План работы туристического кружка в школе. Общеобразовательная программа «Туристический кружок» — Программы кружков и секций — Региональный образовательный портал Псковской области. Класс класс Класс

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 им. К.В. Навальневой

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

Председатель педсовета

Мищенко Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности кружка «Юный турист»

Ступень обучения - основное общее образование

Возраст обучающихся - 11-14 лет (5-8 класс)

Уровень образования – базовый

Количество часов -102

Учитель – Сулименко Светлана Анатольевна

Калякина Наталья Германовна

Бородина Елена Сергеевна

Программа разработана на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско – краеведческая деятельность»

общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Рабочая программа «Пешеходный туризм» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная.

Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят, как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом пешеходный туризм не является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как, например, для занятий альпинизмом или велосипедным туризмом.

Главная задача объединения пешеходного туризма - удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.

Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.

Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму, спортивному ориентированию (1995г), «Подготовка судей соревнований по туризму» (Константинов Ю.С., 1988г) «Юные инструкторы туризма» (Маслов А.Г., 2002г), «Туризм и краеведение» (В.В. Шляков, 1982г.). Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение», изд. 3 дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР, М. "Просвещение" 1982, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн .

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, кубановедением, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.

Новизна программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников.В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.

Цели программы:

- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).

Задачи:

обучающие:

    формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;

    обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,

    формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;

воспитательные:

    воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

    выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

развивающие:

    развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

    развитие интереса к изучаемым дисциплинам;

    формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий;

Возраст обучающихся детей

и психофизические особенности данного возраста

Возраст обучающихся детей по программе составляет 11 – 14 лет. Для воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.

Комплектовать состав первого года обучения следует из ребят 11-12 лет (учащиеся V- VI классов), второго и третьего года обучения - из ребят 12-14 лет (учащиеся VI-VIII классов).

Сроки реализации программы

Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий.

1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);

2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);

3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю);

4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю).

Этапы работы по программе

1 этап (начальный)

1 год обучения

Получение начальных туристских навыков

2 этап (основной)

2 год обучения

Овладение туристских навыков. Участие в походах.

3 этап (завершающий)

3 год обучения

Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах.

4 этап (завершающий)

4 год обучения

Совершенствование туристских навыков, участие в многодневных походах

Формы и режим занятий

Программы каждого года занятий рассчитаны на 34 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и сборов.

Летние зачетные походы в сетку часов не включены.

Режим работы туристского объединения по программе «Пешеходный туризм» в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, ребята собираются на занятия 1 раза в неделю в определенный день и час.

В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), походы выходного дня, участие в соревнованиях, учебные походы на 1-2 дня. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).

При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий в форме учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.

Продолжительность теоретических занятий 3 часа. 3-х часовая форма занятий используется не только для удобства заполнения журнала. Программа предусматривает одно, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года – двух, трех дневные походы, учебно-тренировочные выходы. Надо учитывать и степень подготовленности ребят. На первом году обучения в связи с разным уровнем начальных знаний педагогом применяется разноуровневая подготовка.

Предполагаемый результат

Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать :

    сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%),

    уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического учета,

    постоянный рост спортивно-технического мастерства,

    сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.

Ожидаемый результат в воспитательном плане:

Гражданин . Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Семьянин . Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков.

Профессионал . Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.

В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:

    уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

    уметь оказывать первую медицинскую помощь;

    преодолевать простые природные и искусственные препятствия.

Ожидаемый результат после 2-3 года обучения:

    иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;

    иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;

    иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;

    иметь опыт участия в походе в летний период.

Ожидаемый результат после 4 года обучения:

    получить навыки подготовки к походу;

    уметь подготавливать и проводить туристические походы;

    уметь подготовить и помочь провести туристический слет в рамках образовательного учреждения;

    знать работу главной судейской коллегии туристско-спортивных соревнований.

    уметь оказывать первую доврачебную помощь;

    знать методику судейства отдельных этапов;

Способы оценки результатов

Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности Краснодарского края», провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала.

Формы предъявления и оценки результатов

Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краевой краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.

(для учащихся 5-6 классов)

I-II года обучения

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Вводное занятие.

Краеведение.

III

Туристические узлы.

Топография.

Спортивное туристическое многоборье

Туристическая стенгазета

VII

Природоохранные акции

VIII

Спортивное ориентирование.

Походы выходного дня

Спортивные походы

Итого:

68

17

51

Тематическое планирование модуля «Основы туризма и краеведения

(для учащихся 7 -8 классов)

III-IV года обучения

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края

Окружающая среда и факторы опасности

III

Экстремальные природные ситуации

Снаряжение

Аварийный бивак.

Обеспечение питанием в походе

VII

Доврачебная помощь силами группы

VIII

Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу

Техническая подготовка

Туристские походы

Итого:

68

15

53

Содержание

1-2 года обучения

1. Вводное занятие . Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма - (1ч).

Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе

2. Краеведение – (2ч) . Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Краснодарского края.

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

3. Топография - (2ч) . Топографическая подготовка, условные знаки.

Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.

4 . Туристские узлы -(10ч). Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники совместно с родителями

Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа и я – туристская семья». Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

5. Спортивное туристическое многоборье - (6ч).

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

6. Спортивное ориентирование - (13ч).

Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

7. Туристическая стенгазета - (2ч).

Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.

8. Природоохранные акции - (2ч).

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов.

9.Походы выходного дня - (15ч).

Практика: Совместная, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.

10. Спортивные походы - (15ч).

Практика: ; конкурс отчетов) .

3-4 года обучения

    Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края (1 ч.).

Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.

    Окружающая среда и факторы опасности (2 ч.).

Теория: субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные реки. Климат и погода горных районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с действиями человека.

    Экстремальные природные ситуации (2 ч.).

Теория: определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.

Поведение человека в экстремальной ситуации. Практика: анализ экстремальной ситуации.

План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.

    Снаряжение (10 ч.).

Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).

Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.

V. Аварийный бивак (2ч.).

Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств.

Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.

VI. Обеспечение питанием в походе (2ч.).

Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.

Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим.

Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.

Зачет.

VII. Доврачебная помощь силами группы (6 ч.).

Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах.

Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.

Тестирование по оказанию ПДП.

VIII. Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу (13 ч.).

Теория: стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.

Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.

IX. Техническая подготовка (15 ч.).

Теория : тактика и техника в пешеходном туризме. Д вижение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта. Работа с альпенштоком.

Практика: преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке.

X. Туристские походы (15 ч.).

Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы. ; конкурс отчетов) .

Методическое обеспечение

Жгучее желание заглянуть за горизонт, за горную вершину, узнать, что же там за поворотом реки, неудержимо манит и влечет за собой детей. Чем разнообразнее местность, чем сложнее комплекс природных ландшафтов, тем ярче впечатления у туристов, открывающих для себя доселе неведомый край. Жажда познания, которая испокон веков движет первооткрывателями и путниками, в равной степени влечет вперед и юных.

Важнейшей целью и отличительной особенностью объединения является:

    формирование личности будущих граждан, физически здоровых, любящих и знающих свой край, наделенных качествами, позволяющими найти свое место в современном обществе, посредством занятия туризмом;

    возможность освоить все премудрости пешеходного туризма - значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию;

    большая интересная экспозиция фото и видеоматериалов, туристского снаряжения;

    приглашение родителей (и всех желающих) на занятия и мини-соренования «Папа, мама и я – туристская семья»

В начале обучения по программе, в группах проводятся «Огоньки» знакомств, игры на сплочение коллектива. В походах, возле костра педагог рассказывает о жизни знаменитых туристов, об исторических событиях, связанных с местами походов, традициях объединения. Традиционным является разбор похода, проводимый после завершения учебно-тренировочных выходов и зачетных походов. В коллективе проводятся мероприятия, ставшие традиционными: Всемирный день туризма, о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений, соблюдение КЗ15-39, совместные соревнования «Мама, папа и я - туристская семья», вечера, посвященные творчеству В.Высоцкому, Б.Окуджавы, Ю.Визбора.

Основой перевода ребенка на следующий этап обучения служат результаты тестирования и проверки усвоения теоретического материала, а также результаты его выступления в учебно-тренировочных и календарных соревнованиях по туризму.

Обучение по программе построено таким образом, что первые два года посвящены подготовке участника степенных и категорийного похода I категории сложности. На третий год учащиеся проходят подготовку помощника руководителя похода.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными методами на первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии на 4 часа или однодневные выезды в горно-лесную зону. Вне школьных стен у учащихся по-разному формируются и складываются взаимоотношения друг с другом, устанавливается дружеская или натянутая атмосфера; по-разному проявляется чувство взаимопомощи и проявляется желание передачи личного опыта, если он есть.

Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества и т.д., занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.

Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок туристского объединения».

Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» - заповедь участников кружка пешеходного туризма.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.

Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо, чтобы каждый ученик имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.

Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Летний зачетный некатегорийный поход протяженностью 5-25 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д.

Зачетный поход - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как:

    установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,

    разведение костра в различных погодных условиях,

    переход через реку по бревну и вброд,

    ориентирование по карте, компасу и звездам,

    ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,

    подъемы и спуски по заселенным склонам,

    определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.

За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта. Продолжительность теоретических занятий 2-3 часа. Программа предусматривает одно-, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года трёхдневные походы, учебно-тренировочные выходы. Для проведения теоретических занятий рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах, карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется создавать базу туристского специального снаряжения (веревки, карабины, страховочные системы и т.д.).

    Три однодневных по 8 часов=24 часа,

    Два двухдневных по 14 часов =28 часов.

    Один трехдневный по 22 часа =22 часа.

В результате этих походов кружковцы приобретут десятидневный опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода - еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.

Примерная анкета для разбора похода:

    Что понравилось и не понравилось в походе?

    Было ли трудно в походе? Когда?

    Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

    Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

    Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

    Кто показал себя настоящим туристом?

    Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?

    Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

    Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.

Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и экстремальных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение

для успешного выполнения программы

Программа учебной дисциплины «Пешеходный туризм» предполагает наличие у команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортив­ные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур. снаряжение.

Туристское снаряжение:

    Рюкзак - 15 шт.

    Спальный мешок - 15 шт.

    Турковрики - 15 шт.

    Штормовой костюм - 15 пар.

    Рукавицы брезентовые - 15 пар.

    Ботинки туристические (типа " вибрам ") - 15 пар.

    Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.

    Система страховочная - 15 пар.

    Палатки - 5 шт.

    Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.

    Аптечка - 2 набора

    Компаса жидкостные - 8 шт.

    Курвиметр - 2 шт.

    Веревка основная (40 м) - 3 шт.

    Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.

    Карабин туристский с муфтой - 30 шт.

    Шлем защитный - 15 шт.

    Фонарь - 4 шт.

Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и методический материал.

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал

    Учебные материалы (тесты)

    Карты

    Учебные пособия для детей (таблицы)

    Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)

    Аудио - видео средства туристские, спортивные.

Методический материал.

    Методическая разработка

«Оздоровительная функция самодеятельного туризма»

«Подготовка к походу»

    Методическая разработка занятия

«Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра»

    Маршруты ст. Баракаевской, Мостовского района (в разработке)

    Научно-исследовательская работы учащихся

    Введение в программу «Пешеходный туризм»

    Разработка совместного занятия «Мама, папа и я – туристская семья»

    Видеофильмы на экологическую тему, как выживать в природе, краеведческая тематика и др.

Список литературы для преподавателя:

    Федеральный государственный образовательный стандарт.

Программа внеурочной деятельности.

Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.;

    Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма» Самойленко А.А. Краснодар,2011.

Информация из интернета

    Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

    Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998.

    Алексеев А.А. Горообразование и горный рельеф. М, 1999.

    Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997.

    Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

    Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.

    Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992.

    Куликов В. , Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М. , ЦДЮТур, 1997.

    Кошельков СА. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М., ЦДЮТ, 1997.

    Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТ, 1997.

    Курилова В.И. Туризм. М., «Просвещение», 1988.

    Клименко А.И. Карта и компас - мои друзья. М., Детская литература, 1975.

    Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.

    Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., «Пищевая промышленность», 1980.

    Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М., ВЛАДОС, 2000.

    Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.

    Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982, 2001.

    Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М, 1995;

    Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000

    Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению. Краснодар, 1995.

    Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994.

    Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма. Свердловск, 1990.

    Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995.

    Туристская игрот ека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000.

    Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.

    Экологическое воспитание т уристов, ЦРНБ «Турист», 1990.

    Энциклопедия туриста. М., 1993

Список литературы для учащихся

    Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар, Кн. изд., 1969.

    Канонников A . M . Природа Кубани и Причерноморья. Краснодар, 1977.

    Ковешников В.Н. Очерки о географических названиях Краснодарского края . Краснодар, КрайСЮТур, 1999.

    Куприн A . M . Занимательно об ориентировании. М., «Толк», 1996.

    Расторгуев М. Ситникова С. Карабинные узлы. М., «Кроу лимитед», 1995.

    Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.

    Фредерик Лисак «Горы». М., АСТ. Астрель, 2003.

    Энциклопедия туриста . М., 1993.

Ирина Савченко
Программа туристическо-краеведческого кружка «Юный турист»

Пояснительная записка

Туристический кружок занимает важное место в системе деятельности учреждения. Он способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивает познавательность, приобщает детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляет здоровье подростков. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.

Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в центре. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.

Туристический кружок ведет свою работу, основываясь на местном краеведческом материале. Туризм и краеведение в работе туристического кружка взаимно переплетаются, дополняют друг друга.

Обязательным требованием к работе кружка является воспитание детей и подростков в духе бережного отношения к природе, стремления охранять и приумножать природные богатства.

Внимание кружковцев обращается на то, как лучше выбрать место для установки палатки, как сохранить травяной покров при разведении костра. Какие ветки можно использовать для разведения костра, а какие нельзя, какой должна быть поляна после снятия бивака и т. д. Эти правила пользования лесом, лугом и т. п. изучают дети в туристическом кружке.

В кружке проводятся занятия по личной гигиене в походе, по овладению навыками оказания первой помощи пострадавшим.

На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы учится:

Составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

Фиксировать наблюдения;

Проводить простейшие исследования;

Вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи

карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

Делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

Ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Цель кружка:

Создавать активную группу в центре для яркой пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

Научить самостоятельно, находить решение в экстремальных ситуациях,

адаптироваться, вырабатывать навыки поведения в природе;

Расширение знаний детей о родном крае, привитие любви к окружающему

Привитие элементарных туристических навыков;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание духовно-нравственной культуры;

Воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет;

Укрепление здоровья детей;

Требования к функциональным характеристикам программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.

Форма обучения: очная, теоретические и практические знания.

Материальное обеспечение, технические средства: уютно-оборудованная комната для проведения занятий, магнитофон, компакт диски, иллюстрации, аудиозаписи.

Туристское снаряжение: палатки; рюкзаки; костровое оборудование; медицинская аптечка; веревка основная и вспомогательная (по 30 м)

Ожидаемый результат:

1. Дети смогут ориентироваться на местности по солнцу, компасу, карте.

2. Смогут самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях.

3. Изучат историю родного края, будут знать памятные места, даты и события. Познакомятся с героями Великой Отечественной Войны.

4. Окрепнет здоровье, дети будут выносливее.

5. Коллектив детей станет сплоченнее, станут помогать друг другу.

6. Научаться основам поведения человека во взаимодействии с природой

в разное время года.

7. Научаться определять лекарственные и ядовитые растения нашего края.

8. Научаться бережно относится к природе.

9. Научится оказывать первую медицинскую помощь.

Юный турист

Беседа. Что такое туризм?

Знакомство с видами туризма. Загадывание загадок, чтение стихов. Снаряжение туриста. Правила поведения в природе.

Беседа. Природа и безопасность человека.

Стихийные бедствия. Правила поведения в лесу во время опасности. Съедобные и несъедобные грибы.

Польза леса. Причины возникновения пожаров. Правила поведения в природе во время возникновения пожаров.

Беседа. Безопасность походов. Аптечка туристов.

Безопасные походы. Поведение туристов в лесу, на воде. Содержание аптечки туриста.

Экскурсия в природу. Тропа юных туристов.

Природа Отрадненского района.

Беседа. Берегите природные богатства.

Польза леса. Охрана и защита природы. Растения и животные занесенные в красную книгу.

Экскурсия в природу. Там, где течет река Уруп.

Подготовка к походу. Правила организации и проведения туристического похода. Правила поведения в природе. Наблюдение за сезонными изменениями. Загадки, пословицы и поговорки.

Беседа. Памяти павших будем достойны.

Герои, защищавшие нашу Родину. Прослушивание песни. Рассматривание фотографий. Возложение цветов к памятнику «Родина Мать».

Поход в природу.

Снаряжение туриста. Способы ориентирования на местности. Знакомство с компасом. Правила разведение костра. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Противопожарные меры.

Экскурсия в природу. Живописная долина Урупа.

Правила поведения возле водоемов. Развертывание бивака. Установка палатки. Правила разведения костра.

Экскурсия в природу. Отрадненский район – земля чудес.

Достопримечательности х. Ильич. Прохождение маршрута. Памятники природы. Красоты родного края.

Беседа. Край мой родной.

Жители Кубани. Растения и животные нашего края. Полезные ископаемые.

Экскурсия в природу. "Тайна леса". Польза леса. Наблюдение за сезонными изменениями.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Топ-топ,топает турист! Цель: знакомство с таким видом спорта, как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков взаимовыручки.

Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Программа туристического кружка

Юный турист

https://pandia.ru/text/78/158/images/image002_19.gif" width="8 height=14" height="14">

Туристско-краеведческие кружки занимают большее место в системе деятельности внеклассных учреждений. Они способствуют решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивают познавательность, приобщают детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляют здоровье школьников.

Краеведческая и экскурсионно -туристическая работа стала действенным средством формирования материалистического мировоззрения школьников, воспитания любви к Родине, углубленного изучения основ

науки, приобретение навыков самостоятельной работы, она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально – психологических качеств, физической подготовке, готовности к службе в вооруженных силах России.

Туристско-краеведческие кружки являются сферой многостороннего воспитательного воздействия. Такие кружки в школьных учреждениях, как правило, создаются для уч-ся 5-11 классов.

Работа на местности

Топографические знаки (15 основных знаков)

Работа на местности

Гигиена туриста,

Аптечка,

Первая медицинская помощь

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Работа на местности

Переправа по клади и в брод

Работа на местности

Разновидности туризма:

Водный и горный

Велотуризм

Работа на местности

Верёвки и узлы (проводник, бромштоковый, академический)

Масштаб. Чтение карты

Определение расстояния по карте

Способы ориентирования (по компасу, по местности, по признакам и т. д.)

Работа на местности

Оценка расстояний и времени. Определение времени

На местности

Движение по азимуту

На местности

Наблюдения в походе. Ведение дневника.

Охрана природы.

Организация и подготовка похода:

Привалы и ночлеги,

Установка и оборудование палатки,

Наведение верёвочных переправ.

Знакомство с полосой препятствий и преодоление ее элементов

Работа на местности с полной экипировкой для похода

Итого:192 часа.


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Введение

Инструктаж по т. б.

Литература

Туристскою-краеведческие возможности края:

Природа родного края его история,

Взаимосвязь с советом ветеранов войны и труда,

Взаимосвязь с краеведческим кружком ДДТ Усть-Таркского района

Походы, экскурсии

Распределение обязанностей,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение туриста,

Установка палатки,

Виды костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Занятия проводятся как на площадке так и в походе

Вязка узлов (двойной проводник, академический, схватывающиий одним концом)

Занятие на природе и в

кабинете ОБЖ

Топография и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Определение азимута

Проведение экскурсий и походов

Медицинские принадлежности в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Аптечка,

Транспортировка пострадавших

Работа в школе и в походе

Оценка расстояния и времени:

Определение расстояния до недоступного предмета,

Определение времени

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны природы, памятников истории и культуры

Экскурсии

Меры безопасности, самоконтроль и первая помощь в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Сооружение носилок из подручного материала,

Транспортировка пострадавшего,

Т. б. в походе

Занятия в школе и в походе

Наведение верёвочных переправ:

Параллельная переправа,

Маятник,

Переправа по бревну с само страховкой

Преодоление элементов полосы препятствий (ТПТ)

Итого: 192 часа


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Вводное занятие

Т. б., инструктаж,

Личная гигиена туриста

Литература

Повторение ранее изученного материала:

Туристско-краеведческие возможности края,

Однодневный поход,

Разбор похода, замечания

Топознаки и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Работа по местным признакам,

Ориентирование без карты и компаса

Работа в школе и в походе

Медицинские принадлежности в походе:

Первая помощь при различных видах травм,

Переноска пострадавшего

Работа на площадке и в походе, в школе

Вязка узлов:

Повторение изученных узлов,

Изучение новых узлов,

Применение узлов на практике

Работа в школе и в походе

Оценка расстояний и времени:

Масштаб, определение расстояния по карте,

Определение расстояния до недоступного предмета при помощи руки и линейки

Работа на площадке и в походе

Краеведческие наблюдения в походе:

Экскурсия в краеведческий музей,

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны памятников истории и культуры

Организация, подготовка и проведение похода:

Распределение обязанностей в походе,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение,

Установка и снятие палатки,

Виды костров, разжигание костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов,

Наведение верёвочных переправ,

Однодневный поход

Переправы:

По судейским перилам,

Самонаведение,

Спортивный спуск и подъём,

Переправа вброд,

Переправа «Маятник»

Работа на местности

Ориентирование:

Азимут на предмет,

Нахождение предмета по азимуту,

Составление топографической карты местности

Работа на местности

Двухдневный поход:

Повторение изученного

Преодоление ТПТ (элементов полосы препятствий)

Итого: 192 часа

Ожидаемый результат после первого года обучения:

Необходимо, чтобы дети знали историю, обычаи и культуру родного села, чтобы они могли решить простейшие экологические проблемы. Чтобы дети приобрели навыки:

Умения ориентироваться на местности,

Преодолевать простейшие препятствия,

Умели оказать первую медицинскую помощь.

Чтобы бережно относились к природе, были дружными, могли придти на помощь друг к другу.

Ожидаемый результат после второго и третьего года обучения:

Необходимо чтобы дети овладели более углубленными знаниями об истории родного края. Чтобы могли быть экскурсоводами и могли проводить грамотные экскурсии и спортивные соревнования для младших школьников. Чтобы дети овладели туристическими навыками, стали физически развитыми, для того чтобы легче преодолевать препятствия в походе. Чтобы дети были более выносливы и физически и морально. Чтобы из детей получился сплочённый, надёжный, дружный, весёлый коллектив.

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей программе запланированы разные темы туристско-краеведческого кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Даниловский центр детского творчества»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

Волкова Е.Н.

Педагогический совет

МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

№ от « » 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Возраст детей – 11 – 12 лет

Срок реализации – 1 год

Гайдамакина Людмила Николаевна – педагог

дополнительного

р.п. Даниловка

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

В предлагаемой программе туристско – краеведческое направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.

Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель дополнительной образовательной программы «Юный турист» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

  1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
  2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
  3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Туристско – краеведческая деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной работы.

Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 11-12 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать

свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1года

Этапы реализации:

Подготовительный этап: 1. Обсуждение и утверждение программы совместной

Работы школы и ЦДТ.

2. Определение контингента участников программы.

3.Создание группы педагогов единомышленников.

4.Проведение инструктажей по охране труда.

Основной этап: 1.Занятия кружка согласно расписанию (2 раза в неделю).

2.Организация экскурсии в г.Волгоград по историческим местам,

Посещение краеведческого музея.

3.Автобусные экскурсии в краеведческий музей Даниловки,

4.Пешие походы по родному краю.

5.Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап: 1.Оформление фотовыставки.

2.Оформление фотоальбома.

3.Проведение народных праздников.

4.Участие в районных туристических слетах.

Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

В работе данного кружка используются следующие формы работы , такие как:

  1. беседы, викторины,

Конференции, выставки, праздники.

  1. экскурсии по селу, в музеи,
  2. однодневные, двухдневные походы
  3. спортивные соревнования
  4. туристические семинары, слеты
  5. встречи с интересными людьми старожилами села
  6. оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

Защита проектов.

Режим занятий кружка построены на принципах открытости, добровольности, сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к

практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» рассчитана на 36 рабочих недель,4 часа в неделю всего 144часа Занятия проходят в кабинете географии Волгоградской области, спортзале, стадионе. Походы и экскурсии совершаются по разработанным маршрутам, за окрестности села.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В, Давыдова).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, экзамен, поход и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и

руководителей туристических кружков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краеведческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения.

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

1.2.

Воспитательная роль туризма

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

1.6.

Питание в туристическом походе.

1.7.

Туристические должности в группе.

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

1.10.

Туристические слеты и соревнования.

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

2.2.

Условные знаки

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

2.4.

Компас. Работа с компасом

2.5.

Измерение расстояний

2.6.

Способы ориентирования

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2.8.

Соревнования по ориентированию.

Краеведение.Направления туристско-краеведческого движения «Отечество»

3.1.

Родной край, его природные особенности.

3.2.

Изучение направлений туристко –краеведческого движения «Отечество».

3.3.

Туристические возможности родного края. Культурное наследие.

3.4.

Изучение района путешествия.

3.5.

Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

Общая и специальная физическая подготовка туриста

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

5.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

ИТОГО за период обучения

1 раздел: Основы туристической подготовки - 54ч.

ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».

Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №2: Воспитательная роль туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение туристско – краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ПРАКТИКА – 2ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды, умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ПРАКТИКА – 4ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.

ТЕМА № 5: Подготовка к походу, путешествию - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение района похода, составление плана, маршрута, составление графика движения.

ПРАКТИКА – 4ч.

Подготовка личного и общественного снаряжения, составление плана похода.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление меню и списка продуктов для похода, приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ПРАКТИКА – 4ч.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода, Подведение итогов.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 4ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 4ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 8ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 6ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 32ч.

ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.

ПРАКТИКА – 2ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.

ПРАКТИКА – 2ч.

Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение через контрольные пункты по азимуту.

ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

10 -

ПРАКТИКА – 2ч.

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

ПРАКТИКА – 2ч.

Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

3 раздел: Краеведение – 24ч.

Тема№1. Родной край и его природные особенности – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 2ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.

Тема№2. Туристско-краеведческое движение Волгоградской области «ОТЕЧЕСТВО» - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение направлений программы «Отечество»

Родословие, летопись родного края, культурное наследие, природное наследие экология, археология, поиск, военная история России Сталинградская битва дети Сталинграда, история детского движения, туристическое мастерство, школьные музеи.

ПРАКТИКА – 4ч.

Организация выставки творческих работ учащихся, конкурс рисунков «Война глазами детей», защита проектов по военной истории России.

11 -

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.

ПРАКТИКА – 2ч.

Экскурсии в музеи Даниловки, Березовки, Волгограда. Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 2ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

ПРАКТИКА – 2ч.

Выполнение заданий, опрос местного населения: концерты, спортивные соревнования, практическая помощь. Подведение итогов.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 22ч .

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.

ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 6ч.

12 -

ТЕОРИЯ – 2ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 4ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 4ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 4ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 12ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 2ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

13 -

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

ПРАКТИКА – 2ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конференций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.

14 -

ЛИТЕРАТУРА.
  1. Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.
  1. Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.
  1. Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.
  1. Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.
  1. Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.
  1. Оданович М.В. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.- М.: Глобус, 2008 г.
  1. Пашкович А.П. Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус 2008 г.
  1. Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  1. Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.
  1. Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.

Спортивный туризм - это вид спорта, основой которого является проведение соревнований на маршрутах, включающих в себя преодоление природных препятствий на дистанциях, расположенных и в естественной среде, или на искусственно созданном рельефе. Секции спортивного туризма предлагают разные по сложности и протяженности маршруты, так что каждый может выбрать для себя наиболее оптимальный.

Учреждения (школы, клубы) в разделе Спортивный туризм и ориентирование для подростков в Москве

Здесь представлены секции спортивного туризма и ориентирования, туристические клубы и школы для подростков 11 - 18 лет, юношей и девушек. Поиск подходящего места для занятий спортивным туризмом и ориентированием можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с вашим домом и работой или рядом со школой, где обучается подросток. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия для последующей записи подростка на спортивный туризм и ориентирование в Москве.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»