Живое неживое конспект младшая группа. Интегрированное занятие «Чудесные капельки. Опыт по погружению в воду вареного яйца

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тема занятия: Подарки осени

Это занятие лучше проводить примерно в середине или в конце ноября, кода дети уже имеют представление об осени как времени года. Данный конспект занятия может быть использован для проведения открытого занятия во 2 младшей группе. В роли Лесовичка может выступать воспитатель, проводящий занятие, а в роли воспитателя может быть напарница. Тогда данное занятие будет интереснее и эмоциональнее.

Задачи занятия: Дать детям обобщающее понятие об осени как времени года. Учить находить характерные признаки осени. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Оборудование, необходимое для занятия: «копилка»: шишки, красные и жёлтые листья, рябина, семена клёна; календарь природы; детские рисунки на тему «Осень», музыкальное сопровождение, репродукция И.И. Левитана «Октябрь», кукла, изображающая Лесовичка.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, сосна, клён, рябина.

Предварительная работа: сбор осенней «копилки» на экскурсиях по лесу и на прогулках, наблюдения на прогулке, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей, рисование на тему «Осень».

Ход занятия:

I часть.

Стук в дверь. В гости к детям пришёл старичок Лесовичок:

Лесовичок: — Здравствуйте ребятки, я решил сегодня отправиться в путешествие, хотите пойти со мной? (Да).

Лесовичок: — Путешествие наше будет волшебное. Отправимся мы с вами путешествовать по осенним месяцам с помощью осенней «копилки», которую вы собирали целую осень.

II часть.

Лесовичок: — Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь», так как он первый месяц осени. Давайте хором повторим: Сентябрь.

Лесовичок: — Посмотрим, что же вы нашли в сентябре интересного? Ой, да это же моя сестрица Шишка!!! У шишки есть мама Сосна, посмотрите, у шишки много чешуек.

Воспитатель: — Давайте вспомним, где же мы нашли шишку? (на экскурсии, у сосны). Детям раздаются шишки, и предлагается игра «Подбрось шишку и поймай».

Воспитатель вместе с Лесовичком и детьми рассматривает календарь природы за сентябрь.

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, в сентябре было ещё тепло, мало шёл дождь, было много солнечных дней.

Лесовичок: — Предлагаю отправиться дальше! И следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь».

В это время воспитатель достаёт репродукцию И.И. Левитана «Октябрь».

Лесовичок: — посмотрим в нашу «копилку», что же вы нашли в октябре? Разноцветные листья! Какого цвета листочки? (красного и жёлтого). А летом, какого цвета были листочки на деревьях? (зелёного).

Воспитатель: — А давайте спросим нашего Лесовичка, что же случилось с листочками?

Лесовичок: — Дни стали короткие, света листочки получают мало, и поэтому они стали менять цвет и опадать.

Воспитатель: — ребята, а давайте посмотрим, какая погода была в октябре? Посмотрите, было больше пасмурных дней, стало холоднее, больше, чем в сентябре дождливых дней.

Лесовичок: — В октябре дуют ветры, давайте представим, что мы деревья. Проводиться игра «Ветерок – ураган» : вот подул легкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук); ветер поднимается всё сильнее и сильнее (дети начинают усиливать качание руками сначала от локтя, затем амплитуда движений нарастает); ветер превращается в ураган, деревья пригибаются всё ниже и ниже (дети совершают покачивание всем корпусом); но вот, ветер стал стихать, стихать и совсем стих (дети уменьшая амплитуду движений замирают, подняв руки вверх).

Лесовичок: — Отправляемся дальше? И следующая остановка – «Ноябрь». А вот, кто знает, какой сейчас месяц? (ноябрь). А какая сегодня погода? (дети описывают погоду) Что же вы уже нашли в ноябре для осенней «копилки»? (рябину). Какого цвета рябина? (красная). Когда зимой прилетят птички снегири, они будут питаться этой ягодой, они её очень любят! А на вкус она очень кислая. В ноябре обычно выпадает снег и появляется лёд на водоёмах. Давайте представим, что мы маленькие пушистые снежинки и покружимся легко, легко.

Воспитатель включает музыку, и дети кружатся, изображая снежинок.

III часть.

Лесовичок: — А что же вы ещё делали осенью? (рисовали, делали поделки).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает детские работы на осеннюю тематику.

Воспитатель: — Ну, вот Лесовичку пришло время уходить, давайте скажем ему До свидания!

Лесовичок уходит, сказав, что ему очень понравилось в гостях у ребят.


«Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №306» г.о. Самара
Клименкова Наталья Вениаминовна.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Тема проект: « Лаборатория неживой природы» Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: долгосрочныйУчастники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой? Так как ребёнку дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности развиты недостаточно.
1 этап реализации
План работы по реализации проекта
Тема Содержание
1 неделя «Вода»
1.Ознакомление с водой Игра "Сквозь сито"
Рассказ воспитателя о воде.
Чтение стихов о воде. Просмотр мультфильмов «Секреты воды» 2011г. «Опыты с водой» Фиксики-советы. Галилео. Эксперименты. Подвижная игра «Песчинки» (под музыку в ритме вальса).
2 неделя «Воздух»
Ознакомление с воздухом "Игра с соломинкой" Просмотр мультфильмов. «Воздух для вдохновения».Смешарики.Чтение сказки «Добрый воздух».
4 неделя «Температура»
Ознакомление с температурой (теплом) Игра «Тепло-холодно»; "Чудесный мешочек" Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме.
4 неделя «Песок»
Ознакомление с песком. «Песочные струйки» «Чудесные фигурки»«Солнечная сказка на песке». Занятие по песочной терапии
5 неделя «Глина»
Ознакомление с глиной Чтение сказки Ф.Кривин «ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА»; Рассказ воспитателя о глине и о глиняных игрушках. Рассматривание игрушек. Просмотр презентации «Всё о глине»
6 неделя «Свет»
Ознакомление со светом Рассказ воспитателя для чего нужен свет. Чтение: «Сказка про лучик».
Итоговое занятие: «Чей опыт познавательней».
Родители совместно с ребёнком показывают опыт.
Работа с родителями Изготовление родителей совместно с детьми книжек самоделок. Фотовыставка. Консультации для родителей по теме: «Неживая природа»
Цели проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Задачи проекта: -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
2 этап работы над проектом

Исследуемый объект или явления
Название мероприятия(опыта, эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1. Вода 1. "Узнаем, какая вода"
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Две одинаковы емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водойнабор мелких цветных предметов.
2. "Вода - волшебница"
Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
2. Воздух 3."Что в пакете?"
«Масса воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Доказать, что воздух имеет массу. Полиэтиленовые пакеты.
Закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.
3.
Температура
5."Горячо-холодно"
Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.
Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.Иллюстрации по теме, детская энциклопедия
4. Песок 6. «Песочные струйки"
Наблюдение «Следы на песке».
Вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. .Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
5. Глина 7."Узнаем, какая глина" Знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Кусок глины; емкости(ведерко);вода.
6. Свет 8."Что в коробке?"
Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.
Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
Белый фон, фонарик.
7. Итоговое занятие 9. «Чей опыт познавательней». Родители совместно с ребёнком показывают опыт.

Литература:
1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Бережная Н.Ф. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59. 2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Грабенко Т.М.// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 293. Кривин Ф. «Глиняная сказка»
4. Масленникова О.М., Филепенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
5. Сказка «Добрый воздух» Ирис Ревю
6. Стихи о воде. МаршаловаТ.; ИзвозниковТ.; АндрееваМ.-Доглядная; КрынинаО.; НекрасовН. 7. Стихи про песок: Шамрова Е.; Балдина К.; Кашлев С.
8. Экологические сказки о воде./ ВахрушеваЛ.В. //Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ Сфера,2011.


Приложенные файлы

Программное содержание :

1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.

3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к природе .

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.

Оборудование :

Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.

Словарная работа :

Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.

Раздаточный материал :

Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.

Ход занятия.

В.: Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.

Детки в садик все пришли

И друзей себе нашли.

Будем весело дружить,

Будем дружбой дорожить.

Здравствуй, Дима, Юля, Петя,

Здравствуйте, друзья на свете!

В.: Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она, отгадайте :

Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, зубы - сучки.

В.: Что же это?

Д.: Снеговик.

В.: Почему вы думаете, что это снеговик?

Ответы детей.

В.: Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.

В.: Почему ворона так сказала?

Д.: Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.

В.: А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?

Д.: Снег состоит из снежинок .

В.: А какие бывают снежинки ?

Д.: Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.

В.: А что умеют делать снежинки ?

Д.: Снежинки умеют летать , кружиться, падать, таять.

В.: А когда падает много снежинок с неба , как называется это явление ?

Д.: Это снегопад.

В.: Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?

Д.: Снег белого цвета.

В.: А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.

Воспитатель берет пакетик с крахмалом.

В.: Что напоминает вам этот звук?

Д.: Скрип снега.

В.: Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится» . Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?

Д.: Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.

В.: Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно

Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.

В.: Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Д.: Снег холодный.

В.: Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.

Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.

В.: Куда же пропал снег из ваших рук?

Д.: Снег растаял.

В.: Почему снег растаял?

Д.: Потому что ладошка теплая.

В.: Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой - в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.

Физминутка :

1. Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились,

Покружились, покружились

И остановились.

2. Мы зимние снежинки

На облачке сидели.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

В.: Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз - нарисовать падающий снег.

Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь ,

Скатертью белой к столу подходите.

В.: У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.

Под музыку релаксации «Зима» , дети рисуют падающий снег,

а воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

В.: Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.

Д.: Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.

В.: Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?

Д.: Потому что снег в тепле тает.

В.: Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?

Д.: Вода грязная.

В.: Правильно, снег - это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.

Ребенок читает стихотворение.

Белый, чистый снег идет,

Попадает прямо в рот,

Если только захочу,

Снег весь разом проглочу.

И тогда что будет, братцы!

На коньках не покататься.

И в снежки не поиграть.

И сугробов не видать,

И на лыжах не побегать.

Скучно будет всем без снега,

И поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я.

В.: Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.

Д.: Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.

В.: Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей - снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.

Литература :

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.- 240 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи . Времена года. Лес. Грибы / Т. И. Подрезова. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 256 с.

4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс» , 2003.- 304 с.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Путешествие куклы Маши в зимний лес. Конспект

Описание работы: Предлагаю конспект НОД для детей 2 младшей группы. Он позволит познакомить детей с явлениями неживой природы в игровой форме.
Цель: познакомить детей со свойствами снега в игровой форме.
Задачи:
Обучающие: Рассказать об особенностях снега, обогатить словарь детей: снег, прозрачный, рыхлый, тает, снежок, следы.
Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность через наблюдения за ходом экспериментов.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию природы.
Интегрируемые образовательные области:
Социализация: Побуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Коммуникация: Стимулировать детские высказывания.
Познание: Обогащать знания детей.
Здоровье: Проводить физминутки по ходу занятия.
Художественное слово: Чтение стихотворения.
Под область: ФЦКМ
Оборудование: картинки о зиме; кукла Маша; магнитофон; фонограмма звуков плача; нарисованные и вырезанные следы, котенок, сугроб; изображение зимнего леса, на которое заранее крепятся нарисованный котенок, а на котенка, нарисованный сугроб, так чтобы сугроб закрыл котенка, размещаются так, чтобы в нужный момент снять сначала сугроб, потом котенка; тарелочки для опытов; макеты «лапок» из пластилина; пластмассовая игрушка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы К.Бальмонт «Снежинка», Е.Трутнева «Первый снег», загадки о снеге, пословицы и поговорки о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите какие картинки я для вас приготовила. Что нарисовано на картинках? (на столах лежат картинке о зиме)
Ответы детей: (дети высказываются, в это время включить звуки тихого плача)
Воспитатель: А кто же это у нас тут плачет? (оглядывается, ищет плачущего, и находит куклу Машу) Так это же кукла Маша! Машенька, почему ты плачешь? (воспитатель, изменяя голос, говорит за Машу): у меня есть котенок, мы с ним весело играли, а сегодня я никак не могу его найти…
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Маше? А как?
Ответы детей: Поискать (если дети не ответят, тогда предложить: А давайте вместе поищем котенка!)

Воспитатель: Только где же нам искать котенка? Маша, вспомни, пожалуйста, где вы играли с ним… (Маша называет место в группе (например, в книжном уголке), в этом месте нужно до занятия разложить нарисованные следы)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим может котенок и сейчас там… (идут смотреть и видят следы). Вот беда – то, котенка здесь нет, а это что? (акцентирует внимание детей на следах) ребята, посмотрите здесь тропинка, а на ней чьи-то следы! Может здесь есть и следы котенка? С помощью вот таких лапок мы попробуем узнать, пробегал ли здесь наш котенок. Возьмите в руки «лапки» и приложите их в тарелочки. У кого-то получились такие же следы? (воспитатель показывает вырезанные из бумаги следы котенка) Значит здесь пробежал наш котенок. Давайте пойдем по ним и посмотрим, куда же они нас приведут? (идут по следам и приходят к изображению зимнего леса)
Воспитатель: Вот это да! Следы привели нас в лес…
Маша: Какой красивый лес! Но какие-то не правильные в нем деревья. Это какой-то не настоящий лес…
Воспитатель: Почему же деревья «неправильные», Машенька?
Маша: Потому, что они без листьев и травы совсем нет… Везде, и на деревьях, и на дороге и на склонах, лежит что –то белое, искрящееся…
Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это такое белое и искрящееся? (показывает на снег)
Ответы детей: Это снег.
Воспитатель : Маша, ты что никогда снега не видела?
Маша: Нет не видела, а что это такое?
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Маше, что мы знаем про снег… Смотрите, что у меня есть? (воспитатель в прозрачной колбе или стакане показывает ребятам снег)
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета снег?
Ответы детей: Белого.
Воспитатель: Правильно, ребятки. (Воспитатель высыпает снег из колбы на пластмассовую игрушку). Смотрите, а через снег мы можем увидеть игрушку?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А почему мы его не видим? (Ответы детей) Это потому, что снег не прозрачный. (индивидуальные повторы детей: снег не прозрачный)
Воспитатель: Вы помните, когда мы гуляли на прогулке, мы лепили снежки?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Правильно, ребятки, молодцы! Если снег сжать в руке, можно сделать снежок (формирует снежок и показывает его детям, перекладывает снежок в плоскую тарелку и отставляет ее в сторону). А что еще можно делать из снега?
Ответы детей: горку, домик, фигурки и др.
Воспитатель: А сейчас Маша мы с ребятами приглашаем тебя поиграть…
Проводится физминутка в кругу (воспитатель собирает ребят в круг и читает стихотворение Г.Новицкой «Снежок»):
Я снежок в руках лелею
И своим дыханьем грею.
Посмотрите, мой снежок
Превратился в ручеёк!
Ах, не стойте на пути!
Он спешит весну найти!
(под слова стихотворения дети сначала как-бы лепят снежок руками, потом дышат на него, как-бы грея, потом берутся за руки и водят хоровод).
Маша: Смотрите, смотрите, а наша снежная тропинка растаяла… Почему же она растаяла?
Ответы детей: потому, что тепло.
Воспитатель: Совершенно верно, у нас в группе тепло, снег в теплом месте тает, а когда холодно, он может лежать (воспитатель снова демонстрирует изображение зимнего леса) на веточках деревьев, на тропинках, дорожках, склонах как на нашей картинке.
Маша: А теперь понятно, почему в нашем лесу лежит снег. Это зимний лес, а так как зимой холодно, снег не тает.
Воспитатель: Совершенно верно, а еще когда много снега, образуются сугробы, в таких сугробах могут прятаться зайчики, белочки, лисички и другие животные, например наш котенок (воспитатель убирает наклеенный сугроб, под ним находится наклеенный котенок). А вот и наш котенок, решил в прятки поиграть, вот мы тебя и нашли проказник (воспитатель и ребята грозят пальчиком котику) нельзя так далеко от дома убегать. Машенька проводи, пожалуйста, котенка домой, а у нас с ребятами еще много дел в группе. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем мы сегодня повстречались? (ответы детей: с куклой Машей.). А про что мы рассказали Маше? (про снег). Какой снег бывает? (Ответы детей)…………





← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»