Конспект интегрированного занятия тему «Моя семья. Развивающие задания для детей на тему «Семья Занятие семьей с детьми

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

На чтение 3 мин. Просмотров 3.8k.

Цель:

сформировать и закрепить понятие семьи и представления о родственных связях.

Задачи:

  • выяснить и подытожить представления детей о том, что такое семья,
  • уточнить и закрепить определение родственников,
  • составить паспорт семьи и рассказать о ней,
  • развивать речевые навыки и умения в ходе создания рассказа о родных.

Материалы для занятия: мяч, рисунок с гусеницей, фотографии семьи, ножницы, клей.

Ход занятия

Организационный момент:

Дети занимают места за столами.

Воспитатель предлагает отгадать загадки.

1) Не боюсь грозы ни грамма,

Потому что рядом…

(мама)

2) Шкаф тяжелый передвинет

И розетки все починит,

Он в машине за рулем,

И в кино мы с ним идем.

(папа)

3) Вкусное всегда варенье,

Пирожки для угощенья,

Пышные оладушки

У нашей доброй …

(бабушки)

4) Как заходит где-нибудь

Про семью беседа,

Непременно расскажу

Про своего я …

(деда)

Беседа на тему «Семья»

1. Детям предлагается рассмотреть фотографии и ответить на вопросы:

Кто запечатлен на фото?

Как называются эти люди одним словом?

Кто проживает вместе с тобой? Перечисли.

Кто у вас самый старший, а кто моложе других?

Дидактические игры

1) «Назови качество»

Мама (она какая?) — например, красивая…

Дедушка (какой?) — …

2) «Кто для кого?»

Мама и папа для мальчика или девочки – это кто?

Кем приходится ребенок дедушке?

Кем является папа по отношению к бабушке?

3) «Младше – старше»

Папа старше, сынок младше.

Провести сравнение между мамой, дочкой, бабушкой, тетей, дедушкой, внуком и т.д.

«Моя семья»

Раз и два, и три — четыре!

Ну-ка, кто со мной в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять (хлопают под счет)

Мама, папа и братишка,

И щенок веселый Тишка,

Кеша-попугай и я (гладят по порядку пальчики)

Наша славная семья!

Игра «Ласковый ребенок»

Дети становятся по кругу. Воспитатель задает вопросы и отдает ребенку мячик. Ответив, ребенок передает мяч следующему.

Как обычно ты обращаешься к маме? (мамочка, мамулечка)

Как ты ласково обращаешься к папе? (папочка)

Как зовешь дедушку обычно?

Составление паспорта семьи

Педагог обращает внимание детей на гусеницу и предлагает вырезать фото членов семьи и приклеить их к ее тельцу.

Подведение итогов

Закрепление понятий семьи и родственных отношений. Воспитанникам предлагается перечислить членов их семьи, назвав их фамилии, имена, отчества, рассказать, кто по профессии родители.

Елена Саитгалиева

Занятие на тему «Семья » .

Цели : Воспитание уважительного отношения к семье , семейным ценностям, традициям.

1) П.: Сегодня у нас очень интересная тема для беседы. Но вначале, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на одном из прошлых занятий .

Задание на тему «Права детей» . Оно выполняет роль вступления.

Для этого занятия требуются карточки с изображением прав детей. В задании подразумевается, что ранее с детьми проводилась беседа на эту тему .

П.: Вам было интересно узнать, какие права имеют дети, поделитесь своими знаниями с гостями. (Отвечают дети. Для этого они берут любую картинку и комментируют то, что на ней изображено. Желательно, чтобы «право на семью » было последним).

П.: Итак, каждый ребенок имеет право на семью . Сегодня мы с вами поговорим о семье . Но, прежде всего, давайте подумаем и скажем, что такое семья ? (ответы детей)

П.: Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи , они дали вам им имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту и в обычных делах.

2) Игра «Согласен – не согласен»

П : Давайте поиграем…

Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны - не поднимайте.

- Семья – это близкие люди .

Моя бабушка – это мама моей мамы.

Мой дедушка – это папа моего папы.

- Семья – это люди , которые уважают друг друга.

Бабушка и дедушка – это мои родители.

Я дочь мамы и папы.

Каждому человеку нужна семья .

3) Игра Пальчиковая гимнастика «Семья » .

П.: Сильные пальчики, когда они вместе, в кулачке? Вот и человек чувствует себя сильным, если у него есть семья . Как вы думаете, что в семье самое главное ?

(Примерные ответы детей : любить, доверять, помогать, поддержка, заботиться, уважать, понимать и т. д.)

4)Для данного задания требуется дерево с фотографиями семьи .

П.: Некоторые из вас вместе со своими родителями украсили семейными фотографиями вот эти деревья. Как это дерево можно назвать? (Дети отвечают : семейное, родословное, генеалогическое) .

П.: Глядя на такое дерево, мы знакомимся с вашими самыми близкими и родными. Ну и конечно очень интересно послушать ваш рассказ о них. (2-3 рассказа)

Вопросы для задания по генеалогическому дереву :

Кто на фото?

Какое у них настроение?

Как относится к тебе бабушка?

А ты – к бабушке?

Какая твоя семья ?

Что вы делаете вместе?

Где вместе бываете?

Какие традиции есть в вашей семье ?

Какая пословица подходит вашей семье ? (Предварительная работа с детьми подразумевает знакомство с пословицами о семье ).

5)П : Итак, семья – это люди , которые любят друг друга.

Давайте поиграем

Игра «Мы очень любим» .

П.: Вставайте в кружок, возьмитесь крепко за руки, представьте, что мы дружная, крепкая семья .

(В центр круга встает 1 ребенок)

А это - наш ребенок. Кем будете вы (папой, мамой, дядей, братом и т. д.) - решайте сами и обязательно скажите ребенку добрые слова.

(В конце игры надо задать вопрос ребенку : «Что ты чувствовал, когда слушал наши слова?» После его ответа все дети садятся на свои места.)

6) П.: У каждой семьи есть свои потребности. Ну, например : каждый день семью нужно накормить . Но ведь еда не появляется на столе. Значит, об этом кто-то заботится. У всех в семье есть обязанности . Давайте поговорим, какие обязанности у папы и мамы. Я буду называть обязанности, а вы мне скажите, кто у вас в семье их выполняет . Иллюстрации с обязанностями помещаем на доске под изображениями мамы и папы.

А) Зарабатывание денег, чтобы обеспечить семью .

Б) Покупка продуктов.

В) Приготовление пищи.

Г) Воспитание и обучение детей.

Д) Мытье посуды.

Е) Забота о чистоте одежды и белье.

Ё) Уборка квартиры.

Ж) Ремонт в квартире.

З) Забота о здоровье.

И) Кто может починить одежду, шить и вязать вещи? Кто зашьет дырку или пришьет пуговицу?

К) кто занимается организацией отдыха семьи ?

А какие обязанности у вас в семье ? (Ответы) .

Очень хорошо, что вы знаете не только о своих правах, но и об обязанностях не забываете.

7) П : Как вы думаете, у кого в семье больше обязанностей (у мамы) .

Стихотворение о маме. («Прожила на свете мама уж не мало лет…» )

Какая ваша мама? («Моя мама очень…» )

8) Так много добрых слов вы сказали о маме. Но никто не назвал маму сильной, смелой. Наверно, эти слова вы скажите о другом близком человеке, о папе.

Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Сейчас имя у вас маленькое : Саша, Лиза… А вот когда вы станете взрослыми, и вас будут называть по имени – отчеству, все будут знать, как зовут ваших пап. Почему?

(В нашей стране принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Отец, значит отчество).

Все вы знаете, как зовут папу.

Игра «Взрослое имя» .

П : Когда мальчики станут папами, их имя тоже станет отчеством.

Игра : Ребенок встает, представляет себя взрослым (походка, голос, подходит и знакомится :

Здравствуйте, меня зовут Светлана Сергеевна…

А меня Павел Николаевич.

Очень приятно!

(Затем идет знакомиться Павел Николаевич) .

6) П : Мама и папа очень любят вас и хотят, чтобы вы были счастливы, и все для этого делают.

Сейчас на минуту задумайтесь над вопросом : «Что я могу сделать, чтобы мои родители были счастливы?»

О чем мы сегодня говорили на занятии ? Когда вы вырастете, наверняка захотите создать свою семью , растить и воспитывать своих детей. Какие отношения будут в вашей семье ?

Плакат : Семья (например, зайцев) вокруг дети наклеивают сердечки и называют, что будет главным в их семье . Например : любовь, уважение, поддержка и т. д.

Материалы для занятия :

1) Деревья (родословные) – работа с родителями

2) Картинки с правами детей

3) Мольберт (большой)

4) плакат + сердечки + 2 – 3 клея

5) Карточки «Семейные обязанности» («Зарабатывание денег» , «Уборка квартиры» и т. д.)





- Предварительна работа :

Стихотворение, пословицы

Что я могу сделать, чтобы мои родители были счастливыми (беседа) .

Литература :

1) Пазухина И. А. «Давайте познакомимся!»

2) Вахрушев «Здравствуй, мир!»

Конспект занятия «Моя семья»

Цели : Цель: учить детей называть членов семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Обогащать словарный запас детей.
Задача : дети называют членов семьи, понимают роль взрослых и детей в семье.

Предварительная работа : рассматривание картин из серии «Семья».Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Рассматривали картинки из серии «Семья». Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Чтение художественной литературы о семье.

Материалы : мольберт, картины из серии «Семья», куклы (папа, мама, дедушка, бабушка, мальчик), силуэт ладошки из фанеры, шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка, коробка со строительным материалом для постройки дома, декорации из зелени.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом, перед ними мольберт (на мольберте картины семьи)

Воспитатель . Ребята, кто изображен на картине?

Дети . Папа, мама, бабушка, дедушка, бабушка, ребенок.

Воспитатель . Давайте поиграем в игру, которая называется «Дружная семейка».
(Дети рассматривают картинки с изображением членов семьи. Воспитатель указывает стрелкой на кого – либо из членов семьи, а дети называют кто это и его действия в семье)
Посмотрите, как они улыбаются, им вместе хорошо, они счастливы. Это ребята - семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

Стук в дверь.

Воспитатель . Ребята, да к нам целая кукольная семья пришла в гости. Давайте с ними поздороваемся (кукол рассадить в уголке с декорациями).

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:

“Пять да пять” – родные братцы, так все вместе и родятся

Если вскапываешь грядку, держат все одну лопатку

А зимою все гурьбою дружно прячутся в теплушки

Вот какие” пять да пять”, угадайте как их звать?

Дети . Пальчики.

Воспитатель . Правильно это пальчики. А что это за теплушки, в которые они прячутся?

Дети. Перчатки

Воспитатель . Ребята, покажем нашим гостям игру про семью? (показать детям силуэт руки, на пальцах фигуры – дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

Сожмите ручку в кулачок и повторяйте за мной:

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик я – вот и вся моя семья!

Воспитатель. Гостям очень понравилась игра. Ребята, а это кто? (показывает куклу дедушку).

Дети . Дедушка.

Воспитатель . А у вас есть дедушка? А как вы ласково его называете?

Дети . Дедулечка.

Воспитатель . Послушайте стихотворение про дедушку.

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Время : 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы, планшет для Sand Art и цветотерапии, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Предложи приветствие».

Цель:

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому придумать способ приветствия.

Инструкция: давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Ты сам(а) придумаешь способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучишь его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.

Инструкция: посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Возьми ножницы и вырежи его, а затем вклей в фоторамку с левой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?

3. Упражнение «Незаконченные предложения».

Цель : активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование : бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закончить предложения.

Инструкция: подумай и закончи предложения.

  1. «В моей семье принято...»
  2. «Мои родители часто... »
  3. «Моя мама обычно...»
  4. «Мой папа обычно...»
  5. «Я с родителями часто...»

Анализ:

  • Что давалось тяжело, а что легко?

4. Мини-лекция «Моя семья и мое место в ней».

Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.

Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?

Правильно, это слово «СЕМЬЯ».

Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушай стихотворение.

Что такое семья?

Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.

Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.

Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).

Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.

В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.

Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

Анализ:

  • Как, по-твоему, что такое семья?
  • Как тебя ласково называют дома?
  • Как ты думаешь, тебя любят родители?

5. Упражнение «Семья».

Цель: выявление представлений о семейных взаимоотношениях и их коррекция.

Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать всех членов семьи сказочными героями и впоследствии составить сказку про них.
Инструкция: я предлагаю взять лист бумаги, цветные карандаши и представить, что в ваш дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Нарисуй. А теперь сочини сказку про сказочных героев.

Анализ:

  • Легко ли ты справился(ась) с заданием?
  • Какие чувства ты испытывал(а)?

6. Упражнение «Рисование на песке».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: планшет для Sand Art и цветотерапии.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на песке дом. Затем обучающийся завершает картину с помощью наводящих вопросов педагога-психолога.

Инструкция: посмотри, перед нами песок. Я предлагаю нарисовать на нем дом – свой дом.

Анализ:

  • Твое впечатление от рисования на песке?
  • Какие сложности возникли и с чем это связано?
  • Что полезного извлек (ла) для себя?

7. Обратная связь.

Цель:

Материалы и оборудование: анкета обратной связи.

Техника проведения:

Инструкция:

Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?

Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?

Что понравилось больше всего остального? ______________________

Что не понравилось?__________________________________________

8. Упражнение «Фото настроения».

Цель:

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением (см. упр.2), клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с правой стороны.

Инструкция: занятие подходит к концу,какое у тебя настроение? Выбери тот смайлик, который похож на твое настроение и наклей его в фоторамку с правой стороны.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?

9. Упражнение «Ромашка с пожеланиями».

Цель:

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.

Инструкция: я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напиши пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.

Занятие «Правила поведения в семье».

Цель:

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, ручка, лист бумаги с изображением двух кружков, бланк, анкета обратной связи.

1. Упражнение «Эмоциональный привет».

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся поприветствовать друг друга фразой: «Привет!», произнося ее в разной эмоциональной окраске.

Инструкция: давай поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Привет!» с разной эмоциональной окраской, например, радостно, удивленно, зло и т.д.

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?
  • Готов ли ты продолжать работу?

2. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два кружка, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух кружков. Дорисуй первый кружок так, чтобы он отражал твое настроение. Какое у тебя сейчас настроение? На что оно похоже?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • Как ты себя чувствуешь?

3. Упражнение «Семья дома и на работе».

Цель: изучение семейных взаимоотношений.

Материалы и оборудование: бланк, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать маму, папу и себя дома и на работе (в школе).

Инструкция: я предлагаю порисовать. Возьми любые карандаши и нарисуй, как ты себе представляешь маму, папу и себя дома и на работе. Для тебя работа – это что? Школа. Приступай.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что еще делает дома папа (мама)?
  2. Что еще делает на работе папа (мама)?
  3. Хотел бы ты, когда вырастешь, быть похожим на них? На кого именно?
  4. Как ты считаешь, чем похожи и чем отличаются папины и мамины обязанности?
  5. Часто ли ты помогаешь родителям?
  6. Что тебе нравится делать больше, а что меньше?
  7. Как ты думаешь, что чувствуют твои родные, когда ты стараешься им помогать?
  8. Что ты чувствуешь, когда родители не могут уделить тебе времени?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся?
  • Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?

4. Мини-лекция «Способы выживания в семье».

Цель: формирование представления о нормальных взаимоотношениях членов семьи, выработка правил поведения в семье.

  1. Что является регулятором отношений в семье?
  2. Что такое правила?
  3. Какие правила у Вас в семье?
  4. Какие правила у родителей в семье?
  5. Какие примерные правила должны быть?

Звучит тема лекции грозно, но речь пойдет о том, как научиться договариваться родителям и детям.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).
Правила - это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье - это следствие плохих правил в этой семье. Если не родители устанавливают правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для них, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду говорить!» - плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» - ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны два перекоса - или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и - твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать».

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор - обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или - справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно - договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка - всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие. При этом, за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог - правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется...

Типовые Правила для ребенка

  • Я должен иногда развлекать себя сам.
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды.
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь.
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Также интересные формулировки для детей от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

Анализ:

  • Какие интересные моменты тебе запомнились?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Что нового ты узнал(а)?
  • Какие сделал (а) выводы?

5. Упражнение «Сказка с продолжением».

Цель: проработка проблемных моментов, развитие аналитических способностей.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, ручка, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся послушать начало сказки, затем придумать и рассказать свою сказку. И нарисовать наиболее понравившийся эпизод в ней. Вариант сказки зависит от проблематики ребенка.

Инструкция: сейчас я тебе зачитаю начало сказки, твоя задача ее продолжить. Придумай и расскажи свою сказку про этого героя. Нарисуй наиболее понравившийся эпизод из сказки.

Варианты начала сказок:

  • Сказка «Не думай, что мы тебя не любим».
  • В одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его никто дома не любит.
  • Сказка «Про родителей, которые всегда заняты».
  • Жил-был в одном лесу зайчик, у которого родители всегда были заняты.
  • Сказка «Про обиду».
  • В одном лесу жил зайчик, который всегда обижался на маму (папу).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему зайчику казалось, что его никто дома не любит?
  2. Что чувствовал зайчик, когда родители не могли уделить ему время?
  3. Почему зайчик всегда обижался на маму (папу)?

Анализ:

  • Понравилась роль писателя? Художника?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Какие чувства испытывал(а) в ходе упражнения?

6. Упражнение «Огонь и лед».

Цель: снятие мышечных зажимов.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает попеременно напрягать и расслаблять все свое тело.

Инструкция: сейчас ты попеременно будешь напрягать и расслаблять все свое тело. По моей команде: «Огонь» - начинай интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирай произвольно. По команде «Лед» - застывай в позе, в которой застигла тебя команда, напрягая до предела все тело. Выполним несколько раз, чередуя обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Анализ:

  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Смог (ла) ли ты расслабиться?
  • Какое самочувствие сейчас?

7. Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

Материалы и оборудование: анкета обратной связи (см. упр.7 занятие 1).

Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.

Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.

8. Упражнение «Круг настроения».

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков (см. упр. 2), цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся взять лист бумаги с нарисованными двумя кружками, один из которых уже отражает его настроение в начале занятия. Задача обучающегося, дорисовать второй кружок - отобразить свое настроение, присущее на данный момент.

Инструкция: возьми лист с изображением двух кружков, один из которых уже отражает твое настроение в начале занятия. Возьми цветные карандаши и дорисуй второй кружок так, чтобы и он отражал твое настроение в данный момент.

Анализ:

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Понравилось упражнение?

9. Упражнение «Троекратное прощание».

Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.

Техника проведения: обучающемуся предлагается попрощаться фразой «Пока!», произнося ее три раза и три раза хлопнуть в ладоши одновременно.

Инструкция: вот и подошло к концу наше занятие, давай прощаться. Прощаться будем необычно. Каждый из нас будет произносить фразу «Пока!» три раза по очереди и одновременно хлопать в ладоши. Начнем!

Домашнее задание.

Составь свои семейные правила для родителей и детей.

Занятие с воспитанниками дошкольного возраста на тему: « Я и моя семья»

Цель: формировать у детей представление о семье.

Задачи:

    учить детей называть членов своей семьи;

    формировать элементарные представления детей о том, что в семье все заботятся и любят друг друга;

    воспитывать любовь к родным и близким;

    развивать эмоциональную отзывчивость детей;

    активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья», картинки, изображающие членов семьи в действии. Предметы: портфель, сумка, фартук, кукла, книгу, очки.

Ход занятия

    Организационный момент

Загадки:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Ответы детей ).

Если у человека много родственников – значит у него большая семья. Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто любит и заботится о нас.

3.Загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

- Молодцы, отгадали все загадки. А сейчас я вас попрошу назвать имена мамы и папы. (Дети называют). В случае затруднения можно использовать альтернативный вопрос: « Твою маму зовут Катя или Света?»

4. Работа с сюжетными картинками.

Детям раздаются картинки, на которых изображены члены семьи в действии, и предложить их рассмотреть. При этом необходимо комментировать действия каждого члена семьи, называя их: Вот папа. Папа работает. Вот мама. Мама накрывает на стол и т.д. Затем дети отвечают на вопросы: «Кто работает? Кто накрывает на стол?» и т.д.

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

6. Ролевая игра «Семья»

На столе располагаются предметы: портфель, сумка, фартук, машинка, кукла, книга, очки.

Сейчас мы с вами поиграем в «семью», распределив роли.

Вова будет папой. Вова, кто ты? (Я папа.) Ира будет мамой. Ира, ты кто? (Я мама.) Зоя будет дочкой. Зоя, ты кто? (Я дочка.) Саша будет сыном. Саша, ты кто? (Я сын.) Рома будет дедушкой. Рома, ты кто? (Я дедушка.) Лиза будет бабушкой. Лиза, ты кто? (Я бабушка.)

Дети, кто у нас папа? (Вова.) Вова, возьми со стола один предмет, который нужен папе, чтобы отнести бумаги на работу.

Каждый играющий выбирает нужный его персонажу предмет.

Утром папа и мама идут на работу. Вова, покажи, как папа идёт на работу. (Вова показывает.) Дети, что делает папа? (Ответы детей.) Ира, покажи, как мама идёт на работу. (Ира показывает.) Дети, что делает мама? (Ответы детей.) Зоя, покажи, что делает дочка. (Зоя показывает.) Дети, что делает дочка? (Ответы детей.) Саша, покажи, что делает сын. (Саша показывает.) Дети, что делает сын? (Ответы детей.) Рома, покажи, что делает дедушка. (Рома показывает.) Дети, что делает дедушка? (Ответы детей.) Лиза, покажи, что делает бабушка. (Лиза показывает.) Дети, что делает бабушка. (Ответы детей.) Вечером родитель возвращаются с работы. Кто идёт домой? (Ответы детей.)

7. Итог занятия

Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о семье. Семья необходима каждому человеку. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге. Если кто желает, то может нарисовать свою семью и подарить родителям.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»