Чему нужно научить ребенка в 1. Развиваем ребенка в годик. Подход к ребенку

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Малыши, которым исполнился 1 год, любознательны и им необходимы развивающие занятия. Для развития ребёнка можно использовать подручные средства, которые заменят ему игрушки. Такие занятия очень нравятся детям.

В 1 год у ребёнка начинается период активного развития. Он начинает мыслить, наблюдать, изучать окружающий мир. Когда родители задумываются о том, чем занять годовалого ребёнка, то надо учитывать два важных фактора: развлечение малыша и его развитие. В этот период можно многому научить малыша через игру, используя различные методики. Методик развития детей от 1 года существует немало, но необходимо учитывать, что каждый малыш индивидуален. Одни дети в этом возрасте уже произносят много слов, ходят без поддержки, просятся на горшок, а вот другие детки ещё и половины этого не умеют, хоть и активно к этому стремятся. Если задаться вопросом о том, чему учить ребёнка в 1 год, то можно заметить, что все методики разбиты на такие разделы, как развитие речи, познание окружающего мира, физическое развитие и развитие мелкой моторики. Такие занятия можно проводить под контролем хороших специалистов по раннему развитию. В каждом городе существуют специальные детские центры, в которых работают преподаватели и воспитатели.

Занятия с годовалым ребёнком в домашних условиях

Занятия в группах эффективны, но основную роль играют занятия для детей от 1 года дома. Одной популярной, используемой в домашних условиях, является методика Марии Монтессори. В этой методике можно обойтись без игрушек, а материалом для занятий служат разные подручные средства. Дети с увлечением тянутся к разноцветным коробочкам, баночкам, палочкам. Главное, чтобы все предметы и материалы были в зоне досягаемости ребёнка. Он под контролем взрослых может сам выбирать занятия по душе. В методике большой акцент направлен на занятия с мелкими предметами: бусинками, пуговицами, крупой. Эти материалы малыш раскладывает по коробкам, бутылкам, сортирует по цветам. Например, можно взять две миски, в одну из которых насыпать крупу. Показать ребёнку, как с помощью ложки крупу пересыпать в другую миску. Это занятие учит малыша уверенно пользоваться ложкой, развивает мелкую моторику, координацию, логику. Развитие речи связано с определённой областью мозга. Как заниматься с ребёнком в 1 год, чтобы помочь развиться этому процессу? Известно, что массаж и развитие пальчиков малыша способствует развитию участка мозга, отвечающего за речь. Методика предлагает специальное занятие. Надо взять коробку, нарисовать на ней мордочку животного, на месте рта которого проделать отверстие. Ребёнку будет интересно кормить животное. В качестве «еды» можно использовать бусинки, макароны, пуговицы. При этом действии активно работают детские пальчики. Для этой же цели служит специальная рамочка в виде картона, обтянутая тканью. На ткани нашиты пуговицы, шнурки, бусинки. Ребенок долго может изучать эту рамку, трогая и дёргая. Важно развивать и понимание чужой речи. Во время игр, прогулок дети сталкиваются с новыми игрушками, животными, людьми. Следует акцентировать внимание ребёнка на этом, называя чётко каждое название. Постепенно он начнёт различать их и пытаться называть. Хорошо развивают речь игры-подражания, где малыш выступает в роли мяукающего котика, шипящего ёжика, что развивает образное мышление. На примере куклы малыш узнаёт, где у людей глаза, нос, уши, что он охотно показывает на родителях. Внимание стоит уделять и стишкам, которые очень любят повторять дети. В возрасте 1 года развитие всех систем ребёнка связано с физической активностью. При этом хорошо использовать развивающие занятия для детей 1 года под музыку, которая прекрасно развивает внимание, сосредоточенность, эмоциональность. Все упражнения направлены на развитие двигательных навыков. Побегайте, попрыгайте, потанцуйте с малышом. Покажите ему, как преодолеть препятствия. Пусть он пролезет под столом, перелезет через подушку. Проводя любые занятия с малышом, не ограничивайте его стремление к самостоятельности. Сделайте пространство безопасным, чтобы он активно познавал этот мир. Просто прислушивайтесь к своему чаду, помогайте ему и у него все получится.

В общем, детки с папой отправились к бабушке, а я решила немного доделать домашние дела (наконец-то сняла снежинки с окон и огоньки), помыть голову и можно выходить. В итоге все доделала, пошла в душ, помыла голову, смываю. И в этот самый момент в квартире пропал свет, как потом оказалось света не стало на всем районе. Вода резко становится горячей, в ванной темень.

В общем, как то я выбралась из душа, потом на ощупь выключила воду и пошла искать телефон с фонариком. Дома темнота, холодно, так как я перед душем пооткрывала все окна, чтоб проветрить квартиру. С фонариком, конечно, стало более уютно. Через минут 30 свет включили Но вот без света одна в квартире да еще и в ванной, не очень приятные ощущения, скажу я вам.

Что ж, вернемся к детям и их развитию

С сынулей мы уже прошли этот этап, а доченьке сейчас 1 год и 8 месяцев. И с рождением второго ребёнка понимаешь недочёты, которые допускал в воспитании первого. Что-то корректируешь и добавляешь новшества. Кроме всего прочего появляется много новых игр, методик для деток. Вот про все это я и расскажу Вам сегодня.

Но прежде чем начинать заниматься ранним «образованием» малютки, давайте разберёмся, чем чадо интересуется в этом нежном возрасте. Ведь можно накупить кучу хлама, который будет благополучно пылиться в углу и ждать, когда дитя созреет. А когда подойдёт момент, мы про это забываем. Находим вещи, когда кроха уже подрос и этим не заинтересуется. У Вас такое бывало? У нас да. Покупали не мы, а друзья, знакомые. Конечно, это не платья, но из игрушек детки тоже вырастают. И для каждого возраста ― свои предпочтения.

А теперь давайте прогуляемся по списку, что карапуз любит делать дома и каковы его увлечения:

  • ходить по дому, с любимым атрибутом в руках;
  • прятать вещички, например, под палас и находить;
  • складывать пирамидки из 2 ― 3 кубиков, и сразу ломать строение;
  • закидывать погремушки в коробки, манеж, ящички;
  • копировать жесты и интонацию взрослых;
  • исполнять просьбы: показывать картинки, приходить, когда зовут по имени, приносить предметы;
  • залезать на диваны и кресла (падать по неосторожности!)
  • двигаться под музыку

Замечали за своими чадами? Моя доча очень любила и любит магнитики с холодильников, там у нас цифры. Так мы научились считать до 5. Недостаток лишь в том, что когда подходишь к холодильнику и открываешь его, она подкрадывалась и пыталась закрыть дверь. При этом зажимая человека между дверью и самим холодильником! Но это больше комичный момент, чем досадный. Детишки любят порядок. Раз дверь была закрыта, нечего туда лезть, температуру нагонять!

Что должно быть в доме

В зависимости от интересов маленького существа, нужно обеспечить присутствие в доме необходимых предметов:

  1. Конечно, наше родительское внимание. Малыша нужно ориентировать в пространстве, показывать новые вещи, рассказывать о свойствах.
  2. Ёмкость для сбора игрушек должна быть под рукой. Я давала небольшую коробочку с погремушками, и бумажный прочный пакет. Вещи перекладывались из одного в другой.
  3. Книги с интересными картинками. Когда дитя будет тут ориентироваться, по Вашей просьбе он будет показывать персонажей. Ну или просить взрослого на своём «тили-мили-трямском» языке рассказать сюжет.
  4. Коробки с крышками, плотные жестяные банки с крышками.
  5. Паласы на полу, плотно зафиксированные мебелью. У нас под ними сокровищница магнитов, которые мы ищем.

В такой важный период формируется , память и фантазия. Поэтому должны тренироваться мелкая и крупная моторика, внимание к крупным и мелким деталям. В этот процесс вовлекайте в обязательном порядке, проживающих с Вами родственников. Ведь малышок знает людей поимённо.

Хорошо поставить любой игрушечный предмет на полку и показать его деточке. Обязательно комментируя: «Машенька, а где наш мишутка? Вот он спрятался!». Через время посадить медведя на другую полку, и задать тот вопрос. Это требуется для восприятия предмета, а не места, где он должен находиться. Очень хорошо тренируется кругозор. Дитя понимает, что мишка может быть везде где угодно и начинает его поиски!

Это элементарные вещи, через которые дитя познаёт мир. Но хорошо запастись и нужными игрушками. Какими? Сейчас изложу.

Набор из самых важных игрушек

Годик для детей, период активного интереса ко всему происходящему. Малыш увлечённо наблюдает за происходящим, копирует, изучает. Почему квадратный куб не лезет в круглое отверстие? Методом проб и ошибок постепенно всё получается. Но родительская помощь необходима, кто ещё объяснит все тонкости. Работа каждодневная и напряжённая. Запасёмся терпением и развивающими игрушками!

  1. Домик по размеру карапуза. В продаже есть пластмассовые , стоят дороже, а есть тряпочные с каркасом ― подешевле. Очень увлекательная забава залезать и вылезать оттуда. Тренируется координация, мышление. Спрячьте туда куклу, крохотуле будет вдвойне интересней! Этот совет приемлем при знакомстве детёнка с новым местом. Вдруг он опешит и не захочет туда лезть? А любимая кукла послужит мотиватором!
  2. Игровые комплексы. Если позволяет место и средства, это великолепный вариант для улучшения ловкости и крупной моторики. Туда могут входить и горки для катания , и качели, и лестницы.
  3. Коврики для массажа ножек. Можно купить, а можно пришить пуговицы на ткань, тот же эффект. Есть ещё коврики сборные с различными картинками. Это своеобразные крупные пазлы, малыш собирает части воедино и потом использует для ходьбы.
  4. Пирамидки. Легендарные крупные колечки, одевающиеся на палочку. Это изучение цвета и размера деталей.
  5. Конечно, рисование и лепка для мелкой моторики.
  6. Книги играют неотъемлемую роль в воспитании чада. С года до 3 лет формируется активно и пополняется словарный запас. Поэтому читайте своим крохам как можно больше!

Мультфильмы

Когда маленький человечек начинает видеть окружающий мир дальше 25 см (не дальше 25 ― 30 см младенец видит при рождении) его начинает интересовать телевизор. Происходит это ещё до года, месяца в 3. В этот период категорически запрещаются программы телевидения. Но в годик допускается смотреть познавательное видео около 15 минут в день. Хотя некоторые врачи высказываются против, ограничивая просмотр телевизора до 3 лет.

Можно ли его смотреть детям и последствия просмотра телевидения

Мы включали развивающие мультики, когда нам исполнилось 1,5 года. Полностью исключить телевизор не получилось, так как у нас есть старший братик, который иногда не прочь посмотреть Лунтика или Робокара. Понемногу, конечно. У нас выходит по 2 серии Лунтика и 1 Робокара или 3 Лунтика. Даже есть выбор. Но мы с мужем телевизор больше не смотрим и не включаем вообще.

Очень интересный мультфильм tiny love. Тут маленькие зрители знакомятся с простейшими понятиями: привет ― пока, цвета, животные, день, вечер, ночь, утро. Доступный и простой вариант, интересующий малыша. Главная идея мультфильма ― меняющиеся картинки и сюжет. Ведь непоседы устают от однообразия. Происходит знакомство с новыми понятиями. Посредством сюжетов новые знания закрепляются.

Подручные средства для обучения

Дитя изучает окружающий мир, поэтому все средства для этого хороши. Как я уже писала, вовлекайте в процесс домочадцев. Рассказывайте карапузу, кто есть кто, какого цвета у бабушки платье, что она делает на кухне. Если малышок обратил внимание на лампочку, расскажите, что это светит огонёк, покажите, как включается. Такие простые, на первый взгляд вещи, вызовут восторг.

А для игр используйте:

  1. Крупу
  2. Прищепки
  3. Посуда (деревянная, пластмассовая)
  4. Старая сумка

Крупа

С крупой можно проделывать разные манипуляции. Например, высыпать манку в таз, спрятав там погремушку. Можно выставить перед непоседой фасоль, гречку, чечевицу. На листе бумаги раскатать пластилин, пусть туда втыкает крупинки. Ещё интересный совет: надеть носки малышу, во вторую пару насыпать гречку и одеть на ножки. Пусть так походит полчасика. Отличный массаж стоп!

Прищепки

Подойдут нетугие, маленькие. Они одеваются на кусок картона, предложите малышку их снять.

Посуда

Этот атрибут хорош глубокого размера. Можно что-то пересыпать, перекладывать и т. д. Когда купаете сорванца, посуду можно применять, чтобы переливать водичку или поливать на себя.

Старая сумка

Вот это подарок судьбы для маленького исследователя! Только вытащите оттуда все свои вещи. А положите ту же погремушку или небольшого зайчика. Пусть ищет. Можно туда наложить много забавных вещей.

Роль книги

В этом нежном возрасте книга должна тренировать у карапуза речь, логику, наблюдательность. Прекрасный вариант с иллюстрациями о животных, временах года, частях суток.

  1. Наталья Чуб «Ладошки» . Читатель знакомится с героями ― животными. Различные упражнения на мелкую моторику и логику, разноцветные иллюстрации. Стишки и рассказы увлекают малышка и дарят массу позитивных эмоций.
  2. Орлова А. «Яблочки ― пятки» . Детская книга собрала забавные стихи, песни и потешки. Они достаточно коротенькие, интересные и добрые.
  3. Гвидо Генехтен «Кто где?» . Издание можно использовать и для обучения счёту, и для рассматривания красочных иллюстраций. Логические вопросы, например, нужно найти, кто собирается на день рождения? Маленький читатель должен найти зверушку с подарком и в колпаке.
  4. Савушкин С. «Первые шаги, первые слова» . На одном развороте находятся текст и изображение. Логические задачки для деток, обучающие числам, тренирующие интеллект. Всё очень гармонично представлено.
  5. Жукова Л. «Моя первая книга» . Это настоящая энциклопедия для малютки. Окружающий мир с растениями, животными, природой. Яркие крупные изображения интересуют и тренируют внимание и память.

Кроме таких изданий, можно приобрести несколько журналов с наклейками, русские народные сказки. В этом возрасте ребёнок уделяет большое внимание тому, что видит. Поэтому вариант с хорошими иллюстрациями то, что нужно!

Игры для годовалых карапузов

Формирование мыслительных процессов и интеллекта происходит очень активно в годик. Обеспечьте малютку удобным игровым местом. Обязательно приобретите столик и стульчик. Сейчас время творить и изучать! Рисование, первое творчество из пластилина, простейшие конструкторы. Не забывайте о тренировке речевого аппарата. С года до двух лет количество произносимых слов увеличивается с 15 до 100. Возможно, больше.

В игровой форме тренируйте мелкую моторику и делайте артикуляционную гимнастику. Серьёзные манипуляции малыш пока не произведёт, но повторить простейшие сумеет.

  1. Продемонстрируйте, как выглядывает и смотрит влево, вправо, вверх, вниз. Комментируйте весёлой прибауткой.
  2. Тренируйте лёгкие. Дуйте кусочки бумажки на столе, в тазу с водой. Можно так разнообразить купальные процедуры, запустив в ванночку бумажный кораблик.
  3. Приобретите интересные магниты и магнитную детскую доску . Хороший вариант для мелкой моторики.
  4. Простейшее занятие ― прятки. Далеко уходить надобности нет. Просто набрасываете платок на голову или закрываете глаза руками.
  5. Обучайте ловить мячик. Показывайте, как мяч катится, отскакивает от пола.

Простые правила доставят деточке море позитива и пользы. А Вы получите удовольствие от совместного времяпровождения.

На этом, дорогие родители, позвольте попрощаться. Если Вы пока не подписались на обновления, сделайте это, чтобы быть в курсе новых интересных статей! А также поделитесь с нашими читателями в комментариях как Вы развиваете своих деток и что их интересует в годовалом возрасте.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Здравствуйте, дорогие читатели!

Ко мне часто подходят на детской площадке и спрашивают: «Как вы развиваете своего ребенка?». Как так вышло, что в 1.5 года девочка знает столько слов и уже отвечает на некоторые вопросы? Самостоятельно лазит по лестницам, горкам и скалодромам не требуя вмешательства родителей? Так свободно играет с другими детками? Вы наверное ходите на какие-то развивашки в детские клубы?

На что я отвечаю, что не были мы ни в каких детских клубах, а все наши развивашки - это прогулки, книги и, конечно, мама. И в этой статье я расскажу, как развивать любого ребенка 1-2 лет, так сказать, подручными средствами. А в конце вы найдете универсальную пошаговую инструкцию по развитию ребенка;).

Хотите развивать ребенка - развивайтесь сами

Когда мои знакомые удивляются любознательности, активности и дружелюбности моего ребенка и интересуются, как к этому прийти, я стараюсь ненавязчиво узнать: а какой образ жизни ведет сама мама? Чем занимается в свободное время? Ездит ли куда-нибудь с ребенком? Читает ли ему книги? Читает ли сама?

Чаще всего оказывается, что мама окружена домашними заботами, кое-как успевает приготовить обед на всю семью, в дневной сон малыша убирается или смотрит сериал. Многие даже жалуются, что не успевают гулять с ребенком больше 1-1.5 часов в день, столько накапливается работы! В общем, принято считать, что крутиться дома, как белка в колесе - это нормально . Какие тут развивашки?

Но дело в том, что дети копируют, в первую очередь, маму. И на мир они будут смотреть долгое время ее глазами. Не в буквальном смысле, конечно. Но мироощущение мамы непременно передастся и ребенку.

То есть если мама подсела на мыльные оперы по телевизору, малыш будет думать, что смотреть ящик целыми днями - это хорошо. Если мама не читает книги, вряд ли этот интерес возникнет и у ребенка. А уж неправильное питание и вовсе впитывается с молоком матери…

Я знаю мам, которые не выезжают за пределы двора до трехлетнего возраста ребенка, а случается, что сидят дома целую неделю. Развивается ли ребенок в таких условиях? Конечно, куда он денется. Но во много раз меньше, чем детки, чьи мамы не боятся выйти из зоны комфорта. А самое главное, что они развиваются сами.

Лень - враг правильного развития ребенка

Знаете, иногда на детской площадке я вижу, как мамы запрещают своим детям копаться в песочнице. Просто не пускают туда. Испачкается же! Что говорить о спортивных снарядах и лужах. Чем показывать ребенку, как залазить на турник или мыть ботинки от грязи, проще просто не разрешать подобные развлечения - это да. Но скольких впечатлений они лишают своих малышей! Именно благодаря активному познанию мира ребенок развивается так, как надо. Если же мы будем ограждать его от всего, человек вырастет ограниченным и боящимся сделать лишний шаг.

Замечаете, что с каждым годом все больше и больше трехлетних деток гуляют в коляске? Причем сидят они уже тихо и безропотно… А потому что надоело сопротивляться, невозможно достучаться до бестолковых и ленивых родителей, что ребенку нужно все это! Нужно падать и вставать, нужно каждый день учиться новому , бегать за голубями и по лужам, лазить по самым крутым горкам. А родителям придется вместе с ним выходить из зоны комфорта.

Но нет - им лень. Это основная причина того, что многим детям сейчас ничего не интересно, кроме мультиков. Куда легче включить ребенку телевизор, чтоб отстал уже. И куда сложнее помогать малышу ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно преодолевать новые вершины . Это огромный труд. Но он окупится, когда ты поймешь, что вырастила не очередного лентяя и оболдуя, а разностороннего, интересного и здорового человека.

Я ведь тоже человек, и тоже ленивая. О, вы не представляете, насколько. Иногда я как тот кот, который орал от того, что наступил себе на яйца, но так и не убрал лапу. Но стараюсь, работаю над собой, хоть порой это так непросто. Да, мне тоже хочется потупить в телефоне, пока ребенок копается в песочнице или качается на качелях - это первый импульс. Но почему бы не использовать момент и не научить малыша делать куличики и находить правое и левое ушко? Почему бы не научить карабкаться по скалодрому и веревочной лестнице? Ну и что, что ребенку всего 1.5 года, пусть он развивается в соответствии со своей природной любознательностью.

Если следовать за интересом ребенка, то можно вообще очень многое открыть для себя. Поэтому чаще всего мы выходим гулять без коляски (уже с 1.3 года). Дочка идет, куда глаза глядят, и это делает прогулку интереснее! Каждый раз мы находим новые тропинки, исследуем новые места, учимся новому. Вокруг столько всего - и ручейки, и бабочки, и белочки в парке, и светофоры. Нужно не ограждать ребенка от мира , а активно вводить его туда! Может, потому детские площадки мне еще не осточертели - мы на них не так уж часто и бываем. А еще есть один неоспоримый плюс пеших прогулок - малыш устает, лучше ест и крепче спит;).

Так что, если вы хотите знать, как развивать ребенка в 1-2 года правильно - просто не ленитесь . Не говорите «нет» там, где вообще-то можно сказать «а почему бы и нет?» . Например, когда дочка повела меня на улицу с шестиполосной дорогой, я не сопротивлялась. Точнее, первая мысль была: «Ни в коем случае! Опасно! Лучше на площадку!». Но потом подумала: «Но ведь я же рядом, держу за руку, а значит, все будет хорошо». И мы пошли. Потренировали навык перехода дороги за руку, поняли, зачем нужен светофор и когда можно ступать на дорогу. Заодно и цвета повторили! Да, ребенок вполне может соблюдать ПДД в 1.5 года.

Кстати, нереальная лень меня одолевала, когда дочь снова и снова просила говорить, что изображено на картинке. Мне казалось, это никогда не закончится… Но я преодолела ее. И сейчас уже ребенок отвечает, что нарисовано. Не всегда словами, но звуками вполне понятно. И я понимаю, что все было не зря. Малышка усвоила названия различных предметов и животных, и теперь идет дальше, запоминая сказки и прося читать их снова и снова:). Еще пару лет, и научится читать любимые произведения сама, зато, я надеюсь, вырастет грамотным человеком с хорошим словарным запасом.

Если ваш ребенок не воспринимает книги - ничего страшного. Наверняка у него куча других интересов, и ваша задача - поддержать их и не лениться десять-сто-тысячу раз помочь залезть на стул, покормить куклу или поймать мячик. Ведь, если подумать, эти простые действия помогают научить преодолению препятствий, заботе и ловкости.

Развивайте ребенка правильно!

Итого у нас всего два правила для правильного развития ребенка:

1. Вести активный образ жизни и всячески вовлекать в него малыша.

2. Не лениться!

7 шагов для развития ребенка в 1-2 года

Если же вы ждете конкретных шагов и примеров, как развивать ребенка в 1-2 года, я могу дать вам это. Вот то, что непременно нужно делать, начиная с первых месяцев после рождения:


Вот, как мне кажется, необходимое и достаточное для развития ребенка первых лет жизни. Это вполне естественно и вроде не должно вызывать вопросов - просто быть частью семьи . Как видите, я даже не рекомендую никакие карточки и развивающие занятия - они просто не нужны! Но если вы с чем-то не согласны, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях ниже.

Всего вам самого наилучшего!

Ваша Блогомамочка - Екатерина Ульянова



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»