Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда доу. План самообразования педагога-психолога "коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии" материал на тему Логопедические игры занятия с

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Статья

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда

Вотинцева Ирина Аркадьевна

История метода «Песочная терапия »
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника - песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .
Задачи :
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук :
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки ;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .
Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :
Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Предполагаемый результат :
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации - создание своеобразной демоверсии,
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки ,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.
Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок :
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Конструкт занятия
Этап
Название этапа
Цель этапа
1
Мотивационный
Сообщение темы, цели занятия
2
Супервижн -
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач
3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы
Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .
Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления - «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )
Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .
Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

« П есочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида г.Березники Пермского края

Черткова Ирина Юрьевна

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: методический практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб., 1999.- 340с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

    Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ Подготовила учитель-логопед Верховцева Ирина Викторовна

« часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл густав Юнг (1875-1961) Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Песочная терапия Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей; развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…

Песочная терапия способствует обогащению словарного запаса; развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями. р азвитию фантазии и образного мышления совершентвованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства

Условия при работе с песком: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания стола песком

РАСХЛОПЫВАНИЕ

пРОСЕИВАНИЕ

Методики рисования песком

ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПАЛЬЦЕВ

Рисование ребром большого пальца

ОТСЕЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Рисование ладонью

Рисование кулаком

Рисование мизинцами

РИСОВАНИЕ ЩЕПОТЬЮ

НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА

Рисование симметрично двумя руками

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

ВЫДУВАНИЕ РИСУНКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТЕЧКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССАЖНОГО МЯЧИКА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

Тема: «Морозные узоры» Цель: - Показать детям на практике, что для творчества можно использовать самые разнообразные техники и материалы, научить детей изображать зимнее явление...












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учение может стать для детей интересным,
увлекательным делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Данные изменения обусловлены следующими факторами: 1) влиянием положительных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в различных типах образовательных и медицинских учреждений; 2) повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; 3) возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития .

Широкий спектр речевых расстройств делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору специальных методов, приемов и средств обучения.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) актуально применение специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию принципа “обходных путей” коррекционно-развивающего воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью .

Помимо выше перечисленных педагогических технологий для нас наиболее ценной является система арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование уникальной техники – песочной терапии. Песочная терапия особенно эффективна в логопедической работе с детьми дошкольного и школьного возраста с различными расстройствами речевой сферы.

В свою очередь, использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с младшими школьниками, имеющими ТНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации, формированию функций произвольной регуляции, развитию речевых и коммуникативных навыков обучающихся.

В данной статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.

1. Упражнения, включающие пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии и Су-Джок терапии.

Цель упражнений : развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: деревянный ящик или поднос с чистым, просеянным песком; песок декоративный (белый, зеленый, желтый, красный, синий); 6 пластмассовых контейнеров; набор декоративных камней различной величины; браслет детский; массажные кольца (из набора “Су-Джок”).

“Ладошки здороваются”.

Упражнение выполняется на песочном листе, наполненном сухим песком. Ладошки специалиста и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

“Согреем наши ладошки”.

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней. Затем поочередно растереть тыльные поверхности ладонью другой руки. Аналогичное упражнение выполнить с применением сухого песка.

“Ладошки умываются”.

Движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях (пластиковых контейнеров):

- “Утренняя роса” (белый песок) - ручки умываются в утренней росе.

- “Солнышко” (желтый песок/) - солнце ласкает ручки.

- “Радость цветов” (красный песок) - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.

- “Листва” (зеленый песок) - листочки каждого дерева ласкают ручки.

- “Речка” (синий песок) - быстрая речка умывает ручки чистой водой.

“Браслет”.

Соскользнуть на лучезапястный сустав и производить массаж в виде окольцовывания с помощью сухого, просеянного песка (на песочном листе), затем с использованием детского браслета.

“Черепаха спряталась”.

Центр ладони – ЛАО гун - зайти, сгибая фалангу среднего пальца другой руки – вкручивать влево и вправо.

“Кольца черепахи”.

Используя сухой песок, растереть межпальцевые промежутки (центр психической энергии). На каждый пальчик надевать массажное кольцо, также растирая межпальцевые промежутки. Это упражнение также можно выполнять с речевым сопровождением (потешки “Мальчик-пальчик”, “Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть”).

“Пальчики встретились”.

Простучать каналы – ше-сюань – на кончиках пальцев, соединив при этом подушечки пальцев.

“Камушек за камушком”.

Предварительно проложить 2 дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробует “пройти” пальчиками по дорожкам, работая сначала левой, затем правой рукой, а потом одновременно обеими руками. Возможно включение речевого сопровождения (потешки “Вот как пальчики шагают!”, “Большие ноги шли по дороге…”) .

2. Артикуляционные упражнения “Забавные картинки”.

Цель упражнений: развитие артикуляторного праксиса.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком или подносы (если подгрупповое занятие), картинки-символы для артикуляционной гимнастики (“Лягушонок”, “Слоненок”, “Рыбка”, “Воздушный шарик”, “Лопаточка” и др.).

Методические рекомендации. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений сопровождается показом картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если они предварительно спрятаны в песке. Задача ребенка найти картинку, (“раскопать”), а потом, называя ее выполнить артикуляционное упражнение. Кстати, искать картинки можно не только с помощью ладошек, но и используя вспомогательные средства: кисточки, щеточки, а также бумажные трубочки (в этом случае целью упражнения будет еще и развитие целенаправленной воздушной струи).

3. Лексико-грамматические упражнения “Веселая грамматика”.

Общая цель упражнений: формирование и развитие лексико-грамматических категорий.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, миниатюрные фигурки по тематике: “Игрушки”, “Транспорт”, “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Назови ласково”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Логопед называет большой предмет: “Это машина”. Далее дает задание ребенку найти маленький предмет, который заранее спрятан в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: “А это машинка”. Аналогично упражнение выполняется с другими предметами.

Упражнение “Чего не стало?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Логопед: “Что это?” Ребенок: “Это кубик”. Логопед: “Спрячь кубик в песок. Нет чего?” Ребенок: “Нет кубика”. Данное упражнение также выполняется с двумя и более предметами.

Упражнение “Нет кого?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже. Возможны варианты: логопед прячет в песок фигурки животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался. Это упражнение логопед может включать в такие лексические темы, как: “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Чей хвост?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Задача ребенка: изменить слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост. При выполнении упражнения логопед также может спрятать в песок животных (птиц), оставив на поверхности лишь хвост.

Упражнение “Найди маму”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка словообразования (употребление существительных – названий детенышей животных).

Методические рекомендации. Игра проводится в два этапа. На первом этапе на поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии “Домашние животные”, в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех взрослых животных, начинает искать в песке их детенышей. Результат своего поиска ребенок оречевляет и ставит фигурку детеныша рядом с “мамой”. При выполнении данного упражнения уместными будут и такие лексические темы, как: “Дикие животные”, “Домашние и дикие птицы” .

4. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Игровое упражнение “Слогин”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонематического восприятия.

Материал и оборудование: заламинированные карточки с двусложными и трехсложными словами, разрезные картинки.

Методические рекомендации. Картинки спрятаны в песок не полностью: если это двусложное слово, ребенок видит, например, только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Логопед читает начало слова, а ребенок, догадавшись, должен назвать конец слова. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, а взрослый – слог, следующий по смыслу.

Игровое упражнение “Фонетическая дорожка”.

Цель упражнения: развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического и пространственного восприятия.

Материал и оборудование : набор декоративных камней разного цвета, формы.

Методические рекомендации. Логопед дает инструкцию: “Давай построим с тобой дорожку. На песок выкладывай камушки, если услышишь звук [А]” (аналогично с другими звуками). Задача ребенка: распознать на слух заданный звук (в ряду звуков, слогов, слов в зависимости от уровня подготовленности обучающегося) и положить соответствующий камушек на начало дорожки. Начало дорожки и цвет камней заранее обсуждается с учеником. Исходной точкой является левый верхний угол или левый нижний угол песочного ящика (в соответствии с закономерностями направления письма и чтения – слева направо). Направления могут меняться в зависимости от целей занятия: например, в ходе данного упражнения обучающемуся дают задание не только внимательно слушать и выделять на слух тот или иной звук, но и выкладывать с помощью камней различные геометрические фигуры, а также букву, которая обозначает звук, который ученику нужно услышать. Цвет камней будет меняться в зависимости от изучаемых звуков (гласные – красные, согласные – синие (зеленые)).

Если ребенок уже хорошо выделяет на слух звуки, то на следующем этапе в упражнение можно включить слоги. Инструкции, схема выполнения аналогичные.

Игровое упражнение “Песочные буквы”.

Цель упражнения: формирование и развитие графического образа письменных букв.

Материал и оборудование : цветная галька или набор декоративных камней разного цвета, формы, трафареты для букв (пластмассовые или изготовленные из картона).

Методические рекомендации. Специалистом заранее подготавливается поднос с чистым, сухим песком и трафарет определенной буквы (изучаемой на занятии). По инструкции логопеда ребенок выкладывает трафарет на песочный лист и начинает указательным пальцем обводить заданную букву по контуру (буква может быть заглавной, строчной). В процессе обводки ребенок проговаривает букву с утрированной артикуляцией. Затем логопед дает творческое задание: украсить букву декоративными камнями или другим вспомогательным материалом: пуговицами, бусинками, мозаикой. В конце задания ребенок аккуратно убирает трафарет и демонстрирует получившуюся букву. Рядом с готовой буквой на песочном листе можно отработать навык самостоятельного написания графемы. Ошибки, неточности письма на песке легко исправляются, тем самым, не вызывая у ребенка негативизма, а лишь только повышая его мотивацию.

Конструирование “Домики для звуков”.

Цель упражнения: развитие звукового анализа, конструктивной способности, пространственного восприятия.

Материал и оборудование: детский строительный материал, предметные картинки, кирпичики с буквами, миниатюрные фигурки зверей (слоненок, лягушонок, акула, ослик).

Методические рекомендации . Можно предложить следующий вариант выполнения упражнения. На песке из кирпичиков выстроен так называемый “фундамент” для будущих “домиков”. Фундамент – это кирпичики с гласными [А], [О], [У], [И] (в качестве зрительной опоры). Для построения домиков используется набор детского строительного материала - кубики, цилиндры, призмы с заранее наклеенными на них предметными картинками. В названии каждой картинки присутствует тот или иной ударный гласный, изучаемый на занятии.

Логопед предлагает ребенку построить домики для зверей (например, для лягушонка, слоненка, акулы и ослика), которые являются гостями на занятии. Логопед: “Сначала нужно правильно определить, кто где будет жить. А для этого давай назовем любимые песенки наших зверей”.

Ребенок называет персонажей и с направляющей помощью логопеда произносит соответствующие им звуки-песенки (для лягушонка - [И], для слоненка - [У], для акулы – [А] для ослика - [О]), расставляя фигурки рядом с заданными кирпичиками.

Затем по заданию логопеда ребенок выстраивает домики, выбирая нужные кубики с картинками, которые соответствуют заданному фундаменту – кирпичикам с гласными буквами. Логопед помогает ребенку четко называть картинки и выделять голосом ударный гласный. Данную игру можно провести и с подгруппой детей.

Аналогично выполняется упражнение, направленное на выделение согласных звуков в словах. Персонажи занятия выбираются в зависимости от изучаемых звуков.

Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей младших школьников с ТНР. Комплекс представленных упражнений логопед может включать не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.

Целенаправленная логопедическая работа, в ходе которой специалист активно использует технику песочной терапии, приводит к тому, что у младших школьников с ТНР снижается речевой негативизм, интенсивно развиваются формы и способы невербальной и вербальной коммуникации, формируются языковые умения и навыки, лексико-грамматические категории, а также высшие психические процессы (произвольное внимание, память, зрительное, тактильное восприятие).

Список литературы.

  1. Ахметшина (Малова) А.А. “Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра” // Научно-методический журнал “Логопед”, № 1/2010, с.10-14.
  2. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22).


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»