Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой. «Игры с буквами Задание найди букву среди других букв

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Потерялась буква Б
Не найти её нигде,
В барабане - есть она,
И в баране есть она
В бабочке она летает,
В слове «бабушка» зевает
В бегемоте – спит в воде,
Значит буква Б – везде!
(А. Тесленко)

Всем доброго времени суток!
После игр с белым цветом (как-нибудь напишу об этом пост ) мы изучили букву Б.

■ Нарисовали плакат буквы Б. Наклеили картинки еды. Когда вспоминали слова на букву Б, то нам на помощь пришли карточки «100 цветов » и Мир на ладошке ».





■ Нашли картинки на букву Б.

С малышами можно порисовать ладошками
http://grow-clever.com/2013/06/alfavit-iz-ladoshek-bukva-b/

■ Прочитали слоги

■ Шнуровали

■ Прописи. Найти букву Б среди других букв (я набрала в word список букв, в каждой строчке нужно было найти 2 буквы Б- строчную и заглавную)

■ Искали путь из лабиринтов и раскрашивали
http://grow-clever.com/2015/12/labirinty-dlya-detej/
http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_4_5_1.php

■ раскраски А. Голубева "Ворох скороговорок", "Хвостатая абвгдейка", "Я дрессирую карандаш"

■ Выкладывали букву Б с помощью винограда, мозаики, резинок на планшете, чертили на снегу

■ рисуем "На что похожа буква Б?" Закат или рассвет, кит, бочонок с краном, улитка, подсолнух.

■ для развития речи называли ласково животных и птиц (например,
белка- белочка)

Бы-бы-бы: в лесу выросли грибы
Бу-бу-бу: очень я хочу трубу
Бе-бе-бе: потрубил я на трубе
Ба-ба-ба: не нужна уже труба
Аб-аб-аб: в саду вырос баобаб

Буйный Бяка бузит,
Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит,
Бяка Буку тузит.

Идут три брата:
Брат Клим брит,
Брат Глеб брит,
А брат Игнат бородат.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Добры бобры идут в боры.
Добр бобр до бобрят.

У Бобы винт, у Вити бинт.
У Вити бинт, у Бобы винт.

Борю будильник будил,
Боря будильник бранил:
«Будешь, будильник, бубнить,
Брошу тебя заводить!"
(С. Семенова)

Белые бараны били в барабаны.
Под горой бугор, на бугре Егор.
Баран - буян залез в бурьян.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

Сегодня мы продолжим изучать буквы русского алфавита и познакомимся с новой буквой — это буква «Е».

Предлагаю Вам распечатать и выполнить простые задания об этой букве русского алфавита. Задания по буквам предназначены как для личного использования, так и для групповых занятий.

Перечислю, что нужно будет сделать ребенку:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Е». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Е” в красный цвет.
  • Написать маленькую букву “е” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “е”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку, узнать кто на ней изображен, вставь букву ев слове ”Емеля”.

Скачать бесплатно задания с буквами можно здесь:

  • Учимся писать букву “Е”- нужно обвести буквы е разноцветными карандашами, а потом
  • помочь крошке еноту съесть ежевику. Найти ее на картинке и провести линию от енота до ежевики.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Е”.
  • Раскрасить детёныша единорога и вставить букву «е» в слове «единорог».

Видео

Азбука-малышка от тетушки Совы про букву «Е»

от детского канала Умачка

От детского канала Капуки Кануки

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.



III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

V. Итог.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.


Редкий ребенок знакомится с алфавитом только в школе. Современные родители стремятся показать малышу буквы и научить различать их как можно раньше. Как это можно сделать? Конечно, в развлекательной форме! Об играх для изучения алфавита для дошкольников рассказывает педагог-психолог Самира Филатова.


Знакомство с буквами

Все способы изучения алфавита я бы условно разделила на упражнения «за партой» (они обычно даются в учебных пособиях), подвижные игры и те, которые направлены не только на запоминание букв, но и на , креативности, творческих способностей. И каждому ребенку в разное время могут подойти все эти способы.

Первое, что нужно сделать для знакомства с буквами, — повесить на стену алфавит. Чаще всего можно встретить варианты с изображением предметов, названия которых начинаются на указанную букву. Еще лучше — алфавит со звуковыми эффектами. Желательно, чтобы произносились не буквы алфавита, а именно звуки, которые они обозначают, то есть не «Ка», а [к]. Считается, что благодаря такому подходу ребенку будет проще научиться читать.

Итак, знакомство с буквами произошло, теперь можно приступать к их запоминанию. Лучше всего для этого подойдет игра. Ведь игра — это ведущая деятельность . Обучение через игру эффективно и при правильном подходе не будет утомлять ребенка.


Упражнения «за партой»

Можно приобрести специальные пособия, распечатать их из интернета или даже нарисовать буквы самим. Какие можно придумать задания?

Найти нужную букву среди других букв . Расположите буквы хаотично на листе бумаги. Назовите любую из них, а задача ребенка — ее найти. Бывает, что дети сами называют букву, которую хотят найти. В таком случае не отказывайте им.

Найти нужную букву на рисунке . Задание отличается от предыдущего тем, что буквы как бы встроены в рисунок. Например, изображен домик, деревья, цветы, качели. Буква «П» может быть створками окон или качелями; буква «М» — травой; буква «К» прячется в ветках деревьев. Более сложный вариант этой игры — найти на рисунке предметы, начинающиеся на нужную букву.

Найти буквы одинакового цвета, размера, назвать их. На листе бумаги «разбросаны» буквы разных размеров и цветов. Ребенку необходимо и назвать их. Усложненный вариант — изменение ориентации буквы в пространстве. Тогда вариант задания может быть таким: «Найди все буквы, которые легли на левый бок».

Собрать букву как мозаику . Напишите букву так, чтобы она занимала весь лист, раскрасьте и разрежьте ее на квадраты, треугольники, любые формы. Можно поручить это и малышу, если он уже умеет пользоваться ножницами. В этом случае нужно сделать разметку пунктиром, чтобы ему было проще вырезать. Задача ребенка — сложить из этих фигур букву обратно.

Что еще можно делать с буквами на бумаге? Раскрашивать их, обводить по пунктиру — вариантов действий множество.

В эту группу бы я еще отнесла игру «Мемори» , в которой надо находить одинаковые буквы. Можно ее усложнить: называть не только совпавшие буквы, но и слова, которые с них начинаются. Лото с картинками также прекрасно подойдет для изучения алфавита.

Те, кто уже освоил буквы, могут пробовать . Для изучения слогов очень полезна будет «Касса букв и слогов» . Ее можно приобрести в магазине или распечатать самим из интернета. Как с ней играть?

Подготовьте картинки с изображением животных и предметов, подберите карточки с буквами и слогами и попросите ребенка соотнести их. В дальнейшем можно усложнить задачу: давать детям слоги в неправильном порядке (например «Ка» и «Мыш», которые он должен сопоставить с изображением мышки, для этого ему придется переставить слоги). Я бы отметила это задание как одно из самых полезных. Педагоги рекомендуют обучать детей не только через выбор правильного решения, но и через поиск несостыковок, нелогичностей, неправильных ответов. Это развивает способность к анализу, а в дальнейшем — .


Творческие игры, помогающие развивать мелкую моторику

Здесь малышу предстоит делать буквы самостоятельно : лепить их из пластилина или теста, украшать заготовки из картона монетками, пуговицами и бусинками, мастерить из подручных средств (конструктора, веточек, листиков, ватных палочек, конфет).

Предложите ребенку рисовать буквы на песке (можно использовать кинетический). полезна для развития мелкой моторики, а также для оптимизации психоэмоционального состояния. Разрешите малышу самостоятельно выбрать то, что он хочет рисовать. Покажите на собственном примере, что нужно делать: начните писать короткие слова или имена на песке, можно добавить красивый орнамент и сами буквы писать особым изящными почерком.

Детям нравится играть с магнитными буквами . Попробуйте оставлять друг другу короткие послания, выкладывая их на холодильнике или магнитной доске, или соревноваться: кто составит самое длинное слово или больше всех коротких.

Можно совмещать эти варианты: зарывать пластиковые буквы в кинетический песок, а затем, выкапывая, называть их. «Продвинутый» вариант — придумывать сказочные истории про эти буквы.

Используйте интерактивные книги , в которых ребенок и слышит соответствующий звук. Но прежде чем принести такую книгу домой, убедитесь, что звуки в ней произносятся корректно.


Подвижные игры

Распечатайте буквы на листах бумаги и расклейте их на мебели и стенах. Задача ребенка — отыскать букву , которую вы назовете.

Используйте кубики с буквами , которые наверняка уже есть в вашем доме. В эту игру интересно играть сразу с несколькими детьми: ведущий кидает кубик, а игроки называют и изображают животное или предмет на выпавшую букву.

Поделюсь собственным опытом, как я играла со своими дочками. Сначала девочки выкладывали в хаотичном порядке на полу большие мягкие пазлы с буквами . Затем я по очереди называла им буквы, на которые они должны встать. Выигрывает тот, кто не ошибается. Эта игра интересна еще и тем, что буквы могут быть расположены как угодно: на боку, вверх ногами. Дети при этом учатся узнавать очертания буквы независимо от ее ориентации в пространстве.

Какие бы игры вы ни выбрали, важно, чтобы они были интересны ребенку. Если он не хочет в них играть, отвлекается — нельзя настаивать. Ищите другие варианты игр или ждите более подходящего случая.

Игры с буквами

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

Методика обучения чтению

  1. Ребёнок должен выучить все буквы алфавита. Сначала запоминаются основные гласные: А О У И, затем часто встречающиеся согласные: М, С, П, Н, К, Р, Т, Л,В, потом можно запоминать буквы в произвольном порядке. Изучению одной буквы можно посвятить недели 2, но в целом это индивидуально. Если Вы видите, что ребенок выделяет букву из ряда других, называет её, то можно переходить к изучению следующей буквы.
  2. К каждой изучаемой букве подберите ряд предметных картинок, в названии которых первым звуком будет изучаемый (б – банан, барабан, бант). Можно сопоставить картинки с реальными предметами, так ребенку будет легче запомнить и выделить изучаемую букву и звук.

    Для эффективного запоминания букв предлагаются следующие упражнения:
    - Вырезать из бархатной бумаги контуры всех букв и наклеить на картонные карточки. Ребёнок пальцем обводит контур буквы и называет её.
    - Выкладывать контуры букв из мягкого шнурочка
    - Рисовать буквы палочкой на песке
    - Находить буквы на рисунке в зашумленном пространстве и т.п.

    Как только ребёнок запомнил все буквы и безошибочно их называет, можно переходить к следующему этапу, постепенно переходя к тому, как обучить ребенка чтению .

  3. Называние простых слогов из 2-х букв в прямом и обратном порядке.
    Ребёнку предлагаются слоги, написанные на карточках или кубиках: ма пу со ли во и т.п. Потом слоги в обратном порядке: ам, ук, ол, ит и т.п.
    - Сначала взрослый даёт ребёнку карточку со слогом, называет её, а ребёнок повторяет за ним.
    - Затем взрослый называет слог, а ребенок слушает и из 3-4х карточек выбирает нужный и предъявляет взрослому. Каждый слог называется.
    - Взрослый показывает карточку со слогом, а ребёнок у себя находит такой же.
    - Взрослый достаёт из коробки карточки, а ребёнок называет (читает) слоги.
    Когда ребёнок без ошибок прочитывает разные слоги, то можно из них начинать составлять слова и приступать к обучению чтению детей с синдромом Дауна .
  4. Составление слов из слогов.

Взрослый показывает ребёнку карточку со словом, написанным печатными буквами по слогам: ма-ма. Это слово выкладывается перед ребёнком и прочитывается вместе с ним. Затем взрослый справа от слова выкладывает несколько разных слогов: ма лу та ма. Второй слог в слове закрывается рукой, а первый ребёнок должен прочитать и подложить нужный слог под слово, потом открывается и прочитывается второй слог и ребёнок подкладывает карточку со вторым слогом. Когда слово составлено, то оно прочитывается ещё раз. Таким образом ребёнок сначала составляет слово по образцу, а потом читает его. После того, как ребёнок несколько раз составит слово самостоятельно, он должен потом прочитать это слово, когда ему показывают карточку с ним. Постепенно слова увеличиваются до трёх слогов.

Можно без показа карточки со словом, а только на слух составить нужное слово. Перед ребёнком выкладываются несколько слогов: на пу лу ка, взрослый по слогам произносит слово, а ребёнок выкладывает слоги: лу-на. Затем он сам прочитывает слово.
- Как только ребёнок начинает свободно читать слова, можно начинать читать простые предложения из 2-3х слов.

Как раскладываем картинки по первым буквам названия



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»