половую связь с 17-летней девочкой, потом ее бросил и завел связь с другой.

Снова по настоянию родных помещен в подростковую психиатрическую клинику. Здесь держится среди асоциальных подростков, претендует на лидерство среди них. Тайком выпрашивал у других больных циклодол, копил его, собирался с двумя приятелями принять большие дозу с тем, чтобы вызвать галлюцинации. Признался, что раньше «для интереса» глотал с приятелями разные таблетки. Об опасности наркотиков имел весьма поверхностные сведения. Полон нереальных для него оптимистических планов на будущее - уверен, что его легко переведут на более заманчивую для него работу, что он закончит вечернюю школу и поступит в весьма престижный институт.

Физическое развитие с акселерацией - внешний вид и сексуальное развитие соответствуют возрасту 16-17 лет. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ - без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован выраженный гипертимный тип с высоким показателем неустойчивости. Имеется указание на возможность формирования психопатии гипертимно-неустойчивого типа. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружены психологическая склонность к делинквентности и выраженная склонность к алкоголизации.

По шкале субъективной оценки самооценка правильная: резко выделяются гипертимные и неустойчивые черты, отвергаются черты сенситивные и эпилептоидные.

Диагноз. Психопатическое развитие по гипертимно-неустойчивому типу.

Катамнез через 1 год. Был устроен на работу, но прогуливал, пьянствовал. Был осужден за участие в групповой драке.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает совершенно иное действие - усиливает несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя и за свое дело. Но здесь подобное воспитание в случаях акцентуаций характера в подростковом возрасте обычно не доводит до психопатического развития. Наибольшие трудности возникают для них, когда они становятся взрослыми, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.

Одной из самых существенных проблем современного (да и не только современного) российского общества часто называют инфантилизм. Особенно это касается поколения, чье детство прошло в 90-х - разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве. Гиперопека, или гиперпротекция - чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму. Традиционно выделяют два типа гиперопротекции - потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперпротекция

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ошибкой в формировании детской психологии
заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой все это ведет к не самым радужным последствиям - когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в новый класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребенка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребенка. Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче, оказывающийся на грани нервного срыва, а порой и суицида. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте. Такого ребенка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребенка при таком типе взаимоотношений мнимая - развивают и поощряют те виды активности ребенка, за которые он получит похвалу от родителя. При потворствующей гиперпротекции все потребности ребенка реализуются, но в пределах узкой группы - членов семьи, в то время как в прочих коллективах он испытывает серьезные трудности.

Этот тип отношений соотносится с либеральным типом воспитания - попустительство в поведении ребенка и идеализация его черт.

Доминирующая гиперпротекция

Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперпротекция играет
главную роль в формировании инфантильных, закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребенка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребенка контролируется, любая мелочь обрастает правилами и все это - серьезный психологический прессинг, и не каждый ребенок может его выдержать. При доминирующей гиперопеке способности, умения ребенка занижаются - в целях «безопасности» и контроля. В итоге ребенок действительно оказывается неспособен выполнять подчас элементарные для своего возраста задачи, так как растет в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребенка не реализуется потребность в уважении и самоуважении. Доминирующая гиперпротекция соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон. Для гиперопеки также характерен так называемый психологический симбиоз. Это те случаи, когда происходит полное психологическое слияние ребенка и родителя. Ребенок полностью ограждается от возможных трудностей, родитель непрестанно беспокоится о нем, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Родители данного типа нередко говорят, что «детство-лучшее время», что лучше и уютнее всего в семье, а кругом опасности. Например, такие мамы даже физически привязывают ребенка к себе - например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребенку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся и что он рад бы был от них избавиться. В итоге такой ребенок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности, а порой заметен и регресс в когнитивной сфере, так как для обеспечения симбиоза с родителями не требуется серьезных умственных усилий, нужна лишь привязанность и послушание.

Последствия гиперопеки

В своей практике педагоги часто встречаются с такими проблемами, когда мама или папа и сами не осознают, насколько их поведение нелепо смотрится со стороны и сколько проблем оно доставляет ребенку. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад - ибо в самом желании опекать и заботиться о ребенке нет ничего плохого. Плохо, когда опека превращается в самоцель и парализует всю активность растущего человека.

Каковы же причины такого типа отношений в семье? Всё кроется в психологических проблемах самих родителей. Порой эти проблемы тщательно скрываются, игнорируются. Бывает так, что один из родителей, как правило мама, сублимирует вытесненные переживания по поводу несостоявшейся семейной жизни, компенсирует собственные неудачи на личном фронте, выражая это в излишней ласке и заботе о ребенке. Причинами гиперопеки также могут быть неудачи на работе, в общении, страх одиночества, страх несчастья. Есть особый класс родителей, которые не реализовались в какой-то сфере деятельности (в спорте, в профессии и пр.), и они воспитывают ребенка в духе мести за свои неудачи - заставляют его заниматься тем, чем занимались сами, хотя ребенку это может быть безразлично или даже противно. Немногие дети могут взбунтоваться, потому что их с пеленок приучают к жалости к родителю фразами типа «мне будет очень плохо, если ты так сделаешь». Ребенок выступает в роли средства реализации амбиций родителей, хотя порой они сами этого не сознают (человек не может самоутвердиться в иной сфере, кроме как в семье, будучи «верховным главнокомандующим» своего ребенка). Таким образом зачастую гиперопека -проявление чувства вины, испытываемого родителем. Причин для этого великое множество, от несчастливого детства мамы или папы до неудач в личной жизни. Иногда гиперопека связана с традициями воспитания в семье, влиянием других членов семьи (например бабушек) на воспитательный процесс. В результате такого влияния извне часто возникают конфликты в воспитании, ребенку предъявляются противоречивые требования - один родитель ждет одних действия, второй - иных. В итоге тревожность и ребенка только усиливается.

Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все вышеперечисленное - робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии - тормозит нормальную социализацию ребенка. Особенно остро эта проблема может проявиться в пубертатный период (половое созревание). Возможны два варианта. Первый - личность созреет для бунта и попробует переломить ситуацию, и тогда нервно и хлопотно будет всем - и родителям и ребенку. Либо человек может смириться с ситуацией и так и остаться «маменькиным сынком», человеком инфантильным, с заниженной самооценкой, неприспособленным к тяжелой действительности и её трудностям. В этом случае слом может произойти внешне незаметно, но внутренне человек уже навсегда останется таким, и даже если он будет пытаться переломить заложенные в детстве модели поведения, любое действие ему будет даваться с большим трудом, нежели человеку, с детства знакомому с самостоятельностью и ответственностью.

Как победить гиперопеку

Способ победить гиперопеку - это дать детям советы и
идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей.
Как показывает опыт, у уверенных в себе детей есть родители, которые в первую очередь учат и поддерживают, а не защищают и ограждают от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей - дать ребенку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в тоже время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребенок действительно в ней нуждается.
Трудно найти равновесие между развитием реальной независимости и возложением слишком большого количества обязанностей и ответственности детей. Ведь важно обеспечить ребенку защищенное детство, и даже в чем-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им все, что они хотят.

Эффективное воспитание - это равновесие между головой и сердцем, между предоставлением возможностей для изобретательности и состраданием, между поддержкой и абсолютной защитой.

Материал подготовил

воспитатель Сергухина И.А.

В основу классификации типов негармоничного воспитания подростка (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1987) положены следующие параметры: Уровень протекции в процессе воспитания, то есть сколько сил, внимания уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются чрезмерный (гиперпротекция) или недостаточный (гипопротекция) уровень протекции. Степень удовлетворения потребностей ребенка, в которой возможны два отклонения: потворствование – максимальное, некритичное удовлетворение любых потребностей ребенка и игнорирование потребностей ребенка. Количество требований к ребенку и его обязанностей в семье, включая обязанности по дому, по учебе, требования личной гигиены, помощь другим членам семьи и др.

1.Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. В результате данного типа воспитания формируется непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству с недостаточным упорством и опорой на собственные психологические ресурсы. Когда ребенок сталкивается с реальной действительностью, он часто не находит подтверждения своим завышенным ожиданиям, что ведет к конфликту между реальным и идеальным Я. С одной стороны, это приводит к формированию агрессивности, недоверчивости, подозрительности, упрямству, обидчивости, с другой – противоречие между стремлением детей к контактам с другими людьми и отсутствие средств для установления этих контактов приводит к глобальной зависимости от микросоциального окружения. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

2.Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции «экстрапунктивного» (направленного вовне) типа. При тревожно мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

3.Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Он стимулирует развитие черт тревожно мнительной (психастенической) акцентуации личности. В условиях такого воспитания подростки с психастенической и сенситивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных невротических реакций или декомпенсаций по психастеническому типу. У гипертимов такое отношение вызывает чувство протеста против неуважения к его Я и резко усиливает реакцию эмансипации. 4.Эмоциональное отвержение. Крайний вариант этого типа - воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими либо отрицательными моментами в жизни родителей. Характерно неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно правильного типа поведения; игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним; глобальное недовольство ребенком. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально лабильной и астенической акцентуациями. При гипертимной и инертно импульсивной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; демонтративно гиперкомпенсаторные личности утрируют детские реакции оппозиции, интроверты замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, «неустойчивые» находят отдушину в подростковых компаниях. При жестоком обращении родителей с детьми на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая. При гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, чаще проявляется как недостаток заботы о физическом, духовном благополучии ребенка, внимания к его делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле и реальной невключенности в жизнь ребенка. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни, враждебность, неуступчивость, максимальную агрессию .

Каждому человеку свойственна забота о своем ребенке. Это является своеобразным, уже врожденным чувством, которое характерно всем живым существам, не говоря уже про сознательных людей.

Виды гиперпротекции

Для родителей нет ничего дороже на свете, чем родное дитя. С самого рождения мы опекаем своего малыша, защищаем от любой опасности, предостерегаем от неосторожных действий. Но что будет, если оказывать ребенку слишком много внимания и к чему может привести излишняя опека? Далеко не каждый родитель задавал себе такой вопрос, хотя он порой является ключевым в формировании дальнейшего будущего ребенка.

Наверняка многим покажется странным уже само слово «гиперпротекция», хотя под этим научным термином скрывается всем известный факт, с которым можно столкнуться почти в каждой семье. Чрезмерная забота, повышенная опека – вот синоним этого понятия. Специалисты выделяют два вида гиперопеки, каждый из которых имеет свои специфические черты, - это потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперпротекция – это случай, когда ребенка в семье начинают идеализировать. Он становится центром сосредоточения всего внимания, а само воспитание осуществляется по типу «кумира семьи». Зачастую такое чрезмерное внимание оказывается единственному, долгожданному ребенку в семье. Родители и все родственники стараются исполнить любой каприз дитя, причем немедленным образом.

Постоянные восторги, неуместные похвалы и преувеличение качеств являются основной характеристикой данной гиперпротекции. К сожалению, обилие внимания ни к чему хорошему никогда не приводило. Ребенок, выросший в таком окружении, будет отличаться эгоизмом, надменным и пренебрежительным отношением к окружающим. Ему будет казаться, что заслуживает от всех остальных такого же обожания и признания, каким его одаряют родители.

У таких детей обычно немного друзей, либо они вовсе отсутствуют. Им тяжело ужиться в «другом» мире, это приводит к возникновению частых конфликтов с окружающими.

Доминирующая гиперпротекция. Здесь уже отсутствует слепое превознесение своего дитя. Если в первом случае ребенку может быть даже приятна излишняя забота и постоянное внимание, то во втором – это будет только пугать. А все потому, что за каждым шагом и действием ребенка ведется строгое наблюдение.

Все контролируется до мелочей: каждый шаг, каждое слово и мысль,- все попадает в поле зрение родителей и подвергается не самой лучшей критике в случае совершения ошибки. Малыш перестает иметь собственное мнение, он теряет самостоятельность.

Неуверенность в себе, зависимость от взрослых и робость нарушают коммуникативные способности среди сверстников. Не каждый справляется с таким давлением. И, если ребенку не удается выбраться из такой гиперпротекции семьи, он становится замкнутым. Могут появиться психические расстройства, произойдет расстройство личности.

Гиперпротекция – это ситуация в воспитании ребенка, когда чрезмерная родительская любовь и забота приносит только вред. Навязывание своих чувств, идей и мнений в готовом виде лишают участие ребенка в своей собственной судьбе.

Ребенку не удается высказать свою точку зрения, поступить по своей воли. Оспорить при этом решение окружающих родных – бесполезное дело. Ведь абсолютно все преподносится уже в готовом виде, который родители считают наиболее безопасным и полезным. И, к сожалению, далеко не всегда решение проблем оказывается действительно верным.

Рекомендации родителям при потворствующей гиперпротекции

Психологи утверждают, что потворствующая гиперпротекция воспитания детей характеризуется отсутствием подлинного чувства любви. В основе лежит некая родительская вина за то, что не получается в полной мере преподнести достаточного отцовского или материнского тепла своему дитя. С виду это утверждение может показаться странным, ведь ребенка не ограничивают ни в чем. Однако, по отношению к самому ребенку, к его ранимой детской натуре родители поступают довольно холодно.

За маской похвал и бесконечных подарков скрывается недостаток физического контакта. В таких семьях общения по душам стараются избегать, откупаясь при этом подарками, дорогими поездками в лагерь и другими развлечениями. Ребенок с одной стороны как бы находится под постоянным контролем и обилием внимания, а с другой – не получает должной искренней любви.

Не всегда родители отдают себе отчета в том, что их избыточное беспокойство лишь вредит ребенку. Но в случаи с потворствующей гиперпротекцией ситуацию можно изменить.

При потворствующей гиперпротекции родителям необходимо:

  • преодолеть себя, изменить свое отношение к ребенку;
  • постепенно стараться проводить больше с чадом времени;
  • хвалить и делать поощрения только за дело;
  • при необходимости - идти на компромисс;
  • позволять ребенку высказывать свою точку зрения.

Чем раньше этот момент произойдет, тем к лучшему результату это приведет. Взрослым будет легче запустить программу сохранения семейных уз, начиная преображение с самих себя. Именно от этого первого шага будет зависеть будущее всей семьи.

Очень важно родителям понять суть слова самоотверженность. Под ним скрывается далеко не чрезмерное опекунство и слащавые слова. Нет, здесь придется признать наличие личностных проблем и тревог, разрешить собственные внутренние конфликты, бессознательная проекция которых не самым лучшим образом сказывается на ребенке. Поможет в этом совет психолога, но только при готовности самих родителей принять во внимание рекомендации специалиста.

Недостаток или изобилие чего-либо не приводит ни к чему хорошему. В любой ситуации, будь то физическая нагрузка, пищевая трапеза или отношение между людьми, - все требует нахождения золотой середины. Те же дела обстоят и в отношениях родители-дети.

Чрезмерная опека или ее отсутствие не укрепит семейные узы, а наоборот отдалит ребенка, если не в физическом, то в духовном плане. Потому родителям стоит быть предельно внимательными, чтобы случайным образом не перегнуть палку не в ту сторону. Иначе это может привести к плачевным результатам, исправить которые удается далеко не каждому.

Доминирующая гиперпротекция.

Чрезмерная опека, мелочный контроль каждого шага, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Гиперпротекция не дает ребенку возможности стать автономным, принимать собственное решение, не приучает к самостоятельности.

Повышенная моральная ответственность.

Этот тип воспитания представляет собой сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. Повышенная моральная ответственность также возникает, когда на ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.

Эмоциональное отвержение.

При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, - кто дороже и кого больше любят.

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если им указать на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла. В основе эмоционального отвержения лежит неосознаваемое отождествление родителей через ребенка с собственным отрицательным детским опытом. Этот родительский стиль воспроизводит известный сюжет «Золушки» с той только разницей, что жизненный и сказочный финалы существенно различаются. Эмоциональное отвержение - феномен, по существу, идентичный скрытой материнской депривации, следовательно, и последствия будут такими же: невротизация ребенка.

Жестокое обращение иногда сочетается с эмоциональным отвержением, но может быть и отдельным видом нарушения родительского поведения. Жестокое обращение может проявляться как в форме избиений и рас- прав, так и в полном пренебрежении интересами, лишением удовольствий, неудовлетворением потребностей ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых. Помимо личностных потерь наказание, как метод дисциплинирования ребенка, приводит к ряду последствий, которые несоизмеримы с сиюминутным послушанием. Наказание облегчает или вообще снимает чувство вины, в то время как вина является более сильным регулятором поведения. Кроме того, при наказании у ребенка может сформироваться защитный механизм, описанный А. Фрейд 1 как идентификация с агрессором, в результате чего ребенок будет выступать как агрессор в отношении доступных объектов, чаще всего символических, принадлежащих агрессору (портить его вещи, уродовать его изображение), а также в отношении животных и младших детей.

В настоящее время этой теме уделяется особое внимание, описаны случаи летальных исходов от родительской жестокости (менее 1%, по данным США). В обзоре американского исследователя С. Д. Шерритс , посвященном исследованиям жестокого обращения с детьми, приводятся характеристики родителей, которые допускают подобное обращение с ребенком (единичное или систематическое), и характеристики самих детей, наиболее часто подвергающихся насилию.

Американские исследователи полагают, что случаи физического насилия происходят во всех слоях общества и в семьях всех уровней дохода. Чаще всего насилие допускают родители, которые пытаются дисциплинировать ребенка. Это люди без клинических отклонений в психике, но со слабым контролем поведения и высоким уровнем импульсивности, их гнев стремительно переходит в неистовство, и именно эта особенность протекания процесса, стремительная «эскалация гнева в ярость» является критическим фактором того, что агрессия обнаруживает себя в проявленном действии. Кроме психодинамических, индивидных характеристик значимым фактором является текущая жизненная социальная ситуация. Жестокими оказываются родители, перегруженные стресс-факторами, связанными с социальными обстоятельствами: безработицей, проблемами с жильем, миграцией и этническими конфликтами, финансовым дефицитом, нищетой. Чем выше уровень жизненных трудностей, тем выше вероятность совершения физического насилия над ребенком. Логично предположить, что в периоды социальных кризисов количество детей - жертв агрессии родителей существенно возрастает. Важно также отметить, что физическое насилие допускают те родители, которые адресуют детям неадекватные ожидания, например ждут, что дети смогут «понять их», «утешить их», «помочь им в трудностях». Речь идет о тех родителях, которые склонны к «перемене ролей» как одному из вариантов «расширения сферы родительских чувств», иными словами, склонны к тому, чтобы становиться «детьми собственных детей». Именно такие родители проявляют выраженную тенденцию к жестокому обращению с детьми.

Что касается характеристик самих детей, то зафиксированы случаи жестокого обращения с детьми в возрасте начиная с двух лет. Младенческий статус ребенка, видимо, все-таки уберегает его от агрессии родителя. Чаще всего дети - жертвы агрессии, это дети, родившиеся от нежелательной или чрезвычайно болезненной беременности или в результате тяжелых родов, дети с поведенческими трудностями (гиперактивность) и трудностями в обучении. Длительная разлука родителей с ребенком особенно в первый год жизни, также увеличивает вероятность физического насилия. Направления помощи сводятся к немедленной изоляции ребенка, снижению уровня жизненного стресса семьи, поиску помощи и поддержки, психотерапевтической работе по обучению родителя навыкам контроля поведения, в частности контроля гнева.

Гипопротекция - ситуация, в которой ребенок оказывается на периферии ноля зрения родителя, до него либо «не доходят руки», либо нет дела. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком контроля и опеки, а также отсутствием истинного интереса к ребенку. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль отличается крайним формализмом. Ребенок обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с эмоциональным отвержением.

Заброшенные дети - это дети, чьи базовые потребности, физические и психологические, систематически не удовлетворяются, из всех форм плохого обращения с детьми это наиболее губительная по своим последствиям форма. Неудовлетворенные потребности в питании приводят к серьезным нарушениям физического развития ребенка, отсутствие безопасности приводит к многочисленным несчастным случаям с детьми по недосмотру родителей, отсутствие эмоционального контакта - к нарушениям отношений привязанности и эмоционального, когнитивного развития, отсутствию навыков социальной коммуникации.

  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
  • Шерритс С. Д. Жертвы побоев. Жестокое обращение с ребенком // Психологическаяэнциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха, СПб., 2003. С. 201-203.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»