Выступление «Организация летнего отдыха. Организация летнего отдыха: детский лагерь в России Выступление об организации летнего отдыха детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего досуга детей. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе и подростковых клубах, детские туристические поездки и маршруты и т.д. Сегодня, наряду с традиционными, появились новые возможности в организации летнего отдыха детей.

1. Загородные лагеря всегда были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.

· Досуговые. Основная цель досуговых лагерей – организация досуга. Специфика – многообразие видов деятельности.

· Оздоровительные. Задачи и формы типа лагерей связаны с оздоровление ребенка, улучшением самочувствия детей. Здесь избегают грандиозных программ, отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка. Главная роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.

· Профильные. Это практически ориентированные лагеря. Их цель – углубление знаний по определенным предметам, создание условий для развития специальных способностей детей. Обычно здесь работают специалисты-предметники. Специальные лагеря могут иметь различный профиль. Наиболее распространенные – спортивный, туристский, экономический, лидерский и т.д. Существуют программы профильных лагерей для одаренных детей, для детей-инвалидов.

· Трудовые. Оказывают помощь в решении денежных проблем подростков, обучают какому-либо ремеслу или виду труда. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей и подростков, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в чистой идеальной форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут реализовываться практически в каждом типе лагеря, но не везде они будут основными, то есть могут иметь второстепенное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха, относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

Временный характер коллектива;

Изменение привычной среды жизнедеятельности;

Закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

Отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности детей в лагере.

1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.

2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества детей и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом детей на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех детей, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества детей и взрослых.

3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития детей соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик.

При разработке проектов различных направлений деятельности лагеря сформулированы актуальные ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ для каждой модели:

1. Обеспечение полноценного отдыха детей на основе разработанной досуговой деятельности, обладающей повышенным развивающим потенциалом, способствующей направленному совершенствованию личности и формированию опыта социального взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создающей условия для поддержки их психологического и физического здоровья.

2. Формирование нравственного воспитания и стимулирование процесса самовоспитания; формирования навыков культуры общения.

3. Обеспечение условий для раскрытия творческой индивидуальности детей, их интересов, потребностей, природных задатков.

4. Максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном общении.

5. Создание комфортной социально-психологической и предметно-бытовой микросреды жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.

Необходимость программирования жизнедеятельности лагеря

Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая “мания” – “программирование” О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящаются специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии - ругают. Что это, новое веяние или что-то другое? По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря – это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, сто на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря.

Что такое программа лагеря

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином “программа лагеря” рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это:

- документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы ДОЛ на определенный период;

- результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения;

- модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответ на вопросы:

1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?

2) Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?

3) Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?

Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование – это не мода, но и не “вечное явление”. На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С. Лазарева и М.М. Поташника: “Программы нужны в нестабильных динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это даст или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко”. Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже уделяют много внимания, т.к. американцы считают, что программа - это и есть лагерь, “это то, что происходит в лагере день за днем”.

Программа – это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка “заставляет” администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.

Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администраторов, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).

Типология программы

Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:

Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.

Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.

Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.

Иногда в литературе встречается термин “тематическая программа” и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. И еще один аргумент в защиту нашего мнения: как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустно.

Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.

Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальные период – лагерная смена). Исходя из последнего довода, заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В тоже время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но не переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, “не перекроена” под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.

Требования, которым должна удовлетворять программа лагеря

Психолого-педагогическая наука выделяет несколько качеств, которыми должна обладать любая программа. Выделим основные (учитывая специфику лагеря):

Актуальность – свойство программы быть целенаправленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).

Целостность – это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения цели до описания предлагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы – это, прежде всего, ее логичность.

Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, сто есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к деятельности лагеря.

Реальность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.

Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Структура программы

Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это “минимальный набор”, позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, атрибутика, предполагаемые затраты и т.п. Их значимость в программе определяется ее назначением.

Рассмотрим подробней основные разделы структуры:

1. Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы (если оно есть).

2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия “цель” и “задача”. Цель – это образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному времени. Задача – это частная цель, мини-цель, это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы

Было ясно, чего конкретно заданный период следует добиться в деятельности лагеря;

Для ее решения имелись реальные возможности;

Ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы согласовывались с целью программы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.

4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – когда для реализации программы необходимо участие “внешних сил”. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.

5. Результаты (Итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) – и должны стать результатами деятельности лагеря.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что разработка программы Дол – процесс не простой, требующий от разработчика определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить всех заинтересованных лиц, всех кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды. Создание программы лагеря – это лишь полдела. Надо, чтобы программа заработала, тогда усилия, затраченные на ее создание, не окажутся напрасными, и лагерь получит эффективное средство совершенствования своей работы.

Базовые модели функционирования детских оздоровительно-образовательных лагерей

Основная функция летних лагерей – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллектива; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.

Функционирование конкретного детского лагеря определяется его базой (основной) моделью.

Под конструированием базовой модели подразумевается технологическое построение социально-педагогической системы данного типа учреждения.

В таблицах 1-6 представлены некоторые базовые модели детских оздоровительно-образовательных лагерей, которые можно использовать при создании любого учреждения подобного типа. В эти моделях содержится лишь краткая характеристика детских лагерей. Это, скорее, определенный образ учреждения – “Лагерь-клуб”, “Лагерь-школа”, “Летняя академия”.

«Лагерь-дом» №1

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Участники Воспитанники детских домов, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дезадаптированные дети, коллектив класса, семья (для тех, кому необходимо погружение в атмосферу нормальной семьи)
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, психолог, игротехники, психотерапевт, социальный педагог, дефектолог, медики
Информационно- методическое обеспечение Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, государственной опеки и попечительства, здравоохранения и образования; комиссией по делам несовершеннолетних. Региональные программы по проблемам семьи и детства. Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом: отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве. Учитываются индивидуальные особенности детей. Работа ведется с малыми группами. Свободный выбор детьми содержания деятельности. Гибкое планирование деятельности.
Материально-техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Помещения для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комнаты психологической разгрузки и т. п.
«Дом друзей », «Поезд».

Лагерь-школа», «Летняя академия» №2

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети 14-17 лет, ориентированные (одаренные) в определенной области знаний, коллективы научных обществ учащихся (НОУ); дети с ослабленным здоровьем.
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. В зависимости от профиля смены: валеологии, экологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования.
Информационно – методическое обеспечение. Информационная поддержка станций юных натуралистов, юных техников, центров детско - юношеского творчества, специализированных детских клубов, городских или областных НОУ, вузов, академий, комитета по делам молодежи. Создается по типу учреждения дополнительного образования. Реализуются различного рода образовательные-обучающие рограммы: экскурсии, походы, путешествия, работа с природным материалом, массовые мероприятия, игры, конкурсы. Развивается познавательная и творческая активность детей. Возможно профильное содержание смен(гуманитарное, естественное, научное и т.п.) Работают специалисты по профилям.
Материально – техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Мини – лаборатории, туристическое снаряжение, исследовательские площадки, объекты наблюдений (в зависимости от профиля), аудитории, компьютеры, множительная техника.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экологическая тропа», «Лесная школа», программа погружения в научно- исследовательскую деятельность.

«Лагерь – экополис » № 3

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети любого возраста, коллективы детских объединений, дети с ослабленным здоровьем, семьи.
Специалисты группы сопровождения воспитательно - оздоровительного процесса Экологии, валеологии, биологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, работники лесничества, рыбнадзора и т.п.
Информационно-методическое обеспечение Информационная поддержка детских экологических станций, комитетов по экологии, лесничества, вузов. Нормативно- правовые документы по охране лесов, водоемов и т.п. Создается по типу учебно-просветительского учреждения в природных условиях, сочетающего в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Идет реализация образовательно-развивающих валеологических, экологических и биологических программ практической направленности. Создаются разновозрастные отряды, основанные на сотрудничестве взрослых и детей, наставничестве старших. Проводится исследовательская и природоохранная деятельность.
Материально- техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря). «Экологическая тропа», экологические делянки, фермы, живой уголок, конюшня, птичник, туристическое снаряжение, оборудование и инструменты для наблюдения, мини-лаборатории.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экология, здоровье, культура»

«Лагерь-театр» №4

Показатель “Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис – структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.

Строка “Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.

В строке “Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” отражена зависимость лагеря от кадрового обеспечения.

Строка “Информационно-методичческое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.

Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование), что нашло отражение в соответствующей строке.

Основные показатели, представленные в правой колонке таблиц, позволяют увидеть как общие, так и конкретные характеристики детских оздоровительно-образовательных лагерей. С их учетом программируется совместная деятельность детей и педагогов.

Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников. В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы - время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. В школах сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. На каникулах дети открывают мир и себя в этом мире, осваивают пространство времени, отведённое для этих каникул, пытаются узнать всё о чём-нибудь и что-нибудь, обо всём абсолютно и всегда с удовольствием. Здоровый образ жизни и активный отдых - две составляющие формирования и становления личности ребенка. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Современный школьник находится в условиях максимально - учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии своего рода психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Организованная деятельность школьников, во время каникул - одна из эффективных форм данной интеграции. Но время провождения детей не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности. Организация детского отдыха во время школьных каникул направлена на представление максимальной возможности, научиться самостоятельной деятельности, развивать свои творческие способности.

В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставят перед собой организаторы досуга, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь..Социально-культурная деятельность детей и подростков в условиях летнего оздоровительного отдыха может способствовать воплощению гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества детей, которое побуждает каждого ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию личности при соблюдении общих и частных педагогических условий, определяющих, с одной стороны, особенности взаимодействия субъектов педагогического процесса (ребенок, временный детский коллектив, педагог-организатор детского досуга), а с другой, - содержание социально-культурной деятельности и особенности ее организации в процессе летнего оздоровительного отдыха (педагогическая программа социально-культурной деятельности, основанная на сочетании принципов организации и самоорганизации детского досуга; интеграция деятельности педагогов и обслуживающего персонала по осуществлению педагогической программы; эффективная система анализа, контроля и оценки реализуемой программы). В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето - это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения

Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое - имеют познавательный характер.

Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. Программа работы с детьми во время летних каникул направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период каникул, на увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. Тема детского отдыха является очень важной с учетом всех проблем, которые сложились в сфере детства, значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

Между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

Педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

«Летний отдых -- это хорошая возможность, а иногда и единственная возможность для детей укрепить здоровье, найти друзей, узнать для себя что-то новое, особенно это касается ситуации, когда дети попали в непростые жизненные обстоятельства или есть ограничения по здоровью. Здесь очень многое зависит от педагогов, от их профессиональной подготовленности и человеческих качеств», -- сказал Д. А. Медведев.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которым активно занимаются воспитатели, психологи и социальные педагоги -- разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

В воспитательной деятельности ребёнок -- главный. Он -- субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально-преобразующей деятельности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, должно представлять собой единство открывающихся перед ребёнком социальных ценностей, преобразуемых в его личностный смысл, и активное взаимодействие с окружающей действительностью. От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

«Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях, -- указал Дмитрий Медведев. -- Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости -- ухудшение здоровья у учащихся и физическая, нравственная деградация».

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов, а, следовательно, и самой методики работы социального педагога, в системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка большое значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков.

Организация летнего отдыха

В наших школах уже давно существуют летние лагеря, и как бы мы иногда не противились их организации из-за большой нагрузки на учителей в июне, все-таки это хоть какая-то альтернатива загородным лагерям. В прошлом году мне довелось работать начальником такого лагеря в первую смену. Начало было трудным: учителя-воспитатели, в том числе и я, отвлекались на консультации по подготовке к экзаменам, уроки в 8 и 10 классах. Спасал утвержденный план, по которому мы и работали, распределив мероприятия и обязанности.

Для упорядочения работы в первые дни мы закупили ткань четырех цветов и я сшила из нее галстуки, подобные пионерским. Весь наш лагерь разбили на 4 отряда, каждый отряд выбрал себе галстуки определенного цвета. Галстуки подписали, у каждого был свой персональный галстук.

Отряды выбрали себе командиров (по согласованию с воспитателями). Теперь это были наши первые помощники при организации мероприятий.

Каждый отряд выбрал себе название, девиз, песню. Все оформили отрядные газеты.

Ежедневно проводились линейки в начале дня. Командиры сдавали рапорт, отряд произносил свой девиз. На линейке ребятам озвучивался план на день.

В конце дня также проводилась линейка, командиры сдавали рапорт, отряды произносили девиз и исполняли свою отрядную песню. На линейке подводились итоги прожитого дня, поощрялись отличившиеся в мероприятиях, на дежурстве в столовой. Также отмечали и недобросовестных ребят - нарушителей дисциплины, выносили им порицание. Отряд, занявший в проводимом конкурсе (спортивном состязании, викторине) первое место, получал жетон. Эти жетоны командиры закрепляли на своих отрядных газетах. Такой вид поощрения вносил дух соревнования и повышал активность ребят в мероприятиях. В конце смены подвели итоги и определили самый активный отряд.

В столовую ходили строго по отрядам, с речёвками, которые меняли несколько раз за смену. Наличие галстуков разного цвета у каждого отряда облегчало задачу быстро собраться в строй. На разнообразных соревнованиях галстуки тоже помогали понять где «свой», где «чужой».

За каждым отрядом были закреплены учителя- воспитатели. Это спасало от хаоса в работе. Воспитатели помогали своим подопечным готовиться к тем или иным мероприятиям, результат был вполне осязаем, т.к. в отрядах было всего по 10 человек, ребята все на виду. В небольшом коллективе легче выявить художников, спортсменов, певцов или актеров, легче распределить те или иные задания.

В конце каждого дня, после ухода детей домой, проводились планерки, на которых подводились итоги дня, намечались мероприятия на следующий день.

Такая система работы позволила провести лагерную смену интересно, насыщенно, без происшествий. Ребята не хотели расставаться, некоторые плакали. Многие подходили обниматься с воспитателями (учителями), что, на мой взгляд, является индикатором хорошей работы педагогов.

Д.Медведев: «Я подписал распоряжение, которым утверждаются Основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, уточнение законодательной базы. Надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить».

Из стенограммы:

Д.Медведев : У нас сегодня совещание, которое посвящено организации отдыха и оздоровления детей. Тема очень важная и, скажем так, регулярная. Завтра наступает лето, в школах уже начинаются каникулы. Сегодня обсудим, как идёт подготовка к сезону детского летнего отдыха. Понятно, что ключевыми являются темы безопасности, нормального, комфортного отдыха.

Поездка в лагерь – это всегда отличная возможность отдохнуть, познакомиться с друзьями, узнать много нового. В то же время надо, чтобы всё это было как следует организовано, чтобы ничто не угрожало ни здоровью, ни тем более жизни детей. Для этого ключевыми являются вопросы не только обеспечения элементарной безопасности, но и соблюдения санитарных норм, противопожарных правил. У нас случаются проблемы, трагедии случаются, и в прошлом году это было. Надо сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций.

В прошлом году была существенно усовершенствована нормативно-правовая база, которая касается детского отдыха. Полномочия по его организации теперь закреплены за единым ведомством (об этом неоднократно говорили), теперь это Министерство образования. Именно оно координирует работу всех ведомств, которые задействованы в организации детского отдыха.

Требования к компаниям, которые предоставляют услуги по организации такого отдыха, стали конкретнее, жёстче. Это касается и требований к идентификации и квалификации людей, которые работают с детьми. Речь идёт о вожатых, воспитателях, проводниках. Все они берут на себя ответственность за подопечных и должны чётко понимать, что безопасность – это самое существенное.

Мы законодательно закрепили также, что при закупках в этой сфере качество услуг и вопросы безопасности детей – безусловные приоритеты. Поставщик таких услуг должен обладать необходимым опытом. У организаторов отдыха и в мыслях, что называется, не должно быть экономить на здоровье.

Буквально на прошлой неделе я подписал распоряжение Правительства, которым утверждаются . В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха, которые нам предстоит решать. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, дальнейшее уточнение законодательной базы. Хочу ещё раз сказать руководству федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств: надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить.

Ещё одно нововведение этого сезона – обязательное оповещение МЧС о маршрутах детских туристических групп. Такие группы должны сопровождать инструкторы-проводники, которые умеют оказывать первую помощь и прошли специальную подготовку. У нас введён единый номер экстренных служб. При необходимости каждый должен иметь возможность по нему позвонить, чтобы получить помощь в экстренной ситуации. Причём сделать это можно вне зоны покрытия сети или когда на телефоне отсутствуют средства.

Регионы у нас всем этим занимаются. Ежегодно я обращаюсь к коллегам, руководителям регионов, чтобы они лично контролировали, как организован отдых детей, в первую очередь с точки зрения безопасности. Этот год не исключение. По возможности все руководители субъектов Федерации сами должны ездить, смотреть, общаться с детьми, персоналом детских учреждений, следить за тем, как реализуется законодательство, современные требования. Если есть хоть какие-либо сомнения, принимать оперативные меры, при необходимости сообщать Министерству образования. Только так мы можем быть уверены, что каждый из более чем 42 тыс. лагерей (я подчёркиваю, у нас их 40 с лишним тысяч), которые планируют принимать детей в этом сезоне, – действительно готовы.

Роспотребнадзор недавно говорил о том, что есть проблемы у целого ряда лагерей, называлась цифра довольно значительная, около 300, пока, по их информации, они не соответствуют санитарным нормам. Если это так, то нужно исправить ситуацию в ближайшее время, если ситуация изменилась – я жду доклада на эту тему. Все предписания, которые даны лагерям и центрам детского отдыха, во время подготовки к сезону должны быть исполнены, выявленные нарушения, естественно, устранены.

Надо также позаботиться о том, чтобы все организации детского отдыха были занесены в специальные реестры, которые появились во всех регионах. Не должно быть ни одного лагеря, о котором неизвестно, это просто абсолютно недопустимо, это, по сути, ситуация преступная. Сейчас там есть информация о значительном числе таких учреждений. Обращаюсь к руководителям регионов: нужно все учреждения туда занести. Если там какой-то организации, какого-то учреждения не будет, то всё, что в нём происходит, это уже в известной степени ответственность руководителя региона, вы должны это понимать.

Под особый контроль нужно взять безопасность детей во время организованных перевозок. Предусмотреть условия для экстренного размещения детей, если во время поездки что-то случится. Убедиться, что если рейс задерживается, то на вокзалах и в аэропортах будет организовано питание для детей и созданы все необходимые условия.

Безусловно, министерства труда, здравоохранения, транспорта, МЧС, МВД должны отслеживать, как в целом проходит летняя оздоровительная кампания.

Естественно, также будут даны поручения по контрольно-надзорным, внеплановым проверкам – по темам пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований. По результатам этой работы каждый месяц необходимо готовить доклад в Правительство.

Ещё один момент. Он касается отдыха детей из регионов, где в этом году произошли чрезвычайные ситуации. Из-за пожара в Иркутской области пострадали многие семьи. Тяжёлый период для детей. Чтобы их поддержать, мы на Правительстве приняли решение выделить из резервного фонда деньги на отдых детей из таких семей. Документы в принципе подготовлены.

Кроме того, в Ставропольском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. В зоне подтопления находятся и 16 детских лагерей. В целом они готовятся принимать детей, но нужно убедиться, что стихия не повлияет на их работу и отдых будет нормальным.

Ещё раз хочу сказать, что нужно отнестись к работе максимально ответственно. От этого зависит, как проведут лето более 5,5 млн детей, которые примут участие в летней оздоровительной кампании.

Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Васильевой) , пожалуйста, проинформируйте о том, какова готовность.

О.Васильева: Завтра начинается лето. У нас 15 млн школьников, из них 5,6 млн человек будут отдыхать в лагерях и оздоравливаться.

Напомню, что в рамках подготовки летней кампании этого года с учётом перечня поручений Президента от 6 июля 2016 года по вопросам организации отдыха и оздоровления детей мы провели прежде всего работу по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов.

28 декабря 2016 года был принят , и сейчас наша главная задача – ускорить принятие всех актов для реализации этого закона. Нами была проведена большая работа, и после согласования со всеми ведомствами мы во второй раз представили в Правительство эти материалы.

Как известно, Правительство своим наделило Министерство образования и науки Российской Федерации полномочиями по организации отдыха и оздоровления детей.

Я хочу объяснить ещё раз, что это за полномочия, которыми мы наделены.

Прежде всего это разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления; взаимодействие с органами субъектов самоуправления, которые занимаются организацией детского отдыха; обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха детей, а также разработка и утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления.

Последний пункт, который определяет наши полномочия, – это издание методических рекомендаций, которые будут едиными для оздоровительного отдыха наших детей.

Понятно, что мы работали в этом направлении совместно с федеральными органами исполнительной власти. Мы провели под руководством Ольги Юрьевны (Голодец) 11 мая 2017 года селекторное совещание со всеми представителями заинтересованных ведомств, которые осуществляют и санитарно-эпидемиологический контроль, и государственное управление в сфере отдыха и оздоровления. Присутствовали все регионы до одного.

Так как мы прекрасно понимаем, что мониторинг будет также осуществляться и нами, мы будем проводить такие видеоконференции в регулярном режиме.

Что касается следующей очень важной задачи, о которой Вы сказали, – относительно того, кто и как будет работать с нашими детьми. У нас на сегодняшний день 42 101 лагерь, бóльшая часть лагерей (74%) организуется на базе общеобразовательных учреждений, то есть школ.

Очень важно (я хочу привлечь к этому внимание), что у нас даже бытует такая формулировка, как «летняя смена». Представьте себе, что даже лепка или музыкальный кружок должны рассматриваться как дополнительное образование, это действительно так. Поэтому не пугайтесь, когда читаете нормативные акты по дополнительному образованию. У нас действительно многие организации базируют свою деятельность на допобразовании. Это правильно, потому что наши дети должны не только оздоравливаться и отдыхать, но и учиться чему-то новому, интересному и социализироваться дальше.

Что было предложено? Нами была предложена (и поддержана) «дорожная карта» по подготовке кадров.

На сегодняшний день наших детей примут 375 тыс. человек, что почти на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Вчера закончилось всероссийское совещание педагогических вузов. Основная часть вопросов для обсуждения – подготовка вожатых. На сегодняшний день в пилотном режиме два вуза – Московский государственный университет и Костромской педагогический университет – готовят вожатых по целевой программе, исходя из «дорожной карты».

С этого года мы будем готовить во всех педагогических вузах вожатых, у которых будет практика (модули). Вместе с Министерством труда мы готовим профессиональный стандарт вожатого.

На сегодняшний день (это отрадно) у нас большой процент организаций провели переподготовку своих педагогов, готовясь к этой кампании. Сегодня в реестре у нас 72% всех организаций, то есть 30 тыс., и мы надеемся, что в реестре будут в течение 10 дней все остальные.

Также хочу ещё раз обратить внимание руководителей субъектов на то, что необходимо, чтобы у каждой из организаций был сайт, чтобы родители, все, кто заинтересован в здоровье наших детей, могли найти там соответствующую информацию.

Очень важно, что мы поддерживаем постоянную связь с общественными наблюдателями, общественными организациями, которые также хотят заниматься общественным контролем жизнедеятельности наших детей. Мы создали межведомственную комиссию по вопросам оздоровительного отдыха и надеемся работать вместе.

На сегодняшний день у нас есть ещё очень важная проблема – выделение субсидий на организацию летнего отдыха для детей, находящихся в трудной ситуации (я напомню, что это было и в прошлом, и в позапрошлом году). Это 4,6 млрд на указанные мероприятия.

Мы обращались несколько раз, выходили с просьбой, говорили о том, что без этого нам будет сложно. Потому что в этом году у нас на 1% больше, чем в прошлом году детей, которые оказались в трудной ситуации, то есть деньги нам нужны.

Также я хочу отметить, что у нас 289 лагерей, которые работают круглый год.

В этом году будет выделено на 1% путёвок больше для талантливых детей из всех регионов нашей страны.

Вот таким образом Минобрнауки с учётом переданных полномочий осуществляет и будет осуществлять мероприятия по подготовке летней кампании.

Д.Медведев: Давайте послушаем, какова оценка со стороны Службы по надзору в части защиты прав потребителей и благополучия человека. Пожалуйста, Анна Юрьевна Попова.

А.Попова: Изменившееся законодательство позволило нам к началу летнего оздоровительного периода получить 99% выполнения предписаний, которые мы выдали в конце сезона 2016 года, – их было больше 18 тыс., они содержали более 90 тыс. мероприятий. Это больше, чем за весь обозримый предыдущий период. То есть ответственность и степень подготовки сегодня достаточно высокая.

Вместе с тем, отвечая на тот вопрос, который Вы уже задали и упомянули во вступительном слове, на позавчерашний день это было 290 летних оздоровительных учреждений, которые не соответствовали, – а мы подходим, как и прежде, к приёмке летних оздоровительных учреждений, к оценке их соответствия, хотя не обладаем разрешительными полномочиями здесь, с максимальной ответственностью и строгостью. На сегодняшний день это количество снизилось на 12 летних оздоровительных учреждений.

Я провела вчера селекторное совещание. Динамика есть, понимание, что нужно делать, есть, все предписания по поводу уже состоявшихся проверочных мероприятий по поручению Правительства.

Д.Медведев: Сколько всё-таки таких учреждений, в которых пока нельзя размещать детей, по мнению Роспотребнадзора?

А.Попова: 279.

Д.Медведев: Значит, тогда они должны это понимать и максимально быстро всё устранять. Вы должны тогда это всё принимать.

А.Попова: Да, Дмитрий Анатольевич, так и происходит.

Всем руководителям субъектов, там, где это есть, отправлены специальные письма с указанием перечня объектов, которые на сегодняшний день не готовы к приёмке, чтобы ещё раз обратить на это внимание.

То, о чём Вы сказали, важный аспект, – это перевозка детей в грядущем сезоне, и здесь усилен контроль за цехами бортового питания, в случае если это авиатранспорт; за перевозками на железной дороге с обеспеченным питанием. Я бы хотела обратить внимание на перевозку автобусами, потому что высокая температура в летний период, здесь необходимо заранее предусмотреть вопросы организации питания детей.

Вместе с тем очень важно отработать схемы оповещения на случай получения информации о наличии больных и подозрительных на инфекционные заболевания, а также предусмотреть возможность проведения бесконтактной термометрии в пути, с тем чтобы максимально быстро провести все эти мероприятия.

И ещё один аспект, на котором я хотела бы остановиться, – это организация питания в летних оздоровительных учреждениях. В этом году мы видим увеличение стоимости питания, заложенной в государственных контрактах, и это, конечно, очень хорошо. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации договоры на поставку составлены напрямую или заключаются напрямую с производителями пищевой продукции, зачастую это посредники.

Если говорить о тех, кто делает это максимально со своими производителями, – это Новгородская область (86% всех контрактов в этом оздоровительном сезоне), Алтайский край, Владимирская, Калининградская, Кировская области. К сожалению, не всё выглядит так же в других субъектах Российской Федерации.

И подготовка персонала. Человеческий фактор работает практически каждый год, и любое нарушение санитарных требований, к сожалению, чревато осложнением эпидемиологической обстановки в летних оздоровительных учреждениях. Мы за последние пять лет видим снижение количества таких инцидентов в летнюю оздоровительную кампанию, но вместе с тем здесь риски остаются достаточно высокими, и помнить и учитывать это нужно.

Практически все, кто собирается работать в летний оздоровительный период в этих учреждениях, уже прошли специальную санитарную подготовку, санитарный минимум, но именно подготовка персонала, подбор персонала и постоянный контроль за ним в полной мере могут обеспечить соблюдение всех требований и правил.

И по обеспечению инфекционной медицинской помощью. Мы здесь тоже провели должный контроль перед началом сезона, здесь серьёзных нарушений нет, в общем-то все стационары готовы, все специалисты тоже прошли дополнительные циклы обучения и прослушали дополнительные лекции.

Д.Медведев: Теперь давайте послушаем некоторых руководителей регионов – и представленных здесь, и находящихся на видеосвязи, – потом снова вернёмся к федеральным органам исполнительной власти.

Давайте сначала Краснодарский край подключим, потому что это всё-таки основной регион, где все отдыхают.

Пожалуйста, Вениамин Иванович. Как у вас дела?

В.Кондратьев: В нынешней летней оздоровительной кампании примет участие 780 тыс. детей, из них третья часть из других регионов Российской Федерации. Общий бюджет детского отдыха в крае составляет около 3 млрд рублей, из них 1 млрд 800 млн – это деньги непосредственно краевого бюджета. Особое внимание мы уделяем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и в этом году их отдохнёт около 158 тыс.

На своём уровне, Дмитрий Анатольевич, мы делаем всё, чтобы санатории для детей не меняли своей направленности. Потому что мы очень жёстко предъявляем требования к тем санаториям, в которых отдыхают дети, и им выгоднее сегодня сказать, что мы перейдём на отдых родителей с детьми или на отдых для взрослых.

Но я ещё раз подчеркиваю, сегодня мы где-то в диалоге находимся, где-то убеждаем, где-то делаем различные преференции, в том числе и налоговые, чтобы они оставались в детском отдыхе. Для нас это принципиально, потому что абсолютно верно Вы сказали, что Кубань – это основной регион, где сегодня могут качественно и безопасно отдыхать дети со всей страны.

Также мы оказываем поддержку родителям, которые приобретают путёвки для детей самостоятельно, и компенсируем затраты для предприятий, которые покупают путёвки для детей сотрудников. Процент компенсации составляет половину, то есть 50%. И не важно, это предприятие покупает для детей своих сотрудников или непосредственно родители покупают, то есть мы осуществляем компенсацию 50% стоимости путёвки.

В нынешней летней кампании будут задействованы более 1,5 тыс. различных лагерей и здравниц. И я могу сказать, что все 1,5 тыс. лагерей и здравниц находятся в хорошем состоянии – это касается и безопасности на высочайшем уровне, и комфорта детей, которые там будут отдыхать. Тщательная проверка наших здравниц, и не только в сезон, стала для Краснодарского края уже нормой.

Мы учли поручения Правительства и ужесточили требования и по пожарной безопасности, и по медобслуживанию. Сегодня у нас санаторий, который обеспечивает отдых детей, не может приступить к своей работе, если у него не будет штатных врачей. Врач по вызову – это вчерашний день. Сегодня все врачи в санаториях штатные, находятся в штатном расписании.

Детские оздоровительные учреждения получают также у нас паспорта безопасности. Они предусматривают охрану территорий и видеонаблюдение, пожарную безопасность, питание, оборудованные пляжи. Если санаторий не имеет паспорта безопасности, включающего в себя эти параметры (главное: безопасность, пляж, видеонаблюдение, тревожная кнопка), он также не может приступить к оказанию услуг для оздоровления и отдыха детей. Это тоже жёсткое наше требование. Сегодня у нас 100% санаториев, которые оказывают услуги для детского отдыха, имеют паспорта безопасности.

Мониторинг качества услуг в здравницах мы ведём совместно с общественниками. И впервые в этом году у нас будет организована горячая линия. Родители, может быть, даже дети (мы сейчас продумываем) смогут выйти по горячей линии и доложить о каких-то нарушениях, недостатках в том или ином санатории или здравнице.

Кроме того, на особом контроле передвижение детей по территории края, это у нас и авиа-, и железнодорожные, и авто-, и морские перевозки. Мы сегодня качественно взаимодействуем с коллегами-губернаторами из других регионов, которые нас заблаговременно уведомляют об организованных группах детей, которые к нам выезжают из других регионов, что нам позволяет отслеживать перемещение этих групп детей, качественно их сопровождать уже по нашей территории до мест размещения. Это очень важно, потому что самое для нас серьёзное, когда неорганизованные группы детей (или даже организованные, но не находятся под нашим контролем) перемещаются по территории края, и непонятно, где они размещаются.

Мы оперативно получаем информацию обо всех организованных группах, которые выезжают в наш край. И я надеюсь, коллеги-губернаторы, что в этом году мы этот алгоритм ни в коем случае не нарушим.

Тем не менее в случае выявления неорганизованных групп детей в регионе отработан алгоритм межведомственного взаимодействия, чтобы мы быстро их идентифицировали, находили и понимали, что с ними делать, откуда они и каким образом они будут возвращаться домой. Это тоже очень важно.

При возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено более 30 тыс. резервных мест размещения и около тысячи резервных коек в медучреждениях края. Мало ли какая ситуация, жизнь нас научила, поэтому 30 тыс. у нас резервных мест и около тысячи резервных коек в медицинских учреждениях.

Внимание уделяется и культурной программе. Мы проработали целый комплекс туристических маршрутов, в том числе, возобновили и патриотические маршруты по местам боевой славы, где проходили сражения, бои. Дети, которые приезжают на отдых в наш край, будут иметь возможность пройти по местам боевой славы тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины.

Коллеги, мы принимаем все меры для того, чтобы дети со всей нашей страны отдохнули качественно, поправили здоровье, а родители, самое главное, не волновались за их безопасность.

Д.Медведев: Самое главное всё-таки, чтобы сами дети были в безопасности и чтобы были обеспечены нормальные условия для отдыха.

Но про родителей тоже забывать не надо. Контролируйте ситуацию.

Давайте послушаем тех, кто здесь, – исполняющего обязанности главы Республики Карелия.

Артур Олегович, пожалуйста.

А.Парфенчиков: Главной нашей задачей в ближайший период было создание пусть временной, но нормативной базы с учётом нового федерального законодательства.

Полный пакет федеральных нормативных актов мы, наверное, получим уже к следующему сезону, поэтому в марте-апреле нами были приняты соответствующие региональные временные нормативы, которые определили вопросы, связанные с регулированием соответствующих реестров, стандартов безопасности, вопросов межведомственного взаимодействия, включая уточнение, расширение полномочий межведомственной комиссии.

С учётом данного обстоятельства сегодня в реестр включено 332 организации. Соответствующую переподготовку прошло более 200 педагогов для участия в организации детского отдыха.

На сегодняшний день оздоровительная кампания уже началась, открыто 24 лагеря. Все организации, которые были проверены уже с учётом новой нормативной базы, за исключением одного лагеря, соответствующие проверки прошли. По одному лагерю есть предписание по воде, поэтому начало его работы отсрочено до 1 июля.

Важной является также разработка соответствующей межведомственной «дорожной карты», которая будет предполагать системные, регулярные проверки всех лагерей в течение всего оздоровительного сезона.

Есть определённые вопросы с финансированием летнего отдыха, потому что мы пока информацию по рассмотрению нашей заявки о выделении соответствующих межбюджетных трансфертов, федеральных, не получили, поэтому сейчас всё финансирование осуществляется за счёт средств консолидированного бюджета.

Если говорить о тех нормативных проблемах, которые необходимо решать, конечно, нужны соответствующие нормативные документы от Минобрнауки. И регион готов в этом участвовать в рамках апробирования того законодательства, той нормативной базы, которая будет действовать в течение этого сезона.

Предлагаем также рассмотреть вопрос о дополнении соответствующей статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» безусловными и чёткими обязанностями соответствующих организаций представлять сведения в региональный реестр, а также их обязанностями по обеспечению страхования с соответствующими корреляциями в Административном кодексе в случае неисполнения этих обязательств.

Д.Медведев: Следите за ситуацией, потому что у вас тоже, как известно, в предыдущий период были проблемы.

Место для отдыха у вас популярное, поэтому обязательно нужно все меры принимать.

Я говорил о том, что в Иркутской области в этом году, к сожалению, произошли чрезвычайные события, и поэтому нужно помочь некоторым семьям, детям.

Сергей Георгиевич, пожалуйста, несколько слов скажите.

С.Левченко: На территории области проживает свыше 550 тыс. детей, из них 306,5 тыс. – это дети школьного возраста. В этом году мы в бюджет заложили бóльшую сумму, чем в предыдущие годы, 726 с лишним миллионов рублей, это в основном из областного бюджета и часть из муниципальных бюджетов (из областного на 30 млн больше, чем в предыдущем году).

Кроме этого, в период летней оздоровительной кампании будут проведены специализированные оздоровительные сезоны отдыха для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями, сирот и так далее. Несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактического учёта, будут задействованы в профильных сменах различной направленности: военно-патриотические, спортивные, спортивно-технические, экологические.

Теперь по поводу трагедии, которая была у нас в конце апреля. Во исполнение перечня поручений Президента по итогам совещания, которое состоялось у нас 25 мая, мы дополняем областную программу, увеличиваем объём денежных средств для оздоровления детей из семей, пострадавших от пожаров. Из Киренского района, где деревня Бубновка, мы запланировали организовать отдых и оздоровление 30 детей школьного возраста и 10 детей дошкольного возраста. И из других небольших населённых пунктов, где тоже по несколько домов сгорело.

Спасибо, Дмитрий Анатольевич, – я знаю, что Вы подписали распоряжение по выделению дополнительных денег по летнему оздоровительному отдыху детей.

Благодаря тому, что мы в прошлом году и с начала этого года готовимся к летнему сезону, мы почти в 10 территориях, муниципальных территориях, возобновили работу оздоровительных лагерей (Нижнеудинский район, Усть-Илимск, Свирск, Черемхово и т.д.), дополнительные корпуса спальные ввели в ряде летних лагерей. Кроме этого из областного бюджета выделяются средства 20 областным государственным учреждениям, которые оказывают услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в общей сложности около 100 млн рублей.

Теперь по готовности, по предписаниям. У нас были даны управлением Роспотребнадзора 235 предписаний. По состоянию на 29 мая выполнено 96%. Считаю, что до 10 июня мы все эти предписания выполним.

Д.Медведев: Контролируйте тоже ситуацию.

Теперь вернёмся к коллегам, которые на федеральном уровне обеспечивают исполнение необходимых требований.

Пожалуйста, Александр Владимирович Горовой. Как по линии МВД обстоит ситуация?

А.Горовой (первый заместитель Министра внутренних дел) : Абсолютно понимаем ответственность Министерства внутренних дел по обеспечению безопасности как отдыха вообще, так и детей в частности.

Наша работа структурирована приказом, который подписан 9 марта, по всем направлениям деятельности. Сегодня нас удовлетворяет взаимодействие с коллегами из Министерства образования, спасибо им за определённую наступательность, и нашими коллегами из субъектов Российской Федерации.

Итоги готовности по линии органов внутренних дел страны подведены в прошлую пятницу с участием заместителей губернаторов всех субъектов Российской Федерации, отвечающих за взаимодействие с правоохранительными органами. Мы максимально проработали вопросы с персоналом оздоровительных организаций по действиям при нарушениях общественного порядка либо возникновении каких-либо угроз. Инструктажи продолжаются по мере приёма персонала в эти заведения.

Повышенное внимание уделяем в силу экстенсивности транспортных и людских потоков Краснодарскому краю, Крыму и Севастополю. По отдельному приказу туда с завтрашнего дня откомандированы 700 человек личного состава из других субъектов страны для оказания помощи.

На всех железнодорожных вокзалах, в аэропортах с завтрашнего дня у нас разворачиваются пункты мониторинга при дежурных подразделениях транспортной полиции по контролю за логистикой и передвижением организованных групп детей. 100% поездов будут физически сопровождаться.

Пользуясь присутствием глав субъектов Российской Федерации, хотел бы обратить внимание коллег на следующие вопросы. Несмотря на подписание Федерального закона 28 декабря 2016 года, накладывающего прямую ответственность, в том числе, за обеспечение охраны порядка и безопасности со стороны администраций этих лагерей и их собственников, мы продолжаем в силу определённых проблем – финансовых, методических, географических – оказывать помощь территориям, в том числе и по выделению личного состава. Я благодарю присутствующих здесь губернаторов, которые для выполнения этой задачи разместили и поставили на котловое довольствие личный состав органов внутренних дел.

Мы приняли участие в обследовании всех 100% лагерей, которые готовятся к приёму детей для летнего отдыха. Информация была направлена вместе с коллегами из территориальных подразделений Минобразования нашими коллегами из МЧС главам субъектов и соответствующим прокурорам. Динамика пока по некоторым вопросам оставляет желать лучшего. Я хотел бы обратить внимание особенно на вопросы извещения и реагирования. На сегодня по стране 57% заведений, предназначенных для отдыха детей, оборудованы кнопками вызова. Мы продолжаем здесь работать вместе с коллегами из Федеральной службы войск национальной гвардии, идём навстречу хозяйствующим субъектам, несмотря на определённые затраты, прекрасно понимая, что это касается детей.

Очень интенсивно работаем по проверке персонала, который должен работать в этих лагерях. По опыту прошлого года в результате наших проверок были отведены от работы с детьми 417 человек. Мы в пятницу в этом плане переговорили, и приказы по приёму не будут подписываться без согласования руководителей территориальных органов министерства.

Д.Медведев: Это по всем регионам 417 человек?

А.Горовой: По всем. В прошлом году.

Мы обращаем внимание на несанкционированные лагеря. В прошлом году, в том числе по нашей инициативе, были закрыты 48 таких учреждений. Мы переговорили с заместителями губернаторов, чтобы не допустить подобного рода факты в этом году.

Д.Медведев: Я уже сказал: что такое несанкционированные лагеря. Если это постоянно действующие места проживания детей, где их размещают за плату, то это грубейшее нарушение закона и повод для возбуждения уголовного дела, вне всякого сомнения. И просил бы МВД тоже к этому так и относиться.

А.Горовой: Я услышал.

И последнее. Я хотел бы обратиться ко всем операторам организации организаторам детского отдыха. Мы и по своему направлению серьёзное внимание уделяем отдыху и занятости детей, которые стоят на профилактических учётах. В прошлом году была подвижка, «подучётников» отдыхало уже 77%.

На сайтах управлений Министерства внутренних дел всех субъектов обозначены номера телефонов, на которые родители либо дети могут позвонить и сообщить о тех или иных недостатках, которые имеются в том или ином учреждении по различным направлениям их функционирования. Приказами руководителей территориальных органов за каждым этим учреждением закреплены руководители либо подготовленные офицеры.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Перевоза»

Тема выступления:

«Организация отдыха, оздоровления и занятости

детей и молодёжи

в условиях работы ОО в летний период 2017 г.»

Заместитель директора по УВР,

учитель ИЗО

Солодова Э.В .

г. Перевоз

октябрь 2017 г.

Выступление на расширенном заседании районного координационного совета

по итогам отдыха, оздоровления и занятости и детей и молодёжи

Перевозского муниципального района Нижегородской области

в 2017 г.

Лето – прекрасная пора солнца, тепла, положительных эмоций, свершений и новых надежд! Каникулы - это личное время ребенка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь образовательной организации неоценима.

Организация отдыха, в МАОУ СШ

2 г. Перевоза строится на основе школьной программ ы отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков «Лето наших надежд» и направлена на обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный отдых, развитие обучающихся в соответствии с интересами семьи, общества, государства .

Цель - о рганизация активного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период времени.

Значимыми задачами являются:

- сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасного отдыха школьников;

Создание условий для организации различных форм отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков , в т.ч. нуждающихся в особом внимании;

Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних ;

Овладение основами экологических, краеведческих знаний и практическими навыками общения с природой.

Трудоустройство старшеклассников в летний период, в т.ч. детей «группы риска», детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;

Школа, детский лагерь, работа в экологическом отряде или производственной бригаде остаются разными сферами существования детства и различными формами педагогической деятельности. Педагогика каникул постоянно пополняется, её идеи разбросаны в массе книг, статьях в Интернете.
Первое золотое правило педагогики каникул (правило неопределенности) – заинтересованное участие ребенка в деятельности должно предполагать её незавершённость, вероятность, неизвестность, что побуждает каждого её участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям.
Второе золотое правило педагогики каникул (правило создания продукта) формируется таким образом, что каждый ребенок участвует в создании общественного значимого продукта деятельности.
Третье золотое правило педагогики каникул (правило свободы) предполагает – создание условий для естественного развития ребенка. Каждый ребенок не должен чувствовать себя ущемленным. Если нет препятствий для осуществления интересной для него и продуктивной деятельности.

Так называемая педагогика каникул, на мой взгляд, таит в себе огромные перспективы. Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза представлена разными формами деятельности:

Р абота подростковой производственной бригады «Город нашей мечты» ;

Р абота экологического отряда ;

О рганизация работы на пришкольном участке сельскохозяйственной производственной бригады ;

Р абота ДООЛ «Краски детства» ;

О рганизация занятости детей, стоящих на учёте в ПДН МО МВД России «Перевозский» , КДН при Администрации Перевозского муниципального района, внутришкольном учёте , учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП ;

И ндивидуальное трудоустройство учащихся с 14 лет.

1. В летний период 2017 г. работали 2 подростковые производственные бригады «Город нашей мечты».

Подростковая производственная бригада СШ № 2 г. Перевоза создана в 2004 г. и продолжает свою работу по сей день. Ежегодно школа сотрудничает с Центром занятости населении и городской администрацией, соц. партнёрами, труд учащихся оплачивается.

Наша бригада – самостоятельное трудовое объединение школьников, созданное для то, чтобы помочь детям правильно выбрать профессию, которая бы приносила удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Учащиеся приходят к выводу, что компетентность, профессионализм, конкурентноспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. С каждым годом численность желающих работать в производственной бригаде растет, учащиеся заинтересованы в получении конкретного результата своего труда.

С 1 по 15 июня бригада трудилась на благоустройстве города. Руководители бригады Блинков Валерий Павлович, Лисенкова Н.И.

Членами бригады выполнен огромный объём работ - это

Разбивка, уход за клумбами на пр. Советский, 2 микрорайоне;

Очистка улиц города от бытового мусора;

Работы по благоустройству парка «Победы»;

Вырубка порослей кустарников на улицах города;

Очистка берегов реки Пьяны от мусора, ТБО;

Общественная работа с населением города (распространение листовок с призывом к жителям города соблюдать чистоту и порядок).

С 1 по 31 июня трудилась 2 бригада на территории школы, реализовывала социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок».

Руководитель бригады Филяев С.И. Ребята трудились на благоустройстве школьной территории: производили ремонтные работы

В « Зоне отдыха » ;

- на спортивной площадке;

- оказывали помощь в ремонте школы ( подготовка учебных кабинетов к ремонтным работам, разравнивание патьи на территории школьного двора, ремонт кабинета технологии (косметический ремонт, изготовление, установка шкафов ).

Кроме этого ребятами этой бригады был реализован социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок». Ребята изготовили,

покрасили, установили скамейки, урны, с призывами «За чистый город!», изготовили и установили многоярусный цветник, засыпали его грунтом, посадили цветочные

культуры, изготовили и установили домик Шале на рабатке. Результатом стало 1 место в районном конкурсе подростковых производственных бригад в номинации «Лучшее учреждение – организатор трудовых подростковых бригад», чествование бригады на Дне города.

Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства.

2. Экологическая работа в нашей школе ведется на протяжении многих лет, но последние годы эта работа имеет практическую направленность, в т.ч и в летний период. Это деятельность экологического отряда . Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению практических навыков и осознанию значимости своей практической помощи природе.

Р аботу экологического отряда возглавляла Пискунова Нина Ивановна. С 1 по 13 августа ребята трудились над озеленением школы и школьного двора, в т.ч.:

ухаживали за цветочными культурами, хвойными растениями на клумбах и в рокарии, за декоративными растениями в дендрарии, корректировали рабатку, альпийскую горку.

3. Работа на пришкольном участке с/х производственной бригады началась 1 июня и продолжалась до 31 августа. Руководителями с/х бригады стал коллектив педагогов школы (Зёрина Н.Ю., Пруцкова И.А., Токарева Л.П., Минькова О.В., Гусева Г.В., Логунова Е.С., Ляпина М.Г., Колесникова Н.В., Исаева Н.А., Антипенко Е.А., Харитонова Л.В.)

Члены с/х производственной бригады работали в учебно-исследовательской зоне , которая включает в себя цветочно-декоративный отдел, отдел овощных культур, плодово-ягодный отдел, дендрарий, сад. Работа была начата ещё весной. Ребята выращивали рассаду декоративно-культурных растений, а так же рассаду овощей. В летний период ребята ухаживали за овощными культурами, за плодово-ягодными растениями, подкармливали растения минеральными удобрениями в саду и дендрарии, кроме этого пристальное внимание уделяется опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляли на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду.

Главный вывод, к которому пришёл педагогический коллектив СШ № 2 г. Перевоза в ходе организации работы учащихся в летний период, это то, что школьные годы – это самая яркая и незабываемая пора в жизни человека. Это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь – насыщенная и интересная. И хотя главными действующими лицами являются школьники, но они уже сейчас могут сделать много полезного и для себя и для окружающих.

4. Детский оздоровительно-образовательный лагерь с дневным пребыванием «Краски детства» функционировал с 1 по 22 июня. Начальник лагеря - Олейник Т.И. Было оздоровлено– 50 девчонок и мальчишек в возрасте с 8 до14 лет, в т.ч.

34 ребёнка из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН, КДН, что составило 68% от общего количества отдыхающих детей в лагере.

Т.к. 2017 год – Год экологии, мы не смогли остаться в стороне от экологических проблем, поэтому смена была построена на основе тематической сюжетно-ролевой

игры «Экологический десант». Дети и взрослые стали участниками разнообразных приключений и событий. Экогалактике грозит экологическая катастрофа, с её поверхности с невероятной скоростью исчезают все растения. 3 отряда экологических и санитарных бригад взяли на себя роль экологов-космонавтов, которые отправились спасать Экогалактику на транспортных средствах экологической скорой помощи.

В начале смены каждый отряд получил дубочек без листьев и плодов, участвуя в

мероприятиях, зарабатывали лагерные бонусы –дублас-листы и дублас-жёлуди, которые размещались на отрядных дубочках. Итогом игры для каждой экобригады стал свой зелёный дубок, выращенный за время полёта и приносящий положительные плоды, а так же спасённая от экологического бедствия Экогалактика.

5. Одной из важных составляющих летней оздоровительной кампании является организация занятости и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте с 14 до 18 лет. Без внимания не были оставлены дети, стоящие на учёте в ПДН, КДН , ВШУ , учащиеся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении .

Все учащиеся данных категорий были заняты в летние месяцы. Сведения о занятости вы можете увидеть на слайде.

Количество учащихся/

семей

Занятость

июнь

июль

август

1.

ПДН МО МВД «Перевозский»,

КДН и ЗП при администрации Перевозского муниципально-го района

ДООЛ «Краски детства» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

Экзамены;

Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово;

ДООЛ «Радость» ;

С/х производст-

венная бригада;

Индивидуаль-

ное трудоуст-

ройство.

ДООЛ «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района» ;

Экологический отряд;

С/х производст-

венная бригада;

2.

ВШУ

- Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

С/х производст-

венная бригада;

Выпускные экзамены;

ДООЛ

Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово

с. Ягодное,

с. Тилинино;

Индивидуальное трудоустройство;

С/х производст-

венная бригада;

- ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

- экологический отряд;

С/х производст-

венная бригада;

ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

Дети из семей, находящихся в ТЖС, СОП, многодетных, неполных, малообеспеченных семей

- Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

ДООЛ «Краски детсва» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

С/х производст-

венная бригада;

Выпускные экзамены;

С/х производст-

венная бригада;

ДОСЛ «Спортсмен» МАУ ФОК «Чайка»;

- ДООЛ

«Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

С/х производст-

венная бригада;

Индивидуальное трудоустройство;

Кроме этого

6. И ндивидуально трудоустроены были 25 учащихся 14-18 лет.

Охват детей и подростков МАОУ СШ № 2 г. Перевоза летом 2017 г. составил 100%, в т.ч.:

Общее кол-во

уч-ся

ОО

Дети, охваченные

оздоровления и занятости детей и подростков

МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, в т.ч.

Дети, не охваченные

организованными формами отдыха,

оздоровления и занятости детей и подростков

МАОУ СШ

2

г. Перевоза

447 уча-щийся

Подрост-

ковая производ-

ственная бригада «Город нашей мечты», в

Эколо-

гический

отряд

ДООЛ «Краски детства»

С/х производ

ственная бригада

Занятость

детей, стоящих на учёте в ПДН, КДН , ВШУ, учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП

Индиви-дуальное трудоустройство учащих-ся с 14 лет

22 чел.

5 %

чел.

3 %

чел.

11%

343

чел

76 %

чел.

4 %

чел.

6 %

чел.

0 %

Социальный эффект организации отдыха, оздоровления, занятости учащихся МАОУ СШ № 2 г. Перевоза:

Отсутствие случаев травматизма детей;

Удовлетворённость родителей (законных представителей) услугами отдыха, занятости и оздоровления учащихся;

Отсутствие случаев правонарушений в летний период 2017 г.;

Максимальный охват детей услугами отдыха, занятости и оздоровления.

Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность в летний период 2017 года, педагогический коллектив создавал условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось .

Дети выбирают себе занятие по душе, будь то работа в экологическом отряде или отдых в детском оздоровительно-образовательном лагере, приходят в разновозрастные отряды, бригады и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. А системное и последовательное планирование работы в летний период помогает использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

Лето – 2017 года подарило детям здоровье и радость, родителям удовлетворение, педагогам и работникам школы – наслаждение от творческого общения и гордость за результаты своего труда.

Столько дел переделали разных,
Столько добрых друзей мы нашли.
От души отдыхал и трудился здесь каждый,
Очень многое вместе смогли!

Спасибо за внимание!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»