Национальный костюм удмуртов. Оригинальный удмуртский национальный костюм. Женские головные уборы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о нем. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 г., проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них.

Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов.

Исследователи второй половины ХХ в. расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи (дэрем) и распашного кафтана (шорт-дэрем), нижнечепецкие удмурты носили их только в паре. Белая холщовая женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских удмуртов вместо треугольного выреза - прямой разрез), прямыми рукавами с ластовицей из того же холста.

Рукава и подол украшали вышивкой. На рукавах представлены два ее вида: на предплечье - поперечная (пелё/колтыр-мач), по всей длине рукава - продольная с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских удмуртов) рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Девичья рубаха отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Красный ситцевый треугольник нашивался и на грудь. Грудной разрез делался, как в косинской традиции, на левой стороне груди и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от узора на женской рубахе лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII - первой половине XIX в. Бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивку сменил тканый узор, по подолу шла цветная тесьма. На рубаху надевали аналогичный ей по крою распашной кафтан с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы лишь на груди соединялись полоской вышивки или завязками.

В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэремы имели разные названия. Самым богатым по художественному оформлению был зцк кумач понэм, для отделки которого использовали большое количество кумача. Его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день Масленицы и Пасхи. На второй день этих праздников более подходящим считался кцтуло, украшавшийся полосками красных лент до низа живота. И тот, и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем, как и рубаха, к концу XIX в. претерпел изменения: воротник и рукава у него исчезли, проймы обшивались полосатым холстом. В бока вставляли косые клинья, спинку делали с отрезной присборенной талией; на подол нашивали ситцевую ленту. Белый шортдэрем такого покроя бытовал у верхнечепецких удмуртов до первой четверти ХХ в., однако повседневные зимние шили из пестряди, с длинными рукавами. Верхнечепецкий девичий шортдэрем отличался от нижнечепецкого воротником матросского типа и небольшой поперечной вышивкой на рукаве. Полы, воротник и подол украшали вышивкой.

Каждая пара рубахи и шортдэрема имела свой вариант съемного вышитого нагрудника (кабачи), который надевался поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

В конце XIX в. его заменил аппликативный нагрудник (муресазь).

Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. Состоявшая прежде, как и у северных удмуртов, из белой холщовой рубахи и шортдэрема, южноудмуртская рубаха конца XIX в. заметно отличалась от северной покроем и колоритом. Ее шили из пестряди. К центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья, рукава с клиньями, сужавшимися к кистям, с четырехугольными ластовицами. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу.

Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца (муресазь). Аппликативный съемный нагрудник (муресшет), аналогичный северным кабачи и муресазь, отличался от них тем, что надевался под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку (итэт/карта), а между нею и станом - узорную полоску.

В зависимости от района длина оборки составляла от 12-15 см до 40 см. Позднее появилась короткая вторая оборка.

Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Пермском крае - она аналогична башкирской.

Белый комплект из рубахи и шортдэрема в 70-е гг. XIX в. у южных удмуртов сохранялся лишь в свадебном костюме невесты в завятском варианте.

Сильно напоминая нижнечепецкий свадебный шортдэрем невесты, он к тому времени был заметно модернизирован. Сходство одежды нижнечепецких и завятских удмуртов объясняется их единой этнической основой. Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны и передник (айшет/азькышет/ашшет). Северные передники были без грудки и надевались поверх шортдэрема, южные шили с высокой грудкой. Праздничный нижнечепецкий и завятский костюмы имели поясные подвески (урдэс кышет). В наряд завятской невесты входил также вышитый пояс зар.

Верхняя теплая одежда удмуртов - длинные полушерстяные и суконные кафтаны (зыбын, камзол, дилян/дьсь, дукес) двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой и с отрезной спинкой с борами по талии. Аналогичны по крою овчинные шубы, нагольные или крытые тканью.

Мужские и женские шубы кроились одинаково.

Головной убор женщины указывал на ее семейный статус. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые или овальные холщовые шапочки (такья), обшитые кумачом, бисером и монетами; головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками (йыркерттэт, укотуг), и платки. В бавлинском варианте бытовала налобная повязка тятяк с надетым на нее большим бантом (сюрок), сделанным из платка.

Еще в 1970-е гг. девушки надевали их на свадьбу.

Замужние северные женщины поверх платков и налобных повязок надевали головное полотенце (весяккышет, йыркотыр) с вышитыми или ткаными красными полосками концами, южные - налобную повязку (йыркерттэт), украшенную по нижнему краю бусами и монетами, в сочетании с головным полотенцем (чалма), конусообразным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы чалмы служили наспинным украшением. С завершением детородного периода чалму заменяли надеваемой под платок холщовой шапочкой (пельшет) с висящими на спине лопастями. Праздничный наряд женщины включал украшения из бус, монет, раковин: ожерелья, серьги, перевязи и пр. Завятскую удмуртку можно узнать по овальной форме нагрудного украшения из монет чыртыкыш (в отличие от прямоугольных уксё-тьрлык в южных районах Удмуртии) и рядами лент и тесемок, нашитыми на низ оборки платья. Удмуртский женский костюм имеет общие черты с костюмом других народов Волго-Камья. Повседневной женской и мужской обувью были лыковые лапти (кут). Женщины их носили с вязаными узорными чулками и носками, мужчины - с онучами. Мужские лапти не отличались от русских лаптей.

Праздничной обувью женщин были ботинки, у мужчин - сапоги. Зимой те и другие носили валенки.

Мужской костюм был схож с русским: белая холщовая рубаха до колен, подпоясанная узорным плетеным поясом (кускерттон) или ремнем. В праздники и на моленья надевали широкий радужный тканый пояс путо, штаны с широким шагом.

Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Подвергаясь интенсивному влиянию общегородских и общеевропейских форм одежды, влиянию моды, требованиям времени, в быт входила одежда из фабричных тканей. Менялся и крой, вызвавший отказ от некоторых традиционных элементов костюма.

Мужские зимние кафтаны вытеснялись полупальто, полушубками, а летние - пиджаками. Отказавшись от айшона, женщины перешли на платки. В процессе модернизации удмуртский костюм в целом упростился. Ныне удмуртки носят общегородскую, общеевропейскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд; в своем гардеробе его имеют все сельские и многие городские жители. Превращение национального костюма в праздничный свидетельствует об осознании его как этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение. В перспективе традиционная одежда в качестве этнической метки дольше сохранится в сельской местности, а функционально - в празднично-обрядовой сфере. Осознаваясь в качестве этноидентифицирующего признака, она имеет и этноинтегрирующее значение.

Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

Слайд 2

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

Л.А.Молчанова

Слайд 3

Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

Слайд 4

Удмуртская одежда шилась из:

  • холста сукна овчины

В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

  • северный южный
  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

    Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

    Слайд 7

    Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

    Слайд 8

    Костюм Азелинского времени 3-5 века

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

    Слайд 9

    Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

    Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

    Слайд 11

    Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

    Слайд 12

    Женский и девичий костюмы 16-18 вв.

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

    Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

    Слайд 14

    Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.

  • Слайд 15

    Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.

  • Слайд 16

    Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

    Слайд 17

    Завятский (арский) костюмный комплекс.19 – середина 20 в.

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

    Утямышева Юлия

    Одежда и праздники удмуртского народа

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней

    общеобразовательной школы с. Новая Смаиль Малмыжского

    района. Учебно-исследовательская работа.

    Одежда и праздники

    удмуртского народа.

    Работу выполнила ученица 9

    Класса Утямышева Юлия

    МКОУСОШ с. Новая Смаиль

    ул. Школьная,2.

    Руководитель:

    Гильмутдинов Ильяс Гайфуллович

    учитель географии МКОУСОШ

    с. Новая Смаиль

    2012 год.

    Стр.

    Введение 3

    I. Национальный удмуртский костюм 4-5

    Одежда южных и северных удмуртов Слободского района

    И Кировской области в сравнении 6-7

    II. Календарно - обрядные праздники:

    А) Великий пост. Пасха; 8

    Б) Троицкая неделя. Семик. 8

    III. Традиционные блюда. 9

    IV. Песни и пляски в жизни удмуртов. 10

    Заключение. 11

    Приложение.

    Литература. 12

    Введение.

    На пригорке - родная деревня.

    Хорошо у меня на душе.

    Речка Китячка меж старых деревьев

    Деловито шуршит в тишине.

    Наслаждался простором и тишью,

    И чувствовал сердцем, что я

    В этом радостном крае - не лишний

    И душа отдыхала моя. (ФедорВасильев).

    Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Цель жизни каждого поколения - создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей. Я считаю, что люди, благодаря немалым трудам, в какой - то мере выполнили свой долг перед прошлым и будущим и внесли достойный вклад в копилку ценностей, жизненно необходимых каждому поколению.

    Я провела исследовательскую работу о традициях, обычаях и национальной одежде удмуртов. Также, я в своей работе отметила важнейшие обрядовые праздники удмуртского народа. Я горжусь своим народом и считаю, что мы должны знать и помнить быт и религию наших предков.

    Я выбрала эту тему, так как считаю, что одежда и праздники занимают важное место в жизни каждого удмурта. Меня завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы.

    Исходя из этого, объект моей работы - традиционная одежда удмуртов.

    Предмет моей исследовательской работы - исчезновение удмуртских обрядов и традиций.

    Цель исследования - изучить обычаи удмуртского народа, путем сравнения одежды и традиций северных и южных удмуртов.

    Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

    Расспросить жителей моей деревни, записать интересные факты;

    Мой народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и мы сами забываем свой язык. Я написала эту работу, чтобы затронуть забытые народом праздники и традиции. На мой взгляд, выбранная мною тема, актуальна на сегодняшний день. Я могу предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. При написании этой работы возникли небольшие трудности при сборе материала. При написании работы мне очень помогли заведующая Пор - Китякской библиотекой Трухина Алевтина Николаевна, моя бабушка Асанова Евдокия Тихоновна и долгожительница нашей деревни Камаева Татьяна Семёновна (1915).

    Национальный удмуртский костюм.

    Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Известный писатель - этнограф Всеволод Лебедев не случайно, наверное, писал: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась.» Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки (дэремы) и верхние рубашки (шортдэремы) укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно - родственным надзором находилась обрядовая одежда (нерге дись). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды, у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая. К обрядовым относится свадебная (сюан дись) и погребальная (кулэм мурт дись).

    Есть три великих вечных цвета.

    Красный, черный, белый.

    Солнце красное,

    Земля чёрная,

    И всё это - белый свет.

    Божественные три цвета -

    Белый, красный, чёрный.

    Национальный удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук - служило оберегом от несчастья. Оберег - предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто - ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней. Мне хочется расск азать и про мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины

    носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс - оберег.

    Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти, придавали мужскому костюму национальный колорит. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В качестве верхней одежды носили «зыбын» и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой - суконный кафтан «дукес» и шубу «пась». Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Девушки носили шапочку такъю и различные головные повязки; замужние женщины - сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки «йыркерттэт», полотенца - «чалмы», высокой шапки из бересты - «айшона» со спадающим на спину покрывалом - «сюлыкош». Пожилая женщина вместо «чалмы» и «айшона» носила «пелькышет» - холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.

    Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы, на личике представлено как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток. Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения. Кроме колец, серег, браслетов, бус носили еще и нагрудные украшения из монет, полудрагоценных камней, бусин, подвесок - оберегов. Украшения передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше. Подновлялись лишь при необходимости. Вот почему в них есть и архаичные черты - не только нагрудная, но и наспинная части, родовые амулеты (талисманы).

    Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом. Я могу утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.

    Одежда северных и южных удмуртов в сравнении.

    Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные, южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями. Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником (азькышет) без груди. У южных удмуртов к этому времени одежда сохранялась лишь в качестве ритуального, для остальных случаев шили дэрем (платье) из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны (зыбын, дукес, сукман) и шубы (пась). Обувь - узорные чулки, вязаные (пыдвыл) или сшитые холщовые носки (чуглэс), лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки (ката), валенки (гын сапег). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные - неотрезными и без сборок, но приталенными.

    В наборе удмуртских головных уборов - налобная повязка (йыр керттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон). На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы - платок (кышет), налобная повязка (уко туг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера (чыртывесь, чыртыкыш, уксе тирлык); чересплечные перевязи (камали, бутьмар); серьги (пель угы); цепочки (жильы); кольца, перстни (зундэс); браслеты (поскес); бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах . Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных - монеты.

    Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха - косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами (кускерттон, путо). Мужские головные уборы - валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь - холщовые или шерстяные онучи (бинялтон, ыштыр), лапти (кут), сапоги (сурон сапег), валенки (гын сапег). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские

    платья (дэрем) из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского тип а.

    Календарно - обрядные праздники.

    Важную роль в жизни удмуртов играют календарно - обрядные праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Обрядное содержание календарных праздников состояла из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванные отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Весенне-летний цикл (гырыны потон, акашка, гербер, куарсур) был связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на дружные всходы нового урожая. В основе осенних обрядов (виль жук, сизьыл юон, кутсан быдтон) - благодарение в честь собранного урожая, утверждение дальнейшего благополучия. Новый год удмуртского земледельца начинался весной, с началом нового земледельческого сезона.

    Великий пост. Пасха.

    Пасха - главный удмуртский праздник. К ней готовятся заранее: копят яйца, которые красят луковой шелухой, накануне пекут куличи, варят пшеничную кашу. Празднуют его неделю. Первый день ходят по родству, один род к другому не заходит. Во второй день пожилые уходят в Пор - Китяк, в гости, а молодежь из двух деревень в Удмурт - Китяк с песней и пляской, ходят по домам, а в третий день меняются местами. Во время этих пасхальных праздников устраивают соревнования на лошадях и бег среди населения, хороводы, игры, качания на качелях. Обычно хороводы водит молодежь.

    Троицкая неделя. Семик.

    После пасхи седьмая неделя называется Троицкой. Каждый вечер молодежь собиралась возле качели до Троицы. Вечером, перед Троицей их снимали. Мероприятие было очень зрелищным. Снимать качели доставалось самому ловкому. После снятия молодежь шла обходить поля с песнями и плясками и возвращалась только под утро, где их встречало старшее поколение.

    Основная обрядность этой недели связана с растительностью, а также с поминанием умерших предков. Поминки устраиваются в Семик (четверг на Троицкой неделе). Ходят на кладбища, едят поминальную еду: блины, рыбные пироги, яйца, конфеты, оставляют эту еду на могилах. Возможно, древние корни Троицкой и Семицкой обрядности связаны с принесением жертвы предкам.

    Традиционные блюда удмуртов.

    Основу питания удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. В рацион включают дикорастущие дары природы: грибы (губи), ягоды (будос емыш), различные травы (турын - куар). В сушёном и солёном виде их заготавливают на зиму. Традиционные хлебные изделия: подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), в прошлом из гречишной и овсяной муки, теперь чаще пшеничные, блины с маслом и кашей (жуко мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками - мясной, грибной, капустной; всевозможные пироги из кислого и пресного теста. Одно из любимых блюд - пельмени (пельнянь), мясные, капустные, творожные. Варят различные супы (шыд): с лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой, уху; весной - щи из дикорастущей зелени, например, крапивы (пушнерен шыд). Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши (жук) из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные блюда: простокваша, ряженка (йолпыд, чырс йол). Как и блюда из яиц, масло (вой) и сметана (йолвыл, нокы) в прошлом были ритуальной пищей.

    Приложение № 1

    Песни и пляски в жизни удмуртов.

    Я считаю, что песня, как никакой другой жанр фольклора, занимает исключительно важное место в жизни удмуртов. Песня сопровождала удмурта с рождения до самой смерти. «Улон - вылон» - цикл жизненного бытия, все его важнейшие этапы были отмечены песенными ритуалами, признанными способствовать успешному прохождению человеком его кругооборота жизни. Цикл жизни удмурта включал три свадьбы: свадьбу младенца, когда человек обручается со всем белым светом; свадьба в обычном понимании, когда человек обручается со своим суженым; свадьба - похороны, когда человек обручается с землей, с потусторонним миром. Появление человека отмечали песнями. Приходили родственники, соседи с вкусными подарками в честь новорожденного, одним из самых дорогих подарков считалась специально сложенная песня, в которой славили родившегося младенца, желали ему добра, радости.

    С достижением возраста «быдэ вуэм» (когда человек считался готовым к семейной жизни), начинали готовиться к свадьбе. Много было разных хлопот, важное место среди них занимали песенные. Весь свадебный ритуал строился как своего рода состязание двух хоров: со стороны жениха и со стороны невесты. Лишь в конце свадьбы оба хора могли спеть общую мелодию, символизируя единство семьи.

    Когда человек завершал свой жизненный цикл, готовили последнюю, безвозвратную свадьбу - похороны. Часто хоронили в подвенечном платье, пели любимые песни покойного.

    Когда парень достигал совершеннолетия, он отправлялся в армию, перед этим юноша вбивал в матицу дома серебряную монету, а по возвращении выдергивал ее оттуда зубами. Считалось, что он теперь достиг возраста «кын корт куртчан дыр», «возраста, когда он может перекусить стылое железо», то есть в расцвете сил. Пока солдат находился на службе, его портрет берегли, не забывали. Ведь человек живет до тех пор, пока его помнят, пока не умолкла, не потерялась его песня. К сожалению, многие удмуртские песни сейчас уже безвозвратно умолкли, навсегда затерялись в океане забвения. И все - таки, думается, народная песня не умолкнет, пока живет народ. Вопреки многому мой народ ещё поет. Хочется верить, надеяться, что все к лучшему. Мы, удмурты, совсем немногочисленный народ, очень не многое, наверное, зависит не от нас в мире.

    По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь и танцевать.

    Популярные удмуртские танцы - хождение по кругу с танцевальными движениями (кругэн эктон), парный перепляс (ваче эктон), женский танец покаток (ширъян), мужской танец (тыпыртон), фигурные танцы типа кадрили. Удмуртские танцы исполнялись с магическими словами и песнопением во время праздников и были слиты в единое целое, из которого постепенно выделились хороводы и пляски. Существовали ритуальные танцы календарных обрядов. Пение и танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Во время праздников, вся деревня собиралась возле какого - нибудь двора и пела песни, плясала под гармошку. 10

    Приложение № 3.

    ШУДОН ПОЛ ГУРЪЁЗ.

    1. Ай - кай но арлэн ортчемез, ай - кай, -

    Кускись путолэн но юсьтэмез, ай - кай.

    2. Посьтоно но путо мед ик посьтоз,

    Ортчонтэм ик но даур лусал ке, ай - кай.

    3. Гурезь но бамын сьод пушнер, ай - кай,

    Солэн гынэ шараз сьод сутэр, ай - кай.

    4. Сьод сутэр кадь ик синъёсыд, ай - кай,

    Горд намер но кадь ик бамъесыд, ай - кай.

    ПЕРЕВОД:

    ХОРОВОДНО - ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

    1. Ай - кай год, да проходит (так быстро), ай - кай,-

    Словно кушак изнашивается, ай - кай.

    2. Кушак (который должен износиться) пусть износится,

    Лишь бы годы наши (молодые) не проходили, ай - кай.

    3. На склоне горы оза густая крапива, ай - кай,-

    В ее зарослях черная смородина, ай - кай.

    4. Глаза твои, словно черная смородина, ай - кай,

    Щеки твои, словно ягоды костяники, ай - кай.

    СЕМЫК СЯЛЕ.

    1. Тэтэ сяськадэ бичатэк кыли,

    Али уз тоизы шуыса,

    Верано кылме вератэк кыли,

    Али уз кошкы шуыса.

    2. Кыдёкык адске, чиль - дол адске

    Та кебитэдлэн тунганэз.

    Кыдёкын кылиське, мусо кылиське

    Милям туганлэн куараез.

    ПЕРЕВОД:

    ТРОИЦКАЯ ПЕСНЯ .

    1. Цветы, не собрав, оставила,

    «Еще не отцветут,» - думала.

    Желаемые слова недосказала,

    «Еще не уйдет,» - думала.

    2. Издалека виден, блестит - переливается,

    Замок на этом магазине,

    Издалека слышны, милыми кажутся

    Заключение.

    Когда я начала писать эту работу, я не предполагала, что обычаи и традиции моего народа настолько богаты, своеобразны, редки. Я считаю, что каждый народ создавал свою культуру по - разному, в зависимости от тех материальных и социальных условий, от той природы, среди которой протекала его жизнь. Моя работа - культурное наследие народа. Я убедилась, что работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила удмуртской одежде и праздникам. Изучив культуру своего народа, я выяснила, что старинные обряды и традиции остаются в прошлом, забываются и редко кто может их вспомнить. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, его письменность, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому хоть капельку своих сил и знаний, но я думаю, что найдутся такие ученики, которых заинтересует моя работа и они продолжат изучение праздников и национального удмуртского костюма.

    Я думаю, что при работе над этой темой, я смогла заглянуть в прошлое своего народа. К сожалению, мы - удмурты, совсем немногочисленный народ, но мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наши обычаи, традиции и в частности народ. Я очень благодарна тем, кто помогал мне при написании этой работы и от всей души желаю им крепкого здоровья, семейного благополучия и долгих лет жизни.

    Литература.

    I. 1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

    2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

    3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

    4. «Кенеш», 2007г.

    5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

    II. При сборе материала мне помогли:

    1. Асанова Евдокия Тихоновна;

    2. Камаева Татьяна Семеновна;

    3. Трухина Алевтина Николаевна.

    Красный сюлык. Женские нагрудные украшения.

    Южные удмурты. Серебро, кораллы, бисер, стекло.

    Южные удмурты.

    Нагрудное чересплечное

    женское украшение.

    Женщины в национальных одеждах.

    Серьги. Серебро, литье. Женская рубаха.

    Дэрем. Платье - рубашка. Северные удмурты .

    Приложение № 2

    СЮАН ЗОУТ.

    1. Жужыт но жужыт гурезь но йылад

    Озорник чожед пи поттэ, ай,

    Пиез Бен вуоз но, лобзоз но кашкоз,

    Анаез кылёз бордыса, ай.

    2. Кубиста вылэ ву ин кисьталэ,

    Кубиста вуэз яратэ, ай.

    Анай - атайлы зёч кыл вералэ,

    Анай соос зёч кылэз ярато, ай.

    3. Бончае кешыр пунтытэн гинэ,

    Ой тод бакчалэсь небытсэ, ай.

    Ачим Бен анай луытэк гинэ,

    Ой тод анайлэсь кадырдэ, ай кай.

    ПЕРЕВОД:

    СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ.

    1. На вершине высокой да высокой горы

    Озерная утка птенцов выводит, ай.

    Детки да подрастут, да улетят, да насовсем,

    Мать останется в слезах, ай.

    1. Капусту водой поливайте,

    Капуста воду любит, ай.

    Отцу с матерью добрые слова говорите,

    Мать доброе слово любит, ай.

    1. Не посадив в огороде морковь,

    Не узнала, какая мягкая в огороде земля.

    Пока сама да матерью не стала,

    Не познала материнского уважения, ай хай.

    Приложение № 4.

    СЕМЫН ДЫРЬЯ ВОЗЬ ВЫЛЫН КЫРЗАН.

    1. Жужыт, жужыт юртъёстыно,

    Югыт жуась тыльёсты,

    Ортчыса кошким, шултыса кошким,

    Секыт вылэм умъёсты.

    2. Вало дурти, возьёс вылти

    Ветли огнам кырзаса,

    Киям бычай льомпу сяська,

    Ас гажанли малпаса.

    ПЕРЕВОД:

    ЛУГОВАЯ ПЕСНЯ (ТРОИЦА).

    1. Высокий, высокий ваш дом да,

    Ярко горящие ваши огни

    (Ваш дом) когда прошли, свистнули,

    Крепкий («тяжелый), оказывается, ваш сон.

    2. Вдаль Валы по лугам

    Бродила я, песню напевая,

    Собирала черемуховый цвет,

    О своем любимом думая.

    Приложение № 5.

    ЧАСТУШКАОС.

    1. Ву Берга но, ву Берга но,

    Ву вылын шукы Берга.

    Сюлмы малпаса бордэ но,

    Синкыми уг поты.

    1. Кошкись вуэ кошкисько вал

    Чабкас пасьта боз понна.

    Пинал дырли быдтисько

    Сьод синкашо пи понна.

    3. Голькыт, чагыр сяська пушкын

    Жот - жот кырза учыед

    Жот - жот кырзась учыед казь,

    Жот - жот гажа сюлэмы.

    ПЕРЕВОД:

    ЧАСТУШКИ.

    1. Вода кружит да, вода кружит да,

    По воде пена кружит.

    Душа в раздумьях плачет да,

    А слезы не идут.

    2. В бурный поток чуть не не упала было

    Из - за ткани шириной в ладонь.

    Молодость свою гублю

    Из - за чернобрового парня.

    1. Среди розовых, голубых цветов

    Громко поет соловей,

    Как громко поющий соловей,

    Сильно любит мое сердце.

    Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

    Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность - «Художественное проектирование костюма».

    Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную - картин, подвесок, сумок - в том, что они существуют в единственном экземпляре.

    Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

    «Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

    Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад - на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. "Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

    Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

    Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

    Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

    По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала".

    Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до нач. XX в. почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов - северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов.
    Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

    Праздничный костюм молодой замужней женщины. Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

    Костюм молодой девушки.
    Вятская губерния. Удмурты. XIX в.


    Одежда срединных удмуртов впитала в себя некоторые черты северных и южных удмуртов. Основу костюма составляла рубаха с декоративным аппликативным нагрудником, поверх надевали распашной кафтан из белой льняной домотканины. Спинка кафтана отрезная и присборенная в талии, полы прямы, рукава втачные. Женский головной убор – аппликативный треугольный платок. Его надевали поверх шапочки.
    Одежда бесермян близка по своему покрою к южноудмуртской. Она туникообразного покроя, грудной разрез прямой, вокруг него пришивались полосы цветастого ситца, с небольшой оборкой. Шилась в основном из клетчатой домотканины. Носилась в паре с распашным кафтаном из клетчатой или продольнополосатой домотканины красных тонов.
    Особенно активно украшалась праздничная одежда удмуртов. Она включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты, и т.д.



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»