Заставлять нельзя. Почему нельзя заставлять детей есть? Заниматься тем, чем не хочется

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

К пищевому насилию, между прочим, относится не только ругань над тарелкой каши или физическое принуждение (да, вы, скорее всего, так не делаете, но и так тоже бывает, к сожалению), но и вот такое родительское поведение — на первый взгляд довольно безобидное:

  • Настойчивые уговоры поесть или съесть что-то определенное, если ребенок уже пару раз отказался. Причины могут быть самыми разными: он, по вашему мнению, голоден, это полезная еда, давно пора обедать, нельзя обижать бабушку или маму — они очень старались.
  • Превращение еды в наказание: «Пока не доешь — из-за стола не выйдешь».
  • Игнорирование вкусов или желаний ребенка. Если он не любит, скажем, вареную морковь — вы все равно уговариваете попробовать, убеждаете в ее пользе, угрожаете, «маскируете» несчастную морковку под какие-то другие продукты или подмешиваете ее в еду. Между прочим, у детей гораздо больше вкусовых рецепторов, и если ребенок убеждает вас, что сладкий перец — не сладкий, а горький — скорее всего, для него это именно так.
  • Принудительные предложения попробовать что-то новое. Да, дети чаще всего — консерваторы в еде, а некоторые и вообще едят очень ограниченный набор продуктов, но ваша настойчивость приведет к обратному результату — подозрительность только усилится.
  • Вы придерживаетесь жесткого расписания приема пищи, которое не учитывает потребностей ребенка: ужинаем мы ровно в семь, потом никто не получит ни кусочка. Может быть, именно у ваших детей организмы устроены так, что им надо есть почаще, но маленькими порциями, или ребенок не готов терпеть час после детского сада, пока вы приготовите еду. Да, есть мнение, что если дома едят по режиму — ребенок скоро приучится к этому, и будет испытывать чувство голода тоже по расписанию. Но есть много детей, у которых все не по режиму — и это тоже совершенно нормально.
  • Вы чрезмерно увлечены здоровым питанием: никаких сладостей, фастфуда, трансжиров, зато в почете подсчет калорий и только полезные продукты. При этом вы критикуете вес ребенка, следите, чтобы он «не разжирел», уверены, что диета — хорошее решение для контроля веса.

Последствия пищевого насилия

  • Самое главное: вы мешаете ребенку сформировать свои собственные границы. Кто решает, голоден ли он? Кто выбирает, что и сколько он съест? Психолог Дарья Дмитриева напоминает: «Любое насилие разрушает личность ребенка. Внешне насильственное кормление или принуждение к еде выглядит зачастую довольно безобидно, иногда даже довольно заботливо. Но реально это грубое вторжение, буквально проникновение в тело ребенка. Навязывая еду, взрослый отказывает ребенку в способности осознавать свои потребности и регулировать их удовлетворение. Как в том анекдоте: «- Сын, иди домой! — Я замерз? — Нет, ты хочешь кушать». Когда ребенок не в силах отстоять себя, он реагирует на происходящее диссоциацией («это не я, это происходит не со мной, я ничего не чувствую»). И здесь возникает риск стать нечувствительным к насилию («если я ничего не чувствую, неважно, кто и что со мной делает») — что, конечно, просто опасно».
  • Вы формируете у ребенка невроз: вокруг довольно безобидной темы еды формируется очень много напряжения, ссоры, ругань, конфликты. Между тем, еда — это нормальный процесс: если я голоден, я поем.
  • У подростка возрастает риск ожирения — ведь у него не было шансов научиться ощущать чувство голода, мама решала за него, сколько еды он должен съесть. Дети, пережившие пищевое насилие, более склонны к таким опасным расстройствам, как анорексия и булимия — у них нарушена связь с собственным телом, они страдают от надуманных «недостатков» внешности, недовольства собой.
  • Выросшему ребенку будет сложно определять свои желания и потребности. Ведь если в детстве даже его чувством голода пытались «рулить» родители — у него будет мало шансов научиться понимать, что с ним происходит.

что делать?

  • Класть в детскую тарелку минимальную порцию (если захочет — попросит добавки), не заставлять доедать до конца. Вообще идеи «общество чистых тарелок» в семье быть не должно — только так ребенок сможет научиться понимать, чего и сколько он на самом деле хочет съесть.
  • Предлагать выбор, например, из двух блюд.
  • Держать в свободном доступе нарезанные овощи, фрукты, сыр, орехи.
  • Перестать строго ограничивать сладкое и «вредное»: пока вы берете контроль этой сферы на себя — ребенок будет только активнее тянуться к запретному. Предоставите ему возможность самому контролировать свои потребности — он постепенно научится это делать. И, конечно, он не будет есть только конфеты, как всерьез боятся некоторые родители. Вам бы тоже конфетный рацион надоел через два дня — а ребенок точно не глупее вас.
  • И, наконец, отвлекитесь от детского рациона, а вместо этого разберитесь со своими пищевыми привычками. Точно ли вы не едите от скуки, стресса или недовольства собой? Едите ли вы через силу, потому что надо, или из вежливости? Ребенок все равно научится делать как вы — так что начните с себя!

Не заставляйте ребенка делать то, о чем написано в статье.

1. Не заставляйте малыша врать.

Мелочи тоже важны! Не заставляйте ребенка говорить знакомым людям о том, что вас нет дома. Ваш малыш поймет, что ложь – это привычное дело. Он начнет врать людям, а со временем обманет и вас. Вы можете даже не понять, что ребенок сказал неправду.

2. Не заставляйте ребенка кушать, когда он категорически отказывается от пищи.

Естественно, режим необходимо соблюдать. Но слишком серьезно к ним относиться тоже не стоит.

3. Не заставляйте ребенка быть тем, кем он не является.

Если ваш малыш постоянно всех стесняется, не стоит пытаться насильно изменить его характер. То же правило касается подвижных и активных детей.

4. Не заставляйте малыша извиняться, если он не виноват.

Сегодня нередко можно услышать, как мама кричит ребенку: «Сейчас же попроси прощения». Малыш делает то, что ему сказали. Но он не понимает, чем он провинился. Слова извинения не несут доброты и сожаления. Перед тем, как попросить малыша извиниться, объясните, в чем он не прав.

5. Не заставляйте малыша здороваться с людьми, которых он не знает.

Ребенок должен знать, что с незнакомыми людьми разговаривать опасно. Тем более нельзя брать у них различные угощения.

6. Не заставляйте ребенка дружить с детьми, которые ему не нравятся.

Даже если мама этого малыша – ваша лучшая подруга, ребенок не обязан дружить с этой семьей. Тем более малыш не должен терпеть обиды для того чтобы вы не поссорились с мамой обидчика. Ребенок должен выбирать себе друзей самостоятельно.

7. Не заставляйте ребенка резко отказываться от своих привычек.

Это может касаться бутылочки, а может – совместного сна. Ребенок должен быть готовым к изменениям. Делайте все постепенно, не торопясь.

8. Не заставляйте малыша придерживаться строгой диеты.

Даже если у вашего ребенка есть лишние килограммы, не лишайте его конфет. Вы можете просто ограничить доступ малыша к запретным продуктам. Не покупайте конфет, чтобы лишний раз не выводить ребенка из себя.

9. Не заставляйте ребенка оставаться с ночевкой там, где он чувствует себя не комфортно.

Если вам нужно куда-то уйти, лучше пригласите бабушку или человека, который должен остаться с малышом, к вам домой. Так ребенку будет гораздо уютнее и спокойнее.

10. Не заставляйте ребенка делать то, чего он не умеет.

Если вы мечтаете стать мамой танцора, но малышу не по нраву танцы, то лучше заменить этот вид деятельности другим. Пусть ребенок самостоятельно выберет то, чем он действительно хочет заниматься.

Ребенок. Иллюстративный снимок

Каждый родитель, независимо от того, воспитывает ли он ребенка только несколько лет или всю жизнь, делает для себя много выводов и устанавливает для себя определенные правила воспитания. Многие считают важным и даже обязательным в воспитании строгость со стороны родителей и послушание со стороны ребенка («Делай, что тебе говорят! Я лучше знаю!»). Но заставлять ребенка делать некоторые вещи просто нельзя, если вы не хотите оказать негативное влияние на его психику или здоровье, пишет MyJane.ru .

Даже если вам кажется, что вы действуете во благо самого ребенка, не заставляйте его делать следующие вещи:

1. Лгать. В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства.

2. Есть, когда ребенок не голоден. Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. И надо ли говорить, что все дети отличаются друг от друга. И даже один и тот же ребенок в разном возрасте ест по-разному, то более, то менее охотно. Наши организмы спроектированы так, что они предупреждают нас о том, когда нам нужно есть и когда пить. Научить ребенка правильно распознавать эти сигналы – вот задача родителя, желающего иметь здорового ребенка, а не впихивать в него кашу или суп любой ценой.

3. Быть тем, кем ребенок не является. Если ваш ребенок, скажем, застенчив, то смиритесь с этим и примите его таким. Не заставляйте его быть (или казаться) общительным, если по своей природе ему это претит, или если сам ребенок не страдает от своей застенчивости. То же самое касается и чересчур активных, подвижных, шумных детей. Да, с ними трудно, но позвольте им быть такими, какова их природа. И дайте своему малышу понять, что вы любите его таким, какой он есть, а не за свое представление о том, каким он должен быть.

4. Извиняться неизвестно за что. Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться.

5. Здороваться с незнакомыми людьми. Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства.

6. Дружить с тем, кто им не нравится. Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он.

7. Резко менять свои привычки. Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными.

8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой. Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии.

9. Ночевать там, где ему некомфортно. Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома.

Заставляя детей делать что-то, мы думаем, что так будет лучше для них. А на самом деле причиняем огромный вред: ребёнок учится тому, чему лучше не учиться, и живет не так, как хотел бы и как должен. Итак, к чему категорически не стоит принуждать детей…

Есть, когда не хочется

Наш организм лучше знает, когда стоит употреблять пищу, а когда нет. Если человек заболевает, то ему просто необходим перерыв в приемах пищи. А есть , нежели другим. Когда ребёнок ест по принуждению, у него:

  • может разболеться живот (бывает и );
  • появляется ненависть и отвращение к еде;
  • нарушается доверие к родителям, которые насильно впихивают еду.

Что делать? Почитайте . Быть может, вы не так и далеки от них. Если же отрыв большой, уберите все перекусы, готовьте только питательную и полезную еду.

Лукавить и лгать

Даже самая безобидная фраза типа «мамы нет дома» (когда она на самом деле дома) научит малыша лжи и хитрости, а ещё даст возможность осознать ребёнку, что сами родители, в принципе, не прочь иногда солгать. Итог - ребёнок будет врать, и не стоит обижаться, если даже нам, мамам и папам!

Что делать? Можно не договаривать, но говорить только правду, и ничего, кроме правды.

Измениться

Речь идёт не о поступках, а о характере: некоторые родители пытаются заставить непоседу сидеть на скамейке всю прогулку, а боязливого флегматика укоряют в том, что он все делает медленно.

Что делать? Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Ну, не любит он общаться с другими, а предпочитает играть в сторонке - пусть играет! А если малыш носится, как угорелый, лучше предоставить ему для этого зеленую лужайку, чем трепать нервы и себе, и крохе!

Общаться с другими людьми

«Почему ты не говоришь тете «Здравствуйте»?», «Тебе протягивают конфету, бери!», «Расскажи, как ты учишься! У тебя ведь спрашивают!» - мы можем даже не замечать этого унижения, которому подвергаем своих детей, заставляя их общаться с соседями или со своими знакомыми, или же с сотрудниками, или ещё с кем-то. Логика проста - мы встречаем кого-то, кого очень рады видеть, и желаем, чтобы и ребёнок тоже обрадовался и продемонстрировал все свои таланты. Только вот малыш не хочет общаться с этими людьми, они - чужие для него, он их стесняется, боится, да просто не хочет говорить!

Что делать ? Отстать от ребёнка! Это ваши друзья, знакомые, коллеги, а не его! Не хочет общаться - не надо!

Просить прощения

Конфликты на детской площадке неизбежны, а вникать в них не всегда хочется, особенно, если родители заняты взрослыми беседами. «Почему Катя плачет? Отобрал лопатку? Иди, попроси прощения!» - говорим мы, не разбираясь, что Катя-то - задира, ударила, и кроха за это отобрал у неё лопатку, притом свою! А бывает, что мы понимаем, ребёнок не особо-то и виноват, но требуем от него извинений, потому что мы - вежливые!

Что делать? Всегда разбираться в детских конфликтах и просить ребёнка извиниться только, когда он действительно виноват и сам это осознает. Иначе слово «извини» превратится в пустое, ничего не значащее.

Заниматься тем, чем не хочется

«Какой бокс? Иди лучше в футбольную секцию! Я занимался, отличный спорт!», - говорит папа. В итоге из ребёнка вырастает не футболист и не боксер, хорошо, если вообще не забрасывает спорт! Речь идёт не только о спорте, но и о выборе профессии - часто родители решают за детей и этот вопрос.

Что делать? Прислушиваться к ребёнку, подбирать занятия, которые он любит и которые принесут ему пользу.

Отдыхать там, где не хочется

Будь то визит к любимой бабушке в выходной день, будь то летний детский лагерь на месяц - если досуг идёт врознь с желаниями ребёнка, ничего хорошего из этого не выйдет. Малыш только нагрубит бабуле, а лагерь превратится в настоящую пытку.

Что делать? Отдых должен приносить удовольствие, поэтому, подбирая вариант досуга для ребёнка, сначала поинтересуйтесь, чем хочет заниматься он. Если ваши точки зрения не совпадают, то постарайтесь объяснить преимущества своего варианта и сделать так, чтобы ребёнок с вами согласился. Если наотрез не хочет - не заставляйте, ищите компромисс!

«Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - Д.Родари.

Детство - уникальная пора в жизни человека, когда ребенок делает столько открытий, сколько не каждый взрослый сделает за всю свою взрослую жизнь. И нет такого родителя, который не желал бы своему ребенку счастливого, веселого, светлого детства.

Интеллект или вербальность - что главнее?

Последнее время особой популярностью начали пользоваться разные методики раннего развития, особенно модно нынче, развивать интеллект. Я не противница таких методик, просто жалко деток, в которых пытаются «впихнуть» как можно больше разной информации в их маленькие головки, и совсем не понять родителей, которые с раннего возраста начинают развивать и тренировать только какую-то одну способность у малыша.

Например, одна мамочка гордостью заявляла, что ее ребенок в 3 года может читать, а заниматься (учить буквы) они начали в год и три месяца. Этот ребенок, действительно, легко справлялся с чтением, но общение со сверстниками ему давалось очень трудно, он не знал, как попросить игрушку, вел себя очень агрессивно, если случалось что-то не так, как он хотел, не умел играть вместе. Знать буквы - это, конечно похвально, а тем более уметь читать в 3 года, но как же так получилось, что ребенок с такими способностями не знает как вести себя в коллективе? Почему некоторые родители так торопят своих детей взрослеть? Разве не родители с выражением, с разной интонацией в этом возрасте должны читать своим деткам, отвечая на бесконечные вопросы «почему» и «зачем», заостряя внимание ребенка на каких-то важных моментах и объяснять мораль сказки? Что хорошего в том, что маленький ребенок читает в этом возрасте, ведь смысла прочитанного он все равно не поймет? А самое главное как его этому научили: заставляя заучить или играя? Ведь, если, с такого возраста именно заставлять учиться, то потом не нужно удивляться: «почему такой умный ребенок в детстве, не хочет учиться или плохо учиться в школе?».

Развивая в ребенке интеллект, нельзя забывать про воображение, память, физкультуру и чувство красоты. Кроме вербального (т.е. приобретенного: когда ребенок заучивает буквы, цифры) интеллекта существует невербальный (т.е. врожденный: процесс внимания, способность к анализу, синтезу, формулированию причинно-следственных связей, мелкая моторика, память).

Игра развивает воображение

Один из путей, с помощью которого без вреда для ребенка можно познать окружающий мир. Способность к творчеству должна развиваться в первые 7 лет жизни ребенка. Если рассматривать закономерности развития ребенка, то от 0 до 7 лет ребенок воспитывается путем примера - он подражает взрослым. Вряд ли ребенок что-нибудь сделает по вашей просьбе, если вы сами это не делали или не умеете делать. Например, дети «маугли», которые были найдены среди животных, питались только тем, чем питались их «приемные» родители, не умели разговаривать и передвигались на четвереньках. Они подражали тому, кого видели все время перед собой.

Раскрывать способности ребенка нужно, прежде всего, в игре. Если ребенок болен, первое, что он перестает делать - это играть, поэтому игра - это показатель здоровья малыша. Формируясь в игре, творческое воображение наиболее сильно проявляется в рисовании, в сочинении ребенком сказок и танцах. Рисование помогает выражать свои чувства, переживания, в зависимости от того, грустно ребенку или весело будет выбрана цветовая гамма для картины. Кстати, по наблюдениям, холерики чаще всего выбирают красный цвет, меланхолики - синий, флегматики - зеленый, а сангвиники - желтый. Это видно когда ребенок пользуется красками продолжительное время и много рисует на свободную тему - несколько красок кончаются быстрее остальных.

Чувство прекрасного заложено абсолютно в каждом человеке от рождения, просто его нужно развивать, как и все остальные (даже просто рассматривая красивые предметы). Занимаясь с ребенком рисованием, важно не загонять его в рамки, рисуя по вашим правилам, а дать ребенку раскрыться. Например, в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц» взрослому на рисунке видеться шляпа, а ребенок говорит, что это удав, который проглотил слона. А ведь это был действительно удав! И если вы с ребенком рисуете море, и он говорит, что кроме морской капусты там еще есть и морская морковка, то пусть эта морковь растет себе на здоровье в море!

Игру не заменит ни «кнут», ни «пряник»

Рисуя картины на определенные темы или просто смешивая краски, можно придумывать разные истории и сказки, которые ребенок будет хорошо запоминать. Можно рассказать, что будет, если пылающий красный цвет подружится с лучезарным желтым, или солнечный желтый с глубоким синим, а если сочный зеленый - смешать с ярким желтым, то получится нежный салатовый и т.д. Потом, ребенок начнет разговаривать с цветами (это нормально), он даже сможет описать их настроение, друзей, желания и т.д. В сказках значительное место занимает не только сюжет, но и эмоциональная сторона - внутренний мир героев.

Заканчивать игры нужно тоже уметь, очень часто, когда ребенок поиграл с игрушками или книжками, или красками, то он не хочет их убирать. Тут часто используется метод «кнута и пряника»: сделал - похвалили, разрешили, купили; не сделал - наругали, запретили, наказали. Все эти манипуляции хорошо работают с детьми, но до определенного возраста. Потом, ребенок перестанет бояться «кнута» и «пряник» будет казаться не такой уж и сладкой перспективой или, наоборот, за каждое сделанное дело будет вымогать «пряник». Тут важно понять, что ребенок сам должен хотеть убрать игрушки. А как это сделать? Конечно игрой! Сегодня мы ищем домики для игрушек, завтра паровозик будет развозить игрушки на места, а послезавтра мы будем убирать все на места, пританцовывая, устроим соревнования т.д. Только, когда долгое время пользуешься методом «кнута и пряника», быстро перейти на другие методы сложно. Нужно, чтобы ребенок к ним привык, поэтому придется потрудиться и даже проявить смекалку, чтобы отучить ребенка делать что-либо «за конфетку».

Еще в ХХ веке педагог К.Н. Вентцель заметил: «сколько существует детей, столько и систем воспитания». Прислушайтесь к своему ребенку, своей заинтересованностью, он сам подскажет, что ему интереснее. Развивайте своего ребенка, потом он будет лучше воспринимать то, что вы ему говорите и что от него хотите. В детстве точно так же, как формируется пристрастия к еде, так же формируются и привычки. Приучите его к прекрасному, и ему будет неинтересны компьютерные стрелялки, глупые сериалы и т.д. Ребенку, который хорошо учится, не сидит без дела, посещает творческие клубы или кружки, привык самостоятельно мыслить - легче реализовать себя в жизни.

В заключении, хочется сказать, самый главный секрет воспитания - это любовь к своему ребенку. И начиная воспитывать ребенка, сначала начните с себя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»