Какой сегодня праздник у буддистов. Основные буддийские праздники. Коротко о буддизме

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Буддийские праздники - это события, полные доброты и радости. Ежегодно буддисты всего мира отмечают множество праздников и устраивают фестивали, большинство из которых связано с важными событиями из жизни Будды или различных бодхисатв. Даты праздников устанавливаются согласно лунному календарю и могут не совпадать в различных странах и традициях. Как правило, в день фестиваля миряне отправляются в местный храм буддистов, чтобы ранним утром поднести монахам пищу и прочие предметы, а также послушать наставления в нравственности. Дневное время может быть посвящено помощи бедным, хождению вокруг храма или ступы в знак почитания Трех Драгоценностей, декламации мантр и медитации. Наиболее важные буддийские праздники кратко описаны ниже.

Буддийский Новый год

В разных уголках земли этот праздник приходится на различные даты. В странах Тхеравады (Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Камбоджа и Лаос) отмечается в день полнолуния апреля и празднуется три дня. В традиции Махаяны Новый год, как правило, начинается в первое полнолуние января, а основная часть тибетских буддистов празднует его в марте. В странах в этот день принято обливать друг друга водой.

Праздники в Традиции Тхеравады - Весак (День Будды)

Некоторые буддийские праздники имеют особую значимость и проводятся с большим размахом, например, Весак - День Будды. В полнолуние мая буддисты по всему миру отмечают день рождения, просветления и ухода Будды (за исключением когда праздник приходится на начало июня). Слово «Весак» используется согласно названию месяца по индийскому календарю.

Магха пуджа (День Сангхи)

Магха пуджа отмечается в полнолуние третьего лунного месяца и может приходиться на февраль или март. Этот священный день служит напоминанием о важном событии из жизни Будды, которое произошло в ранний период его деятельности как учителя. После первого затвора в сезон дождей Будда отправился в город Раджагаха. Сюда, без предварительной договоренности, после странствий вернулось 1250 архатов (просветленных учеников), дабы выразить почтение учителю. Они собрались в монастыре Верувана вместе с двумя старшими учениками Будды - достопочтимыми Сарипутрой и Моггаланой.

Буддистские праздники в традиции Махаяны - Уламбана (День Предков)

Последователи Махаяны отмечают этот праздник с начала восьмого лунного месяца по его пятнадцатые лунные сутки. Считается, что врата Ада открываются в первый день этого месяца и духи могут перемещаться в человеческий мир в течение двух недель. Подношения пищи, сделанные в этот период, могут смягчить страдания призраков. На пятнадцатый день, Уламбану, люди посещают кладбища, чтобы сделать подношение покойным предкам. Некоторые тхеравадины из Камбоджи, Лаоса и Таиланда также отмечают это ежегодное событие. У японских буддистов аналогичный праздник носит название Обон, начинается 13 июля, длится 3 дня и посвящается рождению ушедших предков семьи в новых телах.

День рождения Авалокитешвары

Данный праздник посвящен идеалу бодхисатвы, воплощенному Авалокитешварой, который олицетворяет собой совершенное сострадание в махаянской традиции Тибета и Китая. Праздник выпадает на полнолуние марта.

День Бодхи (День Просветления)

В этот день принято чествовать просветление Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. Как правило, буддисты отмечают этот важный праздник восьмого декабря, декламируя мантры, сутры, медитируя и слушая учение.

Существуют и другие буддийские праздники, имеющие различные масштабы и свою уникальную специфику. Они могут проходить как ежегодно, так и иметь более частую периодичность.

Известный в народе как , праздник Весак – время буддистов со всего света, когда они собираются вместе и празднуют рождение, просветления и уход в паринирвану Гаутамы Будды. Празднования варьируются от медитаций и тихих молитв до раздачи милостыни монахам в составе длинных красочных процессий. В Индонезии подобные мероприятия проходят у храма Боробудур Махаяна, что делает его самой посещаемой достопримечательностью в стране. Весак отмечается каждый год в полнолуние в мае или июне.

(Всего 27 фото)

1. Буддисты со свечами вокруг статуи Будды в Весак в храме в провинции Накхон Патом на окраине Бангкока 17 мая. В этом году отмечается 2600-ая годовщина просветления Будды. Фото сделано с долгой экспозицией. (Chaiwat Subprasom/Reuters)

2. Буддийские монахи на церемонии в Весак у храма Ват Дхарммакайя в провинции Патум Тани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

3. Индонезийская мусульманка с буддистами выпускают фонарь у храма Боробудур в Весак в Магеланге 17 мая. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год у этого храма, что делает его самым посещаемым объектом в стране. Праздник проходит в полнолуние в мае или июне, а главные церемонии проводятся в трех буддийских храмах, к которым идут паломники из Мендута в Павон. Маршрут заканчивается в храме Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

4. Буддисты медитируют в Весак в Ват Дхарммакая в провинции Патум Тхани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

5. Буддийские монахи молятся у храма Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

6. Огромное украшение в честь Весака на ежегодном буддийском фестивале в Коломбо, Шри-Ланка. (Lakruwan Wanniatachchi/AFP/Getty Images)

7. Буддисты на медитации в храме Боробудур в Весак – день рождения Будды. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

8. Общий вид подсвечивающегося храма Боробудур, вокруг которого ходят монахи, в праздник Весак. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

9. Буддистские монахи присоединились к процессии из храма Мендут в Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

10. Буддисты зажигают свечи у храма Боробудур в Весак. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год в полнолуние в мае или июне. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

11. Буддисты выпускают фонари у храма Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

12. Буддисты прибыли к храму на религиозную церемонию в Весак. (Dinuka Liyanawatte/Reuters)

13. Буддисты со свечами в храме Ват Дхарммакайя на празднике дня рождения Будды Весак. (Damir Sagolj/Reuters)

14. Буддистские монахи омывают и осыпают статую лежачего Будды у храма Дхаммадипа Арама в городе Маланг, провинция Востояная Ява, Индонезия. (Aman Rochman/AFP/Getty Images)

15. Буддистский монах с радио раздает инструкции перед молитвой в честь Весака в провинции Патум Тхани у Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

16. Индонезийка дает милостыню монахам во время процессии в честь Весака в Магеланге. (Dwi Oblo/Reuters)

17. Уличный торговец фонариками накануне фестиваля Весак в Коломбо, Шри-Ланка. Страны с буддийской религией отметили день рождения Будды, называемый Весак. Это трижды благословенный день для буддистов, чествующих рождение, просветление и уход в паринирвану Будды. В этот день фонарики из бамбуковых палочек и красочной бумаги вывешивают у домов и украшают ими улицы. (Lakruwan Wanniarachchi/AFP/Getty Images)

18. Буддийские монахи на церемонии подношения милостыни в коммерческом районе Бангкока. 12 600 монахов пришли на церемонию в честь Весака – ежегодного празднования дня рождения, просветления и ухода в впаринирвану великого Будды. Эта церемония была организована в честь Будды и для моральной поддержки буддистских монахов и новичков из неспокойных южных провинций Таиланда. В этом году состоялось 2600-летие просветления Будды. (Damir Sagolj/Reuters)

19. Тысячи буддистских монахов проходят мимо верующих во время церемонии раздачи милостыни в Бангкоке. (Damir Sagolj/Reuters)

20. Молящийся буддистский монах у храма Боробудур во время празднования Весака. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

21. Буддисты со свечами ходят вокруг храма Ват Дхарммакайя в Весак в провинции Патум Тхани. (Damir Sagolj/Reuters)24. Молящаяся верующая у буддийского храма на фестивале Пурнима (Весак) в Чандигархе, Индия. (Ajay Verma/Reuters)27. Буддисты выпускают фонарики во время празднования Весака в городке Магеланг, провинция Центральная Ява. Считается, что храм был построен в 8-ом веке, он стал центром молитвы и поклонения Будде в Весак – день рождения, просветления и ухода Будды в паринирвану, празднуемый буддистами во всем мире. (Clara Prima/AFP/Getty Images)

Буддийские праздники — это события, полные доброты и радости. Ежегодно буддисты всего мира отмечают множество праздников и устраивают фестивали, большинство из которых связано с важными событиями из жизни Будды или различных бодхисатв. Даты праздников устанавливаются согласно лунному календарю и могут не совпадать в различных странах и традициях. Как правило, в день фестиваля миряне отправляются в местный храм буддистов, чтобы ранним утром поднести монахам пищу и прочие предметы, а также послушать наставления в нравственности. Дневное время может быть посвящено помощи бедным, хождению вокруг храма или ступы в знак почитания Трех Драгоценностей, декламации мантр и медитации. Наиболее важные буддийские праздники кратко описаны ниже.

В разных уголках земли этот праздник приходится на различные даты. В странах Тхеравады (Таиланд, Бирма, Шри-Ланка, Камбоджа и Лаос) Новый год отмечается в день полнолуния апреля и празднуется три дня. В традиции Махаяны Новый год, как правило, начинается в первое полнолуние января, а основная часть тибетских буддистов празднует его в марте. В странах Южной Азии в этот день принято обливать друг друга водой.

Праздники в Традиции Тхеравады — Весак (День Будды)

Некоторые буддийские праздники имеют особую значимость и проводятся с большим размахом, например, Весак — День Будды. В полнолуние мая буддисты по всему миру отмечают день рождения, просветления и ухода Будды (за исключением високосного года, когда праздник приходится на начало июня). Слово «Весак» используется согласно названию месяца по индийскому календарю.

Магха пуджа (День Сангхи)

Магха пуджа отмечается в полнолуние третьего лунного месяца и может приходиться на февраль или март. Этот священный день служит напоминанием о важном событии из жизни Будды, которое произошло в ранний период его деятельности как учителя. После первого затвора в сезон дождей Будда отправился в город Раджагаха. Сюда, без предварительной договоренности, после странствий вернулось 1250 архатов (просветленных учеников), дабы выразить почтение учителю. Они собрались в монастыре Верувана вместе с двумя старшими учениками Будды — достопочтимыми Сарипутрой и Моггаланой.

Буддистские праздники в традиции Махаяны — Уламбана (День Предков)

Последователи Махаяны отмечают этот праздник с начала восьмого лунного месяца по его пятнадцатые лунные сутки. Считается, что врата Ада открываются в первый день этого месяца и духи могут перемещаться в человеческий мир в течение двух недель. Подношения пищи, сделанные в этот период, могут смягчить страдания призраков. На пятнадцатый день, Уламбану, люди посещают кладбища, чтобы сделать подношение покойным предкам. Некоторые тхеравадины из Камбоджи, Лаоса и Таиланда также отмечают это ежегодное событие. У японских буддистов аналогичный праздник носит название Обон, начинается 13 июля, длится 3 дня и посвящается рождению ушедших предков семьи в новых телах.

День рождения Авалокитешвары

Данный праздник посвящен идеалу бодхисатвы, воплощенному Авалокитешварой, который олицетворяет собой совершенное сострадание в махаянской традиции Тибета и Китая. Праздник выпадает на полнолуние марта.


День Бодхи (День Просветления)

В этот день принято чествовать просветление Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. Как правило, буддисты отмечают этот важный праздник восьмого декабря, декламируя мантры, сутры, медитируя и слушая учение.

Существуют и другие буддийские праздники, имеющие различные масштабы и свою уникальную специфику. Они могут проходить как ежегодно, так и иметь более частую периодичность.

Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В XIX — начале XX вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма - тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники). Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 гг. до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.

Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды. Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам. Стоит отметить, что само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Само слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.

В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах »: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв - благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так: «Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине». На сегодняшний день в России, в соответствии с законом о свободе совести и вероисповедания, существует так называемая Традиционная Сангха России. Главой этой организации является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшев — он входит в конфессиональный религиозный совет при Президенте РФ. Но, с учетом сумятицы, внесенной эпохой атеизма в административную схему буддийских монастырей и сообществ, многие буддисты не признают существующую Сангху действительно традиционной. Законы РФ позволяют официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых действительно верны историческим традициям и культуре буддизма. Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем. Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.

Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны. Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту. Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине. Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:

  • Сагаалган — Новый год
  • Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
  • Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
  • Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
  • Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
  • Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.

Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV , но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля. В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды. На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

Даты праздников на 2015 год.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»