Проект в средней группе ДОУ. Дымковская игрушка. Проект для детей старшей группы «Дымка» Проект в детском саду дымковская игрушка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Аленушка» с Восток.

Проектная деятельность в старшей группе.

Тема: «Дымковская игрушка».

Провела:Воспитатель:

Саутченкова.О.Н.

с. Восток.

2017 г.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Тема: Дымковская игрушка.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

    познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

    развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

    воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

    беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании

    рассматривание элементов росписи

    рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения

    занятия

    познавательные рассказы воспитателя

    просмотр слайдов

    дидактические игры

    чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках

    раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

    консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

    изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

    подбор литературы о народном промысле "Дымка"

    иллюстраций дымковских изделий

    изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

    мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;

    литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;

мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

    информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

    материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

    кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

    Организационно-подготовительный.

    Основной (этап непосредственной реализации).

    Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

1. Введение

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Актуальность проекта

Декоративное прикладное искусство издавна славится своими традициями. Дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

терпение и трудолюбие.

Цель моего проекта – это познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки: где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. А также изготовление ее своими руками.

Задачи проекта:

Изучить истоки дымковской игрушки.

Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму

Научиться лепить дымковскую игрушку

Ожидаемые результаты:

Создать дымковскую игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

Партнеры проекта:

§ Ученица 4 «б» класса

§ Родители

Реализация проекта:

I этап

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

Узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

Изучить узоры при росписи игрушки;

Продумать свой узор.

II этап:

Подобрать материал для изготовления игрушки;

Освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

Изготовление (лепка) дымковской игрушки;

IV этап – редакционный:

Роспись дымковской игрушки:

Создание презентации «Дымковская игрушка»

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

II. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано с древним обычаем.

С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек - свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска »), который имеет языческие корни и

посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

2. Для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

украшения

3. Возрождение дымковской игрушки.

Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда. Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

4. Особенности производства дымковской игрушки.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до

мелочей профессионально упорядочено.

5. Технология изготовления игрушки.

l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

l Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

l Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.

l Аккуратно «примазать» сан и головку

Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

Головку украсить косицами, а туловище оборками.

l Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

6. Особенности росписи дымковской игрушки.

Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего – это снежной белизны фон. Важный этап работы, характерный только для Дымкова - "обеливание".

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Раскрашивали игрушки не двумя- тремя красками, как в других промыслах, а добрым десятком. Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная, малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Вторая отличительная особенность дымковской игрушки – это узоры геометрического характера, которые восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. Юбка расписывалась в самую

последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие - зеленый, нарядный - красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленях, коров ах и козах.

Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

штрихами. Цвета определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

В облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Представляются заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

7. Изготовление собственной игрушки.

Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Лепила я барыню следующим образом: у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола. Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

Затем лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

локоны, кокетливая шляпка или кокошник. У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки – дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Получилась яркая и красивая игрушка.

IV. Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Каждая игрушка уникальна и единственна.

Справочная литература

· Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

· Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

· Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

· Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

· Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

· Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

· Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

· Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.***99*

· Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001

ПРОЕКТ

Дымковская

игрушка

воспитатель: Давыденко О.И.

Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О.И.

Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».

Паспорт проекта

«Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце и

В памяти навсегда сохранятся образы,

В которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Наименование проекта: Дымковская игрушка.

Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

  • беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
  • рассматривание элементов росписи
  • рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
  • занятия
  • познавательные рассказы воспитателя
  • просмотр слайдов
  • дидактические игры
  • чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
  • раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

  • консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

  • подбор литературы о народном промысле "Дымка"
  • иллюстраций дымковских изделий
  • изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

  • мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
  • мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
  • кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.


Проект «Знакомство с дымковской игрушкой» ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» Группа №4 «Солнышко» Воспитатели: Фокина Н.Н. Зыкина Л.И. В Дымкове, за Вяткою-рекою… В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла. Цель и задачи проекта Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев дымковской игрушки, обобщить знания о декоративном народном творчестве. З а д а ч и: изучить истоки декоративного народного творчества; закрепить знания детей о характерных особенностях дымковской росписи; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности; воспитывать любовь к искусству народных мастеров. Реализация проекта знакомство с историей дымковского промысла; освоение элементов дымковской росписи; лепка и роспись дымковских фигурок вылепленных детьми; выставка детских работ в группе. Дымковская игрушка Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. «Знакомство с историей дымковского промысла» История создания дымковской игрушки Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров). Вятка-название всего этого края. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырехсот лет. Ее возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска») , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем. Технология изготовления игрушки 1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. 2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают. Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали 3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "отбеливание". «Отбеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь. 4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Конь бежит, вся земля дрожит. В поле травушкамуравушка ничком лежит. Утка Марфутка Бережком идет Уточек Марфуточек Купаться ведет. Каждая игрушка отличается своим индивидуальным узором, позой, колоритом А вот и дымковские барышни… А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой. Рассмотрим элементы росписи… Дидактическая игра «Русские узоры» Дидактическая игра «Подбери узор» Уголок изобразительного творчества в нашей группе Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого. Оформлена выставка, где помещены дымковские игрушки, сделанные руками детей вместе с воспитателем Заключение Изучив материал для данного проекта, мы с детьми узнали, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Литература 1.Папылева В.С. «Проект. Дымковская игрушка». 2.«Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997 г., с.21. 3.«Истоки творчества». Тюмень. 1999г. 4.Максимов Ю.В. «У истоков мастерства». 5.Усова А.П.»Русское народное творчество в детском саду». Москва. 1961г.

Проект "Знакомство с дымковской игрушкой". Средняя группа


Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садов
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Формировать навык использования материалов для рисования.
- Учить видеть красоту дымковской игрушки.

Развивающие:
-Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
- Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки
общения.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
- Воспитывать уважение к работе мастеров.

Вид проекта : познавательно - творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней группы.

Актуальность : Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Ожидаемый результат : в ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

План реализации проекта :
1. Заинтересовать русской народной культурой на примере знакомства с дымковской игрушкой.
2. Подготовительный этап:
- Выбрать и изучить литературу об истории дымковского промысла, современного его состояния.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических пособий по знакомству с дымковской росписью.

3. Основной этап (практический):
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.
- Реализация проекта через разные виды деятельности: проведение бесед с детьми, рассматривание пособий, художественно – творческая деятельность, проведение дидактических и настольных игр, разучивание стихов, потешек, отгадывание загадок по теме.

4. Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
- Организация выставки совместных работ родителей и детей «Красота Дымки».
- Викторина для родителей и детей «Фабрика дымковской игрушки».

Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, раскраски «Дымковские игрушки», пополнение коллекции дымковской игрушки, выставка поделок «Красота Дымки».

Ход проекта

НОД.
Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

1. Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».
2. Тема: презентация «Веселая Дымка».
3. Тема: отгадай загадку «Прекрасная Дымка».

Общение.
Цель: Рассматривание, сравнение и описание предметов. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений. Эмоционально реагировать на рассказ, задавать вопросы.
1. Тема: беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».
2. Тема: чтение стихотворений о дымковской игрушке.
3. Тема: отгадывание загадок про дымковские игрушки.
4. Тема: разучивание стихов о дымке.

Художественное творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
1. Тема: «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. Тема: «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. Тема: «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования).
4. Тема: «Украшение платья дымковскими узорами» (рисование).

Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».

Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
1. Л. Волокитина «Ярмарка».
2.Русская народная песня «Ягодка».
3. Русская народная песня «Барыня».
4. Русская народная песня «Жили у бабуси».
5. Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Литература.
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 1. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
3. Вохринцева С. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Школа семи гномов. Расписная игрушка. Для занятий с детьми от 4 до 5 лет.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

ФОТООТЧЕТ

«Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу)



«Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров)


«Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация с элементами рисования)


«Украшение платья дымковскими узорами» (рисование)


«Собери целое»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»