Детская фантазия. Патологическая фантазия у детей. Красивые древние фантазии с превращениями

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от , видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Как работает детская фантазия

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама - одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство - приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами .

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где - реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей - особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, - для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям - даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее - разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года.

Четыре года - возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение »).

— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует - родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

— Выдумки такого рода - ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью - умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости - волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами - родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно - вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение - это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

— Следите за тем, чтобы до ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры »), а если уж тянется к голубому экрану - чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма - «понарошку».

— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера - это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие - «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) - французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Дети по природе своей фантазеры: живое воображение с лихвой восполняет им недостаток знаний и жизненного опыта. Но многих родителей детские фантазии отнюдь не радуют: слишком сложно порой бывает отличить детскую выдумку от реальности, а фантазию - от осознанной лжи.

Слово «воображение» происходит от слова «образ»; под воображением подразумевается способность создавать образы на основе реальной действительности и манипулировать ими. А фантазия - это частная разновидность творческого воображения , нереальное сочетание реальных элементов. Без творческого воображения и фантазии мир был бы совсем не таким, каким мы привыкли его видеть: в нем не было бы произведений искусства и изобретений. Без воображения мы так бы и застряли в каменном веке. Так что детские фантазии - это база для вполне себе взрослого прогресса.

Воображение и фантазия начинают развиваться у ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте детские фантазии самые живые, самые необычные. Дети придумывают себе воображаемых друзей и целые миры, представляют себя рыцарями и супергероями, принцами и волшебниками. Они будто существуют в двух параллельных реальностях - настоящей и выдуманной. Но при этом здоровый ребенок вполне способен отделить детские фантазии от реальности . Он разделяет, где все «по-настоящему», а где - «как-будто», «понарошку».

Воображение ребенка можно и нужно развивать, ведь детские фантазии - ключ к развитию творческих способностей. Кто знает, может через тридцать лет ваш маленький фантазер сочинит бестселлер покруче «Гарри Поттера»? Но даже если не сочинит, развитое воображение здорово поможет ему в будущем. Что нужно делать, чтобы развить у ребенка фантазию?

  • читайте ему книжки, рассказывайте сказки: пусть чужие фантазии станут фундаментом для его собственных;
  • кроме готовых игрушек предлагайте ребенку предметы-заместители: они отлично развивают фантазию, ведь их сфера применения не так ограничена;
  • предлагайте ребенку играть с образами-заместителями: а давай представим, что мы… собачки, ковбои, музыканты - да кто угодно;
  • купите ребенку принадлежности для творчества и не ограничивайте его в творчестве: да, трава не бывает синей - ну и что?

И не ругайте ребенка, если он тащит в дом «всякий хлам». Для него деревянная палка - это волшебный меч, а нанизанный на спичку одуванчик - фея цветов. Активное использование предметов-заместителей - признак хорошо развитой фантазии . Не выкидывайте их, не мешайте ребенку фантазировать. А если вы натыкаетесь на них в разных углах квартиры, лучше приучите ребенка к аккуратности.

Но не все детские фантазии хороши и полезны для ребенка. Как известно, у любой монеты есть две стороны. Негативная «обратная сторона» детских фантазий - это . Очертания мебели в темноте кажутся страшными чудовищами, а книжные герои вроде Бабы-Яги представляются ребенку вполне реальными. Часто родители сами подпитывают эти страхи во время «воспитательных моментов» : «Не будешь кушать кашу - придет Бабай и заберет тебя!»

К счастью, есть способы бороться с этими страхами. Один из самых действенных способов - дать ребенку возможность посмеяться над своим страхом . Можно предложить ребенку нарисовать воображаемого монстра, а потом пририсовать ему букет цветов или клоунский нос. И выяснится, что монстр не такой уж страшный. Или купить ребенку игрушечную волшебную палочку для борьбы с монстрами.

Также детские фантазии можно спутать с ложью. Бывает, что родители наказывают ребенка, не разобравшись - соврал им ребенок или просто нафантазировал. Как отличить ложь от фантазии? Фантазия безвредна, это просто полет воображения. В отличие от фантазии, ложь преднамеренна; ребенок выдумывает или искажает информацию, чтобы получить личную выгоду. Но не стоит драматизировать ситуацию: патологические вруны встречаются не так уж часто. Со временем ребенок перерастет ложь, просто нужно дать ему понять, что врать - нехорошо, причем в том числе - личным примером.

Детские фантазии - это неотъемлемый атрибут детства, без них оно было бы серым и неинтересным. Поощряйте стремление вашего ребенка фантазировать, но при этом следите, чтобы он не начал путать фантазии с реальностью .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»