Почему важно быть вежливым человеком. Беседа «Зачем нужно быть вежливым? правила для вежливых людей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Конспект занятия: - коммуникативное воспитание

«Зачем быть вежливым?» (беседа)

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о вежливости; игры, мимика и пантомимы; Дидактические игры на закрепление материала по коммуникативному воспитанию: «Угадай и собери» и др. Рассматривание иллюстраций – просмотр фильмов (ИКТ); Обыгрывание ситуаций, сюжетно – ролевые игры: «семья», «магазин» и другие.

Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувство понимания и сопереживания к окружающим; Развитие активности, самостоятельности в процессе коммуникативной деятельности.

Материал к занятию:

Подготовка атрибутов для сюжетов.

Ход занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побеседуем о вежливости. А, зачем надо быть вежливым? (выслушать ответы детей)

Основная часть

Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и все соседи и даже совсем не знакомые прохожие всегда относились к ним внимательно по-доброму всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто – никто не делал им замечания.

Весь секрет в том, что только к вежливому хорошо воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся по - доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть добрые верные надежные друзья, с которыми ему будет никогда не будет скучно.

А впрочем, вежливому хорошо воспитанному человеку некогда скучать ведь он живет по строгому режиму. Рано встает – делает зарядку, потом умоется, уберет свою постель, затем поможет маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть стол.

Днем вежливый человек, если он не в школе – обязательно поможет бабушке или маме убрать в квартире: польет цветы, покормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь сходить в магазин за хлебом или молоком.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях и всегда готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться все люди на белом свете помогают друг другу и трудятся друг для друга. А значит, оно трудятся и для вас. Строители выстроили для вас дом. Водители везут нас по городу врачи лечат от болезней садовники и лесники сажают для нас сады растят леса… Почему бы и нам не быть внимательными и добрыми к друг другу? Ведь это не так уж и трудно.

Не трудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку, вежливо сказав: «Садитесь, пожалуйста». Не трудно здороваться с людьми при встрече и говорить им «до свидания» «всего хорошего» при расставании. А какие слова приветствия поощрения знаете вы ребята? (ответы детей)

Не трудно быть опрятным причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с вами ребята общаться. А при необходимости не трудно вежливо обратиться за помощью. Не трудно помочь по дому старшим предложив свои услуги. Не трудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать свои игрушки и школьные принадлежности, обратись вежливо с помощью к маленькой сестренке или братику.

Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше. И если вы ребята не знаете всех обязательных для вежливого человека правил не расстраивайтесь. Главное чтобы вы сами для себя совершенно твердо решили стать вежливыми людьми, а для этого нужно запомнить словарь волшебных слов и уметь их применять в общении с окружающими вас людьми. А зачем это нужно быть вежливым человеком?

Да затем чтобы у вас появилось много новых друзей. Затем чтобы мама, папа, бабушка и дедушка, твои соседи и вовсе даже не знакомые люди уважали вас. Затем что с вежливыми и культурными людьми всегда приятно и легко общаться всегда можно обратиться к ним за помощью, и они с радостью помогут.

Заключительная часть.

Ребята знаете ли вы, какого человека взрослого или ребенка можно назвать вежливым и почему?

Скажите, как вы думаете, вежливо ли перебивать друг друга при разговоре?

Скажите, а вежливому и воспитанному ребенку делают много замечаний? Мы с вами учимся, поэтому пока можно и ошибаться. Какие свои ошибки вы можете назвать? (решение задач через ситуацию: кто из вас больше назовет слов с применением соответствующей интонации)

Ребята вы стараетесь, стать вежливыми и воспитанными, а дома вы помогаете родным? Внимательны ли вы дома?

Как вы думаете, что труднее всего вежливому и воспитанному человеку?

Физкультминутка – «Прыгаем, топаем хлопаем»

Игра: Ребята собирают картинки и говорят, какие видят выражения лиц: добрые или злые. Если доброе то подбирают подходящие слова и фразы подтверждающие хорошее настроение (причисляют.) а если злое – подбирают слова для того чтобы выражение лица стало добрым: что нужно сказать товарищу чтобы его настроение улучшилось чтобы он улыбнулся.

Сочинение-рассуждение «Почему каждый человек должен быть вежливым?» Вы можете написать используя данный пример. Сочинение о вежливости показывает значимость этой черты в современном мире.

«Зачем нужна вежливость» сочинение

Каждый человек наделен как положительными, так и отрицательными качествами. Одной из положительных человеческих качеств является вежливость. Но что такое вежливость и что значит быть вежливым?

Я считаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь сколько людей, столько и мнений. Лично для меня вежливость — определенная форма взаимоотношений между людьми, доброжелательность. Это действительно положительная черта, которая учит нас с уважением относиться к окружающим, понимать людей. Вежливый человек должен иметь высокие моральные ценности, уметь хорошо общаться. А для современного мира такой человек — редкость. Мы уже начали привыкать к тому, что стали серыми тенями, похожими друг на друга. Из-за этого у нас постепенно исчезает индивидуальность.

Правду говорят, правила поведения придумали не для того, чтобы усложнить людям существование. Но, к сожалению, сегодня все чаще можно увидеть проявления невежливости. Обидеть товарища, поругаться с соседом, нагрубить в общественном транспорте — все это проявления слабости. Да-да, именно слабости. И выражаем мы это только тогда, когда не уважаем друг друга. В таком случае следует помнить слова: «Как ты относишься к людям, так и они будут относиться и к тебе».

Поэтому, я считаю, нам нужно быть более человечными, проявлять свое вежливое отношение. Ведь такой человек способен оставить приятную мысль после себя.

А по вашему мнению «кто такой вежливый человек»? Ответы и собственные мысли оставляйте в комментариях.

Сочинение на тему: «Вежливость и воспитанность»

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры, быть предупредительным и любезным. Это значит обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали – о них заботятся, их ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми.

«Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» - это не только слова. Это выражение вежливости; с помощью этих слов мы даем понять людям, что ценим их и уважаем их чувства.

Если ты внимательно слушаешь человека, не перебивая его, это свидетельствует о том, что его слова для тебя так же важны, как и твои собственные.

Если ты при первой встрече с человеком проявил вежливость, в следующий раз ему захочется познакомиться с тобой поближе, чем–то помочь тебе. Вежливость - как магнит. Она притягивает к нам людей.

Но вежливость не присуща каждому человеку. Эту черту нужно воспитывать в детях, чтобы мир вокруг нас становился добрее и лучше.

Конспект по риторике: "Зачем быть вежливым?"

Цели занятия : учить использовать вежливые обороты; объяснить детям, что вежливость помогает общению; развивать связную диалогическую речь.

Материалы к занятию: иллюстрации осеннего леса, шапочки-костюмы: мышь, кот, белка, заяц; аудиокассета “Звуки леса”

Ход занятия.

– Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в осенний лес.

(Ответы детей)

– Почему так нужно одеваться?

– Когда придём в лес, как будем себя вести? (Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться.

Чтобы попасть в лес, мы произнесём заклинание:

Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук

Ри-ри-ри- дверь скорее отвори!

– Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?

(Варианты ответов детей)

– Попробуем иначе произнести волшебные слова

Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры,

Ти-ти-ти- разрешите нам войти.

(Включить фонограмму звуков леса, открыть доску с изображением осеннего леса.)

– Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. А давайте сегодня поговорим о вежливости, зачем нужно быть вежливым.

– Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь нам придет старичок – Боровичок.

– Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Картинка Старичка-Боровичка). Может быть, он знает дорогу, по которой мы должны идти? Давайте попросим его нам помочь.

Разыгрывание диалога в парах.

– А как бы вы повели себя в данной ситуации?

– Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь…)

Дети делятся на пары.

– Ребята, представьте, что один из вас – Боровичок, другой – спрашивает его дорогу. С какими словами вы обратитесь к Боровичку, Что ответит Боровичок?

(дети делятся на пары, под руководством педагога проводят диалог)

– А хотите узнать, что на самом деле ответил Боровичок?

(говорит педагог)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия.

Физминутка.

Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.

По тропинке в лес пойдём,

И грибов мы наберём.

Раз – грибок, два – грибок

Мы положим в кузовок.

Анализ диалогов. Что же помогло найти общий язык с Боровичком?

(Вежливые слова.)

– Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?

(Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться)

Работа с текстом.

– Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым?

А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.

В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.

Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда?

Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея.

Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

“Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”

И, присев на задние лапки, заяц сказал:

– Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.

– Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног.

Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!

– Ответьте на вопрос: что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?

– Всегда ли нужно быть вежливым?

Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.

Минисценки.

Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются.

Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.

– Эй, привет соседка мышка!

Может, в гости пригласишь?

– Извини, голубчик кот,

Очень узкий в норку вход!

– Хочешь, белка, на тележке

Подвезём твои орешки?

– Ну, конечно же, спасибо!

Вы мне очень помогли бы.

– Дайте капусты кочанчик другой!

– Разве так просят? Подумай, косой!

– Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка.-

И, если можно, с большой кочерыжкой.

– Вот молодец, ему лапу пожали

И самых вкусных кочанчиков дали…

Итог занятия

– Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?

– Для чего нужно быть вежливым?

– Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного.

В общении с другим человеком не всегда получается быть добрым и деликатным. При этом всё равно хочется, чтобы с нами обходились вежливо и старались не нарушать наши границы. Разбираемся, насколько важна вежливость, как она влияет на отношения и почему иногда кажется неискренней и фальшивой.

Что такое вежливость

Современные психологи считают вежливость поведенческим паттерном. Когда человек деликатен и вежлив с другими, он выстраивает более «полезное» общение. Не просто соблюдает этикет, а уважает границы других людей.

Вежливое поведение - один из способов добиваться желаемого и не идти против желаний других людей. Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз говорил, что человек всегда находится в конфликте с обществом. У него есть свои потребности, у общества - свод законов и правил, как можно эти самые потребности удовлетворять. Законы и правила прописаны в документах или передаются из уст в уста. Быть вежливым - норма, которая не прописана в законах, но передаётся из уст в уста. Если ты хочешь быть хорошим соседом, другом, коллегой, хочешь добиться обратной связи и выстроить устойчивые отношения - будь вежлив.

Почему вежливость важна для устойчивых отношений

В основе вежливости - любовь к другим людям. Быть вежливым - не формальность. Не хамить, не быть грубым - значит думать о своих друзьях, близких или соседях по автобусу. Вспомнить, что ты человек, и не срываться на других помогает правило четырёх секунд Питера Брегмана. Если хочешь вспылить, просто дыши глубоко в течение четырёх секунд (как минимум). С глубоким выдохом и вдохом гнев если не уйдёт, то уменьшится.

Вежливость помогает соблюдать границы. Когда люди хотят, чтобы их уважали, они хотят, чтобы соблюдали их границы. Спрашивали об их согласии, учитывали потребности. Это не значит, что нужно спрашивать каждого в автобусе, можно ли открыть окно. Но если кто-то попросил закрыть, потому что сильно дует, стоит учесть его мнение.

Вежливость подаёт пример другим. Вежливое поведение - важный инструмент в обучении и воспитании детей. Да и не только детей. Если требуешь вежливости от родственников, сформулируй своё мнение в уважительной, не резкой форме. Слово «пожалуйста» и обращение на «вы» успокаивают - сразу хочется ответить так же вежливо.

Вежливость позволяет оставаться людьми даже в экстренных ситуациях. Кажется, что вежливость не нужна в давке, при пожаре или в ДТП. Но это не так - не нужны медлительность и равнодушие, но любовь к другим и уважение границ всё равно важны. Нельзя выбираться из давки по головам - нужно помогать каждому, кто попал в беду.

Как быть вежливым

Опираться не на слова, а на поступки. Говорить «извините» - это не вежливость. Думать о других и стараться не наступать на ноги в общественном транспорте - это вежливость. Можно быть деликатным и без лишних слов.

Думать прежде, чем делаешь. Леонард Млодинов в книге «(Не)осознанное» пишет, что человека от животных отличает способность просчитывать последствия своих действий. Причём просчитывать не только то, что случится, но и то, что подумают об этом другие. Эта способность позволяет быть вежливым - спрогнозировать реакции на поступки и понять, не нарушит ли это спокойствие и здоровье других.


Тема урока: Зачем быть вежливым?

Цель занятия: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Систематизировать правила вежливого поведения , упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Ход занятия:


  1. Зачем быть вежливым?
Не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья , и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят , уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Ведь он живёт по строгому режиму.

Рано утром он сделает зарядку. Потом умоется. Потом убирает свою постель. Аккуратно одевается. Потом помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол.

Днём вежливый человек – если он не в детском саду и не в школе – обязательно помогает убрать бабушке в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком…

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

И это очень правильно. Ведь если очень хорошо разобраться , все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они и для тебя трудятся, дружок.

Строители выстроили для тебя дом.

Дворник приводит для тебя двор и детскую площадку для игр и для прогулок.

Шофёры везут тебя по городу.

Врачи лечат от болезней.

Садовники и лесники сажают для тебя сады, растят леса…

Почему же нам не быть внимательными , вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж и трудно!

Нетрудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку.

Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.

Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.


  1. О волшебных словах.

«Добрый день»

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

«Здравствуйте!»
Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

Здравствуйте!- улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт он в аптеку

И здоровым будет много лет.

«Спасибо!»

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

«Будьте добры…»

Будьте добры,- это я говорю по секрету.

Будьте добры,- и не ждите за это конфету.

Будьте добры,- без игры и во время игры.

Если сумеете, будьте скорее добры.

« Простите!»

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать.

И, что обещал, - не забывать.

Но, если я всё же забуду,-

Простите, я больше не буду!

«Добрые слова»

Эти добрые слова всем известны давно,

Видишь, они и просты и неновы,

Но я ещё повторю сё равно:

«Добрые люди, будьте здоровы!»


  1. Правила вежливости.
- Если ты обращаешься ко взрослому или товарищу, не забудь сказать «ПОЖАЛУЙСТА»

Если кто-нибудь что-нибудь сделал для тебя (одолжил ручку, карандаш и т.п.) поблагодари его словами «СПАСИБО», «БОЛЬШОЕ СПАСИБО»

Если тебе говорят «СПАСИБО» отвечай «ПОЖАЛУЙСТА».

- Если ты уступаешь кому-то место , передаёшь книгу, одалживаешь карандаш и т.п. Скажи так: «САДИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА», «ВОЗЬМИТЕ ПОЖАЛУЙСТА»

Если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или задел, извинись: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА…ИЗВИНИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Извиниться надо и тогда, когда ты обидел человека неудачным словом.

Если взрослый, к которому ты собираешься обратиться, занят разговором, подожди, когда он закончит разговаривать. Если тебе надо обратиться по срочному делу , скажи: «ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, мне надо вам сказать…»- и, после разрешения взрослого, расскажешь, что тебе нужно.

4. Чтение рассказа В. Сухомлинского « Простите, дети, я опоздал»

Было морозное утро. С севера дул пронизывающий ветер. В холодном воздухе кружились снежинки. Мы пришли в школу спозаранку. В классе было тепло и уютно. Прозвенел звонок. Все сели за парту.… Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она у нас староста: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.

Через минуту Нина вернулась и сказала , что Иван Петрович захворал. Директор сказал, чтобы мы шли домой.

«Ура!-закричали мы радостно. – Ура! Уроков не будет! Учитель заболел!»

Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снегом, усталый и больной. Мы замерли от неожиданности. Сели, опустили головы. Иван Петрович подошёл к столу.

« Простите, дети, - тихо сказал он. Заболел я немного, а всё-таки решил прийти в школу. Да вот, опоздал.» Он разделся тут же в классе.

Сел за стол, смотрит на нас. А нам стыдно поднять глаза.


  1. Итог занятия.
Звучит песня «Дарите радость людям». Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»