Пособия, выплаты и жилищные льготы. II. Учет детей, оставшихся без попечения родителей Полномочия департамента труда и социального развития Воронежской области

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Ратификация Россией указанного международно-правового акта повлекла за собой включение в СК РФ раздела VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Примерный перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 3 ст. 31 ГК РФ, п. 1 ст. 121 СК РФ: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. Там в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Этим Законом также даны легальные определения следующих понятий:

1) дети-сироты - это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

В перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов - опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 34 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ, Федералльный закон об опеке и попечительстве, ст. 9 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области»).

Для осуществления своей деятельности органы опеки и попечительства наделяются полномочиями, среди которых одними из важнейших являются выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования (абз. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ, ст. ст. 10, 11 Закона Самарской области от 2 апреля 1998 года № 2-ГД).

Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается (абз.

3 п. 1 ст. 121 СК). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей. В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Такие сведения имеются в дошкольных образовательных учреждениях (по месту обучения несовершеннолетних), в учреждениях здравоохранения, в жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах дознания и предварительного следствия и прокуратуры (производящих арест родителей), а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или рождения детей. Не исключены случаи, когда выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в ходе мероприятий по регистрации вынужденных переселенцев. В таких случаях территориальными органами миграционной службы проводится опрос этих детей, после чего они передаются органам опеки и попечительства.

Абзац 2 п. 1 ст. 122 СК устанавливает правило, согласно которому орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка.

Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников орган исполнительной власти субъекта РФ должен обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

При первичном обследовании составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможногоустройства ребенка). Одновременно необходимо выяснить наличие имущества, принадлежащего несовершеннолетнему на праве собственности, и принять меры к охране имущественных прав несовершеннолетнего и сохранения этого имущества (произведена опись имущества и другие действия, предусмотренные Приказом Комитета по делам семьи администрации городского округа Самара от 26.02.2007 года № 16-р).

Все дети, выявленные тем или иным способом как оставшиеся без родительского попечения, подлежат учету.

Деятельность по организации учета ведется в соответствии с правилами, установленными СК РФ, а также Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В развитие положений данного Закона Правительство РФ своим постановлением от 04.04.02 года № 217 утвердило Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Кроме того, приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 года № 2482 был определен Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Можно выделить три вида учета: первичный, региональный и региональный.

Первичный учет. Как уже было отмечено, в случае выявления детей, оставшихся без попечения родителей, последние должны быть учтены и зарегистрированы. Сведения о них вносятся в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно Приложению № 1 к Порядку организации работы по ведению государственного банка данных органы опеки и попечительства (п. 2).

В течение одного месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органы опеки и попечительства по месту его нахождения обязаны обеспечить его устройство, передав ребенка в семью других граждан, живущих в пределах муниципального образования, либо осуществить его устройство в какой-то иной форме.

Региональный учет. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения сведения о нем направляются органами опеки и попечительства в электронном виде по электронной почте (либо по модемной связи, либо на магнитных или лазерных дисках) соответствующему региональному оператору для занесения сведений о ребенке в региональный банк данных. К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения).

На основании сообщений органа опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и проживающих на территории этого субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации,а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание (п.3 ст.122 СК).

Федеральный учет. При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, региональный оператор направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фото ребенка) федеральному органу исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ возложена обязанность учета таких детей, является Министерство образования и науки РФ.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который представляет собой совокупность информационных ресурсов регионального и федерального уровней, а также информационных технологий сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без родительского попечения.

В государственном банке данных содержаться сведения не только о детях, оставшихся без родительского попечения, но и о гражданах, желающих взять ребенка на воспитание, - кандидатах в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, создается в целях осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. ст. 3, 6, 7 Закона о государственном банке данных).

Согласно ст. 8 указанного закона анкета ребенка и анкета гражданина относятся к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, определяется статьей 11 Закона о государственном банке данных.

При изменении данных о ребенке, содержащихся в анкете ребенка: места нахождения ребенка, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, данных о физическом и умственном развитии, сведений о родителях, несовершеннолетних братьях и сестрах и других совершеннолетних родственниках, правовых оснований к передаче ребенка на воспитание в семью, информации о мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором, а также при уточнении иных сведений о ребенке (фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства и др.) орган опеки и попечительства, региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального оператора и Министерство образования РФ, по форме согласно Приложению 3 к Порядку организации работы по ведению государственного банка данных от 28.06.2002 № 2482.

Для обеспечения преимущественного устройства детей в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, сведения о которых состоят на учете, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, в соответствующем региональном банке данных о детях, в случаях, когда указанным гражданам не представилась возможность подобрать ребенка в регионе по месту их жительства, региональный оператор может обратиться в Министерство образования РФ с запросом для получения информации о детях, находящихся на учете в федеральном банке данных о детях и соответствующих пожеланиям гражданина.

Основанием для направления региональным оператором запроса является письменное заявление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о предоставлении сведений о ребенке (детях), состоящих на учете в федеральном банке данных о детях.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления направляет в Министерство образования РФ запрос, по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, о предоставлении сведений о ребенке (детях), состоящих на учете в федеральном банке данных о детях в соответствующем субъекте РФ, указанном в запросе.

Министерство образования РФ не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса направляет региональному оператору производную информацию о детях, сведения о которых содержатся в федеральном банке данных о детях и соответствуют запросу. В анкете ребенка, информация о котором направлена региональному оператору, делается соответствующая отметка.

Региональный оператор доводит полученную из Министерства образования РФ производную информацию до сведения гражданина в трехдневный срок со дня ее получения и в семидневный срок со дня ознакомления гражданина с вышеуказанной информацией письменно, по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку, уведомляет Министерство образования РФ о решении гражданина посетить выбранного им ребенка или продолжить поиск ребенка в соответствии с пожеланиями гражданина.

После получения уведомления о решении гражданина посетить выбранного им ребенка Министерство образования РФ письменно в пятидневный срок информирует регионального оператора по месту нахождения выбранного ребенка о направлении региональному оператору по месту жительства гражданина анкеты ребенка и направления в учреждение, в котором находится ребенок.

В случае необходимости продолжения поиска ребенка Министерство образования РФ не реже одного раза в месяц направляет региональному оператору производную информацию о детях, сведения о которых вновь поступили в федеральный банк данных о детях и соответствуют запросу.

Уведомление региональным оператором Министерства образования РФ о желании гражданина продолжить поиск ребенка является обязательным условием для его продолжения.

Орган опеки и попечительства до ознакомления гражданина с анкетой ребенка, сведения о котором находятся на учете в региональном банке данных о детях, обязан в оперативном порядке выяснить у регионального оператора, выдавались ли ранее направления на посещение данного ребенка.

Для решения вопроса об усыновлении (удочерении) ребенка гражданином РФ, постоянно проживающим за пределами РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства региональный оператор в установленном порядке направляет в Министерство образования РФ письменный запрос, по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку, о подтверждении нахождения на учете в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом ребенке.

Министерство образования РФ письменно, по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку, подтверждает нахождение на учете в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом ребенке и невозможность в установленный законом срок передать ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ и обратившихся в федеральный банк данных о детях.

Орган опеки и попечительства, региональный оператор обязаны сообщать соответственно региональному оператору, Министерству образования РФ, по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку, информацию о прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях (п.п. 4-9 Порядка организации работы по ведению государственного банка данных от 28.06.2002 № 2482).

Основания прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях перечислены в ст. 9 Закона о государственном банке данных. Ими, в частности, является следующие обстоятельства:

устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью; возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю; достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия; смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Основанием прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях является:

принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью;

заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

смерть гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью.

2. Усыновление (удочерение)

2. Порядок и правовые последствия усыновления

3. Отмена усыновления

Усыновление (удочерение) – один из древнейших институтов семейного права, существующий тысячелетия в законодательстве большинства государств мира (исключение составляют мусульманские страны), причем во многих правовых системах возникновение его было связано с целью продолжения рода, сохранения семьи, поскольку передать основную часть имущества (недвижимость, землю) можно было только лицу мужского пола. Поэтому при отсутствии их усыновление допускалось даже в отношении совершеннолетних. В современном мире отношение к усыновлению изменилось, центр социальной ценности данного института от сохранения имущества внутри одной семьи сместился к защите прав и интересов усыновляемого.

В России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным1. В настоящее время в РФ усыновление является одной из самых распространенных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так, по статистическим данным Министерства образования и науки РФ за период с 1980 по 1995 годы в России было усыновлено 144 тысячи детей.

1. Понятие и условия усыновления по российскому законодательству

Термин «усыновление» употребляется в юридической литературе в различных значениях: 1.

как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как юридический акт и как факт, имеющий юридическое значение; 2.

как установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми; 3.

как общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери. 4.

как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка (в основу такого подхода положено назначение усыновление).

В результате усыновления (удочерения) возникают наиболее благоприятные возможности для воспитания в условиях семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот институт позволяет наилучшим образом сочетать интересы детей, нуждающихся в усыновлении, и интересы граждан, усыновляющих детей.

Субъектами отношений по усыновлению являются усыновитель и усыновленные.

Дети, в отношении которых допускается усыновление. Как и ранее (ст. 98 КоБС РСФСР), п. 2 ст. 124 СК РФ устанавливает, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших попечение родителей, и только в их интересах. Пункт 2 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275, перечисляет причины, по которым дети могут утратить родительское попечение.

В большинстве стран СНГ и Балтии усыновление допускается также только в отношении несовершеннолетних. Исключение из правила делает только законодательство Латвийской Республики, которое допускает усыновление совершеннолетних, но только при условии, если к моменту усыновления между усыновителем и усыновляемым уже сложились отношения родителей и детей. Кроме того, помимо перечисленных условий о возрасте, на Украине могут быть усыновлены дети только по достижении ими двухмесячного возраста.

Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Пленум Верховного Суда РФ уточняет, что под интересами детей при усыновления следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (см. абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей) (далее – ППВС РФ № 8).

При усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, духовное и нравственное развитие (см. абз. 1 п. 15 ППВС РФ № 8).

Именно в интересах детей СК РФ запрещается усыновление детей, являющихся братьями и сестрами, разными лицами, за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам несовершеннолетних. Понятие исключительных случаев в законодательстве носит весьма общий характер и нередко приводит к нарушению интересов усыновляемого ребенка. Так, в практике одного из судов возникло дело, когда стоял вопрос об установлении удочерения девочки 4-х лет, у которой был 8-летний брат. Мальчик страдал органическим поражением головного мозга и нуждался в специальном содержании, уходе и лечении. Дети знали о своем родстве, вместе прожили три года. В этой ситуации суд, руководствуясь ст. 124 СК РФ, отказал в установлении удочерении. Хотя впоследствии решение по данному делу было пересмотрено, так как удочерение только одного ребенка в данном ситуации отвечало не только интересам девочки, но и ее брата, так как он нуждалсяв специальном уходе.

Следовательно, практика должна исходить из того, что разлучение братьев и сестер при усыновлении может быть допущено в случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и не знают о своем родстве, когда один из детей нуждается в содержании в специализированном лечебном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам конкретного ребенка.

Из материалов дела об усыновлении супругами Г. несовершеннолетней М. видно, что у усыновляемой есть брат. В отношении ее родители были лишены родительских прав, что подтверждено копией решения суда, вынесенного в 1993 году. Основание - жестокое обращение с ребенком, применение физического насилия. На тот момент в отношении брата усыновляемой родители не были лишены родительских прав. В законе нет прямого указания, как должен поступать суд в таком случае. На первый взгляд, в этой ситуации суд, рассмотрев дело о лишении родительских прав в отношении усыновляемой, фактически признал допустимым и соответствующим интересам детей их раздельное проживание. И, следовательно, суду, рассматривающему дело об усыновлении, нет необходимости вдаваться в рассмотрение данного вопроса. Однако, учитывая обстоятельства дела, причины лишения родителей родительских прав в отношении усыновляемой, ее осведомленность, что у нее есть брат, необходимость соблюдения права братьев и сестер проживать и воспитываться совместно, суду следовало установить: место нахождения брата усыновляемой, не были ли лишены родители родительских прав в отношении него, не требуется ли его усыновление в связи с утратой родительского попечения по иным причинам (смерть родителей, признание их недееспособными). Соответствующие руководящие разъяснения мог бы дать Верховный Суд РФ, а в проект ГПК следовало бы внести нормы, регламентирующие вопросы усыновления братьев и сестер, если в отношении одного из них родители лишены родительских прав, а в отношении другого (других) - нет.

Усыновленным может быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст. 27 ГК). С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст. 21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадает, а, следовательно, отпадает и цель усыновления - обеспечение ребенку воспитания в семье. Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке.

Что касается кандидатов в усыновители, то требования к ним устанавливаются ст. 127 СК РФ, п. 3 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275.

Согласно п. 1 ст. 127 СК РФ, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной гражданской дееспособности (ст. ст. 21, 27 ГК РФ), поскольку СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (см. п. 8 ППВС РФ № 8). Аналогичные правила относительно возрастного ценза установлены и в некоторых зарубежных странах. Так, согласно ГК Франции, эмансипированный несовершеннолетний также не вправе быть усыновителем (ст.481).

Усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности. В связи с этим ст. 127 СК РФ устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителям (см. п. 8 ППВС РФ № 8). К ним отнесены: *

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; *

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; *

лица, лишенные родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; *

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; *

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; *

лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, установлен Правительством РФ. К таким заболеваниям относятся: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно - двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность; *

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); *

лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; *

лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка. Однако усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей.

СК РФ содержит запрет на усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке (в отличие от прежнего КоБС РСФСР). Представляется, что данное нововведение связано со стремлением законодателя придать отношениям между усыновляемым и усыновителями характер, максимально приближенный к отношениям между родителями и детьми. Эту же цель преследует и норма закона о возрастных параметрах, в частности, п. 1 ст. 128 СК РФ устанавливает, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Перечень подобных причин (даже примерный) в СК РФ не содержится. Поэтому данный вопрос должен решать судом индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым (например, если ребенок считает его своим родителем и т.п.). При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной п. 1 ст. 128 СК РФ, не требуется.

Аналогичные требования устанавливаются к кандидатам в усыновители и в странах СНГ и Балтии. Усыновителями во всех странах может быть только совершеннолетнее лицо. В Эстонии, Латвии, Молдове установлен возрастной ценз (абсолютное условие о возрасте) – 25 лет. С разрешения суда в Эстонии и Молдове этот возраст может быть снижен, минимальной разницы в возрасте не устанавливается.

В других странах законодатели устанавливают минимальную разницу в возрасте. Так, в Казахстане и Беларуси необходима разница в 16 лет, на Украине – 15 лет, в Латвии – 18 лет. Однако во всех указанных случаях она может быть сокращена по причинам, признанным судом уважительными. Только в Таджикистане суд не обладает таким правом. При усыновлении ребенка отчимом или мачехой ее наличия, как правило, не требуется. На Украине такая разница не требуется, если ребенок усыновляется родственниками.

В отличие от российского семейного законодательства, законодательство некоторых стран СНГ предусматривает ценз в отношении максимального возраста усыновителя. Так, СК Республики Молдова запрещает усыновлять лицам, достигшим возраста 50 лет, за исключением случаев, когда ребенок усыновляется супругами и один из них не достиг этого возраста, или когда супруг усыновляет ребенка другого супруга, или когда ребенок проживал в семье будущих усыновителей до достижения ими возраста 50 лет.

Ряд условий, необходимых для того, чтобы усыновление состоялось, относится к личности. В целом, они аналогичны правилам, установленным СК РФ. В частности, недееспособность (ограниченная дееспособность), лишение или ограничение в родительских правах, отстранение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее их выполнение, отмена усыновления по вине усыновителя, ряд заболеваний (перечень устанавливается Правительствами соответствующих республик) являются фактами, наличие которых исключает возможность усыновления в Казахстане, Таджикистане, Эстонии, Беларуси, Молдове.

Кроме того, в Молдове также установлен запрет на усыновление для лиц, которые ведут себя аморально, а также лицам, представившим подложные документы при оформлении усыновления. В Казахстане и в Таджикистане недееспособность (ограниченная дееспособность) супруга усыновителя является препятствием для усыновления. В законодательстве Украины, Молдовы, Эстонии, Латвии такого запрета не установлено.

Законодательство всех рассматриваемых государств особое внимание уделяет случаям усыновления тех, у кого есть братья и сестры. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда оно отвечает интересам ребенка. При этом под интересами ребенка понимаются те же самые обстоятельства, что и в российском семейном законодательстве (например, наличие у одного из братьев или сестер неизлечимого врожденного, приобретенного или унаследованного заболевания). Вместе с тем, в Беларуси, разъединение братьев и сестер возможно также, если усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновляемого ребенка с братьями и сестрами.

В семейном законодательстве стран СНГ и Балтии содержится также норма, имеющаяся и в СК РФ, о том, что не допускается усыновление одного ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке. Однако допускается усыновление ребенка одним лицом, не состоящим в браке.

К условиям усыновления закон относит получение согласия установленного круга лиц: *

родителей ребенка или лиц, их заменяющих; *

самого ребенка, достигшего возраста 10 лет; *

супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

Согласие родителей на усыновление их ребенка.

Если у ребенка, передаваемого на усыновление, есть родители, нужно получить их согласие на усыновление. Закон предполагает согласие обоих родителей, независимо от того, проживают они совместно или нет. Один из них не вправе выражать согласие от имени другого. Отказ одного из родителей исключает возможность усыновления и не требует обоснований и мотивировки.

См. п. 9 ППВС РФ № 8.

Особого подхода требует решение вопроса о передаче на усыновление детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке (прежде всего, несовершеннолетних одиноких матерей). Ст. 129 СК РФ такое усыновление допускается. При этом если на усыновление передаются дети несовершеннолетних родителей, полностью наделенных родительскими правами и обязанностями, т.е. достигших 16 лет, то для усыновления требуется только их согласие. До достижения несовершеннолетними родителями 16 лет на усыновление их ребенка необходимо получить не только их согласие, но и согласие законных представителей (родителей, опекуна (попечителя) или приемных родителей) самих несовершеннолетних родителей, а при их отсутствии - органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление должно быть выражено безусловным и определенным образом, без каких-либо оговорок в их личном письменном заявлении. Подпись родителей должна быть нотариально удостоверена нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие (ст. ст. 35 - 38 Основ законодательства РФ о нотариате), либо заверена органом или учреждением, указанным в п. 2 ст. 129 СК. Согласие на усыновление может быть выражено родителем (родителями) непосредственно в суде в ходе судебного разбирательства (оно отмечается в протоколе судебного заседания и фиксируется в решении суда).

Поскольку родители утрачивают все права и обязанности по отношению к детям только после вынесения решения об усыновлении, то они вправе до момента его принятия в любое время отозвать данное ими ранее согласие. Мотивы такого решения родителей никакого правового значения не имеют.

Согласие родителей на усыновление их ребенка может быть двух видов: 1.

согласие на усыновление конкретным лицом; 2.

согласие на усыновление ребенка без указания конкретного лица (так называемое бланкетное согласие на усыновление).

Аналогичные правила о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка установлены и в законодательстве стран СНГ и Балтии.

Ст. 130 СК РФ предусматривает случаи, когда допускается усыновление без согласия их родителей. Установленный данной статьей перечень обстоятельств, при наличии которых усыновление детей допускается без согласия их родителей, является исчерпывающим. Дети могут быть переданы на усыновление без согласия их родителей, в частности, если родители неизвестны (например, при усыновлении подкинутых детей), признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными. Независимо от воли родителей производится также усыновление детей, в отношении которых они лишены родительских прав. Однако СК РФ вводит новое правило: усыновление в этих случаях возможно только по истечении 6 месяцев со дня вынесения судом решения о лишении их родительских прав (ст. 71 СК РФ). Для доказывания этих обстоятельств должны быть представлены документы, их подтверждающие.

Кроме того, ст. 130 СК РФ говорит о возможности усыновления без согласия родителей, если они по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

См. абз. 1, 2 п. 10 ППВС РФ № 8!

Устанавливая в ст. 130 СК РФ признание судом факта неуважительности причин неучастия родителей в воспитании и содержании своих детей более шести месяцев как основание для усыновления ребенка без согласия его родителей, законодатель не урегулировал сам механизм судебного признания этих причин неуважительными, что на практике приводит к весьма печальным последствиям.

Так, граждане США супруги Круз обратились в суд с заявлением об установлении удочерения несовершеннолетней Умалхатовой Айзанаш, 16 мая 1997 года рождения, находящейся в доме ребенка г. Санкт-Петербурга.

5 июня 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд под председательством судьи М.В. Мацкова вынес решение об удочерении американцами дагестанской девочки Айзанаш супругами Круз с присвоением ей фамилии Круз и имени Мишель Мэрилин при ее живой матери и при отсутствии согласия последней на удочерение. Мать узнала об удочерении своего ребенка только тогда, когда судья известил ее о вынесенном решении телеграммой.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

В данном конкретном случае не было правовых оснований еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке потенциальным усыновителям. Дееспособная мать Умалхатова Равзат (свидетельство о рождении ребенка от 10 июня 1997 г. выдано отделом загс Красносельского района Санкт-Петербурга) не была лишена родительских прав, место ее нахождения всем было известно. Она имеет высшее педагогическое образование, воспитывает без мужа еще двоих детей. Третий ребенок родился вне брака. Поэтому до разрешения вопроса признания маленькой Айзанаш дагестанскими родственниками мать 18 июня 1997 г. передала свою дочь в Санкт-Петербургский дом ребенка № 7. В своем заявлении она указала, что передает ребенкана временное содержание, сообщив администрации, что выезжает из города, но обязуется в дальнейшем забрать дочь из дома ребенка.

Суд, приняв решение о рассмотрении в рамках судебного заседания дела об удочерении и вопроса о признании неуважительными причин неучастия матери в воспитании и содержании ребенка, не привлек ни ее, ни других близких родственников к участию в процессе. И тем самым лишил себя возможности разобраться в причинах, которые, при условии их признания неуважительными, были быединственным правовым основанием для передачи малютки на удочерение.

Так, помимо воли матери и без фактического разбирательства в причинах ее временного разъединения с девочкой, суд передал Айзанаш в американскую семью.

Согласие усыновляемого ребенка на усыновление.

Кроме согласия родителей на усыновление, требуется получить согласие усыновляемого ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Предполагается, что именно с достижением указанного возраста ребенок в состоянии осознанно выразить свою волю и отношение к предстоящему усыновлению, в том числе и в ходе судебного разбирательства. В этих целях ребенку в доступной форме объясняется сущность усыновления и его последствия, а также обеспечивается знакомство ребенка с самим усыновителем (усыновителями). Законом не установлена форма согласия ребенка на усыновление, однако есть разъяснение по данному вопросу. См. п. 12 ППВС РФ № 8.

Согласие ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, не требуется, однако его несогласие на усыновление по возможности следует учитывать, хотя оно не имеет правового значения. СК РФ предусматривает возможность усыновления ребенка старше 10 лет и без получения его согласия. Так, в частности, п. 2 ст. 132 СК РФ устанавливает исключение из общего правила: формального согласия не требуется, когда ребенок до достижения 10 лет проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.

Согласие ребенка на усыновление требуется также и по законодательству стран СНГ и Балтии, однако, различается возраст несовершеннолетнего. Так, в Эстонии согласие ребенка является необходимым условием для усыновления при условии достижении несовершеннолетним 7-летнего возраста, в Казахстане, Таджикистане, Беларуси, Молдове и Украине – 10-летнего возраста, в Латвии – 12-летнего возраста. Исключение из данного правила предусмотрено для случаев, когда ребенок проживал в семье усыновителей и считает их своими родителями.

Гражданство. Регистрация Рождествина Анна Анатольевна

10.4. Регистрация сирот по месту жительства и по месту пребывания

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется:

по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади),

по месту временного пребывания (учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитии, семье опекуна (попечителя), приемной семье).

При этом регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при наличии документов, подтверждающих их право на данную жилую площадь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на необходимый срок в общем порядке по ходатайствам администрации учреждений, а также на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства).

Несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных, лечебно-профилактических, учебно-образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и других аналогичных учреждениях независимо от форм собственности, регистрируются по месту пребывания на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

В Инструктивном письме Минобразования России от 14 мая 1998 г. № 29 «О порядке регистрации несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» указано, что в соответствии с п. 5.14 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393, несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном названной Инструкцией, на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

Несовершеннолетние, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, с регистрационного учета по месту жительства не снимаются, адресный листок убытия при поступлении в учреждение не представляется.

Особенностью снятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания является то, что оно осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование

Регистрация граждан по месту пребывания Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и

Регистрация граждан по месту жительства Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность;

Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства Регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

2.1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). В соответствии со ст. ст. 3, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве

Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

СТАТЬЯ 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика 1. Комментируемая статья устанавливает общее правило территориальной подсудности, т. е. общее правило распределения подведомственных арбитражным судам дел между арбитражными судами

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

9. Регистрация по месту жительства и по месту пребывания граждан Российской Федерации 9.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства Статья 27 Конституции гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно

9.3. Регистрация по месту жительства В соответствии со ст. 6 Закона о праве граждан на свободу передвижения гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу,

9.4. Регистрация по месту пребывания Согласно ст. 5 Закона о праве граждан на свободу передвижения регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.Граждане, прибывшие для временного

10. Регистрация некоторых категорий граждан по месту жительства и месту

12. Форма заявления о регистрации по месту жительства Приложение 6 к ИнструкцииФорма № 6 ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВ отдел внутренних дел, в администрацию ________________________________________________________________________(ненужное зачеркнуть)от

14. Форма свидетельства о регистрации по месту жительства Приложение 8 к ИнструкцииФорма № 8СВИДЕТЕЛЬСТВО № ____ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВыдано _________________________________________________(фамилия, имя, отчество, год и место

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2020 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее в статье.

Определение сироты

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых умерли оба или единственный родитель. Существует также понятие детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с:

  • лишением родительских прав;
  • ограничением в родительских правах;
  • признанием родителей безвестно отсутствующими;
  • признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • объявлением родителей умершими;
  • установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
  • уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказом родителей взять своих детей из образовательных, медицинских, социальных организаций;
  • если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • в иных случаях.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим - решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Основные законы и необходимость изменения в них


Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …».

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.
Скачать для просмотра и печати: Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

Кому положено жилье от государства

По действующим в 2020 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

В 2020 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18, но возможно получение жилья раньше;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после:

  • предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма;
  • утраты основания предоставления благоустроенного жилого помещения;
  • включения в список в другом субъекте РФ в связи с переездом;
  • прекращения гражданства;
  • смерти или объявления умершим.

Имущественные критерии


Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Льготник должен соответствовать следующим критериям:

  • не являться нанимателем жилых помещений по договорам социального найма;
  • не являться собственником жилого помещения;
  • признание невозможным проживания в занимаемых жилых помещениях по договору социального найма или по праву собственности. Сюда относятся следующие обстоятельства:
  • проживание в таких помещениях на законном основании лиц, лишенных родительских прав в отношении таких детей;
  • проживание в таких помещениях лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в в нем, менее учетной нормы. Учетная норма рассчитывается с учетом вселения в помещение льготника;
  • иные обстоятельства, которые могут быть установлены законом субъекта РФ.
Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно.

Как реализуется предоставление жилья на практике


Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • по окончании пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях, иных организациях;
  • после завершения получения профессионального образования, профессионального обучения;
  • после окончания прохождения военной службы по призыву;
  • после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • признание в законодательном порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).
Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока договор найма может быть заключен на пятилетний срок снова неограниченное количество раз. Такой порядок устанавливается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законом субъекта РФ.
  4. По окончании срока договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации,жилье поступает в бессрочное пользование владельца.
Важно: Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Заявление и документы


В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Как правило в список нуждающихся в обеспечении жильем вносят по достижении 14 лет, но если это сделано не было, осуществить постановку в очередь можно и по достижении 18 лет. Заявлением может быть подано законным представителем такого ребенка, органами опеки, если законные представители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности или льготником самостоятельно.

В администрацию следует идти с такими документами (и копиями):

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • свидетельство о рождении;
  • договор социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
  • доверенность представителя заявителя;
  • документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Такие доказательства должны быть оформлены в установленном законом порядке;
  • документ, подтверждающий утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит, но утвержден перечень информации, который должен в нем отражаться. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно уточнить об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления могут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Об очереди для сирот


Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменился. Теперь постановка на учет может осуществляться с момента исполнения ребенку-сироте или оставшемуся без попечения родителей 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет - на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.


Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.
Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав детей, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.
  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.


Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то на них можно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.
Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Последние изменения

В 2018 г. принят новый закон, существенно изменяющий порядок учета детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Видео о том, как работает законодательство в сфере предоставления жилья детям-сиротам.

20 марта 2017, 20:57 Окт 12, 2019 00:47

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ , формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижении совершеннолетия. Согласно Федеральному закону в этот список включаются лица, достигшие возраста 14 лет .

В то же время законы субъекта не только прописывают процедуру постановки на учет и выделения жилья, но могут вносить коррективы в предельный возраст подопечного ребенка, с которого он может быть поставлен на учет.

Например, в г. Москве действует Положение об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП , согласно п. 2.1 которого законный представитель ребенка письменно обращается в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве по месту своего жительства в городе Москве с заявлением о предоставлении жилья до 1 апреля года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет , т.е. в районе 16-17 лет.

Внимание! Если ребенок-сирота не поставлен на учет на получение жилья до 23 лет, то право на получение жилья он теряет.

Согласно Апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан по делу 33-13282/2013 от 7 ноября 2013 года по апелляционной жалобе Кривошеевой О.В. правом на получение жилья после достижения 23 лет обладают только те дети-сироты, которые были поставлены на учет на получение жилья до 23 лет. Логика суда такова:

В ст. 1 определен круг лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке – это и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (т.е. лица в возрасте до 18 лет), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - т.е. лица в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма является нахождение лица из числа детей-сирот на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. По смыслу указанной нормы достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Однако, если лицо из числа детей-сирот достигло возраста 23 лет и до этого времени не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возможность для получения жилья у такого лица утрачивается.

По мнению суда, доводы о том, что органы опеки и попечительства бездействовали либо не сообщили лицу из числа детей-сирот о его жилищных правах, не заслуживают рассмотрения, так как между 18 и 23 года у ребенка-сироты имеет возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в т.ч. по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Неполучение поддержки или информации от органов опеки объективным препятствием для обращения в соответствующие органы не является (например, о подобных случаях в Омской области см. статье "Протест неучтенных сирот", Г. Бородянский, "Новая газета", 21 июля 2013 года , аналогичная трактовка закона в Татарстане и Нижегородской области).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»